Инструктажи по безопасности дорожного движения (БДД) необходимы для многих водителей. Они направлены на повышение квалификации, предупреждение дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и снижение их последствий. Правильное проведение инструктажей помогает водителям соблюдать ПДД, безопасно управлять транспортным средством и прогнозировать возможные опасности на дороге.
Проведение инструктажей – обязанность работодателя (или лица, ответственного за БДД на предприятии) в соответствии с действующим законом. Целью: предотвращение ДТП, снижение риска травм и материального ущерба, повышение безопасности водителей, пассажиров, других участников движения. Периодичность и виды определяются особенностями работы перевозчиков, типом машин и условиями эксплуатации.
Содержание разрабатывается на основе анализа аварийности, условий эксплуатации ТС, а также с учетом изменений в законе. Проведение каждого инструктажа для водителей фиксируется в специальном журнале (или в электронном виде), с указанием даты, темы, ФИО проводившего, инструктируемого, их подписей.
Существуют различные типы инструктажей, и у каждого из них своя цель, содержание, особенности проведения. Выделяют: вводный, предрейсовый, сезонный, периодический и специальный. Разберитесь в их особенностях.
Его основной целью будет общее ознакомление нового сотрудника с требованиями БДД действующими на предприятии. Вводный инструктаж по охране труда для водителя проводится со всеми водителями, впервые принимаемыми на работу.
Какое у него будет содержание:
Дополнительно рассматривается тема использования средств индивидуальной защиты.
Он нужен, чтобы проверить готовность водителя и авто к рейсу. Помогает напомнить об основных правилах безопасности. Проводится перед каждым выездом на линию.
Что может содержать:
Уполномоченное лицо проверяет необходимую документацию. Проводится осмотр тех. состояния ТС, чтобы удостовериться в исправности.
Он нужен, чтобы подготовить водителей к управлению машиной в сложных сезонных условиях (зима, весна, осень). Обычно его организуют два раза в год – осенью, а также весной.
Рассматриваются особенности управления авто в разные периоды. Специфика торможения на скользкой дороге/на мокрой дороге/в условиях ограниченной видимости. Правила использования зимней резины/летней резины. Даются рекомендации по выбору безопасной скорости, дистанции. Организация подготавливает ТС к использованию в непростых условиях.
Он необходимы для обучения водителей безопасным методам работы в особых условиях или при выполнении специальных задач. Обычно специальное инструктирование проводится при возникновении новых факторов, влияющих на безопасность на дороге, или перед выполнением разовых работ повышенной опасности.
Он может включать данные об изменении маршрута движения, перевозке опасных грузов, использовании новых технологий. Иногда рассматривается работа в горной местности, движение по бездорожью, в колонне.
Требуется, чтобы закрепить или обновить знания субъекта транспортной деятельности по определенным вопросам. Его периодичность зависит от категории водителя, условий работы.
Он направлен на повторение главных моментов ПДД, анализ ДТП, которые происходили в регионе или на предприятии. Рассматриваются определенные ситуации, разбираются ошибки.
Инструктажи в 2025 году обязаны проводиться в доступной, понятной форме. Необходимо использовать наглядные пособия (плакаты, схемы, видеоматериалы). Следует учитывать специфику работы водительского состава и тип машин.
После проведения обучения необходимо убедиться, что водители усвоили полученную информацию (путем опроса или тестирования). Важно документировать проведение занятий в соответствии с установленными требованиями. Инструктор должен быть квалифицированным, опытным. Что касается периодичности, она определяется ситуацией. Требуются инструктажи по безопасности перевозок пассажиров, если сотрудник выполняет такую работу.
Инструктажи водителей по безопасности дорожного движения обязательны для всех водителей, работающих по найму и управляющих транспортными средствами, принадлежащими юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Они проводятся водителям:
специальной техники, если они передвигаются по дорогам общего пользования.
Инструктирование проходят водители, работающие по договорам гражданско-правового характера (ГПХ), если они управляют ТС руководства. В этом случае условия должны быть прописаны в договоре ГПХ.
Руководителю нужно выпустить приказом об утверждении ответственного лица. Специалист отвечает требованиям. Этот человек имеет высшее или среднее профессиональное образование, связанное с транспортом. Прошел обучение по охране труда и дорожной безопасности в специализированной организации. Имеет стаж работы в сфере безопасности дорожного движения не менее 3 лет. Знает ПДД, устройство и эксплуатацию машин, методы обучения, контроля. Периодически проходит повышение квалификации по БДД.
В небольших организациях функции инструктора по БДД может выполнять сам руководитель или лицо, ответственное за БДД. В крупных организациях, как правило, создается отдельная служба или отдел по БДД.
Содержание разрабатывается индивидуально на основе действующего законодательства, вида ТС, специфики перевозок, условий эксплуатации и других моментов.
Что включают инструктажи разных видов:
Важно адаптировать содержание к условиям работы определенного субъекта транспортной деятельности, а также к виду ТС. Нельзя забывать об инструкции по охране труда, ее тоже нужно знать.
Чтобы успешно провести процедуру, важно следовать пошаговой инструкции.
Порядок действий:
Важно регулярно пересматривать программы, обновлять их с учетом изменений в законодательстве Российской Федерации. Нужно следить за обучением, квалификацией инструкторов. Это влияет на качество работы.
За непроведение или ненадлежащее проведение инструктажей по безопасности дорожного движения на рабочем месте водителя предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Возможна дисциплинарная ответственность в отношении должностных лиц, ответственных за организацию БДД (замечание, выговор, увольнение). В случае ДТП, произошедшего по вине водителя, не прошедшего инструктаж, организация может быть привлечена к ответственности за возмещение ущерба. Если в результате такой аварии причинен тяжкий вред здоровью или смерть человека, должностные лица организации могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Журнал инструктажей по БДД является основным документом, подтверждающим факт проведения. В нем указывается наименование компании, дата мероприятия, вид, тема. Уточняются данные инструктируемого и того, кто провел. Могут быть добавлены дополнительные сведения.
Журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью организации. Допускается ведение журнала в электронном виде, при условии обеспечения его защиты от несанкционированного доступа, возможности распечатки.
Программы по БДД разрабатываются для каждого вида инструктажа. В них указываются цель, название, категория лиц, перечень рассматриваемых вопросов. Присутствуют методические указания, список наглядных пособий.
Возможно использование программ, утвержденных приказом руководителя организации.
Проводить инструктажи должны не все работодатели. Такая потребность возникает, если есть наемные водители или деятельность компании связана с эксплуатацией автомобилей.
Организация проводит разъяснительную работу по вопросам безопасности дорожного движения. Это нужно для всех работников, которые находятся за рулем. Им требуется обучение по охране труда. Если компания предоставляет сотрудникам ТС для служебных задач, важно позаботиться о проведении инструктажей по безопасности движения.
Сроки зависят от разных факторов, но специалист по охране труда следит за тем, чтобы все происходило вовремя. Например, вводный нужен только при приеме на работу. Предрейсовый необходимо проводить перед каждой сменой, и его делают на рабочем месте водителя. Сезонный требуется не реже 2-х раз в год.
Специальный требуется иногда, если возникли новые факторы. Например, он нужен, если сотрудники будут выполнять работы повышенной опасности. Тут важно соблюдать требования охраны труда.
Встречаются разные форматы, и они зависят от многих моментов. Определяются видом инструктажа, количеством сотрудников и т. д.
Какие есть форматы:
Встречается дистанционный форм, и для него нужен интернет. При этом он проводится довольно редко.
Подготовка программы – это важный этап, от которого зависит качество проведения обучения.
Она должна быть разработана с учетом:
Следует постараться изложить информацию понятно и доступно. Дополнительно применяют примеры из практики, наглядные пособия.
Можно выделить основные темы, которые стоит обязательно включить в программу.
Они следующие:
Список тем зависит от деятельности компании. Этот момент учитывается при проведении занятий.
Инструктажи обязательны для всех водителей, работающих по найму и управляющих ТС, принадлежащими юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Программы разрабатываются для каждого вида инструктажа с учетом специфики деятельности организации и утверждены руководителем.
Инструкторы обладают квалификацией и опытом работы в БДД. Необходимо обеспечить помещения, наглядные пособия и средства для проведения инструктирования. Содержание учитывает тип машин, условия использования, маршруты движения.
Соблюдение требований законодательства по проведению инструктирования необходимы для повышения безопасности дорожного движения на предприятии и предотвращения ДТП.