Мы работаем по всей России

Консультация
Заполните форму и мы вам перезвоним
Имя
Телефон

Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения текст по БДД

Понятие

Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения – это обучение водителей правилам БДД перед отправкой в рейс. При инструктировании шоферы получают информацию о безопасном управлении автомобилем транспортной компании, маршруте передвижения, поведении при авариях и оказании первой медицинской помощи.

Предрейсовые инструктажи обязательны для проведения. Это требование зафиксировано в приказе Минтранса № 145 от 30.04.2021 г. «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».


 

Регламентация

Порядок осуществления инструктажей по безопасности дорожного движения для водителей регламентируется нормативными актами, указанными в таблице.

Нормативный документ

Что содержит

Приказ Минтранса РФ № 7 от 15.01.2014 г. (п. 16–21)

Требование об обязательности организации инструктажей по безопасности дорожного движения для водителей транспортных компаний руководителями или должностными лицами

Положение РД-200-РСФСР-12-0071-86-09

Список инструктажей по безопасности дорожного движения, которые обязательны для проведения водителям

Приказ Минтранса РФ № 145 от 30.04.2021 г.

Правила безопасности дорожного движения при грузоперевозках и пассажироперевозках

Приказ Минтранса РФ № 283 от 31.07.2020 г. 

Требование об обязательности назначения ответственного за инструктирование по безопасности дорожного движения на предприятии

Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

Требования по БДД, предъявляемые к лицам, эксплуатирующим ТС

 

Цель проведения

Предрейсовый инструктаж по БДД проводится с водителями для снижения риска ДТП, обеспечения безопасности других участников дорожного движения и пешеходов, перевозимых пассажиров или грузов.
 

Для кого обязателен

В соответствии с приказом Минтранса РФ № 145 от 30.04.2021 предрейсовый инструктаж по безопасности дорожного движения проводится с водителями, выполняющими коммерческие перевозки по договору (о грузоперевозках, пассажироперевозках, фрахтовании) либо без него.
 

Периодичность

Предрейсовые инструктажи по БДД проводятся единоразово перед выездом шофера на новый маршрут. Однако, при перевозке опасных грузов, горючих или взрывоопасных материалов, химических жидкостей, лиц с инвалидностью, детей предрейсовые инструктажи для водителей проводятся перед каждым выездом.
 

Ответственность за непроведение

В п. 22 приказа Министерства транспорта РФ № 7 от 15.01.2014 г. содержится требование, согласно которому руководители компаний с собственными автопарками не вправе допускать к управлению служебным транспортом шоферов, не прошедших инструктажи по безопасности дорожного движения.

Водитель отстраняется от выполнения рабочих задач до того момента, пока не пройдет инструктирование. Также на работника могут быть наложены штрафные санкции, объявлен выговор. Заработная плата за период, в течение которого водитель был отстранен от работы, не начисляется.

Работодателя и ответственное лицо, допустившее к управлению ТС сотрудника, который не прошел предрейсовый инструктаж, ожидает административная ответственность по п. 5 статьи 12.31.1 КоАП РФ:

  • директор транспортного предприятия получит штраф, составляющий 30 тыс. рублей;
  • специалист по БДД – 10 тыс. рублей.


 

Как организовать

Организацией инструктажей по безопасности дорожного движения на предприятиях занимается отдельный специалист, назначаемый приказом руководства ответственным за инструктирование водителей. Назначенный сотрудник выполняет обязанности по разработке и утверждению инструкций, программ инструктажей по безопасности дорожного движения, доведению информации по БДД водителям.
 

Требования к специалисту

Обязанности по инструктированию водителей о правилах безопасности дорожного движения может исполнять лицо, аттестованное в соответствии с Порядком аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью, утвержденным приказом Минтранса № 283 от 31.07.2020 г.

Назначаемый сотрудник должен:

  • иметь образование по направлению «Техника и технологии наземного транспорта» (высшее без опыта работы либо среднее профессиональное, но со стажем работы в области безопасности дорожного движения более трех лет);
  • пройти профобучение и получить квалификацию специалиста по БДД;
  • успешно пройти аттестацию в УГАДН.

На должность ответственного за безопасность дорожного движения может быть назначен начальник транспортного отдела либо другой сотрудник, в подчинении которого есть водительские составы.

На заметку. Аттестация ответственного лица не нужна, если компания занимается перевозками в некоммерческих целях для собственных нужд (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.10.2018 г. № Ф09 6396/18 по делу №А76-40269/2017). Например, при перевозках сотрудников по территории предприятия.

Назначается ответственный за инструктажи по БДД приказом руководителя «О назначении ответственного по обеспечению безопасности дорожного движения» для выполнения требований Федерального закона РФ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. Этим же приказом утверждается должностная инструкция специалиста по безопасности дорожного движения.

Приказ не имеет установленной формы, но должен соответствовать стандарту ГОСТ Р7.0.97-2016 по оформлению документации.

Пример приказа о назначении ответственного за БДД:

Пример должностной инструкции ответственного за проведение инструктажей по безопасности дорожного движения:


 

Обязанности специалиста

Обязанности лица, несущего ответственность за проведение инструктажей по БДД, вносятся в соответствующую должностную инструкцию и включают:

  • разработку инструкций и программ обучения по БДД;
  • утверждение разработанных документов;
  • инструктирование водителей по безопасности дорожного движения;
  • организацию предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров шоферов;
  • проведение обучений по основам оказания первой медицинской помощи при авариях и ДТП;
  • ведение учета всех типов инструктажей в специальном журнале учета;
  • контроль за соблюдением нормальных условий труда шоферов во время работы.

Ниже приведен фрагмент должностной инструкции с перечислением обязанностей ответственного по БДД:

Фрагмент должностной инструкции, в котором указано, что должен знать специалист по БДД:


 

Разработка и утверждение инструкции и программы

Водители транспортных компаний и предприятий со своими автопарками инструктируются по программам БДД, которые утверждаются дирекцией организации.

Порядок разработки, содержание программ и инструкций по охране труда, разрабатываемых на предприятиях, установлен приказом Минтруда России от 29.10.2021 г. № 772н.

Формирует тексты учебных программ и инструкций ответственное лицо по БДД компании. Документы составляются с учетом требований государственных стандартов, постановлений и действующих нормативных актов Минтруда РФ и Минтранса РФ в сфере обеспечения охраны труда и соблюдения БДД.

Инструкции по предрейсовым инструктажам шоферов разрабатываются на основании типовых инструкций, утвержденных Постановлением Минтруда РФ № 36 от 24.05.2002 г.

Шаблоны инструкций можно бесплатно скачать с официального портала Минтруда.

Пример инструкции:


 

Темы

Программы инструктажей по безопасности дорожного движения разрабатываются по Правилам обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными приказом Минтранса № 145 от 30.04.2021 г.

В пункте 7.2 Правил приведены темы, которые должны рассматриваться в предрейсовом инструктаже водителей:

  • особенности маршрута;
  • погодные условия движения на маршруте;
  • остановки в пути;
  • расположение на маршруте отдельных пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД РФ, автовокзалов и автостанций;
  • безопасность движения в период проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий.
     

Особенности маршрута

В разделе особенностей движения по маршруту рассматриваются такие вопросы:

  • разработка оптимального маршрута движения ТС;
  • время, затрачиваемое на езду по маршруту;
  • общая протяженность пути;
  • местоположение зон, где требуется повышенное внимание: опасных участков маршрута с повышенной аварийностью, железнодорожных переездов, отрезков пути с резкими подъемами или спусками, кольцевых разъездов и пр.;
  • учет количества полос на разных участках маршрута, зон сужения дорожного полотна;
  • погодные условия в день выполнения рейса.
     

Погодные условия движения на маршруте

В теме о погодных условиях во время движения на маршруте рассматриваются:

  • правила поведения водителя во время дождя, тумана, снегопада, гололеда;
  • движение в условиях ограниченной видимости;
  • пересечение регулируемых и нерегулируемых перекрестков в условиях густого тумана, сильного дождя или снегопада, когда видимость не превышает 20 м и другие автомобили трудноразличимы;
  • правила использования ближнего и дальнего света фар в сложных погодных условиях;
  • оптимальный скоростной режим движения в гололед, при сильных осадках;
  • поведение водителя при заносе;
  • правила буксировки автомобиля или его постановки на стоянку, в т. ч. в условиях ограниченной видимости.

Пример памятки о поведении водителя в сложных погодных условиях:


 

Остановки

В данной теме рассматриваются такие вопросы:

  • порядок посещения основных путевых точек маршрута водителем (например, при развозе продукции по торговым точкам);
  • ориентировочное время, отведенное на преодоление каждого участка пути;
  • определение мест на маршруте, где водитель может сделать перерыв на отдых, информация об инфраструктуре в этих зонах, правила стоянки;
  • порядок соблюдения смен, режимов труда и отдыха, если автомобилем управляет не отдельный водитель, а экипаж;
  • определение мест на маршруте, где шофер может сделать перерыв на обед, информация о заведениях общепита в этих зонах;
  • определение оптимальных мест на маршруте, где водители могут сменить друг друга;
  • определение оптимальных зон парковки на длительные стоянки для отдыха или ночлега;
  • правила постановки автомобиля на стоянку в темное время суток на дороге;
  • порядок кратковременных остановок на дороге в темное время суток при отказе габаритных огней, фар, тормозных и аварийных сигналов;
  • порядок постановки автомобиля на стоянку и использования знаков аварийной остановки в случае его поломки в местах, где парковка запрещена ПДД.
     

Расположение на маршруте отдельных пунктов

В этой теме рассматривается следующая информация:

  • зоны размещения на маршруте пунктов неотложной медицинской помощи, больниц, поликлиник, куда можно обратиться в случае травм из-за возникшего ДТП или ухудшения здоровья водителя;
  • оказание первой медицинской помощи, использование автомобильной аптечки, методы наложения перевязочных материалов, жгутов;
  • проверка аптечки и ее комплектность в автотранспорте;
  • пункты технической помощи, шиномонтажа, СТО, узкопрофильных ремонтных мастерских, куда можно обратиться в случае поломок автомобиля;
  • рекомендации по поведению водителя при поломках в дороге;
  • местоположение железнодорожных вокзалов и автостанций на маршруте на случай поломки автомобиля или аварии, чтобы водитель мог вернуться из рейса; заправочных станций на пути следования;
  • информация о местах расположения постов ГАИ и порядок обращения к сотрудникам Госавтоинспекции в случае необходимости.
     

Безопасность движения в период проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий

В тему входит:

  • ознакомление со схемами движения автомобильного транспорта при культурно-массовых мероприятиях и спортивных соревнованиях, когда некоторые дороги могут перекрываться частично либо полностью;
  • планирование маршрутов движения с учетом ограничения движения по некоторым дорогам, запретов на проезд ТС определенных категорий;
  • расчет дополнительного времени, которое нужно затратить на объезды зон ограничения движения транспорта;
  • правила движения в колоннах, если транспорт компании принимает участие в мероприятиях;
  • теоретическая подготовка, проработка пути следования и скорости движения при участии транспорта компании в культурно-массовых мероприятиях;
  • сообщение шоферу контактных данных организаторов мероприятий, с которыми может потребоваться связаться при проблемах во время движения в колонне.
     

Как учитывать проведение

Предрейсовые инструктажи, проведенные водителям, должны фиксироваться в специальных журналах. Это требование Правил, утвержденных приказом Минтранса № 145 от 30.04.2021 г. Информация о проведенных обучениях вносится в журнал учета инструктажей, который должен вестись на предприятиях и храниться на рабочем месте специалиста по БДД предприятия.

Водителю для подтверждения пройденного инструктажа на руки выдается путевой лист. В документе указывается дата выдачи, рабочее задание, общая информация о пути следования, отметки о пройденном медосмотре, техосмотре, инструктаже по безопасности дорожного движения.

Водитель не имеет права покидать территорию автопарка на рабочем автомобиле без путевого листа. Документ недействителен, пока его не подпишет специалист по БДД.
 

Журнал

Регистрация инструктажей в журналах ведется в соответствии с требованием приказа Минтранса № 145 от 30.04.2021 г. для подтверждения того факта, что водитель прошел предрейсовую либо другую подготовку перед выездом на линию.

Проверить прохождение шофером инструктажа по безопасности дорожного движения может сотрудник ГИБДД по отметкам в путевом листе. Транспортные компании на предмет соблюдения законодательства в сфере БДД проверяются представителями УГАДН РФ.

Журнал учета инструктажей с водителями не имеет установленного образца и ведется в форме, удобной специалисту по БДД и руководству компании. Однако, документ обязательно должен содержать информацию о:

  • виде проведенного инструктажа;
  • ФИО и должность ответственного по безопасности дорожного движения;
  • ФИО водителя, проинструктированного по БДД;
  • дату проведения мероприятия;
  • подписи специалиста и слушателя.

Подпись водителя в журнале является подтверждением его личного присутствия на предрейсовом либо другом инструктаже по БДД. Если ее не будет, работника отстранят от управления транспортным средством, а ответственного по БДД и руководителя компании оштрафуют.
 

Кто ведет

Согласно приказу Минтранса № 145 от 30.04.2021 г., заниматься ведением журналов учета инструктажей по безопасности дорожного движения может только лицо, назначенное ответственным за БДД на предприятии. Передача документа сотрудникам, не имеющим отношения к инструктированию водителей, не допускается.

Документ всегда должен находиться на рабочем месте специалиста по БДД компании.
 

Форма

Журнал ведется в бумажном или электронном виде. Электронная версия документа составлятся на компьютере специалиста по БДД и должна быть внесена в программное средство криптографической защиты информации (СКЗИ).

Обеспечить безопасность файла журнала учета инструктажей необходимо для того, чтобы никто не смог отредактировать документ без ведома ответственного лица. Разблокировать доступ к электронному журналу личной цифровой подписью может только специалист по безопасности дорожного движения.

Подписи в цифровом документе также ставятся при помощи ЭЦП. Эта норма установлена пп. 7.1.1–7.4 Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными приказом Минтранса РФ № 145 от 30.04.2021 г.

Ответственный за БДД использует свой ключ цифровой подписи, а водитель расписывается на чувствительной поверхности контактной панели сканера, как на обычном листе бумаги. Специальное программное обеспечение распознает подпись шофера, вносит ее в общую базу данных подписей всех сотрудников и в журнал инструктажей.

Образец страницы журнала учета:

На титульной странице указывается тип документа и полное наименование организации, где он ведется:

Если журнал ведется в бумажной версии и свободные поля в нем заканчиваются, он передается в архив компании на хранение. Доступ к документу может потребоваться при проверке организации на соблюдение законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Срок хранения журналов инструктажа – не менее 10 лет.

 

Предрейсовые инструктажи периодически проводят для водителей, занимающихся коммерческими перевозками пассажиров и опасных грузов. Основная цель данного мероприятия – снижение вероятности ДТП. За непрохождение инструктажа на самого работника и ответственных лиц налагается штраф.