Регулированием дорожного движения (РДД) называют комплекс мероприятий, предпринимаемых для воздействия на пешеходов и водителей, чтобы обеспечить их безопасность во время перемещения по дорогам и тротуарам. Мероприятия по РДД осуществляются при помощи специальных технических средств.
Технические средства регулирования дорожного движения (ТСРДД) – специальные устройства или сооружения, которые помогают ориентироваться на дороге и соблюдать правила безопасности.
К ТСРДД относятся:
Согласно статистическим исследованиям, автомобильные аварии имеют самый высокий уровень опасности и по уровню смертности превышают суммарный ущерб от аварий на воздушном, водном и железнодорожном транспорте.
Справка. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в ДТП из-за нарушений правил безопасности на дороге погибает около 1,3 миллиона человек.
Регулирование дорожного движения направлено на снижение общего количества ДТП, происходящих на дорогах, путем правильной организации потоков транспорта и пассажиров.
Поэтому водителям всех видов транспорта и пешеходам важно знать и соблюдать требования РДД.
Светофор – прибор, подающий световые сигналы для регулирования передвижения транспорта и пешеходов.
Светофорный объект – несколько светофоров, устанавливаемых на перекрестках дорог, переездах либо иных элементах дорог. Предназначен для того, чтобы регулировать очередность передвижения транспорта и пешеходов при пересечении участков дорог, ж/д и трамвайных путей.
Регулировка светофорами осуществляется за счет отображения световых сигналов определенного цвета, разрешающих либо запрещающих движение.
Без нормальной работы светофоров невозможно правильно выстроить потоки транспорта и пешеходов.
Внимание! Устройство светового оповещения устанавливается только на основании разработанного проекта. То есть нельзя просто купить светофор и поставить его у дороги.
Светофоры бывают нескольких видов в зависимости от зоны их установки.
Автомобильные светофоры – самый распространенный вид оптических приборов для РДД. Отображает три цвета сигналов: красный, желтый (оранжевый) и зеленый.
Светофор может размещаться вертикально либо горизонтально. При вертикальном расположении сверху всегда находится красный сигнал, снизу – зеленый. При горизонтальном размещении красный сигнал всегда слева, а зеленый – справа.
Иногда к прибору добавляют дополнительные сигнальные элементы в виде зеленых стрелок, разрешающих передвижение только в одном направлении, или счетчиков обратного времени, которые показывают время до смены сигналов.
Общепринятая разметка светофорных сигналов:
Сигналы светофоров могут комбинироваться. Например, красный с желтым светом загораются для привлечения внимания водителей перед сменой на зеленый. Мигающий желтый обозначает, что скоро загорится красный сигнал.
Для регулировки движения трамваев используются Т-образные светофоры. Приборы устанавливают в местах ограниченной видимости, на выездах из депо, перед сплетениями путей. Также трамвайные светофоры включают в светофорные объекты для организации транспортных потоков на перекрестках.
Внимание! Если перед перекрестком не установлен отдельный Т-образный сигнальный прибор, трамвай пересекает регулируемый участок пути по автомобильному светофору.
Т-образный светофор представляет собой 4 бело-лунных источника сигналов: 3 расположены горизонтально в верхнем ряду, 4-й – в нижнем, под центральным сигналом.
Разрешенное для передвижения направление отображается включением нижнего сигнала с одним или несколькими верхними, как показано на изображении ниже.
Внимание! Когда горят три верхних лампы, двигаться трамваям запрещено.
Задача Т-образных светофоров – сообщить водителю о занятости части пути, располагающегося после сигнального прибора. Сигналам таких светофоров подчиняются только трамваи – на автомобильный транспорт обозначения таких приборов не распространяются.
На заметку. Трамваи имеют преимущество при пересечении всех типов перекрестков.
Железнодорожные светофоры нужны для управления движением поездов и маневровых составов, ограничения скорости при спуске вагонов с сортировочных горок. Также этот тип сигнальных приборов устанавливается на ж/д переездах для ограничения передвижения машин и пешеходов во время проезда поездов.
Сигналы, которые используются в железнодорожных светофорах, устанавливаемых непосредственно рядом с колеями:
Ж/д светофоры, устанавливаемые на пересечении путей и автодорог, имеют только один сигнал – попеременно мигающий красный. Прибор включается в тот момент, когда к переезду движется поезд, а передвигаться ТС и пешеходам запрещается.
Регулировщик – представитель государственных структур, наделенный полномочиями осуществлять организацию дорожного движения при помощи жестов, установленных ПДД.
В статусе регулировщика могут быть:
Сигналы регулировщика имеют преимущество перед сигналами светофоров, требованиями знаков и являются обязательными для исполнения.
Нарушение требований регулировщика приравниваются к проезду на запрещенный сигнал светофора. Если водитель не соблюдает указаний регулировщика, то его действия квалифицируются как административное правонарушение по ст. 12.12 КоАП РФ.
Например, проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика влечет штраф в размере 1000 рублей. Повторное нарушение наказывается штрафом в 5000 рублей или лишением прав на 4–6 месяцев.
Регулировщик нужен в таких случаях:
Задача регулировщика – устранить хаотичное передвижение транспорта, пешеходов, направить автомобильные потоки таким образом, чтобы исключить появление пробок.
Сигналы регулировщика отменяют действие сигналов светофора, знаков и разметки. В некоторых случаях допускается направление потоков транспорта под запрещающие знаки или разметку. Обычно это связано с проведением ремонтных работ, мероприятий и крупной аварией.
Иногда ручное управление дорожным движением используется при нормальной работе сигнальных приборов. Такой вид контроля может применяться на крупных перекрестках, если работы только светофоров недостаточно для обеспечения разъезда автомобильных потоков. В таких случаях регулировщик может визуально оценить плотность разных потоков и уделить большее время для проезда одному из них.
Отличие формы регулировщика от униформы ГИБДД: наличие сигнального светоотражающего жилета желтого цвета либо униформы с желтыми светоотражающими элементами. В некоторых случаях допускается регулирование дорожного движения инспекторами ГАИ в штатной форме. Например, если необходимость управлять потоками транспорта возникла из-за ДТП.
Регулировщик подает сигналы при помощи черно-белого прямого жезла, дискового жезла с красным светоотражающим элементом на белом фоне и свистка.
Все знаки регулировщика и соответствующие действия, которые должны предпринимать водители или пешеходы, перечислены в п. 6.10 ПДД РФ.
Значение знаков регулировщика:
Текст правил тяжело воспринимается водителями. Поэтому среди шоферов распространен упрощенный вариант запоминания сигналов регулировщика:
Дорожной разметкой называют знаки, которые наносятся на поверхности дорог краской, стойкой к истиранию и воздействию погодных условий. Разметку делают по требованиям ПДД РФ, и она должна соответствовать ГОСТам, действующим на российской территории.
Наносимые обозначения должны быть хорошо видны в любое время суток. В зонах, где покрытие плохо различимо (например, в снегопад), нарушено ремонтными работами, требования разметки дублируются дорожными знаками.
Разметка бывает горизонтальной и вертикальной.
Горизонтальный тип разметки используется для регулирования дорожного движения. Обозначения представляют собой линии, указатели, надписи белого или желтого цвета. Согласно ПДД РФ, разметка может ограничивать передвижение, запрещать обгон, предупреждать о расширении или сужении проезжей части.
Наносится на проезжей части для разделения полос дороги или по верху бордюра в виде линий, стрел, надписей, символов.
Вертикальная разметка – комбинации полос белого, черного, красного и желтого цвета на дорожных элементах, сооружениях и конструкциях. Нужна она для зрительного ориентирования.
Такие обозначения наносятся на колонны и перекрытия мостов через дороги, бордюры, островки безопасности и иные объекты, приподнятые над уровнем дорожного полотна, чтобы водитель мог различать габариты дороги в темное время суток или в условиях низкой видимости.
Дорожный знак – техническое средство, применяемое для обеспечения БДД. Знаки имеют стандартизированное оформление. Устанавливаются рядом с дорогами постоянно или временно, чтобы сообщать водителям и пешеходам информацию по ПДД.
Требования к производству знаков и правила их размещения содержатся в ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 52290-2004.
При установке знаков соблюдаются требования:
Дорожные знаки размещаются таким образом, чтобы информация, которую они сообщают, воспринимали те участники движения, для которых она предназначена.
Классификация знаков:
Этот вид знаков нужен для передачи водителям и пешеходам такой информации:
Примеры информационных знаков:
Знаки приоритета нужны для того, чтобы установить очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей, узких участков пути. К данному типу обозначений относятся знаки начала, конца главной дороги, знаки примыкания второстепенной дороги к главной, «СТОП», «Уступи дорогу» и т. д.
Знаки дополнительной информации еще называют поясняющими табличками, которые размещаются под основными знаками. Обозначения табличек уточняют или ограничивают действие дорожных знаков. Особенность табличек в том, что они не являются самостоятельными обозначениями и не могут размещаться отдельно от знаков РДД.
Примеры поясняющих табличек:
Изображение |
Пояснение |
---|---|
|
Зона действия знака. Например, парковка запрещена на 300 м вперед. |
|
Расстояние до объекта в стороне от дороги. Например, СТО в 100 м направо. |
|
Вид ТС, на который распространяется действие знака. Например, запрет на движение грузовикам с РММ (разрешенной максимальной массой) более 3,5 т. |
|
Вид транспортного средства, на которое не распространяется действие обозначений. |
|
Действие знака только в установленное время. Например, с 8:00 до 17:30 ч. |
|
Действие знака только в установленные дни. Например, парковка разрешается только в выходные дни. |
|
Правила постановки автомобилей на парковку |
|
Влажное покрытие. Устанавливается в зонах, где после осадков долгое время не сходит влага с дорожного полотна. |
Рекомендующие знаки в ПДД называются предписывающими. Они используются, чтобы ввести или снять определенные режимы движения на участках пути. Предписывающие знаки показывают обязательные направления движения, разрешают передвижение по проезжей части или на отдельных ее участках (например, пешеходам или велосипедистам), вводят или отменяют скоростные ограничения.
Примеры предписывающих знаков:
Временные дорожные знаки используются для изменения организации дорожного движения на определенный период и имеют приоритет над стационарными обозначениями. Могут использоваться, например, при дорожных работах, проведении культурно-массовых мероприятий, когда требуется изменить направление движения транспорта.
Временные дорожные знаки устанавливают на переносных приспособлениях, дорожной технике или крепят к щитам с фоном желтого цвета.
Примеры:
Для организации дорожного движения может применяться вспомогательное оборудование и приспособления:
Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения:
Рассмотрим, как выглядит приоритетность сигналов регулировки дорожного движения (ДД) в порядке убывания:
Основной государственный орган, контролирующий РДД – Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУОБДД МВД России).
Разработкой, утверждением нормативных актов по обеспечению БДД занимается Правительство РФ и Министерство транспорта РФ.
Контролем за соблюдением законодательства по БДД занимается ФБУ «Росавтотранс» – государственная структура, находящаяся в подчинении Минтранса РФ.
В РФ дорожное движение регулируется положениями нормативных актов:
ГОСТы по ПДД формулируют требования государства, предъявляемые к применяемым правилам, методам и устройствам для обеспечения БДД. Например, информация, изображаемая на знаках, также регулируется госстандартами.
В 2022 году действуют такие стандарты, касающиеся регулировки дорожного движения:
Регулирование потоков транспорта на российских дорогах РФ – важный элемент обеспечения безопасности всех участников дорожного движения. Эта мера необходима для упорядочивания перемещения автомобилей и пешеходов, чтобы снизить риск возникновения ДТП.
Управление транспортными потоками осуществляется регулировщиками и специальными техническими устройствами. Поэтому все лица, выезжающие или выходящие на дороги общего пользования, обязаны понимать и соблюдать требования знаков дорожного движения, светофоров, инспекторов ГИБДД или других должностных лиц, выполняющих обязанности регулировщиков.