Аттестация представляет собой обычный экзамен методом тестирования. Тест состоит из 20 вопросов, испытуемый должен правильно ответить минимум на 18 из них. Время на прохождение испытания – 30 минут.
Оцениваются знания конкретного специалиста, поэтому запрещено советоваться с другими испытуемыми, пользоваться любой литературой и смартфонами для получения подсказок. Также во время процедуры запрещено выходить из помещения.
После решения вопросов, бланки с ответами передается членам комиссии, которые их проверяют и сообщают результаты аттестуемым.
Важно! К проверке нужно готовиться. За счет практических знаний, применяемых на конкретном предприятии получить нужный результат не получится. Ответственный специалист по БДД должен отлично знать ПДД, методы безаварийной езды.
Регулярная аттестация позволяет контролировать знания и навыки инженеров по организации дорожного движения в компании. Требования законодательства, методы работы таких специалистов периодически меняются. Ответственный обязан владеть информацией об изменениях. Основная его обязанность – организовывать безаварийную работу водителей на предприятии.
В ходе аттестации специальная комиссия Росавтотранса и УГАДН проверяет у испытуемых знание:
Сдавать экзамен придется комиссии из сотрудников ФБУ «Росавтотранс» и УГАДН. Специалист организации по БДД при приближении даты очередной аттестации заходит на сайт Росавтотрнаса и подает заявку. Система просит его выбрать регион, где работает специалист и выбрать дату прохождения.
Всегда на выбор предлагается несколько вариантов дат. Выбирать ближайшую не рекомендуется. Полезно взять время на подготовку, изучить типовые билеты (они есть на сайте Росавтотранса), найти ответы на них. При необходимости можно пройти курсы подготовки. Это повысит вероятность получения положительного результата аттестации ответственного за БДД.
Государственная оценка знаний специалистов проводится бесплатно. Ограничений по количеству попыток не установлено, поэтому проходить аттестацию можно сколько угодно раз. Между попытками должен быть перерыв не менее 7 дней.
К аттестации допускаются специалисты, имеющие профильное образование, касающееся эксплуатации ТС или БДД. Оно может быть средним или высшим. Если специалист организации имеет среднее образование, для допуска к экзамену, ему потребуется опыт работы не менее 3 лет.
При отсутствии у специалиста профильного образования, ему потребуется пройти курсы переподготовки. Отсутствие опыта работы для сотрудников со средним образованием или свидетельства о курсах переподготовки при основном непрофильном образовании – основание для отказа в допуске к экзамену.
Ответственный за БДД на предприятии должен знать нормативное регулирование своей работы, методы ее организации. Методические рекомендации по организации БДД на предприятии есть на сайте Росавтотранса.
Прохождение аттестации начинается с подачи заявки. Испытуемый выбирает регион и дату, когда будет сдавать экзамен. Затем он собирает документы. В комиссию для сверки предоставляются оригиналы и копии.
В назначенное время специалист является на экзамен, проходит процедуру и дожидается результата. По окончании решения билетов, члены комиссии устно сообщают результаты аттестации. Никаких удостоверения успешно сдавшим экзамен не выдаются.
В течение 5-7 дней информация об аттестации становится доступной на сайте Росавтотранса и Росавтодора. После этого любой заинтересованный человек может проверить специалиста по БДД (соответствует ли он всем требованиям).
Сотруднику самостоятельно рекомендуется пройти проверку аттестации по БДД. Проконтролировать правильность написания своих данных, корректность указания протокола и т.д.
Чтобы записаться, достаточно зайти на сайт Росавтотранса, выбрать нужную ссылку, указать свои ФИО, удобное время и дату для аттестации, контактную информацию. Система запросит подтверждение правильности выбранной информации. Рекомендуется проверить и подтвердить.
В назначенное время и дату необходимо прийти к месту сдачи экзамена с:
Комиссия сверяет оригиналы и копии. Оригинальные документы (кроме заявления) возвращаются испытуемому, копии комиссия оставляет у себя. Также члены комиссии проверяют соответствие образования специалиста требованиям. Поэтому аттестуемый предоставляет диплом о среднем или высшем образовании. Если образование не профильное, свидетельство о профпереподготовке.
На заметку. Если экзамен сдается первый раз, может потребоваться трудовая книжка для подтверждения опыта работы (он нужен для специалистов со средним образованием).
Проходит в течение 30 минут. За это время нужно правильно ответить на 18 из 20 вопросов. В билете содержатся вопросы по:
Правила поведения на экзамене – стандартные. Нельзя списывать, пользоваться подсказками. Чтобы получить положительный результат рекомендуется подготовиться к аттестации, хорошо выспаться, при необходимости можно принять успокоительное.
Завершается процедура сдачей ответов. Члены комиссии дожидаются результатов за дверью, чтобы не было попыток влиять на работу комиссии.
Количество неправильных ответов не должно быть больше 2. В этом случае испытуемый признается успешно сдавшим. Результаты оформляются протоколом комиссии. Он зачитывается всем участникам (для этого они приглашаются в аудиторию). Никаких свидетельств или удостоверений не выдается.
Участникам аттестации не рекомендуется уходить сразу после сдачи билета, чтобы потом не пришлось узнавать свои результаты.
В течение 5-7 дней сведения о сдаче экзамена вносятся в реестр ответственных за БДД в организации. Если сразу успешно пройти аттестацию не удалось, можно через неделю записаться на повторную. Мероприятие бесплатное, ограничений по количеству попыток нет.
Сведения об аттестованных специалистах попадают в специальный реестр, который ведет УГАДН. После утверждения протокола аттестации, сведения из него Росавтотранс вносит в реестр специалистов БДД. Любой желающий после этого может проверить ответственного по БДД.
Каждая компания, у которой есть в собственности ТС, должно иметь в штате такого специалиста, либо возложить на отдельного сотрудника ответственность за организацию безаварийной езды водителями (если автопарк небольшой). Специалист должен быть аттестован и раз 5 лет проходить аттестацию. Прием на работу неаттестованного специалиста, нарушение законов по БДД влечет за собой крупные штрафы.
Проверка аттестации ответственного по БДД в УГАДН выполняется сотрудниками кадровой службы или контролирующих органов. Ее задача – выяснить, соответствует ли специалист требованиям. Привлечение к работе неаттестованных сотрудников – нарушение законодательства о БДД.
Для проверки требуется знать ФИО человека и его СНИЛС. После ввода этих данных на сайт Росавтотранс, он выдаст результат о наличии специалиста в реестре, либо его отсутствии.
Можно использовать сайт Росавтодора. Организация ведет реестр аттестованных специалистов с указанием сведений об организации, в которой специалист получил аттестацию по БДД и срока действия документа.
Проверка аттестации ответственного по БДД по СНИЛС нужна специалисту кадровой службы. Принимать в штат или назначать сотрудника ответственным за БДД на предприятии разрешено только аттестованного человека. Поэтому кадровик получает сведения из реестра и дает свое заключение по кандидатуре.
Пользуется информацией из реестра УГАДН. Учреждение имеет право проводить плановые и неплановые проверки транспортных компаний. Плановые проводятся не чаще 1 раза в 3 года, внеплановые – по инициативе самого УГАДН или по жалобе сотрудника, клиента и т.д. В рамка контроля учреждение обязано проверить аттестацию по БДД. При ее отсутствии УГАДН может даже приостановить деятельность предприятия до устранения нарушения.
Если организация или ИП осуществляет перевозки грузов или пассажиров, специалист по БДД нужен. От него можно отказаться в случае:
Количество единиц в автопарке организации не имеет значения. Даже при 1 автомобиле ответственный за БДД нужен. В случае большого штата водителей имеет смысл создать отдел, куда включить нескольких специалистов.
В соответствии с должностной инструкцией:
Основная задача специалиста – снижать аварийность. Каждое ДТП должно быть расследовано, выявлены и устранены причины. Если проблема в стиле вождения, провести обучение водителя, если причина в техсостоянии – усилить контроль и т.д.
Нарушение законодательства по БДД наказывается штрафом в размере до 100 тыс. руб. За привлечение к работе ответственных за БДД без аттестации предусматривается их отстранение от работы до устранения нарушения. Если сотрудник относится к работе халатно и недобросовестно выполняет свои обязанности, его также рекомендуется отстранить от работы. Либо это сделает УГАДН при очередной проверке, но уже со штрафом.
За неоднократное или грубое нарушение законодательства по БДД предусмотрено приостановка деятельности предприятия. Это – убытки, поскольку в период приостановки перевозок грузов и пассажиров осуществляться не будет.
УГАДН ведет реестр аттестованных специалистов по БДД. Для проверки сотрудника необходимо перейти на сайт Росавтотранс и открыть сам реестр. Система предложит ввести данные в форму для поиска и выдаст результат.
Если специалист есть в реестре, информация о его аттестации будет доступна. При отсутствии результатов поиска может оказаться, что неправильно сформирован запрос, сотрудник отсутствует в реестре или есть опечатка.
Находящемуся в реестре специалисту можно продолжать работу в компании и не бояться проверок. Основное требование к нему – качественное выполнение обязанностей по снижению аварийности.
Реестр аттестованных специалистов находится на сайте Росавторанс. Неопытный пользователь может неправильно написать имя сайта. Ему проще создать запрос в поисковой системе.
При аттестации потребуется выбирать время и дату процедуры. Это делается электронным способом. Чтобы в будущем легко находить нужный сайт, можно внести его в перечень избранных.
На заметку. В результатах поиска следует быть внимательным помимо реестра аттестованных специалистов БДД, есть еще список аналогичных специалистов, ведущийся Росавтодором. Информация в реестрах схожая, но поиск удобнее на Росавтотрансе.
На сайте необходимо перейти во вкладку «Деятельность», потом в «Обеспечение БДД». На странице появится форма для поиска, куда нужно вносить данные.
Также можно создать запрос в поисковой системе «реестр специалистов по БДД». Поисковик самостоятельно выдаст ссылку на сайт Росавтотранса. Помимо нужного сайта, система включит в результаты поиска информацию о других учреждениях, поэтому при поиске нужно быть внимательным.
Способ перехода на сайт через вкладку «Избранные» тоже можно использовать. Для этого потребуется 1 раз оказаться на нужной странице и добавить ее в перечень избранных (способ зависит от используемого браузера).
Для проверки специалиста в форме потребуется указать ФИО человека (регистр не важен) и СНИЛС (номер индивидуального счета в системе пенсионного страхования). Данный реквизит является идентификатором человека в государственных учреждениях и при получении госуслуг.
Как правило, СНИЛС представляет собой ламинированный зеленый документ. В 2022 году он может быть не только бумажным, но и электронным. Номер относится к категории персональных данных, на использование этой информации требуется согласие владельца.
Восстановить утерянный СНИЛС легко. Достаточно обратиться в ближайшее отделение ПФ РФ, либо в отдел кадров предприятия.
Если система нашла специалиста по БДД в реестре, ответ на запрос будет содержать:
В реестре Росавтодора помимо указанных данных содержатся сведения о наименовании аттестационного органа, реестровые номера образовательного центра и самого документа об аттестации.
Причиной отсутствия человека в реестре может быть:
Обычно, это 5-7 дня с момента успешной сдачи экзамена.
Единственный способ проверить, является ли специалист аттестованным – найти его в реестре. Если в списке человека нет, но он демонстрирует какой-либо документ об успешной сдаче экзамена по БДД, это неправда. Порядок аттестации и оформления ее результатов закреплен в законе о безопасности дорожного движения (с изменениями и дополнениями). В нем четко указано, что никаких документов по итогам аттестации не выдается.
Итак, каждая транспортная компания должна иметь в своем штате специалиста по БДД. Он обязан регулярно проходить аттестацию. Этот факт подтверждает специальный реестр, который ведет УГАДН.