Предрейсовый медосмотр – это медицинская процедура, которая позволяет проверить организм водителя на соответствие нормальным медицинским показателям. Такое обследование позволяет обеспечить БДД, а также отслеживать состояние здоровья сотрудников.
Медицинский осмотр перед рейсом включает в себя следующие процедуры:
Организовывать и финансировать предрейсовые осмотры должны работодатели, которые оказывают услуги по перевозке грузов и пассажиров. Нарушение этого требования чревато большими штрафами.
Внимание! Работодатель не имеет права вычесть сумму, затраченную на медосмотр, из заработной платы водителя.
Чтобы иметь возможность проводить предрейсовые осмотры, необходимо оборудовать кабинет. Помещение должно в обязательном порядке соответствовать нормам СанПиН. Также работодатель может заключить договор на предоставление медицинских услуг с клиникой, у которой есть лицензия.
Существуют и послерейсовые осмотры, которые должны проходить лишь некоторые категории водителей. Речь идет о шоферах:
Под опасными грузами принято подразумевать материалы и вещества, на перевозку которых наложены определенные ограничения. ОГ могут нанести вред не только окружающей среде, но и здоровью человека.
Внимание! Если ИП сам решит сесть за руль, то ему тоже потребуется посетить медика перед рейсом.
Согласно действующим нормативно-правовым актам, предрейсовые осмотры являются обязательными для всех водителей. Важно регулярно проводить такие обследования, так как это позволяет снизить риск возникновения ДТП в связи с ухудшением самочувствия шофера.
Исключением являются водители оперативных служб (скорая помощь, МЧС, полиция и т.д.). Такие шоферы могут пренебречь посещением медика перед экстренным вызовом. Они обязаны проходить медосмотр один раз в самом начале рабочего дня.
Предрейсовые медосмотры преследуют следующие цели:
Послерейсовые осмотры преследуют следующие цели:
Внимание! Предрейсовые и послерейсовые осмотры проводятся даже в том случае, если водитель прошел ежегодную медицинскую комиссию.
Предрейсовые осмотры являются обязательными для всех водителей, работающих в логистических компаниях. Тип транспортного средства, водительский стаж – не играют никакой роли. Обследование организовывается даже на предприятиях, где задействовано всего одно транспортное средство.
За соблюдением требований к предрейсовым и послерейсовым осмотрам следят сотрудники контролирующих органов. Речь идет о Росздравнадзоре и трудовой инспекции. Также проверить факт проведения медицинских обследований на предприятии могут сотрудники Роспотребнадзора.
Компании, которые соблюдают все предписания закона и своевременно проводят медицинские освидетельствования водителей, могут не бояться штрафов. Взыскания предусмотрены лишь для тех, кто игнорирует необходимость организации обследований. В некоторых случаях халатность работодателей приводит к уголовной ответственности.
ДТП, произошедшие по вине водителя, могут привести к печальным последствиям как для самого шофера, так и для других участников дорожного движения. Именно поэтому сотрудники контролирующих органов наказывают компании, которые нарушают порядок проведения предрейсовых осмотров.
О размерах штрафов подробнее говорится в Кодексе об Административных Правонарушениях:
Нарушение |
Размер штрафа |
---|---|
Нарушение порядка медосмотров |
|
Непроведение медосмотра |
|
Водитель, не прошедший медосмотр, попал в ДТП |
Отвечать будет работодатель. Суд может назначить:
|
Особенности процедуры регламентирует приказ 835н о предрейсовых медосмотрах водителей. Данный нормативно-правовой акт был принят 15.12.2014 года.
На данный момент существует несколько видов медицинских осмотров водителей:
Каждый из перечисленных осмотров рассмотрим в отдельности.
Если соискатель хочет устроиться в логистическую компанию на должность водителя, то он должен пройти предварительный осмотр. Такое обследование может быть проведено государственной или частной медицинской организацией, у которой имеется лицензия.
Проверить факт наличия разрешительной документации у учреждения можно при помощи различных онлайн-сервисов (например, официальный сайт Росздравнадзора).
Внимание! Чтобы направить кандидата на должность на медосмотр, работодателю потребуется заключить договор с клиникой.
В направлении на первичный медицинский осмотр в обязательном порядке указываются следующие сведения:
Помимо направления, водителю потребуется взять с собой следующие документы:
Внимание! Если по результатам осмотра выяснится, что у кандидата на должность имеются противопоказания к управлению ТС, то работодатель не сможет заключить с таким соискателем трудовой договор.
Периодический медосмотр по закону обязаны проходить следующие лица:
Периодические осмотры финансируются и организовываются работодателем. Об этом четко говорится в действующих нормативно-правовых актах.
Проходить периодические медосмотры нужно один раз в два года. Исключением являются водители, не достигшие 21 года. Такие шоферы проходят обследование ежегодно.
Чтобы сотрудники предприятия могли посетить нужных врачей, работодатель должен заключить договор с государственной или частной медицинской организацией. Важно упомянуть о том, что у клиники должна быть лицензия на оказание соответствующих услуг.
Предрейсовые осмотры организовываются перед началом рабочего дня, чтобы выявить у водителя состояния и заболевания, которые могут помешать управлению транспортным средством.
Чтобы сотрудники предприятия могли регулярно проходить осмотры перед рейсами, работодателю потребуется либо заключить договор с клиникой, либо открыть собственный медпункт на территории предприятия. Если организации не подходит ни один из перечисленных способов, то можно нанять в штат медика.
Внимание! Работодателю, нанимающему в штат медика, не требуется заниматься оформлением лицензии.
Послерейсовые осмотры проводятся в конце рабочего дня для выявления:
Осмотры в конце рабочего дня являются обязательными только для тех водителей, которые перевозят пассажиров и опасные грузы. Дело в том, что ОГ способны нанести вред не только окружающей среде, но и здоровью человека.
Такие осмотры нельзя включить в график, так как сотрудник проходит их либо по собственной инициативе, либо при наличии показаний. Чтобы получить направление на внеочередное обследование, необходимо обратиться к работодателю за направлением.
Чтобы избежать возникновения спорных ситуаций, водители должны регулярно проходить полагающиеся медосмотры. Поговорим об установленных сроках:
Согласно действующим нормативно-правовым актам, организовывать и финансировать медосмотры должен работодатель. Он не имеет права вычесть сумму, затраченную на освидетельствование, из заработной платы водителя.
Предрейсовый осмотр водителей является услугой, относящейся к медицинской деятельности. Это значит, что у исполнителя должна иметься лицензия. Наличие разрешительной документации подтверждает тот факт, что учреждение прошло все проверки, организованные государственными органами.
Если говорить о враче, то у него в обязательном порядке должен быть на руках сертификат. Этот документ подтверждает факт прохождения специалистом дополнительного обучения.
Внимание! Специальность, позволяющую проводить предрейсовые осмотры водителей, нельзя получить в ВУЗе. Именно поэтому врачи вынуждены проходить дополнительные курсы.
Если работодатель решил открыть собственный медпункт на территории предприятия, то ему нужно выделить кабинет. Важно сказать о том, что помещение должно удовлетворять следующим нормам СанПиН:
Также в кабинете должно быть следующее оборудование и мебель:
Если осмотры на предприятии проводит приглашенный врач, то достаточно разместить в кабинете стол и стул.
Порядок проведения предрейсовых осмотров регламентирован действующими нормативно-правовыми актами. Обследование организовывается перед началом рабочей смены. Чтобы пройти освидетельствование, водитель должен посетить медпункт, взяв с собой путевой лист.
При осмотре врач обязательно обращает внимание на:
Теперь подробнее о схеме организации медосмотра перед рейсом:
Если врач не выявит причин, по которым шофера следовало бы отстранить от рейса, то он распишется в путевом листе.
На медосмотр одного водителя уходит около 15 минут. В некоторых случаях медику требуется больше времени. Речь идет о ситуациях, когда сотрудник оказывается заподозрен в употреблении спиртного или запрещенных веществ накануне перевозки.
Чтобы подтвердить состояние алкогольного или наркотического опьянения, врач использует алкометр и экспресс-тесты на наркотики. Однако перед этим он должен получить согласие водителя.
Результаты медосмотра могут быть как положительными, так и отрицательными. Водителя не допустят к рейсу при выявлении:
Если доктор решит отстранить шофера от рейса, то он выпишет ему направление в медучреждение для подтверждения диагноза. В таком документе указываются следующие сведения:
Внимание! Если водитель отстраняется от рейса по состоянию здоровья (кроме наркотического и алкогольного опьянения), то работодатель оплачивает ему период простоя.
С 2019 года в путевых листах не проставляются штампы. Дело в том, что в нормативно-правовые акты были внесены некоторые изменения. Теперь медику достаточно расписаться в документе, чтобы шофер мог законно управлять транспортным средством.
Журналы учета должны находиться на каждом логистическом предприятии. Наличие этого документа могут в любой момент проверить сотрудники контролирующих органов.
Единого образца журнала предрейсового осмотра водителей нет, поэтому каждая компания разрабатывает его самостоятельно. Документ можно вести как в электронном, так и в бумажном виде.
В журнале в обязательном порядке указываются следующие сведения:
Заполнять журнал имеет право исключительно медработник. Работодатель в любой момент может ознакомиться с причиной отстранения водителя от рейса.
Приказ по предрейсовым осмотрам №835н хотели отменить. Однако нормативно-правовой акт по сей день имеет силу. Единственное, документ подвергся некоторым изменениям. Они касаются способов идентификации личности. Сейчас все активно переходят на электронный формат дистанционного контроля.
Периодические медосмотры водителей по приказу 302н должны осуществляться при работе на тяжелых производствах. Также данный нормативно-правовой акт содержит реквизиты направления на медосмотр. Вот они:
Чтобы организовать проведение медосмотров на предприятии, работодатель может:
Внимание! Открытие собственного медпункта требует оформления разрешительной документации.
В действующих нормативно-правовых актах говорится о том, что в логистической компании должен быть утвержден приказ о предрейсовом медосмотре водителей. Такое положение регламентирует:
Скачать образец положения можно в интернете.
Цена медосмотров зависит от следующих факторов:
В месяц на обследование двух водителей уходит около 4000-5000 рублей.
По результатам осмотра врач может не допустить водителя к управлению транспортным средством. Самая распространенная причина отстранения – выявление симптомов какого-либо заболевания.
Сотрудник не будет выпущен на линию при выявлении у него:
Чтобы подтвердить диагноз, врач направляет сотрудника в медучреждение для прохождения дальнейшего обследования.
Внимание! Доктор обязательно должен сообщить работодателю о том, что шофер был отстранен от рейса.
Из статьи мы выяснили, как проводится медосмотр водителей по приказу Минздрава 302н. Работодателю потребуется нанять в штат врача или заключить договор с клиникой. Если нарушить установленные требования, то штрафов не избежать.