Мы работаем по всей России

Консультация
Заполните форму и мы вам перезвоним
Имя
Телефон

Для чего предназначено регулирование дорожного движения конструктивные особенности транспортных средств, ее обеспечивающие, и технические средства организации по ГОСТ

Регулирование дорожного движения

Регулированием дорожного движения (РДД) называют комплекс мероприятий, предпринимаемых для воздействия на пешеходов и водителей, чтобы обеспечить их безопасность во время перемещения по дорогам и тротуарам. Мероприятия по РДД осуществляются при помощи специальных технических средств.

Технические средства регулирования дорожного движения (ТСРДД) – специальные устройства или сооружения, которые помогают ориентироваться на дороге и соблюдать правила безопасности.

К ТСРДД относятся:

  • светофоры и светофорные объекты;
  • разметка;
  • дорожные знаки;
  • дополнительные сооружения в виде столбиков, оградительных барьеров, устройств для принудительного снижения скорости.
     

Необходимость

Согласно статистическим исследованиям, автомобильные аварии имеют самый высокий уровень опасности и по уровню смертности превышают суммарный ущерб от аварий на воздушном, водном и железнодорожном транспорте.

Справка. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в ДТП из-за нарушений правил безопасности на дороге погибает около 1,3 миллиона человек.

Регулирование дорожного движения направлено на снижение общего количества ДТП, происходящих на дорогах, путем правильной организации потоков транспорта и пассажиров.

Поэтому водителям всех видов транспорта и пешеходам важно знать и соблюдать требования РДД.
 

Светофоры

Светофор – прибор, подающий световые сигналы для регулирования передвижения транспорта и пешеходов.

Светофорный объект – несколько светофоров, устанавливаемых на перекрестках дорог, переездах либо иных элементах дорог. Предназначен для того, чтобы регулировать очередность передвижения транспорта и пешеходов при пересечении участков дорог, ж/д и трамвайных путей.

Регулировка светофорами осуществляется за счет отображения световых сигналов определенного цвета, разрешающих либо запрещающих движение.

Без нормальной работы светофоров невозможно правильно выстроить потоки транспорта и пешеходов.

Внимание! Устройство светового оповещения устанавливается только на основании разработанного проекта. То есть нельзя просто купить светофор и поставить его у дороги.

Светофоры бывают нескольких видов в зависимости от зоны их установки.


 

Для автотранспорта

Автомобильные светофоры – самый распространенный вид оптических приборов для РДД. Отображает три цвета сигналов: красный, желтый (оранжевый) и зеленый.

Светофор может размещаться вертикально либо горизонтально. При вертикальном расположении сверху всегда находится красный сигнал, снизу – зеленый. При горизонтальном размещении красный сигнал всегда слева, а зеленый – справа.

Иногда к прибору добавляют дополнительные сигнальные элементы в виде зеленых стрелок, разрешающих передвижение только в одном направлении, или счетчиков обратного времени, которые показывают время до смены сигналов.

Общепринятая разметка светофорных сигналов:

  1. Красный свет – запрет проезда светофора или стоп-линии перед ним.
  2. Желтый свет – отображается перед сменой сигнала, нужно сбросить скорость для остановки либо приготовиться к движению.
  3. Зеленый – разрешает двигаться со скоростью, допустимой на участке пути.

Сигналы светофоров могут комбинироваться. Например, красный с желтым светом загораются для привлечения внимания водителей перед сменой на зеленый. Мигающий желтый обозначает, что скоро загорится красный сигнал.


 

Для трамваев

Для регулировки движения трамваев используются Т-образные светофоры. Приборы устанавливают в местах ограниченной видимости, на выездах из депо, перед сплетениями путей. Также трамвайные светофоры включают в светофорные объекты для организации транспортных потоков на перекрестках.

Внимание! Если перед перекрестком не установлен отдельный Т-образный сигнальный прибор, трамвай пересекает регулируемый участок пути по автомобильному светофору.

Т-образный светофор представляет собой 4 бело-лунных источника сигналов: 3 расположены горизонтально в верхнем ряду, 4-й – в нижнем, под центральным сигналом.

Разрешенное для передвижения направление отображается включением нижнего сигнала с одним или несколькими верхними, как показано на изображении ниже.

Внимание! Когда горят три верхних лампы, двигаться трамваям запрещено.

Задача Т-образных светофоров – сообщить водителю о занятости части пути, располагающегося после сигнального прибора. Сигналам таких светофоров подчиняются только трамваи – на автомобильный транспорт обозначения таких приборов не распространяются.

На заметку. Трамваи имеют преимущество при пересечении всех типов перекрестков.

 

Для железнодорожного транспорта

Железнодорожные светофоры нужны для управления движением поездов и маневровых составов, ограничения скорости при спуске вагонов с сортировочных горок. Также этот тип сигнальных приборов устанавливается на ж/д переездах для ограничения передвижения машин и пешеходов во время проезда поездов.

Сигналы, которые используются в железнодорожных светофорах, устанавливаемых непосредственно рядом с колеями:

  • красный – запрещено движение; 
  • желтый – передвигаться разрешено со скоростью 40–60 км/ч до следующего сигнального прибора с готовностью выполнить остановку;
  • зеленый – передвижение разрешено, после светофора свободны 2 или более участка либо весь перегон;
  • мигающий белый при горящем красном – разрешается двигаться с особой осторожностью при скорости не выше 20 км/ч; 
  • два желтых, из которых верхний мигающий – разрешено двигаться с установленной скоростью, следующий сигнальный прибор разрешает проезд, поезд движется с отклонением по стрелочному переводу;
  • два горящих желтых – проезд разрешен со сниженной скоростью, следующий сигнальный прибор запрещает движение, поезд движется с отклонением по стрелочному переводу;
  • одиночный желтый мигающий – двигаться разрешено с установленной скоростью, следующий сигнальный прибор требует пересечение переезда с уменьшенной скоростью. 

Ж/д светофоры, устанавливаемые на пересечении путей и автодорог, имеют только один сигнал – попеременно мигающий красный. Прибор включается в тот момент, когда к переезду движется поезд, а передвигаться ТС и пешеходам запрещается.


 

Регулировщик

Регулировщик – представитель государственных структур, наделенный полномочиями осуществлять организацию дорожного движения при помощи жестов, установленных ПДД.

В статусе регулировщика могут быть:

  • представители Госавтоинспекции;
  • сотрудники военной автоинспекции;
  • инспекторы транспортных служб;
  • дежурные ж/д переездов и паромных переправ;
  • работники служб транспортной безопасности на отдельных участках дорог.

Сигналы регулировщика имеют преимущество перед сигналами светофоров, требованиями знаков и являются обязательными для исполнения.

Нарушение требований регулировщика приравниваются к проезду на запрещенный сигнал светофора. Если водитель не соблюдает указаний регулировщика, то его действия квалифицируются как административное правонарушение по ст. 12.12 КоАП РФ.

Например, проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика влечет штраф в размере 1000 рублей. Повторное нарушение наказывается штрафом в 5000 рублей или лишением прав на 4–6 месяцев.
 

Когда необходим

Регулировщик нужен в таких случаях:

  • затор на дороге из-за ДТП, строительство, ремонтные работы, устранение последствий прорывов в подземных коммуникациях;
  • поломка светофорного объекта, когда приборы не работают или неправильно отображают световые сигналы;
  • отключение электричества, из-за чего не работают устройства регулирования движения.

Задача регулировщика – устранить хаотичное передвижение транспорта, пешеходов, направить автомобильные потоки таким образом, чтобы исключить появление пробок.

Сигналы регулировщика отменяют действие сигналов светофора, знаков и разметки. В некоторых случаях допускается направление потоков транспорта под запрещающие знаки или разметку. Обычно это связано с проведением ремонтных работ, мероприятий и крупной аварией.

Иногда ручное управление дорожным движением используется при нормальной работе сигнальных приборов. Такой вид контроля может применяться на крупных перекрестках, если работы только светофоров недостаточно для обеспечения разъезда автомобильных потоков. В таких случаях регулировщик может визуально оценить плотность разных потоков и уделить большее время для проезда одному из них.
 

Экипировка

Отличие формы регулировщика от униформы ГИБДД: наличие сигнального светоотражающего жилета желтого цвета либо униформы с желтыми светоотражающими элементами. В некоторых случаях допускается регулирование дорожного движения инспекторами ГАИ в штатной форме. Например, если необходимость управлять потоками транспорта возникла из-за ДТП.

Регулировщик подает сигналы при помощи черно-белого прямого жезла, дискового жезла с красным светоотражающим элементом на белом фоне и свистка.


 

Знаки

Все знаки регулировщика и соответствующие действия, которые должны предпринимать водители или пешеходы, перечислены в п. 6.10 ПДД РФ.

Значение знаков регулировщика:

  1. Руки вытянуты в стороны или опущены вдоль тела:
    - со стороны левого, правого бока разрешается движение трамваю прямо, безрельсовому транспорту – прямо и направо, пешеходам – переходить проезжую часть; 
    - со стороны груди, спины передвижение всех ТС и пешеходов запрещено.
  2. Правая рука вытянута вперед:
    - со стороны левого бока разрешается двигаться трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам – во всех направлениях;
    - со стороны груди всем ТС разрешается перемещение только направо;
    - со стороны правого бока и спины движение всех ТС запрещено;
    - пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.
  3. Рука поднята вверх:
    движение всех автомобилей и пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме случаев, когда водителю нужно завершить начатый маневр на перекрестке, а пешеход пересекает проезжую часть по пешеходному переходу.

 

Текст правил тяжело воспринимается водителями. Поэтому среди шоферов распространен упрощенный вариант запоминания сигналов регулировщика:


 

Разметка

Дорожной разметкой называют знаки, которые наносятся на поверхности дорог краской, стойкой к истиранию и воздействию погодных условий. Разметку делают по требованиям ПДД РФ, и она должна соответствовать ГОСТам, действующим на российской территории.

Наносимые обозначения должны быть хорошо видны в любое время суток. В зонах, где покрытие плохо различимо (например, в снегопад), нарушено ремонтными работами, требования разметки дублируются дорожными знаками.

Разметка бывает горизонтальной и вертикальной.
 

Горизонтальная

Горизонтальный тип разметки используется для регулирования дорожного движения. Обозначения представляют собой линии, указатели, надписи белого или желтого цвета. Согласно ПДД РФ, разметка может ограничивать передвижение, запрещать обгон, предупреждать о расширении или сужении проезжей части.

Наносится на проезжей части для разделения полос дороги или по верху бордюра в виде линий, стрел, надписей, символов.


 

Вертикальная

Вертикальная разметка – комбинации полос белого, черного, красного и желтого цвета на дорожных элементах, сооружениях и конструкциях. Нужна она для зрительного ориентирования.

Такие обозначения наносятся на колонны и перекрытия мостов через дороги, бордюры, островки безопасности и иные объекты, приподнятые над уровнем дорожного полотна, чтобы водитель мог различать габариты дороги в темное время суток или в условиях низкой видимости.


 

Дорожные знаки

Дорожный знак – техническое средство, применяемое для обеспечения БДД. Знаки имеют стандартизированное оформление. Устанавливаются рядом с дорогами постоянно или временно, чтобы сообщать водителям и пешеходам информацию по ПДД.

Требования к производству знаков и правила их размещения содержатся в ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 52290-2004.

При установке знаков соблюдаются требования:

  • хорошая видимость изображений на знаках в любое время суток;
  • лицевая поверхность не должна прикрываться полностью или частично от участников дорожного движения какими-либо препятствиями (ветки деревьев, столбы и пр.);
  • видимость на расстоянии не менее чем за 100 м до знака;
  • размещение не выше 6 м над проезжей частью.

Дорожные знаки размещаются таким образом, чтобы информация, которую они сообщают, воспринимали те участники движения, для которых она предназначена.

Классификация знаков:

  • информационные;
  • приоритетные;
  • поясняющие;
  • рекомендующие;
  • временные.
     

Информационные

Этот вид знаков нужен для передачи водителям и пешеходам такой информации:

  • рекомендуемая скорость движения на участке пути;
  • зоны разворотов;
  • зоны парковок, пешеходных переходов;
  • направления следования к нужным населенным пунктам;
  • схемы движения по парковкам;
  • номера маршрутов общественного транспорта;
  • направление аварийных выходов;
  • предупреждение о фотовидеофиксации;
  • схемы объездов ремонтных работ (временные знаки) и т. д.

Примеры информационных знаков:


 

Приоритетные

Знаки приоритета нужны для того, чтобы установить очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей, узких участков пути. К данному типу обозначений относятся знаки начала, конца главной дороги, знаки примыкания второстепенной дороги к главной, «СТОП», «Уступи дорогу» и т. д.


 

Поясняющие

Знаки дополнительной информации еще называют поясняющими табличками, которые размещаются под основными знаками. Обозначения табличек уточняют или ограничивают действие дорожных знаков. Особенность табличек в том, что они не являются самостоятельными обозначениями и не могут размещаться отдельно от знаков РДД.

Примеры поясняющих табличек:

Изображение

Пояснение

Зона действия знака.

Например, парковка запрещена на 300 м вперед.

Расстояние до объекта в стороне от дороги.

Например, СТО в 100 м направо.

Вид ТС, на который распространяется действие знака.

Например, запрет на движение грузовикам с РММ (разрешенной максимальной массой) более 3,5 т.

Вид транспортного средства, на которое не распространяется действие обозначений.
Например, въезд запрещен всем ТС, кроме грузовиков с РММ более 3,5 т.

Действие знака только в установленное время.

Например, с 8:00 до 17:30 ч.

Действие знака только в установленные дни.

Например, парковка разрешается только в выходные дни.

Правила постановки автомобилей на парковку

Влажное покрытие. Устанавливается в зонах, где после осадков долгое время не сходит влага с дорожного полотна.

 

Рекомендующие

Рекомендующие знаки в ПДД называются предписывающими. Они используются, чтобы ввести или снять определенные режимы движения на участках пути. Предписывающие знаки показывают обязательные направления движения, разрешают передвижение по проезжей части или на отдельных ее участках (например, пешеходам или велосипедистам), вводят или отменяют скоростные ограничения.

Примеры предписывающих знаков:


 

Временные

Временные дорожные знаки используются для изменения организации дорожного движения на определенный период и имеют приоритет над стационарными обозначениями. Могут использоваться, например, при дорожных работах, проведении культурно-массовых мероприятий, когда требуется изменить направление движения транспорта.

Временные дорожные знаки устанавливают на переносных приспособлениях, дорожной технике или крепят к щитам с фоном желтого цвета.

Примеры:


 

Дополнительные приспособления

Для организации дорожного движения может применяться вспомогательное оборудование и приспособления:

  • ограждения, световые сигнальные устройства в местах проведения строительных, ремонтных работ;
  • светоотражающие тумбы, устанавливаемые на разделительных полосах или островках безопасности;
  • направляющие столбики, которые нужны для обозначения края дороги или других препятствий;
  • выпуклые зеркала, облегчающие проезд перекрестков с ограниченным обзором;
  • ограждающие элементы по краям мостов, переездов, на насыпях, путепроводах;
  • ограждения тротуаров в зонах с ограниченным обзором и оживленных участках дорог;
  • устройства для принудительного снижения скорости автомобилей, «лежачий полицейский»;
  • шумовые полосы для повышения внимания участников дорожного движения на опасных участках дорог.

Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения:

  • звуковой сигнал;
  • сигнальные лампы, автоматически загорающиеся при нажатии педали тормоза;
  • сигнальные лампы поворота, которые водитель должен включать перед совершением маневров на дороге;
  • габаритные лампы, включающиеся вместе с фарами головного света в темное время суток;
  • пассивные отражающие элементы в фарах и блоках задних габаритных огней.
     

Как определить, что важнее

Рассмотрим, как выглядит приоритетность сигналов регулировки дорожного движения (ДД) в порядке убывания:

  1. Регулировщик – основной приоритет сигналов по РДД. Если режим движения на дороге регулируется инспектором ГАИ либо другим должностным лицом вручную, сигналы инспектора могут заменять действие всех знаков и сигналов светофора.
  2. Светофор.
  3. Временные знаки ДД.
  4. Стационарные знаки ДД.
  5. Разметка.
     

Нормативные акты

Основной государственный орган, контролирующий РДД – Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУОБДД МВД России).

Разработкой, утверждением нормативных актов по обеспечению БДД занимается Правительство РФ и Министерство транспорта РФ.

Контролем за соблюдением законодательства по БДД занимается ФБУ «Росавтотранс» – государственная структура, находящаяся в подчинении Минтранса РФ. 

 

Основные законы

В РФ дорожное движение регулируется положениями нормативных актов:

  1. Федеральные законы:
    - № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г.;
    - № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 г.;
    - № 195-ФЗ «Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 30.12.2001 г.;
    - № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.12.2017 г.
  2. Постановления Правительства РФ:
    - № 1090 «О правилах дорожного движения» от 23.10.1993 г.;
    - № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств» от 05.12.2011 г.;
    - № 272 «Правила перевозки грузов автомобильным транспортом» от 15.04.2011 г.
  3. Приказы Минранса:
    - № 2 от 08.01.1997 г., утверждающий «Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами»;
    - № 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства…» от 28.10.2020 г.
     

ГОСТ

ГОСТы по ПДД формулируют требования государства, предъявляемые к применяемым правилам, методам и устройствам для обеспечения БДД. Например, информация, изображаемая на знаках, также регулируется госстандартами.

В 2022 году действуют такие стандарты, касающиеся регулировки дорожного движения:

  • ГОСТ 10807-78 «Знаки дорожные. Общие технические условия;
  • ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (принят на смену ГОСТ 23457-86, ГОСТ Р 52289-2004);
  • ГОСТ Р 52290-2004 «Требования, предъявляемые к средствам организации дорожного движения»;
  • ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки»;
  • ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

 

Регулирование потоков транспорта на российских дорогах РФ – важный элемент обеспечения безопасности всех участников дорожного движения. Эта мера необходима для упорядочивания перемещения автомобилей и пешеходов, чтобы снизить риск возникновения ДТП.

Управление транспортными потоками осуществляется регулировщиками и специальными техническими устройствами. Поэтому все лица, выезжающие или выходящие на дороги общего пользования, обязаны понимать и соблюдать требования знаков дорожного движения, светофоров, инспекторов ГИБДД или других должностных лиц, выполняющих обязанности регулировщиков.