Мы работаем по всей России

Консультация
Заполните форму и мы вам перезвоним
Имя
Телефон

Приказ о назначении контролера технического состояния автотранспортных средств образец возложения на ответственное лицо в 2022 году

Понятие

Контролер техсостояния ТС – это специалист по выпуску автомобилей в рейс. Он должен иметь опыт работы в области охраны труда и техобслуживания транспортной техники. На должность ответственного за такой контроль назначается специально обученный человек.


 

Регламентация

При оформлении на должность необходимо учитывать правила и требования, изложенные в следующих документах:

  1. ФЗ № 196 (10.12.1995 г.) о БДД.
  2. Приказы Минтранса РФ:
    № 9 (15.01.2021 г.) о порядке предрейсового, предсменного контроля техсостояния ТС;
    № 282 (31.07.2020 г.) – о требованиях к профподготовке и квалификации работников (в том числе контролера техсостояния ТС).
  3. КоАП РФ (ст. 12.31.1) – об ответственности лиц, совершающих транспортные перевозки.
     

Обязательность наличия

В соответствии с приказом № 9 назначение ответственного за состояние ТС обязательно для всех предпринимателей и компаний, осуществляющих платные перевозки автобусами или грузовыми автомобилями, а также использующих машины в служебных целях. В штатном расписании должна быть соответствующая должность, а назначение обязательно оформляется приказом руководства.
 

Ответственность

За нарушение правил и требований, касающихся квалификации такого работника, несет ответственность  руководитель компании, осуществляющей перевозки. Виновному полагается штраф 20 000 рублей – для должностных лиц), 100 000 рублей – для организаций.
 

 Кого назначать

Ответственным за техсостояние автотранспортных средств может быть назначен человек, у которого имеется:

  • образование не ниже среднего, диплом по специальности «Техобслуживание и ремонт автотранспорта (группа 23.02.03), стаж работы не менее 1 года;
  • среднее или высшее образование по любой специальности, связанной с транспортными технологиями (укрупненной группы 23.00. 00, кроме 23.02.03), стаж работы не меньше 3 лет;
  • документ о среднем или высшем образовании по специальности, не входящей в данную группу, вместе с дипломом о прохождении профессиональной переподготовки  и присвоении квалификации контролера техсостояния ТС (без стажа работы).

Нередко обязанности контроля ТС возлагаются на начальника гаража или главного механика предприятия. В небольшой организации роль контролера может взять на себя ее руководитель. Однако оформление приказа о совмещении должностей является обязательным в любом случае, а за дополнительную работу полагается доплата по соответствующему тарифу.

На заметку. Обязанности ответственного за исправность ТС может нести внештатный сотрудник (мастер специализированной компании, оказывающей подобные услуги). С ним заключается договор (не трудовой, а гражданско-правовой), в котором  обозначается круг работ, сроки их выполнения, период действия соглашения.

 

Требования

К работнику, принятому на должность ответственного за состояние ТС, предъявляются  требования (приказ № 282), согласно которым он должен хорошо разбираться во всем, что касается:

  • нормативно-правовой документации по техническому обслуживанию автотранспортных средств, а также по БДД и грузопассажирским перевозкам;
  • транспортного и трудового законодательства, правил ОТ и пожарной безопасности;
  • устройства и конструктивных особенностей ТС различных марок;
  • требований к состоянию автомобилей, используемых для транспортировки людей и грузов;
  • правил допуска ТС к эксплуатации;
  • порядка контроля состояния транспорта перед рейсом и началом рабочей смены.
     

Обязанности

Приказ о назначении ответственного за предрейсовый контроль закрепляет за данным сотрудником следующие обязанности:

  • осмотр ТС перед рейсом или сменой, контроль исправности основных узлов, выявление повреждений, появившихся после поездки;
  • установление причин неполадок в работе ТС, организация их устранения, контроль соблюдения правил эксплуатации грузовых и пассажирских авто;
  • оформление документации на передачу транспорта в ремонт и приемку после устранения дефектов;
  • наблюдение за парковкой авто на охраняемой стоянке;
  • внесение предложений о дисциплинарном наказании работников, виновных в нарушении правил эксплуатации ТС;
  • контроль исправности бортовых приборов (спидометра, тахографа), сохранности пломб;
  • проверка наличия путевых листов, накладных.

Контролер по техосмотру ТС делает отметку о допуске ТС к рейсу, а также ведет журналы:

  • учета техсостояния ТС при выходе автомобилей на линию и после возвращения из поездки;
  • выпуска автотранспортных средств на линию;
  • предрейсового и предсменного контроля ТС;
  • регистрации результатов  контроля техсостояния транспорта.

Сравнение обязанностей различных специалистов, отвечающих за безопасность работы на транспорте, прдставлено в таблице.

Должность

Основные обязанности

Контролер техсостояния ТС

  • Организация техпроверки ТС, выявление их неисправностей;
  • организация своевременного техобслуживания и восстановления ТС;
  • установление причин повреждения автомобильных узлов, обеспечение ремонта, оформление соответствующей документации;
  • проверка наличия и исправности бортовых контрольных приборов;
  • принятие мер по охране ТС во время стоянок;
  • обнаружение нарушителей правил эксплуатации  грузопассажирского транспорта.

Ответственный за обеспечение БДД

  • разработка мероприятий и инструкций по безопасности ДД и автотранспортных перевозок;
  • допуск водителей к рейсу, контроль медосвидетельствования;
  • организация инструктажей по БДД, ведению путевой документации;
  • координация работы всех служб предприятия, имеющих отношение к обеспечению БДД.

Ответственный за охрану труда на предприятии

  • Контроль за соблюдением трудового законодательства и правил безопасной работы;
  • организация инструктажей по ОТ, выявление нарушений ТБ;
  • оценка условий труда и производственных рисков;
  • анализ причин травматизма и профзаболеваний.

 

Обучение

Дистанционную переподготовку на должность контролера ТС можно пройти, к примеру, в учебном центре «Энергия» https://bddpiter.ru. Продолжительность обучения 256 часов, стоимость 9 000 рублей.

В тематику курса входят:

  1. Основы законодательства (трудового и транспортного).
  2. Особенности эксплуатации ТС, проведения техосмотра и ремонтных работ.
  3. Правила ТБ, охраны труда, пожарной безопасности.
  4. Нормы расхода топлива и запчастей.
  5. Порядок эвакуации ТС в случае дорожной аварии, правила оформления документации о ДТП.

Курсы обучения профессии контролера ТС есть также на портале «Транспортный консалтинг». Общая продолжительность занятий 256 часов, стоимость 10 000 рублей.

В учебную программу входят следующие темы:

  1. Принципы техконтроля и диагностики автотранспортных средств.
  2. Конструкция, эксплуатационные свойства, надежность ТС.
  3. Особенности техосмотра и обслуживания ТС разных видов.
  4. ТБ, охрана труда, противопожарная безопасность при осмотре и диагностике ТС.

В образовательном центре «СТО» можно пройти дистанционное или очное обучение. Курс заочной переподготовки объемом 252 часа стоит 6900 рублей, а повышения квалификации (48 часов) – 4500 рублей. Выдается диплом или удостоверение государственного образца.
 

Аттестация

Ранее в совместном приказе Минтранса и Минтруда № 13/11 (18. 04.1994 г.) указывалось, что контролеры ТС, механики, диспетчеры и другие транспортные специалисты должны проходить обязательную аттестацию в УГАДН.

В мае 2018 года приказом № 296 Минтранса была внесена поправка, в соответствии с которой контролер ТС освобождается от необходимости прохождения такой аттестации.

После вступления в должность он в течение 1 месяца проходит дополнительную подготовку по охране труда, а также первичный инструктаж и стажировку по работе с грузопассажирской автотехникой.

Проверкой его знаний занимается ответственный за обеспечение БДД вместе с главным механиком, начальником отдела ОТ и руководителем предприятия. По результатам выдается служебное удостоверение контролера ТС (форма документа произвольная).

Каждые 3 месяца проводится повторный инструктаж контролера ТС для знакомства с актуальными изменениями законодательных правил и требований.

Примечание. Если сотрудник (не имевший профильной специальности) устраивается на должность контролера ТС после переподготовки в центре повышения квалификации, решение о его аттестации принимается по результатам завершающего экзамена (он должен ответить не менее чем на 18 вопросов из 20). В случае успешной сдачи ему выдается диплом соответствующего образца.

 

Приказ о назначении

Приказ о назначении ответственных лиц за техническое состояние транспортных средств издается руководством после ознакомления с требованиями соответствующих правовых актов. Структура приказа, издаваемого на предприятиях разной направленности, может отличаться, так как его стандарт нигде не оговаривается.
 

Правовая база

При оформлении на должность контролера ТС необходимо опираться на следующие документы:

  1. Приказы Минтранса № 282 и № 9.
  2. Закон № 196-ФЗ.
  3. Постановление Правительства РФ № 341 (26.03.2020 г.) о последних изменениях ПДД, касающихся грузовых ТС.
  4. Постановление № 1090 (в ред. 31. 12. 2020 г.) – о допуске ТС к эксплуатации, ответственности должностных лиц за безопасность ДД.
     

 Форма

Форму приказа разрабатывает руководитель предприятия, учитывая общие принципы делопроизводства по оформлению таких бумаг.

Образец приказа о назначении контролера технического состояния автотранспортных средств можно найти на интернет-страницах:

  • https://gosuchetnik.ru/shablony-i-formy/instruktsiya-sostavlyaem-prikaz-o-naznachenii-otvetstvennogo-za-transportnoe-sredstvo;
  • https://www.trudohrana.ru/article/103712-18-m10-poryadok-vypuska-avtomobiley-na-liniyu#acor2;
  • https://trans-otdel.ru/контролер-приказ/.
     

Содержание

На бланке указываются:

  • наименование предприятия;
  • название приказа;
  • ФИО и должность руководителя;
  • дата создания, номер документа;
  • правовой акт, на основании которого издается приказ;
  • основные обязанности, возлагаемые на сотрудника;
  • фамилия лица, на которое возложен контроль за исполнение данного распоряжения.

Документ заверяется печатью и подписью руководителя.
 

Реквизиты

В приказе должны обязательно присутствовать следующие реквизиты:

  • герб Российской Федерации;
  • эмблема или логотип предприятия;
  • слово «Приказ»;
  • название компании (или аббревиатура ИП с его фамилией и инициалами).
     

Заголовок

Если за безопасность эксплуатации транспорта отвечает не один, а несколько специалистов, то в заголовке конкретизируются виды ответственности (например, «… за техосмотр ТС, …предрейсовый технический контроль»).

При приеме одного должностного лица пишется: «… о назначении ответственного за техническое состояние (или выпуск на линию) автотранспортных средств».
 

Обоснование

В самом начале указываются нормативные документы, актуальные в 2022 г. (законы, статьи, постановления, положения), на основании которых оформляется приказ. Раздел начинается с фразы: «В целях реализации требований…».
 

Основной раздел

В основной части приказа о назначении контролера технического состояния автотранспортных средств описывается область работы, за выполнение которой отвечает данный специалист. Здесь указываются фамилии, инициалы и профессии (механик, инженер) оформляемых сотрудников (с перечислением должностей, которые они будут занимать). В конце указывается, кто будет контролировать выполнение ими должностных обязанностей.
 

Заключение

В заключении прописываются данные лица, издающего приказ (например, «Генеральный директор И.В. Борисов», или «ИП Александров А. В.»). Составлением приказа занимается сам руководитель компании или уполномоченное лицо (секретарь-делопроизводитель, сотрудник, отвечающий за БДД). Документ подписывает директор предприятия.
 

  Дополнительные документы

Чтобы назначение контролера по техосмотру ТС соответствовало требованиям закона, претендент должен предъявить диплом о наличии образования не ниже среднего по специальности «Техобслуживание и ремонт автотранспорта» либо «Техника и технологии наземных ТС».

Если претендент имеет другую специальность, то он должен дополнительно представить диплом о переподготовке по профессии «Контролер техсостояния автотранспортных средств», который подтвердит его компетентность в вопросах безопасной эксплуатации грузопассажирского транспорта.

Приказ о назначении контролера ТС входит в комплект документов по БДД, наличие которых контролируется надзорными органами (УГАДН, ГИБДД, Ространснадзор, Автотранспортная инспекция). Сюда входят также:

  • должностные инструкции ответственных за БДД, а также контролеров техсостояния и безопасной эксплуатации ТС;
  • инструкции по охране труда и противопожарной защите;
  • инструкции по вождению грузопассажирских ТС при различных погодных условиях, по пересеченной местности, при пересечении ж/д путей и т. д.;
  • графики выпуска ТС в рабочие рейсы;
  • планы технического обслуживания ТС;
  • путевые листы;
  • приказы о порядке контроля техсостояния ТС.
     

Инструкция по охране труда

Это документ, в котором описываются правильные действия работника (в данном случае контролера техсостояния ТС) перед началом смены, во время работы, после ее завершения, а также в экстренных ситуациях.

Инструкция разрабатывается с учетом того, что с 1 марта 2022 года в России действуют обновленные нормы охраны труда. Во внимание принимаются особенности функций, выполняемых работником, условия труда и возможные угрозы аварий.

В инструкцию по ОТ входят разделы, включающие:

  1. Общие требования. В них излагаются предписания по ведению рабочей документации, соблюдению режимов работы и отдыха, соблюдению мер безопасности, ношению спецодежды/спецобуви, использованию средств защиты. Приводится список рисков и опасностей, сообщается порядок оповещения об аварийных ситуациях. Описываются нормы санитарии и личной гигиены. Оговаривается ответственность за невыполнение предписаний.
  2. Действия перед работой. Раскрывается порядок организации предварительного техосмотра ТС, выявления неполадок, допуска транспорта к выезду по маршруту, оформления предрейсовой  документации.
  3. Обязанности во время работы. Описываются приемы безопасной эксплуатации и обслуживания ТС и грузоподъемной техники, а также нормы расхода топливных и смазочных материалов. Перечисляются мероприятия по предотвращению аварий, правила использования контрольных приборов и индивидуальных средств защиты, ведения учетных журналов.
  4. Требования безопасности после завершения работ. Разъясняется порядок сдачи смены, мойки и парковки ТС, отключения приборов.  Рассказывается о том, как производится регистрация неполадок, создающих риск возникновения ДТП. Сотрудник знакомится с правилами электро- и пожаробезопасности.
  5. Правила поведения в аварийных случаях. Указываются возможные причины, действия работников при возникновении нештатных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, порядок связи со спасательными службами.

Образец инструкции есть на странице: tekhkarta.ru/instruktsii/instruktsiya-dlya-kontrolerov/.
 

Должностная инструкция

В должностной инструкции контролера ТС излагаются:

  • общие требования к его квалификации и навыкам (знанию правил эксплуатации и обслуживания ТС, нормативов ПДД, порядка оформления документации);
  • основные функции;
  • ответственность за невыполнение обязанностей, нарушение законов, нанесение ущерба предприятию из-за профессиональной некомпетентности;
  • права на допуск к необходимой служебной информации, на использование специального инвентаря для осмотра ТС, принятие мер безопасной эксплуатации автомобилей, внесение предложений по обновлению транспортного парка.

Для скачивания образца можно зайти на сайт: assistentus.ru/forma/dolzhnostnaya-instrukciya-kontrolera-tehnicheskogo-sostoyaniya-avtotransportnyh-sredstv/.

 

Специалист, назначаемый ответственным за состояние автотранспортных средств  предприятия, занимается обеспечением технической безопасности грузопассажирских перевозок. Он работает в сотрудничестве с лицами, отвечающими за БДД и охрану труда.

В широкий круг обязанностей контролера по эксплуатации ТС входят осмотр техники перед сменой и выпуском в рейс, организация своевременного ремонта и техобслуживания грузовиков и автобусов.

К специалисту такого профиля предъявляются серьезные квалификационные требования. Он должен отлично разбираться в конструкции автотранспортных средств различных моделей и марок, а также в законодательной документации и инструкциях по обслуживанию ТС.

Приказ о назначении такого специалиста – это важный документ, который оформляется с соблюдением определенных правил. Он подтверждает выполнение требований транспортного и трудового законодательства на предприятии.
 

Вопросы-ответы

1. Каким образом подтверждается наличие стажа работы в сфере контроля техсостояния ТС при оформлении сотрудника на соответствующую должность?

О наличии опыта такой работы свидетельствует запись в трудовой книжке претендента, а также характеристики с предыдущих мест работы.
 

2. Требуется ли подтверждение трудового стажа по контролю ТС человеку, работавшему 5 лет механиком  в транспортной компании?

Никакого дополнительного подтверждения не требуется, если в его обязанности входил техосмотр ТС и выпуск автомобилей на линию.