Контролер техсостояния ТС – это специалист по выпуску автомобилей в рейс. Он должен иметь опыт работы в области охраны труда и техобслуживания транспортной техники. На должность ответственного за такой контроль назначается специально обученный человек.
При оформлении на должность необходимо учитывать правила и требования, изложенные в следующих документах:
В соответствии с приказом № 9 назначение ответственного за состояние ТС обязательно для всех предпринимателей и компаний, осуществляющих платные перевозки автобусами или грузовыми автомобилями, а также использующих машины в служебных целях. В штатном расписании должна быть соответствующая должность, а назначение обязательно оформляется приказом руководства.
За нарушение правил и требований, касающихся квалификации такого работника, несет ответственность руководитель компании, осуществляющей перевозки. Виновному полагается штраф 20 000 рублей – для должностных лиц), 100 000 рублей – для организаций.
Ответственным за техсостояние автотранспортных средств может быть назначен человек, у которого имеется:
Нередко обязанности контроля ТС возлагаются на начальника гаража или главного механика предприятия. В небольшой организации роль контролера может взять на себя ее руководитель. Однако оформление приказа о совмещении должностей является обязательным в любом случае, а за дополнительную работу полагается доплата по соответствующему тарифу.
На заметку. Обязанности ответственного за исправность ТС может нести внештатный сотрудник (мастер специализированной компании, оказывающей подобные услуги). С ним заключается договор (не трудовой, а гражданско-правовой), в котором обозначается круг работ, сроки их выполнения, период действия соглашения.
К работнику, принятому на должность ответственного за состояние ТС, предъявляются требования (приказ № 282), согласно которым он должен хорошо разбираться во всем, что касается:
Приказ о назначении ответственного за предрейсовый контроль закрепляет за данным сотрудником следующие обязанности:
Контролер по техосмотру ТС делает отметку о допуске ТС к рейсу, а также ведет журналы:
Сравнение обязанностей различных специалистов, отвечающих за безопасность работы на транспорте, прдставлено в таблице.
Должность |
Основные обязанности |
---|---|
Контролер техсостояния ТС |
|
Ответственный за обеспечение БДД |
|
Ответственный за охрану труда на предприятии |
|
Дистанционную переподготовку на должность контролера ТС можно пройти, к примеру, в учебном центре «Энергия» https://bddpiter.ru. Продолжительность обучения 256 часов, стоимость 9 000 рублей.
В тематику курса входят:
Курсы обучения профессии контролера ТС есть также на портале «Транспортный консалтинг». Общая продолжительность занятий 256 часов, стоимость 10 000 рублей.
В учебную программу входят следующие темы:
В образовательном центре «СТО» можно пройти дистанционное или очное обучение. Курс заочной переподготовки объемом 252 часа стоит 6900 рублей, а повышения квалификации (48 часов) – 4500 рублей. Выдается диплом или удостоверение государственного образца.
Ранее в совместном приказе Минтранса и Минтруда № 13/11 (18. 04.1994 г.) указывалось, что контролеры ТС, механики, диспетчеры и другие транспортные специалисты должны проходить обязательную аттестацию в УГАДН.
В мае 2018 года приказом № 296 Минтранса была внесена поправка, в соответствии с которой контролер ТС освобождается от необходимости прохождения такой аттестации.
После вступления в должность он в течение 1 месяца проходит дополнительную подготовку по охране труда, а также первичный инструктаж и стажировку по работе с грузопассажирской автотехникой.
Проверкой его знаний занимается ответственный за обеспечение БДД вместе с главным механиком, начальником отдела ОТ и руководителем предприятия. По результатам выдается служебное удостоверение контролера ТС (форма документа произвольная).
Каждые 3 месяца проводится повторный инструктаж контролера ТС для знакомства с актуальными изменениями законодательных правил и требований.
Примечание. Если сотрудник (не имевший профильной специальности) устраивается на должность контролера ТС после переподготовки в центре повышения квалификации, решение о его аттестации принимается по результатам завершающего экзамена (он должен ответить не менее чем на 18 вопросов из 20). В случае успешной сдачи ему выдается диплом соответствующего образца.
Приказ о назначении ответственных лиц за техническое состояние транспортных средств издается руководством после ознакомления с требованиями соответствующих правовых актов. Структура приказа, издаваемого на предприятиях разной направленности, может отличаться, так как его стандарт нигде не оговаривается.
При оформлении на должность контролера ТС необходимо опираться на следующие документы:
Форму приказа разрабатывает руководитель предприятия, учитывая общие принципы делопроизводства по оформлению таких бумаг.
Образец приказа о назначении контролера технического состояния автотранспортных средств можно найти на интернет-страницах:
На бланке указываются:
Документ заверяется печатью и подписью руководителя.
В приказе должны обязательно присутствовать следующие реквизиты:
Если за безопасность эксплуатации транспорта отвечает не один, а несколько специалистов, то в заголовке конкретизируются виды ответственности (например, «… за техосмотр ТС, …предрейсовый технический контроль»).
При приеме одного должностного лица пишется: «… о назначении ответственного за техническое состояние (или выпуск на линию) автотранспортных средств».
В самом начале указываются нормативные документы, актуальные в 2022 г. (законы, статьи, постановления, положения), на основании которых оформляется приказ. Раздел начинается с фразы: «В целях реализации требований…».
В основной части приказа о назначении контролера технического состояния автотранспортных средств описывается область работы, за выполнение которой отвечает данный специалист. Здесь указываются фамилии, инициалы и профессии (механик, инженер) оформляемых сотрудников (с перечислением должностей, которые они будут занимать). В конце указывается, кто будет контролировать выполнение ими должностных обязанностей.
В заключении прописываются данные лица, издающего приказ (например, «Генеральный директор И.В. Борисов», или «ИП Александров А. В.»). Составлением приказа занимается сам руководитель компании или уполномоченное лицо (секретарь-делопроизводитель, сотрудник, отвечающий за БДД). Документ подписывает директор предприятия.
Чтобы назначение контролера по техосмотру ТС соответствовало требованиям закона, претендент должен предъявить диплом о наличии образования не ниже среднего по специальности «Техобслуживание и ремонт автотранспорта» либо «Техника и технологии наземных ТС».
Если претендент имеет другую специальность, то он должен дополнительно представить диплом о переподготовке по профессии «Контролер техсостояния автотранспортных средств», который подтвердит его компетентность в вопросах безопасной эксплуатации грузопассажирского транспорта.
Приказ о назначении контролера ТС входит в комплект документов по БДД, наличие которых контролируется надзорными органами (УГАДН, ГИБДД, Ространснадзор, Автотранспортная инспекция). Сюда входят также:
Это документ, в котором описываются правильные действия работника (в данном случае контролера техсостояния ТС) перед началом смены, во время работы, после ее завершения, а также в экстренных ситуациях.
Инструкция разрабатывается с учетом того, что с 1 марта 2022 года в России действуют обновленные нормы охраны труда. Во внимание принимаются особенности функций, выполняемых работником, условия труда и возможные угрозы аварий.
В инструкцию по ОТ входят разделы, включающие:
Образец инструкции есть на странице: tekhkarta.ru/instruktsii/instruktsiya-dlya-kontrolerov/.
В должностной инструкции контролера ТС излагаются:
Для скачивания образца можно зайти на сайт: assistentus.ru/forma/dolzhnostnaya-instrukciya-kontrolera-tehnicheskogo-sostoyaniya-avtotransportnyh-sredstv/.
Специалист, назначаемый ответственным за состояние автотранспортных средств предприятия, занимается обеспечением технической безопасности грузопассажирских перевозок. Он работает в сотрудничестве с лицами, отвечающими за БДД и охрану труда.
В широкий круг обязанностей контролера по эксплуатации ТС входят осмотр техники перед сменой и выпуском в рейс, организация своевременного ремонта и техобслуживания грузовиков и автобусов.
К специалисту такого профиля предъявляются серьезные квалификационные требования. Он должен отлично разбираться в конструкции автотранспортных средств различных моделей и марок, а также в законодательной документации и инструкциях по обслуживанию ТС.
Приказ о назначении такого специалиста – это важный документ, который оформляется с соблюдением определенных правил. Он подтверждает выполнение требований транспортного и трудового законодательства на предприятии.
1. Каким образом подтверждается наличие стажа работы в сфере контроля техсостояния ТС при оформлении сотрудника на соответствующую должность?
О наличии опыта такой работы свидетельствует запись в трудовой книжке претендента, а также характеристики с предыдущих мест работы.
2. Требуется ли подтверждение трудового стажа по контролю ТС человеку, работавшему 5 лет механиком в транспортной компании?
Никакого дополнительного подтверждения не требуется, если в его обязанности входил техосмотр ТС и выпуск автомобилей на линию.