Приказ Минтранса № 287 от 31 июля 2020 года «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» устанавливает требования к квалификации работников, обеспечивающих безопасность дорожного движения (БДД) в организациях, осуществляющих перевозки. Рассмотрим основные положения приказа, кому нужно проходить обучение и что делать, если у вас есть аттестация, но нет необходимого образования.
БДД — это комплекс мер, нацеленный на предотвращение дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и снижение тяжести их последствий. Обеспечение БДД — обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки или другую деятельность, связанную с эксплуатацией машин.
В более широком смысле БДД включает в себя комплекс мер, нацеленных на предотвращение ДТП, снижение вероятности возникновения ЧП на дорогах. Уменьшение тяжести последствий аварий, минимизация травм, смертности. Повышение безопасности участников дорожного движения: водителей, пассажиров, пешеходов, велосипедистов и других.
БДД подразумевает совершенствование дорожной инфраструктуры, проверку состояния ТС, обучение водителей, повышение их квалификации. Происходит пропаганда безопасного поведения на дороге.
Приказ распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Это касается как коммерческих, так и некоммерческих перевозок. Устанавливает требования к определенным категориям работников, занятых в повышении безопасности перевозок.
О каких сотрудниках идёт речь:
Приказ устанавливает минимальные требования к уровню образования и наличию переподготовки для каждой из указанных выше категорий работников. Если образование не соответствует профилю, то требуется пройти переподготовку по соответствующей программе. Для некоторых должностей устанавливается минимальный стаж, опыт работы в сфере безопасности на дороге.
Приказ № 287 вносит изменения в ранее действовавшие нормативные акты, касающиеся требований к квалификации работников, которые отвечают за безопасность дорожного движения. В целом направлен на повышение уровня работников, обеспечивающих безопасность поездок, и, как следствие, на снижение аварийности на дорогах.
Аттестация, обучение — это разные вещи. Первое подтверждает вашу компетентность на момент ее прохождения, а второе дает знания, квалификацию, подтвержденные дипломом. Наличие только аттестации без соответствующего образования и (или) переподготовки недостаточно для требований Приказа 287.
Вот конкретные шаги, которые вам нужно предпринять:
Наличие аттестации не освобождает вас от обязанности отвечать требованиям к образованию, переподготовке, установленным Приказом 287. Отсутствие необходимого обучения делает работу на указанных должностях незаконной, может привести к штрафам для организации и для вас лично.
Приказ Минтранса № 287 требует обучения (переподготовки, если основное образование не проходит по требованиям) для следующих категорий специалистов.
Список:
Этим специалистам важно проверить, соответствует ли их образование занимаемой должности.
Приказ Минтранса № 287 распространяется на юридические лица, индивидуальных предпринимателей (ИП), осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным эл. транспортом на территории Российской Федерации.
Это включает в себя:
Если организация владеет автомобилем, но не осуществляет перевозки (например, сдает его в аренду без услуг водителя), то Приказ 287 на нее не распространяется.
К специалистам предъявляются требования, и они зависят от должности. Касаются стажа и образования, навыков, знаний. Если соискатель этим не обладает, его не примут на работу.
Какие требуются навыки:
У специалиста должны быть определенные качества, такие как ответственность, внимательность, коммуникабельность. Необходимы организаторские способности, умение анализировать, принимать решения. Всё это понадобится при выполнении обязанностей.
Специалисту по БДД нужно высшее образование по направлению подготовки, входящему в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» (например, «Эксплуатация наземных транспортных средств», «Автомобильный транспорт»). Это может быть высшее образование по направлениям, не входящим в группу 23.00.00, но с обязательным прохождением профессиональной переподготовки с присвоением квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Программа профессиональной переподготовки должна соответствовать установленным требованиям.
Понадобится стаж работы (опыт) в области повышения безопасности дорожного движения не менее 3 лет.
Требования к наличию аттестованного сотрудника на предприятии зависят от вида деятельности предприятия, типа перевозок, а также от конкретных нормативных актов, регулирующих эту деятельность. Приказ № 287 не устанавливает обязательную аттестацию для работников, упомянутых в приказе (специалист по БДД, контролер, диспетчер). Однако он предполагает, что квалификация этих специалистов должна быть подтверждена. Каким образом — это может быть указано в локальных нормативных актах или в других, более узкоспециализированных, актах.
Некоторые виды деятельности, например перевозка опасных грузов, могут предусматривать обязательную аттестацию. Организация может устанавливать требования к в рамках законодательства для повышения уровня безопасности.
Её периодичность определяется внутренними нормативными актами организации или может быть установлена соответствующими нормативными актами. Обычно срок составляет 1 раз в 5 лет, но может меняться.
Аттестация не заменяет необходимость наличия соответствующего образования и/или прохождения
переподготовки. Она скорее является дополнительным подтверждением квалификации, определенных знаний.
Наличие у работника необходимых знаний, навыков для предотвращения дорожно-транспортных происшествий и снижения их последствий.
Результаты аттестации служат основанием для принятия решения о допуске работника к выполнению должностных обязанностей, для планирования мероприятий по повышению квалификации.
Специалист по безопасности дорожного движения должен выполнять различные задачи на предприятии. Их можно условно поделить на несколько больших групп.
Организация работы по обеспечению БДД:
Специалист контролирует соблюдение водителями автомобилей правил дорожного движения, режима труда и отдыха, наблюдает за исправностью машин. Наблюдает за проведение медосмотров для водителей. Анализирует причины аварий, разрабатывает способы для их предупреждения в будущем.
На сотрудника возлагают взаимодействие с ГИБДД, Ространснадзором и другими органами по вопросам безопасности дорожного движения. Он занимается подготовкой отчетов, предоставлением информации по запросам контролирующих органов.
Специалист организует обучение, повышение квалификацией водителей и другого персонала, которые связаны с БДД. Проводит соответствующие инструктажи. Определяет причины, условия, которые привели к аварии, нарушении правил поведения на дороге. Разрабатывает мероприятия, которые помогают устранить причины, условия, которые вызвали ДТП.
Чтобы узнать обо обязанностях специалиста, задачах, нужно обратиться к работодателю. Список дел способен отличаться для каждой фирмы.
Специалисту по БДД важно уметь разрабатывать и внедрять мероприятия по обеспечению БДД. Организовывать обучение, инструктажи водителей, управляющих транспортными средствами. Проводить анализ ДТП и нарушений ПДД. Взаимодействовать с контролирующими органами, работать с нормативно-правовой документацией. Применять современные информационные технологии в области БДД, организовывать, проводить проверки состояния БДД в фирме.
Что он обязан знать:
Эти знания он получает в процессе обучения, и они затем обязательно пригодятся для деятельности.
Если у специалиста нет профильного образования, ему необходимо пройти переподготовку.
Обычно процесс выглядит так:
Если специалист пройдёт этапы, он сможет занимать определенную должность в компании.
Аттестация специалистов по БДД, если она предусмотрена для конкретной должности, проводится в соответствии с установленными правилами и процедурами. Сведения о результатах аттестации фиксируются в протоколе аттестационной комиссии и заносятся в соответствующие документы, например, в личное дело работника.
Важно, чтобы результаты аттестации были документально подтверждены и доступны контролирующим органам. Наличие результата подтверждает компетентность специалиста по БДД.
Аттестация может проводиться:
В случае непрохождения работник может быть отстранен от выполнения своих должностных обязанностей. Работодатель должен принять меры по повышению квалификации или, при необходимости, рассмотреть вопрос о его несоответствии занимаемой должности.
Ответственность за отсутствие аттестата, когда его наличие обязательно в соответствии с законодательством, несут как организация, так и должностное лицо, допустившее к работе сотрудника без необходимой аттестации. Конкретные меры ответственности зависят от того, каким нормативным актом установлена обязанность по аттестации.
Административная ответственность влечет наложение административного штрафа: на водителя — от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за организацию перевозок, — от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Работник, допустивший к работе сотрудника без аттестации, может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (замечание, выговор, увольнение) в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
В случае дорожно-транспортного происшествия или другого инцидента, вызванного неквалифицированными действиями сотрудника, не имеющего аттестата (когда аттестация обязательна), организация может быть привлечена к гражданско-правовой ответственности за причиненный ущерб.
В случае наступления смерти или тяжкого вреда здоровью в результате нарушения правил безопасности движения, эксплуатации транспорта лицом, ответственным за обеспечение БДД, может наступить уголовная ответственность по статье 264 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»).
Ответственность наступает, если обязанность по аттестации установлена нормативными актами. Если аттестация добровольная или является внутренней инициативой организации, то ответственность за ее отсутствие не предусмотрена.
Отметим главные отличия новых требований от старых. На них обратите внимание, чтобы убедиться, что нет нарушений.
Основные отличия новых требований (согласно приказу Минтранса №287 и сопутствующим документам) от предыдущих:
Соблюдение требований к аттестации, как и в целом Приказа 287 необходимо для повышения безопасности на дороге. Это исключает серьезные юридические и финансовые последствия для организации и ее должностных лиц.