Мы работаем по всей России

Консультация
Заполните форму и мы вам перезвоним
Имя
Телефон

Техника безопасности в компьютерном кабинете информатики для учащихся инструктаж по охране труда

Общие сведения

Информатика – наука о методах и процессах сбора, хранения, обработки информации с применением компьютерных технологий. Это школьный предмет, благодаря которому ученики знакомятся с компьютером, правилами его эксплуатации, программным обеспечением, учатся составлять собственные программы с использованием разных языков программирования.

Информатику начинают изучать с седьмого-восьмого класса. Частные школы преподают компьютерные науки с первого класса. В вузах, колледжах, техникумах данный предмет студенты изучают с первого курса обучения.

Порядок проведения уроков информатики регламентируется школьной образовательной программой, которая составляется согласно требованиям таких нормативных актов:

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
  2. Актуальные федеральные образовательные стандарты (ФГОС).
  3. Приказ Минобрнауки России № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального, основного и среднего образования» от 30.08.2013 г.
  4. Приказ Минобрнауки России № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 г.
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г.


 

Оснащение кабинета

Кабинеты информатики оснащается не только компьютерами. В Распоряжении Минпросвещения России № Р-135 от 17.12.2019 (Приложение № 2) прописан перечень средств обучения и воспитания, используемых в образовании детей:

  • принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ), плоттеры;
  • ноутбуки для учеников и педагогов;
  • учебные компьютеры;
  • видеопроекторы;
  • интерактивные доски и мониторы;
  • периферические устройства для управления компьютерной техникой (мыши, клавиатуры, джойстики и манипуляторы);
  • веб-камеры для видеосвязи.

Учебный класс должен быть оснащен такими предметами мебели:

  • отдельные компьютерные столы с удобной посадкой для каждого школьника;
  • стулья с регулировкой высоты сиденья, наклона спинки;
  • рабочий стол и стул преподавателя.

Мебель должна отвечать положениям ГОСТ 22046-89 «Мебель для учебных заведений», иметь сертификат соответствия стандартам и гигиены.

На стенах кабинета информатики размещаются плакаты с информацией о:

  • правилах поведения в классе;
  • технике безопасности при работе за компьютерами;
  • правильной посадке за компьютерным столом;
  • правилах использования определенных типов техники.

При оборудовании кабинетов информатики должны соблюдаться такие требования:

  • низкий уровень электромагнитного излучения от оборудования;
  • в помещении должна быть раковина или умывальник, чтобы помыть руки перед и после работы за компьютером;
  • вентиляция кабинета;
  • кондиционирование помещения для поддержания оптимальной температуры;
  • количество компьютеров должно соответствовать количеству учеников в классе;
  • поддержание нормального уровня гигиены.
     

Гигиенические нормы

Нормы по уровню гигиены в помещениях, где преподается информатика, приводятся в СанПин 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
 

Освещенность

Требования к освещению в кабинете информатики содержатся в СанПин 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»:

  • обеспечение естественного и искусственного освещения (солнечный свет из окон + потолочные светильники);
  • ориентация окон на север или северо-восток;
  • столы относительно окон расставляются так, чтобы свет падал на учеников слева или справа, но не спереди или сзади;
  • для искусственного освещения используются люминесцентные светильники, имитирующие дневной свет;
  • лампы на потолке располагаются так, чтобы освещать кабинет равномерно;
  • освещенность компьютерных столов, за которыми занимаются школьники, должна быть в пределах 300–500 люмен;
  • вместо люминесцентных ламп допускается использование светодиодных светильников с температурой излучения в пределах 4000 кельвинов.
     

Организация правильной работы

Преподаватель информатики совместно с руководством школы организовывает правильный учебный процесс в кабинете информатики. Согласно п. 8.3 СанПин 2.2.2.542-96, в классах информатики обеспечивается:

  • наличие приточно-вытяжной вентиляции для очистки воздуха, который загрязняется при работе техники, нахождении в помещении большого количества людей;
  • оптимальная температура и влажность воздуха:

Оптимальные параметры

Допустимые параметры

Температура, °C

Относительная влажность, %

Температура, °C

Относительная влажность, %

19

62

18

39

20

58

22

31

21

55

  • охлаждение и очистка воздуха бытовыми кондиционерами, если организовать вентиляцию невозможно;
  • доступ учащихся к умывальникам с холодной и горячей водой;
  • скрытый монтаж проводки к каждому рабочему столу для подключения компьютеров;
  • наличие распределительного щитка в учебном помещении, чтобы преподаватель мог своевременно обесточить кабинет;
  • оснащение помещения УЗО (устройством защитного отключения), которое автоматически обесточивает кабинет при коротком замыкании;
  • наличие углекислотных огнетушителей ОУ-2 для устранения возможных возгораний;
  • окраска стен светлыми светоотражающими красками, состав которых исключает образование известковой пыли;
  • матовое покрытие поверхностей доски, компьютерных столов, защитных конструкций;
  • ровное покрытие пола, без повреждений, о которые может споткнуться ученик;
  • половое покрытие должно быть удобно для очистки (линолеум, плитка, ламинат) и не накапливать статический заряд при ходьбе по нему;
  • покрытие стен и потолка допускается безопасными материалами, которые не выделяют в воздух после оклейки или монтажа вредные химические вещества (синтетические материалы, плиты ДСП, обои с моющимся покрытием, пластик разных видов).

На заметку. Согласно п. 7.2. СН 3077-84 «Санитарные нормы допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки», в кабинетах информатики обеспечивается уровень шума не выше 50 дБА.

Для обеспечения правильной посадки за компьютером мебель для учащихся должна отвечать таким требованиям:

  1. Стол компьютерный:
    - рассчитан на одного ученика;
    - глубина стола позволяет установить монитор не менее чем в 50 см от ученика;
    - высота от пола до рабочей поверхности – 70–80 см;
    - на столе должны помещаться все используемые периферические устройства.
  2. Парта учебная:
    - соответствие конструкции ГОСТ 11015-93 «Столы ученические. Типы и функциональные размеры»;
    - рассчитана на двух учеников;
    - количество парт соответствует численности учеников в классе.
  3. Кресло для работы за компьютером:
    - подъемно-поворотная конструкция;
    - ширина сиденья – не менее 40 см;
    - глубина посадки – не менее 40 см;
    - передний край должен иметь закругление, если сиденье без мягкой подкладки;
    - высота сиденья должна быть регулируемой в пределах 40–55 см от пола;
    - угол наклона сиденья относительно горизонтальной поверхности в сторону экрана компьютера регулируемый – от 5 до 15 градусов;
    - высота спинки относительно сиденья – 30 см и выше;
    - ширина спинки кресла – не менее 38 см;
    - регулировка наклона спинки относительно вертикальной плоскости – от 0 до 30 градусов;
    - регулировка расстояния от спинки до переднего края кресла – 26–40 см;
    - наличие подлокотников длиной от 25 см, шириной 5–7 см, высотой от сиденья – 23–30 см;
    - расстояние между подлокотниками – 35–50 см;
    - допускается вместо стационарных подлокотников использовать съемные.
  4. Стул для учебной парты:
    - имеет фиксированную высоту сиденья и угол наклона спинки;
    - допускается цветовая маркировка стульев с разной высотой сиденья (38 см – красный, 42 см – зеленый, 46 см – голубой).
     

Время труда и отдыха

Время, которое разрешается ученикам проводить за компьютерами, регламентировано в п. 9.4 СанПин 2.2.2.542-96:

  1. Количество уроков в неделю:
    - 10–11 класс – 2 занятия;
    - младшие и средние классы – 1 занятие.
  2. Время непрерывной работы за компьютером на уроках информатики:
    - 1 класс – 10 минут;
    - 2–4 класс – 15 минут;
    - 6–8 класс – 20 минут;
    - 8–10 класс – 25 минут;
    - 10–11 класс – 30 минут на первом занятии и 20 минут – на втором.
  3. Время непрерывной работы с ПК в тематических кружках:
    - 2–5 класс – 60 минут;
    - 6 класс и старше – 90 минут.

После занятий за компьютером учащиеся должны выполнять гимнастику для глаз:


 

Обучение учащихся ТБ

Техника безопасности на уроке информатики обязательна для соблюдения, так как от этого зависит жизнь и здоровье учеников. Несоблюдение ТБ чревато электрическими и механическими травмами, проблемами со зрением, опорно-двигательным аппаратом.

Ответственность за обучение ребят правилам техники безопасности в компьютерном классе лежит на учителе информатики. Преподаватель на первом вступительном уроке знакомит школьников с компьютером, порядком его использования, рассказывает об опасностях, угрожающих оператору ПК при нарушениях требований ТБ.

Нельзя допускать к работе с компьютером учеников, не прошедших предварительное обучение по ТБ.
 

Основные опасности

Факторы опасности в кабинете информатики, оказывающие негативное влияние на оператора ПК или ноутбука:

  1. Нагрузка на зрение из-за:
    - низкой частоты обновления экрана;
    - длительной работы со статичными изображениями;
    - недостаточной подсветки, неправильной регулировки контрастности изображения.
  2. Неправильная поза при посадке, что чревато последствиями в виде:
    - затруднений дыхания;
    - болей в мышцах шеи, спины;
    - головных болей;
    - остеохондроза;
    - развития туннельного синдрома – заболевания кистей рук.
  3. Психическая нагрузка из-за:
    - монотонности работы;
    - отсутствия перерывов в работе за компьютером;
    - содержания игр, потребляемого контента, если ученик на занятиях отвлекается от задач и занимается своими делами.
  4. Излучения, выделяемые при работе электроники:
    - ионизирующее излучение от монитора;
    - электростатическое поле высокой напряженности от электронно-лучевой трубки ЭЛТ-мониторов;
    - высокочастотное электромагнитное поле, которое образуется при работе трансформаторов в ЭЛТ-мониторах;
    - низкочастотные электромагнитные поля, генерируемые печатными платами ПК, электроникой жидкокристаллических и LED-мониторов.

Перечисленные факторы опасности должны быть включены в текст инструктажа, проводимого ученикам перед началом работы с компьютерами. Также рассматриваются меры, позволяющие снизить влияние опасных факторов на человека. Школьники должны понимать, как использовать ПК с минимальным риском для своего здоровья.
 

Проведение инструктажа

Инструктаж при работе с ПК – это обучение технике безопасности и правилам эксплуатации компьютеров и периферических устройств (принтеры, сканеры, плоттеры).

В кабинете информатики инструктажи проводятся учителем в формате теоретического занятия. В качестве наглядных пособий для инструктирования могут использоваться:

  • имеющиеся в классе компьютеры, оргтехника;
  • комплектующие для ПК;
  • макеты системных блоков в разрезе для изучения конструкции компьютера (либо неисправная электроника);
  • тематические плакаты по технике безопасности.

Программа инструктажа включает в себя:

  • правила поведения в кабинете информатики;
  • безопасность при использовании электроники;
  • правила работы с компьютером;
  • действия, которые должны выполняться учениками до, в процессе и после занятий;
  • поведение ученика при травмировании или в аварийных ситуациях.
     

10 основных правил

Правила безопасности в кабинете информатики должны соблюдаться учениками и преподавателями.

При нахождении в кабинете информатики необходимо соблюдать 10 основных правил:

  1. Входить в кабинет после преподавателя.
  2. Соблюдать технику безопасности при использовании компьютерной техники.
  3. Садиться за рабочие столы только после разрешения учителя. После входа в класс занимать места за партами для теоретических занятий.
  4. В помещении соблюдать аккуратность, ходить спокойно.
  5. Работать за компьютером не более 30 минут подряд.
  6. В случае неисправности оборудования сообщить учителю.
  7. Запускать только те программы, которые нужны для выполнения задания.
  8. От монитора нужно находиться на расстоянии вытянутой руки.
  9. Отдыхать от работы с компьютером и делать гимнастику для глаз каждые 15–20 минут.
  10. В конце урока сохранить документы, завершить работу всех открытых программ, выключить компьютер, привести в порядок рабочее место и задвинуть кресло под стол.

Действия, которые запрещены в кабинете информатики:

  1. Перед входом в кабинет верхнюю одежду необходимо сдать в гардероб, не входить в классную комнату с куртками, пуховиками и другими предметами верхней одежды.
  2. Класть на один стол с компьютером или другой оргтехникой посторонние предметы, бутылки с жидкостью, еду. Есть в кабинете.
  3. Садиться за компьютер с грязными руками запрещено. Следует помыть руки с мылом под проточной водой и вытереть насухо, чтобы поверхность клавиатуры не загрязнялась. Если доступа к воде нет, можно воспользоваться влажными салфетками.
  4. Касаться металлических поверхностей ПК, разъемов, кабелей.
  5. Касаться поверхности экрана пальцами, ручками и карандашами.
  6. Устанавливать свои программы, перенастраивать компьютер, устанавливать собственные пароли на учетные записи.
  7. Включать/выключать компьютер без разрешения учителя.
  8. Переставлять устройства компьютера.
  9. Подсоединять к ПК и отсоединять от него различные устройства.
  10. Подносить к устройствам компьютера металлические и намагни­ченные предметы.
     

Ответственность за нарушения

Ответственность за нарушения правил техники безопасности в кабинете информатики может нести и учитель, и ученик.

Преподаватель должен провести обучение для класса перед началом работы с компьютерами. Если ученики не были проинструктированы по вопросам ТБ, и один из них получил, например, электротравму, виновным в нарушении будет преподаватель. Потому что пострадавший школьник не знал, как безопасно вести себя с электротехникой.

Однако, если теоретическое занятие по технике безопасности было проведено, а ученик сознательно отступил от норм ТБ, наказан будет нарушитель.

Для преподавателя предусмотрены несколько видов ответственности за допущенные нарушения в зависимости от ущерба здоровью ученика:

  • выговор, строгий выговор, увольнение (ст. 192 Трудового кодекса РФ);
  • штрафы в размере месячной заработной платы (ст. 243 Трудового кодекса РФ);
  • штрафы в размере до 400 000 руб., исправительные и принудительные работы до 5 лет, тюремное заключение на 5 лет за причинение тяжкого вреда здоровью или в случае наступления смерти учащегося из-за действий учителя (ст. 143, 216, 217 Уголовного кодекса РФ).

Для учащегося, нарушившего нормы ТБ в компьютерном классе, предусмотрены такие виды ответвенности:

  • повторный инструктаж по технике безопасности в кабинете информатики;
  • замечание;
  • выговор;
  • отстранение от практических занятий;
  • отстранение от уроков информатики, исключение из школы при систематических предумышленных нарушениях.
     

Техника безопасности

Правила техники безопасности на занятиях в компьютерных классах прописываются в специальном документе – инструкции по охране труда (ИОТ).

Правила охраны труда в кабинете информатики делятся на несколько групп:

  • общие требования;
  • перед началом работы;
  • во время работы;
  • в аварийных ситуациях;
  • в конце смены.

Документ состоит из двух основных разделов:

  1. ТБ для учащихся.
  2. Правила организации безопасных занятий для учителя информатики или другого лица, ответственного за ТБ в кабинете.

Инструкция может включать дополнительные разделы:

  • электрическая безопасность;
  • пожарная безопасность;
  • оказание первой медицинской помощи.
     

Общие требования

В тему общих требований входят правила, которых должны придерживаться в компьютерном классе ученики независимо от того, теоретические или практические занятия у них проходят:

  • порядок обращения с компьютерной техникой;
  • нормы поведения в классе;
  • требование выполнять все указания учителя;
  • дисциплина в помещении;
  • что нельзя делать в кабинете информатики;
  • факторы опасности, которые угрожают учащимся;
  • порядок обращения с верхней одеждой, сумками и рюкзаками.

Пример:


 

Перед началом работы

Раздел включает требования, которые должны выполняться школьниками перед тем, как приступить к практическим занятиям за компьютером:

  • размещение верхней одежды (сдать в гардероб, повесить в личный шкафчик);
  • требования к обуви;
  • личная гигиена (мытье рук перед занятиями);
  • требования к мобильным устройствам (отключение телефонов, планшетов);
  • настройка компьютерного кресла под рост ученика;
  • подготовка рабочего места, учебного инвентаря;
  • самостоятельный осмотр ПК на наличие повреждений, оголенных проводов, выдернутых штекеров, поломок;
  • включение электроприборов, периферии (под наблюдением преподавателя).

Пример:


 

Во время работы

Раздел ИОТ включает правила ТБ, которых придерживаются учащиеся при работе за компьютерами или ноутбуками:

  • осанка и посадка за столом;
  • расстояние от глаз до монитора;
  • нормы времени занятий и отдыха от ПК;
  • гимнастика для глаз, общие упражнения для всего тела;
  • порядок обращения с периферическими устройствами: клавиатурой, мышью, наушниками;
  • требование выполнять только те задачи, которые были поставлены преподавателем.
     

Пример:


 

В аварийных ситуациях

Раздел содержит порядок действий, которые должен выполнить ученик в различных аварийных ситуациях:

  • при коротком замыкании;
  • при пожаре;
  • в случае травмирования;
  • при ударе током;
  • при несчастном случае.

По окончании работ

Раздел ИОТ содержит порядок действий, которые должны выполняться учениками после занятий за компьютером:

  • порядок сохранения открытых документов, завершения запущенных программ;
  • выход из своей учетной записи, отключение компьютера;
  • уборка рабочего места;
  • личная гигиена после занятий.

Пример:


 

Применение ИОТ

Порядок разработки и применения инструкций по охране труда (ИОТ) в кабинетах информатики регламентируется такими нормативными документами и стандартами:

  1. ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».
  2. ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система управления охраной труда в организации»
  3. Постановление Правительства РФ № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» от 24.12.2021 г. 
  4. Федеральный закон № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.1999 г.
  5. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  6. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
     

Разработка

Составлением инструкций по охране труда в кабинетах информатики занимаются сотрудники учебных заведений, которые были назначены ответственными за ТБ в компьютерных классах. Ответственным за технику безопасности может быть назначен преподаватель информатики либо другой сотрудник школы, который прошел:

  • медицинское освидетельствование на предмет пригодности для работы с ПК (требование Приказа Минздрава РФ № 90, Госкомсанэпиднадзора РФ № 280/88);
  • вводный и первичный инструктаж по охране труда;
  • проверку знаний по электробезопасности;
  • курс обучения принципам работы с вычислительной техникой.

Правила составления инструкций по охране труда приводится в «Методических рекомендациях по разработке инструкций по охране труда». Документ утвержден Минтруда РФ 13.05.2004 г. 

Основой для разработки разделов инструкций по охране труда в кабинетах информатики являются такие документы:

  • ТОИ Р-45-084-01 «Типовая инструкция по охране при работе с персональным компьютером»;
  • СанПиН 2.2*2/2.4.1340–03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»;
  • Санитарные Правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
     

Утверждение и ознакомление

Разработанные инструкции по охране труда подписываются и утверждаются директором учебного заведения. На основе утвержденной инструкции преподаватель или ответственный сотрудник разрабатывают программу обучения по технике безопасности в компьютерном классе. Документ также должен быть подписан руководством.

По утвержденной программе ответственный за составление ИОТ проводит:

  • инструктаж по ТБ с учителями школы, которые преподают информатику;
  • теоретическое занятие с классом на первом уроке информатики в учебном году.

При обучении школьников (дошкольников, студентов) технике безопасности можно использовать дополнительные образовательные материалы:

  • памятки по ТБ в кабинете;
  • наглядные пособия, макеты компьютеров, обучающие плакаты с картинками;
  • тематические видеоролики.

Школьники должны знать, как правильно и безопасно вести себя в кабинете с компьютерами и оргтехникой, а преподавательский состав – как обеспечить защиту жизни и здоровья учащихся при работе с электроприборами.

После теоретического занятия может быть проведен контроль знаний учеников (тесты, контрольная работа, краткий опрос). Результаты инструктажа заносятся в специальный журнал учета.

Копия разработанной инструкции по ТБ размещается на стенде по охране труда в классе. Оригинал хранится у ответственного сотрудника либо руководства школы.
 

Срок действия и пересмотр

Утвержденные инструкции не имеют срока действия. Текст документа пересматривается не реже чем раз в пять лет. Это необходимо, чтобы учитывать актуальные изменения в законодательстве, нормативных актах и стандартах, касающихся техники безопасности при работе с компьютерами.

Также ИОТ обновляются, если:

  • внесены изменения в типовую инструкцию по ОТ;
  • изменились условия обучения детей в классе;
  • добавилось новое учебное оборудование;
  • выявлены дополнительные факторы опасности, которые несут угрозу жизни и здоровья школьников;
  • произошел несчастный случай из-за недоработок в ИОТ.

 

Кабинеты информатики относятся к помещениям повышенного риска. Это связанно с использованием электронного оборудования, к управлению которым допускаются школьники. Поэтому важно разместить его безопасно, скрыть питающие провода.

Опасность для здоровья школьников также несут неправильная посадка, слишком высокая или низкая мебель, отсутствие вентиляции. Подобные нарушения могут вызывать заболевания опорного-двигательного аппарата, глаз, приводить к развитию остеохондроза. Поэтому ученики должны быть обучены правилам техники безопасности при использовании компьютеров.