Министерство транспорта РФ в 2021 году выпустило утвержденный порядок проведения предрейсового и предсменного технического состояния ТС (транспортного средства). Порядок начал действовать в 2022 году.
Важно! Предрейсовый и предсменый осмотр отличаются периодичностью. Если длительность рейса превышает один рабочий день (это характерно для перевозки грузов), техосмотр ТС проходит один раз, перед убытием в рейс. Если ТС используется регулярно (например, такси, маршрутка или автобус), оно обязано проходить осмотр каждую смену.
В соответствии с документом, если организация осуществляет перевозку людей и грузов, пред выходом автомобиля в линию, она обязана проводить оценку его техсостояния. В документе описан порядок проведения техосмотра, отражения его в документах, требования к контролеру. Также водитель обязан проходить обследование медика. Отсутствие техосмотра нарушает требования безопасности и ведет к штрафам до 30 000 руб.
Неисправный автомобиль – источник повышенной опасности на дороге, поэтому регулярный техосмотр помогает избежать неожиданной остановки и создания затора на дороге. Поломка ТС при перевозке пассажиров – причина опоздания на работу, поэтому выходить на смену машина должна только исправной. Аналогичная ситуация с перевозками грузов. Остановка на ремонт приводит к простою.
Задачи предрейсового осмотра:
При предрейсовом или предсменном контроле техсостояния обследуются детали и узлы автомобиля, которые могут стать причиной ДТП. Например, рулевое управление, тормозная система, освещение и т.д.
В соответствии с Федеральным законом о безопасности дорожного движения, предрейсовый контроль обязаны проходить автомобили, находящиеся в собственности или владении по договорам у юрлиц или ИП. Деятельность организаций и предпринимателей – перевозка пассажиров или грузов.
Коммерческая составляющая деятельности не является обязательной. Предрейсовый осмотр проходят ТС, если они транспортируют грузы для собственных нужд организации или перевозят хотя бы одного пассажира. Другими словами, если водителю выписывается путевой лист от компании или ИП, он обязан пройти предрейсовый техосмотр и поставить в путевом листе соответствующую отметку.
Важно! Обязанность похождения предрейсового контроля распространяется на легковые автомобили (только в случае коммерческого использования), грузовики и автобусы – при использовании в коммерческих целях и для собственных нужд.
В первую очередь, контролируется исправность всех технических систем, узлов и деталей автомобиля. Обеспечить техническую исправность ТС перед выездом и на протяжении всего пути – обязанность водителя, предусмотренная ПДД. Водителю и контролю перед выездом рекомендуется проверить:
На заметку. У водителя должен быть инструмент для быстрого устранения неисправности, аптечка, знак аварийной остановки, огнетушитель и трос для буксировки.
Контролер может проверить наличие необходимых документов: водительских прав, СТС, путевого листа.
Заключать договор на проведение технического осмотра транспортных средств имеет право ИП или организация, у кого в штате есть механик, соответствующий квалификационным требованиям:
Не обязательно заключать договор на услуги контролера технического состояния автомобиля. В компании можно назначить любого сотрудника ответственным за предрейсовый контроль. Главное, чтобы у него было среднее или высшее образование. Его придется отправить на курсы профпереподготовки, после них он сможет выполнять свои обязанность.
Контроль проводится на месте стоянки или парковки ТС. Автомобиль не движется до момента проведения мероприятий осмотра. Контролеры обходят все ТС, проверяют:
Обязательно проверяется состояние тахографа и показания на нем. Водитель не должен работать сверх нормы. Это ведет к аварийным ситуациям.
На заметку. Агрегаторам рекомендуется заключать договор на предрейсовый осмотр такси в месте парковки, либо с несколькими механиками, поскольку ТС не имеет права выходить в рейс до отметки в путевом листе. Кроме того, водителю может быть предоставлено любое ТС, поэтому контролеры обязаны проверить все автомобили (о чем занести отметки в соответствующий журнал), а таксист просто выезжает на работу на исправном автомобиле.
Отсутствие штампа о предрейсовом осмотре на путевом листе и договора на техосмотр приведет к штрафу для:
Путевой лист вправе потребовать инспектор ГИБДД. При его отсутствии водителю будет выписан штраф. Если произойдет ДТП по причине неисправности автомобиля, следственные органы ГИБДД потребуют не только путевой лист, но и журнал регистрации результатов предрейсового контроля, и договор на технический осмотр.
Если будет выяснено, что неисправность была выявлена во время осмотра или контроль проведен с нарушениями, ответственному должностному лицу и компании будет также назначен штраф. Поэтому рекомендуется проводить все контрольные и осмотровые мероприятия в соответствии с законодательством. ТС должно выходить в рейс только технически исправным и не создавать угрозы безопасности дорожному движению.
Договор на предрейсовый осмотр транспортных средств механиком – это стандартный юридический документ. Он может быть составлен между транспортной компанией и специальной организацией или ИП. Организовать ИП и зарабатывать на услугах может и сам механик, обладающий необходимой квалификацией и опытом работы.
Составить документ может приглашенный или штатный юрист, можно найти образец договора на техосмотр автомобиля в Интернете.
В процессе переговоров заказчика и исполнителя рекомендуется уточнить перечень выполняемых работ и стоимость.
Важно! При выборе подрядчика на предрейсовый осмотр не стоит выбирать самого дешевого. Такие организации подходят к работе формально. Не достигается основная задача деятельности –безопасность движения.
Договор между ИП и контролером технического состояния рекомендуется заключать, когда нет возможности содержать штатного механика. Привлечение аутсорстинговой организации дает преимущества:
Требования к договору содержатся в ГК РФ. Во-первых, он должен быть заключен в простой письменной форме (составить его можно в ворде). Подписание документа у нотариуса не требуется.
Договор на техосмотр ТС относится к категории возмездных. В документе указывается сумма вознаграждения и порядок оплаты. Этот вопрос заказчик и исполнитель должны согласовать в процессе переговоров.
На заметку. Рекомендуется в договоре прописать порядок расторжения. Сотрудничество может не получиться по разным причинам. Расторжение должно происходить комфортно и быстро для сторон. Чтобы заказчик и исполнитель не чинили препятствий друг другу, рекомендуется заранее обсудить порядок действий в такой ситуации и зафиксировать его в документе.
Образец типовой формы с перечнем обязательных пунктов есть в Интернете. Можно также воспользоваться специальными сервисами. В пустые графы заполнить свои пожелания, система сама составит договор с их учетом. Обязательно в документе должны быть:
В данном разделе соглашения указывается наименование сторон, их организационно-правовая форма (ООО, индивидуальный предприниматель, государственное предприятие или учреждение и т.д.). Также описывается, кто подписывает договор, и на основании чего (устава, доверенности или другого документа).
На заметку. Рекомендуется сторонам проверить учредительные документы друг друга. Это минимизирует риск неисполнения контракта. Стороны проявят должную осмотрительность, что избавит от налоговых проблем. Если заказчик или исполнитель относятся к ненадежным налогоплательщикам, сотрудничество с ним повлечет налоговые проблемы у второй стороны.
Услуга – предрейсовый осмотр ТС. В данном разделе рекомендуется указать:
Заказчик обязан:
Исполнитель обязан:
Заказчик имеет право проверять работу исполнителя, отказаться от услуг партнера в случае нарушения им порядка проведения работ и каких-либо условий договора.
Исполнитель вправе самостоятельно выбирать способ оказания услуги, нанимать дополнительный персонал для выполнения работ, приостанавливать работу при возникновении препятствий.
Рекомендуется предусмотреть ответственность исполнителя за выпуск на линию неисправного ТС:
Факт выпуска в рейс неисправного автомобиля должен быть доказан. В такой ситуации проводится экспертиза, которая подтверждает или опровергает наличие возможности выявления неисправности во время предрейсового осмотра. Если экспертиза подтвердит, что поломка во время рейса произошла из-за нарушения порядка выполнения работ, убытки заказчика и расходы на проведение экспертизы лягут на исполнителя. В противном случае платить будет заказчик.
Важно! Даже если договором не предусмотрено, в случае нарушения порядка проведения техосмотра, исполнитель будет оштрафован в соответствии с КоАП РФ.
Исполнитель в обязательном порядке несет ответственность за нарушение сроков оплаты.
Оплата может производиться в наличной и безналичной форме. Между юридическими лицами расчеты наличными запрещены. Наличными можно рассчитаться только с ИП при наличии у него кассового аппарата.
Размер вознаграждения зависит от количества ТС в автопарке, объема и условий выполнения работ. Заказчик и подрядчик устанавливают цену договора путем переговоров.
Чеки и платежные поручения рекомендуется хранить в течение 3 лет с момента окончания действия договора (таков срок исковой давности). Факт оплаты считается подтверждением принятия услуги. Кроме того, легко доказать наличие или отсутствие задолженности перед подрядчиком.
Акт выполненных работ – подтверждение приемки услуг заказчиком. Исполнитель в последний рабочий день месяца передает 2 экземпляра акта заказчику. Если у него нет замечаний, он подписывает его и 1 экземпляр возвращает исполнителю. При наличии замечаний стороны согласуют порядок их устранения – уменьшение вознаграждения, возмещение убытков и т.д.
Основание для предъявления замечаний – порядок проведения предрейсового осмотра, утвержденный Минтрансом РФ. Если исполнитель выполнил не все работы, зафиксированные в документе, заказчик укажет их в замечаниях.
В данном разделе отражаются, как правило, обстоятельства непреодолимой силы. Это стихийные бедствия, война, эпидемия и т.д. Предусмотреть их стороны договора не могут, но эти факторы усложняют или делают невозможным выполнение обязательств по контракту. Если произойдет форс-мажор, стороны освобождаются от ответственности за неисполнение своих обязательств.
Важно! Факт наступления обстоятельств непреодолимой силы должен быть официально подтвержден. Если произошло стихийное бедствие, этот факт должен быть зафиксирован в ТПП РФ, Гидрометцентре и т.д. Аналогичное требование к введению военного положения, эпидемии и другим ситуациям.
В первую очередь все конфликтные ситуации рекомендуется разрешать путем переговоров. Если не получается, можно обращаться в суд. Решение суда является обязательным для исполнения, за этим следит Служба судебных приставов. Отрицательная сторона судебных разбирательств – длительный срок, необходимость платить пошлину и вознаграждение юристам.
Услуга должна оказываться постоянно. Обычно первый договор с подрядчиком заключается на 1 год. Если сотрудничество устраивает, можно продлить соглашение. Пролонгация может происходить в автоматическом режиме. Для этого есть типовая формулировка: «если ни одна из сторон не направила другой уведомление о расторжении, действие договора продлевается на аналогичный период».
Рекомендуется в этом разделе прописать порядок добровольного расторжения договора. Для этого достаточно указать, за какой период необходимо направить контрагенту уведомление о расторжении договора.
В реквизитах указывается:
Составляются договоры в простой письменной форме. Скачать бланк можно в Интернете. При необходимости рекомендуется привлечь юриста для отражения всех тонкостей и проверки текста контракта. Хранить договор нужно не менее 3 лет с момента окончания его срока действия.
Итак, заключить договор на предрейсовый техосмотр не сложно. Достаточно ознакомиться с порядком, утвержденным Минтрансом РФ, и оформить само соглашение. Образец его можно найти в Интернете. Если заказчиком является муниципальное или государственное предприятие, придется пройти процедуру торгов в соответствии с законом 44-ФЗ.