Мы работаем по всей России

Консультация
Заполните форму и мы вам перезвоним
Имя
Телефон

Техника безопасности в школе правила и процесс проведения инструктажей для обучающихся

Общие сведения

Инструктаж по ТБ – это комплексное мероприятие, которое проводится для ознакомления с правилами безопасного поведения в различных ситуациях. В программу для школьников включается обсуждение рисков, с которыми ученик может столкнуться во время занятий в кабинетах (химии, физики, труда), в спортзалах. Кроме того, детей предупреждают о любых угрозах, которые могут встретиться по дороге в школу, во время каникул, прогулок.

Инструктажи по ТБ в СОШ или интернате проводят:

  • в течение учебного года;
  • после реальных ЧП;
  • перед походом на экскурсию, проведением массовых мероприятий.


 

Цели проведения

Занятия по технике безопасности проводятся с целью предупреждения детей о возможных повседневных опасностях, а также выдачи рекомендаций, помогающих избежать печальных последствий.

Основная задача – моральная и психологическая подготовка ребят к негативным событиям. Инструктажи проводят на русском или национальном языке, для наглядности используют картинки и видео.

Одной из важнейших целей является предупреждение об угрозах терроризма и возможных встречах с криминальными элементами. Ребенок должен знать, куда обратиться в экстремальной ситуации, как связаться с органами правопорядка, работниками социальной службы.
 

Правила

За обеспечение ТБ и охраны труда в школе отвечает директор. Разработкой инструкций для учащихся разного возраста занимается специалист по ОТ.

При составлении пособий учитываются рекомендации Минтруда, МЧС, Министерства образования, а также требования ГОСТ 12.0.004-2015.

Скачать бесплатно образцы инструкций по ТБдля учащихся школ можжно здесь:

  • ohrana-tryda.com/instruktaji,
  • nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2019/07/10/sbornik-instruktazhey-po-tehnike-bezopasnosti-dlya,
  • school539.ru/Library/Bezopasnost/sbornik.pdf.

Инструктаж по технике безопасности в школе для учащихся проводит классный руководитель (или учитель-предметник), а при необходимости – приглашенный сотрудник МЧС, пожарной службы, центра «антитеррор» или полиции.

Инструкции хранятся у директора школы или специалиста по ОТ. Согласно Приказу Минкультуры N 558 в ред. от 04.02.2015 г., пособия, потерявшие актуальность, содержатся в архиве минимум 10 лет.

Педагог, проводивший инструктаж по ТБ, делает отметку в классном журнале. Если занятие организуется перед субботником или внешкольным мероприятием, сведения заносятся в специальный журнал инструктажей по ТБ. Ученики старше 8 класса должны расписаться в списке присутствовавших детей. Младшие школьники не обязаны этого делать.
 

Оформление в документации

В образовательном учреждении разрабатываются:

  1. Программы инструктажей по ТБ различной тематики (для учащихся начальных классов, для детей старшего возраста).
  2. Журналы инструктажей. На бланках в виде таблиц регистрируются:
    - имя, фамилия ребенка;
    - класс обучения;
    - № инструкции в школьном сборнике;
    - тема занятия;
    - дата проведения;
    - ФИО и подпись учителя.
  3. Локальное «Положение о проведении инструктажей по ТБ».
  4. Планы занятий (количество часов, график проведения).
  5. Приказы о назначении лиц, ответственных за обучение.

Примечание. Список локальных документов может быть более обширным. Например, в него могут входить отдельные программы по пожарной безопасности, проведению учебной эвакуации.

 

Ответственность

Согласно ст. 209 ТК РФ, руководитель любой организации обязан обеспечить охрану труда своих работников. Проведение инструктажей – это важная часть подобной деятельности. За отсутствие занятий по ТБ и требуемой документации несут ответственность директор школы и его заместитель (завуч).

Если педагог, которому доверено проведение инструктажей, халатно относится к данной обязанности, его могут наказать дисциплинарно (потребовать письменного объяснения, объявить выговор и даже уволить).

За нарушение требований к проведению инструктажей (ст. 5. 27.1 КоАП) директора могут наказать штрафом 2–5 тыс. руб. Из фонда школы придется уплатить штраф 50–80 тыс. руб. Надзорные проверки организуются Минобразования, а также МЧС, ГУ пожарной охраны.

В отдельных случаях (при расследовании ЧП с тяжелыми последствиями) ответственные лица могут подвергаться уголовному наказанию.
 

Виды инструктажей

Инструктажи по ТБ подразделяют на следующие виды:

  1. Вводный. Его проводит классный руководитель в первые дни учебного года. Детям рассказывают о правилах поведения в школе и общественных местах, о значении ТБ. Объясняют, какие угрозы могут возникнуть по дороге, как надо вести себя при езде на общественном транспорте, почему не стоит общаться с незнакомыми людьми.
  2. Первичный. Его проводят перед занятиями в кабинетах и лабораториях физики, химии, биологии, информатики, труда, а также на уроках физической культуры. Обучение проводят преподаватели соответствующих предметов, для малышей – классный руководитель. Учеников инструктируют на первом занятии по предмету.
  3. Повторный. Организуется в начале каждого полугодия, чтобы напомнить правила ТБ, предупредить об осторожности во время каникул, праздничных дней.
  4. Внеплановый. Проводится в случае возникновения ЧП с участием учеников школы, а также в связи с обострением социальной обстановки, повышением уровня террористической угрозы, при возникновении катастроф. Инструкторами бывают специалисты по ТБ, работники полиции или экстренных служб.
  5. Целевой. Организуется перед экскурсиями, турпоходами, субботниками, спортивными состязаниями. Занятия проводит классный руководитель или завуч.

В 2022 и 2023 гг. организация инструктажей по ТБ регламентируется:

  1. ТК РФ (ст. 209, 219, 225).
  2. Постановлением № 2464 Правительства РФ (от 24.12. 2021), раздел Х.
  3. Законом № 273-ФЗ («Об образовании») в ред. от 17.02.2023.
  4. № 436-ФЗ (о защите детей от информации, вредной для здоровья).
  5. Межгосударственным ГОСТом 12.0.004-2015.
  6. Совместным Постановлением Минтруда и Минобразования № 1/29 (ред. 30.11.2016).
  7. Приказом Росстандарта N 600-ст (от 09.06.2016) – о разработке программ безопасности.
  8. Приказом № 772н Минтруда от 29.10. 2021 (требования к разработке правил и инструкций по ОТ).
  9. СанПиН 2.4.3648-20 (санитарные требования  к обучению, воспитанию, отдыху, оздоровлению детей).
  10. СанПиН 1.2.3685-21 (нормативы обеспечения безопасности окружающей среды).
  11. Образовательным стандартом ФГОС.

На уроках ОБЖ проводятся инструктажи по различной тематике.
 

По правилам поведения на каждый день

Излагаются требования:

  • соблюдать ТБ на уроках;
  • не создавать травмоопасные ситуации (не прыгать через ступеньки, не бегать по коридорам, не толкаться при выходе из класса);
  • не покидать школьной территории без разрешения классного руководителя;
  • не открывать окна, не свешиваться из них, не залезать на подоконники;
  • не допускать конфликтных ситуаций, агрессивного поведения по отношению к учащимся и учителям. 

Запрещается приносить в школу колющие и острые предметы, горючие и токсические вещества, приводить посторонних людей.
 

О запрете пользования мобильными телефонами во время учебного процесса

На основании ФЗ № 273 и № 436 на территории школы не рекомендуется использование мобильных телефонов в личных или учебных целях.

Запрет способствует:

  • созданию более комфортных условий для учебы;
  • защите детей от пропаганды насилия и жестокости;
  • повышению дисциплины;
  • снижению вредного воздействия электромагнитного и радиочастотного облучения на ребят;
  • оздоровлению детской психики.

Как предписывают правила безопасности в школе для учащихся:

  • во время уроков недопустимо разговаривать по телефону, писать СМС, играть в компьютерные игры;
  • нельзя оставлять телефон на столе;
  • за сохранность и исправность устройства отвечает владелец.

Примечание. На переменах ребенок может:

  • звонить и отвечать на телефонные вызовы;
  • посылать СМС;
  • слушать музыку, пользуясь наушниками;
  • снимать фото и видео.

 

По правилам поведения на субботнике

Приводится перечень возможных рисков:

  • травмирование хозинвентарем, инструментами;
  • попадание пыли в глаза;
  • получение теплового удара;
  • порезы битым стеклом, проволокой, падения и ушибы;
  • возникновение аллергии на растения.

При выполнении работ необходимо:

  • пользоваться спецодеждой (халат, перчатки);
  • сообщать учителю о получении травм;
  • соблюдать правила гигиены.

Учащимся запрещается поднимать тяжести, заниматься уборкой санбытовых помещений, мыть светильники и окна.
 

По правилам поведения в обеденном зале

Предписывается:

  • мыть руки перед едой и после обеда;
  • входить-выходить спокойно, без толкотни (нельзя брать с собой портфели и ранцы);
  • не открывать форточки и окна;
  • принимать пищу, не торопясь (особенно горячую), не мешать товарищам, не толкаться, не ронять посуду;
  • не разговаривать и не отвлекаться во время еды.

Правила объясняются во время вводного инструктажа.
 

О сохранении личного имущества учащихся

Чтобы защитить вещи от порчи и кражи, требуется:

  • оставлять верхнюю одежду в охраняемом гардеробе, сдавать туда же пакет с уличной обувью, не оставлять в карманах ценности (часы, телефоны, деньги, документы);
  • приносить с собой спортивную одежду только в день занятий, не забывать ее в учебных кабинетах;
  • менять одежду перед уроками физкультуры только в раздевалке, вещи оставлять в шкафу, запираемом на ключ;
  • не сушить спортивную одежду и обувь в классе;
  • не приносить в школу дорогие вещи;
  • не оставлять личное имущество без присмотра.
     

По правилам безопасности в спортивном зале

В инструкции по ТБ на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой и другими видами спорта указывается, что:

  • в спортзал допускаются только учащиеся, одетые в спецформу и нескользящую обувь;
  • необходимо соблюдать требования гигиены, коротко стричь ногти на ногах и руках;
  • нельзя вносить в зал посторонние предметы;
  • обучающимся не разрешается передвигать оборудование, открывать без разрешения двери и окна (для проветривания);
  • упражнения можно выполнять только с подстраховкой, укладывая на пол чистые маты;
  • при игре в баскетбол, футбол следует избегать попадания мячом в голову;
  • перед выполнением гимнастических упражнений важно убедиться в отсутствии рядом других людей.
     

По электробезопасности

Содержатся указания:

  • соблюдать порядок подключения электроприборов в сеть (шнур питания подсоединяется вначале к прибору, потом к розетке, при отключении – наоборот);
  • отключать электротехнику от сети при выходе из комнаты, кабинета;
  • не трогать электрошнуры и приборы мокрыми руками;
  • не тянуть шнур при отключении от сети (чтобы не повредить и не устроить короткое замыкание);
  • не подходить к оголенным проводам;
  • не касаться металлических частей электронагревательного оборудования, подключенного к сети, не протирать приборы и розетки мокрой тряпкой;
  • не проникать в трансформаторные будки.

Предупреждение!  Нельзя касаться руками человека, которого бьет током. Провода отталкивают сухим предметом (палкой, стулом) из дерева или другого изоляционного материала. Вызывают «скорую», пострадавшему оказывают первую помощь.

 

По пожарной безопасности

Техника безопасности в школе для учащихся предполагает, в первую очередь, обучение детей  противопожарным требованиям и действиям.

Школьники старшего возраста должны знать, где располагаются огнетушители, песок и другие средства подавления огня, как ими пользоваться. Им сообщаются телефоны экстренных служб, план эвакуации.

В инструкции описываются следующие запреты:

  • внесение на школьную территорию горючих и взрывоопасных материалов;
  • курение, разжигание костров;
  • использование пиротехники;
  • участие детей в тушении пожара и спасении имущества.

При обнаружении возгорания нельзя:

  • устраивать сквозняки;
  • тушить электроприборы водой;
  • прятаться от огня под мебелью;
  • заходить в лифт (он может застрять, можно задохнуться от дыма).
     

По правилам безопасности при обращении с животными

Нельзя подходить к бесхозным кошкам и собакам, гладить их, кормить, приводить домой или в школу.

Опасно отбирать у животных игрушки и пищу, трогать  их во время еды и сна.

Собака может укусить, если забрать у нее щенков, одичавшие кошки могут бросаться на людей.

В сельской местности следует опасаться и других животных (петухов, гусей, домашний скот), нельзя подходить к ним без разрешения взрослых, пытаться погладить, кормить с рук.

Перед походом в зоопарк проводят дополнительный инструктаж о правилах поведения вблизи диких животных (не кормить, не дразнить, не заходить за ограждения возле вольеров).
 

По оказанию первой медицинской помощи пострадавшему

Школьники должны знать о местонахождении аптечек в кабинетах физики, химии, информатики, технологии, а также в мастерских, спортзале и фойе.

Во время инструктажа сообщаются действия по оказанию первой медпомощи при:

  • поражении током;
  • отравлении СО (угарным газом);
  • порезах и ушибах (обработка ран, наложение повязок, жгута, холодных компрессов);
  • термоожоге;
  • поражении кожи кислотами и щелочами (промывание нейтрализующими растворами, наложение повязок с лечебными мазями).

По правилам поведения, пожарной безопасности, сохранению материально-технической базы школы при проведении массовых мероприятий

В инструкциях по технике безопасности для учащихся в школе сообщается, что за безопасность и жизнь детей в процессе учебы и проведения школьных мероприятий отвечает классный руководитель.

Мероприятие не должно заканчиваться позднее 20.00.

Запрещается использование пиротехники, пожароопасных световых эффектов, присутствие посторонних людей на дискотеках.

Не разрешено курение, хождение по школе.

Требуется соблюдение санитарных норм.

Лишние стулья и столы в кабинете необходимо выносить в коридор, а не ставить друг на друга (чтобы они не упали, не ушибли детей, не сломались).

Нельзя открывать окна, портить школьное имущество.
 

По профилактике негативных ситуаций во дворе, на улицах, дома и общественных местах

Детей учат, что:

  • нужно держаться подальше от компаний, в которых практикуется употребление алкоголя, наркотиков, участие в азартных играх;
  • нельзя садиться в транспортное средство (автомобиль, мотоцикл) с посторонними людьми, брать что-либо у незнакомцев;
  • не следует выносить на улицу ценные вещи, демонстрировать мобильную технику, деньги;
  • запрещается прятаться в подвалах, залезать на крыши во время игры;
  • уходя из дома, важно сообщать взрослым направление движения, время возвращения, нужно договариваться о способах связи;
  • при встрече с хулиганами надо стараться убежать в людное место, громко звать на помощь.
     

О правилах поведения на катке, ледяной горке, а также во время гололедицы

Чтобы обезопасить себя от травм, следует:

  • на катке – носить ботинки на размер больше, туго шнуровать среднюю часть, оставляя свободной верхнюю, избегать столкновений с другими людьми;
  • на ледяной горке – не съезжать, стоя на ногах, не подниматься вверх по накатанному участку; спускаться поочередно, через небольшие промежутки времени, не задерживаться внизу;
  • во время гололедицы – при выходе из школы передвигаться по дорожкам, посыпанным песком, не проходить вблизи проезжей части улицы; выбирать безопасные места для игр.
     

По правилам поведения во время осенних каникул

Во время осенних каникул необходимо:

  • остерегаться гололеда, падения на скользких дорогах;
  • обходить стороной водоемы с первым тонким льдом;
  • соблюдать ПДД, учитывать возможное скольжение транспорта;
  • на улицах и в общественных местах вести себя спокойно, не играть острыми, колющими, взрывоопасными предметами;
  • не заниматься самолечением при простуде;
  • не находиться на улице после 22.00 без сопровождения родственников.

Ученикам 7–9 классов и старше важно объяснять, почему опасно курить, употреблять наркотики, алкоголь, нюхать токсичные вещества.
 

По правилам поведения во время зимних каникул

В зимний период особенно важно:

  • соблюдать ПДД и правила личной безопасности на льду, вблизи объектов с заснеженными крышами, обледеневшими карнизами, крупными сосульками;
  • избегать скользких дорожек, носить обувь с соответствующей подошвой;
  • не носить с собой колющих и режущих предметов, пожароопасных веществ, оружия;
  • правильно обращаться с отопительными электроприборами.

Нельзя употреблять алкоголь, наркотики, нюхать токсины, садиться за руль автомобиля (до 18 лет, не имея водительских прав и удостоверения).
 

По правилам поведения во время весенних каникул

Перед весенними каникулами детям напоминают, чем опасен период таянья льда и образования паводковых вод.

Особенную угрозу представляют:

  1. Использование зимних троп, проложенных по замерзшей поверхности водоемов. Тающий лед ломается, превращается в месиво, из которого невозможно выбраться.
  2. Нахождение на берегу близко от воды (существует риск обвалов прибрежных почв из-за  паводков).
  3. Приближение к ледяным заторам, катанье на льдинах или на лодках.

Кроме предупреждений об опасностях, связанных с таяньем весеннего льда, в инструкции говорится о правилах поведения в общественных местах, на дорогах.
 

По правилам поведения во время летних каникул

Перед летними каникулами детей инструктируют об общих правилах социального поведения, о необходимости соблюдения особой осторожности во время:

  • пребывания на море, купания в реках и других природных водоемах;
  • поездок без сопровождения взрослых.

Объясняется опасность игр с острыми и режущими предметами, подбирания незнакомых предметов на улице, общения с подозрительными людьми.

На заметку. Во время каникул ответственность за здоровье и жизнь детей несут их родители. Взрослые должны помнить, что ребенка нельзя привлекать к трудоемким и опасным работам. Важно контролировать его досуг, не оставлять без присмотра.

Во время инструктажа детям рассказывают, как надо вести себя, если потерялся:

  • на улице или в торговом центре – стоять на месте, обращаться за помощью, прежде всего, к людям с малыми детьми;
  • в метро – оставаться на той же станции, обратиться к работнику полиции или метрополитена, подойти к колонне SOS в центре зала, чтобы воспользоваться переговорным устройством;
  • во время прогулки в лесу (не покидать тропу, звонить по телефону, воспользоваться свистком), с собой всегда брать воду.
     

По правилам безопасного поведения на водоемах в осенне-зимний и весенний периоды

Главную опасность представляет пребывание на тонком льду.

Важно знать, что:

  • безопасной для перехода является толщина льда не менее 7 см, особенно рыхлый и тонкий слой бывает в местах спуска заводских сточных вод, а также возле кустов и камышей;
  • прочность покрова нельзя проверять, ударяя по нему ногой;
  • при групповом переходе по льду необходимо держаться друг от друга на расстоянии 5 м;
  • рюкзак должен висеть на одном плече, чтобы его было легче скинуть;
  • провалившись сквозь лед, следует широко раскинуть руки, чтобы удержаться на поверхности, выползать подальше от полыньи.

Выбравшись на берег, надо как можно скорее переодеться, согреться чаем.
 

По правилам безопасного поведения на воде летом

Обязательные требования:

  • купаться и нырять только в разрешенных местах, в присутствии взрослых;
  • делать перерыв между приемом пищи и погружением в воду;
  • рассчитывать свои силы, не заплывать за буйки, не приближаться к лодкам, баржам;
  • не топить друг друга в шутку;
  • находиться в холодной воде не дольше 6 минут.
     

По правилам безопасного поведения на дорогах и на транспорте

Ребенку следует:

  • выбирать для походов в школу наиболее безопасный маршрут (с минимумом дорожных переездов и уединенных мест);
  • не выходить на проезжую часть улицы, двигаться по правой стороне тротуара;
  • опасаться транспорта, выезжающего из дворов и ворот, а также удара дверью при проходе мимо стоящего автомобиля;
  • переходить дорогу по светофору, при движении посмотреть налево, в центре перехода – направо, убедиться в отсутствии приближающихся машин;
  • ожидать транспорта только на обозначенной остановке, соблюдать порядок при посадке и высадке.

Нельзя приближаться к собакам (бесхозным или идущим на поводке).
 

По безопасному поведению в общественном транспорте

При проведении инструктажа по ТБ в школе для учащихся важно подчеркнуть, что:

  • не стоит находиться в темноте на безлюдных остановках;
  • при подходе транспорта лучше стоять подальше, чтобы не толкнули под колеса;
  • избегать поездок в пустых вагонах, в крайнем случае, садиться ближе к водителю, возле кондуктора;
  • не рассматривать пристально пьяных или неадекватных пассажиров, отойти от них подальше;
  • не спать при езде, следить за своими вещами, не ходить по салону, держаться за поручни, не выглядывать из вагонов.
  • девочкам рекомендуется усаживаться рядом с женщинами.
     

По безопасному поведению на объектах ЖД-транспорта

Очень важно:

  • не подходить к рельсам ближе чем на 3–5 м;
  • пересекать пути, пользуясь переходными мостами и тоннелями или по настилам со специальным указателем;
  • следить за положением шлагбаума, сигнализацией, не перелезать пути под вагонами;
  • не играть на платформе, не бежать вдоль проходящего поезда;
  • совершать посадку или выход наружу только при полной остановке транспорта, аккуратно перешагивать через зазор между платформой и вагонной площадкой;
  • в поезде не стоять на подножках и в тамбурах;
  • в случае экстренного выхода остерегаться встречного поезда.
     

По правилам безопасности при поездках на автобусе

К поездкам в школьном автобусе допускаются только учащиеся и сопровождающие учителя.

Транспорт оборудуется табличкой «Дети», огнетушителем и аптечкой.

Количество пассажиров не превышает число сидячих мест.

Старшие дети занимают места в конце салона, младшие – ближе к водителю.

Важно соблюдать дисциплину, не отвлекать водителя криком и разговорами, не открывать окна и люки, спокойно входить в салон и выходить из него.

В случае пожара или аварии следует быстро, без толкотни покинуть автобус.
 

По правилам безопасности при обнаружении неизвестных пакетов и других вещей

Бесхозные предметы (сумки, вещи, свертки, коробки), обнаруженные на улице, в подъезде,  возле квартиры или машины, нельзя трогать, самостоятельно перемещать.  О находке следует сообщить сотруднику полиции (в транспорте – водителю).

Важно обращать внимание на шнур, изоленту, проволоку, натянутую поперек дороги (это может быть взрывное устройство).

Желательно запомнить людей, убегающих прочь от места находки (возможно, это террористы).

Нужно отойти на безопасное расстояние, предупредить других людей, позвонить в полицию или службу спасения.
 

По технике безопасности при угрозе терроризма

Правила следующие:

  • о возникновении подозрительной ситуации (агрессивном поведения людей, нахождении бесхозных вещей) немедленно докладывать учителям, родителям, работникам охраны или полиции;
  • быстро покинуть опасную территорию;
  • при стрельбе во время антитеррористических операций укрыться за деревом, зданием, забором, лечь на землю;
  • по возможности снять происходящее на телефон, оказать помощь пострадавшим, вызвать «скорую» и полицию.
     

По технике безопасности при похищении людей и захвате заложников

Рекомендуется не сообщать сведения о себе и своей семье незнакомым людям.

Избегать перемещения вдоль пустырей, свалок, стройплощадок, темных переулков, опасных мест.

Не подходить близко к движущимся машинам, не отвечать на вопросы, не соблазняться на предложения незнакомцев сесть в машину, принять подарки или угощения.

Обходить стороной подозрительные компании.

Пользоваться телефоном или другими устройствами связи с родителями.

Перед входом в подъезд и квартиру убедиться, что рядом нет посторонних людей.

Закрывать шторы на окнах после зажигания света (особенно при проживании на первом этаже). Покидая квартиру даже ненадолго, закрывать двери, окна, балконы, форточки.

В случае захвата:

  • не паниковать, не вступать в пререкания с похитителями;
  • не пытаться звонить по телефону, переговариваться с соседями;
  • в случае задержания на несколько дней не отказываться от еды и воды;
  • постараться запомнить приметы похитителей (внешность, возраст, одежда).
  • не доверять преступникам, в случае штурма со стороны органов правопорядка лечь на пол, закрыть голову руками, ждать освобождения.
     

О правилах поведения, чтобы не стать жертвой воровства и мошенничества

Не демонстрировать деньги и ценное имущество в окружении посторонних людей, не носить дорогие вещи и украшения в школу, на массовые общественные мероприятия.

Девочкам – держать сумочку перед собой, закрыв все молнии.

Мальчикам и девочкам – не класть телефоны и деньги в широкие карманы брюк.

Проявлять бдительность, если человек, стоящий сзади или сбоку, толкается, прижимается, пытается отвлечь внимание. Так поступают обычно воры-карманники.

Чтобы избежать мошенничества, нельзя:

  • доверять слишком привлекательной рекламе, нереально интересным предложениям по телефону или интернету;
  • делиться планами и персональной информацией со случайными знакомыми;
  • пытаться самостоятельно «разобраться» с обманщиками.
     

По технике безопасности при массовом скоплении людей

Инструктаж, прежде всего, касается старших подростков, самостоятельно посещающих митинги, демонстрации, карнавальные шествия.

Если мероприятия не разрешены властями, возможны стычки с полицией, применение водометов, слезоточивого газа, приспособлений для разгона толпы, задержание.

Для большей безопасности нужно запастись масками, водой, платком для защиты органов дыхания.

Нельзя брать на массовые мероприятия животных, объемные сумки, стеклянную посуду, дорогую фото-, видеоаппаратуру, крупную сумму денег, острые предметы, оружие.

Важно заранее знать варианты ухода, передвигаться ближе к краю толпы, избегать витрин, опасаться падения с высоты или с мостов. Нельзя поднимать упавшие предметы, находясь в массе людей.
 

По безопасному поведению при теракте

Находясь в местах наибольшего риска совершения терактов, важно контролировать обстановку, обращать внимание на поведение окружающих, интересоваться расположением входов и выходов.

Нежелательно пользоваться лифтом при экстренном покидании места происшествия (он может быть поврежден, скопление людей вызовет давку).

В первую очередь, нужно спасать свою жизнь, не думая об имуществе.

За помощью следует обращаться в полицию, в «скорую помощь».
 

Правила поведения, когда ты один дома, и общение по телефону

Правила такие:

  • не открывать дверь чужим людям;
  • не прятать ключ от квартиры в потайном месте;
  • не носить шнурок с ключом на шее, о потере немедленно извещать родителей;
  • не общаться по телефону с незнакомцами, не называть свой адрес и телефонный номер в присутствии посторонних;
  • избегать обсуждения подробностей жизни своей семьи, а также сообщения личной информации по телефону (ограничиваться ответами «да-нет»).
     

По охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций и правилам поведения во время экскурсий

Следует одеваться по сезону и погоде, брать только необходимые вещи и аптечку.

Во время турпоходов нельзя пить воду из природных источников (рек, прудов, подземных ключей). Следует брать с собой напитки в термосах и бутылках.

Нельзя собирать неизвестные растения, пробовать сомнительные ягоды, дикие фрукты (возможно отравление, расстройство кишечника).

Недопустимо ломать деревья, жечь костры, оставлять мусор на местах привалов.

Важно соблюдать правила ПДД.

При посещении объекта культуры (музея, выставки) или предприятия требуется вести себя сдержанно, внимательно слушать экскурсовода, не бегать, не разговаривать громко, не трогать предметы без разрешения.
 

Техника безопасности в различных кабинетах школы

В инструкциях по безопасности имеются разделы:

  1. Положение о допуске в предметные кабинеты учащихся 7–11 классов.
  2. Общие требования безопасности при обращении с электроприборами, химическими веществами, биопрепаратами, а также сведения о порядке ведения экспериментов.
  3. Требования ТБ перед началом практических занятий, в процессе и по окончании урока.
  4. Особенности обеспечения ТБ в аварийных ситуациях (порядок отключения приборов, устранения пламени, проветривания помещения).
     

Дополнительные

По мере надобности для школьников проводятся инструктажи:

  • по правилам поведения в период эпидемий, стихийных бедствий, экологических катастроф;
  • о соблюдении ТБ при посещении продленки и пришкольных лагерей отдыха;
  • о безопасности во время летней школьной практики и многие другие.

№№ инструкций

Сроки и частота  инструктажей

I

В начале учебного года и четверти

II

После летних каникул

III

Перед  мероприятиями

IV

1 раз в год

V

В начале учебного года. Повторно при возникновении инцидентов.

VI

4 раза в год

VII

4 раза в год

VIII

4 раза в год

IX

2 раза в год

X

1–2 раза в год

XI

Накануне мероприятия

XII

1 раз в год в сентябре

XIII

В начале зимы 1 раз

XIV

1 раз

XV

1 раз

XVI

1 раз

XVII

1 раз

XVIII

В начале и по окончании зимы

XIX

В начале лета

XX

1 раз

XXI

1 раз

XXII

1 раз

XXIII

1 раз

XXIV

 

XXV

1 раз

XXVI

1 раз

XXVII

1 раз

XXVIII

1 раз

XXIX

В начале учебного года или после  реальных актов терроризма

XXX

1 раз

XXXI

Перед походом (экскурсией)

XXXII

На первом занятии в кабинете

XXXIII

По мере надобности

 

Инструкции по ТБ для школьников – это важные рекомендации и требования, которые нужно соблюдать в повседневных и экстренных ситуациях. Обязательный инструктаж учащихся разного возраста позволяет подготовить их к преодолению опасных проблем, облегчить принятие важных решений.

В инструкциях коротко перечисляются основные риски для здоровья и жизни, сообщаются наиболее оптимальные варианты поведения школьников при нахождении дома, в школе, на улице и других местах.