Мы работаем по всей России

Консультация
Заполните форму и мы вам перезвоним
Имя
Телефон

Темы инструктажей по БДД с водительским составом образцы периодических программ по безопасности дорожного движения

Понятие

Инструктаж по дорожной безопасности – это занятия с водителями ТС, проводимые для  подготовки к поездке по заданному маршруту. Вступительные, повседневные или периодические инструктирования являются профилактическими мероприятиями по предупреждению аварий, дисциплинарных нарушений.


 

Юридические основания

Инструктажи проводятся на основании законодательных документов, касающихся контроля за соблюдением правил грузопассажирских перевозок, проверки квалификации водителей, организации охраны труда:

  1. Приказ Минтранса № 145 от 30.04.2021 г. (действует с 1 сентября 2021года).
  2. Приказ Минтранса № 7 от 15.01.2014 г.
  3. Положение от 20.01.1986 (РД-200-РСФСР-12-0071-86-09).
  4. Приказ Минтруда, соцзащиты № 871н (09.12.2020 г.).
  5. ФЗ № 196 (10.12.1995 г.).
     

Цель проведения

Инструктажи БДД проводятся, чтобы познакомить водителей с трудностями предстоящего пути, целями и объемами перевозки грузов, особенностями транспортировки людей определенных категорий (пассажиров городского и междугородного транспорта, школьников, туристов, инвалидов).

Целями инструктажа являются:

  • психологическая и профессиональная подготовка шофера к управлению ТС в разных условиях;
  • предупреждение об ответственности за нарушение ПДД, трудовой дисциплины и правил перевозок.
     

Для кого обязательны

Инструктажи обязательно проводятся для:

  • водителей, которые поступают на работу по транспортировке пассажиров и грузов на автомобилях массой больше 3,5 т;
  • тех, кто приступает к перевозкам после длительного перерыва, переходит на обслуживание другого ТС;
  • перевозчиков, выезжающих по новому маршруту, совершающих поездки в экстренной обстановке;
  • работников, осуществляющих сезонные перевозки грузов и людей.

Проведение инструктажей БДД обязательно для ИП или юрлиц, владеющих хотя бы одним грузовым/ пассажирским ТС, обслуживаемым наемным шофером.

На заметку. Работники, которые ездят на служебном транспорте, но не являются штатными водителями, тоже должны проходить подобные инструктажи. С ними занимается инженер по БДД, сдавший квалификационный экзамен.

 

Виды

Существует 4 вида инструктажа:

  1. Вводный – для вновь принятых водителей.
  2. Предрейсовый – проводится перед первой поездкой по конкретному маршруту.
  3. Сезонный – для знакомства с особенностями управления ТС при различной погоде, в светлое/ темное время суток. Объясняются правила езды по трассам со сложным ландшафтом, особенности передвижения во время дождя, снегопада, гололедицы и пр. Кроме того, учитываются трудности перевозок во время сезонных отпусков и каникул.
  4. Специальный – перед поездкой с опасными грузами, при возникновении экстремальных угрожающих ситуаций. Проводится также для знакомства перевозчиков с новейшими законами о транспортировке грузов и пассажиров.

Справка. В зависимости от деятельности предприятия и графика перевозок инструктажи могут проводиться периодически или регулярно (например, ежедневно, ежеквартально, ежегодно и т. д.).

 

Периодичность проведения

Она определяется в соответствии с типом инструктажа:

  • Для вводного знакомства с особенностями работы достаточно одного вступительного занятия. Если водитель переводится на другой участок (например, переходит с перевозки продуктов на транспортировку заводского оборудования), нужен новый однократный инструктаж по БДД.
  • Предрейсовый инструктаж водителя, выезжающего постоянно по одному и тому же маршруту, проводится перед первой поездкой. Если маршрут перевозки пассажиров часто меняется, или груз бывает разнообразный, такой инструктаж организуется перед каждым рейсом.

Примечание. Водитель, работающий на школьном автобусе, доставляющем детей на учебу, должен проходить инструктаж ежедневно. Тематика по мере необходимости уточняется.

  • Сезонный – проводится 1 раз в полугодие (в 20–30 числах марта и октября).
  • Специальный – никаких ограничений по времени и периодичности проведения не имеет. Надобность в таком инструктаже обычно возникает стихийно.
     

Ответственность за непроведение

Игнорирование инструктажей по БДД считается административным нарушением. В приказе Минтранса 145 четко говорится о том, что с 1 сентября 2021 г. такая подготовка водителей является обязательной. За ее непроведение полагается штраф – 10 000 рублей для ответственного инструктора, 30 000 рублей для руководителя компании (ст. 12.31.1 КоАП, пункт 5).

Кстати. Если виновником такого нарушения является водитель, который отказывается от дополнительных занятий, его отстраняют от работы, лишая заработка. Ему выносится предупреждение или объявляется выговор.

 

Темы

Основные темы инструктажей по БДД с водительским составом изложены в Положении РД-200-РСФСР-12-0071-86-09. Конкретное содержание бесед определяется лицом, ответственным за разработку мероприятий такого рода. Тематика инструктажей должна быть непосредственно связана с деятельностью предприятия, условиями перевозки, дорожными обстоятельствами.
 

Для вводного

Темы занятий:

  • сведения о работе организации, размещении основных подразделений, об объемах перевозок, характере грузов, о наличии потенциальных опасностей, рабочем графике;
  • правила перемещения ТС по территории предприятия и пребывания водителя на производственных объектах; особенности пропускного режима; поведение работников в случае возникновения экстремальных (пожароопасных или травмоопасных) ситуаций;
  • содержание законов о БДД и охране труда; ответственность водителя и работодателя за нарушение требований;
  • причины возникновения дорожных аварий с участием работников предприятия;
  • действия водителей при ДТП, порядок связи с диспетчером, спасательными службами;
  • правила оказания первой медицинской помощи;
  • перечень документов, необходимых водителю для допуска в рейс;
  • использование бортовых приборов (тахографов) для контроля скорости и других параметров езды, а также для ориентации на маршруте;
  • порядок и периодичность проведения медосмотров;
  • значение технического обследования ТС.
     

Для предрейсового

В программе должны быть следующие темы:

  • километраж маршрута, особенности дороги, наличие участков с повышенной вероятностью ДТП;
  • правила езды в различное время суток в разных погодных условиях;
  • места доставки пассажиров или грузов, расположение промежуточных остановок для отдыха/ приема пищи, смены водителей, парковки ТС;
  • наличие пунктов медпомощи, станций техобслуживания, АЗС, постов ГИБДД, автовокзалов;
  • особенности дорожного движения, обеспечения безопасности во время проведения массовых мероприятий (спортивных, культурных и других);
  • правила перевозки детей;
  • порядок движения автотранспорта через ж/д пути и коммуникационные линии, перемещение на паромах;
  • охрана ТС на стоянках.
     

Для сезонного

При проведении инструктажа необходимо обсудить:

  • особенности торможения во время дождя/ снегопада, осушки тормозов после попадания в них влаги;
  • остановка ТС у обочины, предотвращение заноса на мокрой дороге;
  • перевозка пассажиров и грузов во время гололеда, морозов;
  • перемещение ТС по территории населенных пунктов в период сезонных отпусков и каникул, повышение внимания к пешеходам, переходящим дорогу на переходах и в произвольных местах;
  • сезонные особенности езды по дорогам, которыми могут пользоваться мотоциклисты, велосипедисты, водители электроскутеров;
  • преодоление участков бездорожья и весенней распутицы, езда по грунтовым дорогам, заснеженным трассам.
     

Для специального

Темами специального БДД-инструктажа являются:

  • изменение транспортного законодательства или положений, касающихся деятельности предприятия;
  • учащение ДТП с участием водителей, работающих в компании, разбор причин;
  • перевозка опасных грузов;
  • знакомство с новым ТС, модернизированным погрузочно-разгрузочным оборудованием;
  • предупреждение об угрозе терактов или нападений; поведение водителей при возникновении экстремальных ситуаций.
     

Как проводить на предприятии

Для организации инструктажа по дорожной безопасности необходимо ввести штатную должность ответственного за проведение и контроль БДД, издав соответствующий приказ. Важно ознакомиться с законодательной базой, регламентирующей его обязанности. Требуется скоординировать мероприятия по дорожной езде и безопасным перевозкам с общей охраной труда персонала.

Руководство компании несет ответственность за соблюдение требований и инструкций по БДД. Оно должно обеспечить ТС бортовыми контрольными устройствами, журналами для учета инструктажей, позаботиться о соблюдении всех законодательных требований.
 

Ответственный специалист

Разработкой тем инструктажей водителей по безопасности дорожного движения занимается сотрудник, назначенный ответственным по БДД. В большой компании, владеющей несколькими грузопассажирскими ТС, на эту должность назначается опытный аттестованный специалист с соответствующим образованием. В маленькой компании ответственный за БДД может быть назначен по совмещению (например, его функции выполняет человек, контролирующий эксплуатацию ТС).
 

Требования

К главному специалисту по БДД предъявляются требования, описанные в приказе Минтранса № 287 от 28.09.2015 г. Ответственный за инструктаж по безопасности дорожной езды должен иметь:

  • высшее или среднее образование по профессии, входящей в группу 23.00.00 (связанной с технологиями эксплуатации наземных ТС);
  • документ о прохождении аттестации в УГАДН (управлении Госавтодорнадзора);
  • 3-летний стаж работы, связанной с безопасностью дорожных перевозок.

Если у претендента на эту должность не имеется профильного образования, он должен пройти переподготовку, получить аттестат УГАДН.
 

Обязанности

Ответственный за организацию БДД должен:

  • разрабатывать мероприятия по безопасности перевозок;
  • составлять инструкции для водителей ТС;
  • выявлять и предотвращать нарушения ПДД, угрозы безопасности езды;
  • совместно с сотрудниками, отвечающими за ТБ и охрану труда, участвовать в разработке приказов и нормативной документации по БДД;
  • анализировать состояние ТС компании;
  • выявлять причины ДТП, сверять статистику происшествий с данными ГИБДД, информировать персонал;
  • контролировать проведение инструктирования, допуск работников к рейсу, их медосвидетельствование;
  • проверять наличие у водителей путевой документации;
  • знать требования транспортного законодательства, быть в курсе изменений в актах и приказах БДД.
     

Разработка и утверждение инструкции и программы

Программы различных инструктажей по БДД для водителей разрабатываются ответственными лицами, назначенными приказом руководства компании. При выборе тем за основу берутся требования, изложенные в ФЗ 196 и приказе Минтранса № 145.

В программу входит рассмотрение вопросов о правилах обслуживания ТС, порядке обучения водителей-перевозчиков, нормах их допуска к работе. Учитывается специфика деятельности предприятия, особенности перевозок, рекомендации руководства транспортного отдела и ответственного за охрану труда.

Программу инструктажей, конкретные сроки их проведения и список инструктируемого персонала утверждает руководитель предприятия. Образцы программ различных инструктажей по БДД можно скачать на сайте: clubtk.ru/forms/ot/instruktazhi-po-bezopasnosti-dvizheniya-dlya-voditeley.
 

Приказ о проведении

Программа инструктажей БДД излагается в Положении по их проведению на данном предприятии. Оно разрабатывается на основе документа РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 и других нормативных актов по транспортным перевозкам.

Руководство компании издает приказ об утверждении этого Положения.

В нем указываются исходные законодательные акты, говорится о назначении ответственного за проведение инструктажа водителей и регистрацию сведений в учетных журналах. Указывается конкретное лицо, отвечающее за исполнение данного приказа.  

Бесплатно скачать образец можно здесь: www.bibi78.ru/perechen-normativnykh-dokumentov-bdd/prikaz-ob-utverzhdenii-polozheniia-o-provedenii-instruktazhei.
 

Журнал учета

Это документ, в котором содержатся сведения о проведении занятий по БДД с водительским персоналом предприятия. Журналы по БДД заполняются ответственным за безопасность перевозок, хранятся в архиве компании на протяжении 10 лет.

Обычно записи заносятся в таблицы, содержание которых не регламентируется. Ответственный за БДД создает форму учета на свое усмотрение. Если у водителей и инструкторов имеются собственные ЭЦП (цифровые подписи), можно использовать электронные журналы по инструктажам БДД.

Например, бланк журнала вводного инструктажа может выглядеть так:

Дата вводного инструктажа

ФИО водителя

Класс, разряд, категория, стаж работы водителя

Дата выдачи, серия и № водительского удостоверения

Участок  работы

Подпись водителя

Подпись инструктора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В таблицах зачастую указываются темы различных инструктажей по безопасности дорожного движения.

Проведение  инструктажей по безопасности грузопассажирских перевозок с помощью автотранспортных средств позволяет значительно снизить вероятность ДТП по вине водителей.

Составлением инструкций и выбором тем, актуальных в 2022 году, должен заниматься квалифицированный специалист, знакомый с законодательством по эксплуатации ТС и охране труда перевозчиков. Он отвечает за разработку программ и организацию занятий по БДД со всеми лицами, которым доверено управление такой техникой.
 

Вопрос-ответ

1. Сколько журналов по БДД должно быть в организации?

Обычно в компаниях ведется 3 журнала для фиксации проведения следующих инструктажей:

  1. вводного;
  2. предрейсового;
  3. сезонного и специального.
     

2. Регламентируется ли время проведения занятий по БДД, сколько времени должно отводиться на инструктаж?

Такого регламента не существует.