Мы работаем по всей России

Консультация
Заполните форму и мы вам перезвоним
Имя
Телефон

Тушение пожаров в образовательных учреждениях

Требования

Во всех общественных местах должны соблюдаться правила пожарной безопасности. Особенно это касается учебных заведений. Если возникнет чрезвычайная ситуация, то пострадают не только преподаватели, но и дети.

Под образовательным учреждением принято подразумевать некоммерческую организацию, созданную с целью образовательного процесса. Для обучения граждан осуществляется реализация установленным программ. Учредителем ОУ может стать как коммерческая организация, так и физическое лицо.

Внимание! К образовательным учреждениям относятся школы, техникумы, институты, ВУЗы детские сады и т.д.

Согласно действующим нормативным документам, образовательным учреждениям присваиваются следующие классы пожарной опасности: Ф 1.1 – дошкольные организации, Ф 4.1 – организации дополнительного образования детей.

О правилах пожарной безопасности, которые должны соблюдаться на территории общеобразовательного учреждения, говорится в следующих нормативно-правовых актах:

  1. Федеральный закон №123.
  2. СП 1.13130.2020. Устанавливает требования к системам противопожарной защиты, а также эвакуационным выходам.
  3. Постановление Правительства №390 от 25.04.2012 года.
  4. Постановление Правительства №1479 от 16.09.2020 года.
  5. СП 4.13130.2013. Устанавливает требования к конструктивным и объемно-планировочным решениям.
  6. СП 484.1311500.2020.

Действующими нормативно-правовыми актами определены общие требования пожарной безопасности. Перечислим их:

  1. На территории объекта защиты не должно быть легковоспламеняющегося мусора (сухие листья, бумага и т.д.). Собранную листву запрещено сжигать на территории школы.
  2. Все подъезды к зданию должны быть освобождены от машин и прочих препятствий.
  3. Если на территории объекта есть противопожарные пруды, то нужно следить за тем, в каком состоянии они находятся.
  4. Эвакуационные пути должны быть освобождены от препятствий.
  5. После каждого урока класс очищается от легковоспламеняемого мусора.
  6. В кабинете химии перед самым занятием включается вентиляция.
  7. Хранить легковоспламеняющиеся вещества можно исключительно в плотно закрытой таре.

Некоторые помещения образовательного учреждения отличаются пожароопасностью. Речь идет о кабинетах физики и химии. Перед проведением лабораторной работы преподаватель должен рассказать ученикам о правилах техники безопасности.

Согласно действующим нормативно-правовым актам, ответственность за обеспечение пожарной безопасности в образовательном учреждении несут руководители, а также замещающие их лица.

Перечислим обязанности руководителей ОУ:

  1. Соблюдение требований пожарной безопасности, перечисленных в действующих нормативно-правовых актах.
  2. Обеспечение своевременного выполнения противопожарных мероприятий.
  3. Назначение одного из сотрудников на должность ответственного за обеспечение ПБ.
  4. Обеспечение своевременного технического обслуживания автоматических установок пожаротушения, а также СПС.
  5. Обеспечение соблюдения противопожарного режима всеми подчиненными.
  6. Утверждение документов по пожарной безопасности.
  7. Разработка и утверждение плана эвакуации.
  8. Разработка памяток и инструкций для сотрудников, посетителей.
  9. Размещение на территории объекта средств пожаротушения.
  10. Контроль за соблюдением противопожарного режима арендаторами.
  11. Привлечение к ответственности лиц, нарушивших правила пожарной безопасности в стенах школы.

В любом образовательном учреждении должен быть сотрудник, который отвечает за обеспечение пожарной безопасности. В его обязанности входит – проведение инструктажей для подчиненных, содержание первичных средств пожаротушения в рабочем состоянии, разработка некоторых документов и т.д.
 

Конструкционные

В школах, детских садах, больницах пожарная безопасность определяется эвакуационными путями. Если не предусмотреть в здании аварийные выходы, то его не позволят ввести в эксплуатацию.

План эвакуации должен висеть на каждом этаже здания. На нем обозначаются лестничные клетки, выходы, пожарные щиты, тревожные кнопки и т.д.

Внимание! План эвакуации – это документ, который включает как текстовую часть, так и визуальную.

Требования к эвакуационным путям:

  1. Ширина лестничного марша не должна быть менее 1,35 м.
  2. Помещения, в которых пребывает более 10 человек, оснащаются несколькими выходами.
  3. Ширина лестничных площадок не должна быть уже ширины марша.
  4. На каждом этаже здания должно быть не менее двух эвакуационных выходов.
  5. Ширина горизонтальных участков эвакуационных маршрутов должна быть не менее 1,2 м.

Деревянные и металлические конструкции деформируются под воздействием высоких температур. Чтобы избежать их преждевременного разрушения, необходимо воспользоваться огнезащитными составами. Такое покрытие позволит конструкции дольше сопротивляться пламени.

Внимание! Необходимо периодически проверять, в каком состоянии находится огнезащитное покрытие.

 

Оснащение системами и средствами пожаротушения

В каждом образовательном учреждении должна быть пожарная сигнализация. Это устройство, которое реагирует на признаки возгорания на объекте. Элементами СПС являются датчики, которые активируются при обнаружении дыма, открытого пламени.

В школах рекомендуется устанавливать пожарную сигнализацию адресно-аналогового типа. Если на объекте случится пожар, то устройство позволит определить, в каком помещении он возник. Еще одним преимуществом данной СПС является самостоятельный анализ работы извещателей.

Есть несколько способов оповещения о пожаре:

  • голосовой (речевой) – тревога воспроизводится словами;
  • световой – подразумевают установку мигающих табло.

Внимание! Чтобы пожарная сигнализация всегда была в рабочем состоянии, нужно периодически проводить ее техническое обслуживание.

Также в школе должны быть размещены первичные средства пожаротушения. Речь идет о материалах, позволяющих ликвидировать возгорание на начальной стадии. За наличием и исправностью ПСП следит сотрудник, который был назначен на должность ответственного за обеспечение пожарной безопасности.

К первичным средствам пожаротушения относятся:

  1. Огнетушители. Это баллоны красного цвета, внутри которых находится огнетушащее вещество. Классификация огнетушителей осуществляется по следующим признакам: вид, характеристики, размер, назначение.
    Огнетушители бывают:
    - Передвижные. Оснащаются специальной тележкой, которая позволяет доставить баллон к месту возгорания.
    - Переносные. Бывают разных видов и объемов.- 0Компактные. Размещаются в транспортных средствах.
  2. Пожарные краны. Размещается в небольшом металлическом ящике красного цвета. ПК состоит из:
    - клапана с вентилем;
    - пожарного рукава;
    - пожарного ствола.
    Пожарный кран – составляющая противопожарного водопровода.
  3. Противопожарное полотно. Плотная ткань, которую можно накинуть на пламя, чтобы перекрыть ему доступ к кислороду. Полотно изготавливают из асбеста, хлопка, стекловолокна или брезента.

Также существует инвентарь, который размещается на пожарном щите открытого или закрытого типа. К нему относится:

  • лом – используется при вскрытии дверных полотен и окон;
  • багор – позволяет растаскивать горящие конструкции;
  • комплекты, предназначенные для резки проводов;
  • штыковая лопата;
  • конусное ведро – позволяет донести огнетушащее вещество до места возгорания.

За наличие и исправность ПСП отвечает сотрудник, который обеспечивает пожарную безопасность на объекте.

Внимание! В школах должны быть средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД). 

 

Мероприятия

На объектах, предназначенных для обучения детей, проводятся мероприятия по пожарной безопасности. Перечислим их:

  1. Монтаж системы оповещения. Речь идет о пожарной сигнализации, которая способна выявить признаки возгорания на объекте.
  2. Размещение первичных средств пожаротушения. Речь идет о материалах, которые предназначены для ликвидации возгорания на начальной стадии. К ПСП относятся огнетушители, кошма, пожарный кран и т.д.
  3. Размещение плана эвакуации. Он должен быть на каждом этаже здания.
  4. Установка тревожной системы. Она отвечает за оповещение людей, находящихся в здании, о возгорании.
  5. Размещение знаков ПБ. Их наличие обязательно для эвакуационных путей.
  6. Эвакуационные пути. Все маршруты должны быть в рабочем состоянии. Для эвакуационных путей недопустимо наличие препятствий.
  7. Размещение плакатов. Они напоминают сотрудникам о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности на объекте.
  8. Проведение противопожарных инструктажей. На занятиях сотрудникам рассказывают о правилах пожарной безопасности, учат пользоваться первичными средствами пожаротушения и т.д. Прочитать лекцию может сотрудник, который был назначен на должность ответственного за обеспечение ПБ.

Ответственность за проведение перечисленных мероприятий несет директор образовательного учреждения, а также его заместители.

Противопожарные инструктажи нужно проводить для всех сотрудников образовательного учреждения. На занятиях работники изучают:

  • правила содержания зданий и сооружений, а также прилегающих к ним территорий;
  • нормы пожарной безопасности, которые нужно соблюдать на рабочем месте;
  • правила пользования первичными средствами пожаротушения;
  • мероприятия по пожарной безопасности в процессе эксплуатации оборудования;
  • какие действие необходимо предпринять при возгорании.

Обязанность по организации занятий лежит на плечах работодателя. Если он проигнорирует это требование, то будет вынужден нести ответственность. О размерах штрафов подробнее говорится в КоАП РФ.

Виды противопожарных инструктажей:

  1. Вводный. Проводится для всех вновь принятых сотрудников. Прочитать лекцию может работник, который отвечает за ПБ на объекте. Заканчивается инструктаж отработкой знаний на практике. Для проведения занятия необходимо выделить помещение, в котором развешиваются плакаты и прочие наглядные пособия.
  2. Первичный. Проводится сразу после вводного на рабочем месте. Сотрудникам рассказывают, какие правила пожарной безопасности нужно соблюдать, чтобы не допустить возгорания. Провести занятие может сотрудник, который отвечает за ПБ на объекте. Он же занимается разработкой программы инструктажа.
  3. Повторный. Позволяет выяснить, усвоили ли сотрудники знания, полученные на предыдущих инструктажах. Периодичность проведения: 1 раз в 6 месяцев.
  4. Внеплановый. Проводится в следующих случаях:
    - в силу вступили новые нормативные документы, которые регулируют сферу ПБ;
    - сотрудники нарушили правила пожарной безопасности, что спровоцировало возгорание;
    - сотрудники контролирующих органов выявили нарушения требований пожарной безопасности на объекте.
  5. Целевой. Его организация необходима перед проведением массового мероприятия, в котором участвуют более 50 человек.

Для учета проведения перечисленных инструктажей заводится соответствующий журнал. Его можно вести как в бумажном, так и в электронном виде. Во втором случае потребуется оформить ЭЦП.
 

Обучение детей поведению при пожаре

Согласно действующим нормативно-правовым актам, детей необходимо обучать правилам поведения во время возникновения возгорания. Посещать противопожарные инструктажи они начинают уже в школе. Первичное занятие проводится таким образом, чтобы все ребята усвоили информацию.

Внимание! Для малышей занятия проводятся в игровой форме. Доказано, что это позволяет им лучше воспринимать новые знания.

До школьников нужно донести следующие сведения:

  • правила обращения с электроприборами;
  • запрет на использование спичек;
  • нельзя играть возле открытого пламени;
  • запрещено сушить одежду над электрическими приборами или костром;
  • при обнаружении признаков возгорания нужно доложить об этом взрослым или позвонить в пожарную охрану;
  • костры разводятся исключительно в присутствии взрослых.

Отдельно ученикам нужно рассказать о правилах пожарной безопасности, которые подлежат соблюдению в стенах школы. Перечислим их:

  • правила пользования первичными средствами пожаротушения (огнетушители, пожарные краны и т.д.);
  • углубленные знания эксплуатации электроприборов;
  • способы и правила спасения других детей;
  • доводятся сведения об особенностях материалов, склонных к воспламенению.

Для ребят, окончивших начальную школу, проводятся практические занятия. На них они узнают о правилах эвакуации во время возгорания, а также учатся пользоваться первичными средствами пожаротушения.

Ученик выпускных классов должен знать:

  • где находятся первичные средства пожаротушения;
  • как правильно использовать ПСП;
  • какие меры принимаются для предотвращения возгорания на объекте;
  • как реагировать на первые признаки возгорания;
  • каким образом можно обесточить электроприборы;
  • как оказать первую помощь пострадавшим;
  • как правильно тушить различные вещества (например, электрические приборы, которые находятся под напряжением);
  • порядок оповещения пожарного подразделения о возникновении возгорания.

Внимание! Результаты противопожарных инструктажей в обязательном порядке заносятся в соответствующий журнал учета.

 

Ответственность

За нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена ответственность. Она бывает нескольких видов:

  1. Дисциплинарная. Применяется работодателем нарушителя за совершение им дисциплинарного проступка. Наказанием может служить замечание, выговор, увольнение.
  2. Административная. Наказанием может служить:
    - предупреждение;
    - наложение штрафа: для граждан – от 2000 до 5000 рублей, для должностных лиц – от 6000 до 50 000 рублей, для ИП – от 20 до 60 тыс. рублей, для юридических лиц – от 150 000 до 1 млн. рублей;
    - приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  3. Уголовная. К такой ответственности привлекают в случае уничтожения чужого имущества или нанесения вреда здоровью граждан.

Выявить нарушение требований ПБ на объекте могут сотрудники контролирующих органов при проведении плановых или внеплановых проверок. О последних они предупреждают за сутки до визита.
 

Требования к пожаротушению

Тушение пожаров в учебных заведениях – не редкость. Причины их возникновения:

  • курение в непредназначенных для этого местах;
  • шалости с огнем;
  • перегрузки в электросетях;
  • оставление без присмотра электроприборов, включенных в сеть;
  • хранение в помещениях легковоспламеняющихся жидкостей и т.д.

Руководитель должен пресекать нарушение правил пожарной безопасности сотрудниками образовательного учреждения.
 

Сложность пожаротушения в детских учреждениях

У сотрудников МЧС возникают трудности с ликвидацией возгораний в детских учреждениях. Перечислим их:

  1. Маленькие дети не всегда покидают горящее помещение самостоятельно.
  2. Малыши часто паникуют. Они могут не услышать требование педагога.
  3. Для зданий характерна сложная планировка.
     

Тактика тушения

Сотрудники МЧС берут в учет тот факт, что в здании могут находиться дети, которые не способны передвигаться самостоятельно. Это сказывается на тактике тушения возгорания.
 

Разведка

Ликвидация пожара в школе, интернате, детском саду начинается с разведки. Сотрудник МЧС оценивает, в каком состоянии находятся коридоры, по которым можно вывести людей из здания.
 

Эвакуация детей и персонала

Взрослые и дети, которые находятся в горящем здании, должны эвакуироваться по заранее разработанному плану. Если покинуть помещение не представляется возможным, то пожарные принимают необходимые меры. Они используют специальные рукава и веревки.
 

Ликвидация пожара

Для ликвидации возгораний в образовательных учреждениях используется вода. В подсобках можно применять огнетушители.
 

Основные пути эвакуации

Эвакуация детей и взрослых осуществляется по заранее утвержденным планам. Они висят на каждом этаже здания.

Внимание! Основными путями эвакуации считаются стационарные пожарные лестницы, а также лестничные клетки.

 

Основные средства пожаротушения

В образовательных учреждениях размещаются первичные средства пожаротушения. Речь идет об огнетушителях, пожарных кранах и т.д.

Внимание! Место, где размещен пожарный щит, должно быть отмечено на плане эвакуации.

 

Меры безопасности при пожаротушении

Тушение пожаров в школах требует соблюдения некоторых правил. Перечислим их:

  1. На всех этапах требуется поддерживать связь с сотрудниками учреждения.
  2. Необходимо узнать у сотрудников учреждения о том, выполнили ли они эвакуацию до прибытия огнеборцев.
  3. Уточняется точное количество учащихся, а также определяются места, где они могут находиться.
  4. Совместно с сотрудниками образовательного учреждения осуществляется эвакуация учеников.
  5. Проверяются укромные места, где могли спрятаться дети.
  6. Осуществляется пересчет детей, вызволенных из горящего здания.
     

Взаимодействие пожарных с персоналом

Один из сотрудников образовательного учреждения должен передать пожарным список учеников, которые на момент возникновения пожара находились в здании.
 

Заключение

Из статьи мы выяснили, как осуществляется тушение пожаров в образовательных учреждениях. Сотрудники МЧС проверяют все укромные места в здании, чтобы исключить факт пребывания детей на территории объекта. Только после этого огнеборцы приступают к ликвидации пламени.