Речные и морские судна проектируются таким образом, чтобы риск возникновения возгорания был минимальным. Достигается это за счет нескольких методов:
Конструктивная противопожарная защита водного транспорта призвана обеспечить ограничение выделения тепла в зоне горения и распространения ОФП, исключение вскипания и взрывов механического оборудования, безопасную эвакуацию людей. С данной целью при строительстве судов используются только несгораемые материалы, определенные в МК СОЛАС. Соответствие им устанавливается по результатам огневых испытаний и подтверждается выдачей, как правило на 5 лет, свидетельства о типовом одобрении.
Специфика противопожарной защиты кораблей определяется их автономным пребыванием в море и отсутствием возможности какой-либо внешней помощи в борьбе с возгоранием. В таком случае тушение пожара осуществляется только силами экипажа. При выполнении аварийно-спасательных работ часто возникают трудности, связанные с эвакуацией людей и безопасным возвращением в порт.
Состав водного транспорта весьма разнообразен: от малых прогулочных судов до стационарных морских добывающих платформ. Для каждого из них законодательством предусмотрены отдельные правила пожарной безопасности. Главное требование нормативно-правовых актов – оборудование кораблей системами контроля. Устанавливаются они с целью раннего обнаружения возгорания и его оперативной ликвидации.
Как и другие объекты защиты, суда должны соответствовать правилам пожарной безопасности. Общие требования на находящихся в эксплуатации кораблях всех типов и назначений, независимо от их конструктивных особенностей и силовых установок, являются обязательными для всех судовладельцев, членов экипажей и других лиц, находящихся на борту. Главное управляющее звено судна – это центральный пост. Именно здесь сосредоточены все средства управления и индикации:
ПБ судов обеспечивается за счет поддержания в рабочем состоянии противопожарного оборудования и средств борьбы с огнем. Кроме того, руководителю необходимо позаботиться о выполнении организационно-технических мероприятий. Немалое значение имеет подготовка экипажа судна. Противопожарное обучение обязательно для всех работников корабля. Проводится оно непрерывно в соответствии с планом технической учебы, утверждаемом капитаном. Кроме того, здесь требуется регулярное проведение практических учений.
На заметку! При правильном исполнении существующих требований пожаров можно избежать, поскольку большая их часть на судне возникает из-за ненадлежащего монтажа, эксплуатации и несвоевременного обслуживания систем защиты.
Для предотвращения ЧС на водном транспорте требуется бдительность не только со стороны администрации, но и каждого работника, особенно при наличии на борту огнеопасных грузов.
В составе систем пожарной автоматики защищаемого судна необходимо предусмотреть оборудование сигнализации, которая обеспечивает передачу сигнала об опасности или неисправности автоматики на пункт диспетчеризации. Благодаря монтажу СПИ можно предотвратить гибель людей и сократить материальных ущерб при возникновении возгорания за счет более оперативного извещения о нем пожарных подразделений, а также экипажа. При этом достаточно важной для автоматизированных систем является возможность круглосуточного мониторинга и отклика на опасные факторы.
Конструктивно сигнальная противопожарная система состоит из прибора ППУ-ПТ, извещателей, оповещателей, источников питания и блока дистанционного управления. Главные принцип построения сигнализации – ее соответствие нормативной документации, которая регламентируется строительными нормами и правилами. Принцип ее работы достаточно прост. Как только датчики обнаруживают источники возникновения возгорания (задымление, открытый огонь или стремительный рост температуры), включается исполнение заложенного в систему алгоритма действий. Оповещение об опасности может быть простейшим звуковым или светозвуковым. На объектах повышенной опасности предусматривается речевое оповещение.
Если на судне установлена система контроля и управления доступом, пожарная сигнализация автоматически разблокирует эвакуационные выходы. Далее происходит срабатывание АСП. Для предотвращения отравления людей токсичными продуктами горения требуется включение дымоудаления и прекращение подачи воздуха из приточной вентиляции. Кроме того, в алгоритме работы сигнализации может предусматриваться отключение тока и перевод всех систем жизнеобеспечения в аварийный режим.
На заметку! Сигнализация представляет собой технически сложную систему, которая включает комплекс устройств.
К обязательным требованиям ПБ на судне относится и монтаж системы пожаротушения. Выбирается она в зависимости от класса возможного возгорания. Главное назначение судовой автоматической системы пожарной сигнализации – своевременное обнаружение опасности и оповещение о ней экипажа, а также аварийно-спасательной службы.
Класс пожара | Противодействие пожару |
---|---|
Пожары класса "В": горение жидких веществ, их смесей и соединений | Пена, распыленная вода, порошковый огнетушитель, углекислота, хладоновая система |
Пожары класса "С": горение газообразных веществ и материалов | Компактные струи воды, огнетушащие порошки и порошковые огнетушители, хладоновая система |
Пожары класса "D": возгорания, связанные с щелочными и подобными металлами и их соединениями при их контакте с водой | Теплопоглощающие огнетушащие вещества, не вступающие в реакцию с горящими материалами |
Пожары класса "Е": горение, возникающее при воспламенении находящегося под напряжением электрооборудования, проводников или электроустановок | Огнетушащие вещества, не являющиеся проводниками электричества |
Системы пожаротушения призваны не только оповестить экипаж о возгорании, но и оперативно ликвидировать его. В судовых СПБ существует несколько разрядов обслуживающих механизмов. В их число входят дренчерные, спринклерные, водяные, углекислотные, пенные и порошковые установки. При больших размерах корабля устанавливают сразу несколько видов оборудования.
Как правило, в судах системы пожаротушения работают по принципу водяных завес и водного орошения. В таком случае разбрызгиватели монтируются в подволок помещения и подключаются к энергонезависимому насосу с автоматическим срабатыванием или к магистрали. К достоинствам водяной системы относят низкую стоимость ОТВ и эксплуатации, высокую огнетушащую способность и охлаждение конструкций при возгорании.
На заметку! При срабатывании водяного автоматического пожаротушения сложно перекрыть подачу огнетушащего вещества, поскольку в трубопроводе оно находится в огромном количестве и под избыточным давлением.
Сегодня наибольшее распространение получили установки пожаротушения, в распределительной сети которых используются спринклерные оросители, в которых выходное отверстие в дежурном режиме работы закрыто клапаном, имеющем тепловой замок. Срабатывает они при повышении температуры в обслуживаемой зоне. Тепловой замок спринклера рассчитан на температуру от 57 до 182 градусов Цельсия. Установки данного типа предназначены для локального тушения пожара и охлаждения горящих поверхностей. Кроме того, они используются в помещениях, где развитие возгорания сопровождается интенсивным тепловыделением.
Спринклерное оборудование безопасно для людей и имеет неограниченный запас огнетушащего вещества (при соответствующем подключении системы к внешней водопроводной сети). Повысить огнетушащую способность воды можно за счет тонкораспыленных струй. В таком состоянии ОТВ занимает промежуточное положение между жидкостью и газом.
На заметку! Капли в спринклерных системах имеют высокий проникающих и охлаждающий эффект. Это позволяет резко снизить температуру в зоне горения и прекратить химические реакции.
Паровые противопожарные системы предназначены для ликвидации возгораний в труднодоступных местах. В таком случае процесс горения прекращается за счет подачи насыщенного пара, который отбирается от парогенераторов и редуцируется до давления 1 МРа. Далее пар перемещается в топливные цистерны. Закрытое помещение может полностью заполниться огнетушащим веществом всего за 20 минут.
Концентрированный пар устраняет огонь способом разбавления. Одновременно с этим он оказывает охлаждающий эффект и осуществляет механическое отрывание пламени. Чтобы паровая противопожарная система боролась с возгоранием должным образом, необходимо соблюсти 2 условия:
Системы парового пожаротушения могут быть с пневматическим или электрическим пуском.
Углекислотные противопожарные системы устанавливаются на суднах, где вероятность возникновения возгорания достаточно высокая. В качестве огнетушащего вещества здесь используются диоксид углерода, который может не только ликвидировать пожар в начальной стадии, но и предупредить повторное возгорание. Механизм борьбы с огнем в углекислотных системах основан на снижении объемной концентрации кислорода до значения, при котором процесс горения прекращается. Важной особенностью СО2 являются его диэлектрические свойства. Они позволяют использовать его в качестве огнетушащего вещества для защиты объектов энергетики, трансформаторных подстанций и судов.
Лучше всего углекислотные системы справляются с возгораниями класса В и С. Огнетушащее вещество хранится в баллонах под давлением и представляет собой сжатый газ. В связи с этим их необходимо регулярно взвешивать. При срабатывании системы газ выпускается и переходит из сжиженного в газообразное состояние. Формирующееся облако ОТВ подходит для тушения как горизонтальных, так очаговых и объемных пожаров. Состоит установка углекислотного типа из баллонов, пусковых запорных клапанов, трубопроводов, манометра, коллектора и распылителей.
На заметку! Модуль сжиженной углекислоты может быть высокого или низкого давления.
Для защиты от возгораний всех видов судов используются системы пенного пожаротушения. Процесс формирования огнетушащего вещества в таких установках осуществляется с помощью смесителя, где вода смешивается с пенообразователем. Подается ОТВ через эжектор в место возгорания. Для разных типов и отделений судна требуется пена разной кратности.
Тип судна, отделение | Кратность пены |
---|---|
Морские суда, нефтеналивные танкеры | 1:10 (низкая кратность) |
Сухогрузы, рефрижератрные | 1:50-1:150 (средняя кратность) |
Машинные отделения, грузовые помещения | 1:1000 (высокая кратность) |
Системы жидкостного тушения предназначены для ликвидации возгораний огнегасительной жидкостью – четыреххлористым углеродом в смеси с дибромэтаном. Данная смесь имеет те же свойства, что и углекислота. Состоит оборудование из:
Резервуары с огнегасительной жидкостью баллоны и коллектор с пусковым затвором устанавливаются в отдельном помещении, которую называют станцией тушения. Располагается она, как правило, на верхней палубе. На морских судах достаточно предусмотреть одну станцию С Ж-Б с двойным запасом жидкости или две станции в носу и корме водного транспорта. После открытия клапана сжатый воздух проходит через редукционный клапан и редуцируется до требуемого давления. Далее он поступает в резервуар, где вытесняется вверх по сифонной трубе.
Проходя через распылители, огнетушащее вещество пульверизируется и под воздействием высокой температуры испаряется. Поскольку пары огнегаистельной жидкости в несколько раз тяжелее воздуха, они быстро опускают их вниз, гася при этом пламя.
Современное судно представляет собой сложную систему из силовых установок, жилых и служебных помещений, агрегатов, прочего. Ликвидация возгорания на водном транспорте часто усложняется наличием ГСП и ЛВЖ. Кроме того, не всегда есть возможность эвакуировать людей в безопасное место, что ограничивает использование огнетушащих составов, вредных для дыхательной системы. Для защиты экипажа и материально-имущественных ценностей на корабле устанавливаются разные модули пожаротушения.
Помещение |
Модуль |
---|---|
Жилое, служебное |
|
Машинное |
|
Приборное |
|
Грузовое |
|
Для прекращения горения требуется ввод огнетушащего вещества. Сегодня пожарными используются разные виды ОТВ: вода, пена, растворы солей, газы, прочее. Каждое из них имеет собственный принцип действия и технические характеристики. Подается огнетушащее вещество через передвижные или стационарные установки. В качестве переносных средств пожаротушения на суднах могут использоваться:
Переносные средства пожаротушения рассредотачиваются на корабле с учетом степени и характера пожарной опасности помещений разного целевого назначения. Капитан должен следить, чтобы все они находились в режиме боевой готовности.
На заметку! Схема размещения переносных средств пожаротушения разрабатывается еще на этапе проектирования судна.
Пожарная сигнализация устанавливается для защиты судна от возгораний. Ее главная функция – быстрое и надежное оповещение людей об опасности. Электрическая сигнализация включает извещатели, источник питания, звуковые и световые средства, контрольно-приемную станцию, а также автоматические установки дымоудаления и пожаротушения. Друг с другом они соединяются линиями связи (шлейфами).
На суднах используются разные виды сигнализаций:
Устанавливается сигнализация по всему периметру водного транспорта и охватывает все его отсеки.
Пожарная сигнализация на судне состоит из нескольких элементов: датчики, линии передач, станция приема сигнала, источник питания.
Благодаря извещателям пожарная сигнализация получает информацию о возникновении ОФП. Крепятся они на потолке. Правильно спроектированная система пожаротушения позволяет вовремя оповестить аварийно-спасательную службу даже при незначительном возгорании. Принцип работы датчиков выглядит следующим образом: в момент появления опасных факторов сенсоры начинают передачу сигнала на приемное устройство. Здесь он обрабатывается и запускает звуковую сирену.
Извещатели реагируют на разные предвестники возгорания: огонь, дым, газ, тепло. По виду контролируемого признака они классифицируются на несколько видов.
Тепловые датчики устанавливаются в тех частях судна, где в случае возникновения возгорания на его начальном этапе предполагается стремительное тепловыделение. Работа таких извещателей основана на свойствах металлов при нагреве. При резком повышении температуры в помещении до критического значения постепенно меняется форма пластин, замыкающих контакты. Когда они размыкаются, происходит обрыв сети и запуск тревожного сигнала. Тепловые датчики бывают пороговыми, дифференцированными и комбинированными.
Представляют собой прибор, определяющий концентрацию в воздухе горючих газов: метана, пропана, бутана и т.д. Специальный элемент извещателя улавливает вещества, образующиеся при горении тех или иных материалов. Электрохимическая реакция изменяет емкость пластины, подавая сигнал тревоги. Такие сенсоры считаются самыми чувствительными.
При горении предметы начинают выделять инфракрасную энергию, на которые реагируют датчики пламени. Такой извещатель быстрее других реагирует на ОФП. Монтируются датчики пламени на стене или перекрытии. Количество пожарных детекторов и схема их расположения определяются таким образом, чтобы исключить возможность появления оптических помех.
Все чаще для защиты судов от возгораний используются комбинированные датчики – разные виды устройств, объединенных в одном корпусе. Все они дополняют друг друга. Сообщение об опасности передается на контрольный пункт управления при срабатывании любого из каналов, например, теплового или дымового. Системы пожарных извещателей применяются на судах всегда должны находиться в режиме боевой готовности.
Судовые противопожарные сигнализации проектируются таким образом, чтобы обеспечить подачу светового и звукового сигналов о возникновении возгорания на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства. Происходит это без непосредственного участия человека. Передается сообщение в пожарную охрану сразу после того, как датчики обнаружат ОФП.
Речные и морские судна проектируются таким образом, чтобы риск возникновения возгорания был минимальным. Достигается это за счет нескольких методов, в том числе установки СППЗ. Официальная статистика свидетельствует, что каждое четвертое возгорание на корабле носит затяжной характер и завершается полным выгоранием нефтепродуктов. Система противопожарного контроля на судне позволяет вовремя обнаружить ОФП и оперативно прекратить процесс горения.