Административно-общественный контроль – это эффективная система отслеживания состояния ОТ в различных учреждениях и компаниях. Безопасность условий труда проверяется поэтапно. Это позволяет исключить возможность утаивания «неудобных фактов», избежать формального отношения к работе по снижению производственных рисков. К осуществлению контроля допускаются компетентные лица, владеющие достаточными профессиональными знаниями, заинтересованные в соблюдении правил ОТ. За состоянием рабочих мест и соблюдением трудовой безопасности следят как административно-руководящие специалисты, так и профсоюзные представители.
При организации контроля берутся за основу следующие правовые акты:
Такой контроль особенно необходим в строительных, производственных, транспортных организациях со сложной административной и управленческой структурой, многочисленным штатом сотрудников, разнообразием рабочих условий. Он непременно проводится также в школах, детских садах, оздоровительных центрах для предупреждения травматизма, оценки соблюдения норм безопасности.
Мониторинг ОТ со стороны администрации включает в себя:
Задачами общественного контроля являются:
Административно-общественный контроль организуется по различной схеме в зависимости от разнообразия производственных процессов, специфики профессиональных рисков. Чаще всего проводится 3-ступенчатый контроль ОТ, в котором участвуют руководящие должностные лица и уполномоченные представители выборных рабочих органов.
На производстве контролем 1 ступени занимаются бригадиры, начальники смен, старшие мастера. Они каждый день проверяют соблюдение требований трудовой безопасности на вверенных участках. В осмотрах рабочих мест участвует уполномоченный по ОТ, выбранный на коллективном (профсоюзном) собрании.
На первой ступени проверяется:
В образовательных организациях проверяется состояние технических средств обучения, условия пребывания в кабинетах, компьютерных классах, спортивно-игровых помещениях. Ведется наблюдение за порядком, чистотой, поддержанием нормальной температуры воздуха.
Примечание. Все нарушения должны устраняться как можно раньше. Если для ликвидации серьезных недочетов требуется определенное время, приглашение сторонних ремонтников или наладчиков, то деятельность на данном участке приостанавливается до наведения порядка.
На 2 ступени контроль проводит начальник цеха, производственного отделения (а в школе – завуч). В проверках, проводимых раз в 1–2 недели, принимают участие специалист по охране труда и представитель профкома.
На этом этапе оцениваются:
В комиссию по контролю 3 ступени входит директор предприятия (или главный инженер), специалист по ОТ, руководители служб пожаро-, электробезопасности, представители профкома. Состав комиссии утверждается вместе с внутренним Положением о ведении контроля на данном предприятии.
Комиссия собирается не реже 1 раза в квартал (обычно раз в месяц), чтобы проанализировать:
Результаты контроля 1 и 2 ступени заносятся в учетный журнал. По 3 ступени составляется акт проверки, подписываемый всеми членами комиссии.
В некоторых случаях проводится контроль с 2 или 4 ступенями. Их количество и порядок организации устанавливает руководитель предприятия.
Двухступенчатый контроль устраивается в небольших компаниях, деятельность которых не связана с опасным производством, а в штате состоят в основном офисные работники (программисты, проектировщики, наладчики компьютерной техники).
Контроль первой ступени ежедневно осуществляют рядовые сотрудники.
Проверки второй ступени проводит администрация вместе со специалистом по ОТ и представителем общественности. Подобная система проверок распространена, например, в детских садах, медицинских колледжах.
Четырехступенчатый контроль организуется в крупных компаниях, имеющих удаленные филиалы и отделения. Проводится комиссией, возглавляемой генеральным директором. В нее входят главный инженер, директор по персоналу, профсоюзный руководитель. Контролируется состояние ОТ в каждом региональном подразделении компании.
На заметку. В дошкольных учреждениях (ДОУ) контроль 4 ступени проводят сотрудники Управления образования, члены комиссии, оценивающей готовность подобных организаций к новому учебному году, представители надзорных органов.
Для организации административно-общественного контроля ОТ требуется:
Документ отражает подход к проверкам производственной безопасности в данной организации. Положение об административно-общественном контроле по охране труда должно содержать:
Образец положения размещен на сайте: dou18balakovo.ucoz.ru/ohranatruda/polozhenie_o_trekhstupenchatom_kont.pdf.
При подготовке к внедрению многоступенчатого административно-общественного контроля планируется порядок оценки таких показателей, как:
Распределяются обязанности между специалистами различных категорий, рассчитываются материальные затраты на организацию ОТ, составляется график проверок.
План мероприятий, список ответственных, а также разработанное Положение утверждаются приказом руководства.
Дополнение. Для назначения общественного контролера по ОТ организуется коллективное собрание, на котором избирается уполномоченный от профсоюза или другого рабочего органа. Этому человеку поручается личное наблюдение за состоянием трудовой безопасности. Его включают в состав комиссии по ОТ.
За отсутствие должного административного контроля несут ответственность руководители и сотрудники, назначенные для выполнения проверок на разных ступенях.
При выявлении нарушений по ОТ и отсутствии учетной документации должностные лица наказываются штрафом 5–10 тыс. руб. Организация штрафуется на сумму 60–80 тыс. руб. согласно ст. 5.27.1 КоАП.
Если недостаток контроля приводит к несчастным случаям, ответственные лица могут быть наказаны по уголовным законам, предусматривающим лишение свободы на срок до 4 лет.
За халатное отношение к ведению общественного контролера наказывается работник, выбранный уполномоченным по ОТ. Руководство профкома может отстранить его от выполнения подобных функций.
Сведения о проверках 1 и 2 ступени фиксируются в журнале административно-общественного контроля по охране труда. Заполнение этого документа позволяет систематизировать проверки, сравнивать состояние ОТ в разные производственные периоды, контролировать исполнение распоряжений. Вместе с другими журналами по ОТ его предоставляют инспекторам по госнадзору для доказательства соблюдения трудовых законов и общегосударственных предписаний по ОТ.
В данной учетной книге фиксируются фамилии должностных лиц, ответственных за проведение контроля и принятие мер по устранению нарушений ОТ. Поэтому документ представляет юридическую ценность. Он используется при расследовании производственных ЧП, выявлении виновных в слабом контроле трудовой безопасности.
Заполнение журнала позволяет избежать штрафов за нарушение требований по ОТ.
Подобную учетную книгу заводят после разработки положения о контроле охраны труда и выбора конкретной схемы проверок (количества ступеней). Приказом дирекции назначается ведущий специалист, ответственный за ведение такого журнала, хорошо знакомый с производственной структурой предприятия, прошедший аттестацию по ОТ в Ростехнадзоре.
Существуют различные варианты заведения такого журнала:
В учебном центре OTOT.RU книга из 80 стр. стоит 200 руб.
При заполнении журнала следует:
Табличные бланки должны быть вшиты в картонную обложку, защищающую их от порчи. Нельзя удалять пронумерованные листы, вклеивать дополнительные страницы.
С 1 марта 2022 года действует ФЗ № 311, разрешающий ведение документации по охране труда в электронной форме. Об этом же говорится в ст. 214 ТК РФ. Журнал административного контроля не является исключением. Вместо подписей, сделанных вручную, на электронном документе необходимо ставить ЭЦП. Поэтому ответственный за ведение журнала должен ее оформить в Удостоверяющем центре ФНС.
Следует заранее договориться с надзорными госорганизациями о ведении электронных журналов. Однако далеко не все инспекторы соглашаются с их оформлением в подобной форме, так как на изучение цифровых документов уходит больше времени. У проверяющего не всегда имеется под рукой компьютерная техника (например, при расследовании ЧП).
Поэтому наличие бумажного варианта обязательно даже при наличии электронного журнала.
Документ не является стандартным по содержанию. Туда могут вноситься записи по отдельным ступеням (заводятся разные книги) или общие данные в хронологическом порядке.
Обязательными пунктами являются:
На заглавном листе указывается название журнала, наименование организации, а также дата начала и окончания использования документа. Если он заводится на последующий год, то проставляется, соответственно, «1 января» и «31 декабря». Период заполнения может быть и другим (рассчитывается в соответствии с графиком проверок различного уровня).
Здесь размещаются табличные бланки с информацией о сроках и видах контроля, о лицах, которые его проводили.
Дата проведения проверки |
Ступень контроля |
ФИО проверяющих лиц |
Обнаруженные недостатки по ОТ |
Рекомендованные мероприятия, сроки исполнения |
Дата устранения нарушений, фамилия и подпись ответственного лица |
---|---|---|---|---|---|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На последней странице указывается дата заполнения последней таблицы, общее количество листов. Проставляется подпись сотрудника, ответственного за ведение журнала. Поверх этих записей ставится печать организации. Внизу размещается штамп о направлении документа на хранение.
Журнал заполняет ответственный за ведение контроля соответствующей ступени. На 1 ступени это бригадир, старший мастер, начальник смены, преподаватели различных дисциплин. На 2 ступени – начальник цеха или отдела, завуч школы. Записи вносятся после проведения очередной проверки. Данные о выполнении намеченных мероприятий вписываются по мере устранения нарушений.
Журналы по административному и общественному контролю ОТ хранятся в течение 5 лет после сдачи в архив. На протяжении этого периода они могут быть востребованы надзорными или судебными органами.
Административно-общественный контроль – это целый комплекс мероприятий, которые последовательно проводятся на разных производственных уровнях. Поэтапный надзор способствует более точной и объективной оценке состояния ОТ и ТБ на предприятиях. Выявленные недостатки регистрируются в учетном журнале. Здесь фиксируются сроки устранения нарушений и фамилии тех, на кого возложена ответственность за проведение соответствующих мероприятий. Форму ведения такого документа утверждает руководитель организации.