Сегодня ПБ – это обязательное условие и один из критериев деятельности детского сада. Формирование безопасности образовательного пространства требует от руководителей и персонала углубленных знаний в различных областях: права, криминологии, медицины, психологии, техники и т.д. Данное явление обусловлено тем, что оценка спасения дошкольников требует понимания различий между взрослым и ребенком. Первые в своем поведении руководствуются преимущественно сознательными мотивами: они понимают, почему должны действовать так, а не иначе. Таким образом, формируется определенная система, зависящая от того, что более или менее важно.
Мотивы дошкольников, как правило, не являются целенаправленными и не образуют единой логической цепочки, основанной на мере приоритетности. Характерная особенность поведения воспитанников ДОУ – сумбурные действия без размышления, вызванные сиюминутными чувствами и желаниями. Зависят они от промежуточного окружения и вещей, которые бросаются в глаза. В связи с этим на поведение детей в большей степени влияют внешние обстоятельства. Особенно это заметно при оценке их повседневной деятельности и в условиях опасности. На начальной точке эвакуации без должной активности взрослых дети, как правило, игнорируют сигналы системы оповещения. Это предопределяет особые требования к обеспечению пожарной безопасности в детском саду.
На заметку! Необходимость создания полноценной системы ПБ в дошкольном образовательном учреждении закреплена Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ.
Согласно документу, ДОУ должны иметь полноценную противопожарную защиту, направленную на предотвращение или ограничение опасности. С данной целью руководителями предусматривается совокупность мероприятий и технических средств. Благодаря этому можно обеспечить уровень индивидуального и социального пожарного риска в допустимых значениях, установленных на законодательном уровне.
Пожарная безопасность для детей в ДОУ, нормативная база:
Безопасность воспитанников и работников дошкольных учреждений обеспечивается путем использования достижений науки и техники в данной области. Главная задача ПБ – создание таких условий, при которых пожар не представлял бы опасности для здоровья и жизни каждого участника образовательного процесса.
Пожары в детских садах всегда вызывают общественный резонанс и оборачиваются как материально-имущественными утерями, так и серьезной ответственностью для администрации. Для уменьшения риска возникновения возгораний в ДОУ была утверждена законодательная база, состоящая из нормативных правовых актов разной юридической силы. Поскольку детские сады относятся к объектам массового скопления людей, к ним предъявляют более жесткие требования относительно обеспечения пожарной безопасности. Все они обязательных к исполнению как в государственных, так и частных дошкольных учреждениях.
Определение класса пожарной опасности требует обязательного проведения специальных испытаний, при которых определяется реакция находящихся в здании материалов на огневое воздействие и анализируются опасные факторы. На основе полученных результатов прогнозируется поведение объекта в условиях возгорания. Класс ПО представляет собой характеристику, зависящую от целевого назначения и специфики деятельности предприятия, а также от возраста и физического состояния людей, которые там пребывают в течение дня (ночи).
На заметку! В соответствии с Федеральным законом, детские дошкольные учреждения относятся к классу пожарной опасности Ф 1.1.
Категорирование зданий по ПО позволяет установить подход правообладателя объекта защиты к построению системы обеспечения пожарной безопасности.
Основу обеспечения пожарной безопасности в любом производстве составляют организационные мероприятия, которые в дальнейшем через документы реализуются технически. Состав обязательной документации зависит от конкретных требований субъектов РФ и особенностей каждого предприятия: ведомственной принадлежности, противопожарного режима, количества людей, технологических процессов, др.).
Прежде всего руководителю дошкольного образовательного учреждения необходимо позаботиться об оформлении декларации. Данный документ подтверждает, что объект защиты отвечает требованиям национальных стандартов. Помимо этого, он отображает, какой ущерб может быть нанесен имуществу и людям случае чрезвычайной ситуации. На основании декларации администрацией принимается решение об оснащении ДОУ пожарно-техническим вооружением. Оформляется документ только после проведения предварительных расчетов по рискам и ущербу.
Обязательные для детского сада документы по пожарной безопасности:
Ответственность за ведение документооборота несет руководитель дошкольного образовательного учреждения.
Для ведения пропаганды и соблюдения требований законодательства в детских садах необходимо размещать уголки пожарной безопасности. При его оформлении должностным лицам следует учитывать возрастную специфику и адаптировать представленные сведения под конкретную целевую аудиторию. Для дошкольников рекомендуется оформлять небольшие стенды с картинками и емкими предложениями, а для родителей – более информативные и расширенные версии. В уголке размещают инструкции по пожарной безопасности, различные схемы и плакаты, макеты первичных средств пожаротушения, прочее.
На заметку! Дополнительно для воспитанников можно создать игровые уголки с пожарной атрибутикой.
Уголок в детском саду может быть как стационарным (вывешиваться на стене), так и стационарным (передвижным). Для стенда, как и для любого другого наглядного материала, необходимо выделить доступные и удобные места.
Что можно разместить на уголке пожарной безопасности в ДОУ:
С помощью уголка ПБ воспитатели могут сформировать у воспитанников правильное поведение как при нормальном функционировании детского сада, так и в условиях опасности.
Правовые источники обязывают руководителей предприятий всех форм собственности и специфики деятельности вводить противопожарный режим. С его помощью можно определить порядок организации производства и содержания помещений. С 2021 года в России действуют новые ППР РФ, которые представляют собой свод правил и запретов, обязательных для исполнения всеми объектами предпринимательства. Устанавливается противопожарный режим для защиты работников и материально-имущественных ценностей от возгораний, а также воздействия опасных факторов пожара. Для этого руководителем издается соответствующий приказ.
Что включает противопожарный режим:
Правила противопожарного режима – это действенный инструмент обеспечения ПБ на объекте защиты. Его введение позволяет правильно организовать деятельность предприятия, избежать внеплановых инспекций, а также соблюсти все требования стандартов.
Каждое дошкольное образовательное учреждение должно иметь определенные объемно-планировочные решения и техническое исполнение. С данной целью еще на этапе проектирования здания предусматривается ряд эргономических, конструктивных и инженерно-технических решений. Чтобы снизить в ДОУ степень опасности, для его строительства необходимо использовать только несгораемые или трудносгораемые материалы.
Для своевременного обнаружения и оповещения о возникновении пожара в зданиях детских садов в обязательном порядке устанавливается система автоматической сигнализации. Помимо этого, в здании требуется наличие первичных средств пожаротушения и знаков безопасности.
На заметку! Ширина лестничных маршей должна отвечать требованиям СП.
Коридоры, соединяющие лестничные площадки в дошкольном учреждении, необходимо разделять самозакрывающимися дверями с уплотнением в притворах. Регулярно администрация следует проводить контроль состояния ДОУ.
Пожарная безопасность в детском саду – это такое состояние защищенности объекта, при котором риск возникновения возгорания исключен или сведен к минимуму. С данной целью администрацией дошкольного учреждения внедряется система правовых, организационных и других мероприятий. В качестве главного регламентирующего документа в данной области выступает Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. Как свидетельствую исследования, в условиях опасности как взрослые, так и дети не могут оперативно сориентироваться на месте и оценить обстановку, что в конечном счете затрудняет проведение аварийно-спасательных работ.
Экстренная эвакуация в ДОУ невозможна и в силу физиологических особенностей дошкольников. У детей до 5 лет только формируется психофизиологическая модель собственного организма, двигательные навыки и привычки. Из-за этого во время эвакуации может наблюдаться нерегулярный темп и недостаточная точность движений. Помимо этого, для детей характерно несоблюдение указанного направления, раскачивание в стороны, раскрытие рук, шарканье ногами и т.д. Таким образом, руководителю дошкольного учреждения необходимо делать упор именно на организационные мероприятия, а также профилактическую деятельность с педагогами и родителями.
Категория |
Пожарная безопасность в ДОУ, мероприятия |
---|---|
Родители |
|
Воспитатели |
|
Дети |
|
Обеспечение пожарной безопасности – это обязанность администрации дошкольного образовательного учреждения. Передать ряд полномочий в данном вопросе можно на должностных лиц посредством издания соответствующего приказа. В таком случае они будут нести равную ответственность за состояние противопожарной защиты объекта. Поскольку ДОУ относятся к местам массового скопления людей, они находятся под особым контролем надзорных органов. Согласно законодательству, детские сады должны проходить инспекцию ежегодно. В случае нарушений сотрудник МЧС выпишет постановление о необходимости их устранения.
Административная ответственность наступает в соответствии с КоАП. В 2023 году размер санкций составит от 2 до 200 и более тысяч рублей. Если противоправные действия привели к утере материально-имущественных ценностей или летальным исходам, штрафы увеличиваются в несколько раз. Дела, в которых фигурируют летальные исходы, рассматриваются в рамках УК РФ. Должностным лицам могут вменяться дисциплинарные наказания.
Проблема обеспечения жизнедеятельности детей до 7 лет в последнее время находит свое отражение в специализированных образовательных программах, предназначенных для детских садов. В них выдвигаются не только традиционных задачи охраны и укрепления здоровья, но и формирования у ребенка знаний, а также умений безопасности. Таким образом, деятельность педагогов должна быть направлена на обогащение представлений правильного поведения. С данной целью необходимо использование возможностей предметно-развивающей среды и взаимодействие с родителями.
Ведущее место в обучении дошкольников занимают систематические дидактические игры, современные технологии (фотографии, презентации, мультимедиа) и художественная литература. Главное назначение противопожарной пропаганды с детьми – формирование навыков по самоспасению. Форма ее ведения может быть различной: от рисунков и бесед до спортивных эстафет.
Образование в области пожарной безопасности должно охватывать все уровни жизнедеятельности ребенка, включая его взаимоотношение с окружающим миром. Занятия по теме ПБ проводятся для дошкольников с целью их воспитания через следующие элементы:
Таким образом, образовательный процесс должен быть направлен не только на получение знаний, но и на формирование личных качеств, позволяющих не растеряться в экстремальной ситуации и активно действовать в случае ЧС.
При организации противопожарной пропаганды необходимо учитывать возрастные особенности детей и на основании этого показателя формировать совместную деятельность администрации, педагогов и родителей.
Группа |
Правила безопасности при пожаре для детей |
---|---|
Младшая |
В младшей группе воспитатели должны дать базовые знания о правилах поведения. Для достижения данной цели могут использоваться разные материалы: сказки и стихи, картинки, игрушки. В конце занятия рекомендуется провести с детьми беседу о том, что запомнилось. |
Средняя |
В средней группе занятия организуются м целью расширения кругозора, а также полученных ранее знаний. |
Старшая |
Детям из старшей группы будут интересны практические занятия, поскольку они обладают специфической избирательностью. |
Чтобы перевести мероприятия из организационной в практическую плоскость, руководителю дошкольного образовательного учреждению необходимо оформить и утвердить соответствующий план. Составляется он в декабре на будущий календарный год. План работ должен охватывать 3 направления: работа с персоналом, материально-техническое обеспечение, обязательные мероприятия. Оформляется программа в виде таблицы со следующими графами: наименование мероприятия, срок проведения, должностные лица, отметки о выполнении. Утверждает документ руководитель детского сада.
Сегодня в России работает более 58 000 различных дошкольных образовательных учреждений. Все они относятся к объектам массового пребывания людей, что автоматические накладывает на их руководителей дополнительные обязанности по обеспечению ПБ.
Правила поведения при пожаре для детей, виды занятий:
При создании системы пожарной безопасности в детском саду требуется только системный подход.
Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения должна создавать условия для познания мира и присутствующих в нем опасностей, быть направленной на развитие эмоциональной и духовно-нравственной сферы ребенка. В связи с тем, что свою активность дошкольники проявляют в активной деятельности, освоение опыта безопасного поведения должно осуществляться на основе игры. Как только дети научатся поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами, они будут увереннее чувствовать себя и в жизни. В этом помогут как дидактические, так сюжетно-ролевые и другие игры, а также атрибуты.
Для обогащения представлений дошкольников необходимо использовать современные технологии. Сейчас существует много обучающих мультфильмов и видеороликов. Систематизировать полученные ранее можно за счет проведения экскурсий в пожарную часть МЧС. Знакомство детей с особенностями работы спасателей заинтересуют воспитанников, что приведет к воспитанию уважительного отношения к данной профессии и деятельности. В библиотеку по формированию основ безопасного поведения можно отнести такие сказки, как «Спичка-невеличка», «Сказка о глупом мышонке», «Торопливый ножик», прочее.
Обучение дошкольников в области пожарной безопасности осуществляется за счет комплекса дидактических игр. Эффективная деятельность в данном вопросе возможна только при условии организации взаимодействия сотрудников МЧС России, педагогов и родителей. Среда в детском саду должна соответствовать физическим и психологическим требованиям детей, быть приспособленной для двигательной активности. В таких условиях дети самостоятельно включаются в познавательную деятельность. Во время игр воспитатель может предложить дошкольникам:
Использование поощрительных компонентов (грамот, призов) позволяет включить позитивные эмоции для стимулирования правильного поведения.
Пожарная безопасность детям может доносится за счет подделок. Их изготовление помогает усвоить главные правила и запреты в игровой, познавательной и при этом творческой форме. Для создания подделок можно использовать любые материалы и средства: цветную бумагу, пластилин, краски, прочее.
Обнаружить возгорание можно по нескольким факторам: задымленности, запаха гари, нарастающей температуре и отблескам огня. Главная причина летальных исходов на месте пожара – это вдыхание токсичных продуктов. Как только сотрудник ДОУ или ребенок обнаружит опасность, необходимо вызвать спасательную службу по телефону 01, 101 или 112. Следующий этап – организация эвакуации. Участвовать в пожаротушении могут только уполномоченные на это соответствующим приказом лица.
На заметку! Воспитатель должен убедиться, что никто из детей не спрятался и не остался в горящем здании.
При сильном задымлении необходимо попросить воспитанников прикрыть рот и нос куском одежды, а также передвигаться как можно ниже к полу. После эвакуации в безопасное место педагог должен сверить детей с поименным списком. Если кто-либо из дошкольников получил травму, следует немедленно оказать ему первую медицинскую помощь. Оформить алгоритм действий при пожаре можно в виде стенда или презентации.
Официальная статистика свидетельствует, что в детских садах даже сегодня наблюдается низкий уровень сформированности у детей представлений о безопасном поведении, а также недостаточная квалификация воспитателей, что подтверждается результатами диагностики, беседами с дошкольниками и наблюдения за ними. В связи с этим необходимо модернизировать систему управления ДОУ. Помимо этого, требуется привести в соответствие санитарно-гигиенические условия, материально-техническую базу и предметно-развивающую среду.
Противопожарная безопасность для детей должна соответствовать современным реалиям и требованиям. Главная задача ПБ – создание таких условий, при которых пожар не представлял бы опасности для здоровья и жизни каждого участника образовательного процесса.