Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения – это обучение водителей правилам БДД перед отправкой в рейс. При инструктировании шоферы получают информацию о безопасном управлении автомобилем транспортной компании, маршруте передвижения, поведении при авариях и оказании первой медицинской помощи.
Предрейсовые инструктажи обязательны для проведения. Это требование зафиксировано в приказе Минтранса № 145 от 30.04.2021 г. «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
Порядок осуществления инструктажей по безопасности дорожного движения для водителей регламентируется нормативными актами, указанными в таблице.
Нормативный документ |
Что содержит |
---|---|
Приказ Минтранса РФ № 7 от 15.01.2014 г. (п. 16–21) |
Требование об обязательности организации инструктажей по безопасности дорожного движения для водителей транспортных компаний руководителями или должностными лицами |
Положение РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 |
Список инструктажей по безопасности дорожного движения, которые обязательны для проведения водителям |
Приказ Минтранса РФ № 145 от 30.04.2021 г. |
Правила безопасности дорожного движения при грузоперевозках и пассажироперевозках |
Приказ Минтранса РФ № 283 от 31.07.2020 г. |
Требование об обязательности назначения ответственного за инструктирование по безопасности дорожного движения на предприятии |
Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» |
Требования по БДД, предъявляемые к лицам, эксплуатирующим ТС |
Предрейсовый инструктаж по БДД проводится с водителями для снижения риска ДТП, обеспечения безопасности других участников дорожного движения и пешеходов, перевозимых пассажиров или грузов.
В соответствии с приказом Минтранса РФ № 145 от 30.04.2021 предрейсовый инструктаж по безопасности дорожного движения проводится с водителями, выполняющими коммерческие перевозки по договору (о грузоперевозках, пассажироперевозках, фрахтовании) либо без него.
Предрейсовые инструктажи по БДД проводятся единоразово перед выездом шофера на новый маршрут. Однако, при перевозке опасных грузов, горючих или взрывоопасных материалов, химических жидкостей, лиц с инвалидностью, детей предрейсовые инструктажи для водителей проводятся перед каждым выездом.
В п. 22 приказа Министерства транспорта РФ № 7 от 15.01.2014 г. содержится требование, согласно которому руководители компаний с собственными автопарками не вправе допускать к управлению служебным транспортом шоферов, не прошедших инструктажи по безопасности дорожного движения.
Водитель отстраняется от выполнения рабочих задач до того момента, пока не пройдет инструктирование. Также на работника могут быть наложены штрафные санкции, объявлен выговор. Заработная плата за период, в течение которого водитель был отстранен от работы, не начисляется.
Работодателя и ответственное лицо, допустившее к управлению ТС сотрудника, который не прошел предрейсовый инструктаж, ожидает административная ответственность по п. 5 статьи 12.31.1 КоАП РФ:
Организацией инструктажей по безопасности дорожного движения на предприятиях занимается отдельный специалист, назначаемый приказом руководства ответственным за инструктирование водителей. Назначенный сотрудник выполняет обязанности по разработке и утверждению инструкций, программ инструктажей по безопасности дорожного движения, доведению информации по БДД водителям.
Обязанности по инструктированию водителей о правилах безопасности дорожного движения может исполнять лицо, аттестованное в соответствии с Порядком аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью, утвержденным приказом Минтранса № 283 от 31.07.2020 г.
Назначаемый сотрудник должен:
На должность ответственного за безопасность дорожного движения может быть назначен начальник транспортного отдела либо другой сотрудник, в подчинении которого есть водительские составы.
На заметку. Аттестация ответственного лица не нужна, если компания занимается перевозками в некоммерческих целях для собственных нужд (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.10.2018 г. № Ф09 6396/18 по делу №А76-40269/2017). Например, при перевозках сотрудников по территории предприятия.
Назначается ответственный за инструктажи по БДД приказом руководителя «О назначении ответственного по обеспечению безопасности дорожного движения» для выполнения требований Федерального закона РФ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. Этим же приказом утверждается должностная инструкция специалиста по безопасности дорожного движения.
Приказ не имеет установленной формы, но должен соответствовать стандарту ГОСТ Р7.0.97-2016 по оформлению документации.
Пример приказа о назначении ответственного за БДД:
Пример должностной инструкции ответственного за проведение инструктажей по безопасности дорожного движения:
Обязанности лица, несущего ответственность за проведение инструктажей по БДД, вносятся в соответствующую должностную инструкцию и включают:
Ниже приведен фрагмент должностной инструкции с перечислением обязанностей ответственного по БДД:
Фрагмент должностной инструкции, в котором указано, что должен знать специалист по БДД:
Водители транспортных компаний и предприятий со своими автопарками инструктируются по программам БДД, которые утверждаются дирекцией организации.
Порядок разработки, содержание программ и инструкций по охране труда, разрабатываемых на предприятиях, установлен приказом Минтруда России от 29.10.2021 г. № 772н.
Формирует тексты учебных программ и инструкций ответственное лицо по БДД компании. Документы составляются с учетом требований государственных стандартов, постановлений и действующих нормативных актов Минтруда РФ и Минтранса РФ в сфере обеспечения охраны труда и соблюдения БДД.
Инструкции по предрейсовым инструктажам шоферов разрабатываются на основании типовых инструкций, утвержденных Постановлением Минтруда РФ № 36 от 24.05.2002 г.
Шаблоны инструкций можно бесплатно скачать с официального портала Минтруда.
Пример инструкции:
Программы инструктажей по безопасности дорожного движения разрабатываются по Правилам обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными приказом Минтранса № 145 от 30.04.2021 г.
В пункте 7.2 Правил приведены темы, которые должны рассматриваться в предрейсовом инструктаже водителей:
В разделе особенностей движения по маршруту рассматриваются такие вопросы:
В теме о погодных условиях во время движения на маршруте рассматриваются:
Пример памятки о поведении водителя в сложных погодных условиях:
В данной теме рассматриваются такие вопросы:
В этой теме рассматривается следующая информация:
В тему входит:
Предрейсовые инструктажи, проведенные водителям, должны фиксироваться в специальных журналах. Это требование Правил, утвержденных приказом Минтранса № 145 от 30.04.2021 г. Информация о проведенных обучениях вносится в журнал учета инструктажей, который должен вестись на предприятиях и храниться на рабочем месте специалиста по БДД предприятия.
Водителю для подтверждения пройденного инструктажа на руки выдается путевой лист. В документе указывается дата выдачи, рабочее задание, общая информация о пути следования, отметки о пройденном медосмотре, техосмотре, инструктаже по безопасности дорожного движения.
Водитель не имеет права покидать территорию автопарка на рабочем автомобиле без путевого листа. Документ недействителен, пока его не подпишет специалист по БДД.
Регистрация инструктажей в журналах ведется в соответствии с требованием приказа Минтранса № 145 от 30.04.2021 г. для подтверждения того факта, что водитель прошел предрейсовую либо другую подготовку перед выездом на линию.
Проверить прохождение шофером инструктажа по безопасности дорожного движения может сотрудник ГИБДД по отметкам в путевом листе. Транспортные компании на предмет соблюдения законодательства в сфере БДД проверяются представителями УГАДН РФ.
Журнал учета инструктажей с водителями не имеет установленного образца и ведется в форме, удобной специалисту по БДД и руководству компании. Однако, документ обязательно должен содержать информацию о:
Подпись водителя в журнале является подтверждением его личного присутствия на предрейсовом либо другом инструктаже по БДД. Если ее не будет, работника отстранят от управления транспортным средством, а ответственного по БДД и руководителя компании оштрафуют.
Согласно приказу Минтранса № 145 от 30.04.2021 г., заниматься ведением журналов учета инструктажей по безопасности дорожного движения может только лицо, назначенное ответственным за БДД на предприятии. Передача документа сотрудникам, не имеющим отношения к инструктированию водителей, не допускается.
Документ всегда должен находиться на рабочем месте специалиста по БДД компании.
Журнал ведется в бумажном или электронном виде. Электронная версия документа составлятся на компьютере специалиста по БДД и должна быть внесена в программное средство криптографической защиты информации (СКЗИ).
Обеспечить безопасность файла журнала учета инструктажей необходимо для того, чтобы никто не смог отредактировать документ без ведома ответственного лица. Разблокировать доступ к электронному журналу личной цифровой подписью может только специалист по безопасности дорожного движения.
Подписи в цифровом документе также ставятся при помощи ЭЦП. Эта норма установлена пп. 7.1.1–7.4 Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными приказом Минтранса РФ № 145 от 30.04.2021 г.
Ответственный за БДД использует свой ключ цифровой подписи, а водитель расписывается на чувствительной поверхности контактной панели сканера, как на обычном листе бумаги. Специальное программное обеспечение распознает подпись шофера, вносит ее в общую базу данных подписей всех сотрудников и в журнал инструктажей.
Образец страницы журнала учета:
На титульной странице указывается тип документа и полное наименование организации, где он ведется:
Если журнал ведется в бумажной версии и свободные поля в нем заканчиваются, он передается в архив компании на хранение. Доступ к документу может потребоваться при проверке организации на соблюдение законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Срок хранения журналов инструктажа – не менее 10 лет.
Предрейсовые инструктажи периодически проводят для водителей, занимающихся коммерческими перевозками пассажиров и опасных грузов. Основная цель данного мероприятия – снижение вероятности ДТП. За непрохождение инструктажа на самого работника и ответственных лиц налагается штраф.