Контролер техсостояния ТС – это сотрудник компании, отвечающий за исправность автотранспортных средств, используемых для грузопассажирских перевозок. Он проверяет работоспособность техники перед выпуском на маршрут и после возвращения из рейса, регистрирует поломки, возникающие в автомобильных системах. В его компетенции – разрешение или запрет эксплуатации грузовиков и автобусов, направление на ремонт или списание такой техники.
Должность, которую занимает специалист, называется именно «контролер техсостояния автотранспорта», а не «механик по выпуску ТС на линию» или «контролер по выпуску». Его обязанности шире, поскольку он решает все проблемы с организацией техосмотров, ведением путевой и учетной документации, касающейся использования ТС, отвечает за эффективность эксплуатации автопарка.
К достоинствам данной профессии относятся официальное оформление, наличие социальных гарантий, возможность совмещения с другой работой. Недостатками являются повышенная ответственность, необходимость постоянного знакомства с частыми изменениями законов, правил и требований транспортного законодательства.
О полномочиях и обязанностях контролера ТС говорится в таких законодательных актах:
Контролер технического состояния автотранспорта должен:
В соответствии с Приказом № 282 контролер техсостояния ТС должен:
К сотруднику, принимаемому на должность контролера ТС, предъявляются серьезные квалификационные требования. Он должен иметь образование не ниже среднего по специальности, соответствующей одному из вариантов:
В Приказе Минтранса № 9 говорится о том, что должность контролера техсостояния ТС должна быть в штатном расписании любой компании, владеющей грузовым или пассажирским транспортом. При этом неважно, используются ТС для служебных целей или для платных перевозок. Руководство должно выполнить все требования, предъявляемые к квалификации такого специалиста, издать Приказ о его назначении.
За отсутствие должности контролера ТС в штатном расписании или назначение специалиста, не имеющего нужной квалификации, виновные лица (например, начальник отдела кадров или ИП) наказываются штрафом в размере 20 000 рублей. С организации взыскивается 100 000 рублей (КоАП ст. 12.31.1.).
Пройти курс подготовки по профессии «Контролер техсостояния ТС» можно очно или дистанционно на специальных курсах.
Учебный центр |
Количество учебных часов |
Стоимость, рублей |
Тематика |
Форма обучения |
---|---|---|---|---|
«Энергия» https://bddpiter.ru |
256 |
1 000 |
|
Дистанционная |
«СТО» https://www.bibi78.ru/stati/statia-kontroler |
252 |
6 900 |
|
Дистанционная и очная |
«Транспортный консалтинг» https://trans-co.ru/?page_id=9924. |
256 |
10 000 |
|
Дистанционная |
Важно! Универсальных программ подготовки контролера ТС, механика, диспетчера, ответственного за БДД не существует. Это разные профессии. В небольших организациях допустимо совмещение подобных должностей, однако для оформления специалиста требуются отдельные дипломы по каждой профессии.
Аттестацией называется проверка профессиональной пригодности специалиста, оценка соответствия его квалификации требованиям законодательства.
Такая процедура проводится, если у претендента на должность имеется необходимое образование и требуемый опыт работы в данной сфере.
Аттестация бывает:
Целями аттестации являются:
Задачами аттестации являются:
Аттестация специалистов по БДД и техсостоянию транспорта осуществляется в территориальных отделениях УГАДН. В аттестационную комиссию входят представители местных подразделений «Росавтотранс», а также независимые эксперты научно-методических центров по БДД.
В функции аттестационной комиссии УГАДН входят:
Основными законодательными актами, регламентирующими проведение аттестации транспортных работников, являются:
Чтобы пройти аттестацию в УГАДН, необходимо зарегистрироваться на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс», открыть раздел «Обеспечение БДД».
Далее следует:
Уведомление о регистрации заявки приходит пользователю по электронной почте.
В пакет документов, необходимых для прохождения аттестации, входят:
Примечание. В некоторых территориальных подразделениях требуют предоставить справку с места работы и дополнительный документ, подтверждающий персональные данные заявителя, его трудовой стаж.
После регистрации заявки на сайте ФБУ «Роавтотранс» кандидату отправляют уведомление, в котором указывают время и место проведения аттестации.
Если кандидат на сдачу теста предоставит не все документы, или комиссия обнаружит расхождения сведений, то аттестация отменяется.
Тестирование проводится на русском языке.
На портале «Росавтотранс» размещаются билеты с экзаменационными вопросами. В каждом билете напечатано 3 варианта ответа. Необходимо выбрать правильный.
Тестовое задание включает в себя 20 вопросов по темам обеспечения безопасности автотранспортных перевозок и техэксплуатации ТС. Экзаменуемый должен ответить минимум на 18 вопросов, чтобы получить зачет. На прохождение теста отводится полчаса.
Сведения о прохождении аттестации, получении зачета или отказа регистрируются в протоколе комиссии.
Если тест пройден, сведения о работнике заносятся в «Реестр аттестованных специалистов» Росавтотранса. Этого достаточно для его оформления на подобную должность в любой организации. Комиссия принимает решение в течение 1 часа.
При получении отрицательного результата специалист может пересдать экзамен не ранее чем через 7 дней. Количество попыток не ограничивается.
Такой порядок аттестации действует с 01.01.2021 года.
Пояснение. В 2022 г. аттестация контролера технического состояния транспортных средств проводится непосредственно во время сдачи квалификационного экзамена в учебном центре. При оформлении специалиста на работу уровень его знаний проверяет ответственный по БДД и руководитель транспортного отдела.
После оформления на должность контролер ТС проходит 30-дневную стажировку, получает удостоверение. Каждые 3–6 месяцев для него проводится дополнительный инструктаж для ознакомления с новыми технологиями, оборудованием, документацией по БДД, ТБ, ОТ.
На сайте https://files.stroyinf.ru/Index2/1/4293722/4293722711.htm имеется учебно-методическое пособие для контролеров техсостояния ТС, которое можно скачать, использовать для повышения квалификации и подготовки к аттестации.
Порядок квалификационной проверки специалистов в области БДД утвержден Минтрансом в Приказе 283 (31.07.2020 г.). Перечень вопросов, по которым производится тестирование, согласуется с МВД.
В программу тестирования включается 300–400 вопросов, позволяющих выявить знание транспортного законодательства, оценить практические навыки в сфере эксплуатации ТС.
Ниже приведены основные темы и наиболее распространенные вопросы, по которым проводится тестирование транспортных специалистов.
Тема 1. Нормативная документация, работа по обеспечению БДД:
Тема 2. БДД при транспортировке пассажиров (в т. ч. детей):
Тема 3. Безопасность пассажирских перевозок (регулярных и по предварительным заказам):
Тема 4. Безопасность при автобусной перевозке детских групп:
Тема 5. Безопасность ДД при перевозке грузов:
Тема 6. Перевозка крупногабаритных, тяжелых, скоропортящихся грузов:
Тема 7. Перевозка опасных грузов по территории РФ:
Тема 8. Грузопассажирские перевозки в особых условиях:
Тема 9. Трудовое законодательство:
Тема 10. Охрана труда на автоторанспорте:
Тема 11. Технико-эксплуатационные характеристики ТС, механизмов погрузки-разгрузки, контейнеров и средств пакетной перевозки:
Тема 12. Правила допуска автотранспорта к эксплуатации:
Тема 13. Планирование, учет, анализ автоперевозок:
Тема 14. Административные нарушения в области дорожного движения и эксплуатации ТС, меры ответственности:
Скачать полный список тем и вопросов с 3–4 вариантами ответов можно на сайте Минтранса.
Чтобы просмотреть и скачать образцы тестовых билетов, рекомендуется зайти на страницы:
Чтобы подготовиться к аттестации, необходимо познакомиться с основными темами заданий.
На странице otdel.ru/аттестация-бдд-билеты-с-ответами/ имеется полный список тем и вопросов с правильными ответами (по каждой теме приводится 20–25 вопросов с 3–4 вариантами ответов). Нужно сделать правильный выбор самостоятельно или найти подсказку в интернете.
Билеты контролера технического состояния автотранспортных средств, составляемые аттестационной комиссией, содержат по 20 вопросов. Для получения зачета нужно правильно ответить хотя бы на 18.
Результаты проведения аттестации транспортных специалистов оформляются в виде специального листа УГАДН. Туда вносятся:
Аттестационный лист выдается в одном экземпляре, заверяется подписями председателя и членов комиссии, а также печатью.
Документ отсылается в отдел кадров компании-работодателя и хранится в личном деле данного сотрудника.
Кроме плановой аттестации (перед оформлением специалиста на должность контролера ТС или ответственного за БДД), в некоторых случаях проводится внеплановая оценка квалификации.
Поводами для проведения внеочередного тестирования контролера технического состояния транспорта, отвечающего за сохранность и безопасность эксплуатации ТС, могут быть:
К плюсам аттестации ответственных за транспортную безопасность и безаварийность езды можно отнести:
Многие транспортные специалисты считают, что у аттестации есть достаточно серьезные минусы:
Аттестация специалиста, отвечающего за эксплуатацию автомобилей, используемых для нужд компании или коммерческой перевозки пассажиров и различных грузов – это важная, ответственная процедура. Ее проводят перед принятием специалиста на работу, требующую хорошей профессиональной подготовки, особых знаний.
Квалификация претендента на должность контролера ТС или специалиста по БДД объективно оценивается независимыми экспертами аттестационной комиссии. В ходе подготовки к экзамену претендент внимательно изучает требования законов, нормативы по эксплуатации автотранспорта. Он знакомится с разнообразными способами решения транспортных проблем, актуальными требованиями к персоналу и обслуживанию ТС.
1. Если работник не имеет диплома по специальности «Контролер ТС», но фактически выполняет его обязанности в течение нескольких лет, можно ли принять его на эту должность без дополнительного обучения?
К сожалению, это невозможно. Правила разрешают принимать на такую должность только человека с профильным дипломом, прошедшего курс подготовки, успешно сдавшего экзамен.
2. Как быть, если в компании имеются автобусы, выезжающие в рейсы в разное время суток – не только днем, но и рано утром, поздно вечером, а часы работы контролера ТС 8.00–17.00? Кто должен проводить осмотр транспорта во внеурочные часы?
На таком предприятии необходимо иметь дежурного механика по предрейсовому, послерейсовому осмотру ТС, имеющего соответствующую квалификацию и опыт в оформлении документации.
3. Может ли человек работать по совмещению водителем, контролером техосмотра ТС и диспетчером?
Водитель может быть оформлен контролером, если у него есть диплом об образовании, требуемый стаж работы и необходимый уровень знаний.
Водитель не может быть диспетчером, поскольку в обязанности последнего входит постоянная координация работы всего водительского персонала. Совмещение невозможно согласно ст. 329 ТК РФ.