Мы работаем по всей России

Консультация
Заполните форму и мы вам перезвоним
Имя
Телефон

Виды инструктажей по охране труда на ЖД требования техники безопасности

Общие сведения

Работы, связанные с эксплуатацией железных дорог (обслуживанием поездов и строительной ж/д техники, перевозкой людей и грузов) считаются особо опасными (Гражданский кодекс РФ, ст. 48.1).  

Так как возможно:

  • столкновение с движущимся составом;
  • получение травм при загрузке-выгрузке вагонов, ж/д цистерн и контейнеров (падение тяжелого оборудования с высоты, отравление и ожоги химическими веществами);
  • травмирование движущимися элементами механизмов при эксплуатации грузоподъемных машин и поездов;
  • поражение током при обслуживании ж/д электролиний.

Опасность представляют также:

  • повышенное содержание пыли, вредных паров и газов в воздухе;
  • высокий уровень шума и вибрации;
  • слабая освещенность территории при работе в туннеле в ночное время;
  • работа на ветру, в условиях жары или холода;
  • расположение рабочего места на достаточно большой высоте (возможность падения);
  • большие физические нагрузки;
  • контакт с грубыми, шероховатыми поверхностями оборудования.

Согласно правилам по охране труда, на ж/д объектах (Приказ № 652н Минтруда от 25.09.2020) работодатели обязаны принимать меры для снижения вредного воздействия этих факторов и обеспечения безопасности работ.

Контролем техисправности железнодорожного транспорта, обеспечением пожарной и экологической безопасности,  организацией охраны труда занимается ЦДИ (центральная дирекция по инфраструктуре РЖД).


 

Как происходит обучение ОТ

К работе на РЖД допускаются лица старше 18 лет, не имеющие медпротивопоказаний, психически здоровые.  Поступающие должны иметь среднее или высшее профильное образование, пройти подготовку по ОТ и ТБ. Трудовая деятельность работника начинается со стажировки и проверки знаний в сфере трудовой безопасности.

Если совмещаются две разные должности, то обучение (а также проверка квалификации) проводится отдельно по каждому профилю. Например, можно совмещать такие профессии, как «монтер ж/д пути» и «машинист строительного ж/д оборудования». Обучение по ОТ организуется в очной, заочной или дистанционной форме (СДО).
 

Что предусматривает

Обучение с использованием системы СДО-РЖД и инструктажи различных видов проводятся для ознакомления работников с особенностями производственной инфраструктуры, госстандартами и правилами эксплуатации ж/д оборудования.

Предусматривается выполнение требований, изложенных в НПА. К ним относятся:

  1. Приказы Минтранса РФ о правилах технической эксплуатации железных дорог: №№ 36, 54, 349, 472 (январь-декабрь 2018 года), № 250 (23. 06. 2022).
  2. Постановление Госгортехнадзора № 07/12467-ЮД (24.12.2002).
  3. Техрегламент Таможенного Союза (обеспечение безопасности высокоскоростного ж/д транспорта) в ред. 06.04.2022.
  4. Стандарты СТО РЖД 15.001-2016 (общие положения), 15.014-2016 (порядок ОТ контроля на РЖД), 15.015-2016 (технические требования).
  5. ТК РФ раздел 10 (ст. 196, 197, 214, 215, 219).
  6. Приказ Минтруда № 772н (29.10.2021) – о требованиях к разработке инструкций по ОТ.
  7. Постановления Правительства: № 2464 (24.12.2021) (новый порядок обучения, проверка знаний по ОТ) и № 1830 (организация рабочих мест).
  8. Распоряжение № 2585 ОАО РЖД в ред. 29.01.2021 г. (утверждение ИОТ в локомотивных бригадах).
  9. ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» (с изменениями 29.12.2022 г.).
     

Проверка знаний

Рядовые работники и ж/д специалисты проходят очередную и внеочередную аттестацию.

Очередные проверки знаний осуществляются в запланированные сроки.

В комплексную комиссию входят начальники технологических и кадровых служб, а также специалисты по ОТ. О проведении очередной плановой проверки работников предупреждают за 15 дней. Такие мероприятия организуются не реже 1 раза в 3 года (часто даже 1–2 раза в год, в зависимости от характера профрисков и сложности операций).

Внеочередные проверки проводятся, когда:

  • вносятся изменения в законодательство по ОТ;
  • вводятся новые технологии, модернизируется оборудование; в связи с этим у работников появляются новые обязанности, а нормы ОТ нуждаются в корректировке;
  • специалист получает новую должность, требующую дополнительных знаний по ОТ;
  • надзорные органы (Ростехнадзор, Ространснадзор, Гострудинспекция) или профсоюзы выявляют нарушения требований по охране труда на определенном участке работ;
  • возникают аварии, несчастные случаи, необходимо расследование  причин, выявление виновников ЧП;
  • работник возвращается к выполнению обязанностей после перерыва длительностью 6–12 месяцев (срок проверки зависит от деятельности и меры ответственности сотрудника).

Примечание. Внеочередные проверки иногда организуются для оценки знаний в какой-либо конкретной области ОТ (например, проверяется осведомленность о новых НПА по охране труда). Чаще всего работников тестируют по общим вопросам производственной безопасности.

 

Виды инструктажей

Инструктажи по ОТ подразделяются:

  1. По профессиям (для монтера, автослесаря, приемосдатчика).
  2. По должностям (для проводника, начальника вокзала, диспетчера, машиниста тепловоза, старшего мастера локомотивного депо, оператора-вагонника, дежурного помощника начальника станции – ДСП).
  3. По типу выполняемых работ (для составителя поездов, осмотрщика вагонов, сигналиста).

В зависимости от времени и периодичности занятий различают следующие виды инструктажей по охране труда РЖД:

  1. Вводный.
  2. На рабочем месте (первичный, повторный, внеплановый).
  3. Целевой.
     

Вводный

Организуется для вновь принимаемых работников, стажеров, практикантов, командированных сотрудников. Мероприятие проводится до начала самостоятельной деятельности. Его цель – обзорное знакомство с принципами ОТ, с требованиями к соблюдению режимов труда-отдыха, производственной дисциплины и норм безопасности. Вводное занятие проводится, как правило, однократно.

На заметку. Вводный инструктаж организуется снова лишь при переходе (переводе) работника на другой объект – с иными производственными операциями, с другим внутренним распорядком и спецификой деятельности.

 

Первичный

Работника знакомят с непосредственными обязанностями. Рассказывают о:

  • факторах опасности и рисках, существующих на рабочем месте;
  • содержании локальной документации по ОТ, назначении и заполнении учетных журналов, правилах выдачи и хранения таких книг;
  • необходимости соблюдения ТБ и приемах безаварийной работы.
     

Повторный

Проводится для напоминания о производственных обязанностях, повышения ответственности за соблюдение требований ОТ. Работник воспринимает повторные наставления более осознанно, основываясь на собственном опыте. Такие инструктажи проводятся каждое полугодие (или чаще). При этом вспоминаются ранее полученные знания, добавляются новые требования в связи с усложнением работ, появлением законодательных новшеств. 
 

Внеплановый

Внеочередной инструктаж проводится:

  • по требованию надзорных и вышестоящих органов (в связи с выявлением дополнительных профессиональных рисков и дисциплинарных нарушений);
  • при внесении поправок в локальную ОТ документацию;
  • в случае внедрения новых технологий, замены оборудования;
  • при появлении существенных новшеств в законодательстве по ОТ;
  • после аварий или выявления серьезных угроз трудовой безопасности (при необходимости особого предупреждения работников, не соблюдающих правила ОТ);
  • в случае прерывания работ на 2 месяца и больше (для особо опасных работ – после 30-дневного перерыва);
  • по распоряжению работодателя.
     

Целевой

Такой инструктаж организуется перед выполнением особо ответственных или разовых производственных действий. Во время занятия объясняются обязанности работника в области охраны труда с учетом конкретной ситуации.

Целевые инструктажи проводятся:

  • при ведении спасательных операций, перевозке опасных грузов, проведении работ в необычных погодных условиях;
  • перед получением наряда-допуска на выполнение специальных заданий;
  • накануне проведения общественных мероприятий (субботников, экскурсий по производственной территории, поездок на другие объекты для обмена опытом, массовых рабочих собраний).
     

Требования

Вводный инструктаж проводится для всех работников.

Первичный, повторный и целевой – для тех, кто занят обслуживанием и эксплуатацией технических устройств и транспорта, ведением документации по ОТ, а также для ж/д строителей, инженеров, сотрудников служб электро-, пожаробезопасности.

Для работников некоторых категорий прохождение таких инструктажей необязательно (к примеру, для уборщиц, сотрудников привокзального буфета). Руководители железнодорожных участков и служб должны утвердить список лиц, освобождаемых от прохождения подобного обучения и аттестации знаний.

В соответствии с Постановлением № 2464 вводный инструктаж проводит сотрудник в должности специалиста по ОТ или уполномоченный представитель руководства ж/д предприятия. Занятия проходят в специальном кабинете (в помещении, оборудованном плакатами, пособиями, устройствами для просмотра фото и видео).

Инструктажи на рабочем месте проводит начальник участка, отделения (бригадир, старший мастер, начальник смены, прораб).

Целевой инструктаж организует непосредственный руководитель работ. Он проводит занятия на объекте, в период подготовки к выполнению заданий.
 

Когда необходимо повышение квалификации

Для расширения теоретических познаний и совершенствования трудовых навыков по ОТ проводится повышение квалификации работников.

Во время инструктажей по ОТ они получают только сведения, касающиеся выполнения работы узкого профиля, на определенном рабочем месте.

Повышение квалификации по ОТ – это более обширное обучение (ст. 219 ТК РФ). Оно проводится  для сообщения дополнительной профессиональной информации, совершенствования имеющихся знаний.   Компетентность в трудовом законодательстве и деятельности системы управления ОТ позволяет работнику рассчитывать на более престижную должность, повышает интерес к профессии.

Такое обучение проводится за счет организации. Согласно ст. 196 ТК, работодатель самостоятельно определяет необходимость повышения квалификации сотрудников.

В коллективном договоре отражаются условия и порядок такого обучения.

Оно организуется в тех случаях, когда:

  • работник претендует на получение должности, требующей более серьезной подготовки в области ОТ, например, специалиста ОТ или руководителя СУОТ;
  • работодатель заинтересован в повышении квалификационного уровня персонала, поскольку заботится о престижности компании, увеличении спроса на продукцию;
  • деятельность предприятия связана с повышенной опасностью, поэтому возглавлять работы должны опытные высококвалифицированные специалисты;  на РЖД особая ответственность лежит, например, на машинистах поездов, диспетчерах, операторах путевых машин (рельсоукладчиков) – для них повышение квалификации проводится в обязательном порядке каждые 5 лет (возможно, чаще, если производится замена оборудования или технологий).

Существует две формы повышения квалификации: внутренняя (силами собственных специалистов) и внешняя (на курсах в лицензированных учебных центрах).

По окончании обучения и сдачи экзамена специалист получает удостоверение о повышении квалификации.

https://mippip.ru/upload/medialibrary/c13/x1niruy075zyn2tndnwbhw301wazvk3r.jpg

Программы повышения квалификации могут быть краткосрочными (рассчитанными на несколько дней) и долгосрочными (на 4–5 недель). Формы обучения очные, заочные.

Уже с 2012 года в системе ОАО РЖД активно используется дистанционное обучение (СДО) рядового и руководящего персонала:

  • локомотивщиков, путейцев;
  • сотрудников РЦС (региональной централизованной связи);
  • работников служб железнодорожного движения, СЦБ (сигнализации-централизации-блокировки).

СДО позволяет получать знания онлайн, в любое время суток, независимо от места нахождения. На платформе СДО размещаются ответы на контрольные вопросы по охране труда. После сдачи тестов обучающиеся получают удостоверение (по почте или через курьера).
 

Стажировка

Такая подготовка необходима для лучшего усвоения теоретических знаний и приобретения практических производственных навыков. Опытный мастер знакомит стажера с особенностями рабочеего места и проведения технологических операций, объясняет меры соблюдения безопасности. Начинающий работник приобретает профессиональный опыт, позволяющий уверенно приступать к самостоятельной деятельности.

Стажировку проходят сразу после принятия на работу, а также при переходе на более высокую должность или на другой производственный участок (ТК РФ ст. 225). Срок практического обучения – до 3 месяцев (длительность оговорена в п. 9.4 ГОСТ 12.0.004-2015).

После стажировки следует предварительное испытание, по результатам которого работнику присваивается квалификационный разряд.
 

Как ввести

Если условия труда на данном предприятии не изменяются, стажировка проводится один раз (Постановление № 2464 п. 25). К ней допускаются работники, прошедшие обучение по ОТ,  изучившие должностную инструкцию.

На первом этапе стажировки происходит общее знакомство с рабочим местом, регламентом, нормативной базой по охране труда, правилами электро- и пожаробезопасности.

Составляется отчет о готовности стажера к практической деятельности.

На втором этапе работник осваивает приемы выполнения различных операций под контролем мастера. По окончании срока принимается решение о допуске стажера к самостоятельной работе.

Используются различные способы проверки знаний (опрос по билетам, тестирование, практические испытания). Оформляется акт допуска, подписанный руководителем стажировки, начальником структурного подразделения и специалистом по ОТ.
 

Приказ о проведении

Сотрудник отдела кадров вместе со специалистом по ОТ составляет перечень лиц, которым необходима стажировка. Работодатель издает приказ о его утверждении, основываясь на локальном положении об организации практического обучения по профессиям и должностям. Образец приказа можно скачать здесь: www.kdelo.ru/art/384445-stajirovka-na-rabochem-meste-19-m2.

Оформляется также распоряжение (образец: olgasofronova.ru/stazhirovka-po-ohrane-truda-na-rabochem-meste-s-01-09-2022.html) о проведении стажировки для конкретного работника, где указывается:

  • его фамилия, имя, отчество;
  • период практического освоения рабочих функций;
  • ФИО и должность лица, ответственного за обучение;
  • срок предоставления выводов о возможности допуска к самостоятельной работе;
  • лицо, ответственное за выполнение приказа.
     

Программы

Перед проведением стажировки по охране труда на ЖД транспорте разрабатывается программа обучения для каждой должности и профессии. Учитывается специфика деятельности, особенности организации труда, сложность операций, возможность контакта с вредными материалами.

В программе отражается последовательность и методы отработки практических навыков.

Номер темы

Последовательность действий

Срок и длительность прохождения (кол-во смен)

1.

Оформление приказа об организации стажировки

Перед проведением

2.

Знакомство с условиями труда, распорядком, функциями, требованиями по ОТ

1

3.

Изучение должностной инструкции, нормативной документации по ОТ, технологических регламентов

2

4.

Наблюдение за работой мастера, проведение операций под его контролем

2

5.

Ознакомление с использованием ИСЗ и защитного оборудования

2

6.

Знакомство с действиями, обязательными до, после и во время работы

2

7.

Закрепление практических навыков

2–3

8.

Тренировки по оказанию помощи при авариях

1

9.

Составление отзыва о знаниях и умениях стажера

По окончании обучения

На странице (www.trudohrana.ru/question/4294200482-programma-stajirovki-dlya-manevrovogo-dispetchera-2023) можно скачать программу стажировки для маневрового диспетчера, а на сайте (www.trudohrana.ru/question/4294199290-22-m12-programma-stajirovki-dlya-mashinista-jeleznodorojnyh-stroitelnyh-mashin-2022) – программу для машиниста строительной ж/д техники.

Порядок разработки таких документов регламентируется пунктами 27, 28 Постановления № 2464.

Программа стажировки утверждается работодателем после согласования с руководителями подразделений и представителями профкома.
 

Назначение ответственного

За организацию стажировки по охране труда, ее контроль и проверку результатов отвечает специалист по ОТ. Он разрабатывает программу и график практического обучения работников, составляет отчеты о проведении инструктажей, тренировок и испытаний.

Назначение ответственного лица оформляется отдельным приказом, в котором указывается  фамилия и должность данного специалиста, содержатся ссылки на нормативные акты, регламентирующие его обязанности.

Образец такого приказа: fbm.ru/wp-content/uploads/2018/01/Prikaz-o-naznachenii-otvetstvennyih-lits-za-stazhirovku-Custom.jpg.
 

График проведения

Составляется таблица, в которую заносятся:

  • последовательность освоения различных операций и приемов;
  • сроки практического обучения;
  • дата занесения отметки о прохождении конкретной темы;
  • подпись наставника.

К примеру, график ведения стажировки по ОТ для работника бригады сопровождения подвижного состава может выглядеть так:

Номер п/п

Вид операции

Дата освоения требований ОТ

Подпись бригадира

1.

Работа с инструментами и оборудованием

 

 

2.

Закрепление знаний о световой и звуковой сигнализации, установке защитных ограждений. Применение радиооповещения и громкоговорителей.

 

 

3.

Использование ручных тормозов и тормозных башмаков

 

 

4.

Правила подъема на крышу локомотива и вагона

 

 

5.

Использование спецодежды (обуви), ИСЗ и т. д.

 

 

 

Учет

Данные о прохождении стажировки фиксируются в специальном учетном журнале, который представляет собой прошитую книгу со страницами в виде таблиц.

На титульном листе обозначается название организации и назначение журнала, указываются даты начала заполнения и окончания.

В таблицу заносят следующие сведения:

  • дата внесения информации;
  • ФИО, профессия и должность работника, прошедшего стажировку;
  • период практического обучения;
  • число потраченных смен;
  • дата получения допуска к самостоятельной деятельности;
  • ФИО и должность наставника;
  • подписи мастера и стажера.

Скачать бланк можно здесь: www.hr-ok.ru/e-store/labour_protection/7815/. Все листы нумеруются, на последней странице указывается их общее количество, дата заполнения последней таблицы. Ставятся подписи специалиста по ОТ и руководителя ж/д предприятия.

Здесь же проставляется печать. Журнал хранится в архиве 45 лет.

Таблицы заполняют аккуратно, разборчиво, без помарок и ошибок. Неверную запись заключают в скобки, вносят новую информацию с пометкой «исправленному верить».
 

Составление ИОТ

Инструкции по ОТ – это пособия с перечнем требований и предписаний по соблюдению производственной безопасности. Документ составляет специалист по охране труда. За основу берутся типовые образцы инструкций для железнодорожников различного профиля.

Например, на сайте (tkrfkod.ru/zakonodatelstvo/rasporjazhenie-oao-rzhd-ot-26102017-n-2187r/) имеется инструкция по ОТ для машинистов передвижных компрессорных установок, а также для операторов ж/д строительных машин.

На сайте (инструкция-по-охране-труда.рф/на-железнодорожных-путях.html) можно скачать инструкцию по ОТ при работе на ж/д путях.

ИОТ составляется для ознакомления работников с производственными опасностями. В ней сообщается о требованиях к осуществлению передподготовки, ведению основных работ, действиям в аварийных ситуациях и после смены.

Работников знакомят с ИОТ при поступлении на службу (вводные занятия) и в процессе работы (первичные, повторные, внеочередные, целевые инструктажи). Сведения регистрируются в учетных журналах.

Инструкции разрабатываются на 5 лет, после чего в них вносятся актуальные поправки.

Досрочное обновление ИОТ возможно при:

  • изменении производственных технологий;
  • установке нового оборудования;
  • внесении поправок в законы по ОТ.

Оригиналы инструкций хранятся у специалиста по ОТ. Копии выдаются работникам или вывешиваются на специальных стендах.
 

Общие требования

В данном разделе ИОТ содержатся предписания, касающиеся соблюдения внутреннего рабочего распорядка, а также нормативов труда-отдыха работников.

Здесь же сообщается о рисках профессии, средствах обеспечения личной безопасности (ИСЗ).

Приводятся требования к соблюдению санитарно-гигиенических норм.

Дается определение понятия «микротравма», рассказывается о необходимости немедленного извещения руководства о несчастных случаях, ухудшении самочувствия.

Говорится о важности соблюдения норм безопасности и трудовой дисциплины, о запретах на употребление алкоголя в рабочее время, о появлении на производственной территории в нетрезвом виде.

Сообщается об ответственности за нарушение правил ОТ и ТБ.
 

Перед началом работы

Описываются действия по ОТ во время подготовки к работе:

  • осмотр производственного участка, оценка исправности оборудования;
  • проверка наличия необходимых инструментов и материалов, а также ИСЗ, спецодежды, средств пожаротушения;
  • обследование систем сигнализации и защитных ограждений;
  • изучение освещенности рабочей территории, определение состояния электротехнических устройств и системы заземления;
  • получение задания и конкретных указаний.

Кроме того, в инструкции по ОТ при исполнении путевых работ сообщается, что рядовой и руководящий персонал должен работать в сигнальных жилетах со светоотражающими полосами. Спецодежда не должна стеснять движений, цепляться за окружающие предметы.
 

 Во время работы

В этой части инструкции по охране труда на РЖД описываются требования к безопасному выполнению конкретных производственных операций. Для путейцев, например, указывается, что:

  • вдоль ж/д полотна следует ходить по обочине, опасаться движущихся поездов;
  • оказавшись между двумя движущимися составами, необходимо сесть на землю или лечь вдоль рельсов;
  • при групповом перемещении вдоль пути работники должны идти друг за другом, а не толпой;
  • через вагоны можно перебираться только по переходным площадкам, на расстоянии не менее 5 м от локомотива или конца поезда; нельзя залезать под состав, при сходе с вагона на землю следует располагаться лицом к транспорту, держаться за поручни;
  • следует соблюдать особую осторожность при пересечении переезда, проходе по ж/д мосту или тоннелю;
  • запрещается садиться на рельсы, принимать пищу на рабочем месте, отвлекаться на прослушивание (просмотр) аудио-, видеозаписей.
     

В аварийных ситуациях

Здесь указываются возможные чрезвычайные происшествия, а также действия работников во время аварии:

  • использование экстренного торможения, отключение электропитания, ликвидация очага возгорания;
  • оказание первой медпомощи пострадавшим;
  • сообщение руководству о произошедшем ЧП;
  • вызов «скорой помощи», пожарных, спасателей.
     

По окончании работ

Описываются:

  • порядок сдачи смены, заполнения журнала регистрации производственных событий, нарушений, неисправностей;
  • действия по наведению чистоты на рабочем месте, утилизации производственного мусора;
  • санитарно-гигиенические меры (мытье под душем, передача спецодежды в стирку, в ремонт).
     

Ответственность за отказ от проведения инструктажей

За нарушение требований отвечают рядовые работники, а также специалисты по ОТ и руководители ж/д подразделений. В зависимости от последствий, к которым привело несоблюдение инструкций, может быть назначено дисциплинарное наказание (выговор, увольнение) либо административное (штраф, частичное или полное взыскание материального ущерба).

Размер штрафа:

  • 2–5 тыс. руб. для работников или должностных лиц;
  • 60–110 тыс. руб. для работодателя.

Если результатом нарушения ОТ становится увечье или гибель людей, следует уголовное наказание.

 

Проведение инструктажей по ОТ, обучение работников правилам производственной безопасности способствует повышению профессионализма персонала, укреплению трудовой дисциплины, снижению уровня травматизма на РЖД. Используются различные формы повышения квалификации и проверки полученных знаний.

СДО позволяет работникам обучаться без отрыва от производства, независимо от места проживания и удаленности учебного центра. Дистанционная учеба и тестирование удобно как персоналу, так и руководству РЖД.