Мы работаем по всей России

Консультация
Заполните форму и мы вам перезвоним
Имя
Телефон

Для чего нужны островки безопасности на дороге что это в разметке и можно ли парковаться на треугольнике, движение и штраф

Понятие

Островок безопасности на дороге – фрагмент разделительной полосы, по которому проходит разметка перехода, где пешеход может дождаться наступления возможности перейти дорогу.

Островок безопасности (ОБ) нужен в том случае, когда участок дороги с плотным движением не регулируется, либо дорожное полотно слишком широкое, чтобы пересечь его за время разрешающего сигнала светофора.

Такая область разметки может выделяться:

  • бортовым камнем, когда сам участок выступает над поверхностью дорожного полотна, что обеспечивает дополнительную защищенность пешеходов;
  • дорожной разметкой белого цвета, когда участок находится на одном уровне с дорогой.

В качестве элемента защиты также может выступать направляющий островок – треугольник безопасности на дороге, разделяющий потоки транспорта. Такой вид разметки может использоваться:

  • в зонах пешеходных переходов;
  • на участках дорог, где разделяются автомобильные потоки.

Примеры островков безопасности, выступающих над поверхностью дороги:

Пример обычной разметки ОБ:

Направляющий островок безопасности в зоне нанесения разметки перехода:

ОБ на трассе:


 

Регламентация

Нанесение дорожной разметки в виде островков безопасности регламентируется следующими документами:

  1. Правила дорожного движения Российской Федерации.
  2. ГОСТ 33151-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения», п. 4.2.2.
  3. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», п. 4.1.3.
  4. ГОСТ Р 51256-2018 (принят взамен ГОСТа Р 51256–2011).
  5. ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
     

Как работает

Островки безопасности выполняют несколько задач для усиления дорожной безопасности:

  • разделение потоков автотранспорта на дорогах с несколькими полосами движения;
  • защита пешеходов от наезда ТС при переходе магистралей с несколькими полосами для езды, которые сложно преодолеть за период разрешающего сигнала светофора;
  • поддержание водителями установленного скоростного режима и ПДД при обгоне и развороте;
  • защита пешеходных зон от парковки автотранспорта.

Островки на дорогах позволяют снизить травматизм пешеходов при авариях, количество ДТП на трассах с интенсивным движением, ограничить скорость передвижения ТС. Наезд на такие разметки влечет за собой штраф. Кроме того, при наезде на бортовой камень может повредиться подвеска транспортного средства.

Островки безопасности работают следующим образом:

  1. При приближении к размеченному участку дороги с ОБ водители должны сбросить скорость и придерживаться установленного скоростного режима. Появление помехи в виде островка безопасности способствует повышению внимания водителей, которым нужно принять меры для безопасного преодоления суженного участка пути.
  2. В зоне установки ОБ автомобиль не может выехать на встречную полосу движения для совершения обгона. Обогнать транспорт в крайней правой полосе можно либо до пешеходного перехода, либо после его проезда.
  3. Островки, выступающие над дорогой, исключают наезды либо стоянки на них.
  4. На размеченных безопасных участках регулируемых и нерегулируемых переходов пешеходы могут отдохнуть (например, пожилые люди) или пропустить движущийся поток транспорта (родители с ребенком, который не успевает шагать так же быстро, как взрослые).
  5. На ОБ пешеходы чувствуют себя более защищенными, ведь переход оживленных участков дороги чаще всего связан со страхом наезда транспорта.

На заметку. Практика размещения выступающих над поверхностью дороги островков безопасности распространена в европейских странах. В России чаще встречаются ОБ в виде обычных разметок, за проезд по которым шофер может быть оштрафован. При этом по размеченным участкам проезд физически не ограничен.

 

Виды разметок

Разметка островков безопасности наносится согласно п. 1.16 ГОСТ Р 51256-2018. Всего применяется три типа дорожной разметки ОБ.
 

1.16.1

Такая разметка выглядит следующим образом:

Используется для обозначения островков безопасности, разделяющих разные направления движения автотранспортных потоков.

Ниже приведены требования к разметке по ГОСТ Р 51256-2018:


 

1.16.2

Разметка 1.16.2 наносится следующим образом:

Она используется для обозначения островков безопасности, которые разделяют потоки автотранспорта, следующего в одном направлении. Вершины «стрелок» указывают, где сужаются потоки.

Требования к данному виду разметки:


 

1.16.3

Разметка 1.16.3 имеет следующий вид:

Такая разметка используется для обозначения зоны объединения односторонних потоков транспорта. Вершины «стрелок» указывают, где сужаются потоки. Разметка сужается в том направлении, где объединяются дорожные полосы.

Требования к разметке 1.16.3:


 

Разница обозначений по ГОСТ

Разметки островков безопасности в действующем ГОСТ Р 51256-2018 и прежнем стандарте ГОСТ Р 51256-2011 отличаются:

Отличие связано с возникновением конфликтных ситуаций между инспекторами ГАИ и водителями. В ПДД не запрещено заезжать на защитные островки. Однако есть запрет пересекать сплошную линию разметки, к которой относятся ОБ. Водители, заезжающие на островки безопасности, получали штрафы за пересечение сплошной линии разметки. Автолюбители в целях отменить штрафы настаивали на том, что островки безопасности относятся к общей разметке, а не к элементам сплошной линии.

Теперь в стандарте указано однозначно, что проезд по островку безопасности является пересечением сплошной линии, так как разметка ОБ составляется из фрагментов линии 1.1.
 

Требования

К разметке островков безопасности предъявляются требования по ГОСТ Р 52766-2007 и ГОСТ Р 51256-2018.
 

Согласно ГОСТ Р 52766-2007

Стандарт предъявляет такие требования к островкам безопасности:

  1. Плотность автотранспортных потоков в зонах размещения ОБ должна быть не менее 400 автомобилей в час.
  2. Суммарная ширина полос дорожного полотна от границы островка до обочины должна быть не менее 7,5 м.
  3. Ширина ОБ должна соответствовать ширине пешеходного перехода.
  4. Минимальная длина ОБ – 1,5 м.
     

Согласно ГОСТ Р 51256-2018

В стандарте указаны следующие требования к островкам безопасности:

  1. В качестве разметки используется сплошная линия.
  2. Разметка наносится полосами белого цвета шириной 10–15 см.
  3. Для разметки внутри островка используются белые параллельные линии, наклоненные под 45 градусов относительно направления движения транспортных потоков. Ширина полос – 40 см. Промежутки между линиями – 120 см.
     

Дополнительно

К обустройству островков предъявляются дополнительные требования:

  1. Фрагмент разметки, приподнятой над дорогой, выделяется соответствующими знаками: белой стрелкой на синем фоне, указывающей на объезд зоны размещения ОБ (4.2.1,), вертикальным знаком объезда препятствия с правой стороны (8.22.1).
  2. Зона островка должна быть освещена и хорошо видна водителям всех направлений движения.
  3. Бордюр приподнятого ОБ иногда выделяют желтым цветом.
  4. Могут использоваться дополнительные сигнальные столбики желтого и черного цвета.

Островок безопасности должен обозначаться так, чтобы водитель точно заметил его и принял соответствующие меры по снижению скорости движения.
 

Штрафы

Пересечение разметки треугольников безопасности – административное правонарушение, квалифицирующееся по ч. 1. ст. 12.16 КоАП РФ как игнорирование требований разметки.

Водитель может быть оштрафован за:

  • нарушение действия разметки;
  • остановку или стоянку на пешеходном переходе либо в непосредственной близости от него;
  • остановку или стоянку не у правого края дороги, а посреди проезжей части;
  • разворот на пешеходном переходе;
  • выезд на встречную полосу движения.
     

Нарушение действия разметки

Ответственность за нарушение действия дорожной разметки и движение по островку безопасности предусматривается ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ.

Размер штрафа: 500 рублей
 

Остановка/стоянка на переходе

Парковаться либо останавливаться на ОБ запрещается, так как эта зона является частью пешеходного перехода. Этот запрет указан в п. 12.4 Правил дорожного движения РФ. Водитель будет оштрафован по ч. 3 или ч. 6 ст. 12.19 КоАП РФ.

Размер штрафа: 1000 рублей.

На заметку. Размер штрафных санкций по указанной статье Кодекса об административных правонарушениях в Москве и Санкт-Петербурге составляет 3000 рублей.

 

Остановка/стоянка далее первого ряда

Стоянка либо остановка далее первого ряда также запрещена ПДД (п. 12.4). За нарушение предусматривается ответственность по ч. 3.2 ст.12.19 КоАП РФ.

Размер штрафа: 1500 рублей, в Москве и Санкт-Петербурге – 3000 рублей.
 

Разворот на зебре

Согласно п. 8.1. ПДД РФ, разворот на пешеходном переходе запрещен. Островки безопасности являются частью переходов. Соответственно, требования п. 8.1 ПДД распространяются и на них. По ч. 2 ст. 12.14 КоАП РФ за подобный вид нарушений предусмотрена ответственность в виде штрафа 500 рублей.
 

Выезд на встречную полосу

Согласно п. 11.4 ПДД России, обгон на пешеходных переходах запрещается. В Кодексе об административных правонарушениях нет статьи, которая бы предусматривала ответственность за подобные нарушения. Поэтому в зависимости от обстоятельств водителя оштрафуют на основании ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ за нарушение действия разметки либо по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ за выезд на встречную полосу движения.

Для автомобилиста, допустившего выезд на встречную полосу, предусмотрен штраф 5000 рублей либо прав на 6 месяцев.
 

Фиксирует ли камера

Все виды нарушений, допускаемых на дорогах общего пользования, могут фиксироваться стационарными камерами видеонаблюдения за безопасностью дорожного движения либо мобильными фотокамерами экипажей ГИБДД.

Несмотря на то что по фотоснимкам невозможно понять, совершена остановка или стоянка на островке безопасности, штраф взыскивается в любом случае – в ПДД запрещена и стоянка, и остановка на пешеходном переходе.

То есть водитель, например, совершил вынужденную остановку из-за поломки в автомобиле, из-за которой транспортное средство не могло продолжать движение. При этом остановка на островке безопасности была выполнена для того, чтобы не создавать помех основному потоку транспорта. Если машина попадет в объектив камеры автоматической фиксации правонарушений, владельцу ТС придет письмо со штрафным взысканием, которое придется обжаловать в суде.
 

Можно ли оплатить со скидкой

Если на водителя наложены штрафные санкции на основании нарушения ПДД и вина доказана, штраф придется оплатить. Законодательством предусматривается скидка в размере 50 % на суммы штрафных взысканий, если соблюдается несколько условий:

  • водитель согласен со штрафом и не собирается его обжаловать;
  • с даты нарушения и оформления протокола прошло не более 20 дней;
  • автомобилист допустил подобный вид нарушения впервые.

Возможность оплаты штрафа со скидкой предоставляется на основании ч. 1.3. ст. 32.3 КоАП РФ. Скидка не действует при правонарушениях, допущенных повторно.
 

Спорные ситуации при пересечении дорожной разметки

Иногда на дорогах возникают спорные ситуации, связанные с наездом на разметку островков безопасности транспортными средствами.  К примеру:

  1. Водитель может допустить наезд на разметку ОБ для того, чтобы избежать аварии, уйти от удара, объехать пешехода, который неожиданно выбежал на переход. Обычно после этого шофер получает по почте постановление со штрафным взысканием.  В таких случаях рекомендуется обратиться в местное представительство ГИБДД, чтобы получить разъяснение по ситуации и изложить свою точку зрения. Оптимальный вариант разрешения ситуации – предоставить запись видеорегистратора, на которой можно проследить развитие событий на дороге. Однако, сотрудники правопорядка не всегда признают правоту водителя из-за недостаточности доказательств его невиновности. Кроме того, инспекторы могут указывать на то, что островок безопасности является фрагментом перехода. Соответственно, при попытке избежать ДТП шофер мог наехать на пешехода.
  2. Водители могут ездить по зонам разметки островков безопасности, находящихся не на перекрестках и вне зон пешеходных переходов, если:
    - знаки на ОБ размещены с нарушениями стандартов и ограничивают видимость водителю для совершения маневра;
    - разметка не освещается в темное время суток, и шофер мог просто ее не заметить;
    - краска ОБ стерлась со временем, из-за чего водитель не идентифицировал тип разметки;
    - размеченные зоны не могут быть замечены шофером, так как закрыты слоем снега, льда, грязи и пр.;
    - островок размещен с нарушениями ПДД и госстандартов, из-за чего водители могут неправильно трактовать нанесенную разметку;
    - ошибочное нанесение разметки в зонах, где она не предусмотрена, по вине дорожных рабочих.

Главная задача водителя в таком случае – доказать факт того, что при нанесении разметки были допущены нарушения.
 

Когда возможен заезд на островок

Согласно действующим требованиям ПДД, заезд, остановка либо стоянка на островке безопасности запрещается.

Но как правильно поступить водителю, если машина сломалась в дороге и не может продолжать движение?

В Правилах дорожного движения нет прописанного порядка действий водителя в случае аварийной ситуации либо поломок ТС. В ПДД можно найти лишь отдельные требования к водителю:

  • п. 12.6 – в случае вынужденной остановки автомобиля в зонах, где остановка запрещена, автомобилист должен предпринять действия по отводу неисправного ТС из этой зоны;
  • п. 7.1 – при вынужденной остановке машины должна быть включена аварийная сигнализация;
  • п. 7.2 – знак аварийной остановки должен быть выставлен в том случае, если водитель совершил вынужденную остановку автомобиля в зоне, где остановка либо стоянка запрещены.

Водитель может остановиться на островке безопасности, если соблюдаются такие условия:

  • автомобиль сломан и не может двигаться дальше, чтобы покинуть зону, где запрещена остановка;
  • водитель включил аварийную сигнализацию и установил знак аварийной остановки.

Однако даже правильные действия шофера, соответствующие требованиям ПДД, не защищают от штрафов за нарушения, фиксируемые системами автоматической фиксации. Вероятность избежать ответственности возможна в том случае, если нарушение действия разметки будет выявлено сотрудником ГИБДД, который примет во внимание условия чрезвычайной ситуации.
 

Можно ли оспорить

Водитель имеет право на обжалование штрафов за нарушение требований разметки островка безопасности, если он не согласен с постановлением, которое пришло на почту или было выписано сотрудником ГАИ.

На то, чтобы оспорить штраф, есть 10 дней с момента его наложения или получения по почте. Эта норма указана в ст. 4.9 КоАП РФ. Обращение подается на рассмотрение в письменном виде руководству местного отдела ГИБДД РФ. Если заявление будет отклонено, повторную заявку рекомендуется подавать в суд.

Важно, чтобы водитель имел на руках доказательства своей невиновности: записи видеорегистратора, фото или видеоматериалы, подтверждающие поломку.

 

Остров безопасности на дороге – это фрагмент разметки, предназначенный для защиты пешеходов или разделения транспортных потоков. Пешеходы используют защитные зоны для отдыха либо чтобы пропустить поток транспорта и продолжить движение, если пересекают многополосные дороги.

Некоторые водители допускают нарушения правил дорожного движения, заезжая на треугольник безопасности или паркуя на нем свое ТС. В качестве аргументов нарушители приводят тот факт, что ПДД прямо не запрещают остановку на ОБ.

Однако нужно помнить, что подобные зоны относятся к сплошным линиям разметки (п. 1.1 ГОСТ Р 51256-2018), пересечение которых запрещено. Нарушение правил влечет за собой административную ответственность в виде штрафных взысканий в размере от 500 до 5000 рублей. При грубых нарушениях можно лишиться прав на управление транспортным средством на срок до 6 месяцев.