Мы работаем по всей России

Консультация
Заполните форму и мы вам перезвоним
Имя
Телефон

Организация дорожного движения проект и комплексная схема, пример и образец оформления для безопасности при производстве дорожных работ

Понятие

Организацией дорожного движения называется обеспечение безопасного и комфортного передвижения транспорта и пешеходов. Достигается эта цель путем выполнения распорядительных действий по регулированию движения, а также проведения организационно-правовых и технических мероприятий. Комплекс работ по ОДД включает в себя обеспечение движения без перебоев и задержек по автомобильным магистралям, дорожно-уличным сетям и территориям, прилегающим к ним.
 

Необходимость

Существует несколько причин, по которым нужно усовершенствовать и оптимизировать текущую организацию безопасности дорожного движения. Некоторые из них связаны с несоответствием условий и требований, которые касаются:

  • правовой, законодательной документации, регламентирующей применение технических средств при организации дорожного движения;
  • удобного передвижения пешеходов, транспорта на фоне высокой аварийной опасности;
  • безопасности движения по дорогам вследствие увеличения присутствующих на них единиц транспорта и пешеходов.

Среди других факторов:

  • обеспечение приоритетного проезда для объектов общественного транспорта;
  • создание транспортных, пересадочных узлов;
  • открытие новых жилых и торговых комплексов, а также объектов другого назначения, вблизи которых планируется устройство транспортного сообщения;
  • иные причины, касающиеся любых изменений в движении транспорта и/или пешеходов.
     

Регламентация в России

В Российской Федерации организация дорожного движения, в первую очередь, регламентируется Федеральным Законом № 443, который вступил в силу в декабре 2017 года. В нем прописаны требования к мероприятиям по безопасности передвижения на дорогах и трассах.

Также при проведении мероприятий по организации дорожного движения учитывают еще несколько правовых документов:

  1. Федеральный закон № 196 «О безопасности дорожного движения».
  2. Постановление Правительства РФ «О требованиях к автомобильным дорогам общего пользования».
  3. Кодекс РФ «Об административных правонарушениях».
     

Регламентация в мире

В разных странах мира для повышения эффективности использования автотранспорта и повышения безопасности для водителей, пассажиров и пешеходов применяют Правила дорожного движения, установленные на законодательном уровне. В каждом государстве действует собственная система норм, которая регулирует:

  • обязанности и права дорожных служб;
  • виды материалов, применение которых допустимо при строительстве и ремонте работ;
  • меры ответственности в случае нарушения установленных правил.

Правила, которые требуют снижать скорость во время приближения к перекрестку, регулируют очередность проезда через перекрестки, запрещают обгонять другие автомобили на самых сложных дорожных участках, в некоторых странах были утверждены задолго до того, как стали использовать авто.

Стороны, выбранные для движения в разных странах, вероятно, были связаны с уровнем милитаризации. Гражданским экипажам было удобнее передвигаться по правой полосе, так как натягивать вожжи легче в сторону более сильной руки. Воинам — как пешим, так и находящимся в конных упряжах — проще держаться с левой стороны. Объяснялось это тем, что при возникновении конфликта с противником ударная рука с мечом окажется ближе к нему. Если же дело не дойдет до боя, друг о друга не ударятся клинки, которые висели на бедрах воинов с правой стороны.

В связи с тем, что армия составляла меньшую часть населения большинства государств мира, а потребность ношения оружия в пути снизилась, на дорогах стало преобладать правостороннее движение. Однако в ряде стран законодательно принято левостороннее движение на дорогах. Это Япония, Индия, Мьянма, Великобритания, остров Кипр.

Основной документ, регламентирующий правила поведения участников передвижения на дорогах — Конвенция о дорожном движении, принятая в 1968 году в Вене и подписанная участниками из 68 государств мира. В 1993 году к этому международному договору присоединилась Россия.
 

Применение

Проекты организации дорожного движения (ОДД) обязательны для применения при строительстве и ремонте следующих объектов:

  • улиц;
  • дорог;
  • автомобильных парковок, стоянок;
  • жилых кварталов;
  • остановок общественного транспорта;
  • территорий, прилегающих к торговым, развлекательным, социальным, а также другим объектам.

Основные цели ОДД:

  • гарантия безопасности на дорогах, пешеходных улицах;
  • разработка и реализация режимов для конкретной дороги — на основании различных факторов, включая конструктивные особенности, тип, категорию и другие сведения;
  • работа над разработкой и созданием рабочих условий, позволяющих максимально использовать во время движения всю ширину дороги;
  • донесение информации о текущих условиях на дорогах и трассах до участников движения.
     

Что относится к проведению работ на проезжей части

Работы, проводимые на проезжей части, классифицируют в зависимости от их целей, назначения, используемых материалов, ожидаемого результата. Имеет значение и время года, в котором проводятся данные мероприятия. Наиболее часто можно встретить:

  • поддержание надлежащего состояния дорожной разметки: удаление старой, отслужившей свой срок, и нанесение новой;
  • уход за дорожными знаками: ремонт и замена поврежденных элементов, а также установка недостающих;
  • содержание в порядке и чистоте пешеходных переходов, автобусных остановок;
  • обустройство, содержание, замена пунктов учета дорожного движения;
  • производство, установка, ремонт заборов, навесов, панелей, а также других временных и постоянных снегозащитных сооружений;
  • очистка автомобильных дорог от снега, льда;
  • борьба с зимним скольжением на дорогах, применение противогололедных материалов;
  • комплекс работ по озеленению дорог: подготовка почвы, выращивание, посадка саженцев, посев травы, а также регулярный уход за насаждениями.
     

Разработка

Все мероприятия по безопасности дорожного движения отображают в специальном проекте.

На заметку. Разработкой такого документа может заниматься профессиональная инженерно-проектная компания, его необходимо согласовать в Мосавтодоре.

Проекты организации безопасности дорожного движения выполняются на листах бумаги формата А3 или электронном носителе (флеш-памяти). Второй вариант подразумевает возможность внесения актуальных изменений и их сохранения.

Документ включает следующие пункты и разделы:

  • данные о дороге и организации, которая выполняет разработку проекта;
  • содержание;
  • вступительная часть;
  • техническое задание на проведение проектных работ, а также пояснительная записка.

В основной части проекта нужно указать обоснование запланированных работ и перечислить действия для их реализации.

Следующие пункты проекта:

  • ведомость об объекте работ с согласованиями, заключениями и утверждениями;
  • разрешительные документы на проведение проектных работ;
  • схемы мест установки технических средств, применяемых в ОДД;
  • адресные сведения о местонахождении каждого технического средства: дорожных разметок, пешеходных и дорожных ограждений, дорожных знаков, осветительных фонарей, искусственных неровностей, парковочных мест для велосипедов и других объектов.

Пример проекта можно найти и посмотреть на сайтах организаций по дорожной безопасности. Оформлять свой вариант необходимо в соответствии с установленным порядком.
 

Схемы

Схема организации дорожного движения — организационно-технический документ, который составляют перед началом работ в целях временного изменения движения автомобилей и пешеходов. Срок ее действия соответствует периоду проведения ремонтных или реконструкционных работ на определенном дорожном участке.

Разработка такой схемы — обязанность компании, которая проводит соответствующие работы на дорожном участке.

В некоторых случаях такой документ разрабатывается на стадии проектирования в составе проекта содержания автомобильных дорог либо проекта организации строительства.
 

Что включает

Стандартная схема включает в себя следующие обязательные элементы:

  • фрагмент проезжей части с перекрестками и пересечениями с железной дорогой — как уже существующими, так и вновь устраиваемыми;
  • газоны, остановки транспорта и другие искусственные сооружения;
  • дорожки для пешеходов, велосипедистов;
  • при необходимости — устраиваемые объезды.

Более подробную информацию содержит комплексная схема организации дорожного движения. В ней присутствуют такие элементы:

  • паспорт с указаниями основных данных: наименования работ и организации, сведений о заказчиках и исполнителях, этапы и сроки реализации целей;
  • характеристики транспортной и дорожной ситуации на текущий момент, оценка дорожных сетей и подробный анализ дальнейших перспектив развития;
  • перечисление мероприятий по ОДД с поочередностью их проведения;
  • оценка источников финансирования проекта и их объемов;
  • анализ и оценка эффективности мер по организации дорожного движения.
     

Примеры

Представленное изображение поможет лучше понять, как выглядит типовая схема организации дорожного движения.

Информация в документе включает в себя наименование проводимых работ, адрес их проведения, этапы выполнения, количество листов и др.

В правом верхнем углу схемы организации дорожного движения при производстве дорожных работ содержится расшифровка графических элементов: имеющихся и проектируемых дорожных знаков, транспортных и пешеходных светофоров, существующей и проектируемой дорожной разметки, временного деревянного настила для пешеходов, проектируемые трассы, пандусные сходы и др.
 

Когда возможны изменения

Изменения в проекты организации дорожного движения могут вноситься с периодичностью один раз в год по согласованию с государственными дорожными службами.
 

Кем утверждаются

Проекты и меры организации дорожного движения утверждаются органами государственной власти и согласовываются с федеральными органами власти, уполномоченными в сфере организации дорожного движения.
 

Срок рассмотрения

С момента поступления проекта ОДД на согласование он должен быть рассмотрен и утвержден (либо отклонен) в течение тридцати дней.
 

Меры для снижения транспортной нагрузки города

В крупных городах обилие личного транспорта вызывает значительные проблемы. Они связаны как с экологической ситуацией, так и с загруженностью автомобильных дорог. В связи с этим предусмотрен специальный комплекс мер, призванный эффективно уменьшить транспортную нагрузку.

Данная стратегия играет важную роль и в организации безопасности дорожного движения, и в улучшении экологической ситуации города. Ее главные цели — предоставить общественному транспорту важные преимущества перед личным, уменьшить частоту использования частных автомобилей в крупных населенных пунктах.
 

В каких случаях нужны

Необходимость уменьшения транспортной нагрузки на городские магистрали возникает, когда эксплуатация большого количества автомобилей наносит ущерб состоянию дорожного покрытия и загрязняет атмосферный воздух.
 

Какими могут быть

Чтобы снизить нагрузку, оказываемую транспортом, применяются разные меры. Одни из них улучшают проходимость дорог и стимулируют к использованию общественных ТС. Другие подразумевают внедрение платного проезда на некоторых участках.
 

Зонирование территории города

Зонирование территории города или градостроительное зонирование представляет собой разбивку муниципальных территорий для определения территориальных зон. Это разделение на районы, имеющие разное значение: жилое, торговое, историческое, деловое, промышленное и др. В некоторых из них устанавливают запреты на использование ТС.
 

Введение платы за использование личного автомобиля в городе

Этот метод предусматривает взимание оплаты за использование личного авто при:

  • въезде в черту города;
  • проезде по определенным магистралям;
  • парковке.

На размер платы влияет время суток (в «часы пик» она выше) и отдаленность от городского центра.

Данную меру реализуют при помощи:

  • установки пересадочных узлов и перехватывающих парковок;
  • увеличения движения общественного транспорта;
  • предоставления выбора нескольких способов оплаты.
     

Развитие общественного пассажирского транспорта

Муниципальные власти должны сделать общественный транспорт более привлекательным для жителей. В этих целях производится замена автопарка на новые комфортабельные ТС, обеспечивается комплексное техническое обслуживание, повышается безопасность эксплуатации.

В крупных городах мира, включая Москву, Берлин, Софию, Лондон, Лос-Анджелес, было принято решение о выделении на проезжих частях специальных полос для муниципального транспорта. Благодаря этому обеспечивается высокая скорость и безопасность передвижения.
 

Развитие внеуличной дорожной сети

Эффективной мерой по снижению транспортной нагрузки в мегаполисах является разработка сети внеуличных магистралей для высокоскоростного движения. Особенность таких дорог — более высокая пропускная способность, для реализации которой требуются значительные затраты.
 

Информирование участников движения

При помощи сообщений на радиостанциях, а также использования световых информационных табло и дорожных многопозиционных знаков всех участников движения информируют о текущей транспортной ситуации. Это дает возможность оперативно узнать о сложных, сильно перегруженных или опасных участках магистралей, а также о вариантах их объезда.

 

Организация дорожного движения — меры по повышению комфорта, скорости и безопасности для его участников. Все схемы и проекты регламентируются федеральным законодательством и утверждаются органами власти.