Мы работаем по всей России

Консультация
Заполните форму и мы вам перезвоним
Имя
Телефон

Аттестация контролера технического состояния автотранспортных средств в 2022 году приказ Минтранса о тесте и экзаменационные билеты

Особенности профессии контролера

Контролер техсостояния ТС – это сотрудник компании, отвечающий за исправность автотранспортных средств, используемых для грузопассажирских перевозок. Он проверяет работоспособность техники перед выпуском на маршрут и после возвращения из рейса, регистрирует поломки, возникающие в автомобильных системах. В его компетенции – разрешение или запрет  эксплуатации грузовиков и автобусов, направление на ремонт или списание такой техники.


 

Особенности должности

Должность, которую занимает специалист, называется именно «контролер техсостояния автотранспорта», а не «механик по выпуску ТС на линию» или «контролер по выпуску». Его обязанности шире, поскольку он решает все проблемы с организацией техосмотров, ведением путевой и учетной документации, касающейся использования ТС, отвечает за эффективность эксплуатации автопарка.

К достоинствам данной профессии относятся официальное оформление, наличие социальных гарантий, возможность совмещения с другой работой. Недостатками являются повышенная ответственность, необходимость постоянного знакомства с частыми изменениями законов, правил и требований транспортного законодательства.
 

Регламентация

О полномочиях и обязанностях контролера ТС говорится в таких законодательных актах:

  1. Федеральный закон о БДД (№ 196 от 10.12.1995 г.).
  2. Приказы Минтранса № 282 (от 31.07.2020 г.) и № 9 (от 15.01.2021 г.), касающиеся требований к подготовке ответственных специалистов и порядка предрейсового (предсменного) контроля техсостояния автотранспорта.
     

Обязанности

Контролер технического состояния автотранспорта должен:

  • проводить предрейсовую и послерейсовую проверку исправности автотранспортных средств, выпускаемых на линию; выявлять повреждения, выяснять причину их появления (нарушение ПДД, правил парковки);
  • заполнять путевые листы и заявки на ремонт ТС;
  • проверять состояние автомобилей после ремонта;
  • контролировать расходы топлива и вспомогательных материалов;
  • проводить инструктажи по безопасной эксплуатации ТС, предотвращению ДТП;
  • вести учетный журнал с записями показаний спидометров и уровня топлива в каждом автомобиле, выпускаемом на маршрут; выявлять превышение скорости, перерасход горючего (из-за нарушения правил езды, отклонения от маршрута, использования ТС не по назначению);
  • присутствовать на месте ДТП, происходящих с участием водителей компании, разбираться в причинах аварии, организовывать доставку пострадавшей техники к месту ремонта;
  • регистрировать все случаи ДТП в учетном журнале, ежемесячно сверять записи с данными ГИБДД;
  • контролировать исправность тахографов, соблюдение требований к их использованию для регистрации параметров езды;
  • организовывать охрану ТС на стоянках.
     

Требования

В соответствии с Приказом № 282 контролер техсостояния ТС должен:

  • знать конструктивные особенности грузовых и пассажирских автомобилей различных марок;
  • с максимальной ответственностью подходить к решению вопросов о допуске ТС к эксплуатации, следить за техсостоянием машин, отправляемых в рейс;
  • внимательно вести учет неисправностей ТС, знать порядок предрейсового и послерейсового контроля состояния автомобилей;
  • строго выполнять нормы и правила обследования ТС, установленные транспортным законодательством;
  • контролировать выполнение правил пожарной безопасности, нормативов ОТ в процессе обслуживания транспорта;
  • хорошо разбираться в правовой документации по БДД и эксплуатации транспорта.

К сотруднику, принимаемому на должность контролера ТС, предъявляются серьезные квалификационные требования. Он должен иметь образование не ниже среднего по специальности, соответствующей одному из вариантов:

  1. «Техническое обслуживание ТС» (группа 22.02.03). Требуется стаж работы по профилю не меньше 1 года.
  2. «Технология наземного транспорта» (укрупненная группа 23.00.00). Стаж должен быть не менее 3 лет.
  3. Любая другая специальность, не входящая в группу 23.00.00, при наличии дополнительного диплома о переподготовке (в сертифицированном учебном центре) и присвоении требуемой квалификации. В этом случае профильный рабочий стаж претенденту не нужен.
     

Обязательность наличия

В Приказе Минтранса № 9 говорится о том, что должность контролера техсостояния ТС должна быть в штатном расписании любой компании, владеющей грузовым или пассажирским транспортом. При этом неважно, используются ТС для служебных целей или для платных перевозок. Руководство должно выполнить все требования, предъявляемые к квалификации такого специалиста, издать Приказ о его назначении.
 

Ответственность

За отсутствие должности контролера ТС в штатном расписании или назначение специалиста, не имеющего нужной квалификации, виновные лица (например, начальник отдела кадров или ИП) наказываются штрафом в размере 20 000 рублей. С организации взыскивается 100 000 рублей (КоАП ст. 12.31.1.).
 

Обучение

Пройти курс подготовки по профессии «Контролер техсостояния ТС» можно очно или дистанционно на специальных курсах.

Учебный центр

Количество учебных часов

Стоимость, рублей

Тематика

Форма обучения

«Энергия» https://bddpiter.ru

256

1 000

  • Основы транспортного и трудового законодательства;
  • правила эксплуатации, техосмотра, ремонта ТС;
  • оформление документации о ДТП, порядок эвакуации авто;
  • требования ТБ, ОТ, пожаробезопасности.

Дистанционная

«СТО» https://www.bibi78.ru/stati/statia-kontroler

252

6 900

  • Основы БДД и техконтроля ТС;
  • ведение учетной документации и путевых листов;
  • правила техосмотра ТС, контроля работы автомобильных систем.

Дистанционная и очная

«Транспортный консалтинг» https://trans-co.ru/?page_id=9924.

256

10 000

  • Принципы диагностики и контроля различных систем автомобиля;
  • конструктивные особенности ТС;
  • использование запчастей, нормы расхода топлива;
  • охрана труда водителей, ТБ и противопожарная защита.

Дистанционная

Важно! Универсальных программ подготовки контролера ТС, механика, диспетчера, ответственного за БДД не существует. Это разные профессии. В небольших организациях допустимо совмещение подобных должностей, однако для оформления специалиста требуются отдельные дипломы по каждой профессии.

 

Что такое аттестация

Аттестацией называется проверка профессиональной пригодности специалиста, оценка  соответствия его квалификации требованиям законодательства.

Такая процедура проводится, если у претендента на должность имеется необходимое образование и требуемый опыт работы в данной сфере.

Аттестация бывает:

  • первичной (при назначении на должность, приеме на работу по совмещению, переходе в другую организацию);
  • периодической (для специалистов по безопасности автотранспортных перевозок частота проверки знаний – 1 раз в 5 лет).
     

Ее цели и задачи

Целями аттестации являются:

  • проверка знаний и опыта работы по профессии;
  • подтверждение осведомленности в законодательстве, касающемся требований к специалисту соответствующего профиля;
  • отбор квалифицированных работников, способных эффективно выполнять свои служебные обязанности.

Задачами аттестации являются:

  • проведение тестов, включающих широкий круг вопросов по соответствующей специальности;
  • выявление уровня знаний экзаменуемого работника;
  • выдача профессиональных рекомендаций и методических указаний.
     

Кто ее проводит

Аттестация специалистов по БДД и техсостоянию транспорта осуществляется в территориальных отделениях УГАДН. В аттестационную комиссию входят представители местных подразделений «Росавтотранс», а также независимые эксперты научно-методических центров по БДД.
 

Функции аттестующей организации

В функции аттестационной комиссии УГАДН входят:

  • собеседование с претендентом, проведение тестов по экзаменационным билетам;
  • оценка профессиональной пригодности кандидата на должность, связанную с БДД, эксплуатацией и обслуживанием автотранспорта;
  • вынесение решения «аттестован/не аттестован» по результатам независимого голосования членов комиссии;
  • оформление аттестационного листа, выдача удостоверения, подтверждающего профессиональную подготовку работника и предоставление ему должностных полномочий;
  • сообщение руководству предприятия, направившего специалиста на аттестацию, об уровне квалификации претендента на должность.
     

Нормативно-законодательная база

Основными законодательными актами, регламентирующими проведение аттестации транспортных работников, являются:

  1. Приказ № 13/11 (18. 04.1994 г.). До 2018 года он был основным документом, устанавливающим требования к проведению аттестации транспортных работников. Документ разработан совместно Минтрансом и Министерством труда.
  2. Приказ № 296 от 08.08.2018 г. (последняя редакция 07.2020 г.) – о порядке предрейсового и предсменного контроля. В нем говорится о необходимости проведения повторной аттестации не реже чем через 5 лет.
  3. Приказ № 282 (31.07.2020 г.) – о профессиональных и квалификационных требованиях к работникам, осуществляющим транспортные перевозки. Документ действует с 1 января 2021 г. по 1 января 2027 г., отменяет требования, изложенные в Приказе 287 (28.09.2015 г.).
     

Как пройти

Чтобы пройти аттестацию в УГАДН, необходимо зарегистрироваться на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс», открыть раздел «Обеспечение БДД».

Далее следует:

  • нажать на ссылку «Подать заявку на аттестацию», выбрать территориальное отделение УГАДН, ближайшее к месту работы или проживания;
  • изучить график заседаний аттестационной комиссии, выбрать удобную дату и время сдачи экзамена;
  • заполнить анкету и приложить копии документов, подтверждающих наличие образования и оплату госпошлины;
  • отправить заявку.

Уведомление о регистрации заявки приходит пользователю по электронной почте.
 

Необходимая документация

В пакет документов, необходимых для прохождения аттестации, входят:

  • диплом о среднем или высшем образовании в области эксплуатации и обслуживания грузопассажирских ТС;
  • диплом о среднем или высшем образовании по любой специальности плюс диплом о прохождении переподготовки по профессиям «контролер техсостояния ТС» или «специалист по БДД»;
  • российский паспорт;
  • заявление на проведение аттестации с указанием должности, на которую претендует специалист;
  • заявление о приеме на должность контролера ТС;
  • страховое свидетельство СНИЛС;
  • чек об уплате государственной пошлины (если аттестация не оплачивается работодателем);
  • копия трудовой книжки.

Примечание. В некоторых территориальных подразделениях требуют предоставить справку с места работы и дополнительный документ, подтверждающий персональные данные заявителя, его трудовой стаж.

 

Порядок проведения аттестации 

После регистрации заявки на сайте ФБУ «Роавтотранс» кандидату отправляют уведомление, в котором указывают время и место проведения аттестации.

Если кандидат на сдачу теста предоставит не все документы, или комиссия обнаружит расхождения сведений, то аттестация отменяется.

Тестирование проводится на русском языке.

На портале «Росавтотранс» размещаются билеты с экзаменационными вопросами. В каждом билете напечатано 3 варианта ответа. Необходимо выбрать правильный.

Тестовое задание включает в себя 20 вопросов по темам обеспечения безопасности автотранспортных перевозок и техэксплуатации ТС. Экзаменуемый должен ответить минимум на 18 вопросов, чтобы получить зачет. На прохождение теста отводится полчаса.

Сведения о прохождении аттестации, получении зачета или отказа регистрируются в протоколе комиссии.

Если тест пройден, сведения о работнике заносятся в «Реестр аттестованных специалистов» Росавтотранса. Этого достаточно для его оформления на подобную должность в любой организации. Комиссия принимает решение в течение 1 часа.

При получении отрицательного результата специалист может пересдать экзамен не ранее чем через 7 дней. Количество попыток не ограничивается.

Такой порядок аттестации действует с 01.01.2021 года.

Пояснение. В 2022 г. аттестация контролера технического состояния транспортных средств проводится непосредственно во время сдачи квалификационного экзамена в учебном центре. При оформлении специалиста на работу уровень его знаний проверяет ответственный по БДД и руководитель транспортного отдела.

После оформления на должность контролер ТС проходит 30-дневную стажировку, получает удостоверение. Каждые 3–6 месяцев для него проводится дополнительный инструктаж для ознакомления с новыми технологиями, оборудованием, документацией по БДД, ТБ, ОТ.

На сайте https://files.stroyinf.ru/Index2/1/4293722/4293722711.htm имеется учебно-методическое пособие для контролеров техсостояния ТС, которое можно скачать, использовать для повышения квалификации и подготовки к аттестации.

Порядок квалификационной проверки специалистов в области БДД утвержден Минтрансом в Приказе 283 (31.07.2020 г.). Перечень вопросов, по которым производится тестирование, согласуется с МВД.
 

Тесты, билеты, программы 

В программу тестирования включается 300–400 вопросов, позволяющих выявить знание транспортного законодательства, оценить практические навыки в сфере эксплуатации ТС. 

Ниже приведены основные темы и наиболее распространенные вопросы, по которым проводится тестирование транспортных специалистов.

Тема 1. Нормативная документация, работа по обеспечению БДД:

  • органы, осуществляющие анализ и устранение причин ДТП;
  • требования к юрлицам и ИП, владеющим автотранспортом;
  • категории авто, оснащаемых тахографами;
  • страхование ОСАГО для владельцев грузопассажирского транспорта;
  • должностные лица, отвечающие за выполнение требований БДД, правила назначения, основные обязанности;
  • лица, отвечающие за исправность ТС;
  • соблюдение норм труда/отдыха перевозчиков, периодичность проверок;
  • продолжительность работы шофера в течение недели;
  • длительность смены водителя при 5 и 6-дневной рабочей неделе;
  • учет рабочего времени перевозчиков.

Тема 2. БДД при транспортировке пассажиров (в т. ч. детей):

  • дальность пригородных рейсов;
  • виды перевозок, о которых говорится в Уставе автотранспорта;
  • значение термина «пассажир»;
  • ТС, относимые к категории М2;
  • типы автобусов, оборудуемых ремнями безопасности;
  • количество аптечек в междугородных автобусах кат. М3;
  • разрешение на перевозку пассажиров в кузове грузового ТС;
  • высота закрепления сидений грузовика, используемого для перевозки людей;
  • правила перевозки детей младше и старше 7 лет на заднем сиденьи легкового авто и в кабине грузового ТС;
  • оставление детей в машине во время стоянок;
  • оформление и сроки хранения путевых листов.

Тема 3. Безопасность пассажирских перевозок (регулярных и по предварительным заказам):

  • особенности организации регулярных автобусных перевозок, посадка/высадка пассажиров;
  • разрешение на регулярную транспортировку людей по маршрутам, пересекающимся с ж/д путями;
  • документация, которой компания-перевозчик обязана снабдить водителя;
  • правила размещения багажа в пассажирских междугородних ТС;
  • документация при осуществлении платных пассажирских перевозок;
  • организация маршрута регулярных рейсов, информация, размещаемая внутри ТС;
  • лицензирование пассажирских перевозок;
  • межрегиональные рейсы;
  • классы ТС по регулярной перевозке пассажиров и багажа;
  • реестры маршрутов в границах РФ;
  • особенности перевозки инвалидов;
  • объекты транспортной инфраструктуры;
  • обязанности перевозчиков, страхование ОСАГО.

Тема 4. Безопасность при автобусной перевозке детских групп:

  • требования к перевозке групп от 8 человек, организации экскурсионных поездок;
  • обязательные документы (в т. ч. при езде в колонне);
  • передача водителям копий договоров фрахтования, списков детей и сопровождающих лиц;
  • требования к водителям-перевозчикам;
  • разрешение на групповую автобусную перевозку малолетних пассажиров, организация сопровождения (в том числе медицинского);
  • наличие пищевых наборов в автобусах для детей;
  • правила допуска в подобные автобусы лиц, не включенных в списки;
  • извещение подразделений Госавтоинспекции о перевозке детских групп;
  • сроки подачи заявок на сопровождение автобусов патрульными машинами ГАИ.

Тема 5. Безопасность ДД при перевозке грузов:

  • предельная масса грузовых ТС и осевая нагрузка;
  • правила размещения и закрепления грузов в ТС и контейнерах, составление предварительной схемы;
  • критерии загрузки насыпных материалов;
  • правила транспортировки грузов в кузове (закрепления, компенсации сил, действующих по ходу движения и в обратном направлении);
  • крепежные средства, правила их применения.

Тема 6. Перевозка крупногабаритных, тяжелых, скоропортящихся грузов:

  • допустимость перевозки таких грузов организованными колоннами;
  • порядок использования предупредительных надписей о большой ширине или длине груза;
  • разработка плана движения по маршруту;
  • обеспечение БДД при перемещении ТС с крупногабаритными грузами (цвет маячков на сопровождающих машинах, способы обозначения крайних точек по длине и ширине);
  • действия, не допустимые при перевозке крупногабаритных грузов (отклонение от маршрута, превышение скорости, езда при смещении груза или движение при плохой видимости);
  • параметры, при которых груз считается крупногабаритным;
  • правила согласования маршрутов при транспортировке таких грузов;
  • выдача лицензий на перевозку скоропортящихся пищевых продуктов;
  • свидетельство о соответствии ТС международным нормам подобных перевозок, периодичность проверки, регионы действия соглашения.

Тема 7. Перевозка опасных грузов по территории РФ:

  • понятие «опасный груз», количество классов;
  • соблюдение требований европейского соглашения ДОПОГ;
  • классификационный код, группа упаковки грузов повышенной опасности;
  • разрешение на перевозку (когда требуется, какой орган выдает, на какой срок);
  • знаки и символы опасности, размещаемые на упаковках;
  • количество прицепов при перевозке таких грузов;
  • спецодежда и ИСЗ для водителей-перевозчиков опасных грузов (ДОПОГ);
  • транспортировка газов в баллонах;
  • виды ТС, на которые выдается свидетельство о перевозке опасных грузов;
  • объем топливных баков у таких машин;
  • место установки огнетушителей;
  • категории туннелей для проезда машин с опасными грузами.

Тема 8. Грузопассажирские перевозки в особых условиях:

  • «особые условия», оговоренные в Приказе Минтранса № 7;
  • движение транспорта по прямолинейным участкам с разным уклоном;
  • перевозка пассажиров по путям, пересекающим водные преграды;
  • проезд автобусов с пассажирами через ледовые переправы;
  • перемещение по наплавному мосту и другие виды опасной езды;
  • поездки в темное время суток или при плохой погоде;
  • особенности водных переправ;
  • радиус поворотных участков и виражей;
  • условия выдачи разрешения на перевозку пассажиров в «особых условиях»;
  • пассажирские ТС, не используемые в горной местности;
  • информирование водителей об опасных участках дороги;
  • регулярные перевозки пассажиров по маршрутам с участками расширений, разъездов.

Тема 9. Трудовое законодательство:

  • опорный правовой документ (Конституция РФ, КЗОТ, Трудовой или Гражданский кодекс);
  • госструктуры, регулирующие трудовые отношения;
  • срок действия коллективного договора;
  • категории работодателей, имеющих право разрабатывать ЛНА (локальные нормативные акты) о труде;
  • типы работодателей;
  • стороны трудового договора (ТД);
  • содержание и условия ТД с водителем;
  • случаи заключения срочного ТД;
  • условия выполнения работ, не входящих в ТД;
  • документ о трудовом стаже;
  • форма заключения ТД;
  • длительность испытательного срока;
  • принятие решения о необходимости переподготовки персонала;
  • документы для заключения ТД;
  • подтверждение стажа и квалификации работника;
  • госдокументы и органы, устанавливающие режимы труда-отдыха водителей ТС;
  • работа по совмещению (в транспортной сфере).

Тема 10. Охрана труда на автоторанспорте:

  • характер мероприятий по ОТ;
  • основной нормативный документ с требованиями ОТ;
  • вредные и опасные факторы при работе на ТС;
  • надзорный орган по ОТ;
  • расследование несчастных случаев (законодательные документы, сроки);
  • категории работников, которые должны знать и соблюдать нормы ОТ;
  • лицо, ответственное за организацию ОТ на предприятии;
  • виды инструктажей по ОТ;
  • сроки обучения руководства и персонала правилам ОТ;
  • условия создания соответствующей службы и должности специалиста ОТ;
  • лицо, отвечающее за санитарное и медобслуживание работников предприятия;
  • оценка условий труда (кто осуществляет, периодичность);
  • действия по отношению к водителю, появившемуся на работе в нетрезвом виде  (признаки опьянения, допустимая концентрация спирта в выдыхаемом воздухе);
  • меры предупреждения пожаров, действия транспортного персонала при обнаружении возгорания, разработка планов эвакуации.

Тема 11. Технико-эксплуатационные характеристики ТС, механизмов погрузки-разгрузки, контейнеров и средств пакетной перевозки:

  • что входит в понятие «внесение изменений в конструкцию ТС»;
  • аварийная тормозная система, ее предназначение;
  • «специализированные» и «специальные» ТС;
  • стояночная тормозная система;
  • понятие о типах транспортных средств;
  • оснащение грузовых и пассажирских ТС спутниковой навигационной аппаратурой;
  • категории грузовых, пассажирских ТС, транспорта повышенной проходимости согласно Техрегламенту 018/2011;
  • экологические классы ТС различных категорий;
  • установка опознавательных знаков «Перевозка детей», «Дети»;
  • особенности перевозки пассажиров в возрасте 6–16 лет (расположение в салоне, количество аптечек, окраска кузова ТС).              

Тема 12. Правила допуска автотранспорта к эксплуатации:

  • ответственные за безопасность ТС в период эксплуатации;
  • сроки регистрации машин в ГИБДД;
  • опознавательный знак на транспорт для перевозки массивных грузов;
  • показатели эффективности тормозных систем;
  • допустимые рабочие характеристики эксплуатации ТС; 
  • требования к установке шин;
  • параметры выбросов для ТС с бензиновым и дизельным двигателем;
  • понятие «экологический класс»;
  • нормы содержания СО в автомобилях кат. М и N;
  • допустимый уровень шума для грузовиков кат. N3;
  • неисправности, влияющие на безопасность эксплуатации ТС;
  • обязанности юрлиц и ИП по безаварийной эксплуатации грузовых/пассажирских ТС; 
  • документ для фиксации данных о техсостоянии ТС;
  • системы, которыми оснащается автотранспорт для перевозки крупногабаритных грузов.

Тема 13. Планирование, учет, анализ автоперевозок:

  • виды и цели планирования;
  • документация для учета сведений о  перевозках;
  • информация о работе автотранспортной компании, подлежащая учету;
  • типы объективной проверки производственной деятельности организации;
  • виды, порядок и способы анализа деятельности автотранспортного предприятия.

Тема 14. Административные нарушения в области дорожного движения и эксплуатации ТС, меры ответственности:

  • что такое административное нарушение;
  • привлечение к административной ответственности за превышение скорости движения на служебном ТС;
  • виды административной ответственности юрлиц;
  • максимальный срок лишения водительских прав для физлиц;
  • размер штрафования должностного лица, допустившего водителя к выезду в рейс без медосмотра;
  • меры наказания за нарушение порядка ведения предрейсового медосвидетельствования;
  • размер штрафа за выпуск на маршрут автомобиля с повышенной вредностью выхлопных газов или сверхнормативным уровнем шума;
  • штрафы за езду без тахографа или с неисправным прибором;
  • ответственность за несоблюдение требований о заключении договоров страхования;
  • наказание за использование автотранспорта, характеристики которого не соответствуют тем, что указаны в маршрутной карте;
  • штраф за превышение допустимой нагрузки на ТС;
  • административное наказание за невыполнение требований предрейсового контроля, работу без лицензии, несоблюдение правил перевозки в ночное время;
  • сроки оформления протокола и расследования административного нарушения.

Скачать полный список тем и вопросов с 3–4 вариантами ответов можно на сайте Минтранса.

Чтобы просмотреть и скачать образцы тестовых билетов, рекомендуется зайти на страницы:

  • https://testsmart.ru/oxrana/full/372;
  • https://trans-otdel.ru/аттестация-бдд-билеты-с-ответами/;
  • https://trs72.ru/attestatsiya/podgotovitsia-online/.
     

Как подготовиться к аттестации

Чтобы подготовиться к аттестации, необходимо познакомиться с основными темами заданий.

На странице otdel.ru/аттестация-бдд-билеты-с-ответами/ имеется полный список тем и вопросов с правильными ответами (по каждой теме приводится 20–25 вопросов с 3–4 вариантами ответов). Нужно сделать правильный выбор самостоятельно или найти подсказку в интернете.

Билеты контролера технического состояния автотранспортных средств, составляемые аттестационной комиссией, содержат по 20 вопросов. Для получения зачета нужно правильно ответить хотя бы на 18.
 

Правила оформления результатов аттестации

Результаты проведения аттестации транспортных специалистов оформляются в виде специального листа УГАДН. Туда вносятся:

  • заключение о выявленных знаниях;
  • комментарии членов аттестационной комиссии;
  • пожелания и предложения по дальнейшему повышению квалификации.

Аттестационный лист выдается в одном экземпляре, заверяется подписями председателя и членов комиссии, а также печатью.

Документ отсылается в отдел кадров компании-работодателя и хранится в личном деле данного сотрудника.

http://www.eduportal44.ru/npo/g/DocLib5/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/%D0%90%D0%9B_2015.jpg
 

В каких случаях проводится внеплановая аттестация

Кроме плановой аттестации (перед оформлением специалиста на должность контролера ТС или ответственного за БДД), в некоторых случаях проводится внеплановая оценка квалификации.

Поводами для проведения внеочередного тестирования контролера технического состояния транспорта, отвечающего за сохранность и безопасность эксплуатации ТС, могут быть:

  • грубое нарушение правил эксплуатации грузопассажирского транспорта и требований к состоянию техники;
  • крупная транспортная авария с участием водителей данного предприятия, нанесение значительного материального ущерба из-за повреждения пострадавших ТС;
  • ДТП с тяжелыми последствиями для людей (водителей, пассажиров, прохожих).
     

Плюсы и минусы аттестации

К плюсам аттестации ответственных за транспортную безопасность и безаварийность езды можно отнести:

  • обеспечение должного уровня профессиональных знаний сотрудников;
  • заострение внимания на самых важных моментах ответственной работы;
  • психологическая подготовка к выполнению разнообразных функций, от которых зависит материальное благополучие и репутация компании;
  • занесение в реестр аттестованных специалистов, расширяющее возможности хорошего трудоустройства.

Многие транспортные специалисты считают, что у аттестации есть достаточно серьезные минусы:

  • затрата времени на специальное обучение;
  • необходимость замены ответственного работника в период подготовки к аттестации и ее проведения, отвлечение сотрудника от решения неотложных проблем;
  • необходимость расхода дополнительных материальных средств.

 

Аттестация специалиста, отвечающего за эксплуатацию автомобилей, используемых для нужд компании или коммерческой перевозки пассажиров и различных грузов – это важная, ответственная процедура. Ее проводят перед принятием специалиста на работу, требующую хорошей профессиональной подготовки, особых знаний.

Квалификация претендента на должность контролера ТС или специалиста по БДД объективно оценивается независимыми экспертами аттестационной комиссии. В ходе подготовки к экзамену претендент внимательно изучает требования законов, нормативы по эксплуатации автотранспорта. Он знакомится с разнообразными способами решения транспортных проблем, актуальными требованиями к персоналу и обслуживанию ТС.
 

Вопрос-ответ

1. Если работник не имеет диплома по специальности «Контролер ТС», но фактически выполняет его обязанности в течение нескольких лет, можно ли принять его на эту должность без дополнительного обучения?

К сожалению, это невозможно. Правила разрешают принимать на такую должность только человека с профильным дипломом, прошедшего курс подготовки, успешно сдавшего экзамен.

2.  Как быть, если в компании имеются автобусы, выезжающие в рейсы в разное время суток – не  только днем, но и рано утром, поздно вечером, а часы работы контролера ТС 8.00–17.00? Кто должен проводить осмотр транспорта во внеурочные часы?  

На таком предприятии необходимо иметь дежурного механика по предрейсовому, послерейсовому осмотру ТС, имеющего соответствующую квалификацию и опыт в оформлении документации.

3.  Может ли человек работать по совмещению водителем, контролером техосмотра ТС и диспетчером?

Водитель может быть оформлен контролером, если у него есть диплом об образовании, требуемый стаж работы и необходимый уровень знаний.

Водитель не может быть диспетчером, поскольку в обязанности последнего входит постоянная координация работы всего водительского персонала. Совмещение невозможно согласно ст. 329 ТК РФ.