Вводный инструктаж для водителей – информирование сотрудников, принимаемых на работу, об условиях труда, мерах безопасности в организации и при управлении транспортом.
Такой инструктаж проходят все водители.
Это требование содержится в Приказе Минтранса РФ № 145 от 30 апреля 2021 г. Согласно нормативному акту, транспортные компании, оказывающие услуги по грузоперевозкам и пассажироперевозкам, обязаны проводить для водителей вводные, предрейсовые, сезонные и специальные инструктажи по ТБ перевозок.
Вводный инструктаж для водителей по безопасности дорожного движения проводится на основании требований нормативных актов, приведенных в таблице.
Название документа |
Что регламентирует |
---|---|
Федеральный закон № 196 от 10 декабря 1995 г. (ст. 20) |
|
Приказ Минтранса РФ № 145 от 30 апреля 2021 г. |
Обязательность проведения инструктажей по ТБ перевозок для водителей транспортных предприятий с целью минимизации рисков возникновения ДТП |
Приказ Минтруда РФ № 871 от 09 декабря 2020 г. |
Общие требования техники безопасности к водителям при управлении ТС |
Приказ Министерства транспорта РФ № 7 от 15 января 2014 г. (п. 22) |
Запрет на допуск водителей к управлению автотранспортом без прохождения надлежащих инструктажей по ТБ дорожного движения |
Вводный инструктаж по БДД проводят, чтобы:
Вводный инструктаж по безопасности дорожного движения проводится для водителей, которые:
Требования обязательны для водителей-одиночек, частных предпринимателей и сотрудников транспортных предприятий.
Вводный инструктаж по БДД для водителей проводится единоразово при приеме нового сотрудника. Если в условиях труда работника происходят изменения, проводится специальный инструктаж по БДД.
Периодичность имеют такие инструктажи:
Руководителям и должностным лицам транспортных компаний запрещается допускать к управлению автотехникой водителей без прохождения соответствующих инструктажей. Пункт 5 ст. 12.31.1 КоАП РФ предусматривает штрафы за этот вид нарушения:
Если водитель отказывается от прохождения инструктажа, он отстраняется от работ на период отказа.
Проводить инструктирование сотрудников на предприятии по БДД может только специалист, прошедший профильное обучение и аттестацию знаний. Первичный инструктаж организовывается перед приемом нового водителя на работу (до подписания трудового договора).
Сотрудник, ответственный за проведение вводных инструктажей, назначается приказом директора компании. Обычно эту обязанность выполняет инженер по охране труда компании.
Ответственный сотрудник должен отвечать таким требованиям:
Штатный юрист транспортной компании ООО «ТрансЛогистГрупп» ответила на несколько вопросов о специалистах, проводящих инструктажи по ТБ и нормам охраны труда:
- Что делать небольшим транспортным компаниям, не имеющим возможности ввести отдельную должность инженера по ОТ, который бы занимался внедрением системы управления охраной труда на предприятии (СУОТ)?
- В малых компаниях обязанности по обучению наемного персонала основам БДД ложатся на директора. Один из ответственных сотрудников может выполнять обязанности инженера ОТ по совместительству с учетом дополнительной оплаты труда.
- Если лицо совмещает виды деятельности, к нему предъявляются такие же требования, как и к отдельному специалисту?
- Совершенно верно. Сотрудник перед принятием дополнительных обязательств проходит профильное обучение и аттестацию знаний.
Обязанности специалиста, отвечающего за проведение инструктажей по БДД:
Порядок принятия работника в штат транспортной компании следующий:
Инструктирование новых работников компании должно проводиться по разработанным инструкциям и программам обучения БДД и ОТ, утвержденным приказом директора организации.
Порядок разработки и содержания правил и инструкций по охране труда, которые разрабатываются работодателями, установлен приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 772н.
Разрабатывает текст учебных документов ответственный специалист или инженер по ОТ предприятия согласно действующим государственным стандартам, постановлениям Минтруда РФ и Минтранса РФ в сфере обеспечения охраны труда и соблюдения БДД.
Инструкции вводного инструктажа водителей разрабатываются на основе типовых инструкций, утвержденных Постановлением Минтруда РФ № 36 от 24.05.2002 г.
Шаблоны инструкций можно скачать бесплатно с официального портала Минтруда, добавить информацию и требования безопасности, индивидуальные для компании, подписать документ у руководства.
Пример инструкции:
Программа проведения вводного инструктажа по БДД включает темы, приведенные в таблице.
№ Темы |
Название |
---|---|
1 |
Общая ознакомительная информация о транспортной компании. Типы автомобилей в парке, число сотрудников, виды выполняемых работ. |
2 |
Правила безопасного использования автотехники |
3 |
Правила БДД |
4 |
Права потерпевших при ДТП, соответствующие договору ОСАГО перевозчика за нанесенный вред жизни, здоровью и имуществу пассажиров. Порядок действий пострадавших для возмещения причиненного вреда. |
5 |
Правила проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медосмотров. |
6 |
Правила проведения предрейсовых или предсменных техосмотров автомобилей |
7 |
Требования по загрузке ТС, пассажировместимость транспорта |
8 |
Статистические сводки об аварийности на маршрутах, по которым двигается транспорт компании, частые причины возникновения ДТП |
9 |
Правила поведения при ДТП. Самостоятельное документальное оформление полученных повреждений транспорта без участия представителей ГИБДД. |
10 |
Документы, которые должны быть в кабине водителя для подтверждения законности перевозок |
Тема № 1 включает:
В эту тему включена информация по безопасной эксплуатации транспорта:
Требования, включенные в Тему 3 программы инструктажа, регламентированы Постановлением Правительства РФ № 1640 от 08.10.2020. В список обязательных пунктов программы входят:
В тему № 4 входит информация о:
Программа вводного инструктажа по безопасности дорожного движения о проведении медосмотров включает информацию о:
К рассматриваемым вопросам темы относятся:
В теме № 7 изучают:
В инструктирование по статистике и профилактике ДТП входит:
Вводная инструкция по БДД для водителей о правилах поведения при ДТП содержит информацию о:
В тему включены:
Транспортные предприятия могут по своему усмотрению добавлять в программы вводных инструктажей дополнительную информацию, касающуюся БДД, минимизации рисков возникновения ДТП и направленную на повышение квалификации и профессионального мастерства водителя, принимаемого на работу.
В действующем законодательстве РФ не предусмотрено ограничений на расширение программ первичных инструктажей водителей.
При выборе дополнительной информации по инструктированию сотрудников, управляющих транспортом компании, можно ориентироваться на документ РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 «Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом», который был утвержден еще Министерством Автотранспорта РСФСР 20.01.1986 г.
Документ носит рекомендательный характер, а его положения не должны использоваться в противоречие требованиям Приказа Минтранса РФ № 145.
Проведение вводного инструктажа должно быть зафиксировано. Это нужно для подтверждения факта инструктирования водителя при приеме на работу, если предприятие ожидает проверка в сфере соблюдения требований безопасности труда. Согласно Правилам, утвержденным Приказом Минтранса № 145 от 30.04.2021 г., информация о прохождении инструктажей вносится в журнал учета инструктажей водителей.
Журнал ведется в свободном виде и не имеет установленной формы. Однако есть информация, которая обязательно должна в нем содержаться:
Журнал заполняется специалистом, ответственным за проведение обучения на предприятии. Если в компании инструктажами занимается несколько сотрудников, ведется только один журнал учета.
В отделе кадров предприятия должен храниться приказ руководителя «О проведении инструктажей по безопасности перевозок», в тексте которого указывается ФИО и должность ответственного сотрудника.
Журнал можно вести в электронном либо бумажном виде.
Пример титульного листа:
Для подготовки печатного варианта журнала учета можно использовать образец:
Электронная версия журнала создается по аналогии с бумажной, но с подписанием всех файлов цифровой подписью (требование Федерального Закона № 63 «Об электронной подписи» от 06.04.2011 г.).
Для специалиста компании, который регулярно использует в работе ЭЦП, формируется постоянный ключ на электронном носителе. Чтобы в цифровом журнале мог поставить подпись новый сотрудник, используется специальная сенсорная панель, где водитель расписывается так же, как на обычном листе бумаги.
Компьютерная программа распознает подпись в высоком разрешении, затем проводится регистрация записи о прохождении инструктажа в журнале.
Проведение вводных инструктажей для водителей направлено на снижение рисков производственного травматизма, возникновения аварий. Соблюдение всех правил ОТ и БДД обеспечивает не только безопасность труда водителей, но и других участников дорожного движения и пешеходов.