В соответствии с требованиями нормативных актов послерейсовый технический осмотр транспортных средств проводится по завершении автомобилем рейса и постановки его на парковку. Осмотр по завершении рейса необходим, чтобы исключить использование неисправных ТС.
Работа на автомобиле с неисправностями:
Если коммерческая транспортная компания не будет проводить предерейсовый и послерейсовый контроль технического состояния транспортных средств, на нее будет наложен штраф.
Порядок проведения осмотра устанавливается законодательно. Его проводит специально назначенный ответственный человек в организации. Можно также заключить договор с организацией, если содержать специалиста в штате нецелесообразно.
Цель послерейсового контроля – выявление поломок, которые появились при эксплуатации транспортного средства. Они могут быть следствием износа деталей и механического повреждения.
Задачи техосмотра после рейса:
На заметку. Несвоевременное обнаружение и устранение неисправности приводит к существенным убыткам. Каждая деталь должна меняться по достижении определенного уровня пробега. Невыполнение процедур планово-предупредительного ремонта ведет к мнимой экономии. Затраты отсутствуют, но переработка ресурса детали может стать причиной более серьезной поломки. Ремонт окажется дороже по сравнению со своевременной заменой детали.
Послерейсовый технический осмотр автомобиля производится регулярно. Если ТС утром выводится на линию, а вечером оно заезжает на парковку, то процедура проводится по окончании работы. Механик осматривается автомобиль, проверяет детали и узлы согласно регламенту, делает в документах соответствующие отметки.
При продолжительности рейса в несколько дней (международные или междугородние перевозки), послерейсовый техосмотр проводится по завершении рейса. Автомобиль заезжает в гараж или на парковку, его осматривает специалист.
Если на одном ТС работают несколько водителей и в течение одних суток они меняются, осмотр проводится после каждой сдачи смены. Водитель приезжает в гараж или на парковку, сдает ТС, механик проводит процедуру обследования. После нее новый водитель может отправляться в рейс.
Прохождение послерейсового осмотра обязательно для автотранспорта, принадлежащего юридическим лицам. ТС должно быть предназначено для перевозки грузов или пассажиров. Обязательный осмотр проводится для транспортных компаний, таксопарков и пассажирских автопредприятий.
Важно! Проведение техосмотра обязательно даже в случае осуществления перевозки для нужд организации, а не с коммерческими целями. Основание для предрейсового и послерейсового осмотра транспортных средств механиком – принадлежность автомобиля транспортной компании или ИП. Поездка в банк или налоговую с бухгалтером – пример такой поездки. После нее специалист должен проконтролировать состояние ТС.
Если компания приобретает ТС в лизинг, то обязанность предрейсвого и послерейсового контроля лежит на том, у кого оно в собственности. Если по договору лизинга ТС передается в собственность лизингополучателю до окончания выплат, то проводить послерейсовый контроль обязан лизингополучатель. При сохранении собственности за лизинговой компанией, обязанность регулярного обследования лежит на ней, но это технически сложно осуществить, поэтому такие сделки встречаются редко.
Если ТС находится в собственности физического лица, он не обязан проходить такую процедуру. Для него обязательным является предрейсовый осмотр в соответствии с ПДД. Выезжать из гаража или со стоянки можно только на исправном автомобиле. Движение на автомобиле с поломками в рулевом управлении, тормозной системе и т.д. запрещено.
Агрегаторы такси также руководствуются только ПДД. Автомобиль принадлежит физическому лицу, поэтому он не обязан проводить послерейсовый ТО. Обязать водителя такси контролировать техническое состояние своего автомобиля можно только по договору. Для таксопарка регулярный предрейсовое и послерейсовое обследование автомобиля – обязательное.
Компании часто арендуют ТС с экипажем (автомобиль с воителем). Предприятие в таком случае не является собственником ТС, оно только арендует его. Поскольку собственник – физическое лицо, проходить регулярное обследование не нужно.
Помимо послерейсового контроля Приказом Минтранса РФ предусмотрено в 2022 году обязательное проведение предрейсового и предсменного техосмотра. Основное отличие этих видов контроля – время проведения. Предрейсовый осмотр проводится непосредственно перед отправкой автомобиля в рейс или выпуском ТС на линию.
Его цели и задачи – не допустить осуществления перевозки грузов или пассажиров неисправным ТС. Это может привести к ДТП, простою автомобиля и получению убытков. Предрейсовый осмотр может проводиться 1 раз, если продолжительность рейса – несколько дней.
Предсменный контроль проводится перед каждой сменой. Если на ТС работают несколько водителей, то техническое состояние проверяется перед каждой рабочей сменой.
Принадлежащее на праве собственности юридическому лицу ТС, проходит в обязательном порядке предрейсовый (предсменный) и послерейсовый осмотр. Это позволяет регулярно контролировать техническое состояние ТС и оперативно устранять неисправности. В результате снижается риск ДТП и минимизируются убытки по причине простоя или ремонта.
В РФ правила и требования к посрейсовому осмотру устанавливаются нормативными документами трех типов:
Обязательность послерейсового осмотра зафиксирована в Законе о безопасности дорожного движения. В нем отражены:
Ответственность за нарушение закона описана в КоАП. В нем описан состав правонарушения и сумма штрафа за нарушение требований закона о безопасности дорожного движения. В случае ДТП по причине неисправности автомобиля предусмотрена и уголовная ответственность. Она возникает при тяжком вреде здоровью или смерти человека в результате ДТП.
Ключевой приказ Минтранса РФ – утверждающий порядок проведения предрейсового и послерейсвого осмотров. Он выпущен в январе 2021 года, а вступил в силу 01.09.2021 г. Действует по настоящее время. В приказе отражены принципы проведения контрольных мероприятий, их порядок, требования к механику и порядок оформления документов.
Порядок проведения техосмотра после рейса – главный документ для механика транспортной компании. Контролирующие организации, проверяющие деятельность юрилиц в части соблюдения требований безопасности дорожного движения, руководствуются Приказом №9 от 15.01.2021.
Парковка или гараж должны быть соответствующим образом оборудованы, инструменты и приборы – в наличии и исправны. Внутри организации необходимо выпустить нужные приказы и распоряжения. Путевые листы и журналы смотра рекомендуется регулярно и корректно заполнять.
Послерейсовый техосмотр регулирует Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №395, утверждающее структуру Правительства РФ. В него входит положение о Министерстве транспорта РФ, где описаны его цели, задачи, функции и полномочия. В соответствии с документом Минтранс РФ может выпускать приказы, которые обязательны для исполнения, а также организует их исполнение.
В положении закреплено, что Минтранс РФ отвечает за безопасность дорожного движения. Для этого орган может финансировать определенные расходы (их КОСГУ закреплено за Минтрансом РФ), проводить контрольные мероприятия.
Принципы проведения техосмотра, требования контроля разных ТС, этапы проверки и порядок документационного оформления результатов отражены в Постановлении Правительства РФ от 5.12.11 №1008.
Послерейсовый техосмотр может проводить только лицо, соответствующее определенным требованиям. Это должен быть профессионал с необходимым образованием и опытом. Контроль технического состояния – технологичная операция. Если раньше механик должен был уметь определить неисправность по звуку или визуально, то сейчас от него требуется умение разбираться в приборах, правильно прочитать диагностическую карту автомобиля.
От специалиста требуется быстро провести все необходимые процедуры. Только после этого можно отпустить водителя отдыхать. Оперативный техосмотр даст больше времени ремонтной команде на устранение неисправности. ТС не будет простаивать, предприятие не понесет убытки.
В транспортной компании (имеющей соответствующий ОКПД 2) проводить ТО после рейса может штатный аттестованный механик или специальная организация.
Помимо требований к сотруднику, при ТО после рейса есть требования к оборудованию, документальному оформлению результатов. Также в организации необходимо создать внутреннюю документацию, где будет описан порядок осмотра, оформления путевого листа и журнала результатов осмотра.
По итогам осмотра рекомендуется выработать порядок стандартных действий:
Выполнить ТО в соответствии с установленным порядком можно 3 способами. Первый – обучить имеющегося в штате механика.
Важно! С учетом требований к специалисту по проведению ТО (человек должен быть с опытом и образованием в области техники) рекомендуется обучать сотрудника с опытом. Найти опытного сотрудника и оплатить прохождение курсов переподготовки проще, чем ждать, когда он накопит необходимый опыт.
Второй вариант – нанять механика и назначить его ответственным за процедуру. Оба варианта сравнимы по цене. Но новому сотруднику понадобится время на адаптацию.
Третий способ – передать функцию послерейсового ТО на аутсорсинг.
Механик обязан:
Важно! Рекомендуется на должность контролера назначать сотрудника, имеющего образование по специальности, связанной с обслуживаем ТС. Во-первых, оно не требует прохождение курсов профпереподготовки. Во-вторых, при наличии такого образования требования к опыту работу ниже. Можно иметь и высшее образование, но квалифицированный работник требует более высокой оплаты.
Контрольная процедура не должна занимать много времени. Большинство признаков неисправностей специалист может выявить оперативно самостоятельно. Обязательно проводится опрос водителя на предмет наличия необычных шумов и отклонений от стандартной работы ТС.
Специальное оборудование используется для проверки исправности рулевой и тормозной систем. Оно помогает определить соответствие свободного хода рулевого колеса установленным требованиям. Также контролируется работоспособность тормозов. Специальный прибор должен быть на станции, который проверяет исправность системы освещения.
При наличии подозрения на неисправность автомобиля механик может либо провести более тщательную диагностику подручными средствами, либо направить ТС на СТО.
Если регулярный осмотр после рейса проводится штатным механиком, в организации должно быть утвержденное положение о проведении. В нем описывается порядок проведения процедуры, действия механика в случае обнаружения неисправности, ответственность сотрудников за выпуск на линию при наличии поломки в автомобиле.
Проводить техосмотр может и специальная организация. С ней необходимо заключить договор и у нее должна быть лицензия. В договоре обязательные пункты:
Водитель при заезде в гараж или на место стоянки подъезжает к контролеру и предъявляет водительские права, СТС, путевой лист и диагностическую карту автомобиля. Контролер в первую очередь проверяет исправность рулевой и тормозной систем, наличие и целостность зеркал, работоспособность страховочных ремней.
Далее проверяется целостность протектора на колесах, его глубина, исправность приборов освещения и сигналов, звучание клаксона. Осматривается щиток приборной панели. Индикаторы могут подсказать о возможной неисправности ТС. Проверяется работоспособность тахографа, стеклоочистителей.
В автомобиле обязательно должен быть в наличии огнетушитель, аптечка, знак аварийной остановки, трос, домкрат и запасное колесо.
По окончании осмотра ТС после рейса контролер может принять решение о исправности автомобиля. Это решение он документально оформляет. В этом случае ТС остается на стоянке или в гараже до предрейсового осмотра. Водитель не имеет права начинать движение пока не пройдет медицинское обследование и диагностику технического состояния перед рейсом.
Может быть принято отрицательное решение. В этом случае автомобиль для предрейсового осмотра не допускается и отправляется в ремонт.
Итоги осмотра фиксируется в путевом листе и журнале регистрации результатов контроля. Получается двойной контроль. Водитель может пренебречь безопасностью и выйти в рейс на неисправном автомобиле, чтобы дополнительно заработать. Однако путевой лист выписан не будет, поскольку в предыдущем путевом листе и журнале регистрации результатов контроля будет стоять отметка о неисправности. Отсутствие путевого листа при проверке ТС сотрудниками ГИБДД – нарушение. Автомобиль может быть направлен на штрафстоянку, водителю – выписан штраф.
Результаты осмотра фиксируются в путевом листе. Механик в установленном месте ставит специальный штамп, который подтверждает сдачу ТС после рейса в исправном или неисправном состоянии.
При наличии поломки, проводится внутренне расследование, по какой причине она произошла. Если будет установлена вина водителя (неправильная эксплуатация автомобиля), с него может быть удержана стоимость ремонта. Если же причиной поломки стал износ детали или узла, ее просто заменят.
Важно! Путевой лист выписывается на конкретного водителя. ФИО водителя – обязательный реквизит документа. Не допускается совершение поездки по чужому путевому листу. Поэтому при смене водителя, необходимо получить свой документ и предъявить его механику на предрейсовом осмотре.
В документе указывается по каждому ТС:
Журнал регистрации результатов послерейсового осмотра анализируется при предрейсовом осмотре. Проверяется были ли устранены отмеченные в документе неисправности.
Если журнал ведется в бумажном виде, он обязательно прошивается, а страницы нумеруются. Разрешено вести его в электронной форме. Отражаемые сведения и порядок заполнения аналогичен бумажному.
За отсутствие в путевом листе штампа о послерейсовом осмотре водителя оштрафуют на 3000 руб., механика-контролера на 5000 руб., а организацию – на 30 000 руб.
Таким образом, проведение техосмотра после рейса является обязательным, поскольку обеспечивает безопасность водителя, пассажиров и груза, предотвращает убытки транспортной компании.