С шинами связано много разных манипуляций, выполняемых в автосервисе. Иногда достаточно просто их заменить. В других ситуациях можно провести ремонт или восстановить резину. Другие услуги направлены на улучшение управляемости/тяги автомобиля на дороге.
Одна из самых распространенных услуг шиномонтажного сервиса – вулканизация. Этот процесс позволяет преобразовать каучук в резину. Изначальное изделие фиксируется в своей форме. Но вулканизация повышает ряд характеристик каучуковой заготовки:
Благодаря этому, шину становится труднее порвать, она выдерживает серьезный вес, а эксплуатационные характеристики заметно повышаются. С химической точки зрения, при помощи реагента вулканизатор сшивает молекулы каучука в крепкую сетку.
Вулканизация – это один из способов отремонтировать шину. Она «заживляет» рубцы, порезы и другие повреждения на резине. Таким образом, поврежденное колесо можно будет снова использовать. Но для этого процесса требуется специальное оборудование и подходящие химические составы.
Кроме вулканизации есть еще много услуг по шиномонтажу, требующих использовать сложные инструменты и оборудования. Также для их выполнения нужны специальные знания и навыки. Поэтому случайных людей не допускают к нахождению на шиномонтажном участке. Ошибка мастера может привести к тому, что управляемость машины на дороге снизится.
Чтобы работать в сервисе на этом участке, нужно получить специальность «мастер-шиномонтажник». Она подходит для выполнения базовых задач по замене, ремонту и восстановлению шин. Но после этого мастер может продолжать учиться, чтобы решать более сложные задачи. Выделим специальности людей, работающих на шиномонтажном участке:
У каждой профессии есть своя специфика, связанная с определенными угрозами. Поэтому техника безопасности регламентирует все процессы, происходящие на участке шиномонтажа. Соблюдение этих правил позволит не допустить несчастных случаев/аварий на рабочем месте, а также повысит качество результата.
До работы по вулканизации и шиномонтажу допускают только люди, соответствующие определенным требованиям:
Остановимся на образовании шиномонтажника подробнее. Раньше работать мастерами в шиномонтаж шли после окончания ПТУ. Но сейчас машины стали сложнее, оборудование требовательнее к навыкам, а услуги востребованнее. Поэтому на мастеров учат в технических колледжах, техникумах и университетах. Чем выше ступень образования, тем больше квалификация и тем больший перечень работ человек сможет выполнять.
Во время учебы человек учится, как:
Перечень знаний/умений отличается в разных учебных заведениях. Поэтому квалификация работника и оборудование, с которым он сможет работать будут разными. Во время учебы мастера изучают математику, химию, физику, чтобы точно понимать, какие процессы происходят. Также предусмотрено практическое обучение, чтобы человек получил навыки и умения.
Перед допуском к работе сотрудник должен пройти обязательное медицинское обследования. В рамках него он пройдет несколько основных врачей. Если они не выявят противопоказаний к работе на шиномонтажном участке, ему можно будет начинать работать. Все мастера должны проходить медицинский осмотр раз в 1 год. Также обследование проводится внепланово по желанию работодателя или при подозрениях на противопоказания.
Требования безопасности при шиномонтажных работах предусматривают организацию определенных условий. При них риск получить травму или создать аварийную ситуацию будет минимальным. Например, всем сотрудникам должны быть выданы средства индивидуальной защиты в соответствии с их специализацией. При этом спецодежду и СИЗ нельзя использовать для нерабочих целей. Подробнее рассмотрим требования к условиям в автосервисе.
Все оборудование и инструменты должны находиться в исправном состоянии. Для этого нужно регулярно проводить их осмотр или диагностику, если речь идет об технически сложных устройствах. При выявлении критических дефектов, которые могут привести к травме, использовать инструменты или оборудование не допускается. Нужно починить их или заменить новыми.
Нельзя использовать для работы неподходящие для нее инструменты. Все потенциально опасные устройства и инструменты должны храниться в местах, недоступных посторонним. Стационарное оборудование должно включаться только перед началом манипуляций и выключаться после их окончания. Все устройства эксплуатировать в соответствии их инструкцией, техникой безопасности, предусмотренной для них.
Шиномонтажный участок должен быть чистым перед началом смены. Не допускается складирование мусора, личных вещей или посторонних предметов в зоне для шиномонтажа. Освещения должно быть достаточно для проведения планируемого монтажа.
Полы в производственном помещении должны иметь гладкую поверхность, которая не скользит. Также они должны быть ровными, целыми, устойчивыми и не иметь серьезных дефектов. Перед началом смены и после ее окончания мастер должен привести свое место работы в порядок: убрать мусор, инструменты, оборудование, отмыть грязь, подмести мелкий мусор, если этим не занимается уборщик.
Шиномонтажник работает в одной зоне с другими автомеханиками, поэтому ему угрожают опасности, связанные не только с шинами. Кроме того, существует ряд угроз, связанных непосредственно с его сферой деятельности. Во время шиномонтажа действует ряд опасных факторов:
Некоторые опасности связано с условиями работы, поэтому могут быть устранены, если нормы охраны труда и техники безопасности будут соблюдаться. Например, негативное влияние плохого освещения на глаза исправляется установкой дополнительных ламп.
За соблюдением требования охраны труда должен следить инженер по ОТ, руководитель автосервиса. А также бригадиры отдельных участков, в данном случае – шиномонтажной зоны. При грубом нарушении наказывается сотрудник, допустивший его.
Наказание предусматривает штраф. При этом, для инженера по ОТ и мастера он небольшой. Но на ИП или юридическое лицо налагается штраф, сумма которого может достигать сотен тысяч. Если, в результате нарушений требований ОТ кто-то получил тяжелую травму или умер, работа автосервиса может быть прекращена на несколько месяцев. Повторные нарушения караются жестче, вплоть до уголовного срока.
Чтобы сотрудники знали, какие опасности им угрожают на рабочем месте и, как от них защититься, составляется инструкция по охране труда. В ней прописываются все этапы деятельности на шиномонтажном участке: до, во время и после работы. Отдельным пунктом идут действия при аварийной ситуации. В каждом случае прописываются конкретные действия сотрудников, находящихся на участке.
Подготовкой ИОТ должен заниматься по ОТ. Он должен составить инструкции, учитывая все нюансы последних законов, нововведений в трудовой кодекс и правила ОТ. Вы можете найти образец инструкции по охране труда для автосервисов на сайте Министерства Труда. Но каждый документ разрабатывается индивидуально, с оглядкой на специфику конкретного участка и опасности, которые на нем присутствуют.
Для примера рассмотрим основные требования, выдвигаемые к работам на шиномонтажном участке. Зная их, вы сможете составить ИОТ для своего предприятия.
Общие требования к рабочему процессу при шиномонтаже основаны на приказе Министерства труда и социальной защиты от 06.02.2018. Здесь прописаны требования к допускаемым в автосервис сотрудникам, которые были описаны ранее.
Рассмотрим другие требования безопасности при проведении шиномонтажных работ:
Действия сотрудника перед началом монтажа тоже должны быть прописаны в инструкции по охране труда. Закон, нормы предполагают следующие требования:
Требования ОТ предполагают следующие меры безопасности при шиномонтажных работах:
Также в инструкции по охране труда должны быть закреплены действия, выполнять которые запрещено:
Если во время работы возникает аварийная ситуация, техника безопасности на шиномонтажном участке должна содержать действия сотрудника. В ИОТ прописываются все возможные сценарии, с причинами их возникновения и этапами устранения аварии. Это необходимо, чтобы автомеханики четко понимали, что им нужно делать, не паниковали. В таком случае получится избежать жертв и разрушений.
Эта часть ИОТ разрабатывается индивидуально на основе оборудования или инструментов, используемых в автосервисе. Например, при возгорании нужно прекратить работу, сообщить в пожарную службу и скорую помощь, уведомить руководство, а также применить огнетушитель (если это безопасно) или другое средство для тушения пламени.
При несчастном случае должен быть предусмотрен другой порядок действий:
После окончания смены каждый работник шиномонтажного участка должен:
Действия прописываются для каждого предприятия отдельно. Они зависят от оборудования и инструментов, используемых в автосервисе.
Готовая ИОТ должна согласоваться с представителем сотрудников, например, членом профсоюза. Ее инженер по ОТ должен утвердить у главного технолога, а также руководителя автосервиса. Все сотрудники должны быть ознакомлены с содержанием документа во время инструктажа. Также он должен быть доступен для них в любой момент.
Любая инструкция по охране труда должна пересматриваться раз в 5 лет. Инженер по ОТ должен составить новый документ, отталкиваясь от изменений, произошедших на предприятии, например, было куплено новое оборудование. Также ИОТ должна быть пересмотрена при выходе нового приказа или распоряжения Министерства труда, если они затрагивают отрасль.
Работнику любого шиномонтажного участка угрожает опасность. Некоторые связаны с плохими условиями работы, другие с несоблюдением техники безопасности. Поэтому должна быть составлена инструкция по охране труда, в которой будут прописаны все угрозы и способы их избежать. В таком случае риск несчастного случая или аварийной ситуации будет минимален. Документ составляется в соответствии с требованиями актуального приказа минтруда.