Мы работаем по всей России

Консультация
Заполните форму и мы вам перезвоним
Имя
Телефон

Системы пожаротушения на судне оборудование и схемы

Общие сведения

Пожарная безопасность представляет собой неотъемлемую часть каждого транспортного средства или здания. Возгорания на суднах часто принимают внушительные размеры и оборачиваются не только утере материально-имущественных ценностей, но и летальными исходами. Развитие аварии на кораблях значительно отличается от аналогичных процессов на наземных транспортных средствах. Данное явление обусловлено особенностями конструктивно-планировочных решений, наличием развитой системы вентиляции и кондиционирования воздуха, а также характером пожарной нагрузки.

Практика тушения возгораний на суднах свидетельствует, что главным препятствием при проведении аварийно-спасательных работ здесь являются дым и стремительно нарастающая температура. Как правило, ликвидация пожара на корабле осуществляется в условиях недостаточного естественного освещения, высокой теплопроводности конструкций при большой скорости распространения открытого огня по коридорам, шахтам трапов и вентиляционных камер. Противопожарные системы на судне – это важнейшее оборудование, без которого невозможно обеспечить требуемый уровень безопасности.

На заметку! Экипаж может самостоятельно потушить пожар на корабле только в 30% случаев.

Использование автоматических систем пожаротушения связано с необходимостью повышения тактических возможностей пожарно-спасательных подразделений. Актуализируют данную проблему и опасные факторы, которыми сопровождаются аварии на кораблях – задымленность, множество помещений, опасность крена судна вследствие залива водой, прочее.

Особенности развития пожаров в морском транспорте:

  • высокая вероятность взрывов при погрузке или выгрузке, столкновении, неисправности механизмов и т.д.;
  • неконтролируемый разлив нефтепродуктов;
  • распространение горения на слой нефтепродуктов, пирс, другие причальные и береговые сооружения;
  • образование взрывоопасных смесей.

Автоматические системы пожаротушения на судне позволяют ликвидировать возгорание за счет ввода огнетушащего вещества нужного типа и нормируемой интенсивностью.


 

Судовые системы пожаротушения

Для защиты судов от возгораний их оборудуют установками и системами пожаротушения. При больших размерах кораблях устанавливают сразу несколько видов АСП, который имеют локальный принцип действия и обслуживают определенный участок транспортного средства. Правильная комплектации судов противопожарными системами исключает воздействие опасных факторов как на экипаж, так и материально-имущественные ценности.

Суть работы систем пожаротушения достаточно проста. Как правило, уровень температуры в помещении снижается за счет теплоемкости огнетушащего вещества, пленка которого равномерно перекрывает зону горения. При этом пар постепенно вытесняет кислород и тем самым осаждает частицы дыма. Стандартный алгоритм может несколько меняться в зависимости от того, какая система была установлена на судне и какой тип огнетушащего вещества задействуется для ликвидации ЧС.

На заметку! Система тушения пожара позволяет устранить очаг горения как в зачатке, так и в активной фазе.

Эффект от АСП может сохраняться в течение получаса, что позволяет исключить возникновение повторного возгорания. Современное противопожарное оборудование на судне – действенный метод борьбы с огнем.
 

Назначение

В 2023 году системы пожаротушения стали самым популярным средством ликвидации ЧС техногенного и естественного характера. Такое оборудование абсолютно безвредно для людей и окружающей среды, поэтому могут быть установлены на любом объекте защиты. Главное назначение АУПТ – это подача огнетушащего вещества к очагу возгорания. Используются такие установки при тушении всех типов пожаров: от А до F.

Пожарное оборудование на судне, функции:

  • подавление открытого огня на маленьких и больших площадях;
  • создание водяной завесы;
  • устранение ЧС в местах с массовым скоплением людей;
  • тушение возгорания на сыпучих и волокнистых веществах;
  • предотвращение повторного воспламенения, др.

При правильной установке и эксплуатации АУПТ позволяют оперативно потушить пожар и исключить негативные последствия, включая человеческие жертвы и утерю имущества.
 

Основные требования

Возгорания на суднах несут огромную угрозу, поскольку быстро распространяются по большим территориям, могут затронуть несущие конструкции и тем самым запустить цепную реакцию. Организация пожарной безопасности регламентируются на законодательном уровне. Главные требования к системам пожаротушения изложены в Федеральном законе от 22.07.2008 N 123-ФЗ и Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ. Помимо этого, в России действуют и другие регламенты, имеющие реальную юридическую силу.

Нормативная база:

  • СП 5.13130;
  • НПБ 88-01;
  • СНиП 2.04.09-84;
  • ГОСТ 57974-2017, др.

Утвержденные стандарты рассматривают разные аспекты производства, монтажа и эксплуатации систем пожаротушения. Все положения локальных нормативных актов обязательны к исполнению.
 

Классы пожаров на судне

В мировой практике все пожары делятся на 5 групп и представлены в виде таблицы. Классификация возгораний производится на основании вида горящего вещества и обозначаются латинскими буквами от А до Е. Каждый из них имеет предпочтительные методы пожаротушения.

Обозначение

Описание

А

В данной группе пожаров горение наблюдаете на твердых, образующих золу материалах органического или синтетического происхождения. Присутствует – тление, которое может привести к повторному возгоранию.

В

Пожары класса В подразумевают горение ГЖ, газов, жиров, плавящихся материалов.

С

Горение газов.

D

Возгорание ГМ.

Е

Пожары на электроустановках под напряжением.

Важное условие для полной ликвидации возгорания – это сбор информации об объекте горения. Нерациональное или неправильное использование огнетушащего вещества может привести к критической ситуации.
 

Обнаружение пожара

Своевременное обнаружение возгорания на судне является залогом его успешной локализации и ликвидации с минимальным ущербом. В законодательстве пожар описан как природно-техногенное явление, сопровождающееся утерей материально-имущественных ценностей и создающее угрозу жизни человека. Часто он сопровождается и другими физическими или физико-химическими процессами, в том числе взрывами. Вследствие таких катастроф происходит частичное или полное разрушение суден, повреждение электрооборудования, массовая гибель людей, прочее.

Признаки, по которым можно обнаружить возгорание:

  • запах гари;
  • дымовая завеса;
  • отблески огня;
  • звук потрескивания;
  • плохая работа электрическим лампочек.

Для обнаружения возгорания на судне устанавливаются системы пожарной сигнализации. В качестве извещателей используются тепловые, дымовые, световые, ионные и другие устройства. Срабатывают они при обнаружении разных опасностей: повышении температуры, задымленности или огне. В таком случае тревожный сигнал передается на управляющий блок. Здесь поступившее сообщение обрабатывается и транслируется далее – на пуль или сирену. На следующем этапе включается световое или звуковое оповещение.

На заметку! Система пожарной безопасности создается для обеспечения необходимого уровня защищенности судна.

 

Главная система пожаротушения

Главная система пожаротушения выбирается на основании класса возможного возгорания, площади корабля и его конструктивно-планировочных решений. Транспортные средства, осуществляющие перевозку пассажиров, должны оборудоваться АСП с огнетушащими веществами, которые безопасны для людей. Для таких кораблей отлично подойдут установки водяного и пенного типа.

В танкерах лучше предусматривать системы пожаротушения на основе порошка. Если судно перевозит технику или материально-имущественные ценности, лучше отдавать предпочтение углекислотным установкам.
 

Предупредительные меры

По данным Ространснадзора пожары на российских морских и речных суднах в среднем составляют 8% в год от общего числа аварий. В связи с этим разработка и внедрение профилактических мер стало первостепенной задачей, стоящей перед государством и должностными лицами. Они призваны предотвратить, а также уменьшить последствия ЧС на кораблях. Требования утвержденных законодательных актов и международных конвенций носят обязательный характер. Главное управляющее звено судна – это центральный пост. Здесь сосредоточены все средства и индикации:

  • стационарная сигнализация;
  • автоматическая система пожаротушения;
  • панель индикации противопожарных дверей;
  • закрытие, открытие противопожарных дверей;
  • вентиляции.

ПБ на судне обеспечивается путем их правильной конструкции, поддержания в рабочем состоянии пожтехники, а также соблюдения специальных требований. Немалое значение имеет обучение экипажа. Противопожарная подготовка на корабле обязательная для всех его работников. Проводится она непрерывно в соответствии планами, утверждаемыми капитанами. Помимо этого, должны организоваться практические учения (в условиях, которые максимально приближены к реальным). Отдельные требования касаются противопожарного инвентаря.
 

Общие правила

При обнаружении возгорания или срабатывании сигнализации члены экипажа должны немедленно сообщить через ближайший извещатель или любым другим способом об этом вахтенному начальнику. Не дожидаясь дальнейших инструкциях, необходимо загерметизировать очаг, не допуская при этом сквозняков и его дальнейшего распространения по сквозным отсекам. Далее работникам следует постараться ликвидировать огонь с помощью имеющихся на корабле первичных средств пожаротушения. После прибытия на место ЧС командного состава важно доложить об обстановке и действовать в соответствии с распоряжениями.

На заметку! Регистрировать необходимо даже те возгорания, которые были прекратились сами собой.

При получении сообщения о пожаре вахтенный начальник должен включить тревогу. Как только определен тип возгорания, принимается решение о применении того или иного огнетушащего вещества. Небольшой очаг может быть ликвидирован несколькими членами экипажа. При масштабной ЧС требуется оперативное определение задач, координация сил и средств. На всех тапах пожаротушения следует поддерживать непрерывную связь с судовладельцем. В случае необходимости дополнительно подготавливаются спасательные шлюпки.
 

Особенности тушения в различных частях судна

Тушение пожаров в различных частях судна имеет свои особенности. При проведении аварийно-спасательных работ необходимо учитывать класс опасности корабля.
 

В жилых и служебных отсеках кораблей

Как правило, служебные и жилые отсеки кораблей расположены в надстройке на разных палубах и соединяются между собой при помощи разветвленной сети траповых маршей и шахт. Выход на открытую палубу осуществляется только через коридоры.

Особенности развития возгораний в жилых и служебных помещениях:

  • наличие горючих веществ и материалов;
  • быстрое задымление помещений;
  • наличие скрытых путей распространения возгорания.

С учетом данных особенностей развитие пожара протекает по типовой схеме. Из-за малой высоты помещения и разной пожарной нагрузки огонь здесь затрагивает все поверхности в течение 10 минут, что делает возгорание объемным. Через открытую дверь ОФП переходит в коридоры, где горение распространяется по отделке и теплоизоляции. Для ликвидации возгорания в жилых и служебных отсеках корабля используется вода или пена. В труднодоступных местах предусматриваются углекислотные огнетушители и бромэтиловые составы.
 

Тушение пожаров боеприпасов на кораблях

Для защиты боеприпасов и балластов на корабле от возгорания устанавливают системы орошения и затопления. При их отсутствии или несрабатывании погреб затапливается по распоряжению командира спасательного отряда.
 

В моторных отделениях кораблей

Моторные отделения кораблей характеризуются наличием топлива и масла, горение которых вызывает быстрый нагрев конструкций. Помимо этого, здесь существует риск образования взрывоопасных концентраций. Ликвидация возгорания в моторном отделении может проводиться с использованием воды, пены, пара или инертных газов (СО2).

Алгоритм действий:

  • отключить приточную вентиляцию;
  • обесточить электрооборудование;
  • перекрыть трубопроводы;
  • остановить все вращающиеся механизмы;
  • спустить воздух из баллонов;
  • загерметизировать входы, люки, прочее;
  • охладить водой борта, палубы и переборки.

При тушении пожара необходимо вести постоянный контроль за обстановкой и действиями экипажа.
 

Виды

Производители выпускают разные судовые средства пожаротушения, которые отличаются по нескольким характеристикам: типу огнетушащего вещества, конструктивное исполнение, способ тушения, метод запуска, область применения. Все АСП направлены на локализацию и дальнейшую ликвидацию возгорания на судне.
 

Водяная

Водяная система пожаротушения на судне представляет собой кран. Как правило, устанавливаются они в коридорах и проходах, а также пассажирских зонах. Лучше всего вода борется с пожарами класса А. Помимо этого, стандартами допускается использование тонкораспыленной водой при ликвидации горючих жидкостей (В). В таком случае подача огнетушащего вещества происходит в виде небольшого потока воды или капель.

Из чего состоит система водяного пожаротушения на судне:

  • трубопровод;
  • вентиль;
  • рукав;
  • ствол.

Пожарный кран вводится в действие ручным методом. Находится он в специальном шкафчике. Чтобы попользоваться ПК, необходимо открыть дверь, размотать шланг по направлению к очагу, повернуть вентиль и насадку.
 

Спринклерная

Спринклерное пожаротушение – это система из трубопроводов с огнетушащим веществом под давлением. Такое оборудование приводится в действие за счет замка, чувствительного к изменениям окружающей среды. Как только стеклянная колба с реагентом срабатывает, отверстие с ОТВ автоматически закрывается. В таком случае узлы системы фиксируют снижение давления, а насосы включаются. Главное достоинство спринклерных систем пожаротушения заключается в их локальном принципе действия.

В АСП спринклерного типа распылители активируются только в зонах, в которых было зафиксировано превышение пороговых значений. Остальная территория остается нетронутой. Срок службы системы составляет около 10 лет при правильной эксплуатации и регулярном техническом обслуживании. Использованное оборудование нельзя повторно ввести в действие, поэтому его оперативно заменяют аналогичной моделью.

На заметку! Спринклерные системы бывают воздушными, водозаполненными и смешанными.


 

Дренчерная

В дренчерных системах тепловой замок отсутствует, поэтому они реагируют при получении сигнала от датчиков. Требования к АСП данного типа регламентируются ГОСТ P50680-94.

Дренчерные судовые системы пожаротушения, виды:

  1. Розеточные АУПТ направлены на создание водяной завесы, которая будет препятствовать дальнейшему распространению открытого огня, защищать несущие конструкции.
  2. Установки лопаточного типа или с продольными щелями предусматривают на кораблях с горючими веществами или материалами, где возгорание быстро охватывает большую территорию.

Дренчерные автоматические системы пожаротушения многоразовые, поэтому после срабатывания их можно повторно ввести в эксплуатацию. По сравнению с другими установками они оперативнее реагируют на поступивший от датчиков сигнал, подают от 15 до 200 кубометров огнетушащего вещества, модернизируются под воду или под пену.

Единственный недостаток дренчерного оборудования заключается в том, что столь мощный ввод ТВ может нанести вред отделке, оборудованию или материальным ценностям. Помимо этого, такие системы зависимы от внешних источников питания.


 

Пенная

По конструктивному исполнению пенная система пожаротушения практически идентичны водяной. Единственное, что их отличает – это наличие генератора для формирования пены нужной кратности.

Системы пожаротушения способом охлаждения на судне пеной:

  1. Трубка Вентури.
  2. Баки-дозаторы.
  3. Генерирующий электромотор.

Количество огнетушащего вещества в пенных установках может увеличиваться на 2 и более порядка.
 

Порошковая

Порошковые системы подают в очаг возгорания специальный мелкодисперсный порошок, который оперативно охлаждает участки и блокирует поступление кислорода. В результате этого химическая реакция горения прекращается.

Подача порошка в системах данного типа осуществляется с помощью газа высокого давления или путем подрыва специального пиротехнического патрона. Как правило, порошковые АУПТ используются для ликвидации небольших пожаров класса A, B, C, D.
 

Углекислотная

Углекислотные системы используются для ликвидации огня в условиях постоянного поступления кислорода. Попадая на горящую поверхность, вещество охлаждает ее до температур, когда данный процесс становится невозможным. ОТВ в устройстве находится в жидком состоянии. За счет активации механизма смесь начинает превращаться в газ из мельчайших «снежных» кристаллов.

Двуокись углерода выталкивается из баллона за счет нарастания давления. Охлажденный газ распространяется по всему фронту возгорания. Как правило, углекислотные устройства используются при ликвидации возгораний топлива или электрических приборов.
 

Аэрозольная

Огнетушащее вещество в аэрозольной системе пожаротушения состоит из негорючих твердых микроскопических частичек. В таких установках дисперсная среда формируется посредством специальных генераторов. Само ОТВ находится в металлическом резервуаре. Внутри корпуса устанавливается пусковой заряд, а также радиаторы охлаждения.

На заметку! В аэрозольных системах пожаротушения отсутствуют трубопроводы, поэтому для их подключения используются кабели.

Когда система получает тревожный сигнал извещателей заряд в пиропатроне взрывается. Таким образом угнетающее вещество подается под избыточным давлением через сопло.
 

Система «ЛОХ» для подводных лодок

Для защиты подводных лодок от возгораний используется система «ЛОХ», основанная на газе-фреоне. При попадании в очаг горения хладон постепенно блокирует процесс горения за счет связывания продуктов горения со свободными радикалами вещества. Ответвления системы предусматриваются в каждом отсеке, что позволяет запустить оборудование локально в местах возгорания.


 

Заключение

Для защиты судов от возгораний их оборудуют установками и системами пожаротушения. При больших размерах кораблях устанавливают сразу несколько видов АСП, который имеют локальный принцип действия и обслуживают определенный участок транспортного средства. Правильная комплектации судов противопожарными системами исключает воздействие опасных факторов как на экипаж, так и материально-имущественные ценности.