Мы работаем по всей России

Консультация
Заполните форму и мы вам перезвоним
Имя
Телефон

Особенность педагогики профессионального образования

Общие сведения

Педагогика профессионального образования как наука состоит из системы дисциплин, каждая из которых имеет свой предмет исследования. Под ППО в законодательстве РФ понимается такая область теоретического и практико-ориентированного научного знания, которая распространяется на всю систему подготовки человека к труду. Многообразие специальностей усложнило проблему научного обоснования обучения, воспитания и развития личности на всех этапах ее становления.

Элементы самопознания начинают просматриваться еще с первых шагов приобщения ребенка к окружающему миру. В связи с этим в дошкольных образовательных учреждениях содержатся зачатки профессиональных компонентов, которые предопределят будущий путь человека. Рабочий новой формации считается подготовленным к труду только при междисциплинарном подходе к его подготовке:

  1. Продуктивная деятельность на разных этапах производства.
  2. Поддержание активной жизненной позиции.
  3. Получение результата.
  4. Учет последствий.

Особенное внимание при этом уделяется педагогическим профессиям, в которых предметом труда выступают другие люди. Они относятся как к классу преобразующих, так к разряду управляющих профессий. Исходя из сущности педагогики, выделяют ряд ее особенностей – гуманизм, творческий и при этом коллективный характер деятельности.

На заметку! Профессиональная педагогика изучается как система междисциплинарных научных знаний. При этом она может иметь как узкий, так и широкий смысл.

Профобразование формирует образ мира производства, а также образ роли человека в нем. Модернизация общества требует приведения педагогики с учетом запросов ведущих отраслей промышленности, культуры, государственной службы, прочего. Обучение входит в ряд фундаментальных институтов, которые передают опыт и знания из одного поколения в другое. ППО выполняет ряд базовых функций по отношению к каждому человеку и гражданскому обществу.


 

Объект

Объект профессиональной педагогики – это сфера подготовки человека к труду. При этом следует помнить, что элементы профессионального обучения охватывают всю систему образования. Для подготовки будущего работника организуется и осуществляется образовательный процесс в учебных заведениях разного уровня: от детских садов до университетов.

Структура педагогики:

  • начальное образование;
  • среднее профессиональное образование;
  • высшая школа;
  • послевузовское образование;
  • производственная педагогика.

Для «запуска» учебного процесса требуется теоретическая, а также методическая разработка системы. Из-за этого существует несколько функций ППО – теоретическая и технологическая.
 

Предмет

В качестве предмета изучения профессионального образования выступает процесс формирования нужных качеств личности, а также взаимодействие педагога и обучающихся, которое при этом возникает. Различие воспитательных отношений в профессиональной и в общей педагогике заключается в том, что первые направлены не только на общее и личностное развитие, но и на компетентностное.

В систему ППО включены учебные планы, программы, методические материалы и другие пособия. Таким образом можно заложить фундамент самообразования, самовоспитания, самообучения человека. Предмет педагогики профобучения задает целевые, содержательные и процессуальные компоненты становления личности.
 

Роль и место профессиональной педагогики в общей системе знаний

В обществе существуют универсальные правила и запреты, которые должен соблюдать каждый человек. Воспитание личности, соответствующей моральным нормам, относится к первостепенным задачам, стоящим перед педагогом.

Цели профобразования:

  1. Освоение обучающимися социальных ролей, статусов.
  2. Выработка стандартных форм поведения, социального контроля за действиями человека.
  3. Формирование системы ценностей.
  4. Закрепление фундаментальных научных принципов.
  5. Внедрение идей, решающих профессиональные и общекультурные задачи.
  6. Включение системы ППО в рынок интеллектуальной собственности.

Профобразование не только дает узкоспециализированные знания и умения, но и развивает личность, готовит ее к самостоятельной деятельности, а также самореализации. Главными ориентирами в подготовке выступают укрепление здоровья, физическое совершенствование, развитие интеллекта и творческого мышления. При этом педагогика не рассматривает обучение как целенаправленное создание идеала. Эта функция может реализоваться с помощью создания условий для становления личности.

Выпускники профессиональных школ должны быть способны к общественному труду и культуротворчеству. Без понимания картины мира человек не сможет ориентироваться в усложняющейся обстановке. Наряду с общими функциями у ППО выделают и латентные, например, предоставление возможности получить профобразование, адаптация учащихся с ограниченными возможностями к социокультурным процессам в обществе или реабилитация учащихся с девиантным поведением.
 

Особенности педагогической профессии

Как выделялось ранее, у педагогический профессии существуют особенности.

Особенность педагогики профессионального образования

Описание

Гуманизм

Восприятие индивидуума как высшей ценности. Гуманизм педагога проявляется в готовности помогать другим людям, их уважении и помощи. При выстраивании взаимоотношений с обучающимися он учитывает их интересы, способности, особенности мышления.

Творчество

Выражается как создание новых культурных и материальных ценностей.

Коллективный характер труда

Форма кооперации труда работников, представляющая собой сумму персональных усилий ряда людей. Результат зависит от нескольких работников.

 

Методы профессиональной педагогики

Теоретические основы профессиональной педагогики разрабатывались многими учеными, в том числе А.А. Кыверялгом. Профессор отмечал, что образование стало интенсивно развиваться из-за индустриализации производства. При этом он выделил ряд признаков педагогики: систематизированные понятия и закономерности науки, применение конкретных методов и оперирование гипотезами, которые поддаются контролю.

Методы профпедагогики:

  1. Общенаучные – теоретическое анализирование и синтез явлений, изучение опыта наблюдение, эксперимент, моделирование, прочее.
  2. Частнонаучные – психологические, физиологические, социологические.
  3. Инструментальные.
  4. Методы обработки результатов исследования.

В содержании методов можно проследить системный подход. В трудах А.А. Кыверялга профессиональная педагогика представлена как совокупность дисциплин и научных подходов.

На заметку! Распространение в данной области получили специфические инструментальные методы.

Они позволяют изучить процесс получения профессиональных умений, решить проблемы профориентации, профотбора и адаптации.


 

Цели профессионального педагогического образования

Зарождение и развитие института профобразования определяется необходимостью подготовки людей к работе в определенных условиях. На основе анализа данных факторов создается список специальностей начального, среднего и высшего образования. Согласно учебным пособиям, ППО имеет 3 главные цели:

  • создание условий, в которых человек может овладеть нужной профессией;
  •  воспитание социально активных, творческих членов гражданского общества;
  • удовлетворение потребностей производства в экономической, социальной и других отраслях.

В научных пособиях дается определение не только профессиональному, но и общему образованию, назначение которого заключается в освоении жизненного опыта человечества. Согласно положениям ФГОС, в учебных заведениях нужно ориентироваться на становление личных характеристик ученика. Благодаря этому он сможет выбрать будущую профессию и осознать ее значимость.

На заметку! Цель педагогического образования – создать базу для освоения профессии.

В ходе подготовки не стоит забывать и про социализацию человека, а также его адаптацию к разным условиям деятельности. Выпускники образовательных учреждений должны быть леностями с прочной нравственной основой.
 

Определяющие тенденции

Существует несколько определяющих тенденций профобразования. Все они взаимосвязаны. В России данный институт складывался на протяжении нескольких веков, что позволило сегодня подготавливать кадры для разных видов производств. При этом профессия рассматривается не только в рамках материального обеспечения жизни, но и как способ реализации или творчества. Если человек смог превратить увлечение в работу, он будет вносит больший созидательный вклад в общество, чем остальные.

Тенденции:

  • гуманизм;
  • приоритет человеческих ценностей над материальными;
  • доступность;
  • непрерывность;
  • интегративность;
  • регионализация;
  • стандартизация;
  • тенденция опережающего образования.

Доминирование одной из тенденций над остальными обусловлено конкретными задачами, которые стоят перед звеном системы образования.
 

Содержание профессионального обучения

Цель профессионального обучения определяется содержанием социального опыта. В современной науке термины «содержание обучения» и «содержание образования» разводятся в разные категории. Под первым подразумевается уровень личностного развития, предметной и социальной компетентностей человека, который он должен иметь после подготовки. Таким образом, данную систему формируют знания, умения, навыки, черты, прочее.

Содержание обучения описывается как обоснованный с точки зрения педагогики, логически упорядоченный и зафиксированный в учебной документации учебный материал. Он определяет вектор развития личности и деятельность педагога. Для регламентации данной области были разработаны профессиональные программы, а также пособия под по конкретной специальности. Оформляются они в соответствии с действующими образовательными стандартами, которые устанавливают их обязательных минимум.

На заметку! Вместе с обязательными дисциплинами в учебном заведении могут быть предусмотрены факультативы по выбору ученика.

Содержание образования – это один из факторов экономического, а также социального прогресса общества. В соответствии с требованиями, программы должны быть направлены на самоопределение личности, создание условий для ее становления, развитие гражданского общества, укрепление и совершен­ствование правового государства.

Другие цели:

  • формирование общей, профессиональной культуры;
  • интеграция человека;
  • развитие кадрового потенциала.

Также содержание профессионального обучения должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству.
 

Аспекты профессионального педагогического образования

Концепции по профессиональному педагогическому образованию в первую очередь нацелены на профессионально-личностное развитие работников, а также их творческую самореализацию. При этом необходимо выработать в личности ценностно-смысловые установки. Приобретая опыт, человек учится самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей жизнью, воспитывать себя, прочее.

Важнейший аспект ППО – техническое обучение, которое знакомит с принципами производства и предоставляет человеку навыки обращения с простейшими инструментами. При этом центральной фигурой становится обучающий. Второй аспект профессионального педагогического образования – это формирование способности к активному применению теоретических знаний в процессе самостоятельной деятельности.
 

Теоретическое образование

Теоретическое образование определяется как процесс, который формирует у человека систему знаний и умений по определенной дисциплине. Его освоение обеспечивает эффективность выполнения рабочих функций. Некоторые исследователи рассматривают теоретическое образование как способ достижения целей. Сущность данного направления заключается в получении того опыта, который необходим будущему работнику.

Функции:

  1. Обучающая. Формирование системы знаний и умений, помогающих решать поставленные задачи.
  2. Воспитательная. Привитие научного мировоззрения, уважения к труду, нравственных качеств, гражданского поведения, прочего.
  3. Развивающая. Улучшение рациональных приемов и способов мышления, познавательной активности, памяти.

Как правило, теоретическое образование состоит из 2 дисциплин: общеобразовательные и профессиональные. К первым относятся литература, история, физика, математика, а ко вторым – узкопрофильные, например, проектирование или графика.
 

 Практическое образование

Практическое образование формирует основы профессионального мастерства и подготовить обучающихся к будущей работе по выбранной ими специальности. В результате этого работники смогут применить теоретические знания в реальных условиях. Основу практической подготовки составляет система последовательных видов практической деятельности: лабораторные работы, тесты, учебная практика, производственная практика, прочее.

На заметку! Теоретическое и практическое обучение тесно взаимосвязаны.

Этапы практической профессиональной подготовки проходят под руководством педагогов узкоспециализированных дисциплин или мастеров производства. При этом дополнительно охватывается содержание степени и второй, смежной специализации. Содержательную и методическую основу системы составляют опытно-экспериментальные работы, а также национальные стандарты.
 

Управление профессиональным образованием

Под управлением профобразованием подразумевается выработка решений по организации, контролю и регулированию объекта управления в соответствии с заданной целью. Его субъектами выступают Министерство образования РФ, краевые, областные, городские и территориальные подразделения. Главная цель управления – поддерживание целенаправленности и организованности учебно-воспитательных процессов.

Полномочия государственных федеральных органов образования:

  • проведение единой государственной политики;
  • предоставление разных форм обучения (от начального до высшего);
  • обеспечение государственных гарантий;
  • утверждение государственных программ подготовки.

Правовую основу в управлении составляет Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
 

Оценка уровня качества

Для оценки уровня качества образования в РФ был разработан ряд национальных стандартов, которые установили обязательный минимум содержания программ подготовки и требования к уровню знаний выпускников. Образовательным законодательством предусмотрено 4 вида оценки: лицензирование, аттестация, аккредитация, инспектирование.

Вид оценки

Описание

Лицензирование

Оценка соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным и региональным требованиям.

Аттестация

Определение уровня квалификации педагогического состава.

Аккредитация

Подтверждение статуса учебного заведения.

Инспектирование

Установление степени выполнения законодательных актов.

 

Уровни профессионального образования

В России существует несколько уровней образования. Прием обучающихся ведется на конкурсной основе в порядке, установленном учредителем учебного заведения. Продолжительность подготовки зависит от уровня образования.
 

Среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование подготавливает рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Получить его можно на базе 9 или 11 классов. Обучение по программам реализуют:

  • колледжи;
  • техникумы;
  • лицеи, другие учреждения.

Перечень профессий присутствует в Приказе Минобрнауки от 02.07.2013 № 513. Среднее специальное образование подтверждается дипломом установленного образца. Данная подготовка выполняется по 2 направлениям – базовому и повышенному. При этом могут быть выбраны разные формы обучения: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат.

На заметку! Срок обучения в среднем профессиональном образовательном учреждении занимает 2-3 года.

 

Высшее профессиональное образование

Поступление в университеты осуществляется после окончания 11 классов школы или среднего специального учреждения. Содержание х программ, объем учебной нагрузки и требования к уровню подготовки выпускников определяются государственными стандартами, а также внутренними регламентами. После сдачи экзаменов в ВУЗе можно получить квалификацию бакалавра или магистра.
 

Инклюзивное образование

Инклюзивное образование – это форма обучения, при которой каждому человеку предоставляется возможность поступить в общеобразовательное учреждение (независимо от физических, социальных или иных особенностей). При этом для людей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия. Инклюзивное обучение в РФ регламентируется Конституцией и федеральными законами.
 

Дополнительное профессиональное образование

Дополнительное образование рассматривается как самостоятельное направление в педагогике и практике. Предоставляют его следующие заведения:

  • учебные организации повышения квалификации;
  • учебно-методические центры;
  • профпереподготовка;
  • курсы;
  • научные учреждения;
  • общественные организации;
  • прочее.

Данное образование получается дополнительно к среднему профессиональному или высшему.
 

Дистанционное профессиональное образование

Под дистанционным подразумевают образование, которое реализуется с помощью телекоммуникационных технологий. В результате такой подготовки человек может освоить требуемую информации без непосредственного контакта с педагогом. Среди преимуществ такой подготовки выделяют гибкость, дальнодействие и экономичность.

Также дистанционная подготовка предоставляет возможность адаптировать учащихся с ограниченными возможностями к социокультурным процессам в обществе. Главным ориентиром в таком случае выступает физическое совершенствование, развитие интеллекта и творчества.
 

Заключение

Педагогика профобразования как наука состоит из системы дисциплин, каждая из которых имеет свой предмет исследования. Под ППО в законодательстве РФ понимается такая область теоретического и практико-ориентированного научного знания, которая распространяется на всю систему подготовки человека к труду. Многообразие специальностей усложнило проблему научного обоснования обучения, воспитания и развития личности на всех этапах ее становления.

Министерством образования закреплены главные позиции, определяющие контуры квалификационно-образовательных уровней. Профобразование формирует образ мира производства, а также образ роли человека в нем. Модернизация общества требует приведения педагогики с учетом запросов ведущих отраслей промышленности, культуры, государственной службы, прочего. Обучение входит в ряд фундаментальных институтов, которые передают опыт и знания из одного поколения в другое.