Мы работаем по всей России

Консультация
Заполните форму и мы вам перезвоним
Имя
Телефон

Практические задания по охране труда занятия для студентов

Общие сведения

Специалист по охране труда – это работник, который отвечает за СУОТ на предприятии, контролирует выполнение техники безопасности и обеспечивает благоприятные условия для деятельности штатного персонала. Сотрудники, получившие образование по направлению «Техносферная безопасность», могут занимать разные должности и участвовать в разных стадиях технологического процесса. Так, некоторых из них становятся экспертами по СОУТ, другие проводят инструктажи, а третьи составляют графики работ или должностные инструкции. Тем не менее существуют универсальные инженеры, которые выполняют все перечисленные функции.

Должностные обязанности, права и полномочия сотрудника, отвечающего за охрану труда, определяются профстанадртами. Его главная задача – предотвратить новые случаи травматизма и аварий на производстве. Поскольку нормативная база в данной области постоянно корректируется, работник должен постоянно повышать собственную квалификацию и изучать новые требования.

На заметку! Законодательная база РФ обязывает руководителей предприятий назначать должностных лиц, уполномоченных следить за работоспособностью системы.

Отдельная штатная единица вводится в организациях с коллективом более 50 человек. В остальных случаях занимать данную должность может руководитель. Мероприятия, разработанные должностными лицами, должны направляться на исключение потенциально опасных ситуаций. Ежедневно должностными лицами выполняется большой массив процедур, учет которых ведется в специальных журналах.

С учетом обязанностей, возлагаемых на инженера по охране труда, работодателю следует внимательно выбирать кандидата на данную должность. От профессионализма данного работника зависят безопасность производства, а также жизнь и здоровье персонала. В связи с этим к должностным лицам предъявляют повышенные требования как к личным, так и к квалификационным качествам.

В ходе обучения студенты направления «Техносферная безопасность» в обязательном порядке должны проходить практические занятия, которые позволяют преобразовать знания в умения и навыки. Благодаря этому будущие работники овладевают способами деятельности в области охраны труда.


 

Цели и задачи

Проведение практических занятий по охране труда для студентов относится к обязательным процедурам, регламентированным на законодательном уровне. Данные мероприятия способствует пониманию обучающимися сущности и социальной значимости своей будущей профессии. Дополнительно практические работы по охране труда для студентов СПО прививают интерес к выбранному направлению, а также повышают способность студентов к решению разнообразных задач.

Направление практических занятий:

  • обобщение, систематизацию, закрепление знаний;
  • развитие компетенции;
  • организация собственной деятельности, ее оценка, корректировка;
  • умение анализировать текущую ситуацию;
  • умение осуществлять итоговый контроль;
  • поиск необходимой информации;
  • работа в команде, прочее.

Практические занятия по охране труда развивают и личные качества –самостоятельность или инициативность. В ходе обучения студенты учатся выявлять опасные и вредные производственные факторы, правильно использовать средства защиты, участвовать в аттестации, проводить инструктажи, контролировать состояние СУОТ на предприятии.

На заметку! После практических занятий проводится проверка знаний.

Программа обучения должна составляться в соответствии с законодательными нормами.
 

Из чего состоит

Первостепенное мероприятие по охране труда – это обучение будущих работников. При желании практические занятия могут организоваться для работающих инженеров, которым необходимо повысить квалификацию или получить новые навыки для полноценного выполнения своих должностных обязанностей. Обучение производится в несколько этапов – подготовка, разработка и утверждение программ, оценка знаний, учет.

Часть практического занятия

Описание

Теоретический материал

Предоставление теоретического материала, отражающего специфику отрасли при производстве различных видов работ.

Цель

Главная цель – обеспечение безопасного выполнения работ, надлежащего контроля за соблюдением требования и исключение несчастных случаев.

Время выполнения

Выполнение практических занятий в установленный промежуток времени или во внеурочное время.

Само задание

Задания разрабатываются в соответствии с нормативными требованиями. Пример задания – составить инструкцию по охране труда.

Ход работы

Ход работы состоит из подготовки студента, выполнения задания и оценки знаний.

Условия для проведения оценки знаний:

  • задания выполнены правильно, в полном объеме;
  • студент может объяснить каждый этап проделанной работы;
  • результат соответствует целям.

Зачет по практическим занятиям получается только при соблюдении условий.

Контрольные вопросы

Задаются для проверки компетентности.

Благодаря практическим занятиям студенты учатся правильно идентифицировать текущую ситуацию, организовать эвакуацию людей, пользоваться огнетушителями или иными средствами первичного пожаротушения.
 

Результат прохождения

Как отмечалось ранее, работники, получившие специальность «Техногенная безопасность» выполняют достаточно много задач. В первую очередь их деятельность направлена на предупреждение возникновения опасных ситуаций, поэтому в их функции входит осуществление контрольных и надзорных мероприятий в части соблюдения коллективом требований законодательства РФ. При этом компетенции сотрудников распространяются на организации всех форм собственности.

Главное достоинство данного направления – разная специализация. Впоследствии выпускники университетов могут работать в должности инженера, эксперта, консультанта или инспектора.

Что будут знать и уметь студенты, которые прошли практические занятия:

  • основы законодательной базы по охране труда;
  • правила использования первичных средств пожаротушения;
  • оказание первой медицинской помощи;
  • выявление опасных, вредных производственных факторов;
  • аттестация персонала;
  • проведение инструктажей;
  • разработка профилактических, иных мероприятий;
  • контроль за выполнением требований, прочее.

Помимо этого, в ходе подготовки студенты учатся расследовать несчастные случаи на производстве и вести их учет.
 

Критерии оценки

После того, как студенты предоставят письменные отчеты по результатам выполненной работы, производится оценка знаний. Данное мероприятие позволяет сравнить достигнутый учащимся уровень владения знаниями и умениями с нормативными требованиями, описанными в учебной программе. Условным отражением в данном случае является оценка от 2 до 5 баллов.

Оценка

Описание

2

Не владеет нужными знаниями, умениями

3

Владеет недостаточно (удовлетворительно)

4

Владеет достаточно (хорошо)

5

Владеет в полной мере (отлично)

При этом рассматривается владение понятиями, фактами, теориями, методами, процедурами, правилами, а также другими показателями.
 

Дополнительные задания для самостоятельной работы

Помимо практических занятий студентам рекомендуются внеаудиторные самостоятельные работы по общепрофессиональной дисциплине «Охрана труда». Как правило, выполняются они в виде реферата. Оформляется он в соответствии с требованиями учебного заведения.

К дополнительным заданиям относят и работу со специализированной литературой, конспектирование отдельных тем, прочее. Выполняются они для систематизации и закрепления полученных знаний, а также их углубления. Помимо этого, выполнение внеаудиторных заданий позволяет развить познавательные способности студентов, формирует самостоятельность мышления и навыки по поиску информации.

На заметку! В результате дополнительных заданий обучающиеся расширяют свои теоретические знания по отдельным дисциплинам.

Перед выполнением задания студенту необходимо внимательно изучить его тему, цели работы, порядок выполнения, формы контроля, требования к оформлению.

Примеры тем для рефератов, конспектов:

  1. Оценка условий труда.
  2. Система организационно-технических, иных мероприятий.
  3. Трудовая дисциплина.
  4. Безопасность технологического оборудования, инструмента.
  5. Виды СИЗ.

Дополнительные задания также оцениваются по 5 бальной системе. Подготовленный реферат оценивают по следующим критериям: полнота использования учебного материала, объем, логика изложения, наглядность, грамотность. Структура конспекта должна иметь унифицированный вид.
 

Как подготовиться к проверочной работе

Практические занятия проводятся по определенному алгоритму, поэтому к ним можно подготовиться. Если экзамен проводится в устной форме, присутствующим раздают билеты, чистые листки со штампами и ручки. На сдачу тестирования отводится около 1 часа. Если студент не уложился в установленный срок, проверка считается не пройденной. Обучающиеся, которые дали 30% и более неправильных ответов, ставится оценка «неуд». Комиссия вправе задать по заявлению не сдавшего еще 3 любых вопроса. Если экзаменуемый справится с поставленными задачами, результат будет удовлетворительным.

Подготовиться к оценке знаний можно благодаря билетам и контрольным вопросам, которые указаны в методических пособиях. При этом лучшей подготовкой считается непосредственная работа в качестве специалиста по охране труда на предприятии.
 

Примеры практических занятий

Практические занятия разрабатываются каждым учебных заведением. Как правило, составлением программ занимаются педагоги, знающие специфику деятельности и особенности профессии. Утверждаются документы руководителем университета. Дополнительно они согласовываются с правовой и кадровой службой, а также профсоюзом.

На заметку! Программа практических занятий должна отвечать требованиям Департамента образования и науки.

 

Нормативно-правовые основы охраны труда

В первую очередь специалисты по охране труда изучают нормативно-правовые основы. Условно мероприятия по созданию СУОТ делятся на 3 взаимосвязанных направлениях. Первое из них подразумевает разработку единых регламентов и федеральных законов, второе – определение организации и порядка ликвидации несчастных случаев, а третье – формирование и улучшение системы подготовки работников.

Как известно, государственное управление зависит от нескольких факторов, в том числе детальной регламентации прав и обязанностей участников административных правоотношений. С этой целью госорганы разрабатывают новые регламенты, а также процедуры, определяющие порядок взаимодействия граждан и уполномоченных учреждений. В основе любой СУОТ лежат требования, правила и запреты, утвержденные федеральными законами. Нормативные акты определяют ряд условий социального и технического характера по обеспечению безопасных условий труда, а также поведение человека в процессе его жизнедеятельности.

На заметку! Охрана труда представляет собой сложную структуру под руководством Федеральной инспекции.

Разработка и утверждение федеральных законов осуществляются по определенному алгоритму: законодательная инициатива субъектом права → предварительное рассмотрение → обсуждение, принятие → подписание. Первое направление пожарной безопасности является фундаментальным в системе обеспечения СУОТ.

Во время практических занятий студенты изучают:

  1. Федеральные законы.
  2. Кодексы.
  3. Приказы, постановления.
  4. Инструкции.
  5. ГОСТ.

В ходе подготовки могут использоваться отраслевые и межотраслевые регламенты, а также другие специализированные документы.
 

Производственный травматизм и профессиональные заболевания

Сегодня охрана труда рассматривается как приоритетные направления внутренней государственной политики РФ. Для этого используется многоуровневая система организационно-технических, практических и иных мероприятия. Главное назначение СУОТ – сохранение человеческих жизней и здоровья в процессе труда.

Официальная статистика информирует, что производственный травматизм – это одна из самых значимых проблем для большинства стран. Ежегодно в мире регистрируется более 340 миллионов несчастных случаев, часть из которых оборачивается летальными исходами. Чаще, чем от несчастных на производстве погибают только люди, имеющие сердечные заболевания или онкологию. Из-за этого изучение данной темы входит в стандартную структуру практических занятий студентов.

Темы:

  1. Опасные, вредные факторы воздействия на производстве.
  2. Главные понятия. Классификация несчастных случаев.
  3. Показатели травматизма.
  4. Федеральное наблюдение за профзаболеваниями.
  5. Расследование, учет несчастных случаев.
  6. Профилактика ЧС.

Во время обучения студенту необходимо проанализировать статистику, изучить причины травматизма и мероприятия по его предотвращению.
 

Основы производственной санитарии и гигиены труда

Производственная санитария – это система мероприятий, направленных на защиту работающих от действия вредных факторов. Благодаря соблюдению требований по гигиене труда работодатели могут правильно организовать рабочие места, своевременно проводить медицинские обследования, снизить материальные издержки, вызванные профзаболеваниями или травмами.

Темы:

  1. Организация, проведение медосмотров.
  2. Обеспечение работников спецодеждой, СИЗ, дезинфицирующими средствами.
  3. Поддержание нормальных метеорологических условий.
  4. Исключение загрязнения воздушной среды.

Отдельно изучается порядок организации рабочих мест. Данное мероприятие относится к важнейшим аспектам производства. Для этого рассматриваются вопросы СОУТ. Согласно нормативам, планировка кабинетов должна быть обоснована с санитарно-эпидемиологической и технологической точки зрения. Также при организации рабочего места необходимо соблюдать принцип рациональности.

На заметку! В результате обучения студентам может быть предложено задание по разработке плана кабинета или производства.

 

Обеспечение безопасных условий труда

Под безопасными подразумевают такие условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов исключено или не превышает нормативных показателей.

Темы:

  1. Основы охраны труда.
  2. Система государственного управления, надзора.
  3. Мероприятия по обеспечению СУОТ.
  4. Виды ответственности.
  5. Законодательство.
  6. Риски.
  7. Инструктажи.
  8. Инструкции.

Любая деятельность сопряжена с опасностями, поэтому ля сохранения человеческих жизней и здоровья необходимо использовать систему мероприятий. Выбор методов и средств защиты осуществляется на основе СОУТ, специфики деятельности, используемого оборудования и технологических процессов.
 

Электробезопасность

Электробезопасность – это система сохранения человеческих жизней и здоровья человека в процессе работы, которая связана с воздействием электрического тока и полей. В ходе практических занятий студенты могут рассматривать следующие темы:

  1. Снижение напряжений.
  2. Разделение электросетей.
  3. Изоляция, контроль за ее состоянием.
  4. Защита от случайного прикосновения к опасным участкам.
  5. Заземление, зануление, защитное отключение.
  6. Использование СИЗ.

Дополнительно педагог может изучить с обучающимися и другие направления электробезопасности.
 

Пожарная безопасность

Под пожарной безопасностью подразумевают такое состояние защиты объекта, при котором установленной вероятностью исключается шанс возникновения и развития возгорания. Система ПБ состоит из нескольких уровней, каждый из которых обязателен к изучению студентами.

Темы:

  1. Система обеспечения пожарной безопасности.
  2. Права, обязанности, ответственность должностных лиц.
  3. Факторы пожара.
  4. Классификация помещений.
  5. Огнестойкость строительных конструкций, материалов.
  6. Противопожарный режим.
  7. Вентиляция, отопление.
  8. Первичные средства пожаротушения.

При проведении практических занятий с обучающимися необходимо рассмотреть все направления пожарной безопасности. Главное назначение СОПБ –  предотвращение возгораний благодаря строгому соблюдению утвержденных требований, правил, запретов.
 

Заключение

Практические задания по охране труда направлены на обобщение, систематизацию и закрепление ранее полученных знаний. Помимо этого, они позволяют развить общие компетенции. Получить специальность по направлению «Техносферная безопасность» можно в высшем учебном заведении. После практических занятий со студентами проводят оценку знаний по 5 балльной системе. Разрабатывать программы обучения необходимо в соответствии с требованиями национальных стандартов.