Мы работаем по всей России

Консультация
Заполните форму и мы вам перезвоним
Имя
Телефон

Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в организации приказы и меры на предприятии, создание службы по БДД

Понятие

Безопасность ДД предполагает соблюдение правил езды, отсутствие транспортных аварий по вине сотрудников предприятия, совершение перевозок в соответствии с требованиями российских законов.


 

Цели

Цели проведения инструктажей по БДД:

  • обобщение проблем, касающихся безопасности езды и перевозок;
  • знакомство водителей с ПДД, требованиями законодательства; 
  • объяснение правил транспортировки грузов и перевозки людей, порядка действий водителя в сложных ситуациях;
  • ознакомление со спецификой погрузочно-разгрузочных работ, особенностями перевозки громоздкого оборудования, опасных веществ;
  • предупреждение о правилах допуска водителей к рейсу, ответственности за нарушение норм.
     

Кто должен проходить

Инструктажи проходят водители:

  • только что принятые на работу на государственное/частное предприятие или переведенные на другой маршрут;
  • совершающие периодические или регулярные служебные поездки;
  • занятые коммерческой перевозкой пассажиров, транспортировкой грузов (в т. ч. опасных).
     

Государственный контроль

В законе № 196-ФЗ (в редакции от 29.11.2021 г.) говорится о том, что государственный контроль в сфере обеспечения безопасности дорожной езды осуществляют:

  1. Госинспекция БДД при МВД Российской Федерации.
  2. Минтранс, Минздрав, Минтруда и социальной защиты.
  3. Федеральное агентство «Росавтодор», отвечающее за состояние трасс, безопасную эксплуатацию автомобилей.
  4. «Ространснадзор» – орган, функциями которого являются:
    - проверка соблюдения транспортного законодательства и нормативов по БДД;
    - регистрация ТС и контрольных приборов;
    - оформление лицензий на перевозку опасных грузов, пассажиров.

Надзорные органы проводят плановый и внеплановый контроль безопасности дорожной езды, направляя в компании специальные комиссии.

Они проверяют, есть ли приказы по БДД на предприятии, ведется ли там другая обязательная документация:

  • положения о контроле состояния ТС и допуске водителей к транспортным перевозкам;
  • инструкции по эксплуатации ТС и регистрирующих бортовых приборов;
  • приказы о назначении ответственных за БДД и контроль техсостояния автомобилей.

В ходе проверки выявляются причины автодорожных аварий, оценивается уровень профессиональной подготовки водителей. Анализируется содержание учебных программ.
 

Ответственность

За проведение инструктажей, разработку мероприятий по обеспечению дорожной безопасности отвечает профильный специалист, имеющий высшее или среднее образование. Он должен:

  • хорошо знать специфику работы предприятия;
  • разбираться в законодательстве по БДД и охране труда;
  • иметь достаточный опыт работы в области транспортных перевозок.

Ответственность за безопасность поездок и соблюдение нормативных требований несет руководитель предприятия или уполномоченный сотрудник.

Подобные функции могут быть возложены также на специалиста сторонней лицензированной организации, оказывающей услуги по договору.
 

Положение по БДД на предприятии

Положение по обеспечению БДД на предприятии – это программа безопасной эксплуатации ТС, безаварийной перевозки людей и грузов. Здесь описываются:

  • общие задачи и требования по БДД;
  • порядок приема водителей на работу, их допуска к рейсу;
  • организация стажировки водительского персонала;
  • правила контроля состояния здоровья работников;
  • требования к эксплуатации  и обслуживанию ТС.

Разработкой Положения занимается сотрудник, ответственный за БДД, с участием руководителей смежных отделов (транспортного и ОТ).
 

Общие положения

Документ создается на предприятии в соответствии с приказом Минтранса РФ № 7 (от 15.01.2014 г. в ред. 2018 г.). При его составлении за основу берутся:

  1. «Положение о БДД…», утвержденное приказом Минтранса № 27 (09.03.1995 г.).
  2. Правительственное Постановление № 1090 (о ПДД для перевозчиков).
  3. Приказы Минтранса № 296 (о контроле техсостояния ТС), № 287 (о требованиях к водителям автотранспорта).
  4. Приказы Минздрава № 302н и № 835н (о проведении медосмотров и медосвидетельствования).

В документе разъясняется важность обеспечения БДД на предприятии, оговариваются общие требования к работникам, отвечающим за исправность ТС и безаварийность перевозок.

Указывается, что к управлению ТС допускаются водители, имеющие лицензии и знающие цели и правила обеспечения БДД. Описывается порядок и условия перевозок.
 

Задачи и основные требования по БДД

В положении описываются основные задачи по организации БДД:

  • прием на работу надежных, квалифицированных водителей;
  • тщательный контроль техсостояния ТС, выпускаемых на линию;
  • своевременное обновление или ремонт ТС, оснащение машин контрольными приборами;
  • забота о здоровье и охране труда водительского персонала;
  • учет и анализ ДТП с участием машин, принадлежащих организации, выявление возможных причин;
  • ознакомление работников с нормативно-правовой документацией, касающейся БДД.

В документе разъясняются методы контроля и учета мероприятий по предотвращению ДТП, описывается порядок решения организационных проблем.
 

Обеспечение профессиональной надежности водительского состава

К водительскому персоналу транспортной компании, осуществляющей перевозку пассажиров и различных грузов, предъявляются серьезные квалификационные требования. От надежности и ответственности работников, точности выполнения их должностных обязанностей зависит благосостояние компании, сохранение здоровья и жизни людей.
 

Прием водителей на работу и допуск их к перевозкам

В этом разделе прописано, что претенденты должны иметь:

  • права на вождение автомобиля нужной категории, водительское удостоверение;
  • справку о прохождении медосвидетельствования;
  • квалификацию и опыт работы в сфере автотранспортных перевозок.

На заметку. Водителю может быть предоставлен испытательный срок, позволяющий убедиться в наличии у него деловых качеств.

Информация о квалификации работника, опыте вождения ТС, сроках прохождения медосмотра регистрируется в журналах. Здесь же учитываются допущенные нарушения ПДД, дорожные аварии с участием водителя, случаи лишения прав, вождения авто в нетрезвом состоянии. Фиксируются перерывы в работе по управлению ТС.

Описывается порядок допуска водителей к рейсу, меры профилактики дисциплинарных нарушений.
 

Стажировка водителей

Персонал, не имеющий необходимого стажа работы, проходит дополнительное теоретическое и практическое обучение. Длительность и программа стажировки зависят от опыта работы на транспорте, продолжительности перерывов  в вождении авто, типа перевозок (междугородние, городские, пригородные), категории ТС.

Стажировка осуществляется в реальных условиях, с использованием транспорта, на котором  предстоит работать водителю. Обучение проводит опытный лицензированный наставник. По окончании занятий оформляется заключение о допуске к самостоятельной работе или о непригодности работника к вождению ТС подобного типа.

Примечание. Если водитель не возражает, его переводят на другую должность. Если же предлагаемая работа не устраивает – его увольняют.

 

Поддержание и контроль состояния здоровья водителей

В организациях, использующих ТС для грузопассажирских перевозок, устраивают обязательные медосмотры водителей.  Обследования позволяют выявить работников, страдающих профзаболеваниями, хроническими недугами, злоупотребляющих алкоголем, принимающих наркотики.

В тексте Положения о БДД описывается порядок прохождения медосмотров различного типа:

  • предварительных (перед приемом на работу);
  • периодических – обследования у невролога, офтальмолога, нарколога и других специалистов, проводимого раз в 1–2 года;
  • предрейсовых и послерейсовых (перед каждой поездкой и после возвращения) – они включают измерение температуры и артериального давления, проверку на трезвость и наличие наркотиков в крови;
  • внеплановых (в случае появления признаков ухудшения здоровья).

Сроки обследования водительского персонала фиксируются в отдельном журнале. В графиках проведения медосмотров учитываются нормы труда/отдыха, установленные в законодательстве.
 

Повышение профессионального мастерства водителей

На предприятиях проводится ежегодная внутренняя аттестация всех водителей для проверки их знаний. В комиссию входят лица, ответственные за БДД, исправность ТС, охрану труда работников.

Организуются курсы повышения квалификации водительского персонала. Такие дополнительные занятия проводятся раз в 3, 6 или 12 месяцев. В личное дело работника заносится информация о прохождении тестов, получении зачета.
 

Обеспечение эксплуатации ТС в технически исправном состоянии

В положении по безопасности перевозок предписывается:

  • использование ТС, прошедших государственную регистрацию и техосмотр, имеющих сертификаты соответствия регламентам;
  • соблюдение инструкций производителя по эксплуатации авто, своевременное осуществление профилактики и ремонта силами лицензированных мастеров;
  • обеспечение контроля состояния ТС перед рейсом и после возвращения, учет неисправностей в путевом листе;
  • соблюдение норм и объемов перевозок;
  • обеспечение охраны транспорта, предотвращение его использования не по назначению или намеренного повреждения.
     

Обеспечение безопасных условий перевозок пассажиров и грузов

Здесь отмечается:

  • недопустимость нарушения правил ДД;
  • важность оценки маршрутов, их безопасности;
  • необходимость изучения состояния автодорог; проверкой занимается комиссия, в которую входят представители компании и дорожно-строительных организаций, сотрудники ГИБДД/автоинспекции.

Примечание. Обследование маршрутов должно проводиться 1–2 раза в год. Состав комиссии и сроки проверки согласуются с региональной администрацией. По результатам обследования составляется акт, выдаются распоряжения об устранении неполадок.

В данном разделе документа описывается порядок:

  • учета недостатков и препятствий, создающих угрозы БДД (отсутствия регулирующих знаков, наличия ж/д переездов, трамвайных линий, пассажирских остановок);
  • оформления путевых документов;
  • обеспечения безопасной перевозки пассажиров различных категорий, вредных веществ и крупногабаритных грузов.
     

Другие нормативные документы по БДД

В 2022 году, кроме Положения и Приказа о создании службы безопасности дорожного движения, организациям нужны инструкции:

  • должностных лиц, отвечающих за БДД и состояние ТС;
  • водителей;
  • работников, осуществляющих предрейсовое медосвидетельствование.

Обязательно ведение регистрационных журналов и заполнение путевых листов.

Документация по БДД оформляется в соответствии с ГОСТом Р 51709-2001, законами № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. (об автодорогах и дорожной деятельности) и № 196.
 

Приказы и распоряжения

В перечень распоряжений, которые должны издаваться на предприятиях, входят приказы, касающиеся:

  • создания службы БДД;
  • введения должности ответственного за обеспечение безопасности езды и перевозок;
  • формирования комиссии по проверке безопасности ДД;
  • назначения сотрудника, ответственного за выпуск ТС на линию (контролера техсостояния автомобилей);
  • проведения стажировки и допуска водителей к самостоятельной работе;
  • организации испытания водителей (с указанием сроков, программы, ФИО наставника);
  • порядка прохождения предрейсового медосвидетельствования.

Образцы документов можно бесплатно скачать на сайте: help-ot.ru/komplect-prikazov-po-obespecheniy-bdd-na-predpriatyi.html.
 

Должностная инструкция ответственного

В должностной инструкции лица, ответственного за обеспечение БДД, указывается:

  • порядок приема на должность, требования к образованию и стажу работы;
  • ссылки на законодательные документы, регламентирующие обеспечение БДД;
  • должностные обязанности;
  • права, которые имеет сотрудник (получение всей необходимой информации, участие в разработке проектов по БДД, отстранение от работы нерадивых водителей, запрет эксплуатации неисправных ТС);
  • нарушения, за которые он несет ответственность (невыполнение обязанностей, несоблюдение законов, причинение материального ущерба предприятию).
     

Инструкции

Для обеспечения БДД для водителей грузопассажирских и служебных ТС проводятся вводные, предрейсовые, сезонные и специальные инструктажи.

Вид инструктажа

Периодичность проведения

Основная тематика

Вводный

Однократно – при поступлении на работу, переводе в другое подразделение, при долгом отсутствии на работе по уважительной причине

  • Знакомство с особенностями перевозок, правилами передвижения, эксплуатации техники, основными угрозами безопасности ДД.
  • Порядок прохождения медосмотра.

Предрейсовый

Перед первой поездкой по постоянному маршруту или перед каждым рейсом по новому маршруту

Особенности задания, состояния дороги. Расположение стоянок, пунктов питания и отдыха, станций заправки топлива, оказания мед- и техпомощи.

Сезонный

2 раза в год (20–30 марта, 20–30 октября)

  • Дорожная езда в сложных климатических условиях, при сезонных изменениях погоды, перемещении по горной местности.
  • Проблемы перевозок в период сезонных каникул и отпусков.

Специальный

Не регламентируется

  • Порядок управления ТС при возникновении угрожающих ситуаций (природных катаклизмов, терактов).
  • Знакомство с изменениями в законах о БДД и охране труда.

 

Журналы

Учетная документация ведется для регистрации сведений, касающихся вводного, предрейсового, сезонного и специального инструктажа для водителей. В журналах фиксируются даты проведения занятий, полученная информация, сведения о слушателе и инструкторе.

Такие документы предоставляются контролирующим органам, используются при составлении бухгалтерских отчетов, решении спорных вопросов, касающихся оценки квалификации персонала, эффективности работы по обеспечению БДД.

Форма учетного бланка может быть произвольной. Образец, например, может выглядеть так:

Вид инструктажа

Дата проведения

Тема

ФИО водителя

Подпись водителя

ФИО инструктора

Подпись инструктора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Путевые листы

Эти документы подтверждают выполнение автотранспортных перевозок. Они оформляются для каждого водителя, заполняются лицом, ответственным за обеспечение БДД.

Документ действует обычно в течение 1 дня, а если поездка рассчитана на несколько суток, то записи производятся перед рейсом и после возвращения в исходный пункт.

Водители обязаны предъявлять путевой лист по требованию сотрудников полиции и автоинспекции для изучения данных о состоянии авто, точности маршрута и иных показателей.

В документе фиксируются:

  • учетный номер путевого листа, период его действия;
  • сведения о компании или предпринимателе (фамилия и инициалы, адрес, номер телефона);
  • марка и регистрационный номер автомобиля;
  • подпись работника, проводившего предрейсовое медицинское освидетельствование водителя;
  • подпись лица, проводившего техосмотр ТС, выдавшего перевозчику разрешение на выезд за пределы гаража;
  • показания спидометра в моменты отъезда и возвращения (с указанием текущей даты);
  • характер транспортной перевозки;
  • пройденное расстояние (по разнице показаний спидометра), время рабочей поездки, объем перевезенного груза или количество пассажиров.

Бланк подписывается руководителем компании. Его форма не регламентируется.

Пример заполнения:

https://icqinfo.ru/800/600/https/buhinformer.ru/wp-content/uploads/2021/02/obrazets-putevogo-lista-gruzovogo-avtomobilya-forma-4-s.png

 

Создание системы безопасных грузопассажирских перевозок снижает вероятность дорожных аварий, гарантирует эффективность и надежность эксплуатации ТС. Руководители предприятий, владеющих грузопассажирским транспортом, обязаны издавать приказы об организации безопасности дорожного движения. Разрабатывается специальное положение по безаварийной езде.

Одно из основных требований – возложение ответственности за обеспечение БДД на профессионального, аттестованного сотрудника. Сведения о прохождении инструктажей, медосвидетельствовании водителей, мероприятиях по контролю техсостояния автомобилей регистрируются в учетных журналах. Их ведение позволяет систематизировать работу по обеспечению БДД, облегчить бухгалтерские расчеты.
 

Вопросы-ответы

1. Нужен ли специалист по БДД, если в организации всего 7 машин?

Важно не количество ТС, а их тип. Даже если в организации 1 грузовик или автобус, то ответственный за БДД обязательно нужен. Неважно, кто владелец транспорта – ИП или компания.

Без такого работника не обойтись, если осуществляются, например:

  • дальние коммерческие рейсы;
  • массовая перевозка детей;
  • транспортировка товаров, производимых компанией;
  • доставка служащих на работу-с работы микроавтобусом, в котором больше 8 мест, кроме водительского.

Специалист по БДД нужен также компаниям, сдающим машины в аренду вместе с экипажем.
 

2. Как нужно вести учет ДТП на предприятии?

Если на предприятии имеются грузовики, автобусы, микроавтобусы (с количеством мест более 8), заводится журнал, в котором регистрируются любые ДТП с участием водителей организации. Ответственный за БДД регулярно сверяет записи с данными ГИБДД.

В журнал заносятся также результаты внутреннего расследования причин ДТП, отраженные в акте учета.