План эвакуации представляет собой документ, в котором указывают эвакуационные выходы и пути, а также порядок действий и правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций. Он дает возможность своевременно принять все меры безопасности и избежать трагических последствий в местах массового скопления людей.
Назначение плана эвакуации в школе аналогично планам, которые разрабатываются для других заведений. В данном документе должны быть указаны:
В ходе спасательных и аварийных работ по ликвидации очага возгорания также следует ориентироваться на этот план. Документ помогает привлечь внимание людей к эвакуационным путям в здании и знакомит их с правилами поведения при пожарной угрозе.
Существует несколько видов планов эвакуации, каждый из которых должен соответствовать определенным требованиям.
Поэтажная схема эвакуации из класса разрабатывается индивидуально для каждого этажа здания, включая подвальное и чердачное пространство.
Секционный план применяется в следующих случаях:
Сводный эвакуационный план содержит дополнительные экземпляры этажных и/или секционных планов, разработанных для одного объекта или здания. Эти документы должны находиться на хранении у дежурного и выдаваться по требованию лица, руководящего процессом ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Локальный план — схема эвакуации, разработанная конкретно для помещения в здании (гостиничного номера, больничной палаты, комнаты в общежитии, каюты пассажирского судна и других). В школах, институтах и других учебных заведениях — для аудиторий, кабинетов, классов.
Для справки. Актуальные требования к каждому виду планов эвакуации регламентируются шестой статьей государственного стандарта 12.2143-2009.
Планы эвакуации для детских садов, школ, училищ и институтов составляются по одинаковым правилам и имеют примерно одинаковую структуру. Отличие документов для дошкольных учреждений от всех остальных состоит в том, что их разрабатывают только для обслуживающего персонала. Для всех этажей помещения составляют индивидуальные эвакуационные схемы.
План эвакуации содержит текстовую и графическую части, а также дополняется пояснительной запиской, в которой указываются нюансы, требующие особого внимания. Оформление каждого пункта структуры плана должно выполняться в соответствии с правилами.
Для текстовой части эвакуационного плана применяются листы формата А4. Требований относительно ориентации страницы нет — она может быть как журнальной, так и книжной.
Информация текстовой части документа подается в виде таблицы, в которой рассматриваются различные варианты развития событий, а также перечисляются обязательные действия персонала с указанием ориентировочного времени для каждого действия.
Учитывая, что пламя распространяется по помещениям с огромной скоростью, план должен обеспечивать максимально оперативную эвакуацию.
Текстовая часть документа может включать в себя следующие пункты, на которые можно ориентироваться при составлении собственного плана:
В графической части документа представлены планы для каждого из этажей здания. В случае одинаковой планировки следует составить один лист, а затем распечатать требуемое количество экземпляров.
Здесь должны содержаться схематические изображения следующих помещений и объектов:
На схематическом изображении при слишком большом количестве помещений следует их пронумеровать, а расшифровку указать в прилагаемой пояснительной записке или условных обозначениях.
Помимо схематических изображений помещений здания, на план наносятся и другие важные объекты:
На заметку. Для каждой категории условных обозначений используется индивидуальный цвет. Зеленым рисуют стрелки, означающие эвакуационные пути и маршруты, красный применяется для обозначения сигнализации, средств для тушения пожара, а также для оповещающих инструментов. Фигурки, нанесенные желтым цветом, обозначают места скопления большого количества людей. Черный цвет используется для схематического изображения дверей и лестничных конструкций.
На стандартной схеме эвакуации из класса на случай пожара обязательно должны указываться:
План эвакуации при пожаре в школе включает также пояснительную записку, содержание которой может быть произвольным.
Первым пунктом данного документа является сообщение о причине эвакуации. В следующем, объемном разделе пояснительной записки, требуется пошагово расписать последовательность и порядок действий для учительского состава. Например:
Разработкой плана эвакуации для учебного заведения должна заниматься его администрация. В качестве основы можно использовать готовые шаблоны аналогичных документов. Составленный план должен быть предоставлен на согласование в пожарную службу. В него могут вноситься поправки и дополнения.
Разрабатывая план эвакуации из школы на случай пожара, необходимо учитывать несколько правил и требований:
В текстовой части необходимо:
Если схема эвакуации при пожаре из класса содержит фотолюминесцентные элементы, необходимо убедиться в устойчивости материалов к перепадам температуры воздуха и к воздействию прямых солнечных лучей.
Составленный план должен быть утвержден руководителем учебного заведения. Если в здании были проведены работы, связанные с его перепланировкой или реконструкцией, все изменения должны быть учтены в документе. В данном случае схему нужно повторно согласовать с представителями пожарных служб.
Основными местами для размещения этих документов являются стены аудиторий и коридоров, колонны в фойе здания, а также шкафы для хранения противопожарных средств.
Чтобы обеспечить наилучшую видимость документа, следует его располагать на уровне глаз — примерно 1,6–1,7 метра от поверхности пола.
Недопустимо размещение эвакуационных схем за мебелью или другими конструкциями, которые препятствуют свободному обзору.
Решение об эвакуации в учебном заведении принимает его директор. Он же несет ответственность за отсутствие или неправильное составление, оформление и размещение эвакуационного плана.
Нарушение данного требования влечет за собой предупреждение и штрафы, размер которых, согласно Кодексу административных нарушений, составляет:
Учебные тревоги и тренировки помогают персоналу и ученикам эффективно отработать практические действия, которые предстоит выполнять при необходимости эвакуации.
Во время таких мероприятий имитируют возгорание на одном из этажей здания, включают автоматическую сигнализацию и организованно выводят учеников из помещения в безопасное место.
После срабатывания тревоги персонал учебного заведения должен выполнить следующие действия:
Все перечисленные действия должны выполняться по согласованию с пожарными службами.
В соответствии с нормами пожарной безопасности учебные тревоги устраиваются в детских садах, школах и других учебных заведениях. Для этого все перечисленные учреждения должны быть оснащены специальными системами оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ). Они представляют собой комплекс, включающий в себя звуковое, голосовое и световое оповещение.
Необходимость проведения учебных тренировок по эвакуации утверждена правительственным Постановлением № 1479, которое вступило в силу в сентябре 2020 года. Периодичность — один раз в полгода.
В результате тренировки по эвакуации при условном пожаре персонал и учащиеся должны:
Практическая тренировка проводится в несколько этапов, каждый из которых рассмотрим по отдельности.
На начальном этапе раздается звуковой сигнал, который может сопровождаться голосовым сообщением, например: «Внимание, тревога! Немедленно покиньте помещение». После этого учащиеся должны подняться со своих мест, быстро собрать вещи и направиться к выходу из аудитории. Функция преподавателей на этом этапе — внимательно контролировать процесс, а затем закрыть дверь класса.
После звука тревоги нужно подготовить средства индивидуальной защиты — респираторы. Можно воспользоваться смоченными носовыми платками.
При вызове пожарной бригады необходимо сообщить точное местонахождение учебного заведения, а также свои данные (имя, фамилию и должность).
Следующим этапом является эвакуация. Перед ее началом учитель должен объяснить, что нельзя паниковать и отделяться от коллектива, поскольку в таком случае ученик может заблудиться в задымленном пространстве.
Эвакуация осуществляется в определенной последовательности. Сначала покидать помещение должны учащиеся, которые оказались в максимальной близости к очагу возгорания. Вслед за ними — те, кто находятся на верхних этажах школы — в первую очередь, ученики младших классов.
Учащиеся должны двигаться по направлению к выходу организованно, по парам. Завершают колонну наиболее физически развитые мальчики, которые закроют двери класса, а при необходимости смогут оказать помощь другим.
Местом для эвакуации может стать школьный стадион или сад на территории школы. Ученики класса должны снова собраться колоннами. На этом этапе также проводится тренировка по оказанию первой медицинской помощи условным пострадавшим.
После сбора в установленном месте учитель проводит перекличку учащихся, используя классный журнал.
План эвакуации из школы — документ, содержащий подробные схемы здания с учетом их поэтажной конфигурации, а также порядок действий и меры предосторожности при возгорании. К составлению и размещению этого документа нужно подходить ответственно, так как это позволит избежать не только административных штрафов, но и негативных последствий чрезвычайных ситуаций.