Безопасность ДД предполагает соблюдение правил езды, отсутствие транспортных аварий по вине сотрудников предприятия, совершение перевозок в соответствии с требованиями российских законов.
Цели проведения инструктажей по БДД:
Инструктажи проходят водители:
В законе № 196-ФЗ (в редакции от 29.11.2021 г.) говорится о том, что государственный контроль в сфере обеспечения безопасности дорожной езды осуществляют:
Надзорные органы проводят плановый и внеплановый контроль безопасности дорожной езды, направляя в компании специальные комиссии.
Они проверяют, есть ли приказы по БДД на предприятии, ведется ли там другая обязательная документация:
В ходе проверки выявляются причины автодорожных аварий, оценивается уровень профессиональной подготовки водителей. Анализируется содержание учебных программ.
За проведение инструктажей, разработку мероприятий по обеспечению дорожной безопасности отвечает профильный специалист, имеющий высшее или среднее образование. Он должен:
Ответственность за безопасность поездок и соблюдение нормативных требований несет руководитель предприятия или уполномоченный сотрудник.
Подобные функции могут быть возложены также на специалиста сторонней лицензированной организации, оказывающей услуги по договору.
Положение по обеспечению БДД на предприятии – это программа безопасной эксплуатации ТС, безаварийной перевозки людей и грузов. Здесь описываются:
Разработкой Положения занимается сотрудник, ответственный за БДД, с участием руководителей смежных отделов (транспортного и ОТ).
Документ создается на предприятии в соответствии с приказом Минтранса РФ № 7 (от 15.01.2014 г. в ред. 2018 г.). При его составлении за основу берутся:
В документе разъясняется важность обеспечения БДД на предприятии, оговариваются общие требования к работникам, отвечающим за исправность ТС и безаварийность перевозок.
Указывается, что к управлению ТС допускаются водители, имеющие лицензии и знающие цели и правила обеспечения БДД. Описывается порядок и условия перевозок.
В положении описываются основные задачи по организации БДД:
В документе разъясняются методы контроля и учета мероприятий по предотвращению ДТП, описывается порядок решения организационных проблем.
К водительскому персоналу транспортной компании, осуществляющей перевозку пассажиров и различных грузов, предъявляются серьезные квалификационные требования. От надежности и ответственности работников, точности выполнения их должностных обязанностей зависит благосостояние компании, сохранение здоровья и жизни людей.
В этом разделе прописано, что претенденты должны иметь:
На заметку. Водителю может быть предоставлен испытательный срок, позволяющий убедиться в наличии у него деловых качеств.
Информация о квалификации работника, опыте вождения ТС, сроках прохождения медосмотра регистрируется в журналах. Здесь же учитываются допущенные нарушения ПДД, дорожные аварии с участием водителя, случаи лишения прав, вождения авто в нетрезвом состоянии. Фиксируются перерывы в работе по управлению ТС.
Описывается порядок допуска водителей к рейсу, меры профилактики дисциплинарных нарушений.
Персонал, не имеющий необходимого стажа работы, проходит дополнительное теоретическое и практическое обучение. Длительность и программа стажировки зависят от опыта работы на транспорте, продолжительности перерывов в вождении авто, типа перевозок (междугородние, городские, пригородные), категории ТС.
Стажировка осуществляется в реальных условиях, с использованием транспорта, на котором предстоит работать водителю. Обучение проводит опытный лицензированный наставник. По окончании занятий оформляется заключение о допуске к самостоятельной работе или о непригодности работника к вождению ТС подобного типа.
Примечание. Если водитель не возражает, его переводят на другую должность. Если же предлагаемая работа не устраивает – его увольняют.
В организациях, использующих ТС для грузопассажирских перевозок, устраивают обязательные медосмотры водителей. Обследования позволяют выявить работников, страдающих профзаболеваниями, хроническими недугами, злоупотребляющих алкоголем, принимающих наркотики.
В тексте Положения о БДД описывается порядок прохождения медосмотров различного типа:
Сроки обследования водительского персонала фиксируются в отдельном журнале. В графиках проведения медосмотров учитываются нормы труда/отдыха, установленные в законодательстве.
На предприятиях проводится ежегодная внутренняя аттестация всех водителей для проверки их знаний. В комиссию входят лица, ответственные за БДД, исправность ТС, охрану труда работников.
Организуются курсы повышения квалификации водительского персонала. Такие дополнительные занятия проводятся раз в 3, 6 или 12 месяцев. В личное дело работника заносится информация о прохождении тестов, получении зачета.
В положении по безопасности перевозок предписывается:
Здесь отмечается:
Примечание. Обследование маршрутов должно проводиться 1–2 раза в год. Состав комиссии и сроки проверки согласуются с региональной администрацией. По результатам обследования составляется акт, выдаются распоряжения об устранении неполадок.
В данном разделе документа описывается порядок:
В 2022 году, кроме Положения и Приказа о создании службы безопасности дорожного движения, организациям нужны инструкции:
Обязательно ведение регистрационных журналов и заполнение путевых листов.
Документация по БДД оформляется в соответствии с ГОСТом Р 51709-2001, законами № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. (об автодорогах и дорожной деятельности) и № 196.
В перечень распоряжений, которые должны издаваться на предприятиях, входят приказы, касающиеся:
Образцы документов можно бесплатно скачать на сайте: help-ot.ru/komplect-prikazov-po-obespecheniy-bdd-na-predpriatyi.html.
В должностной инструкции лица, ответственного за обеспечение БДД, указывается:
Для обеспечения БДД для водителей грузопассажирских и служебных ТС проводятся вводные, предрейсовые, сезонные и специальные инструктажи.
Вид инструктажа |
Периодичность проведения |
Основная тематика |
---|---|---|
Вводный |
Однократно – при поступлении на работу, переводе в другое подразделение, при долгом отсутствии на работе по уважительной причине |
|
Предрейсовый |
Перед первой поездкой по постоянному маршруту или перед каждым рейсом по новому маршруту |
Особенности задания, состояния дороги. Расположение стоянок, пунктов питания и отдыха, станций заправки топлива, оказания мед- и техпомощи. |
Сезонный |
2 раза в год (20–30 марта, 20–30 октября) |
|
Специальный |
Не регламентируется |
|
Учетная документация ведется для регистрации сведений, касающихся вводного, предрейсового, сезонного и специального инструктажа для водителей. В журналах фиксируются даты проведения занятий, полученная информация, сведения о слушателе и инструкторе.
Такие документы предоставляются контролирующим органам, используются при составлении бухгалтерских отчетов, решении спорных вопросов, касающихся оценки квалификации персонала, эффективности работы по обеспечению БДД.
Форма учетного бланка может быть произвольной. Образец, например, может выглядеть так:
Вид инструктажа |
Дата проведения |
Тема |
ФИО водителя |
Подпись водителя |
ФИО инструктора |
Подпись инструктора |
---|---|---|---|---|---|---|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эти документы подтверждают выполнение автотранспортных перевозок. Они оформляются для каждого водителя, заполняются лицом, ответственным за обеспечение БДД.
Документ действует обычно в течение 1 дня, а если поездка рассчитана на несколько суток, то записи производятся перед рейсом и после возвращения в исходный пункт.
Водители обязаны предъявлять путевой лист по требованию сотрудников полиции и автоинспекции для изучения данных о состоянии авто, точности маршрута и иных показателей.
В документе фиксируются:
Бланк подписывается руководителем компании. Его форма не регламентируется.
Создание системы безопасных грузопассажирских перевозок снижает вероятность дорожных аварий, гарантирует эффективность и надежность эксплуатации ТС. Руководители предприятий, владеющих грузопассажирским транспортом, обязаны издавать приказы об организации безопасности дорожного движения. Разрабатывается специальное положение по безаварийной езде.
Одно из основных требований – возложение ответственности за обеспечение БДД на профессионального, аттестованного сотрудника. Сведения о прохождении инструктажей, медосвидетельствовании водителей, мероприятиях по контролю техсостояния автомобилей регистрируются в учетных журналах. Их ведение позволяет систематизировать работу по обеспечению БДД, облегчить бухгалтерские расчеты.
1. Нужен ли специалист по БДД, если в организации всего 7 машин?
Важно не количество ТС, а их тип. Даже если в организации 1 грузовик или автобус, то ответственный за БДД обязательно нужен. Неважно, кто владелец транспорта – ИП или компания.
Без такого работника не обойтись, если осуществляются, например:
Специалист по БДД нужен также компаниям, сдающим машины в аренду вместе с экипажем.
2. Как нужно вести учет ДТП на предприятии?
Если на предприятии имеются грузовики, автобусы, микроавтобусы (с количеством мест более 8), заводится журнал, в котором регистрируются любые ДТП с участием водителей организации. Ответственный за БДД регулярно сверяет записи с данными ГИБДД.
В журнал заносятся также результаты внутреннего расследования причин ДТП, отраженные в акте учета.