ФЗ-196 от 10.12.1995 года – это нормативно-правовой акт, фиксирующий требования к юридическим, физическим лицам и ИП, которые пользуются автомобилями или выполняют коммерческие перевозки. Он стал базовым в области обеспечения БДД. Впоследствии на его основе был разработан ряд других документов, имеющих юридическую силу в России.
Действующие акты позволяют вести учет аварий, проводить плановые мероприятия, обучать водителей, др. Помимо этого, они помогают добиться положительной динамики по количеству аварий, а также последствий, которые возникли вследствие ДТП.
На заметку! Статья 20 ФЗ о безопасности дорожного движения обеспечила прозрачность регулирования конфликтных ситуаций, возникающих в процессе ДД.
Документ сделал работу органов правопорядка более эффективной. Он унифицировал многие процедуры, а также перевел существующие положения в практическую деятельность. Благодаря Федеральному закону реализуются управленческие функции на всех уровнях власти.
В нормативно-правовом акте выделяется несколько категорий пользователей транспортной инфраструктуры: водители, пешеходы, пассажиры. В данном случае шофером может быть как полноправный собственник транспортного средства, так и сотрудник автопредприятия.
Должностные лица, которые допустили работников к управлению машиной попадают под действие ФЗ. При этом водитель несет ответственность как за автомобиль, так и за находящихся в нем людей. Участники ДД должны соблюдать установленные правила. В противном случае на дороге повышается шанс возникновения аварий, заторов и других внештатных ситуаций.
Ст. 23 ФЗ-196 о безопасности дорожного движения устанавливает юридические основы формирования БДД на территории Российской Федерации. Здесь описаны требования, которые относятся к юрлицам, ИП, физлицам при эксплуатации транспортных средств. На положения документа должны опираться все участники дорожного движения.
На заметку! Если в нормативно-правовом отсутствуют ссылки на запрет или возможные действия, должностные лица и граждане вправе обратиться к Конституции Российской Федерации.
Главная цель документа – упорядочить отношения, возникающие при использовании транспортных средств, а также предотвратить возникновение ДТП или пробок. Действующий закон предоставил конкретную регламентацию как для должностных лиц, так и рядовых граждан. Помимо этого, он сформировал гибкий механизм по выполнению описанных требований и классифицировал ряд процедур по обеспечению БДД.
Назначение:
Федеральный закон разрабатывался и принимался с целью улучшения деятельности или сегмента общественного устройства. В нем поэтапно описаны шаги, а также требования, обязательные к исполнению.
Основы законодательной базы по БДД контролируются специальными подразделениями: ГУОБДД МВД, Росавтотрансом, Минтрансом, Росстандартом. Отдельные аспекты находится в юрисдикции Минздрава и Минобрнауки. Эксперты отмечают, что безопасность дорожного движения – это многогранное понятие. В связи с этим разработанные положения должны касаться всех участников ДД.
Федеральный закон-196 действует на:
Все лица, которые эксплуатируют транспортные средство подпадают под действие нормативно-правового акта. Здесь подробно описаны требования в юридические лица и ИП, выполняющим коммерческие перевозки грузов или пассажиров.
Документ устанавливает, что автопредприятия должны назначить инженера по БДД, а также проводить ряд внутренних мероприятий. Например, технические и медицинские осмотры, организовывать курсы повышения квалификации, др.
В больших организациях следует создать специальный отдел. Его руководителем может стать сотрудник с соответствующим уровнем образования, навыками и умениями. Впоследствии он будет аттестовать штатных водителей, следить за их здоровьем, оформлять документацию.
На заметку! Российская Федерация находится в зоне свободной торговли. В связи с этим положения закона касаются как поставок груза, так и обычной эксплуатации транспортных средств в государствах-членах ЕАЭС.
Деятельность ИП и юридических лиц контролируется и некоторыми другими документами: кодексами, приказами, постановлениями, инструкциями и т.д. Действующие акты были разработаны для уменьшения количества дорожно-транспортных происшествий и создания безопасности на дорогах.
ФЗ-196 закон имеет унифицированную структуру. Он включает 8 разделов и приложения. Прежде всего документ описывает права и обязанности для юридических и физических лиц, ИП. Благодаря закону были упразднены многие барьеры, с которыми встречались должностные лица, а также другие участники дорожного движения.
Раздел |
Описание |
---|---|
Общие положения |
В первом пункте указана информация относительно задач документа, правовые основы и принципы обеспечения БДД. Также здесь присутствует узкая терминология, ее содержание, краткая трактовка |
Госполитика в сегменте обеспечения БДД |
Безопасность дорожного движения формируется с помощью фиксирования полномочий и служебных обязанностей Правительства России, федеральных органов исполнительной власти, ее субъектов |
Программы по БДД |
В третьей части описаны проекты по улучшению безопасности дорожного движения. Для реализации поставленных задач должны разрабатываться федеральные, региональные и местные проекты |
Требования |
В данном разделе описаны требования по обеспечению БДД и когда они могут считаться невыполненными |
Контроль (надзор) |
В пятой главе описано каким образом реализуется контроль по улучшению безопасности на дорогах. Исполняют надзор органы исполнительной власти |
Ответственность за нарушение законов РФ о безопасности дорожного движения |
Нарушения ФЗ влекут за собой наказание. Регулярно Ространснадзор организует проверки. Их периодичность зависит от категории риска, к которому относится юрлицо или ИП. Осмотры могут быть как плановыми, так и внеплановыми |
Международные договоры |
Закон устанавливает, что, если международным договором РФ предусмотрены другие меры, чем в действующем законе, то применяются правила международного соглашения. При этом решения органов, которые противоречат Конституции России, не подлежат исполнению |
В заключительной части указано, что Федеральный закон о БДД вступает в силу со времени его официальной публикации.
Законодательная база РФ устанавливает права и обязанности участников движения. Последний раз положения ФЗ-196 редактировались в декабре 2021 года. На официальном сайте ведомства опубликован документ с внесенными правками. Согласно нормативно-правовому акту, юрлица и ИП, которые занимаются коммерческими перевозками или эксплуатируют хотя бы одно транспортное средство, должны обеспечить безопасность на дорогах.
На заметку! Документ был отредактирован для более эффективной организации ДД на основании используемых процедур.
Ст. 20 закона о безопасности дорожного движения описывает правила по обеспечению БДД, предъявляемые к:
Данная часть содержится в 4 разделе Федерального закона.
Безопасность дорожного движения – это совокупность мероприятий, которые направлены на снижение количества ДТП, их тяжесть и последствия. Для эффективного регулирования было разработано несколько законов и нормативно-правовых актов. В действующих документах подробно описаны права и обязанности участников дорожного движения на дорогах общего или специального пользования.
В соответствии с действующими правилами РФ, компании должны оформлять внутренние приказы и постановления, обеспечивающие БДД. Помимо этого, перед организациями стоит задача регулярно проводить технически осмотры автомобилей, находящихся в эксплуатации. Если на предприятии нет должностного лица, ответственность за несоблюдение норм автоматически возлагается на руководителя транспортного участка или главного механика.
Юридические лица и ИП должны сформировать условия для повышения квалификации шоферов и других сотрудников. Помимо этого, на предприятии нужно создать стоянку транспортных средств и выделить ответственного за БДД.
Назначить на должность инженера можно только сотрудника, имеющего нужный уровень образования и стаж работы. Для этого он должен предварительно пройти курсы обучения и сдать аттестацию. Приступить к выполнению своих служебных обязанностей могут только работники, которые сдали тестирование.
На заметку! Юрлица и ИП должны придерживаться норм организованной перевозки группы детей автобусами, а также соблюдать правила эксплуатации автомобилей.
ФЗ действует по отношению к ИП и юридическим лица, которые:
Если автопарк организации состоит из более десятка автомобилей, необходимо сформировать специальный транспортный отдел. В таком случае на предприятии должно работать несколько сотрудников по БДД.
Требования 20 статьи устанавливают обязанность по проведению технических и медицинских осмотров. Проверка транспортных средств производится каждый день перед выездом машины со стоянки. Данные обязанности возлагаются на сотрудника, который был назначен соответствующим приказом. При этом он должен иметь профильное образование, нужный уровень навыков и знаний.
Положения статьи по отношению к юридическим лицам и ИП:
Согласно закону, эксплуатировать машины при наличии у них технических поломок или неисправностей запрещено, поскольку это создает угрозу движению на дороге.
В 3 части статьи содержатся требования по обеспечению БДД для физических лиц.
ФЗ-196 распространяется на физлиц, которые эксплуатируют грузовые автомобили, разрешенный вес которых превышает 3500 килограммов, а также автобусы.
Требования к физическим лицам:
Помимо этого, физическим лицам нужно придерживаться правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом.
Статья 23 ФЗ-196 о безопасности дорожного движения обязывает проводить медицинские осмотры для сотрудников, работа которых связана с эксплуатацией автомобилей. Водитель должен проходить комиссию не реже 1 раз в год. Проводить медицинский осмотр могут только аккредитованные на это учреждения. Для диагностики сотруднику выдают направление под роспись. Подписывает документ руководитель или уполномоченное на это лицо.
Медицинское обеспечение включает в себя:
Данные требования являются обязательными к исполнению.
Медицинский осмотр водителей – это дополнительное мероприятие, которое позволяет выявить патологические изменения в здоровье сотрудника. Во время контроля медработник проверяет весь штат водителей. Таким образом внутри предприятия выделяется «группа риска», в которую входят шоферы с хроническими заболеваниями или тягой к алкоголю/наркотическим веществам. По отношению к данным сотрудникам устанавливаются более жесткие меры контроля, а также порядок и периодичность проведения обследований.
На заметку! В результате диагностики медицинский работник определит водителей, которые по медицинским ограничениям не могут быть допущены к управлению автомобилем.
Регулярные медосмотры водителей – эффективный способ обеспечения БДД, а также сокращения количества аварий. Прежде всего врач выслушает жалобы пациента, проверит состояние кожных покровов и слизистых. Далее проводится термометрия, измерение артериального давления и пульса.
На следующем этапе проводится забор анализов, определяющих наличие или следы алкоголя, а также психотропных веществ. Для этого медик предоставляет водителю экспресс-тест и прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе. При наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха шоферу будет назначен дополнительный анализ мочи.
В конце медик осмотрит состояние зрачков и склер. Забор крови при проведении диагностики запрещен. После контроля врач вынесет решение о допуске водителя к управлению транспортным средством.
Медработник фиксирует результаты осмотра в специальном журнале. Ведется он в соответствии с рекомендованной формой. Ответственность за оформление документа лежит на враче, который реализует контроль физического и психического состояния штата. В соответствии с актами, журнал регистрации должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью предприятия или медучреждения.
Помимо этого, по итогам проверки в путевом листе ставится штамп. Отметка дополнительно заверяется личной подписью медработника. Без штампа водитель не сможет приступить к работе и выполнять свои служебные обязанности.
Противопоказания:
Отстраненный работник должен явиться в рабочие часы к дежурному врачу поликлиники. Допуск к управлению транспортным средством для лиц, страдающих от гипертонической болезнью или явной гипотонией, осуществляется на основании рекомендаций лечащего врача.
Требования ФЗ-196 могут быть изменены или исключены в отношении участников экспериментального правового режима в сегменте цифровых инноваций. Данная программа утверждена Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ.
Пострадавшим в ДТП должна быть оказана первая помощь, которая заключается:
ФЗ-196 от 1995 года – это нормативно-правовой акт, в котором отображены требования к юридическим, физическим лицам и ИП, эксплуатирующим транспортные средства. Главное назначение документа – урегулировать отношения, возникающие на дорогах общего или специального назначения, а также предотвратить возникновение аварий или заторов. Разработанный закон предоставил подробную регламентацию как для должностных лиц, так и рядовых граждан.
Согласно правовым основам РФ, каждое автопредприятие должно разрабатывать внутренние приказы и постановления, обеспечивающие БДД. Помимо этого, перед компаниями стоит задача регулярно проводить осмотр автомобилей механиком. Если в компании не назначают должностное лицо, ответственность за несоблюдение требований автоматически возлагается на начальника транспортного участка или главного механика.