Мы работаем по всей России

Консультация
Заполните форму и мы вам перезвоним
Имя
Телефон

ooo.energy.2018@mail.ru

Обязанности специалиста по бдд по 287 приказу минтранса аттестация и обучение диспетчеров и контролеров

 

Приказ Минтранса №287: кому теперь нужно обучаться по БДД

 

Приказ Минтранса № 287 от 31 июля 2020 года «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» устанавливает требования к квалификации работников, обеспечивающих безопасность дорожного движения (БДД) в организациях, осуществляющих перевозки. Рассмотрим основные положения приказа, кому нужно проходить обучение и что делать, если у вас есть аттестация, но нет необходимого образования.


 

Общие сведения о БДД

 

БДД — это комплекс мер, нацеленный на предотвращение дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и снижение тяжести их последствий. Обеспечение БДД — обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки или другую деятельность, связанную с эксплуатацией машин.

В более широком смысле БДД включает в себя комплекс мер, нацеленных на предотвращение ДТП, снижение вероятности возникновения ЧП на дорогах. Уменьшение тяжести последствий аварий, минимизация травм, смертности. Повышение безопасности участников дорожного движения: водителей, пассажиров, пешеходов, велосипедистов и других.

БДД подразумевает совершенствование дорожной инфраструктуры, проверку состояния ТС, обучение водителей, повышение их квалификации. Происходит пропаганда безопасного поведения на дороге.

 

Приказ Минтранса №287: основные положения приказа

Приказ распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Это касается как коммерческих, так и некоммерческих перевозок. Устанавливает требования к определенным категориям работников, занятых в повышении безопасности перевозок.

О каких сотрудниках идёт речь:

  • Специалисты, ответственные за обеспечение БДД. Это ключевые фигуры, отвечающие за организацию работы по БДД в компании.
  • Контролеры технического состояния транспортных средств. Проводят контроль автомобилей, определяют неисправности перед выездом на линию, по возвращении.
  • Диспетчеры автомобильного и городского наземного электрического транспорта. Осуществляют оперативное управление движением ТС.
  • Водители. Основные требования к работе водителей определяются другими нормативными актами, но приказ 287 затрагивает вопросы их квалификации, подготовки.

Приказ устанавливает минимальные требования к уровню образования и наличию переподготовки для каждой из указанных выше категорий работников. Если образование не соответствует профилю, то требуется пройти переподготовку по соответствующей программе. Для некоторых должностей устанавливается минимальный стаж, опыт работы в сфере безопасности на дороге.

Приказ № 287 вносит изменения в ранее действовавшие нормативные акты, касающиеся требований к квалификации работников, которые отвечают за безопасность дорожного движения. В целом направлен на повышение уровня работников, обеспечивающих безопасность поездок, и, как следствие, на снижение аварийности на дорогах.

 

Что делать по Приказу Минтранса №287, если вы не обучены, но аттестованы

Аттестация, обучение — это разные вещи. Первое подтверждает вашу компетентность на момент ее прохождения, а второе дает знания, квалификацию, подтвержденные дипломом. Наличие только аттестации без соответствующего образования и (или) переподготовки недостаточно для требований Приказа 287.

Вот конкретные шаги, которые вам нужно предпринять:

  1. Определите свою должность. Убедитесь, что она действительно подпадает под действие Приказа 287 (специалист по БДД, контролер технического состояния, диспетчер).
  2. Сравните свое образование и стаж с требованиями Приказа.
  3. Если ваше образование не проходит по требованиям, необходима переподготовка. Ищите организации, имеющие лицензию на образовательную деятельность по соответствующей программе.
  4. После прохождения переподготовки предоставьте работодателю копии диплома о переподготовке и, конечно, копию действующей аттестации (если она требуется для вашей должности).
  5. Регулярно повышайте квалификацию, участвуйте в семинарах, вебинарах и других мероприятиях, связанных с БДД. Это поможет вам быть в курсе изменений в законодательстве, передовых практик.
  6. Следите за сроком действия аттестации. Нужно вовремя проходить аттестацию (повторную), если это необходимо для вашей должности.

Наличие аттестации не освобождает вас от обязанности отвечать требованиям к образованию, переподготовке, установленным Приказом 287. Отсутствие необходимого обучения делает работу на указанных должностях незаконной, может привести к штрафам для организации и для вас лично.

 

Какие специалисты должны обучиться по Приказу Минтранса №287

Приказ Минтранса № 287 требует обучения (переподготовки, если основное образование не проходит по требованиям) для следующих категорий специалистов.

Список:

  • Специалист, ответственный за обеспечение БДД. Требуется высшее образование (желательно профильное), стаж работы не менее 3 лет. Если высшее образование не соответствует профилю (например, экономическое, юридическое и т.п.), то обязательна переподготовка.
  • Контролер технического состояния автотранспортных средств. Требуется среднее профессиональное образование по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» или образование по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00. Если оно иное, требуется переподготовка.
  • Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта. Осуществляет оперативное управление транспортными средствами. Требуется среднее профессиональное или высшее образование. Можете пройти переподготовку, если оно не отвечает профилю.

Этим специалистам важно проверить, соответствует ли их образование занимаемой должности.

 

Какие организации попадают под Приказ № 287

Приказ Минтранса № 287 распространяется на юридические лица, индивидуальных предпринимателей (ИП), осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным эл. транспортом на территории Российской Федерации.

Это включает в себя:

  • Транспортные компании, осуществляющие коммерческие перевозки грузов и пассажиров. Например, автобусные парки, таксомоторные компании, грузоперевозчики, логистические компании.
  • Организации, осуществляющие перевозки для собственных нужд. Допустим, предприятия, имеющие собственный автопарк для доставки продукции, перевозки сотрудников и т.д. Независимо от того, являются ли перевозки основной деятельностью организации или нет, если организация использует автотранспорт, Приказ 287 распространяется на нее.
  • Организации, осуществляющие транспортировку людей городскими наземными транспортными средствами. Например, трамвайные, троллейбусные депо.
  • Любые организации, индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства категорий M, N и O (легковые автомобили, автобусы и грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы) в работе.

Если организация владеет автомобилем, но не осуществляет перевозки (например, сдает его в аренду без услуг водителя), то Приказ 287 на нее не распространяется.

 

Требования к специалистам по БДД

 

К специалистам предъявляются требования, и они зависят от должности. Касаются стажа и образования, навыков, знаний. Если соискатель этим не обладает, его не примут на работу.

Какие требуются навыки:

  • Знание законодательства, нормативно-правовых актов, регулирующих безопасность за рулем (ПДД, тех. регламент, приказы Минтранса и т. д.).
  • Понимание основ эксплуатации ТС. Знание конструкции, технического обслуживания и ремонта ТС.
  • Знание методов анализа ДТП. Умение анализировать причины ДТП, разрабатывать меры по их предотвращению.
  • Работа с документацией. умение разрабатывать, вести и контролировать официальные бумаги по БДД (инструкции, приказы, журналы и т.д.).
  • Умение организовывать, проводить мероприятия по БДД. Это обучение, инструктажи, проверки, расследование ДТП и т.д.
  • Навыки работы с компьютерной техникой. Владение основными офисными программами и, возможно, специализированным ПО.

У специалиста должны быть определенные качества, такие как ответственность, внимательность, коммуникабельность. Необходимы организаторские способности, умение анализировать, принимать решения. Всё это понадобится при выполнении обязанностей.

 

Требования к образованию и стажу

Специалисту по БДД нужно высшее образование по направлению подготовки, входящему в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» (например, «Эксплуатация наземных транспортных средств», «Автомобильный транспорт»). Это может быть высшее образование по направлениям, не входящим в группу 23.00.00, но с обязательным прохождением профессиональной переподготовки с присвоением квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Программа профессиональной переподготовки должна соответствовать установленным требованиям.

Понадобится стаж работы (опыт) в области повышения безопасности дорожного движения не менее 3 лет.

 

Требования к наличию аттестованного сотрудника на предприятии

Требования к наличию аттестованного сотрудника на предприятии зависят от вида деятельности предприятия, типа перевозок, а также от конкретных нормативных актов, регулирующих эту деятельность. Приказ № 287 не устанавливает обязательную аттестацию для работников, упомянутых в приказе (специалист по БДД, контролер, диспетчер). Однако он предполагает, что квалификация этих специалистов должна быть подтверждена. Каким образом — это может быть указано в локальных нормативных актах или в других, более узкоспециализированных, актах.

Некоторые виды деятельности, например перевозка опасных грузов, могут предусматривать обязательную аттестацию. Организация может устанавливать требования к в рамках законодательства для повышения уровня безопасности.

Её периодичность определяется внутренними нормативными актами организации или может быть установлена соответствующими нормативными актами. Обычно срок составляет 1 раз в 5 лет, но может меняться.

 

Что подтверждает аттестация

 

Аттестация не заменяет необходимость наличия соответствующего образования и/или прохождения

переподготовки. Она скорее является дополнительным подтверждением квалификации, определенных знаний.

  • Аттестация подтверждает:
  • Способность работника выполнять свои должностные обязанности в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения.
  • Соответствие знаний, навыков работника требованиям, которые предъявляются к занимаемой должности.
  • Уровень квалификации работника в определенный момент времени.
  • Знание работником нормативов, регулирующих безопасность дорожного движения.

Наличие у работника необходимых знаний, навыков для предотвращения дорожно-транспортных происшествий и снижения их последствий.

Результаты аттестации служат основанием для принятия решения о допуске работника к выполнению должностных обязанностей, для планирования мероприятий по повышению квалификации.

Обязанности специалиста

Специалист по безопасности дорожного движения должен выполнять различные задачи на предприятии. Их можно условно поделить на несколько больших групп.

Организация работы по обеспечению БДД:

  • Разработка, внедрение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.
  • Ведение документации по БДД (инструкции, положения, приказы и т.д.).
  • Проведение инструктажей водителей автобусов.
  • Организация проведения стажировок водителей.
  • Планирование медицинских осмотров водителей транспортных средств (предрейсовых, послерейсовых).
  • Обеспечение контроля за техническим состоянием ТС.
  • Организация работы комиссии по БДД (если таковая создана).

Специалист контролирует соблюдение водителями автомобилей правил дорожного движения, режима труда и отдыха, наблюдает за исправностью машин. Наблюдает за проведение медосмотров для водителей. Анализирует причины аварий, разрабатывает способы для их предупреждения в будущем.

На сотрудника возлагают взаимодействие с ГИБДД, Ространснадзором и другими органами по вопросам безопасности дорожного движения. Он занимается подготовкой отчетов, предоставлением информации по запросам контролирующих органов.

Специалист организует обучение, повышение квалификацией водителей и другого персонала, которые связаны с БДД. Проводит соответствующие инструктажи. Определяет причины, условия, которые привели к аварии, нарушении правил поведения на дороге. Разрабатывает мероприятия, которые помогают устранить причины, условия, которые вызвали ДТП.

Чтобы узнать обо обязанностях специалиста, задачах, нужно обратиться к работодателю. Список дел способен отличаться для каждой фирмы.

Что должен знать и уметь специалист

Специалисту по БДД важно уметь разрабатывать и внедрять мероприятия по обеспечению БДД. Организовывать обучение, инструктажи водителей, управляющих транспортными средствами. Проводить анализ ДТП и нарушений ПДД. Взаимодействовать с контролирующими органами, работать с нормативно-правовой документацией. Применять современные информационные технологии в области БДД, организовывать, проводить проверки состояния БДД в фирме.

Что он обязан знать:

  • Законодательство Российской Федерации в области безопасности дорожного движения (федеральные законы, постановления Правительства, приказы Министерства транспорта и других ведомств).
  • ПДД.
  • Основы психофизиологии труда водителя.
  • Основы технической эксплуатации ТС.
  • Способы анализа аварий, их причин.
  • Правила оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.
  • Требования охраны труда, пожарной безопасности.

Эти знания он получает в процессе обучения, и они затем обязательно пригодятся для деятельности.

 

Процесс обучения

 

Если у специалиста нет профильного образования, ему необходимо пройти переподготовку.

Обычно процесс выглядит так:

  1. Выбор центра для обучения. Подберите организацию, имеющую лицензию на осуществление образовательной деятельности по программе переподготовки «Специалист, ответственный за обеспечение безопасного дорожного движения». Убедитесь, что программа не перечит требованиям законодательства.
  2. Подача документов. Предоставьте учебному центру необходимые официальные бумаги (копию диплома о высшем образовании, копию паспорта, заявление и т. д.). Подготовьте заранее, чтобы потом не пришлось искать. Заполняйте заявление по образцу, не допускайте ошибок, исправлений.
  3. Обучение. Оно может быть очным, заочным или очно-заочным, дистанционным обучением. Программа обычно включает в себя теоретические, практические занятия, аттестацию. Важно хорошо учиться, чтобы разбираться в сфере. От этого зависят жизни людей, репутация компаний, состояние дорожной инфраструктуры.
  4. После обучения необходимо пройти аттестацию (экзамен, защиту дипломной работы и т. д.). Подготовьтесь к нему, повторите информацию. Ошибки на экзамене не допустимы, если хотите получить документ.
  5. Получение диплома. В случае успешного прохождения аттестации выдается диплом о переподготовке. На этом обучение завершается, и человек может приступить к выполнению обязанностей.

Если специалист пройдёт этапы, он сможет занимать определенную должность в компании.

 

Сведения о результатах аттестации

 

Аттестация специалистов по БДД, если она предусмотрена для конкретной должности, проводится в соответствии с установленными правилами и процедурами. Сведения о результатах аттестации фиксируются в протоколе аттестационной комиссии и заносятся в соответствующие документы, например, в личное дело работника. 

Важно, чтобы результаты аттестации были документально подтверждены и доступны контролирующим органам. Наличие результата подтверждает компетентность специалиста по БДД.

Аттестация может проводиться:

  • В аттестационных комиссиях, создаваемых в организациях.
  • В территориальных органах Ространснадзора (в случаях, предусмотренных законодательством, например, при перевозке опасных грузов).
  • В специализированных учебных центрах, имеющих лицензию на образовательную деятельность и, возможно, аккредитацию на проведение аттестации.

В случае непрохождения работник может быть отстранен от выполнения своих должностных обязанностей. Работодатель должен принять меры по повышению квалификации или, при необходимости, рассмотреть вопрос о его несоответствии занимаемой должности.

 

Ответственность за отсутствие аттестата

 

Ответственность за отсутствие аттестата, когда его наличие обязательно в соответствии с законодательством, несут как организация, так и должностное лицо, допустившее к работе сотрудника без необходимой аттестации. Конкретные меры ответственности зависят от того, каким нормативным актом установлена обязанность по аттестации.

Административная ответственность влечет наложение административного штрафа: на водителя — от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за организацию перевозок, — от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Работник, допустивший к работе сотрудника без аттестации, может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (замечание, выговор, увольнение) в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

В случае дорожно-транспортного происшествия или другого инцидента, вызванного неквалифицированными действиями сотрудника, не имеющего аттестата (когда аттестация обязательна), организация может быть привлечена к гражданско-правовой ответственности за причиненный ущерб.

В случае наступления смерти или тяжкого вреда здоровью в результате нарушения правил безопасности движения, эксплуатации транспорта лицом, ответственным за обеспечение БДД, может наступить уголовная ответственность по статье 264 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»).

Ответственность наступает, если обязанность по аттестации установлена нормативными актами. Если аттестация добровольная или является внутренней инициативой организации, то ответственность за ее отсутствие не предусмотрена.

 

Основные отличия новых требований

 

Отметим главные отличия новых требований от старых. На них обратите внимание, чтобы убедиться, что нет нарушений.

Основные отличия новых требований (согласно приказу Минтранса №287 и сопутствующим документам) от предыдущих:

  • Более четкие требования к образованию. Приказ № 287 установил более конкретные требования к образованию специалистов по БДД, контролеров тех. состояния ТС, диспетчеров. Ранее требования могли быть более размытыми и допускали различные трактовки. Он повысил значимость переподготовки как способа приведения квалификации работников к нужному уровню.
  • Акцент на профессиональной переподготовке. Если образование работника не соответствует профилю, переподготовка стала обязательной.
  • Опыт работы. Сейчас установлен минимальный стаж работы в БДД для специалиста, ответственного за повышение БДД (3 года).
  • Компетентность, а не формальное соответствие. Новые требования направлены на обеспечение реальной компетентности работников. Им нужно справляться с задачами, разбираться в тонкостях.
  • Ответственность работодателя. Усилена ответственность руководства за допуск к работе лиц, не отвечающих требованиям Приказа 287.

Соблюдение требований к аттестации, как и в целом Приказа 287 необходимо для повышения безопасности на дороге. Это исключает серьезные юридические и финансовые последствия для организации и ее должностных лиц.