Мы работаем по всей России

Консультация
Заполните форму и мы вам перезвоним
Имя
Телефон

Техника безопасности на шиномонтажном участке при работах меры и требования

Общие сведения

С шинами связано много разных манипуляций, выполняемых в автосервисе. Иногда достаточно просто их заменить. В других ситуациях можно провести ремонт или восстановить резину. Другие услуги направлены на улучшение управляемости/тяги автомобиля на дороге.

Одна из самых распространенных услуг шиномонтажного сервиса – вулканизация. Этот процесс позволяет преобразовать каучук в резину. Изначальное изделие фиксируется в своей форме. Но вулканизация повышает ряд характеристик каучуковой заготовки:

  • Прочность;
  • Эластичность;
  • Твердость.

Благодаря этому, шину становится труднее порвать, она выдерживает серьезный вес, а эксплуатационные характеристики заметно повышаются. С химической точки зрения, при помощи реагента вулканизатор сшивает молекулы каучука в крепкую сетку.

Вулканизация – это один из способов отремонтировать шину. Она «заживляет» рубцы, порезы и другие повреждения на резине. Таким образом, поврежденное колесо можно будет снова использовать. Но для этого процесса требуется специальное оборудование и подходящие химические составы.


 

Кто может производить

Кроме вулканизации есть еще много услуг по шиномонтажу, требующих использовать сложные инструменты и оборудования. Также для их выполнения нужны специальные знания и навыки. Поэтому случайных людей не допускают к нахождению на шиномонтажном участке. Ошибка мастера может привести к тому, что управляемость машины на дороге снизится.

Чтобы работать в сервисе на этом участке, нужно получить специальность «мастер-шиномонтажник». Она подходит для выполнения базовых задач по замене, ремонту и восстановлению шин. Но после этого мастер может продолжать учиться, чтобы решать более сложные задачи. Выделим специальности людей, работающих на шиномонтажном участке:

  • Балансировщик. Проверяет, насколько ровно и точно были установлены шины относительно друг друга/автомобиля. Для этого используется сложное, дорогостоящее оборудование. Это необходимо, чтобы обеспечить хорошую управляемость на дороге. Балансировщик очищает зоны дисбаланса, устраняет неуравновешенный вес, центрирует, промывает некоторые элементы колеса бензином;
  • Нормализаторщик. Его задача – довести вес колеса до нормативного. Для этого он использует термостаты, поддерживающие искусственное набухание, а также другое оборудование;
  • Вулканизаторщик. Всего есть 6 разрядов таких мастеров, поэтому их функционал существенно различается. Новички учатся готовить каучуковые изделия к вулканизации и наблюдают за процессом. Более опытные работники – решают сложные задачи по восстановлению целостности шины;
  • Аппаратчик вулканизации. Это человек не проводит вулканизацию. Он занимается подготовкой оборудования, следит, чтобы все показатели были на нужном уровне, проверяет все системы на работоспособность и исправность, а также чинит поломки. Аппаратчик контролирует весь процесс и знает, как проходят все его этапы. Таких мастеров мало, потому что есть мало мест, где обучают на эту специальность. Поэтому не на каждом шиномонтажном участке есть свой аппаратчик;
  • Вставщик камер. Они наполняют восстановленные покрышки при помощи сложного оборудования. Они разводят борта камер, вставляют варочные камеры и поддувают колеса до нужного объема;
  • Монтировщик. Использует оборудование, благодаря которому процессы на шиномонтажном участке становятся проще и точнее. Он помогает исправить дефекты, выявить неисправности, проверить давление, надеть шины на бандажи.

У каждой профессии есть своя специфика, связанная с определенными угрозами. Поэтому техника безопасности регламентирует все процессы, происходящие на участке шиномонтажа. Соблюдение этих правил позволит не допустить несчастных случаев/аварий на рабочем месте, а также повысит качество результата.
 

Образование

До работы по вулканизации и шиномонтажу допускают только люди, соответствующие определенным требованиям:

  • Возраст: не менее 18 лет;
  • Прошли обучение безопасной работе на шиномонтажном участке;
  • Прошли обязательный медицинский осмотр;
  • Прослушали вводный инструктаж;
  • Прослушали первичный инструктаж, проводимый на рабочем месте;
  • Имеют достаточную квалификацию.

Остановимся на образовании шиномонтажника подробнее. Раньше работать мастерами в шиномонтаж шли после окончания ПТУ. Но сейчас машины стали сложнее, оборудование требовательнее к навыкам, а услуги востребованнее. Поэтому на мастеров учат в технических колледжах, техникумах и университетах. Чем выше ступень образования, тем больше квалификация и тем больший перечень работ человек сможет выполнять.

Во время учебы человек учится, как:

  • Проходят работы по регулировке, техническому обслуживанию;
  • Осуществлять монтаж или демонтаж колес;
  • Готовить оборудование к приему машины;
  • Проходит обслуживание устройств и инструментов на шиномонтажном участке;
  • Проводится механическая обработка компонентов шины;
  • Ремонтировать колеса после того, как были найдены неисправности;
  • Контролировать качество своей работы, какие способы есть;
  • Выполнять дефектоскопию;
  • Проводить вулканизацию;
  • Проводить балансировку;
  • Другое.

Перечень знаний/умений отличается в разных учебных заведениях. Поэтому квалификация работника и оборудование, с которым он сможет работать будут разными. Во время учебы мастера изучают математику, химию, физику, чтобы точно понимать, какие процессы происходят. Также предусмотрено практическое обучение, чтобы человек получил навыки и умения.
 

Медицинское обследование

Перед допуском к работе сотрудник должен пройти обязательное медицинское обследования. В рамках него он пройдет несколько основных врачей. Если они не выявят противопоказаний к работе на шиномонтажном участке, ему можно будет начинать работать. Все мастера должны проходить медицинский осмотр раз в 1 год. Также обследование проводится внепланово по желанию работодателя или при подозрениях на противопоказания.
 

Условия работы

Требования безопасности при шиномонтажных работах предусматривают организацию определенных условий. При них риск получить травму или создать аварийную ситуацию будет минимальным. Например, всем сотрудникам должны быть выданы средства индивидуальной защиты в соответствии с их специализацией. При этом спецодежду и СИЗ нельзя использовать для нерабочих целей. Подробнее рассмотрим требования к условиям в автосервисе.
 

Инструменты

Все оборудование и инструменты должны находиться в исправном состоянии. Для этого нужно регулярно проводить их осмотр или диагностику, если речь идет об технически сложных устройствах. При выявлении критических дефектов, которые могут привести к травме, использовать инструменты или оборудование не допускается. Нужно починить их или заменить новыми.

Нельзя использовать для работы неподходящие для нее инструменты. Все потенциально опасные устройства и инструменты должны храниться в местах, недоступных посторонним. Стационарное оборудование должно включаться только перед началом манипуляций и выключаться после их окончания. Все устройства эксплуатировать в соответствии их инструкцией, техникой безопасности, предусмотренной для них.
 

Рабочее место

Шиномонтажный участок должен быть чистым перед началом смены. Не допускается складирование мусора, личных вещей или посторонних предметов в зоне для шиномонтажа. Освещения должно быть достаточно для проведения планируемого монтажа.

Полы в производственном помещении должны иметь гладкую поверхность, которая не скользит. Также они должны быть ровными, целыми, устойчивыми и не иметь серьезных дефектов. Перед началом смены и после ее окончания мастер должен привести свое место работы в порядок: убрать мусор, инструменты, оборудование, отмыть грязь, подмести мелкий мусор, если этим не занимается уборщик.
 

Опасности работы

Шиномонтажник работает в одной зоне с другими автомеханиками, поэтому ему угрожают опасности, связанные не только с шинами. Кроме того, существует ряд угроз, связанных непосредственно с его сферой деятельности. Во время шиномонтажа действует ряд опасных факторов:

  • Падение частей автомобиля, подвешенных под потолком;
  • Вылет замочного колеса, происходящей при подкачке или накачке шины;
  • Удар электрическим током;
  • Движущиеся автомобили и части оборудования;
  • Острые части деталей, механизмов или инструментов;
  • Низкая температура воздуха при работе на улице в холодный сезон;
  • Разрыв покрышки, происходящий при накачивании шины;
  • Падение шины или колеса на сотрудника;
  • Высокое содержание газа или пыли в воздухе;
  • Недостаточное освещение;
  • Физическая перегрузка.

Некоторые опасности связано с условиями работы, поэтому могут быть устранены, если нормы охраны труда и техники безопасности будут соблюдаться. Например, негативное влияние плохого освещения на глаза исправляется установкой дополнительных ламп.
 

Наказание при несоблюдении требований ОТ

За соблюдением требования  охраны труда должен следить инженер по ОТ, руководитель автосервиса. А также бригадиры отдельных участков, в данном случае – шиномонтажной зоны.  При грубом нарушении наказывается сотрудник, допустивший его.

Наказание предусматривает штраф. При этом, для инженера по ОТ и мастера он небольшой. Но на ИП или юридическое лицо налагается штраф, сумма которого может достигать сотен тысяч. Если, в результате нарушений требований ОТ кто-то получил тяжелую травму или умер, работа автосервиса может быть прекращена на несколько месяцев. Повторные нарушения караются жестче, вплоть до уголовного срока.
 

ИОТ

Чтобы сотрудники знали, какие опасности им угрожают на рабочем месте и, как от них защититься, составляется инструкция по охране труда. В ней прописываются все этапы деятельности на шиномонтажном участке: до, во время и после работы. Отдельным пунктом идут действия при аварийной ситуации. В каждом случае прописываются конкретные действия сотрудников, находящихся на участке.
 

Разработка

Подготовкой ИОТ должен заниматься по ОТ. Он должен составить инструкции, учитывая все нюансы последних законов, нововведений в трудовой кодекс и правила ОТ. Вы можете найти образец инструкции по охране труда для автосервисов на сайте Министерства Труда. Но каждый документ разрабатывается индивидуально, с оглядкой на специфику конкретного участка и опасности, которые на нем присутствуют.

Для примера рассмотрим основные требования, выдвигаемые к работам на шиномонтажном участке. Зная их, вы сможете составить ИОТ для своего предприятия.
 

Общие требования

Общие требования к рабочему процессу при шиномонтаже основаны на приказе Министерства труда и социальной защиты от 06.02.2018. Здесь прописаны требования к допускаемым в автосервис сотрудникам, которые были описаны ранее.

Рассмотрим другие требования безопасности при проведении шиномонтажных работ:

  • Сотрудники должны отдыхать, принимать пищу, курить в отведенных для этого местах;
  • В автосервисе должны быть средства первой медицинской помощи, а также оборудование для тушения огня. Сотрудники должны быть оповещены об их местоположении;
  • Нельзя заходить на территорию автосервиса через въездные ворота: для этого должна быть калитка или проходная;
  • Нельзя употреблять алкогольные напитки/наркотические вещества на рабочем месте, допускать к работе сотрудников в нетрезвом виде;
  • Запрещено загромождать или закрывать автомобилями въездные ворота с любой стороны;
  • Подземные сооружения, например водосточные люки, должны быть закрыты;
  • Территория снаружи автосервиса должна быть освещена ночью;
  • Движение автомобилей по территории автосервиса должно быть подчинено схематичному плану. В нем указываются направления движения, возможные места парковки, остановки и т.д.;
  • План движения машин должен быть вывешен возле ворот сервиса и освещен ночью.
     

Перед началом работы

Действия сотрудника перед началом монтажа тоже должны быть прописаны в инструкции по охране труда. Закон, нормы предполагают следующие требования:

  • Перед тем, как снимать колеса с автомобиля, его нужно подвесить или поднять специальным механизмом;
  • Проверить состояние спецодежды или СИЗ. Одежда должна быть застегнута, обувь зашнурована, а головной обувь надет. Не допускаются свисающие куски ткани или концы;
  • Все действия по перемещению, снятию, установке колес грузовой машины должны быть механизированы. Это правило так же касается прицепов/полуприцепов;
  • Если используется подъемное оборудование, под колеса, которые не поднимает, подкладывают упоры(башмаки). Под подвешенную часть ставят подставку;
  • Если на накачиваемой шине замочное кольцо установлено в неправильном положении, нужно спустить колесо, поставить его правильно;
  • Перед установкой колеса, обязательно проверяется целостность замочного и бортового кольца;
  • Демонтаж шин происходит на специально стенде или съемным инструментом. Перед этим нужно спустить воздух.
     

Во время работы

Требования ОТ предполагают следующие меры безопасности при шиномонтажных работах:

  • Знать и соблюдать требования инструкции по охране труда, техники безопасности, а также внутреннего трудового распорядка;
  • Если операция проводится на стенде демонтажа, необходимо надеть кожух на редуктор;
  • Использовать только безопасные методы во время монтажа, ремонта и технического обслуживания шин;
  • Осматривать внутренности колеса при помощи расширителя;
  • Оборудованием и инструментами должны пользоваться обученные мастера;
  • Посторонние предметы доставать из резины клещами;
  • Подкачка и накачка шин происходит только при использовании предохранительных устройств в специально подготовленном для этого месте.

Также в инструкции по охране труда должны быть закреплены действия, выполнять которые запрещено:

  • Бить по замочному колесу кувалдой, молотком или другим инструментом во время закачки воздуха;
  • Выбивать диск при помощи кувалды;
  • Для монтажа использовать сломанные бортовые/замочные кольца, диски, обода колес;
  • Устанавливать резину на не подходящие ей по размеру диски;
  • Для удаления посторонних предметов из шины использовать шило, отвертку, нож или другие подобные инструменты.
     

В аварийных ситуациях

Если во время работы возникает аварийная ситуация, техника безопасности на шиномонтажном участке должна содержать действия сотрудника. В ИОТ прописываются все возможные сценарии, с причинами их возникновения и этапами устранения аварии. Это необходимо, чтобы автомеханики четко понимали, что им нужно делать, не паниковали. В таком случае получится избежать жертв и разрушений.

Эта часть ИОТ разрабатывается индивидуально на основе оборудования или инструментов, используемых в автосервисе. Например, при возгорании нужно прекратить работу, сообщить в пожарную службу и скорую помощь, уведомить руководство, а также применить огнетушитель (если это безопасно) или другое средство для тушения пламени.

При несчастном случае должен быть предусмотрен другой порядок действий:

  1. Соблюдая технику безопасности, отдалить травмированного от источника опасности.
  2. Оказать пострадавшему первую помощь.
  3. Вызвать бригаду скорой помощи, если это требуется.
  4. Сохранить обстановку несчастного случая в СТО для дальнейшего расследования, если это безопасно.
  5. Сообщить руководителю.
     

По окончании работ

После окончания смены каждый работник шиномонтажного участка должен:

  • Снять спецодежду/СИЗ;
  • Убрать инструменты в места их хранения, выключить оборудование;
  • Убраться на рабочем месте;
  • Сообщить руководителю о проблемах и неисправностях, замеченных во время смены;
  • Вымыть руки и принять душ. При этом нельзя применять вещества с сильным химическим действием.

Действия прописываются для каждого предприятия отдельно. Они зависят от оборудования и инструментов, используемых в автосервисе.
 

Утверждение и ознакомление

Готовая ИОТ должна согласоваться с представителем сотрудников, например, членом профсоюза. Ее инженер по ОТ должен утвердить у главного технолога, а также руководителя автосервиса. Все сотрудники должны быть ознакомлены с содержанием документа во время инструктажа. Также он должен быть доступен для них в любой момент.
 

Срок действия и пересмотр

Любая инструкция по охране труда должна пересматриваться раз в 5 лет. Инженер по ОТ должен составить новый документ, отталкиваясь от изменений, произошедших на предприятии, например, было куплено новое оборудование. Также ИОТ должна быть пересмотрена при выходе нового приказа или распоряжения Министерства труда, если они затрагивают отрасль.
 

Заключение

Работнику любого шиномонтажного участка угрожает опасность. Некоторые связаны с плохими условиями работы, другие с несоблюдением техники безопасности. Поэтому должна быть составлена инструкция по охране труда, в которой будут прописаны все угрозы и способы их избежать. В таком случае риск несчастного случая или аварийной ситуации будет минимален. Документ составляется в соответствии с требованиями актуального приказа минтруда.