Мы работаем по всей России

Консультация
Заполните форму и мы вам перезвоним
Имя
Телефон

Журнал инструктажа водителей по безопасности дорожного движения образец регистрации и заполнения для предрейсового и вводного по БДД

Понятие

Учетный журнал инструктажей по безопасности дорожной езды – это документ для регистрации занятий с водителями ТС, используемых компаниями или ИП для грузопассажирских перевозок. Записи оформляются в виде таблиц. В горизонтальных строках содержатся сведения о видах и тематике инструктажей, а также размещается информация о водителях и инструкторах.

Пронумерованные листы шнуруются, заверяются печатью компании и подписью ответственного лица.


 

Назначение

Инструктажи по БДД проводятся для ознакомления водительского состава со спецификой деятельности компании, видом перевозок. Занятия с водителями проводятся периодически или регулярно в зависимости от назначения используемых ТС, характера грузов, особенностей маршрутов, условий транспортировки людей или товаров.

Подобные занятия позволяют морально подготовить перевозчиков к рабочим поездкам, разъяснить порядок действия в различных ситуациях, повысить ответственность за обеспечение безопасности езды.
 

Зачем нужен

Журнал является подтверждением соблюдения транспортного и трудового законодательства. Это юридический документ, в котором регистрируются все водители, принятые на работу и ознакомленные с особенностями автоперевозок.

Журналы регистрации подобных инструктажей нужны для:

  • составления отчетов (годовых и квартальных);
  • общего контроля деятельности предприятия;
  • проверки посещаемости занятий водителями ТС.
     

Отличие от журнала инструктажей по охране труда

На предприятиях заводят отдельные журналы по инструктажам БДД и по охране труда (ОТ), поскольку анализом информации, отражаемой в  подобных документах, занимаются разные надзорные органы. При просмотре записей может возникнуть путаница и необоснованные претензии к компании.

Ведение этих журналов регламентируется совершенно разными нормативными актами.

Инструктаж по ОТ проводится для всех работников предприятия, в том числе для водительского состава. В тематике отражаются общие вопросы безопасной работы с оборудованием. Периодичность занятий по ОТ и БДД может отличаться.

Согласно транспортному законодательству, ответственность за проведение занятий по БДД несет специальный сотрудник, прошедший квалификационный отбор в УГАДН – хорошо знакомый со спецификой работы в этой области. Только он имеет право контролировать ведение учетного журнала, заверять его своей подписью.

Тип инструктажа/

 

Кто обучается

По БДД

По охране труда

Водители грузовых и пассажирских ТС

Все работники компании

Цель занятий

Снижение вероятности дорожных аварий

Снижение производственного травматизма

Законодательные акты

Приказ № 145 Минтранса

Приказ Минтруда и соцзащиты (№ 871н)

Программа

Особенности перевозок в разных погодных условиях.

Условия на маршруте, расположение парковок, АЗС, мест отдыха, пунктов мед- и техпомощи. Причины ДТП.

Подготовка ТС к работе, действия при поломках автомобиля. Пользование огнетушителем, средствами безопасности.

 

Регламентация

Проведение занятий по БДД с водительским персоналом предприятий, а также оформление учетных журналов регламентируется такими нормативно-правовыми актами, как:

  1. Положение Рд-200-РСФСР-12-0071-86-09 о порядке проведения инструктажей.
  2. Приказ Минтранса № 145 (от 30.04.2021 г.) о требованиях к обеспечению безопасности перевозок наземным транспортом. Вносит изменения в Приказ № 7 (от 15.01.2014 г.), действует с 1 сентября 2021 года.
  3. КоАП РФ (ст. 12.31.1) о наказании за игнорирование инструктажей по БДД.
     

Для каких инструктажей используется

Для обеспечения безопасности дорожной езды и грузопассажирских перевозок проводятся инструктажи БДД различных видов (вводный, предрейсовый, сезонный, специальный).

Они отличаются программой, периодичностью и целями проведения. Занятия организуются для водительского персонала разного типа.

Вид инструктажа по БДД

Кто проходит инструктаж

Вводный

Новые работники или водители, переводимые на другой участок предприятия

Предрейсовый

Водители, совершающие первый рейс по маршруту или занятые перевозками по разнообразным маршрутам

Сезонный

Персонал, обслуживающий ТС в сложных природных условиях, совершающий поездки в разное время суток, при неблагоприятной погоде

Специальный

Перевозчики опасных грузов, водители, рискующие столкнуться с угрозами катастроф, терактов

Справка. Для удобства учета в крупных компаниях с большим количеством работников, как правило, ведется 3 вида регистрационных журналов по БД:

  1. Вводный.
  2. Предрейсовый.
  3. Сезонный вместе со специальным.
     

Вводные

Водителю сообщают о характере перевозок, нормах загрузки транспорта, категории пассажиров, особенностях посадки-высадки людей. Рассказывают о типичных причинах ДТП, действиях в случае их возникновения, порядке вызова страхового агента на место происшествия.

Знакомят с правилами допуска к работе и прохождения медосмотра.

Журнал вводного инструктажа по БДД выглядит так:


 

Предрейсовые

Перед рейсом водителя информируют об особенностях маршрута, дорожных условиях, местах парковки/топливной заправки, наличии опасных участков дороги, объездных путей, а также о мерах обеспечения безопасности пассажиров.

Журнал регистрации предрейсового инструктажа водителей по БДД образец выглядит так:

https://pgub.ru/wp-content/uploads/2019/10/pravila-zapolneniya-zhurnala-registratsii-instruktazha-voditelej-predrejsovogo-vvodnogo-sezonnogo-o.png

На заметку. Если предрейсовый инструктаж проводится сразу для нескольких водителей, участвующих в рейсе, тематику можно указывать только для одного из них, поскольку содержание лекций является одинаковым для всех.

 

Сезонные

В программу весенне-летних инструктажей входит ознакомление водителей с особенностями езды во время ливней, таяния снегов, разлива рек, раскисания дорог (возникновения повышенной вероятности буксования).

Темами осенне-зимних инструктажей являются правила езды по обледеневшим трассам, во время снегопада, плохой видимости из-за тумана.

Водителей предупреждают также о повышенной опасности перевозок во время сезонных отпусков, школьных каникул.


 

Специальные

Такие инструктажи проводятся в экстренных ситуациях, а также при появлении новых приказов, касающихся транспортных перевозок и норм труда. Специальные занятия часто проводятся в дополнение к сезонным инструктажам, а их регистрационная документация, как правило, ведется совместно.
 

Как вести

Учетные журналы по БДД можно приобрести в онлайн-магазине «Товары и услуги по ОТ, экологии и пожарной безопасности», а также в магазине «Protector».

Образцы заполнения бланков можно бесплатно скачать на сайтах:

  • https://gosuchetnik.ru/shablony-i-formy/zhurnal-provedeniya-instruktazhey-s-voditelskim-sostavom-po-bezopasnosti-dvizheniya;
  • https://bdd-vsem.ru/dokumenty/;
  • https://belforma.net/бланки/Журнал/Журналы_учета_прохождения_водителями_вводного_предрейсового_сезонного_и_специального_инструктажей_по_безопасности/скачать_документ; 
  • https://market.yandex.ru/search?text=Комплект%20журналов%20по%20БДД&local-offers-first=0.

На сайте https://trans-otdel.ru/журнал-безопасность-перевозок-бдд/ можно купить полный набор документации, необходимой для организации работ по обеспечению БДД, или заказать разработку индивидуальных документов.
 

Кто должен вести

Журнал по проведению инструктажей с водительским составом по безопасности движения заполняет инструктор, проводивший занятия – к примеру, начальник автоколонны или инженер по ТБ и ОТ. Он ставит свою подпись на бланке после каждой проведенной беседы.

Разработкой формы журнала, контролем его заполнения занимается специальный сотрудник компании, назначенный ответственным за безопасность ДД и транспортных перевозок. Он контролирует подготовку водителей к выполнению рабочих заданий, следит за своевременным проведением занятий, принимает решение о допуске перевозчиков к рабочей поездке.
 

Когда вносить записи

Записи о проведении вводных инструктажей по БДД делаются в день проведения первичных занятий с новыми водителями.

Предрейсовый журнал заполняется перед первым рейсом по данному маршруту. Если перевозчик совершает разные поездки (в течение суток или ежедневно), инструктаж осуществляется перед каждым рейсом, а его проведение регистрируется.

Журналы сезонных инструктажей заполняются дважды в год, а специальных – после проведения соответствующих лекций.
 

Правила

Единой формы оформления журналов регистрации инструктажа по БДД нет. Их структуру разрабатывает сотрудник, занимающий должность ответственного за безопасность езды.

Однако существуют общие правила оформления такой документации:

  • на титульном листе необходимо указывать наименование организации, номера лицензии и регистрации, дату начала/завершения заполнения, ФИО ответственного за БДД;
  • в таблицах должны быть сведения о ТС, водителе и инструкторе, времени проведения занятий; записи заверяются личными подписями обоих лиц;
  • в журналах, заполняемых от руки, возможно исправление неверных данных – их перечеркивают, ставят отметку «исправлено», вносят достоверную информацию (ГОСТ 2.503-2013);
  • когда страницы заканчиваются, указывается дата закрытия документа; журнал подписывается с обратной стороны лицом, ответственным за БДД, заверяется печатью, сдается в архив.

Предупреждение. Если в таблице инструктажа нет подписи водителя, работника не допустят к поездке, поскольку считается, что он не прошел необходимой подготовки.

 

Какие сведения должны быть отражены

Как указывается в Приказе № 145, в учетном журнале БДД должны содержаться следующие сведения:

  • дата проведения каждого занятия;
  • вид инструктажа;
  • должность сотрудника, проводившего собеседование, его фамилия и инициалы;
  • личная подпись инструктора;
  • ФИО водителей, прошедших инструктаж;
  • подписи водителей.

По мере необходимости в таблицу вносятся сведения о категории, типах, марках транспортных средств, участке работы водителя в составе компании, номерах и содержании конкретных инструкций.
 

Можно ли вести в электронном виде

С 2022 года журналы по безопасности дорожной езды можно вести не только в бумажной форме, но и в виде электронного Excel-документа. При этом используются специальные компьютерные программы, разработанные для регистрации транспортной деятельности предприятий. Водители и инструкторы должны иметь личные электронные подписи (ЭЦП), изготовленные в соответствии с ФЗ-63 от 06.04.2011 г.
 

Хранение

Любую учетную документацию, содержащую информацию об инструктажах по безопасности грузовых и пассажирских перевозок, хранят в архивах компаний в течение 10 лет и более.

Руководители предприятий обязаны предоставлять регистрационные журналы представителям надзорных органов (ФБУ Ространснадзор, трудовой инспекции, судебным органам).

Информация может быть использована для оценки деятельности компаний, проверки  исполнения требований безопасности перевозок.

Старые журналы хранятся для контроля эффективности мероприятий по обеспечению БДД. Они могут быть использованы для сбора статистических данных, при оспаривании претензий к безопасности перевозок, осуществляемых компанией.
 

Ответственность за наличие

Ведение журналов по БДД подтверждает исполнение законов, должное внимание руководства предприятия к обязательным требованиям. Ответственность за наличие отчетной документации по обеспечению БДД несет руководитель компании.

Несоблюдение правил обеспечения БДД и требований к ведению регистрационных журналов является серьезным административным нарушением, за которое с компании могут взыскать штраф до 100 000 рублей.
 

Какие еще журналы могут понадобиться

Кроме журналов вводного, предрейсового, сезонного и специального инструктажа по БДД, компании могут понадобиться дополнительные документы, в которых регистрируется информация о событиях и деятельности, связанной с безопасностью перевозок.
 

Журнал медосмотров (предсменных, предрейсовых)

Здесь регистрируются типичные причины отстранения водителей от рабочих поездок, описывается воздействие опасных грузов на здоровье перевозчиков. Журнал заполняется медработником, на которого возложено проведение соответствующего освидетельствования.

Фиксируются следующие данные:

  • дата медосмотра, место его проведения;
  • ФИО и пол водителя;
  • дата рождения;
  • исследуемые показатели состояния здоровья (перечисляются отдельно);
  • заключение с подписью врача.
     

Журнал регистрации техсостояния ТС, их выпуска в рейс

Позволяет выявлять непроизводительные траты рабочего времени (отклонения от маршрута в личных интересах) по величине пробега и расходу топлива. Журнал используется для доказательства исправности ТС, выпускаемого в рейс, разрешения спорных ситуаций при выяснении причин ДТП.

Здесь регистрируются:

  • марка, тип, госномер автомобиля;
  • маршрут;
  • показания спидометра, уровня горючего в баке перед выездом в рейс и после возвращения;
  • время выезда на линию и проводимой проверки;
  • подпись мастера, проводившего ТО.
     

Журнал выдачи путевых листов

Используется для бухгалтерских расчетов, составления сметы расходов. В него записываются номер и дата оформления путевого листа, данные водителя, место доставки грузов или пассажиров, показания спидометра, номер ТС, ставятся подписи водителя, старшего диспетчера, бухгалтера компании.
 

Журнал учета нарушений ПДД

Его ведение позволяет повысить ответственность перевозчиков, избежать игнорирования правил дорожной езды. Здесь фиксируются:

  • персональные данные водителя, стаж его работы;
  • тип, марка, госномер ТС;
  • характер нарушения, время его совершения;
  • обстоятельства, приведшие к нарушению ПДД;
  • лицо, зафиксировавшее инцидент;
  • предпринятые меры (воспитательная беседа, порицание на общем собрании);
  • уплата штрафов.

Дополнение. При приеме водителей на работу многие предприятия заключают договор о материальной ответственности за нарушения правил дорожной езды и грузопассажирских перевозок. В нем указываются размеры штрафов.

 

Журнал учета проверок надзорных органов по БДД

Записи, сделанные в этом документе, могут пригодиться компании при обращении в суд по поводу оспаривания несправедливо наложенных штрафов. В журнал проверок включают такие данные:

  • дату создания журнала;
  • название и специфику предприятия;
  • ФИО руководителя и ответственного инструктора БДД;
  • дату и продолжительность проверки;
  • тип контроля (плановый/внеплановый), цель проведения;
  • дату получения заключительного акта;
  • перечень нарушений;
  • предписания по устранению недостатков;
  • ФИО контролера, его подпись.
     

Журнал регистрации водителей, отправляющихся в командировку

В таблице указывается дата инструктажа, ФИО водителя, маршрут и длительность командировки, марка и госномер авто, название/номер инструкции, ФИО и должность инструктора. Ставятся личные подписи обоих лиц.
 

Журнал учета ДТП

Его ведет ответственный за безопасность перевозок, в обязанности которого входит сверка данных о ДТП с результатами, фиксируемыми ГИБДД.

В этих журналах есть следующие графы:

  • номер карточки учета произошедшего ДТП (она оформляется согласно приказу № 328 МВД);
  • дата, время, место совершения ДТП;
  • вид транспортной аварии;
  • фамилия, инициалы водителя;
  • обстоятельства и условия, создавшие угрозу ДТП;
  • причины происшествия;
  • последствия аварии;
  • примечания, пояснения.
     

Журнал учета занятий по БДД

Указывается общий объем программы (в часах), продолжительность теоретических и практических занятий, а также сведения, полученные водителями во время каждого из них.

 

Все водители, работающие в организациях, использующих ТС для служебных или коммерческих перевозок, должны обязательно проходить инструктаж по безопасности езды. В противном случае они не допускаются к работе, а руководство компании и сотрудник, ответственный за БДД, наказываются крупным штрафом за нарушение требований закона.

Сведения о проведении первичного и последующих инструктажей фиксируются в специальных журналах, которые являются юридическими документами. Журналы заверяются печатями и подписями ответственных лиц. Их сохраняют как доказательство соблюдения законодательных предписаний, используют при выяснении причин ДТП и степени вины перевозчиков.
 

Вопрос-ответ

  • Нужно ли соблюдать хронологию записей в журнале БДД? Если в компании много водителей, их фамилии удобнее заносить в журнал по алфавиту, при этом хронология событий, как правило, нарушается.

Форма ведения журнала может быть произвольной. Поэтому его можно вести так, как удобно.
 

  • Должен ли быть ответственный за БДД в строительной организации, имеющей всего 4 машины? Нужно ли в этом случае вести журнал водительских инструктажей?

В Федеральном законе № 196 четко говорится, что такой специалист нужен всем организациям и ИП (без исключения), владеющим грузовым и пассажирским транспортом. Журнал заводится обязательно для составления отчетности и решения судебных споров.
 

  • Какие журналы инструктажей по БДД следует иметь, если в компании есть только один служебный автобус, используемый не для коммерческих целей, а исключительно для перевозки собственных сотрудников?

В этом случае можно завести один совмещенный журнал, в котором водитель должен расписываться после каждого инструктажа. В таблице должна быть указана дата заполнения, ФИО слушателя и ответственного за БДД. Фиксируется номер водительского удостоверения, результаты медосвидетельствования водителя (номер медсправки), проверки на трезвость.