Инструктаж по БДД – это обучение водителей правилам безопасности дорожного движения при управлении ТС, проведении погрузочных, разгрузочных, ремонтных или иных работ, связанных с эксплуатацией автотранспорта.
В таблице приведен список нормативных актов, которыми регламентируется проведение инструктажей по БДД для шоферов.
Нормативный акт |
Что регламентирует |
---|---|
Приказ Минтранса РФ № 7 от 15.01.2014 г. (п. 16–21) |
Руководители или ответственные лица автотранспортных предприятий обязаны инструктировать по безопасности дорожного движения сотрудников компании |
Положение РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 |
Виды инструктажей по безопасности дорожного движения, проводимых для водителей |
Приказ Минтранса РФ № 145 от 30.04.2021 г. |
Общие правила безопасности при грузоперевозках и пассажироперевозках |
КоАП РФ, п. 5 ст. 12.31.1 |
Размеры штрафов за административные правонарушения при проведении обучения сотрудников |
Приказ Минтранса РФ от 31.07.2020 г. № 283 |
Обязательность назначения ответственного лица за инструктирование по БДД на предприятии |
Инструктажи по БДД проводятся с водителями для снижения уровня аварийности на дорогах общего пользования, безопасности других водителей и пешеходов, перевозимых людей и грузов. Выполнение требований БДД позволяет снизить риск возникновения аварий и повреждения ТС.
Инструктаж по безопасности дорожного движения проводится с водителями, выполняющими коммерческие перевозки по договору оказания услуг (о грузоперевозках, пассажироперевозках, фрахтовании) либо без него.
Обязательность проведения инструктажей указана в п. 3 приказа Минтранса РФ № 145 от 30.04.2021 г.
Руководством транспортных компаний организуется проведение нескольких видов инструктажей по БДД:
Периодичность проведения инструктажа по БДД устанавливается Приказом Минтранса РФ № 7 и зависит от вида обучения:
Таким образом, периодичность инструктажа по безопасности дорожного движения имеют только сезонные обучения.
Вводные или первичные инструктажи по БДД проводятся перед приемом нового водителя на работу в транспортную компанию и включают такую информацию:
Предрейсовые инструктажи по БДД проводятся для новых водителей перед первой рабочей сменой в день выезда. Также инструктируются перед каждым рейсом водители, занимающиеся перевозками опасных грузов, горючих материалов, химических жидкостей, детей либо лиц с инвалидностью.
В программу обучения включается следующая информация:
Этот вид инструктажей по БДД проводится после весенне-летнего и осенне-зимнего периодов, когда меняются погодные условия, влияющие на дорожное движение. Водителей инструктируют по таким темам:
Сроки проведения сезонного инструктажа по БДД зависят от погодных условий.
Специальные инструктажи по безопасности дорожного движения проводятся внепланово, когда водителям нужно донести:
Сроки проведения инструктажей по БДД:
Водители, не прошедшие инструктажи в установленные сроки, не могут быть допущены к исполнению рабочих задач.
Виды обучений по безопасности дорожного движения, сроки их проведения включаются в текст Порядка проведения инструктажей и стажировки водителей колесных ТС (далее – Порядок), который утверждается на каждом предприятии отдельным приказом руководства.
Документ разрабатывается ответственным специалистом по БДД и должен включать:
Согласно п. 22 Приказа Министерства транспорта РФ № 7 от 15.01.2014 г., руководству транспортных компаний запрещается допускать к управлению автотранспортом водителей, которые не прошли инструктажи по БДД. Если шофер отказывается от прохождения инструктажа, он должен быть отстранен от работы до тех пор, пока не пройдет необходимое обучение.
За отстранением могут последовать дисциплинарные взыскания в виде выговора или материальное наказание в виде штрафа. На период отстранения водителя от управления автомобилем компании заработная плата ему не выплачивается.
Если работодатель допустил непроинструктированного сотрудника за руль автотехники, его действия могут повлечь за собой административную ответственность согласно п. 5. статьи 12.31.1 КоАП РФ.
За правонарушение для директора автопарка предусмотрено штрафное взыскание в размере 30 тыс. рублей, для ответственного за инструктирование лица – 10 тыс. рублей.
Необходимость назначения на предприятии отдельного сотрудника, ответственного за проведение инструктажей по безопасности дорожного движения и контроль сроков их организации, указана в п. 3 приказа Минтранса № 145.
Для выполнения норм законодательного акта в штатное расписание всех транспортных предприятий должна быть включена отдельная должность ответственного за БДД.
Назначить специалистом по БДД можно человека, прошедшего аттестацию в соответствии с Порядком аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью, утвержденным приказом Минтранса № 283 от 31.07.2020 г.
Назначаемый сотрудник должен отвечать таким квалификационным требованиям:
Инженеров по охране труда запрещено назначать ответственными за БДД. Обычно эти обязанности возлагаются на руководителей транспортных отделов либо других сотрудников, у которых в подчинении находится водительский состав.
Обратите внимание! Аттестация сотрудника не требуется, если предприятие перевозит грузы и людей для собственных нужд (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.10.2018 № Ф09 6396/18 по делу № А76-40269/2017). То есть осуществляемые перевозки имеют некоммерческий характер (транспортировка сотрудников по территории завода, сырья и расходных материалов между производственными цехами).
Лицо, несущее ответственность за инструктирование по безопасности дорожного движения, назначается в соответствии с Федеральным законом РФ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г.
Специалист назначается приказом руководителя «О назначении ответственного по обеспечению безопасности дорожного движения». Документом утверждается должностная инструкция ответственного по БДД.
Приказ не имеет установленной формы, но должен соответствовать стандарту ГОСТ Р7.0.97-2016 по оформлению документации.
В текст документа включают такие пункты:
Пример Приказа:
Пример должностной инструкции ответственного за БДД:
Все обязанности ответственного за безопасность дорожного движения на предприятии указываются в его должностной инструкции. В частности, специалист обязан:
Ниже приведен фрагмент должностной инструкции, где перечисляются обязанности ответственного за БДД:
Что должен знать специалист по БДД на предприятии:
Проведение инструктажей по безопасности дорожного движения должно фиксироваться. Это нужно для подтверждения факта инструктирования водителей при приеме на работу (на предприятии периодически проводится проверка соблюдения требований безопасности труда).
Информация о проведении всех видов обучений вносится в журнал учета инструктажей водителей (Правила, утвержденные приказом Минтранса № 145 от 30.04.2021 г.).
Журнал учета инструктажей водителей ведется в свободном виде, без использования установленных шаблонов. Данные, которые фиксируются в учетных формах журнала:
Журнал можно вести в бумажном или электронном виде. Принципиальное отличие ведения электронного документа от бумажного в том, что при заполнении первого нужно использовать электронную подпись.
Эта норма установлена пп. 7.1.1–7.4 Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ № 145 от 30.04.2021 г.
Инструктор по безопасности дорожного движения для подписи использует свой ключ ЭЦП. Водитель может поставить подпись в документе посредством цифрового сканера – контактной панели, на которой можно расписаться стилусом таким же образом, как на обычном бумажном документе.
Собираемая информация может быть проверена вышестоящим руководством или инспекцией по трудовому аудиту предприятий.
Допускается произвольная форма ведения документа. Формат – книжный либо альбомный.
Примеры страниц журнала учета инструктажей водителей:
На титульной странице журнала указывается тип документа и полное название организации, где он ведется.
Проведение инструктажей по безопасности дорожного движения для водителей – профилактическая мера. Она направлена на минимизацию рисков возникновения ДТП при выполнении сотрудниками транспортных компаний служебных задач.