Организацией дорожного движения называется обеспечение безопасного и комфортного передвижения транспорта и пешеходов. Достигается эта цель путем выполнения распорядительных действий по регулированию движения, а также проведения организационно-правовых и технических мероприятий. Комплекс работ по ОДД включает в себя обеспечение движения без перебоев и задержек по автомобильным магистралям, дорожно-уличным сетям и территориям, прилегающим к ним.
Существует несколько причин, по которым нужно усовершенствовать и оптимизировать текущую организацию безопасности дорожного движения. Некоторые из них связаны с несоответствием условий и требований, которые касаются:
Среди других факторов:
В Российской Федерации организация дорожного движения, в первую очередь, регламентируется Федеральным Законом № 443, который вступил в силу в декабре 2017 года. В нем прописаны требования к мероприятиям по безопасности передвижения на дорогах и трассах.
Также при проведении мероприятий по организации дорожного движения учитывают еще несколько правовых документов:
В разных странах мира для повышения эффективности использования автотранспорта и повышения безопасности для водителей, пассажиров и пешеходов применяют Правила дорожного движения, установленные на законодательном уровне. В каждом государстве действует собственная система норм, которая регулирует:
Правила, которые требуют снижать скорость во время приближения к перекрестку, регулируют очередность проезда через перекрестки, запрещают обгонять другие автомобили на самых сложных дорожных участках, в некоторых странах были утверждены задолго до того, как стали использовать авто.
Стороны, выбранные для движения в разных странах, вероятно, были связаны с уровнем милитаризации. Гражданским экипажам было удобнее передвигаться по правой полосе, так как натягивать вожжи легче в сторону более сильной руки. Воинам — как пешим, так и находящимся в конных упряжах — проще держаться с левой стороны. Объяснялось это тем, что при возникновении конфликта с противником ударная рука с мечом окажется ближе к нему. Если же дело не дойдет до боя, друг о друга не ударятся клинки, которые висели на бедрах воинов с правой стороны.
В связи с тем, что армия составляла меньшую часть населения большинства государств мира, а потребность ношения оружия в пути снизилась, на дорогах стало преобладать правостороннее движение. Однако в ряде стран законодательно принято левостороннее движение на дорогах. Это Япония, Индия, Мьянма, Великобритания, остров Кипр.
Основной документ, регламентирующий правила поведения участников передвижения на дорогах — Конвенция о дорожном движении, принятая в 1968 году в Вене и подписанная участниками из 68 государств мира. В 1993 году к этому международному договору присоединилась Россия.
Проекты организации дорожного движения (ОДД) обязательны для применения при строительстве и ремонте следующих объектов:
Основные цели ОДД:
Работы, проводимые на проезжей части, классифицируют в зависимости от их целей, назначения, используемых материалов, ожидаемого результата. Имеет значение и время года, в котором проводятся данные мероприятия. Наиболее часто можно встретить:
Все мероприятия по безопасности дорожного движения отображают в специальном проекте.
На заметку. Разработкой такого документа может заниматься профессиональная инженерно-проектная компания, его необходимо согласовать в Мосавтодоре.
Проекты организации безопасности дорожного движения выполняются на листах бумаги формата А3 или электронном носителе (флеш-памяти). Второй вариант подразумевает возможность внесения актуальных изменений и их сохранения.
Документ включает следующие пункты и разделы:
В основной части проекта нужно указать обоснование запланированных работ и перечислить действия для их реализации.
Следующие пункты проекта:
Пример проекта можно найти и посмотреть на сайтах организаций по дорожной безопасности. Оформлять свой вариант необходимо в соответствии с установленным порядком.
Схема организации дорожного движения — организационно-технический документ, который составляют перед началом работ в целях временного изменения движения автомобилей и пешеходов. Срок ее действия соответствует периоду проведения ремонтных или реконструкционных работ на определенном дорожном участке.
Разработка такой схемы — обязанность компании, которая проводит соответствующие работы на дорожном участке.
В некоторых случаях такой документ разрабатывается на стадии проектирования в составе проекта содержания автомобильных дорог либо проекта организации строительства.
Стандартная схема включает в себя следующие обязательные элементы:
Более подробную информацию содержит комплексная схема организации дорожного движения. В ней присутствуют такие элементы:
Представленное изображение поможет лучше понять, как выглядит типовая схема организации дорожного движения.
Информация в документе включает в себя наименование проводимых работ, адрес их проведения, этапы выполнения, количество листов и др.
В правом верхнем углу схемы организации дорожного движения при производстве дорожных работ содержится расшифровка графических элементов: имеющихся и проектируемых дорожных знаков, транспортных и пешеходных светофоров, существующей и проектируемой дорожной разметки, временного деревянного настила для пешеходов, проектируемые трассы, пандусные сходы и др.
Изменения в проекты организации дорожного движения могут вноситься с периодичностью один раз в год по согласованию с государственными дорожными службами.
Проекты и меры организации дорожного движения утверждаются органами государственной власти и согласовываются с федеральными органами власти, уполномоченными в сфере организации дорожного движения.
С момента поступления проекта ОДД на согласование он должен быть рассмотрен и утвержден (либо отклонен) в течение тридцати дней.
В крупных городах обилие личного транспорта вызывает значительные проблемы. Они связаны как с экологической ситуацией, так и с загруженностью автомобильных дорог. В связи с этим предусмотрен специальный комплекс мер, призванный эффективно уменьшить транспортную нагрузку.
Данная стратегия играет важную роль и в организации безопасности дорожного движения, и в улучшении экологической ситуации города. Ее главные цели — предоставить общественному транспорту важные преимущества перед личным, уменьшить частоту использования частных автомобилей в крупных населенных пунктах.
Необходимость уменьшения транспортной нагрузки на городские магистрали возникает, когда эксплуатация большого количества автомобилей наносит ущерб состоянию дорожного покрытия и загрязняет атмосферный воздух.
Чтобы снизить нагрузку, оказываемую транспортом, применяются разные меры. Одни из них улучшают проходимость дорог и стимулируют к использованию общественных ТС. Другие подразумевают внедрение платного проезда на некоторых участках.
Зонирование территории города или градостроительное зонирование представляет собой разбивку муниципальных территорий для определения территориальных зон. Это разделение на районы, имеющие разное значение: жилое, торговое, историческое, деловое, промышленное и др. В некоторых из них устанавливают запреты на использование ТС.
Этот метод предусматривает взимание оплаты за использование личного авто при:
На размер платы влияет время суток (в «часы пик» она выше) и отдаленность от городского центра.
Данную меру реализуют при помощи:
Муниципальные власти должны сделать общественный транспорт более привлекательным для жителей. В этих целях производится замена автопарка на новые комфортабельные ТС, обеспечивается комплексное техническое обслуживание, повышается безопасность эксплуатации.
В крупных городах мира, включая Москву, Берлин, Софию, Лондон, Лос-Анджелес, было принято решение о выделении на проезжих частях специальных полос для муниципального транспорта. Благодаря этому обеспечивается высокая скорость и безопасность передвижения.
Эффективной мерой по снижению транспортной нагрузки в мегаполисах является разработка сети внеуличных магистралей для высокоскоростного движения. Особенность таких дорог — более высокая пропускная способность, для реализации которой требуются значительные затраты.
При помощи сообщений на радиостанциях, а также использования световых информационных табло и дорожных многопозиционных знаков всех участников движения информируют о текущей транспортной ситуации. Это дает возможность оперативно узнать о сложных, сильно перегруженных или опасных участках магистралей, а также о вариантах их объезда.
Организация дорожного движения — меры по повышению комфорта, скорости и безопасности для его участников. Все схемы и проекты регламентируются федеральным законодательством и утверждаются органами власти.