Предрейсовый осмотр – это обязательное медицинское освидетельствование, которое проходят водители перед осуществлением перевозки. Проводить обследование может исключительно специалист, имеющий на руках необходимые сертификаты.
Предрейсовые медосмотры проводятся для того, чтобы не допустить к управлению транспортным средством нетрезвого или больного водителя. Это позволяет:
Помимо предрейсового, существует и послерейсовый осмотр. Его должны проходить только те водители, которые занимаются перевозкой пассажиров и опасных грузов. Такое обследование позволяет выявить степень воздействия ОПФ на организм человека.
Внимание! Если по результатам обследования врач установит, что водитель употребил спиртное накануне поездки, то он не допустит такого сотрудника к рейсу.
О необходимости проведения предрейсовых осмотров говорится в следующих нормативно-правовых актах:
Внимание! Если ИП решит выйти в рейс самостоятельно, то ему тоже потребуется посетить медпункт.
Согласно действующим нормативно-правовым актам, проходить предрейсовые осмотры обязаны все сотрудники, которые занимают должность водителя на предприятии. Водительский стаж и тип трудового договора – не имеют значения. Организацией и финансированием обследований должен заниматься работодатель.
В качестве исключения можно выделить шоферов экстренных служб, которые могут пренебречь посещением медика перед вызовом. Они проходят предсменный осмотр один раз в самом начале рабочего дня.
Должны проходить обследования для получения медицинской справки. Сотрудники контролирующих органов не будут смотреть на наименование и деятельность предприятия.
Если сотрудник во время рабочего дня перевозит какие-либо грузы или коллег, то он должен позаботиться о получении соответствующей отметки от доктора. Она в обязательном порядке проставляется в путевом листе после прохождения освидетельствования.
Шоферы, передвигающиеся на личном авто, могут попытаться избежать штрафа, если столкнутся с сотрудниками ГИБДД. Этого нельзя сказать о водителях, которые используют транспортное средство компании. Экспедитор должен позаботиться об оформлении документа, подтверждающего факт прохождения обследования.
К спецтехнике принято относить:
Для водителей спецтехники важно стабильное психологическое состояние. Оно отслеживается на предрейсовых и послерейсовых осмотрах. Если медик усомнится в здоровье пациента, то он выпишет ему направление к психиатру.
Шоферы такси обязаны регулярно проходить предрейсовые осмотры. Чтобы владельцу таксопарка сэкономить на проведении обследований, он может приобрести аппаратно-программный комплекс. Его наличие позволит проводить освидетельствования дистанционно.
Все медосмотры водителей распределяются по периодичности прохождения.
Осмотр проводится в начале рабочего дня для выявления у водителя симптомов какой-либо болезни или алкогольного опьянения. Шофера, употребившего спиртное, нельзя допускать к управлению транспортным средством. Об этом четко говорится в действующих нормативно-правовых актах. Нарушение данного требования чревато большими штрафами.
В отличие от предрейсовых, такие осмотры проводятся в конце рабочего дня для выявления признаков воздействия опасных производственных факторов на организм человека. Обследования после рейса в обязательном порядке должны проходить водители, которые перевозят пассажиров и опасные грузы.
Внимание! Под опасными грузами принято подразумевать материалы и вещества, которые способны нанести вред здоровью человека.
Такие осмотры нужно организовывать на логистических предприятиях один раз в два года. Они позволяют наблюдать за состоянием здоровья работников, а также своевременно выявлять начальные формы профессиональных заболеваний.
Внимание! Результаты периодического осмотра помогают сформировать группы риска.
Проводить предрейсовые осмотры может исключительно специалист:
Также медицинские осмотры может проводить медсестра со средним медицинским образованием. Важно упомянуть о том, что у нее должен быть сертификат и свидетельство о повышении квалификации.
Внимание! Чтобы получить свидетельство о повышении квалификации, потребуется пройти соответствующие курсы.
Если мы говорим об организации, то у нее в обязательном порядке должна иметься лицензия. Это разрешительная документация, которая выдается государственным органом после проведения проверок. Также клиника должна соответствовать следующим требованиям:
Работодателю достаточно выбрать медучреждение и заключить с ним договор на оказание услуг. В этом документе нужно прописать реквизиты сторон, а также действия, которые следует предпринять при форс-мажорной ситуации.
Внимание! Проверить факт наличия лицензии у организации можно при помощи различных онлайн-сервисов.
Как мы уже упомянули, организацией предрейсовых осмотров занимается работодатель. Он может выбрать один из следующих способов:
Если с первыми двумя пунктами все ясно, то последними возникают вопросы. Именно поэтому мы рассмотрим их подробнее.
Для получения лицензии потребуется выполнить следующие действия:
Пакет бумаг выглядит следующим образом:
Внимание! Некоторые документы необходимо заверить у нотариуса.
Несмотря на то, что удаленные медосмотры формально не узаконены, они обладают следующими преимуществами:
Чтобы лучше понимать, как работает терминал, следует ознакомиться с процедурой:
Порядок прохождения предрейсового осмотра в очной форме выглядит следующим образом:
Если у водителя будут выявлены противопоказания к управлению транспортным средством, то медик выпишет ему направление в больницу.
Внимание! Сведения о медосмотре в обязательном порядке заносятся в журнал учета. Этот документ должен быть прошнурован и пронумерован.
Если к рейсу будет допущен водитель, не прошедший медицинский осмотр, то работодателя ждет ответственность. За нарушения, допущенные при выполнении процедуры, взыскивается штраф. Его размер составляет:
В некоторых случаях халатность работодателя может привести к уголовной ответственности. Виновному лицу грозит наказание в виде лишения свободы.
Внимание! Проверить факт проведения медосмотров на предприятии могут сотрудники контролирующих органов (Ространснадзор, Росздравнадзор, Роспотребнадзор, трудовая инспекция).
Согласно действующим нормативно-правовым актам, медицинские осмотры могут проводиться исключительно в специально оборудованной комнате.
Требования к медицинскому кабинету для предрейсового осмотра прописаны в письме №2510/9468-03-32 «О предрейсовых осмотрах водителей транспортных средств».
Фото кабинета для предрейсовых осмотров:
Минимальные размеры помещения должны составлять не менее 12 кв. м. Высота полотков – не менее 2,6 метров.
В медпункте обязательно должна иметься лаборатория и санузел.
Освещение должно быть комбинированным: естественное и искусственное.
Внимание! На окна следует повесить жалюзи, чтобы избежать прямого воздействия солнечных лучей.
Поверхность стен должна быть гладкой, чтобы их было легко отмыть от загрязнений.
Пол должен прилегать к основанию. Стыки линолеума следует спаять.
В кабинете в обязательном порядке должен быть следующий инвентарь:
Медпункт должен быть оснащен следующим образом:
Если в кабинете не будет какого-либо из перечисленных предметов мебели, то работодатель не получит лицензию.
Проводить медицинские осмотры на территории предприятия без лицензии – запрещено. Нарушитель будет вынужден нести ответственность. Об этом четко говорится в Кодексе об Административных Правонарушениях.
Размеры штрафов:
Внимание! Требования СанПиН к медкабинету для прохождения предрейсового медосмотра обязательны к соблюдению.
Из статьи мы выяснили, что представляет стандарт оснащения кабинета предрейсового осмотра для лицензирования. В помещении в обязательном порядке должно быть необходимое оборудование. Игнорирование этого требования чревато большими штрафами, которые будут взысканы с работодателя.