Предрейсовый технический осмотр необходимо проводить для всех видов коммерческих автомобилей. Порядок и периодичность прохождения для каждого транспорта индивидуален, данные сведения указывается заводом-изготовителем в руководстве по эксплуатации. Осмотр проводится на протяжении всего срока эксплуатации транспортного средства.
Предрейсовый техосмотр транспортного средства необходим для проверки исправности машины перед выпуском ее на линию. Проведение планового осмотра защищает транспорт от возможных поломок, ведущих к дополнительным финансовым убыткам. Также он важен для обеспечения безопасности водителей и пассажиров.
Ответственность за организацию технического осмотра лежит на юридическом лице или индивидуальном предпринимателе. За проведение самой процедуры проверки несет ответственность контролер.
В случае отсутствия отметки о проведении предрейсового контроля ответственным лицам грозит административное наказание. В соответствии со статьей 12.31.1 КОАП РФ предусмотрены следующие виды штрафов:
Осмотр автомобиля проводит специальный человек — контролер технического состояния автотранспортных средств. Владелец организации может нанять в собственный штат данного сотрудника. Чтобы выполнять функции по контролю, он должен иметь аттестат от Российской транспортной инспекции, а также знать:
Поскольку не каждая организация имеет возможность содержать дополнительных сотрудников по контролю, они могут воспользоваться услугами специализированных компании. В этом случае с контролером будет составлен контракт, на основании которого он будет проверять состояние ТС и вести журнал диспетчера на территории предприятия.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», предрейсовый технический контроль проводится в отношении всех транспортных средств, которые числятся на балансе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Это требование относится только к тем автотранспортам, которые используются для перевозки пассажиров или грузов.
Также стоит отметить, что правила о предрейсовом техконтроле распространяется на все виды перевозки, а не только на коммерческие. Например, если автомобиль используется для транспортировки товара собственных нужд компании, либо доставляет сотрудников на рабочее место, то он также обязан проходить предрейсовый контроль.
Требование распространяется на все виды автотранспорта:
Поскольку предрейсовый контроль необходим для проверки технического состояния транспорта, контролер не допускает автотранспорт на линию в случае обнаружения неполадок:
Также проверяется наличие важных предметов, сопутствующих при перевозках. Контроль считается не пройденным, если отсутствуют:
При осуществлении предрейсового контроля, специалист ведет диспетчерский журнал на автомобильном транспорте, куда вносятся сведения о техническом состоянии транспортного средства. В него указываются все повреждения, поломки и неисправности, которые были выявлены при проверке. Также в журнале диспетчера отмечается общее состояние транспорта, время поступления и возврат на линию, а также прочие технические показания.
Если в ходе проверки все комплектующие автомобиля оказались в удовлетворительном состоянии, в журнале отмечается допуск транспортного средства к эксплуатации. В противном случае автотранспорт отправляют либо на станцию технического обслуживания, либо в гараж на ремонт.
Журнал диспетчера позволяет компании производить аналитическую работу в отношении имеющихся транспортных средств. Документ нужен для фиксации расхода топлива, контроля за соблюдением труда водителя, эксплуатации автотранспорта, учета проводимых ремонтных работ и прочего. Журнал является документом, на основе которого осуществляется организация безопасности правил дорожного движения.
Кроме того, журнал диспетчера позволяет взыскать компенсацию за ущерб автомобилю, если ДТП произошло по вине водителя. В документ вносятся сведения о состояние машины после ее выхода на линию, а также при возвращении ее в гараж.
Контролем за состоянием автотранспорта, а также ведением всей отчетности обычно занимается контролер. Однако зачастую функция по заполнению журнала ложится на диспетчера, который фиксирует предоставленные автомехаником сведения.
Диспетчер точно так же, как и контролер, должен иметь специальное образование, соответствующее профессиональным требованиям. Также данные сотрудники обязаны проходить переаттестацию раз в пять лет в органах Ространснадзора.
Компании имеют право самостоятельно создавать форму для журнала диспетчера. Однако приказ №296 Министерства Транспорта РФ регламентирует обязательный список граф, которые должны быть в каждом документе.
Заполнять журнал можно от руки, либо в электронном виде (в таком случае понадобятся электронные подписи ответственных сотрудников). На титульной странице указывается полное наименование документа, а также указывается название компании. Внизу листа проставляется срок начала и окончания ведения журнала.
Далее следуют страницы, на которых в табличной форме указываются реквизиты и результаты предрейсового контроля. В конце находится лист, на котором указано количество страниц журнала, а также дата и подпись контролера.
В журнал диспетчера вносятся следующие реквизиты, которые указываются в табличной форме:
Далее более детально разберем наиболее важные реквизиты.
В журнал контроля технического состояния транспортных средств в обязательном порядке указывается модель и марка автомобиля. Также важно внести номер регистрационных знаков, поскольку в организации может быть несколько одинаковых автотранспортов.
После прохождения технического контроля, диспетчер указывает сведения о фактическом состоянии транспортного средства. Если в ходе проверок неисправности не выявились, машина допускается на линию. Если же неполадки были обнаружены, их список вносится в таблицу, а транспорт отправляется в ремонт.
После каждого отравления на линию, ответственный водитель указывает в таблицу свое ФИО, а также стравит свою подпись. Если журнал оформлен в электронном виде, перевозчик вносит ЭЦП.
Контролер так же, как и водитель, указывает свое ФИО и подписывается об выполнении технического контроля. Также он проставляет дату и время проверки.
Поскольку зачастую диспетчер занимается оформлением и ведением документа под названием журнал технического состояния и выпуска на линию транспортных средств (журнал учета технического состояния транспортных средств) или его разновидностей, таких, как, например, журнал осмотра технического обслуживания и ремонта грузоподъемных кранов), иногда у него возникают трудности при заполнении таблицы. В таком случае воспользуйтесь готовым образцом. Далее будет подробное разъяснение к нему:
В журнале также должна быть подпись ответственного за ведение документа сотрудника.
При заполнении журнала учета технического состояния транспортных средств, необходимо соблюдать следующие правила:
Если руководитель организации или контролер считает нужным внести дополнительные сведения в журнал, например, информацию о выдаче ключа перед выездом из гаража или данные о прохождении медосмотра перевозчиком, а также прочие сведения, законодательство не запрещает вносить такие данные в таблицу.
На данный момент не существует нормативных документов, которые детально регламентируют порядок нумерации и прошивки документов. Есть только общие рекомендации, что журнал должен быть пронумерован, прошнурован, заверен печатью организации и подписью уполномоченного лица.
Журнал регистрации технического состояния и выпуска на линию транспортных средств должен хранится в соответствии с установленными сроками по хранению нормативно-правовой документации. Как правило, содержать документы в архиве необходимо не менее 5 лет. По истечению данного срока, журнал можно ликвидировать.
Образец журнала диспетчера автотранспорта можно скачать и оформить самостоятельно. Также многие юридические фирмы предоставляют платные услуги по заполнению бланков. Цены, как привило, варьируются от 2500 до 5000 рублей, 10000-15000 рублей за полный пакет документов.
Контролер и диспетчер несут ответственность за ведение журнала. В случае нарушения норм по заполнению и хранению документации руководство организации имеет право на следующие виды наказаний: выговоры, лишение премий, штрафы. В случае неоднократного выявления нарушений, а также намеренного искажения информации, сотрудник может быть уволен с внесением соответствующей записи в трудовой книжке.
Если нарушение было зафиксировано со стороны контролирующих органов, предусматривается административный штраф по ч. 3 ст. 12.31.1:
Также существует уголовная ответственность. Она наступает в случае, если произошло ДТП, вследствие чего пострадали люди или был нанесен ущерб имуществу. Если удастся установить, что допуск к автомобилю был осуществлен с выявленными неполадками, ответственным лицам грозит наказание сразу по нескольким статьям УК РФ.
Поскольку государство старается создать более безопасные условия дорожного движения, предприятия, в чьем распоряжение имеются ТС, обязаны следить за состоянием своего автотранспорта. Поэтому они должны проводить мероприятия по предрейсовому контролю, а также вести соответствующую документацию. Также важно составлять журнал своевременно и без ошибок.