Мы работаем по всей России

Консультация
Заполните форму и мы вам перезвоним
Имя
Телефон

Организация пожарной безопасности на судах правила и мероприятия

Общие сведения

Судно представляет собой плавучее сооружение, предназначенное для транспортных, промысловых, военных, научных, спортивных, других целей. Условно все корабли делятся на гражданские и военные. Строительство судов должно осуществляться с учетом действующих в России стандартов и нормативов. Главное требование законодательства – установка на водном транспорте автоматических систем предупреждения и тушения пожаров. Проектировщики и строители постоянно работаю над совершенствование пожарно-технического вооружения, которое можно использовать для защиты кораблей от возгораний и других бедствий.

Наиболее перспективное направление в данной области – это ограничение использования ГМ при отделке внутренних помещений, в том числе пассажирских кают и трюмов. Кроме того на судне необходимо предусмотреть высокочувствительные датчики, реагирующие на инфракрасное излучение и возникновение даже малейшего дыма. Обнаружение опасных факторов пожара в помещениях, которые недоступны для постоянного наблюдения, происходит за счет приборов автоматической сигнализации.

На заметку! На пассажирских судах требуется организовать службу пожарного патрулирования.

Во всех каютах для пассажиров и экипажа должны быть установлены ручные сигналы. Главная задача системы ПБ – это предупреждение возгорания, своевременное оповещение людей об опасности и ограничение зоны горения. Правила пожарной безопасности на судах должны соблюдаться всем экипажем.


 

Причины пожаров

Обострение проблемы организации пожарной безопасности на судах обусловлено несколькими факторами. Прежде всего необходимо отметить сокращение бюджетных ассигнований на нужды флота. Это приводит к тому, что в России эксплуатируется транспорт с истекшим сроком службы, что повышает их аварийность. Среди причин внутреннего характера можно выделить усложнение судовых систем и технических средств. Впоследствии их объединение в автоматизированные функциональные комплексы усложняют проведение АСР и делают работу экипажа более сложной.

Концентрация возможностей по управлению, с одной стороны, увеличивает значимость отдельных операторов, а с другой, – усугубляет последствия их ошибочных действий. Доля аварий, возникающих из-за неправильной работы диспетчеров, составляет 30% от общего числа ЧС на кораблях. Пожары на судах приносят большие убытки. Огонь здесь распространяется практически молниеносно силу конструктивных особенностей: низких потолков, узких проходов, металлических перегородок, горючего теплоизоляционного материала, т.д. Все это приводит к тому, что за 10 минут очаг возгорания набирает силу и охватывает сотни квадратных метров, а всего за полчаса – все этажи многопалубного теплохода. Для борьбы с таким пожаром требуются тонны воды или пены.

Большая часть возгораний происходит на кораблях, которые стоят в судоремонтных предприятиях и в плавмастерских. При этом их главной причиной является нарушение правил пожбезопасности при проведении огневых работ. Второе место занимает неосторожное обращение с пламенем, курение в неустановленных местах, оставление электрооборудования под напряжением без надзора. Наименьшее количество аварий возникает из-за попадания горючесмазочных материалов на раскаленные коллекторы, а также другие нагретые поверхности механизмов. Иногда пожар может спровоцировать неправильное складирование и хранение опасных грузов.


 

Кто отвечает за обеспечение пожарной безопасности

Организация пожарной безопасности на судне – это обязанность его владельца и экипажа во главе с капитаном. С данной целью необходимо использовать систему мероприятий, которая будет гарантировать безопасность для всех людей и материально-имущественных ценностей. Речные и морские судна проектируются таким образом, чтобы риск возникновения возгорания был минимальным.

Конструктивная противопожарная защита призвана обеспечить ограничение выделения тепла в зоне горения и распространения ОФП, исключение вскипания и взрывов механического оборудования, безопасную эвакуацию людей. С данной целью при строительстве суден используются только несгораемые материалы. Кроме того, здесь необходимо предусмотреть автоматические системы, первичные средства пожаротушения, знаки безопасности, прочее.

На заметку! Собственник водного транспорта должен подготовить его с инженерно-технической стороны, а также обучить работников.

Экипаж судна должен соблюдать инструкции и прикладывать все усилия на исключение риска возникновения пожара.
 

Ответственность

Несоблюдение требований пожарной безопасности – это преступное деяние, создающее угрозу для жизни и здоровью людей. Согласно КоАП РФ, оно влечет за собой предупреждение или наложение штрафа от 2 до 200 тысяч рублей. Нарушения, допущенные в условиях противопожарного режима, грозят санкциями вплоть до 400 тысяч рублей.

Если несоблюдение ППБ привело к возникновению пожара, утере материально-имущественных ценностей или гибели людей (тяжкому вреду здоровья), дело рассматривается в рамках УК РФ. Относительно должностных лиц по решению руководителя за нарушение требований пожбезопасности может вменяться дисциплинарное наказание.

Пожарная безопасность на судне, ответственность за нарушение

Описание

Дисциплинарная

За совершение дисциплинарного проступка работникам судна или должностным лицам грозит выговор, понижение, отстранение или увольнение. Вид наказания выбирается капитаном.

Административная

Административная ответственность предполагает наложение штрафа. 

Уголовная

В качестве уголовной меры воздействия может выступать штраф, обязательные или исправительные работы, ограничение или лишение свободы.  

 

Общие требования

Проблема организации пожарной безопасности на судне чрезвычайно важная. Водный транспорт является автономным, а их помещения разной степени пожарной опасности располагаются рядом. Кроме того, конструкциях кораблей практически всегда присутствуют горючие материалы. При этом пути эвакуации могут быть ограничены. Все эти факторы повышают ПО судов. В связи с этим проектироваться они должны по специальным требованиям законодательства.

Регламентация:

  • Федеральный закон России от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ;
  • Постановление Правительства России от 19.04.2021 г. N 620;
  • Приказом Минтранса России от 12.01.2018 г. N 10.

Юридическую силу в РФ имеют национальные стандарты, строительные нормы и правила.
 

Введение противопожарного режима

Законодательная база обязывает руководителей предприятий всех форм собственности и специфики деятельности вводить противопожарный режим. С его помощью можно определить порядок организации производства, а также содержания помещений. С 2021 года в России действуют новые ППР, которые представляют собой свод правил и запретов, обязательных для исполнения всеми объектами предпринимательства.

На заметку! Система противопожарной защиты объекта – это комплекс мероприятий, обеспечивающих безопасную среду и исключающих новые случаи ЧС.

Для введения противопожарного режима на судне необходимо выпустить соответствующий приказ. В документе указываются меры, мероприятия по обеспечению пожбезопасности. Главная функция противопожарного режима – сформировать безопасную среду на транспортном средстве, исключить шанс возникновения возгорания и создать условия для его оперативной ликвидации.

Противопожарный режим на судне:

  • определение, оборудование мест для курения;
  • утилизация горючих отходов;
  • обесточивание электрооборудования после рабочего дня или в случае аварии;
  • проведение работ повышенной опасности;
  • открытие, закрытие помещений;
  • действия штатного персонала в условиях опасности;
  • обучение сотрудников пожарно-техническому минимуму.

Кроме того, на судне должна быть утверждена программа предупреждения пожаров. Разрабатывается она должностным лицом в декабре на будущий год.
 

Инструктаж экипажа и его подготовка

Статистика свидетельствует, что уровень аварийности судов и возникновения бедствий на водном транспорте практически не снижается. Это приводит к гибели людей, потере имущества, невосполнимым экономическим и экологическим последствиям. Поскольку большая часть аварий на водном транспорте связана с человеческим факторам, капитану необходимо своевременно обучать экипаж и повышать его квалификацию. С данной целью организуются инструктажи.

В результате подготовки экипаж учится:

  1. Оперативно обнаруживать возгорание на судне.
  2. Ограничивать распространение огня, других опасных факторов.
  3. Выполнять аварийно-спасательные работы.

Пропаганда формирует правильное сознание и поведение человека. Практическая польза профилактики заключается в том, что она воспитывает у экипажа судна не только чувство ответственности, но и грамотное отношение с точки зрения пожбезопасности к окружающим предметам и явлениям. Завершается обучение оценкой знаний. Цель контрольного этапа – проверка действенности профилактических лекций, определение степени усвоения работниками теоретического материала и вопросов, касающихся пожарной безопасности. Выполняется он в виде устного или письменного тестирования.

На заметку! В структуру обучения ПБ входит организация противопожарных тренировок.


 

Оснащение техническими средствами предупреждения и тушения возгораний

Речные и морские суда должны проектироваться, эксплуатироваться, ремонтироваться с учетом действующих положений законодательства в области противопожарной безопасности. Главным управляющим звеном корабля является центральный пост. Здесь сосредоточена практически вся автоматика, которая требуется для защиты транспортного средства от возгораний, а также других бедствий.

Пожарная безопасность морских судов, технические средства:

  • оповещение;
  • спринклерная система;
  • индикация;
  • вентиляторы;
  • тревога.

АСП всегда должны находиться в рабочем состоянии. Для этого капитану необходимо позаботиться о своевременном проведении технического обслуживания, а в случае необходимости – о ремонте.
 

Пожарное оборудование и системы

Согласно Техрегламенту, каждый объект защиты должен иметь систему организации пожарной безопасности, направленную на предотвращение возгораний и их оперативную ликвидацию. В ее основу входит комплекс мероприятий, которые исключают превышение значений допустимого пожарного риска. Одним из наиболее действенных методов защиты людей и материально-имущественных ценностей от воздействия опасных факторов является установка соответствующего оборудования, а также автоматических систем.

Система организации пожарной безопасности на судах

Описание

Сигнализация

Сигнализация обеспечивает передачу оповещения об опасности или неисправности автоматики на пункт диспетчеризации. Благодаря монтажу СПИ можно предотвратить гибель людей и сократить материальных ущерб при возникновении возгорания за счет более оперативного извещения о нем пожарных подразделений, а также находящихся на судне людей.

Противодымная защита

Для предотвращения отравления токсичными продуктами горения необходимо установить систему вентиляции и дымоудаления. Правила ее проектирования предоставлены в СП 60.13330.2020.

Управления эвакуацией людей

СОУЭ оповещает людей о ЧС, а также информирует о путях безопасного выхода из горящего здания. С данной целью используются звуковые или световые сигналы. Большая часть систем проектируется по модульному принципу.

Передачи извещения

Система передачи извещения включает датчики, линии передач, источник питания, пункт управления.

Водоснабжения

Судна оборудуются трубопроводами питьевой, мытьевой, забортной воды.

 

Использование пожарных стволов, рукавов и пеногенераторов

В комплект обязательного пожарно-технического оборудования судна входят рукава, стволы, пеногенераторы. ПР рукав представляет собой гибкий трубопровод, используемый для транспортирования огнетушащих веществ. ГОСТ классифицирует пожарные рукава на несколько видов, каждый из которых имеет собственные технические характеристики и конструктивное исполнение. Независимо от модели, комплектация любого трубопровода практически идентичен: внутренняя текстильная камера, внешний и наружные слои, стальная проволочная спираль, соединительная головка. На концах трубопроводов предусмотрены мягкие манжеты. Рабочая температура рукавов составляет от -35°С до +90°С.

Виды:

  • напорные;
  • всасывающие;
  • напорно-всасывающие.

Для подкачки и передачи огнетушащего вещества к очагу возгорания на судне часто используются пеногенераторы, а также насосы. Данные агрегаты преобразуют электрическую энергию в механическую. Бывают они динамическими и объемными.
 

Защитное оборудование и одежда

Согласно законодательству, защитную одежду и оборудование должен использовать как экипаж судна, так его посетители. Спецодежда сводит к минимуму воздействие опасных факторов производства и жизнедеятельности. Она не должна препятствовать свободному выполнению служебных обязанностей.

Требования к одежде:

  • обеспечение надлежащей защиты человека от воздействия опасных факторов пожара;
  • обеспечение надлежащей изоляции;
  • огнезащита;
  • комфорт в эксплуатации.

Как правило, на судне используются специальные комбинезоны, каски, ботинки, перчатки. При чрезмерном шуме необходима раздача наушников.
 

Обеспечение практических навыков и доступа к средствам пожаротушения

Для организации ПБ на судне требуется установка средств ликвидации возгорания и предоставление свободного доступа к ним. Все они рассредотачиваются на транспорте с учетом степени и характера пожарной опасности помещений разного целевого назначения.

Средства пожаротушения на судне:

  1. Переносные пожарные мотонасосы.
  2. Стволы комбинированные.
  3. Выкидные рукава.
  4. Ручные огнетушители.
  5. Пенные установки.
  6. Пеногенераторы.
  7. Самоходные установки.
  8. Снаряжение, инструмент.
  9. Средства защиты.

Практическая отработка навыков по использованию средств пожаротушения осуществляется на инструктажах.
 

Правила для разных типов водного транспорта

Для разных типов водного транспорта предусмотрены разные требования обеспечения пожарной безопасности. В зависимости от типа регионов перемещения, он делится на речной и морской. Кроме того, классификация суден осуществляется на основании некоторых других показателей.
 

На судах ВВТ

Суда ВВТ РФ должны отвечать требованиям «Правил ПБ на судах внутреннего водного транспорта РФ». Отвечает за их соблюдение несет владелец. На практике часто данная обязанность делегируется капитану.

Организация противопожарной защиты на судне:

  • проведение инструктажей;
  • создание аварийных партий или групп;
  • ознакомление пассажиров с противопожарным режимом;
  • создание, размещение наглядных материалов.

Все требования обязательны к исполнению на суднах ВВТ.


 

На морских судах

На морских судах ПБ обеспечивается за счет конструктивных особенностей, поддержания в рабочем состоянии средств пожаротушения и соблюдения техники безопасности. Кроме того, капитану водного транспорта необходимо разрабатывать план мероприятий по предупреждению возгораний и придерживаться специальных предписаний по перевозке опасных грузов.

На замету! Правила противопожарной защиты на морских судах рассматриваются в контексте 2 направлений: соблюдение требований безопасности и техническое оснащение.

 

На судах речного флота

Для организации пожарной безопасности на судах речного флота необходимо:

  • провести инструктажи, обучение;
  • регулярно проверять состояние оборудования, автоматических систем, установок;
  • соблюдать правила противопожарного режима;
  • внедрять компенсирующие мероприятия.

Дополнительно необходимо разработать и утвердить график дежурства. Противопожарная безопасность при работе на судне требует комплексного подхода со стороны капитана и владельца.
 

На судах, находящихся в пунктах ремонта и отстоя

Противопожарная защита судов, находящихся в пункте ремонта и отстоя, основывается на инструктировании экипажа, оснащении техническими средствами, обеспечения практических навыков и доступа к системам. Обязательное требование – размещение стендов, спецодежды. Пределы огнестойкости конструкций должны соответствовать нормируемым показателям. Кроме того, на корабле должны присутствовать пожарная автоматика.

Организация ПБ включает формирование спецкоманд, занимающихся противопожарной профилактикой. Перед ремонтом судно необходимо очистить. Все пиротехнические средства должны быть убраны. Администрации судоремонтного предприятия требуется передать всю документацию, в том числе, план пожаротушения, схему расположения помещений, прочее.
 

Правила при разных процедурах

Законодательством утверждены правила пожарной безопасности при проведении разных процедур на речных и морских суднах.
 

При бункеровке судна топливом

Во время бункеровки необходимо прекратить проведение любых ремонтных, а также огневых работ. Все действия должны быть заранее согласованы с руководителем флота. Перед бункеровкой важно удостовериться в работоспособности всех автоматических систем и средств защиты. Кроме того, требуется установит беспрерывную связь с берегом. Электрооборудование, которое не отвечает нормативным требованиям, деактивируется. Все проемы должны быть закрыты. Итоги данных мероприятий вносятся в соответствующую документацию.

До начала бункеровки системы пожаротушения должны быть приведены в режим боевой готовности. Для этого к ПР присоединяется минимум 2 рукава. Также готовятся огнетушители и песок. В районе погрузки запрещено эксплуатировать оборудование и установки, которые могут вызывать искрение. За 2 часа до прибытия судна к месту выгрузки необходимо приостановить работу камбузы на твердом и жидком топливе.
 

При проведении на судах взрыво- и пожароопасных ремонтных работ

Для проведения взрыво-, пожароопасных работ на судне необходимо оформить соответствующий наряд-допуск. Все действия проводятся по согласованию с пожарной охраной, экипажем, личным составом. Перед началом работ с исполнителями следует провести целевой инструктаж. Место проведения ремонта должно быть оснащено огнетушителями.

На заметку! Руководитель работ должен лично осмотреть площадку, предназначенную для взрыво-, пожароопасных ремонтных работ.

После работ помещение необходимо убрать. Дежурно-вахтенная служба обязана проверять площадку еще в течение 2 часов после завершения ремонта. Проводить работы можно только при исправной вентиляции и оборудовании.
 

Действия при обнаружении пожара

Первое, что необходимо сделать при обнаружении пожара на судне – сообщить об опасности вахтенному помощнику капитана. Для этого включается извещатель и сигнализация. Дальнейшие действия экипажа определяются утвержденным оперативным планом по борьбе с возгоранием. Согласно документу, работникам транспортного средства необходимо:

  • отключить вентиляцию;
  • закрыть противопожарные двери;
  • привести в готовность средства пожаротушения;
  • оценить угрозу;
  • приступить к ликвидации возгорания.

Если обстановка позволяет, судно необходимо остановить или развернуть таким образом, чтобы огонь и дым сбивались ветром за борт. Корпус в районе возгорания должен быть загерметизирован. Электроэнергия отключается по команде капитана.
 

Заключение

Судно представляет собой плавучее сооружение, предназначенное для транспортных, промысловых, военных, научных, спортивных, других целей. Условно все корабли делятся на гражданские и военные. Строительство, а также эксплуатация судов должны осуществляться с учетом действующих в России стандартов и нормативов