В Российском законодательстве присутствует емкое определение термина «безопасность дорожного движения». Под ПДД подразумевают совокупность мер, направленных на уменьшение количества аварий, их тяжести и последствий. Регулируют данную область специальные нормативно-правовые, а также законодательные акты. Благодаря действующим документам уполномоченные органы ведут учет дорожно-транспортных происшествий, следят за качеством дорожного полотна и других объектов транспортной системы, проводят технические и медицинские осмотры.
На заметку! Руководитель и должностные лица несут ответственность за обеспечение (соблюдение) БДД.
Основы правовой базы по безопасности дорожного движения регламентированы специальными подразделениями:
В Федеральных законах отображены требования к ИП, а также юридическим лицам, которые эксплуатирует транспортные средства. Согласно действующим требованиям, компаниям нужно проводить мероприятия по БДД, анализировать причины дорожно-транспортных происшествий, др.
В крупных организация должен присутствовать инженер по безопасности на дорогах. Занимать данную должность может только сотрудник, имеющий нужный уровень образования, навыки и умения. В его должностные обязанности входит аттестация водителей, составление инструкций и т.д. Установленные правила действуют и в отношении других участников трафика. Поэтому нужно знать, каким образом связаны дорожные условия и безопасность движения. Знание данной специфики позволит избежать аварий или заторов.
БДД – это многогранное понятие. Поскольку из-за нарушений ПДД может пострадать любой участник дорожного движения, установленные требования распространяются на всех пользователей транспортной системы. В их число входят:
При этом в качестве водителя может быть полноправный собственник транспортного средства или сотрудник автокомпании. В связи с этим положения нормативно-правовых актов распространяется и на должностных лиц. Руководители, которые допустили шофера к управлению машиной, несут ответственность перед другими категориями граждан.
Прежде всего БДД регламентируется Федеральными законами. В них описаны требования к ИП, а также юридическим лицам, которые эксплуатирует автомобили или выполняю коммерческие перевозки. Действующие документ:
Также существует дополнительный указ президента о безопасности дорожного движения № 711 от 15.06.98 г. Здесь указаны служебные обязанности и права инспекторов ГИБДД.
Помимо Федеральных законов, в России существуют и отдельные кодексы в сфере БДД. В разработанных актах содержится исчерпывающий перечень правонарушений, которые предусматривают административную или уголовную ответственность. Например, КОАП РФ, ГК, УК.
На заметку! Контролировать БДД призваны и приказы различных ведомств, в частности, Минтранса.
Важное место в законодательной базе занимают отдельные распоряжения: Постановление Правительства № 1090 от 23.10.1993 г. и Федеральный закон №196-ФЗ от 10.12.1995 г. В Российской Федерации юридическую силу имеют и национальные стандарты. Все они являются обязательными к исполнению. Важнейший нормативно-правовой акт, соответствующих Венской конвенции о дорожных сигналах и знаках, называется ГОСТ Р 52289-2004.
Регламентируют БДД и инструкции, а также инструктажи, внутренние постановления, др. Все требования и правила, относящиеся улучшению безопасности на дорогах, имеют стандартную форму. Благодаря этому вся документация составляется в соответствии с типовыми бланками.
Контроль за обеспечением БДД в России осуществляет Ространснадзор. Также данная деятельность вменена Правительству РФ, федеральным министерствам и ведомствам, административным субъектам. Структура государственного надзора трехуровневая и включает в себя несколько звеньев.
Правительственная комиссия – это высший уровень. Она координирует работу федеральных органов исполнительной власти, а также других уполномоченных органов. Периодичность контроля зависит от категории риска, к которому относится юрлицо или ИП. Осмотры со стороны государственного учреждения могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Помимо этого, выделяют документарные и невыездные проверки.
Виды проверок:
Для подтверждения контроля составляется приказ и акт. Результаты проверки заверяются документально.
Ответственность за соблюдение БДД возлагается на руководителя предприятия, а также назначенных должностных лиц. Вид и размер наказания определяется на основании тяжести нарушения и последствий, которые оно повлекло.
Неисполнение требований по обеспечению БДД влечет за собой штраф от 20 000 рублей для должностных лиц. От 30 000 рублей для ИП. От 50 000 рублей для юридических лиц. В некоторых случаях штрафные санкции достигают более 200 000 тысяч рублей.
Другие наказания:
Чтобы во врем проверки контролирующие органы не нашли нарушений, руководители должны понимать влияние дорожных условий на безопасность движения.
ДТП – это происшествие с участием как минимум одного транспортного средства, которое привело к порче имущества или нанесло вред здоровью людей. Данное определение содержится во 2 статье Федерального закона РФ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ. Законодатели выделяют несколько поводов, которые приводят к возникновению аварий.
Виды |
Описание кратко |
---|---|
Объективные |
Не зависят от водителя, его действий или состояния здоровья |
Субъективные |
Нарушения ПДД |
В большинстве случае ДТП возникают по субъективным причинам. Например, несоблюдение скоростного режима, выезд на встречную полосу или проезд на запрещающий сигнал светофора. Эксперты отмечают, что часто к авариям приводит большое число одновременно возникающих факторов.
На заметку! Около 80-90% случаев ДТП связаны с человеческим фактором.
Как отмечалось ранее на безопасность дорожного движения влияют объективные и субъективные факторы. Большое влияние на шанс возникновения ДТП оказывает состояние магистралей и трасс, исправность транспортного средства, наличие объектов транспортной системы (светофоров, знаков), погодные условия.
Субъективные факторы являются достаточно непредсказуемыми, поскольку зависят от всех участников дорожного движения. Во время перемещения автомобилей формируется единая цепочка взаимодействия. Например, «человек-дорога», «человек-машина» или «человек-дорога-машина».
Человеческий фактор по системе менеджмента безопасности движения представляет собой главный объект на дороге. Именно от действия и состояния человека зависит БДД, количество аварий, уровень травматизма, число летальных исходов. Поскольку дорожное движения – это зона повышенной ответственности, к его участникам предъявляют повышенные требования.
Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения, регулярно изучаются учеными, а также экспертами в области БДД. Опытным путем удалось выявить корреляцию между физиологическим/психологическим состоянием человека и риском возникновения аварии. Исследования показали, что «самыми опасными категориями водителей» являются:
При этом мужчины становится виновниками дорожно-транспортных происшествий намного чаще, нежели женщины. Данное явление обусловлено более осторожным поведением девушек на дороге и трезвой оценкой текущей ситуации.
На заметку! В старшей возрастной группе риск возникновения аварии многократно возрастает из-за естественных процессов: ухудшения зрения, моторных функций, др.
Профессиональная подготовка водителей – это залог БДД. На территории Российской Федерации обучение будущих участников дорожного движения производится в специализированных автошколах. Здесь проводятся лекции по основам безопасности на дорогах, изучаются ПДД и другие аспекты данной области. После прохождения курсов будущие водители должны сдать экзамен, который состоит из теоретической и практической части.
Практическая часть позволяет узнать, насколько хорошо человек усвоил программу обучения, умеет ли ориентироваться во внештатных ситуациях на дороге, насколько спокоен и выдержан. Во время практической части водитель демонстрирует свои умения и навыки по управлению транспортным средствам. После успешного прохождения экзамена, а также медицинской комиссии гражданин может получить водительского удостоверение. При этом в России установлены минимальные возрастные ограничения для водителей (минимум 18 лет).
На заметку! Считается, что оптимальный возраст водителя составляет 38-40 лет как для мужчин, так и женщин. Такие шоферы начинают рационально оценивать состояние на дороге, не совершают опасные маневры, а также мирно урегулируют конфликтные ситуации.
Важный фактор, влияющий на безопасность дорожного движения, – это здоровье водителя. Главным противопоказанием к управлению транспортным средством является алкогольное или наркотическое опьянение. Такое состояние одномоментно ухудшает как физическое, так и психическое состояние человека.
Медицинские факторы, которые негативно влияют на способность управлять транспортным средством:
Некоторые противопоказания существуют для людей, страдающих от ревматизма. Также было установлено, что люди с низким уровнем IQ на 20% чаще становились виновниками дорожно-транспортных происшествий.
К факторам риска относится и повышенная усталость, возникающая вследствие несоблюдения режима труда и отдыха. ВОЗ разработала оптимальные рекомендации по чередованию физической и интеллектуальной деятельности, а также полноценного сна, досуга. Это позволяет поддерживать организм в максимально продуктивной фазе, а также не допускать переутомления.
Если работа сверх нормы длится более 2 часов, шанс возникновения аварии возрастает в 2,5 раза. Особенно сильно на эти показатели влияет наличие монотонии – физиологического или психического состояния, характеризующегося сниженной работоспособностью. Симптомы расстройства возникают в ситуациях, когда водителю приходится сидеть за рулем более суток и при этом преодолевать однотипную местность.
Помимо этого, монотонию провоцируют идентичные сигналы, возбуждающие нервную систему. При таком синдроме у водителя наблюдается сонливость, заторможенность, др. Чтобы не допустить возникновение расстройства, нужно соблюдать режим отдыха и работы. Регулярно водитель должен делать остановки (примерно каждые 3 часа) и проводить за рулем не более 9 часов. Оптимальное время сна – не менее 7 часов.
Влияние технического состояния автомобиля на безопасность движения неоспоримо. Транспортные средства, которые находятся в эксплуатации должны соответствовать действующим требованиям. Для этого воитель должен регулярно проходить ТО. По результатам проверки всех систем, узлов и комплектующих производятся ремонтные работы.
Светотехника – это обязательный элемент любого транспортного средства. Согласно действующим нормативно-правовым актам, фары должны находится на расстоянии менее 500 мм по нижнему краю и не выше 1200 мм по верхнему. При этом они должны излучать желтый или белый свет как вблизи, так и вдаль.
На заметку! Отсутствие фар или их некорректная работа, а также неиспользование ночью увеличивает риск возникновения дорожно-транспортного происшествия в 3,4 раза.
Существенные загрязнения, изменяющие световой поток, повышают шансы в 2,1 раза.
Тормозная система обеспечивает своевременную остановку транспортного средства, а также позволяет поддерживать оптимальное расстояние между автомобилями. Действующие требования устанавливают, что время простой реакции (например, для остановки на красный свет) не должно превышать 0,6 секунды. При этом приводы должны срабатывать с точностью до миллисекунд:
Риск возникновения ДТП определяется тем, сколько времени необходимо для срабатывания тормозной системы.
На безопасность дорожного движения влияют и другие комплектующие транспортного средства: динамики, устойчивость, кабина. Помимо этого, значение имеют погодные условия, в том числе чистота воздуха. При недостатке кислорода водитель может терять концентрацию, что негативно сказывается на его способности управлять автомобилем.
Дорога – это фактор, который влияет на безопасность дорожного движения, обеспечивает беспрерывный трафик и работоспособность транспортных средств.
Элементы дороги их влияние на безопасность движения – важнейший элемент транспортной инфраструктуры. На дорогах с уклонами, которые чередуются с ровными трассами, крутыми поворотами, неоднородными покрытиями число дорожно-транспортных происшествий намного выше, чем на ровных магистралях.
При этом риск возникновения аварии увеличивается во время гололеда или при резкой смене метеорологических условий.
При ширине дорожного полотна в 3 метра лучше перемещаться на большом расстоянии. От 3,5 метров для двух полос – риск снижается.
На заметку! На новых дорогах устанавливают покрытие в 0,75 метров для разъезда. Они напоминают небольшие карманы справа в направлении движения.
На крутых поворотах, уклонах, дорогах с плохим обзором количество дорожно-транспортных происшествий. Шансы возникновения аварии резко повышаются, если на дороге в 1 км присутствует более 30 примыканий (съездов).
Все участники дорожного движения должны придерживаться установленного скоростного режима. Водителю запрещено превышать действующие ограничения, поскольку это увеличивает риск появления ДТП. В населенных пунктах разрешается движение автомобиля со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и велосипедных зонах, на дворовых территориях не более 20 км/ч.
Вне населенных пунктов эти показатели несколько увеличиваются (до 100 км/ч). Отдельные требования установлены для грузовых автомобилей.
Разметка, светофоры и дорожные знаки должны быть хорошо различимыми. Именно по ним водитель ориентируется на дороге, принимает решения согласно ситуации, а также др. Если светофоры или любые другие объекты транспортной инфраструктуры повреждены или находятся в неисправном состоянии, риск спровоцировать аварию становится намного больше.
Часто на дорогах возникает ситуация, когда прибывающий поток транспортных средств превышает пропускную способность участка. Из-за этого на городских трассах или магистралях возникают заторы, а также ДТП. Главная причина пробок – это лавинообразное повышение плотности потока автомобилей, городских машин, др.
Также заторы могут возникать вследствие ремонтных работ дорожного полотна, неправильной конструкции развязок, несогласованных действий светофорных, иных объектов.
Погодные условия влияют на безопасность дорожного движения, а также здоровье людей. Езда в солнечный и теплый день будет значительно отличаться от движения в снегопад или сильный туман. Неблагоприятные метеорологические явления существенно затрудняют вождение транспортного средства и часто провоцируют ДТП.
На заметку! Ухудшение погодных условий несет опасность для водителей и других участников дорожного движения.
Не всегда соблюдение ПДД обеспечивает отсутствие дорожно-транспортных происшествий, заторов или других внештатных ситуаций. Как отмечалось ранее, управление транспортным средством – это зона повышенной опасности. Невозможно на 100% спрогнозировать действия всех участников ДД, однако при соблюдении установленных требований риски возникновения аварий минимальны.
Существует несколько рекомендаций, которые позволяют избежать ДТП:
Помимо этого, не следует пользоваться за рулем мобильным телефоном или любыми другими предметами, не относящимися к вождению. Также не нужно провоцировать других водителей к агрессивной езде.
Если при внештатной ситуации на дороге возникли последствия – нанесен материальный ущерб, травмированы или искалечены другие люди, виновник привлекается к ответственности. По этой причине основные споры при аварии разворачиваются вокруг вопроса, кто спровоцировал дорожно-транспортное происшествие.
На заметку! Доказательством виновности (невиновности) служат выводы лиц, которые занимаются расследованием.
Оспаривание вынесенного решения происходит в судебных органах. Для отстаивания собственной позиции лучше всего обратиться за помощью к юристу или адвокату. Также нужно контролировать действия уполномоченных сотрудников при фиксации ДТП.
Другие действия:
Если в машине находился видеорегистратор, его нужно прикрепить к материалам дела.
Безопасность дорожного движения – это среда, в которой отсутствуют нарушения действующих правил и требований. Для достижения поставленных целей был разработан ряд нормативно-правовых и законодательных актов. На БДД влияет как техническое состояние транспортного средства, так и ряд других факторов.
В большинстве случае ДТП возникают по субъективным причинам. Например, несоблюдение скоростного режима, выезд на встречную полосу или проезд на запрещающий сигнал светофора. Эксперты отмечают, что часто к авариям приводит большое число одновременно возникающих факторов.