Педагогика профессионального образования как наука состоит из системы дисциплин, каждая из которых имеет свой предмет исследования. Под ППО в законодательстве РФ понимается такая область теоретического и практико-ориентированного научного знания, которая распространяется на всю систему подготовки человека к труду. Многообразие специальностей усложнило проблему научного обоснования обучения, воспитания и развития личности на всех этапах ее становления.
Элементы самопознания начинают просматриваться еще с первых шагов приобщения ребенка к окружающему миру. В связи с этим в дошкольных образовательных учреждениях содержатся зачатки профессиональных компонентов, которые предопределят будущий путь человека. Рабочий новой формации считается подготовленным к труду только при междисциплинарном подходе к его подготовке:
Особенное внимание при этом уделяется педагогическим профессиям, в которых предметом труда выступают другие люди. Они относятся как к классу преобразующих, так к разряду управляющих профессий. Исходя из сущности педагогики, выделяют ряд ее особенностей – гуманизм, творческий и при этом коллективный характер деятельности.
На заметку! Профессиональная педагогика изучается как система междисциплинарных научных знаний. При этом она может иметь как узкий, так и широкий смысл.
Профобразование формирует образ мира производства, а также образ роли человека в нем. Модернизация общества требует приведения педагогики с учетом запросов ведущих отраслей промышленности, культуры, государственной службы, прочего. Обучение входит в ряд фундаментальных институтов, которые передают опыт и знания из одного поколения в другое. ППО выполняет ряд базовых функций по отношению к каждому человеку и гражданскому обществу.
Объект профессиональной педагогики – это сфера подготовки человека к труду. При этом следует помнить, что элементы профессионального обучения охватывают всю систему образования. Для подготовки будущего работника организуется и осуществляется образовательный процесс в учебных заведениях разного уровня: от детских садов до университетов.
Структура педагогики:
Для «запуска» учебного процесса требуется теоретическая, а также методическая разработка системы. Из-за этого существует несколько функций ППО – теоретическая и технологическая.
В качестве предмета изучения профессионального образования выступает процесс формирования нужных качеств личности, а также взаимодействие педагога и обучающихся, которое при этом возникает. Различие воспитательных отношений в профессиональной и в общей педагогике заключается в том, что первые направлены не только на общее и личностное развитие, но и на компетентностное.
В систему ППО включены учебные планы, программы, методические материалы и другие пособия. Таким образом можно заложить фундамент самообразования, самовоспитания, самообучения человека. Предмет педагогики профобучения задает целевые, содержательные и процессуальные компоненты становления личности.
В обществе существуют универсальные правила и запреты, которые должен соблюдать каждый человек. Воспитание личности, соответствующей моральным нормам, относится к первостепенным задачам, стоящим перед педагогом.
Цели профобразования:
Профобразование не только дает узкоспециализированные знания и умения, но и развивает личность, готовит ее к самостоятельной деятельности, а также самореализации. Главными ориентирами в подготовке выступают укрепление здоровья, физическое совершенствование, развитие интеллекта и творческого мышления. При этом педагогика не рассматривает обучение как целенаправленное создание идеала. Эта функция может реализоваться с помощью создания условий для становления личности.
Выпускники профессиональных школ должны быть способны к общественному труду и культуротворчеству. Без понимания картины мира человек не сможет ориентироваться в усложняющейся обстановке. Наряду с общими функциями у ППО выделают и латентные, например, предоставление возможности получить профобразование, адаптация учащихся с ограниченными возможностями к социокультурным процессам в обществе или реабилитация учащихся с девиантным поведением.
Как выделялось ранее, у педагогический профессии существуют особенности.
Особенность педагогики профессионального образования |
Описание |
---|---|
Гуманизм |
Восприятие индивидуума как высшей ценности. Гуманизм педагога проявляется в готовности помогать другим людям, их уважении и помощи. При выстраивании взаимоотношений с обучающимися он учитывает их интересы, способности, особенности мышления. |
Творчество |
Выражается как создание новых культурных и материальных ценностей. |
Коллективный характер труда |
Форма кооперации труда работников, представляющая собой сумму персональных усилий ряда людей. Результат зависит от нескольких работников. |
Теоретические основы профессиональной педагогики разрабатывались многими учеными, в том числе А.А. Кыверялгом. Профессор отмечал, что образование стало интенсивно развиваться из-за индустриализации производства. При этом он выделил ряд признаков педагогики: систематизированные понятия и закономерности науки, применение конкретных методов и оперирование гипотезами, которые поддаются контролю.
Методы профпедагогики:
В содержании методов можно проследить системный подход. В трудах А.А. Кыверялга профессиональная педагогика представлена как совокупность дисциплин и научных подходов.
На заметку! Распространение в данной области получили специфические инструментальные методы.
Они позволяют изучить процесс получения профессиональных умений, решить проблемы профориентации, профотбора и адаптации.
Зарождение и развитие института профобразования определяется необходимостью подготовки людей к работе в определенных условиях. На основе анализа данных факторов создается список специальностей начального, среднего и высшего образования. Согласно учебным пособиям, ППО имеет 3 главные цели:
В научных пособиях дается определение не только профессиональному, но и общему образованию, назначение которого заключается в освоении жизненного опыта человечества. Согласно положениям ФГОС, в учебных заведениях нужно ориентироваться на становление личных характеристик ученика. Благодаря этому он сможет выбрать будущую профессию и осознать ее значимость.
На заметку! Цель педагогического образования – создать базу для освоения профессии.
В ходе подготовки не стоит забывать и про социализацию человека, а также его адаптацию к разным условиям деятельности. Выпускники образовательных учреждений должны быть леностями с прочной нравственной основой.
Существует несколько определяющих тенденций профобразования. Все они взаимосвязаны. В России данный институт складывался на протяжении нескольких веков, что позволило сегодня подготавливать кадры для разных видов производств. При этом профессия рассматривается не только в рамках материального обеспечения жизни, но и как способ реализации или творчества. Если человек смог превратить увлечение в работу, он будет вносит больший созидательный вклад в общество, чем остальные.
Тенденции:
Доминирование одной из тенденций над остальными обусловлено конкретными задачами, которые стоят перед звеном системы образования.
Цель профессионального обучения определяется содержанием социального опыта. В современной науке термины «содержание обучения» и «содержание образования» разводятся в разные категории. Под первым подразумевается уровень личностного развития, предметной и социальной компетентностей человека, который он должен иметь после подготовки. Таким образом, данную систему формируют знания, умения, навыки, черты, прочее.
Содержание обучения описывается как обоснованный с точки зрения педагогики, логически упорядоченный и зафиксированный в учебной документации учебный материал. Он определяет вектор развития личности и деятельность педагога. Для регламентации данной области были разработаны профессиональные программы, а также пособия под по конкретной специальности. Оформляются они в соответствии с действующими образовательными стандартами, которые устанавливают их обязательных минимум.
На заметку! Вместе с обязательными дисциплинами в учебном заведении могут быть предусмотрены факультативы по выбору ученика.
Содержание образования – это один из факторов экономического, а также социального прогресса общества. В соответствии с требованиями, программы должны быть направлены на самоопределение личности, создание условий для ее становления, развитие гражданского общества, укрепление и совершенствование правового государства.
Другие цели:
Также содержание профессионального обучения должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству.
Концепции по профессиональному педагогическому образованию в первую очередь нацелены на профессионально-личностное развитие работников, а также их творческую самореализацию. При этом необходимо выработать в личности ценностно-смысловые установки. Приобретая опыт, человек учится самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей жизнью, воспитывать себя, прочее.
Важнейший аспект ППО – техническое обучение, которое знакомит с принципами производства и предоставляет человеку навыки обращения с простейшими инструментами. При этом центральной фигурой становится обучающий. Второй аспект профессионального педагогического образования – это формирование способности к активному применению теоретических знаний в процессе самостоятельной деятельности.
Теоретическое образование определяется как процесс, который формирует у человека систему знаний и умений по определенной дисциплине. Его освоение обеспечивает эффективность выполнения рабочих функций. Некоторые исследователи рассматривают теоретическое образование как способ достижения целей. Сущность данного направления заключается в получении того опыта, который необходим будущему работнику.
Функции:
Как правило, теоретическое образование состоит из 2 дисциплин: общеобразовательные и профессиональные. К первым относятся литература, история, физика, математика, а ко вторым – узкопрофильные, например, проектирование или графика.
Практическое образование формирует основы профессионального мастерства и подготовить обучающихся к будущей работе по выбранной ими специальности. В результате этого работники смогут применить теоретические знания в реальных условиях. Основу практической подготовки составляет система последовательных видов практической деятельности: лабораторные работы, тесты, учебная практика, производственная практика, прочее.
На заметку! Теоретическое и практическое обучение тесно взаимосвязаны.
Этапы практической профессиональной подготовки проходят под руководством педагогов узкоспециализированных дисциплин или мастеров производства. При этом дополнительно охватывается содержание степени и второй, смежной специализации. Содержательную и методическую основу системы составляют опытно-экспериментальные работы, а также национальные стандарты.
Под управлением профобразованием подразумевается выработка решений по организации, контролю и регулированию объекта управления в соответствии с заданной целью. Его субъектами выступают Министерство образования РФ, краевые, областные, городские и территориальные подразделения. Главная цель управления – поддерживание целенаправленности и организованности учебно-воспитательных процессов.
Полномочия государственных федеральных органов образования:
Правовую основу в управлении составляет Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Для оценки уровня качества образования в РФ был разработан ряд национальных стандартов, которые установили обязательный минимум содержания программ подготовки и требования к уровню знаний выпускников. Образовательным законодательством предусмотрено 4 вида оценки: лицензирование, аттестация, аккредитация, инспектирование.
Вид оценки |
Описание |
---|---|
Лицензирование |
Оценка соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным и региональным требованиям. |
Аттестация |
Определение уровня квалификации педагогического состава. |
Аккредитация |
Подтверждение статуса учебного заведения. |
Инспектирование |
Установление степени выполнения законодательных актов. |
В России существует несколько уровней образования. Прием обучающихся ведется на конкурсной основе в порядке, установленном учредителем учебного заведения. Продолжительность подготовки зависит от уровня образования.
Среднее профессиональное образование подготавливает рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Получить его можно на базе 9 или 11 классов. Обучение по программам реализуют:
Перечень профессий присутствует в Приказе Минобрнауки от 02.07.2013 № 513. Среднее специальное образование подтверждается дипломом установленного образца. Данная подготовка выполняется по 2 направлениям – базовому и повышенному. При этом могут быть выбраны разные формы обучения: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат.
На заметку! Срок обучения в среднем профессиональном образовательном учреждении занимает 2-3 года.
Поступление в университеты осуществляется после окончания 11 классов школы или среднего специального учреждения. Содержание х программ, объем учебной нагрузки и требования к уровню подготовки выпускников определяются государственными стандартами, а также внутренними регламентами. После сдачи экзаменов в ВУЗе можно получить квалификацию бакалавра или магистра.
Инклюзивное образование – это форма обучения, при которой каждому человеку предоставляется возможность поступить в общеобразовательное учреждение (независимо от физических, социальных или иных особенностей). При этом для людей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия. Инклюзивное обучение в РФ регламентируется Конституцией и федеральными законами.
Дополнительное образование рассматривается как самостоятельное направление в педагогике и практике. Предоставляют его следующие заведения:
Данное образование получается дополнительно к среднему профессиональному или высшему.
Под дистанционным подразумевают образование, которое реализуется с помощью телекоммуникационных технологий. В результате такой подготовки человек может освоить требуемую информации без непосредственного контакта с педагогом. Среди преимуществ такой подготовки выделяют гибкость, дальнодействие и экономичность.
Также дистанционная подготовка предоставляет возможность адаптировать учащихся с ограниченными возможностями к социокультурным процессам в обществе. Главным ориентиром в таком случае выступает физическое совершенствование, развитие интеллекта и творчества.
Педагогика профобразования как наука состоит из системы дисциплин, каждая из которых имеет свой предмет исследования. Под ППО в законодательстве РФ понимается такая область теоретического и практико-ориентированного научного знания, которая распространяется на всю систему подготовки человека к труду. Многообразие специальностей усложнило проблему научного обоснования обучения, воспитания и развития личности на всех этапах ее становления.
Министерством образования закреплены главные позиции, определяющие контуры квалификационно-образовательных уровней. Профобразование формирует образ мира производства, а также образ роли человека в нем. Модернизация общества требует приведения педагогики с учетом запросов ведущих отраслей промышленности, культуры, государственной службы, прочего. Обучение входит в ряд фундаментальных институтов, которые передают опыт и знания из одного поколения в другое.