Мы работаем по всей России

Консультация
Заполните форму и мы вам перезвоним
Имя
Телефон

Пожарная безопасность в школе правила обеспечения и план мероприятий для учащихся

Общие требования

Сегодня в России работает более 40 тысяч общеобразовательных школ. Все они относятся к объектам массового пребывания людей, что автоматически накладывает на их руководителей дополнительные обязанности по обеспечению пожарной безопасности. Проблема возгораний в учебных заведениях остается актуальной в связи с высоким травматизмом и гибелью детей, а также их неготовностью принимать нужные решения в условиях опасности. Это подчеркивает недостаточную эффективность пропаганды и профилактических мероприятий, внедряемы администрацией СОШ.

Официальная статистика свидетельствует, что около 2% чрезвычайных ситуаций техногенного характера возникает в стенах учебных заведений. В качестве неблагоприятных факторов здесь выступает износ основных фондов, незнание элементарных правил ПБ, бесконтрольность со стороны должностных лиц и халатное отношение к вопросам безопасности. Неправильные действия учеников или педагогов, обнаруживших возгорание, часто становятся условием для его перерастания в полномасштабное бедствие.

На заметку! Анализ причин пожаров в школах указывает на достаточно широкий круг проблем, стоящих перед различными министерствами и ведомствами, а также органами местного самоуправления и руководителями образовательных учреждений.

В целях повышения ПБ в учебных заведениях необходимо заранее планировать организацию работ по обследованию технического состояния зданий и инженерно-коммуникационных систем. Помимо этого, администрации требуется определять на конкурсной основе организации по поставке пожарного вооружения. Особенное внимание в школах уделяется наглядным материалам и инструкциям, в том числе схемам эвакуации людей в случае возгорания.

План мероприятий по пожарной безопасности в школе:

  1. Обучение работников школы пожарно-техническому минимуму.
  2. Проведение с учащимися дополнительных занятий, посвященным вопросам пожарной безопасности.
  3. Утверждение распорядительной документации, касающейся порядка действий в условиях опасности.
  4. Назначение должностных лиц.
  5. Организация тренировочных эвакуаций.
  6. Обеспечение образовательного учреждения первичными средствами пожаротушения и автоматическими системами.

Характерный недостаток в пожарной безопасности школ – это перебои в работе сигнализации и СОУЭ, недостаточная укомплектованность пожарных кранов, а также использование устаревшей электропроводки. В связи с этим администрации учебных заведений необходимо своевременно оценивать уровень ПБ и приводить его в соответствие действующим требованиям законодательства.


 

Мероприятия

Главным регламентирующим пожарную безопасность в школе документом является Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ, определивший основные понятия. Согласно нормативно-правовому акту, ПБ представляет собой такое состояние защищенности объекта, при котором на нем исключена или сведена к минимуму вероятность возникновения возгорания. С данной целью используется система мероприятий организационно-технического, правового, санитарного и другого характера.

Как правило, ученики и педагоги, столкнувшиеся с экстремальной ситуацией, оказываются в состоянии паники и не способны принять меры по самоспасению. У неподготовленных с психологической точки зрения людей появляется чувство страха и стремление покинуть опасное место, а у некоторых – шок, сопровождающийся оцепенением. В связи с этим ключевую роль в обеспечении пожарной безопасности в школе играет пропаганда.

На заметку! Решить проблему ПБ в образовательном учреждении можно за счет принятия правильных управленческих решений.

Правила противопожарного режима обязывают администрацию СОШ перед началом каждого семестра проводить с учениками занятия по изучению требований ПБ, в том числе по умению пользоваться средствами защиты. С их помощью можно сформировать культуру безопасности жизнедеятельности и входящие в нее составляющие. Для обучения работников учебного заведения организуются инструктажи по программе пожарно-технического минимума, в ходе которых рассказывается об основных опасностях, действиях в случае ЧС и т.д.

Категория

Краткое описание

Общие меры

  1. Планирование работы по профилактике возгораний.
  2. Осмотр здания, инженерных сетей и пожарно-технического вооружения.
  3. Разработка документации.
  4. Проверка наличия схем эвакуации.
  5. Обеспечение свободного подъезда к учебному заведению.
  6. Тестирование гидранта, огнетушителей.
  7. Оформление тематической наглядной агитации.
  8. Обновление уголков пожарной безопасности.
  9. Контроль за внедрением противопожарного режима.
  10. Очищение территории от горючего мусора.
  11. Устранение замечаний.
  12. Организация технического обслуживания.

Родители

  1. Обсуждение на родительском собрании тем пожарной безопасности.
  2. Обновление на стендах информации для родителей.
  3. Обучение родителей мерам профилактики возгораний.

Персонал

  1. Проведение инструктажей.
  2. Разъяснительная работа о недопустимости нарушений.
  3. Раздача методической литературы.
  4. Организация тренировочных эвакуаций.

Ученики

  1. Проведение инструктажей.
  2. Планирование работ по обеспечению пожарной безопасности в каждом классе.
  3. Экскурсия в часть пожарной охраны.
  4. Создание добровольного отряда «Юный пожарный».
  5. Участие в муниципальных мероприятиях.
  6. Организация тематических классных часов.
  7. Конкурсы рисунков, поделок.
  8. Спортивные эстафеты, игротеки, викторины, конкурсы.
  9. Выдача памяток.

Системный подход к обеспечению пожарной безопасности наряду с изучением действующих требований законодательства – это залог безопасной работы школы, детей и педагогов.
 

Меры

Школы относятся к объектам повышенной пожарной опасности, поскольку здесь наблюдается массовое скопление людей на ограниченной территории. Такое положение требует особо отношения к обеспечению безопасности учащихся и работников. Несмотря на пристальное внимание надзорных органов, а также принятые организационно-технические шаги по оценке соответствия объектов нормативам, в данной области остается целый комплекс нерешенных проблем.

Сегодня Россия остается лидером среди всех стран мира по материальным убыткам, нанесенным возгораниями. Ежегодно органами МЧС регистрируется более 200 тысяч возгораний, которые оборачиваются не только утерей ценностей, но и летальными исходами. В связи с этим администрации необходимо вести полноценную пропаганду и соблюдать меры по обеспечению пожарной безопасности. Для этого требуется;

  • покупка и регулярное техническое обслуживание средств пожаротушения;
  • монтаж автоматических систем оповещения и управления эвакуацией людей;
  • оборудование эвакуационных путей, аварийных выходов, пожарных проездов;
  • размещение информационных материалов;
  • проведение систематической работы с учениками, родителями и работниками.

С данными целями были утверждены законодательные акты, а также типовые инструкции.
 

Ответственность

Согласно ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ, лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в школе, является директор. Руководитель образовательного учреждения должен осуществлять непосредственное руководство системой ПБ в пределах своей компетенции. При этом он имеет право делегировать часть полномочий должностным лицам, назначенным приказом. В штате образовательного учреждения, как правило, за пожарную безопасность отвечает один человек.

На заметку! Требования к должностному лицу изложен в приказе МЧС России от 18.11.2021 N 806.

Обязанности ответственного за ПБ в школе четко регламентируются и записываются в соответствующей инструктивно-приказной форме. Если при проверке ГПС были выявлены нарушения в части обеспечения пожарной безопасности, ответственность ложится как на плечи директора, так и должностных лиц. Они могут получить дисциплинарное, административное, уголовное или иное, установленное законодательством наказание.

Категория

Санкции в 2023 году

Должностные лица

От 5 до 15 тысяч рублей

Юрлица

От 100 тысяч рублей

 

Мероприятия для учащихся

Пожары в образовательных учреждениях крайне опасны по нескольким причинам. Как правило, в учебных классах школ присутствует большое количество горючих материалов и электрооборудования. Наибольшую опасность как для работников, так и для учеников несут кабинеты физики и химии, в которые хранятся реактивы и ядовитые вещества, предназначенные для проведения опытов. В условиях опасности организация экстренной эвакуации часто осложняется из-за паники и быстрого задымления здания. Именно поэтому обеспечению пожарной безопасности в школе необходимо уделять повышенное внимание.

Для минимизации шанса возникновения возгорания специалистами предусматривается ряд конструктивно-планировочных решений. Так, для строительства объекта используются только несгораемые или трудносгораемые материалы. Опасные зоны изолируются противопожарными преградами, а уязвимые к воздействию высоких температур конструкции защищаются с помощью огнеупорных составов. Дополнительно в школе устанавливаются автоматические системы оповещения и эвакуации людей, а также пожаротушения. Обязательное требование – грамотное расположение эвакуационных путей и аварийных выходов.

Не менее важную роль в обеспечении пожарной безопасности играют и меры, принимаемые администрацией учебного заведения. В их число входит разработка внутренней документации, проведение инструктажей и т.д.

Правила пожарной безопасности в школе для учащихся:

  1. Проведение уроков ОБЖ.
  2. Инструктажи о правилах пожарной безопасности.
  3. Проведение конкурсов, викторин, спортивных эстафет.
  4. Организация кружка «Южный пожарный».
  5. Отработка практических навыков по эвакуации и использованию средств защиты.

Системны подход в аспектах ПБ позволяет исключить распространенные нарушения и достичь безопасной среды.


 

Особенности

Главная цель пожарной пропаганды – формирование навыков по самоспасению в условиях опасности. Часто детьми движет не осознанное поведение, а интерес и желание познать что-то новое. Именно поэтому перед педагогами стоит важная задача – проинформировать воспитанников о возможных последствиях огнеопасных игр. В таком случае в ребенке можно сформировать зачатки ответственности, осознанности и чувства долга. При этом важно учитывать возрастные особенности детей. Так, в работе с дошкольниками упор делается на игры и творческие занятия.

На заметку! Среди детей разного возраста случаи нарушений ПБ распределяются неравномерно. В большей мере их допускают ученики их младших классов.

Учебно-воспитательный процесс для детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов, направленную на решение обучающих, развивающих и других задач. Используемые учителями методы должны быть разными как по форме, так и содержанию.

Категория

Описание

Дошкольники

Главная цель занятий – дать элементарные сведения о пожарной безопасности.

Материалы:

  • сказочные сюжеты;
  • образные выражения;
  • иллюстрации;
  • рассказы в понятной для усвоения форме;
  • стихи.

В конце занятия беседа о том, что запомнилось.

Младший школьный возраст

Проведение внеклассных занятий и экскурсий для расширения кругозора, а также углубления ранее полученной информации.

Материалы:

  • плакаты;
  • комиксы;
  • герои мультфильмов.

Ученики младших классов уже имеют навыки самоконтроля и самопроверки, поэтому им можно предложить викторину или соревнование.

Средний школьный возраст

Организация лекций и практических занятий.

Материалы:

  • кроссворды;
  • игры;
  • видео;
  • методические пособия и т.д.

Дети среднего дошкольного возраста обладают специфической избирательностью, поэтому заинтересовать их может только новая и полезная информация.

Старший возраст

Ученики старшего возраста имеют собственное мнение, стремятся к дискуссии и возражениям, желают проникнуть в суть проблемы. Материал может включать не только вопросы пожарной безопасности, но и нормативно-правовые акты.

 

Форма проведения

Форма проведения занятий по пожарной безопасности для детей может быть самой разной, от викторин и конкурсов до спортивных занятий. С их помощью можно актуализировать и углубить информацию о правилах поведения, а также запретах. Помимо этого, дополнительное обучение позволяет развить навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать собственную позицию.

На заметку! Оптимальная форма проведения мероприятия – беседа с элементами игры.

 

Вспомогательные материалы

Вопросы пожарной безопасности для детей и подростков очень важны, поэтому педагоги в школах должны уделять должное внимание данному вопросу. Для проведения уроков, посвященных ПБ, учителями могут использоваться разные дидактические материалы:

  1. Презентации.
  2. Макеты.
  3. Первичные средства пожаротушения на стендах.
  4. Фотографии, видео.
  5. Средства защиты, прочее.

Правильные дидактические материалы поспособствую развитию речи, мышлению, логики, памяти и других качеств. При этом они должны быть интересны и понятны.
 

Инструкция для школьников

В ходе учебно-воспитательного процесса, а также в свободное время дети должны знать и придерживаться правил пожарной безопасности. С помощью инструкций педагоги могут донести до учеников сведения о расположении эвакуационных путей и аварийных выходов, первичных средств пожаротушения, требования и запретах, др. Точное содержание и состав нормативного правового акта определяется спецификой деятельности образовательного учреждения, его масштабов и конкретных особенностей.

Инструкция по пожарной безопасности в школе относится к документам строгой отчетности, поэтому ее наличие устанавливается как при плановых, так и внеплановых проверках со стороны надзорных органов. Отсутствие ЛНА грозит директору, а также назначенным им должностным лицам дисциплинарной, административной или уголовной ответственностью. Разрабатывается инструкция на основе Распоряжения Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479.
 

Разработка

Инструкции по пожарной безопасности для школьников составляются в несколько этапов. Прежде всего руководителю СОШ необходимо назначить должностных лиц, которые будут заниматься разработкой документа. Следующая стадия – это подготовка нормативного правового акта, его согласование с правовой службой и профсоюзным органом. Положения инструкции доносятся до учеников во время занятий и уроков, в основе которых лежит концепция формирования в сознании детей и подростков обостренного чувства личного и коллективного долга в области пожарной безопасности.

В ходе мероприятий школьники получают знания и навыки по эксплуатации первичных средств пожаротушения, правильного поведения в экстремальных условиях, оказания первой медицинской помощи. Для закрепления полученной информации могут организоваться экскурсии в пожарную часть. Хранятся инструкции в архиве вместе с другими документами. Дополнительно они вывешиваются на общедоступных стендах или в классах.
 

Содержание

Строго унифицированной формы инструкции для учащихся законодательством не предусмотрено, поскольку она разрабатывается с учетом специфики деятельности конкретного образовательного учреждения и его особенностей. Тем не менее в нормативно-правовых актах описаны разделы, которые обязательно должны присутствовать в ЛНА. Стандартная структура документа выглядит следующим образом:

  • титульный лист;
  • содержание;
  • главная часть;
  • заключение;
  • подписи, штампы, даты.

В инструкцию о мерах противопожарной безопасности могут быть включены и другие разделы. Например, о порядке проведения массовых мероприятий или оказания первой медпомощи.

План эвакуации

Обеспечение ПБ – это обязательное требование для организаций всех форм собственности, регламентируемое на законодательном уровне. Для этого государственными структурами была утверждена система организационно-технических, практически, санитарных и других мероприятий. Ведение пожарной пропаганды и размещение наглядных материалов относится к обязательным требованиям. Первостепенным документом в данной области является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ.

Согласно документу, в школах всех форм собственности руководитель должен обеспечить наличие планов эвакуации. В данных схемах указываются безопасные пути и аварийные выходы, с помощью которых можно оперативно покинуть горящее здание в условиях возгорания или другой чрезвычайной ситуации.

Для чего нужен план-схема:

  • четкое обозначение эвакуационных путей, аварийных выходов;
  • указание на места расположения первичных средств пожаротушения;
  • напоминание о первоочередных действиях;
  • проведение аварийно-спасательных работ.

В соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009, планы эвакуации могут быть этажными, секционными, локальными или общими.
 

Разработка

План эвакуации по ГОСТу – обязательный документ для каждого руководителя школы или любого другого образовательного учреждения. Разработкой данного документа могут заниматься специалисты, получившие лицензию МЧС.
 

Содержание

Состоять планы эвакуации должны как из графической, так и текстовой части. Первая включает планировку здания с указанием эвакуационных путей и аварийных выходов, лестниц и т.д. В текстовом разделе излагаются способы оповещения людей об опасности, порядок вывода учеников и работников из школы, аварийная остановка оборудования.

Стандартный размер плана – 600×400 мм или 600×400 мм. Фон выполняется в желтовато-белым или белым для фотолюминесцентных материалов. Все надписи или графические изображения должны быть черного цвета. Вывешиваются схемы на стенах помещений и коридоров или колоннах.


 

Тренировки по эвакуации

Для обеспечения пожарной безопасности руководителям школ необходимо использовать многоуровневую систему мероприятий, в число которых входит проведение тренировок по эвакуации. Данное мероприятие относится относятся к основной форме подготовки работников и учеников образовательного учреждения к внештатной ситуации.

Функции учебных тренировок:

  • предотвращение травматизма, летальных исходов при ЧС;
  • обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты;
  • исполнение требований законодательства;
  • подготовка работников и учеников к возможным авариям;
  • оценка знаний.

Практические занятия проводятся в установленные законодательством сроки, что закреплено постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479. Учет тренировочных эвакуаций ведется в журнале.
 

Действия при пожаре

Порядок действий работников школы при пожаре регламентируется внутренними нормативными правовыми актами. С данной целью должностными лицами оформляются инструкции в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390. В документе устанавливаются обязанности всех сотрудников, а также дежурного персонала и службы охраны.
 

Общие требования

Самое главное при возгорании – вызвать пожарную охрану. Необходимо помнить, что от первых принятые действия влияют на то, как быстро открытый огонь, дым и токсичные продукты горения будут распространятся по здание. Первым делом при ЧС требуется организовать эвакуацию и приступить к пожаротушению. Если сделать это не представляется возможным или существует угроза здоровью, следует покинуть помещение, прикрыв за собой дверь. Данное мероприятие сдержит возгорание на 10 минут, что позволит вывести из образовательного учреждения детей и работников.

Правила поведения при пожаре в школе, что нельзя:

  1. Выходить через сильно задымленные коридоры или лестницы.
  2. Производить эвакуацию через лифты.
  3. Пользоваться для самоспасения водосточными трубами или стояками.
  4. Прыгать с верхних этажей.

Электроэнергия отключается при риске поражения людей током. Помимо этого, педагоги должны встретить пожарную охрану, рассказать о причинах ЧС. После того, как дети будут выведены в безопасное место, их сверяют со списками классов.
 

Для руководителя

При пожаре руководитель школы должен организовать эвакуацию людей в соответствии с утвержденным планом. В случае сильного задымления необходимо выдать средства защиты. Важно не допустить паники как со стороны детей, так и персонала СОШ.

Мероприятия по пожарной безопасности в школе:

  • вызов пожарной охраны;
  • включение систем оповещения, эвакуации;
  • прекращение всех работ в здании;
  • осуществление общего руководства пожаротушением;
  • обеспечение соблюдения требований безопасности;
  • защита материальных ценностей;
  • встреча пожарной охраны;
  • организация оказания первой медпомощи;
  • отключение электроэнергии.

Директору важно не допустить паники как со стороны детей, так и персонала СОШ.
 

Для персонала

При обнаружении возгорания персонал школы должен вызвать пожарную охрану и организовать оповещение об этом всех находящихся в здании людей. Ученики эвакуируются через лестницы, коридоры и аварийные выходы. Сверка списочного состава с фактическим наличием детей осуществляется учителями-предметниками. Дежурный педагог организует вынос верхней одежды.

На заметку! Учитель ОБЖ ответственен за тушение пожара до прибытия аварийно-спасательных служб.

Если продолжить учебные занятия невозможно, педагоги должны вызвать транспортные средства и обеспечить развоз детей по домам.
 

Для охранника

В условиях ЧС охранник школы должен вызвать пожарную охрану и удалить с объекта находящихся людей. Как только данные мероприятия будут выполнены, необходимо помочь руководителям вынести материально-имущественные ценности и по возможности постараться потушить огонь. Помимо этого, охраннику необходимо встретить аварийно-спасательную службу, родителей и т.д.
 

Для учащихся

Если первыми возгорание обнаружил ученик, он должен оповестить о нем любого работника школы. Дети должны неукоснительно придерживаться инструкций, а также техники безопасности. Эвакуация производится по команде педагога в соответствии с план-схемой. Учащимся следует оставаться спокойными, не создавать давку, не толкаться и не мешать окружающим. В случае задымления двигаться нужно как ниже к полу, прикрыв нос и рот куском ткани.

При пожаре прятаться под столами или другими партами запрещено. После эвакуации дети должны быть сверены с поименным списком. Ученикам запрещено участвовать в пожаротушении или аварийно-спасательных работ. Сведения о полученных травмах должны быть донесены до педагога или медицинского работника.
 

Заключение

Пожарная безопасность в школах регулируется законодательными и локальными нормативными правовыми актами, обязательными для ознакомления и неукоснительного соблюдения всеми участниками образовательного процесса. Главным нормативным в данной сфере документом выступает Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ.