Мы работаем по всей России

Консультация
Заполните форму и мы вам перезвоним
Имя
Телефон

Проверка технического состояния транспортных средств и экспертиза заключения регламент и порядок проведения, оборудование и ответственный за контроль АТС

Понятие

Государство тщательно следит за БДД. Чтобы обеспечить безопасное дорожное движение были разработаны мероприятия, позволяющие снизить количество аварий, их тяжесть и последствия. Регулируют эту область несколько подразделений: ГУОБДД МВД, Росавтотранс, Минтранс, Росстандарт. Некоторые аспекты находятся под юрисдикцией Минздрава и Минобрнауки.

В существующих нормативно-правовых актах подробно описаны права и обязанности всех участников дорожного движения на дорогах общего или специального пользования. Помимо этого здесь зафиксированы служебные полномочия инспекторов ГИБДД и полиции, механизм действий в случае ДТП, а также приложены образцы документации.

На заметку! Чтобы обеспечить безопасность дорожного движения, организация должна составлять внутренние постановления, приказы, инструкции, а также другие документы.

Помимо этого, компании, которые эксплуатируют хотя бы одно транспортное средство, должны организовать диагностику его техсостояния. Под ТО принято подразумевать контроль автомобиля на предмет соответствия установленным требованиям. В Приказ Минтранса РФ № 296 указано, что осуществлять техобслуживание должны как юрлица, так и ИП, ведущие коммерческую деятельность (например, перевозки пассажиров, грузов или багажа). Эти нормы действуют в отношении ТС всех категорий:

  • легковые машины;
  • грузовики;
  • автобусы и др.

Регулируются нормы БДД несколькими документами: Статья 20 ФЗ-196 «О БДД», Приказ Минтранса России № 9, Приказ Министерства транспорта РФ № 282, Приказ № 296. Здесь прописаны требования к контролерам, а также другим сотрудникам, работа которых связана с использованием АТС.


 

Виды

Проверка технического состояния транспортных средств – это обязательное внутреннее мероприятие для автопредприятий, а также некоторых других организаций. Последние поправки в сфере осуществления осмотра техсостояния автомобиля произошли в 2021 году.

Согласно новым правилам предрейсовый контроль производится в том случае, когда время поездки равно длительности рабочего дня или превышает его. Производится он 1 раз в сутки, до выезда машины со служебной стоянки.

В некоторых случаях компании нужно осуществлять и предсменный осмотр. Такой вид контроля применяется в ситуациях, когда в течение смены водитель совершает более 1 рейса. Также он необходим, если в один день работает сразу несколько шоферов.

На заметку! Послерейсовый технический осмотр – это вид контроля состояния АТС, который проводится после приезда машины в автопарк.

Главная цель послерейсовой диагностики заключается в выявлении поврежденных систем и узлов ТС, возникших в ходе перевозки пассажиров или людей. 

Действующие законы обязывают проводить и ежедневное техобслуживание эксплуатируемых автомобилей. ТО выполняется перед выездом машины на линию и после ее возвращения в межсменный промежуток времени.
 

Необходимость проведения

Проводить осмотр технического состояния транспортных средств должны ИП, а также юридические лица. Делается это для максимального обеспечения БДД. Регулярная проверка позволяет выявить и устранить неисправности автомобиля еще на ранних этапах, а также снизить количество ДТП.

Необходимости техобслуживания:

  1. Деятельность водителей, а также других сотрудников в этой области становится более безопасной.
  2. Позволяет не допустить выезд на линию неисправной машины.
  3. Все участники дорожного движения дополнительно защищены от аварий, возникающих вследствие поломок систем или узлов транспортного средства.
  4. Дополнительные гарантии БДД для пассажиров, пешеходов, шоферов и должностных лиц.

Соблюдение действующих правил позволяет избежать штрафов, сохранить автопарк в надлежащем состоянии, а также здоровье граждан.
 

Требования для проведения

Порядок проведения предрейсового контроля технического состояния ТС прописан в Приказе Минтранса России. Согласно документу, осуществлять ежедневный осмотр может уполномоченный сотрудник, назначенный на должность посредством внутренне распоряжение от руководства или начальника отдела. При это механик должен иметь соответствующее образование, а также опыт работы.

Требования к контролеру в 2022 году

№ п/п

Код специальности

Расшифровка кода

Наличие стажа или опыта работы

1

23.02.03

Образовательная программа техобслуживание и ремонт АТС

Нет

2

23.00.00
за исключением
23.02.03

Законченное образование по направлению техники и технологий наземного транспорта

От 1 календарного года

3

23.00.00

Переподготовка в области контролера техсостояния автомобилей

Нет

Компания вправе установить и дополнительные требования к контролеру. Возложить обязанности по проведению технического осмотра можно и на стороннюю фирму. В таком случае между сторонами заключается договор. В нем обязательно прописываются личные данные, время реализации услуг, цена и форма оплаты.

На заметку! Дополнительно указывается возможность наступления форс-мажорных ситуаций и порядок их рассмотрения.

Договор заверяется личными подписями с расшифровкой. После составления документа организация выделит механика, который будет ежедневно приезжать в автопарк и проводить осмотр технического состояния транспортных средств. По результатам проверки ставятся отметки в путевку, а также Журнал регистрации.
 

Документация для проведения

Технический контроль автотранспорта подразумевает оформление соответствующей документации. С ее помощью можно отследить порядок проведения ТО. Проверить наличие документов может трудовая инспекция, налоговая, сотрудники ГИБДД, а также другие уполномоченные на это органы.

Обязательная документация в случае, когда контролер оценивает техническое состояние и оборудование транспортных средств:

  1. Приказ о назначении должностного лица. Такой внутренний нормативный акт назначает контролера и отображает его полномочия. Определить контролера может руководитель организации или начальник отдела.
  2. Должностная инструкция. Здесь указываются обязанности контролера, а также требования к его образованию. Помимо этого, такой документ может содержать виды поощрений сотрудника или наказаний в случае нарушений.
  3. Список производимых работ. Чаще всего представляет собой руководство с пошаговой инструкцией (регламент проверки технического состояния транспортных средств).
  4. Журнал регистрации. Отображает сведения о проверенных автомобилях, а также сотруднике, который проводил техобслуживание.
  5. Путевой лист. Путевка представляет собой первичный документ учета работы водителя.

Также компания может разрабатывать другую внутреннюю документацию, например, акты, постановления, инструктажи и регламенты.
 

Ответственность

Чтобы обеспечить безопасное дорожное движение, контролирующие органы регулярно проверяют ИП и организации, в частности, на наличие нужных документов. Если в компании не назначен ответственный за техническое состояние транспортных средств, ответственность за нарушения БДД возлагаются на начальника транспортного участка или главного механика. При этом директор и сотрудник по охране труда не понесут какого-либо наказания, поскольку не могут одновременно выполнять сразу несколько функций (контролирующие и исполнительские).

Ответственность за соблюдение безопасного дорожного движения регулируется КоАП РФ. Размер штрафа за нарушения напрямую зависит от совершившего его лица, а также появившихся последствий.

Категория граждан

Размер вменяемых штрафных санкций

Физические лица

3 000 рублей

Должностные лица

5 000 рублей

ИП

30 000 рублей

Юридические лица

30 000 рублей

Судебная практика демонстрирует, что к ответственности за правонарушения в области БДД привлекаются даже в случае незначительных недосмотров.

Например, когда механик забыл указать в путевом листе или Журнале регистрации время проведения техосмотра включительно до минут. В таком случае должностному лицу будет выписано взыскание в размере 5 000 рублей, а сама компания или ИП будут вынуждены оплатить еще 30 000 рублей.
 

Порядок процедуры

Порядок проведения осмотра технического состояния АТС регламентирован несколькими нормативно-правовыми актами. В своей работе механики должны опираться на Приказ Минтранса РФ № 296, Приказ Минтранса России № 9, Приказ Министерства транспорта России № 282 и др. Такое мероприятие позволяет обеспечить безопасное дорожное движение, а также обнаружить поломки автомобиля.

Порядок процедуры включает в себя диагностику всех систем и узлов машины, оформление соответствующих документов. Наряду с этим компания должна провести и медицинский осмотр водителя.

На заметку! Результаты проверки фиксируются в Журнале. Без ведения специальной внутренней документации использовать ТС нельзя.

 

Алгоритм

Алгоритм осуществления осмотра технического состояния автомобилей прописан в Постановлении Правительства РФ № 1434. Действующий документ устанавливает правила проведения ТО, порядок реализации услуги, аннулирования диагностической карты и др. Прежде всего контролер должен проверить работу тормозов, рулевой системы и световых элементов.

Далее ответственный сотрудник приступает к проверке дворников и стекол, шин и колес, а также прочих составляющих. В конце производится проверка огнетушителя, аптечки, аварийных знаков. Также диагностике подлежат любые другие системы и узлы, имеющие конструктивные особенности, предусмотренные производителем или установленные с разрешения инспектирующих органов безопасности.
 

При проведении вне пунктов ТО

Отдельные стандарты были разработаны по отношению к техобслуживанию вне пунктов ТО. Согласно нормативно-правовому акту, такие проверки организуются с использованием передвижных диагностических линий. Адреса мест выполнения контроля ТС дополнительно согласовываются диспетчером с исполнительным органом субъекта РФ.

График работы проведения ТО вне пунктов определяется на основании климатических условий эксплуатации, установленных заводом-производителем передвижных диагностических линий.
 

Требования безопасности

Все требования безопасности к системам и узлам транспортного средства зафиксированы в приложении 1 Постановлении Правительства № 1434. Если во время проверки контролер обнаружит поломки, автомобиль не будет выпущен на линию. В таком случае механик внесет в путевой лист и Журнал регистрации соответствующую отметку, а водителю будет предоставлена другая машина.

Если все элементы транспортного средства соответствуют действующим стандартам, шофер сможет сесть за руль и приступить к работе. При этом экспедитор может еще раз самостоятельно осмотреть состояние автомобиля, чтобы убедиться в его полной исправности.
 

Тормозные системы

Проведение осмотра технического состояния транспортного средства подразумевает полную проверку его конструкции, систем, узлов и дополнительных элементов. Особенное внимание контролеры уделяют тормозам, поскольку они влияют на безопасность дорожного движения. Тормозная система должна отвечать следующим требованиям:

  • герметичной;
  • без утечек сжатого воздуха из колесных тормозных камер;
  • без трещин и других деформаций или поломок;
  • манометр, а также устройства сигнализации и контроля должны быть исправными;
  • недопустимо набухание тормозных шлангов, которые находятся под давлением.

При этом эффективность торможения должна соответствовать ГОСТам. Если механик увидит повреждения, в том числе трещины или перетирания, машина не получит разрешение на выезд со служебной стоянки.  
 

Рулевое управление

Обязательной проверке подлежит и рулевое управление автомобиля. Согласно стандартам, суммарный люфт не должен превышать рекомендуемые показатели для той или иной категории АТС. На руле не должно быть расщелин, вмятин и других повреждений.

На заметку! Возможный поворот рулевого колеса всегда ограничивается механизмами, которые предусмотрены конструкцией машины.

Все резьбовые соединения должны быть хорошо затянуты и зафиксированы в соответствии с положениями по эксплуатации. Также нужно учитывать, что бесконтрольные движения руля в ту или иную сторону при включенном двигателе недопустимы. Рулевое управление должно работать плавно во всех диапазонах.
 

Внешние световые приборы

Водителям запрещено менять параметры внешних световых приборов и настраивать фары без учета ГОСТов, а также встраивать лампы, которые не соответствуют модели конструкции. Основные и дополнительные сигналы торможения должны быть исправными. Перед выездом транспортного средства на рейс, водителю нужно протереть все световые элементы и осмотреть их на наличие поломок (в том числе трещин).

Важно, чтобы углы регулировки и сила света были установлены в соответствии с приложением № 8 к ТР ТС 018/2011.
 

Стеклоочистители и стеклоомыватели

Дополнительно механик проверит работу очистителей. Разрешение на работу получать только те автомобили, у которых корректно «дворники» и омыватели, предназначенные для лобовых стекол.

В правилах зафиксировано, что владелец транспортного средства не вправе демонтировать предусмотренные изготовителем составляющие, крепления и т.д. В противном случае машину нельзя использовать как для коммерческих, так и личных целей. Если водитель проигнорирует требование, во время проверки ему выпишут штрафные санкции.
 

Шины и колеса

На следующем этапе контролер осматривает колеса и шины. Прежде всего учитывается изношенность элементов, а также их назначение (лето или зима). Уполномоченные сотрудники должны своевременно менять резину, а также не допускать ее повреждений. Если в системе отсутствует хотя бы один болт или гайка, эксплуатировать транспортное средство запрещено. Это угрожает жизни и здоровью не только водителя, но и других участников дорожного движения.

Что еще проверяет механик:

  1. Наличие деформаций, трещин, дырок, следов сварки и др.
  2. Высота рисунка протектора шин.
  3. Соответствие всех комплектующих модели автомобиля.

Размещение на одной оси АТС шин разного размера недопустимо. Резина с шипами против скольжения устанавливается на все колеса.
 

Двигатель и его системы

При осмотре двигателя механик должен опираться на ГОСТы и стандарты, прописанные в Постановлении Правительства №767. В соответствии с документами, выхлопные газы и уровень шума должны соответствовать действующим нормам, а системы питания должны быть безопасными и герметичными.

Кстати! Отдельные требования были разработаны для системы вывода отработанных газов и системы вентиляции картера.

Запорные устройства топливных баков и элементы перекрытия топлива должны быть исправными.
 

Прочие элементы конструкции

Помимо этого, контролер проверит зеркала, звуковые сигналы, замки, свет и регулировку водительского кресла. Немаловажными элементами являются и тахограф, спидометр, аварийные и противоугонные средства, ремни безопасности.

Осмотр прочих элементов конструкции:

  • автомобиль должен быть укомплектован в соответствии с рекомендациями производителя;
  • повреждения дополнительных составляющих ТС недопустимы;
  • использовать предметы или покрытия, которые перекрывают вид водителю запрещено;
  • замки седельно-сцепного устройства должны закрываться автоматически;
  • все места для пассажиров должны быть оборудованы ремнями безопасности (если они предусмотрены).

Более строгие требования были разработаны для специальных, а также специализированных транспортных средств, например, автоэвакуаторов, цистерн, др.
 

Продолжительность диагностирования

Технический осмотр проводится операторам с учетом Федерального закона от 01 июля 2011 г. № 170-ФЗ, а также некоторых других нормативно-правовых актов. Продолжительность диагностирования зависит от категории транспортного средства.

Категория

Расшифровка

Продолжительность (в минутах)

M1

Легковые машины, которые используются для перевозки менее 8 пассажиров

30

M2

Автобусы и троллейбусы, а также другие транспортные средства, имеющие более 8 пассажирских мест (масса до 5 тонн)

59

M3

Автобусы и троллейбусы, а также другие транспортные средства, имеющие более 8 пассажирских мест (масса более 5 тонн)

72

N1

Грузовики массой до 3,5 тонн

32

N2

Грузовики массой от 3,5 до 12 тонн

63

N3

Грузовики массой от 12 тонн

68

O1 и O2

Прицепы массой до 3,5 тонн

25

O3 и O4

Прицепы массой более 3,5 тонн

44

L

Мототранспортные средства передвижения

10

Отдельные сроки определены для специального, а также специализированного транспорта.
 

Диагностическая карта

Заключение о техническом состоянии транспортного средства указывается в диагностической карте. Выдавать такой документ могут только аккредитованные пункты ТО. Осуществлять диагностику может и частный эксперт, который имеет соответствующую лицензию. Наличие действующей карты нужно для выезда транспортного средства за границу, а также некоторых других действий.

На заметку! Диагностическая карта подтверждает, что машина находится в рабочем состоянии и на ней можно выполнять перевозку пассажиров, багажа или грузов.

При этом техосмотр не нужен для получения полиса ОСАГО или для водителей (шоферов), которые эксплуатируют ТС исключительно в личных целях.
 

Какие сведения содержит

В диагностической карте присутствуют сведения о соответствии или несоответствии автомобиля существующим требованиям безопасности. Заполняется документ механиком после осуществления полного осмотра технического состояния машины. Если диагностика прошла успешно, сюда вносится информация о сроке действия книжки, а также ФИО эксперта. Впоследствии данные о диагностической карте передаются диспетчерами в ЕАИСТО.

Составляется документ в письменной форме в 2 экземплярах или в цифровом варианте. Диагностическую карту нужно заверить подписью (в том числе электронной). Механик, который производил техосмотр несет полную ответственность за выдачу книжки, а также выполнение других требований, установленных законодательной базой РФ. Типовая форма диагностической карты утверждается правительством и передается органам исполнительной власти.

Когда может быть аннулирована

В 2021 году были внесены существенные правки, в результате которых ГИБДД получило право аннулировать диагностические карты. Главной целью такого нововведения стало исключение случаев фальсификации проведения техобслуживания. Таким образом, правительство постаралось снизить количество дорожно-транспортных происшествий и обеспечить БДД.

Аннулировать диагностическую карту можно в следующих ситуациях:

  • книжка была выдана на машину, которая на самом деле не соответствует действующим требованиям;
  • фактически автомобиль не прошел диагностику;
  • контроль был проведен с нарушениями.

Так, если механик не проверил какую-либо систему или узел, книжка будет считаться недействительной. Если водитель утратил или испортил документ, ему нужно оформить дубликат. Выдается он после подачи соответствующего заявления. За повторное составление диагностической карты установлена госпошлина в размере 300 рублей.
 

Учет результатов

Экспертиза технического состояния ТС отображается не только в диагностической карте, но и путевом листе, а также Журнале регистрации. С помощью документов предприятие контролирует график работы водителей и осуществляют учет расходов на ГСМ. Помимо этого, на их основании рассчитывается заработная плата шоферов и операторов.

На заметку! Вести внутреннюю документацию можно в бумажной или электронной форме.

Все графы бланков обязательны для заполнения. Здесь отображаются сведения о транспортном средстве, контролере, пробеге и др. При необходимости документы шнуруются, нумеруются и заверяются личными подписями.
 

Заключение

Осмотр технического состояния автотранспортного средства – это дополнительное мероприятие для ИП и юридических лиц, которое призвано поддерживать БДД. Диагностика позволяет выявить и устранить неполадки, а также снизить количество аварий на дорогах общего или специального назначения.

Проводить контроль может механик компании или сторонняя фирма. Ответственное лицо должно соответствовать предъявляемым требования (иметь образование и опыт работы). По результатам техосмотра будет принято решение о допуске транспортного средства на линию.