Островок безопасности на дороге – фрагмент разделительной полосы, по которому проходит разметка перехода, где пешеход может дождаться наступления возможности перейти дорогу.
Островок безопасности (ОБ) нужен в том случае, когда участок дороги с плотным движением не регулируется, либо дорожное полотно слишком широкое, чтобы пересечь его за время разрешающего сигнала светофора.
Такая область разметки может выделяться:
В качестве элемента защиты также может выступать направляющий островок – треугольник безопасности на дороге, разделяющий потоки транспорта. Такой вид разметки может использоваться:
Примеры островков безопасности, выступающих над поверхностью дороги:
Пример обычной разметки ОБ:
Направляющий островок безопасности в зоне нанесения разметки перехода:
ОБ на трассе:
Нанесение дорожной разметки в виде островков безопасности регламентируется следующими документами:
Островки безопасности выполняют несколько задач для усиления дорожной безопасности:
Островки на дорогах позволяют снизить травматизм пешеходов при авариях, количество ДТП на трассах с интенсивным движением, ограничить скорость передвижения ТС. Наезд на такие разметки влечет за собой штраф. Кроме того, при наезде на бортовой камень может повредиться подвеска транспортного средства.
Островки безопасности работают следующим образом:
На заметку. Практика размещения выступающих над поверхностью дороги островков безопасности распространена в европейских странах. В России чаще встречаются ОБ в виде обычных разметок, за проезд по которым шофер может быть оштрафован. При этом по размеченным участкам проезд физически не ограничен.
Разметка островков безопасности наносится согласно п. 1.16 ГОСТ Р 51256-2018. Всего применяется три типа дорожной разметки ОБ.
Такая разметка выглядит следующим образом:
Используется для обозначения островков безопасности, разделяющих разные направления движения автотранспортных потоков.
Ниже приведены требования к разметке по ГОСТ Р 51256-2018:
Разметка 1.16.2 наносится следующим образом:
Она используется для обозначения островков безопасности, которые разделяют потоки автотранспорта, следующего в одном направлении. Вершины «стрелок» указывают, где сужаются потоки.
Требования к данному виду разметки:
Разметка 1.16.3 имеет следующий вид:
Такая разметка используется для обозначения зоны объединения односторонних потоков транспорта. Вершины «стрелок» указывают, где сужаются потоки. Разметка сужается в том направлении, где объединяются дорожные полосы.
Требования к разметке 1.16.3:
Разметки островков безопасности в действующем ГОСТ Р 51256-2018 и прежнем стандарте ГОСТ Р 51256-2011 отличаются:
Отличие связано с возникновением конфликтных ситуаций между инспекторами ГАИ и водителями. В ПДД не запрещено заезжать на защитные островки. Однако есть запрет пересекать сплошную линию разметки, к которой относятся ОБ. Водители, заезжающие на островки безопасности, получали штрафы за пересечение сплошной линии разметки. Автолюбители в целях отменить штрафы настаивали на том, что островки безопасности относятся к общей разметке, а не к элементам сплошной линии.
Теперь в стандарте указано однозначно, что проезд по островку безопасности является пересечением сплошной линии, так как разметка ОБ составляется из фрагментов линии 1.1.
К разметке островков безопасности предъявляются требования по ГОСТ Р 52766-2007 и ГОСТ Р 51256-2018.
Стандарт предъявляет такие требования к островкам безопасности:
В стандарте указаны следующие требования к островкам безопасности:
К обустройству островков предъявляются дополнительные требования:
Островок безопасности должен обозначаться так, чтобы водитель точно заметил его и принял соответствующие меры по снижению скорости движения.
Пересечение разметки треугольников безопасности – административное правонарушение, квалифицирующееся по ч. 1. ст. 12.16 КоАП РФ как игнорирование требований разметки.
Водитель может быть оштрафован за:
Ответственность за нарушение действия дорожной разметки и движение по островку безопасности предусматривается ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ.
Размер штрафа: 500 рублей
Парковаться либо останавливаться на ОБ запрещается, так как эта зона является частью пешеходного перехода. Этот запрет указан в п. 12.4 Правил дорожного движения РФ. Водитель будет оштрафован по ч. 3 или ч. 6 ст. 12.19 КоАП РФ.
Размер штрафа: 1000 рублей.
На заметку. Размер штрафных санкций по указанной статье Кодекса об административных правонарушениях в Москве и Санкт-Петербурге составляет 3000 рублей.
Стоянка либо остановка далее первого ряда также запрещена ПДД (п. 12.4). За нарушение предусматривается ответственность по ч. 3.2 ст.12.19 КоАП РФ.
Размер штрафа: 1500 рублей, в Москве и Санкт-Петербурге – 3000 рублей.
Согласно п. 8.1. ПДД РФ, разворот на пешеходном переходе запрещен. Островки безопасности являются частью переходов. Соответственно, требования п. 8.1 ПДД распространяются и на них. По ч. 2 ст. 12.14 КоАП РФ за подобный вид нарушений предусмотрена ответственность в виде штрафа 500 рублей.
Согласно п. 11.4 ПДД России, обгон на пешеходных переходах запрещается. В Кодексе об административных правонарушениях нет статьи, которая бы предусматривала ответственность за подобные нарушения. Поэтому в зависимости от обстоятельств водителя оштрафуют на основании ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ за нарушение действия разметки либо по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ за выезд на встречную полосу движения.
Для автомобилиста, допустившего выезд на встречную полосу, предусмотрен штраф 5000 рублей либо прав на 6 месяцев.
Все виды нарушений, допускаемых на дорогах общего пользования, могут фиксироваться стационарными камерами видеонаблюдения за безопасностью дорожного движения либо мобильными фотокамерами экипажей ГИБДД.
Несмотря на то что по фотоснимкам невозможно понять, совершена остановка или стоянка на островке безопасности, штраф взыскивается в любом случае – в ПДД запрещена и стоянка, и остановка на пешеходном переходе.
То есть водитель, например, совершил вынужденную остановку из-за поломки в автомобиле, из-за которой транспортное средство не могло продолжать движение. При этом остановка на островке безопасности была выполнена для того, чтобы не создавать помех основному потоку транспорта. Если машина попадет в объектив камеры автоматической фиксации правонарушений, владельцу ТС придет письмо со штрафным взысканием, которое придется обжаловать в суде.
Если на водителя наложены штрафные санкции на основании нарушения ПДД и вина доказана, штраф придется оплатить. Законодательством предусматривается скидка в размере 50 % на суммы штрафных взысканий, если соблюдается несколько условий:
Возможность оплаты штрафа со скидкой предоставляется на основании ч. 1.3. ст. 32.3 КоАП РФ. Скидка не действует при правонарушениях, допущенных повторно.
Иногда на дорогах возникают спорные ситуации, связанные с наездом на разметку островков безопасности транспортными средствами. К примеру:
Главная задача водителя в таком случае – доказать факт того, что при нанесении разметки были допущены нарушения.
Согласно действующим требованиям ПДД, заезд, остановка либо стоянка на островке безопасности запрещается.
Но как правильно поступить водителю, если машина сломалась в дороге и не может продолжать движение?
В Правилах дорожного движения нет прописанного порядка действий водителя в случае аварийной ситуации либо поломок ТС. В ПДД можно найти лишь отдельные требования к водителю:
Водитель может остановиться на островке безопасности, если соблюдаются такие условия:
Однако даже правильные действия шофера, соответствующие требованиям ПДД, не защищают от штрафов за нарушения, фиксируемые системами автоматической фиксации. Вероятность избежать ответственности возможна в том случае, если нарушение действия разметки будет выявлено сотрудником ГИБДД, который примет во внимание условия чрезвычайной ситуации.
Водитель имеет право на обжалование штрафов за нарушение требований разметки островка безопасности, если он не согласен с постановлением, которое пришло на почту или было выписано сотрудником ГАИ.
На то, чтобы оспорить штраф, есть 10 дней с момента его наложения или получения по почте. Эта норма указана в ст. 4.9 КоАП РФ. Обращение подается на рассмотрение в письменном виде руководству местного отдела ГИБДД РФ. Если заявление будет отклонено, повторную заявку рекомендуется подавать в суд.
Важно, чтобы водитель имел на руках доказательства своей невиновности: записи видеорегистратора, фото или видеоматериалы, подтверждающие поломку.
Остров безопасности на дороге – это фрагмент разметки, предназначенный для защиты пешеходов или разделения транспортных потоков. Пешеходы используют защитные зоны для отдыха либо чтобы пропустить поток транспорта и продолжить движение, если пересекают многополосные дороги.
Некоторые водители допускают нарушения правил дорожного движения, заезжая на треугольник безопасности или паркуя на нем свое ТС. В качестве аргументов нарушители приводят тот факт, что ПДД прямо не запрещают остановку на ОБ.
Однако нужно помнить, что подобные зоны относятся к сплошным линиям разметки (п. 1.1 ГОСТ Р 51256-2018), пересечение которых запрещено. Нарушение правил влечет за собой административную ответственность в виде штрафных взысканий в размере от 500 до 5000 рублей. При грубых нарушениях можно лишиться прав на управление транспортным средством на срок до 6 месяцев.