Трудовой Кодекс РФ обязывает руководителей создавать безопасные условия для работы штатного персонала, а также пребывания детей в образовательном учреждении, в том числе в дошкольном. Для этого используется комплекс организационно-технических мероприятий, направленный на исключение травматизма и иных несчастных случаев. Прежде всего директора должны назначить ответственного сотрудника. При этом в состав рабочего коллектива должно входить более 50 человек. Согласно профстандарту, в должностные обязанности специалиста по охране труда в ДОУ входит составление инструкций, проведение СОУТ, организация медосмотров и инструктажей, прочее.
Главная задача системы по охране труда заключается в снижении рисков травматизма, развития профессиональных заболеваний и количества несчастных случаев. Деятельность образовательных учреждений сопряжена с опасными факторами. Детские шалости, нарушение правил эксплуатации электрооборудования и недостаточный контроль со стороны руководства могут стать причиной неприятных инцидентов.
На заметку! Техника безопасности в детском саду – это форма обучения в виде разъяснения основных правил поведения.
Во время беседы педагог должен раскрыть поставленные цели, изучить с детьми теорию и отработать ее на практике. Вводные и иные инструктажи направлены на обобщение, систематизацию и закрепление знаний. Их проведение относится к обязательным мероприятиям, регламентируемым на законодательном уровне. Благодаря инструктажам воспитанники учатся безопасному передвижению, правильному приему пищи или играм на улице зимой.
Главная задача воспитателя – предоставить инструктаж в доступной и лаконичной форме так, чтобы дети получили необходимую информацию и смогли ею воспользоваться в случае необходимости. Благодаря обучению можно предостеречь возможные инциденты и неприятные последствия, вызванные ими. Инструктаж по технике безопасности в ДОУ может включать в себя следующие темы:
Инструктаж по технике безопасности – это неотъемлемая составляющая элемент системы управления охраной труда в дошкольном образовательном учреждении. Он позволяет создать безопасную среду как для детей, так и для педагогов.
Проведение инструктажей относится к обязательным требованиям действующего законодательства. Благодаря данной форме обучения воспитанники детского сада получают как теоретические знания, так и практические навыки безопасного поведения. Программа инструктажей разрабатывается в соответствии с нормативами и преследует единую цель – защита детей от травматизма, аварий или несчастных случаев.
Назначение:
Инструктажи развивают и личные качества учащихся, например, самостоятельность или инициативность. В ходе подготовки дети учатся выявлять опасные ситуации и принимать действия по самовыживанию.
Приоритетные направления системы управления охраной труда – это сохранность человеческих жизней и здоровья, материальных ценностей, имущества. Для этого в каждой организации, независимо от ее целевого назначения и специфики деятельности, необходимо проводить инструктажи. Как правило, в детских дошкольных организациях разрабатывается 2 программы, одна из которых обучает правильному поведению детей, а вторая – воспитателей. Обучение пожарно-техническому минимуму и внутреннему распорядку позволяет исключить внештатные ситуации в стенах ДОУ.
Для сотрудников детских садов проводится 5 видов инструктажей, каждый из которых имеет свои особенности и специфику. Приступить к работе могут только те педагоги, которые в полном объеме прошли подготовку и подтвердили свою квалификацию. Во время инструктажей по охране труда персонал «знакомится» с опасными и вредными факторами производства, изучают правила и запреты. Как правило, завершается он устной или письменной проверкой знаний.
Результаты инструктажа регистрируются в журналах учета. Надзорные органы внимательно следят за охраной труда, поэтому регулярно организуют проверки объектов защиты на предмет соответствия действующим требованиям.
Инструктаж по охране труда в детском саду для сотрудников включает:
Инструктаж состоит как из теоретической, так и практической части.
Формирование у воспитанников безопасного поведения происходит за счет инструктажей. Как правило, организуются они в виде сюжетно-ролевых игр, моделирования ситуаций, игровых, тестовых и тематических занятий. Каждый ребенок должен владеть информацией о том, как вести себя в той или иной ситуации, куда обратиться в случае опасности или какие меры принять по самовыживанию. Порядок проведения инструктажей регламентирует положение, утвержденное приказом руководителя ДОУ. Таким образом, директор дошкольного образовательного учреждения определяет перечень программ, график проведения и их содержание.
После проведения инструктажа информация об этом заносится в специальные журналы учета. Вести их можно как в письменном, так и в электронном виде. Во втором случае документ дополнительно защищается от проникновения третьих лиц. Журналы должны быть пронумерованы, содержать подпись руководителя и печать организации.
Дошкольное детство – это период овладения детьми социальным пространством через общение со взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. В данный промежуток времени условия жизни воспитанников существенно расширится, поскольку рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, стран. Постепенно ребенок начинает открывать для себя мир человеческих коммуникаций, видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать и стать самостоятельным.
Характерная особенность дошкольного возраста – образное мышление и отсутствие взрослой логики размышления. При этом восприятие ребенка постепенно становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.
На заметку! В детском саду дошкольники осваивают главные нормы поведения и формы общения. Именно поэтому важно вести с дошкольниками просветительскую деятельность, в том числе проводить инструктажи.
Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение или получение награды. В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка, а также происходит усвоение этических норм, принятых в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения морали. Привить правильные модели поведения воспитаннику можно с помощью инструктажей.
Инструктаж по охране труда с детьми организует их воспитатель. Педагог, работающий с группой, знает особенности поведения каждого ребенка, их психологические и возрастные факторы развития. В некоторых случаях провести обучение может и ответственный за безопасность в ДОУ специалист или его руководитель. Подпись об инструктаже ставится в специальный журнал регистрации. В ходе подготовки необходимо рассказать о правилах поведения и запретах, а также о эпидемиологических мерах безопасности.
На заметку! Часто к инструктажу привлекают и других сотрудников детского сада или узкопрофильным специалистов, например, пожарных.
Если педагог не хочет проводить инструктаж просит ознакомиться с инструкцией по памятке, об этом сообщается в администрацию дошкольного образовательного учреждения.
Следить за безопасностью воспитанника – это приоритетная цель педагогов в ходе образовательного процесса. Существенную роль в достижении данной цели играет инструктаж, в ходе которого дети получают информацию о правильном поведении в тех или иных ситуациях. Организоваться инструктаж может в разной форме, например, как сюжетно-ролевая игра или беседа.
В ходе подготовки учеников к предстоящему мероприятия целесообразно использовать наглядные материалы – плакаты, презентации, методические пособия, прочее. Главное, чтобы программа инструктажа соответствовала специфическим свойствам личности детей.
Самый сложный этап обучения, развития и воспитания дошкольников – это первая младшая группа. Образовательная деятельность с детьми данного возраста тесно переплетена с режимными моментами, что делает ее непрерывной в течение всего дня (один виде деятельности перетекает в другой). В связи с этим инструктажи в ДОУ строятся на основе разных учебно-воспитательных направлений, раскрывающих одну тему. Так, в рамках привития культурно-гигиенических навыков дети учат потешки, узнают о свойствах воды, отрабатывают полученные знания на практике и таким образом расширяют собственный кругозор.
Все общеобразовательные занятия в младшей группе на триединую цель – обучение, развитие и воспитание. При этом ведущим видом деятельности является игра. Постепенно педагог должен ввести в практику с детьми и такой речевой прием, как беседа. В таком случае диалог с детьми строится на основе вопросов, требующих ответов «да» или «нет». Для наглядности инструктажа необходимо использовать картинки и другие наглядные материалы.
Учебно-воспитательный процесс в средней группе определяется возрастными особенностями развития. Чтобы методически грамотно подготовить инструктаж, педагогу необходимо изучить физические, умственные и психологические особенности развития детей 4-5 лет. Обучение воспитанником безопасному поведению в средней группе направляется на:
Данные задачи реализуются как за счет занятий или бесед, так и режимных моментов – запоминание порядка проведения гигиенических процедур, правила поведения во время игр, прочее. В ходе инструктажей воспитатель может использовать ряд средств: игрушки, дидактические материалы, технические средства, книги.
Под старшим дошкольным возрастом подразумевают период развития ребенка, который с одной стороны опирается на полученный ранее опыт, а с другой – новообразования в его личности. Данные положения являются определяющими в стратегии обучения воспитанников ДОУ. В старшей группе дети уже хорошо осознают собственное поведение и могут сосредоточиться на том, что надо, а не интересно. В связи с этим в инструктажах основной упор делается на беседе.
На заметку! В современных дошкольных образовательных учреждениях принята практика проведения интегрированных занятий. В таком случае задачи обучения объединяются в разных сочетаниях в зависимости от темы инструктажа.
Как и любой другой вид уроков, развивающие занятия опираются на такие наглядные приемы картинки, плакаты, демонстрацию и показ.
Для наглядности усвоенной информации в группе рекомендуется организовать предметно-развивающую среду, наполнение которой выбирается на основании образовательного направления подготовки.
Уголок |
Материалы |
---|---|
Противопожарный |
Пожарный инвентарь, книги, раскраски |
Спортивный |
Скакалки, мячи, кегли, массажные коврики |
ПДД |
Коврик с разметкой под проезжую часть, машинки |
Живая природа |
Растения, аквариум, инструменты для полива |
Труда |
Спецодежда, веники, совки |
Закрепить полученные в ходе инструктажа сведения можно и на творческих занятиях с помощью рисунков, аппликаций, прочего. Эффективными являются и сказки, а также видеоролики.
Законодательной базой РФ определено, что дошкольные образовательные учреждения несут ответственность за жизнь и здоровье детей во время образовательного процесса. Данное положение закреплено в статье 28 Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012. Одним из определяющих факторов функционирования детского сада является внедрение СУОТ и снижение травматизма. При этом актуальность приобретают вопросы обеспечения безопасности на уроках физкультуры, во время игр на улице или зимой. Для этого руководитель должен установить строгую ответственность педагогов за безопасность детей.
Если причинение вреда здоровью ребенка произошло в результате нарушения норм и требований безопасности или правил охраны труда, наказание для воспитателя может быть достаточно серьезным, вплоть до уголовной ответственности.
На заметку! Педагог обязан проводить с воспитанниками инструктажи.
При непроведении инструктажей педагог может получить дисциплинарное наказание – отстранение от должности, понижение, выговор или увольнение. В некоторых случаях вменяются штрафные санкции, размер которых в 2023 году составляет от 6 000 до 150 000 рублей.
Строгих требований со стороны действующего законодательства по охране труда к структуре программы инструктажа не установлено. Как правило, оформляется она в произвольном виде. Для оформления программы за основу берутся государственные стандарты, локальные инструкции и отраслевые акты по охране труда. Готовая программа согласовывается с кадровой и правовой службой, профсоюзами. Здесь сотрудники осматривают положения документа на предмет соответствия действующему делопроизводству. Утверждает инструктаж руководитель образовательной организации.
Помимо стандартных программ в детском саду должны присутствовать и инструктажи, которые проводятся перед определенными мероприятиями – новогодними праздниками или экскурсиями. Как правило, дополнительные беседы с детьми проводятся и перед началом пожароопасного периоду (весенне-летних дней). Отдельное внимание уделяется безопасности в быту.
В садик допускаются воспитанники, не имеющие медицинских противопоказаний и прошедшие инструктаж по технике безопасности. Во время учебного процесса необходимо соблюдать правила поведения.
Техника безопасности в ДОУ:
О каждом несчастном случае немедленно сообщается педагогу или другому сопровождающему. Воспитанники, которые нарушают положения инструкции, необходимо делать замечания.
В ходе инструктажа педагог должен объяснить воспитанникам правила поведения со спичками, зажигалками и другими опасными предметами. Требования:
Если воспитанник чувствует запах гари, дыма или прочего, об этом необходимо сообщить об этом взрослым или позвонить в службу спасения по телефону «01», «101». Прятаться от пожара под столами или другими предметами запрещено.
При обращении с ножницами, карандашами, кисточками необходимо соблюдать осторожность. Ножницы во время работы кладутся справа, кольцами к себе. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнутыми. Передавать их можно только кольцами вперед. В конце занятия весь инвентарь складывается в специально отведенное для этого место. Бегать с ножницами или другими предметами запрещено. Также нельзя толкаться или отвлекать других детей от работы.
Занятия в игровой комнате должны проводиться только в присутствии воспитателя. Во время образовательного процесса необходимо избегать ссор с детьми, нельзя бросаться кубиками или другими игрушками. Проносить в игровую комнату еду, одежду или опасные предметы запрещено. При обнаружении запрещенных предметов информация о них передается воспитателю. Вставать на столы и стулья или прятаться под ними недопустимо.
На заметку! Детям запрещено портить или рвать игрушки, выхватывать их из рук, бросать или использовать в драках.
Во время подвижных игр необходимо соблюдать осторожность. Пробовать на вкус или облизывать игрушки нельзя. После использования настольно-печатные игры следует спрятать в коробку и убрать на место. После посещения уборной требуется тщательно вымыть руки с использованием мыла. Включать электрооборудование в комнате можно только воспитателю. Играть с розетками или шнурами запрещено, как и уносить какие-либо предметы домой.
Одновременно в умывальной может находиться количество детей соответствующее количеству умывальников.
Правила поведения и личной гигиены:
Бросать в унитаз или умывальники игрушки запрещено. Виснуть на змеевике или перегородках нельзя. В умывальной комнате недопустимо бегать, прыгать, баловаться.
Перед приемом пищи все воспитанники должны тщательно помыть руки с мылом. Походить к столам во время раздачи блюд нельзя. Садиться за стол можно только после приглашения. Во время еды необходимо следить за осанкой. Для употребления пищи следует использовать столовые приборы: ложка, вилка, нож, чайная ложка.
Другие правила:
Вставать из-за стола можно только после окончания приема пищи.
Перед дневным сном воспитанники должны умыться, сходить в уборную и прополоскать рот после обеда. Держать при себе конфеты или другие сладости запрещено. Открывать и закрывать двери в спальню нужно аккуратно. Бегать по мокрому полу запрещено. Размахивать одеялами, бросаться подушками, драться одеждой недопустимо.
На заметку! Спальня – это не место для игр или баловства.
Снятую одежду необходимо аккуратно положить на стул около кровати. Перемещать стул в другое место без разрешения воспитателя запрещено. Мешать другим детям при засыпании нельзя. Вставать с кровати необходимо спокойно. В случае ранения необходимо сообщить об этом взрослому.
Заходить в раздевалку можно только после разрешения воспитателя. Каждый ребенок должен аккуратно подойти к своему шкафчику, открыть его и достать одежду. Во время одевания необходимо быть внимательным, чтобы случайно никого не задеть или не споткнуться. На занятия по физкультуре следует надеть спортивную одежду, а на музыку – чешки с нескользящей подошвой. Обуваться можно только сидя на скамейке. В случае затруднения необходимо попросить помощи у воспитателя.
Бегать по раздевалке или играть в подвижные игры нельзя. В карманах одежды недопустимо присутствие посторонних предметов. При ходьбе на лестнице необходимо держаться за поручни.
Выходить на прогулку можно только с воспитателем. Выходить из здания ДОУ следует спокойно, не толкаясь и не перегоняя остальных. Брать в руки палки или камни нельзя. Подниматься на горку можно только по лестнице.
Правила поведения на прогулке летом:
Подходить к незнакомым людям нельзя. Обо всех опасных находках необходимо сообщать воспитателю. В летний период необходимо надеть головной убор и играть в тени. Пить во время прогулки можно только фильтрованную воду. Есть незнакомые фрукты или ягоды запрещено.
В зимний период необходимо перемещаться только по посыпанным песком дорожками. При этом не стоит браться за руки, толкаться, прочее. Прикасаться языком или другими частями тела к металлу нельзя. Ходить по лужам, которые затянут льдом, недопустимо.
Другие правила:
Если ребенок упал и почувствовал боль, необходимо позвать на помощь воспитателя.
При встрече с животным необходимо соблюдать спокойствие. Трогать или дразнить собак/кошек нельзя. В таком случае следует стоять неподвижно и ждать помощи воспитателя.
Перед экскурсией дети должны внимательно выслушать инструктаж по технике безопасности. Помимо этого, ученикам необходимо надеть комфортную одежду и обувь, которая не будет стеснять движения. Летом требуется дополнительно предусмотреть головной убор. До выезда педагог должен проверить наличие аптечки, ее укомплектованность медикаментами и перевязочными материалами.
Техника безопасности во время экскурсии, запреты:
Начинать перемещение без указания воспитателя запрещено.
Во время праздничного мероприятия нельзя шуметь или отвлекать других детей. Также недопустимо толкаться, раскачиваться на стульях, загораживать обзор, хватать артистов. При подвижной игре движение осуществляется в одном направлении всеми воспитанниками. По окончании мероприятия выходить из зала нужно поочередно, не создавая давки. Первыми идут дети из младшей группы.
Перед началом занятия воспитанникам необходимо проверить свою обувь и одежду. Нельзя мешать инструктору или другим детям выполнять упражнения, жевать жевательную резинку или брать инвентарь без разрешения. В соревнованиях по бегу следует избегать столкновений. При обнаружении поломок спортивного оборудования об этом необходимо сообщать педагогу. После занятия следует тщательно вымыть руки с мылом.
Перед началом музыкального занятия следует надеть чешки на нескользящей подошве, шорты и футболку. Выполнять можно только те упражнения, которые показывает педагог. Во время музыки нельзя перебивать воспитателя, бегать, толкаться или баловаться. При получении травмы необходимо обратиться к взрослому.
Перед посещением медицинского кабинета необходимо вымыть руки с мылом. Заходить в комнату можно только после разрешения воспитателя. В ходе осмотра следует выполнять указания врача. Ложиться на кушетку следует аккуратно, избегая резких движений. Класть что-либо в рот, открывать или забирать с собой запрещено. Самостоятельно собирать разбившиеся емкости нельзя.
С помощью бесед педагог может донести до детей требования по организации труда и соблюдению техники безопасности. Помимо этого, они позволяют развить общие компетенции и личные качества. Дополнительно инструктажи прививают интерес воспитанников к определенным видам деятельности и улучшают способность решать задачи разного характера.
Благодаря своевременному обучению руководители могут добиться комплексной безопасности, которая представляет собой состояние защищенности ДОУ от реальных и прогнозируемых угроз. Составляться программы инструктажей в детском саду должны с учетом возрастных и иных особенностей.