Одним из основных видов транспорта в России является железнодорожный. С помощью ЖД государство создает единое экономическое пространство и связывает регионы. Железнодорожный транспорт активно влияет на развитие внутренних и внешних связей, обеспечивает ее социальную безопасность, а также удовлетворяет потребности населения в перевозках. Благодаря локомотивам транспортируется большое количество грузов, в том числе опасных, например, самовозгорающихся или радиоактивных веществ. Главные преимущества железнодорожного транспорта – функционирование независимо от времени года, высокая скорость доставки, надежность, безопасность. Несмотря на все положительные факторы, в 2023 году существует ряд нерешенных проблем, часть которых касается обеспечения пожарной безопасности.
Возгорания на локомотивах и электровозах наносят значительный ущерб как человеческому здоровью, так окружающей среде и материально-имущественным ценностям. Официальная статистика свидетельствует, что число аварий на железнодорожном транспорте в России в несколько раз выше, чем в других развитых странах. При этом 2/3 от общего количества пожаров приходится на подвижной состав. Обусловлено данное явление использованием локомотивов, которые не отвечают предъявляемым требованиям. К причинам бедствий на ЖД относят и несовершенную нормативно-правовую базу, а также человеческий фактор.
В 2023 году правила пожбезопасности на железнодорожном транспорте регламентируются ППБО-109-92, 153.13130.2013, а также ГОСТ 34394-2018. Кроме того, в России действуют специализированные документы, изданные РЖД. Успешная локализация и ликвидация возгораний на подвижном составе зависит от согласованности действий органов управлений, привлеченных сил и средств. В связи с этим необходима проработка вопросов по обеспечению противопожарной защиты на железнодорожном транспорте.
Уровень противопожарной защиты объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта должна отвечать требованиям стандартов. Как известно, любой вид деятельности несет в себе потенциальную опасность. Полностью избежать таких событий, как возгорания и аварии, нельзя. Тем не менее внедрение мероприятий, направленных на совершенствование и соблюдение правил ПБ, позволяют повысить безопасность следования грузовых составов по железным дорогам. Согласно законодательству, руководителю необходимо позаботиться о:
Начальник организации несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него задач и функций. Пожары на ЖД отличаются сложностью организации и проведения боевых действий, а также необходимостью быстрого принятия решений, от которых зависят жизни людей. Таким образом, должностным лицам требуется направить все усилия совершенствование систем обеспечения ПБ. В качестве основного направления здесь выступает прогнозирование поведения локомотивов и грузов на пожаре.
КФПО – это характеристика, которая зависит от целевого назначения и специфики деятельности объекта защиты. Правила отнесения подвижного состава определены в соответствующих нормативных документах. Как правило, категорирование осуществляется на этапе проектирования с учетом норм по пожарной безопасности или разработанных на их базе ведомственных регламентах. В зависимости от условий эксплуатации и последствий возможных ЧС подвижные составы классифицируются на несколько групп.
Категория |
Описание |
---|---|
Р1 |
Локомотивы для перевозки пассажиров |
Р2 |
Дизель-поезда, электропоезда |
Р3 |
Локомотивы для перевозки грузов |
Р4 |
Маневровые локомотивы |
Категории определяются специально для самого неблагоприятного воздействующего горючего, его количества и особенностей технологического процесса. Главная проблема ПБ на железнодорожном транспорте – приведение в надлежащее состояние его пожарной опасности, при котором исключена возможность возникновения возгорания.
Действующим ГОСТ определены требования к стройматериалам, конструкциям и противопожарным преградам на железнодорожном транспорте. Согласно национальным стандартам, перегородка между кабиной машиниста и другими помещениями должны иметь предел огнестойкости EI 30. Такая конструкция может сопротивляться воздействию открытого огня и повышенных температур на протяжении 30 минут, сохраняя при этом вою целостность.
На заметку! Назначение преград – сдержать огонь на ограниченной территории до прибытия аварийно-спасательной службы.
Рассчитываются показатели огнестойкости только в лабораторных условиях под воздействием открытого огня и высоких температур. Результаты отображаются во временном коэффициенте. Обеспечение пожбезопасности электровоза регламентируется на законодательном уровне.
Силовые установки, электрооборудование, провода и кабели в локомотивах должны отвечать требованиям стандартам. ГОСТ определяет, что в железнодорожном транспорте предусматривают двигатели внутреннего сгорания. В таком случае предел огнестойкости пола должен составлять EI30. Кроме того, в подвижных составах необходимо размещать искрогасители или другими устройствами, обеспечивающими искрогашение. Электропроводка должны быть герметичной и безопасной.
Высоковольтные провода прокладываются отдельно от низковольтных.
Уровень комфортности проезда пассажиров на железнодорожном транспорте в большинстве случаев зависит от микроклимата в вагоне. Совершенствование основных систем жизнеобеспечения позволяют добиться требуемого уровня ПБ. Кондиционирование используется на подвижном составе для подачи и обработки свежего воздуха, а также его обеззараживания. Стандартные требования к системам кондиционирования в ЖД – это стабильность поддержания заданных параметров, независимо от метеорологических условий или других особенностей.
Вентиляция на железнодорожном транспорте должна быть как естественной, так принудительной. Все воздуховоды, вентиляционные камеры, элементы креплений должны быть изготовлены из негорючих материалов. Установка огнезащитных клапанов должна производиться строгом соответствии с действующими нормативными требованиями. Сегодня изготовители выпускают разные модификации преград, в частности, с прямоугольным или круглым сечением. Помимо этого, существуют канальные и стеновые клапаны, а также заслонки электромеханического привода.
Для обогрева подвижных составов используются трубы, по которым циркулирует горячая вода. Нагревается она в специальном котле. Прокладываются трубопроводы по всей длине кузова вагона. Растапливается котел углем или с помощью электрических высоковольтных нагревательных элементов. С каждой стороны локомотива монтируются розетки, которые соединяют кабели отопления еще на этапе формирования состава.
Обязательное требование законодательства – установка сигнализации и системы пожаротушения на железнодорожном транспорте. Среди существующих установок: водных, пенных, углекислотных и порошковых, наиболее эффективными в локомотивах являются последние. Они универсальны и при этом не требуют обеспечения условий герметичности защищаемого объекта. Сегодня в России активно устанавливаются новые беспроводные автоматические системы пожаротушения – модули. Они позволяют ликвидировать возгорание как на раннем этапе, так и в фазе активного горения.
Система |
Описание |
---|---|
Водяная |
Может быть спринклерной или дренчерной. Используется для ликвидации пожара класса А. Огнетушащее вещество подается в виде небольшого потока воды или капель. Конструктивно состоит из трубопровода, вентиля, рукава, ствола. |
Пенная |
Пенная система практически идентична водяной. Внутри АСП предусмотрен генератор для формирования пены нужной кратности. |
Порошковая |
С помощью порошковой установки в очаг горения вводится специальный мелкодисперсный порошок, способный охлаждать поверхность и блокировать приток кислорода. |
Углекислотная |
Огнетушащее вещество находится в баллоне под давлением в жидком состоянии. Двуокись углерода распространяется по всей площади горения. |
Аэрозольная |
Аэрозоль представляет собой негорючие твердые микроскопические частицы. Подача ОТВ осуществляется за счет введения в действие пускового механизма. Дополнительно внутри баллона устанавливается радиаторы охлаждения. |
Пожарная сигнализация на железнодорожном транспорте состоит из извещателей. В зависимости от возможности повторного включения после срабатывания датчики классифицируются на тепловые, дымовые, огня, газовые. Система пожарной сигнализации работает по достаточно простому принципу. Как только в помещении будут зафиксированы опасные факторы пожара, извещатели автоматически срабатывают. В таком случае тревожный сигнал передается на управляющий блок. Здесь поступившее сообщение обрабатывается и транслируется далее – на пуль или сирену. На следующем этапе включается световое или звуковое оповещение.
На заметку! Пожарная сигнализация представляет собой набор устройств, предназначенных для обнаружения опасных факторов пожара.
Пожар относится к числу самых опасных и разрушительных бедствий. Главное во время возгорания – своевременно отреагировать на ЧС и экстренно организовать эвакуацию людей. В противном случае должностные лица столкнутся как с утерей имущества, так и человеческими жертвами. Открытый огонь вне специально обозначенного очага быстро распространяется по локомотиву, создавая при этом дымовую завесу.
Во время горения многие материалы начинают выделять токсичные вещества, вдыхание которых часто вызывает головокружение, обморок и затуманенность сознания. Для эвакуации людей из подвижного состава в случае возгорания используются входные двери. На каждом ЭВ необходимо предусмотреть штатные устройства: ступени, трап, желоб.
Окна ЖД, используемые как аварийные, должны свободно открываться с внутренней стороны с помощью специальных устройств или легко разбиваться. При втором варианте рядом с проемом должен присутствовать молоток. Эвакуационные пути и выходы, а также места нахождения первичных средств пожаротушения обозначаются соответствующими знаками безопасности.
Более 40% возгораний удается ликвидировать с помощью первичных средств пожаротушения. К ним относятся передвижные и переносные огнетушители, огнеупорные покрывала и различный инвентарь. Тип и количество ПСП определяют на основании их тактико-технических характеристик. При этом они должны обеспечивать оперативную ликвидацию возгорания класса А.
На заметку! Согласно нормативно-правовым актам, в подвижных составах должны присутствовать огнетушители.
Огнетушители должны быть исправными и находиться в состоянии боевой готовности. С данной целью должностными лицами организуется своевременное техническое обслуживание. Размещаются огнетушители на специальных подставках или крепятся на стенах.
Национальными стандартами определены требования к АСП и сигнализации.
Для предупреждения пожаров в России используются как административные, так и социально-психологические меры безопасности. Несмотря на предпринимаемые шаги сегодня наблюдается тенденция по росту как общего числа показателей, так размеров ущерба от возгораний. Законодательство относит к объекту обеспечения пожбезопасности интересы личности, общества, государства от потенциальных, а также реальных угроз. СОПБ внедряется с целью поддержания должного уровня защищенности.
Правила пожарной безопасности на локомотивах указываются в соответствующих распоряжениях и локальных инструкциях. Главным нормативным документов в данной области является Приказ ОАО РЖД от 12.12.2017 N 2585р. Кроме того, в силу вступили новые ППР.
Работники подвижного состава должны придерживаться общих правил и запретов. Общие требования – не нарушать внутренний распорядок, правильно использовать средства защиты и сообщать обо всех неисправностях вышестоящему руководству. Курить можно только в специально отведенных местах.
Требования пожарной безопасности на локомотиве для проводника:
Перед допуском к работе сотрудники ЖД должны пройти инструктажи, оценку знаний. Открывать двери в подвижной состав можно только после полной остановки поезда. Зимой тамбуры, переходные площадки должны своевременно очищаться.
Пожарная профилактика – это совокупность мероприятий, разработанных органами государственной власти и руководителями организаций для предотвращения возгораний. В ее основу входит обучение персонала ПТМ. Отвечает за организацию и своевременность инструктажей, а также оценку знаний администрация РЖД. С данной целью разрабатывается, утверждается специальная программа.
Цели обучения:
Пройти протвопожарные инструктажи должны все работники, независимо от занимаемой должности и опыта работы. Дополнительно законодательством определен перечень лиц, которым требуется освоить программу повышения квалификации и профпереподготовки.
Во время пожара работникам подвижного состава, а также пассажирам необходимо придерживаться инструкций. Чтобы ветер не раздувал огонь и не усиливал горение, следует закрыть все окна в вагоне. Если сделать это невозможно, выйдете из помещения, закрыв за собой двери. При этом необходимо использовать средства защиты – любой кусок одежды, смоченный в воде.
Алгоритм действий:
Если тамбур сильной задымлен, передвигаться следует как можно ниже к полу. Важно не создавать давку и не толкать других людей. При спуске по лестнице из подвижного состава важно держаться за перила. Детям и старикам необходимо оказывать соответствующую помощь.
При обнаружении возгорания машинист должен остановить локомотив. Далее работникам необходимо точно определить место пожара и вскрыть пакет с перевозочными документами. Одновременно с этим подается сигнал тревоги. Приступать к тушению пожара можно только в случае исключения риска для жизни и здоровья. Для ликвидации возгорания допустимо использовать водяные, пенные, порошковые, углекислотные, другие огнетушители (в зависимости от класса пожара).
На заметку! Работникам необходимо надеть средства защиты.
Если огнетушащее вещество попало на открытые участки кожи, его следует стряхнуть. Вводится ОТВ в точку наибольшего горения. При тушении пожара кошмой, она кладется таким образом, чтобы огонь не попал на человека. Песок на лопате нельзя поднимать выше уровня глаз.
За пожарную безопасность подвижного состава отвечает проводник, начальник поезда и проездной электромеханик. В случае нарушений они несут соответствующее наказание в установленном законодательством порядке.
Наказание выбирается на основании тяжести правонарушения.
Наказание |
Описание |
---|---|
Дисциплинарное |
Выговор, понижение, увольнение, отстранение |
Административное |
Штраф |
Уголовное |
Штраф, принудительные или обязательные работы, ограничение или лишение свободы |
Деятельность по предупреждению и ликвидации возгораний на железнодорожном транспорте осуществляет ведомственная пожарная охрана, которая представляет собой совокупность органов управления и подразделений ФГП. К главным задачам данного сектора относится контроль за организацией работ в области обеспечения ПБ как на стационарных объектах, так на локомотивах и электровозах. В основу СОПБ входит разработка организационно-технических мероприятий. Соблюдение мер противопожарной безопасности на тепловозе и подвижном составе – обязательное требование для каждого работника ЖД.