СТО – станция технического обслуживания. На таких станциях оценивается техническое состояние автомобилей, их узлов и агрегатов, выполняются ремонтные работы, замена жидкостей и расходных комплектующих (например, тормозные диски и колодки).
Проверка технического состояния автомобиля и его агрегатов включает:
Диагностика автомобиля подразумевает получение всей информации о его техническом состоянии. По результатам проведенной оценки составляется план ремонтных работ.
При диагностических или ремонтных работах специалист станции техобслуживания может получить вред здоровью или стать участником несчастного случая.
Источники опасности на СТО:
Причины несчастных случаев на СТО чаще всего связаны с нарушениями требований техники безопасности при использовании электрооборудования:
Сотрудники станции технического обслуживания могут получить такие травмы:
Требования к специалистам по техобслуживанию автомобилей содержатся в типовой инструкции ТОИ Р-15-041-97 «Для слесарей, занятых на ремонте и обслуживании машин и оборудования».
Работать на станции техобслуживания автотранспорта могут сотрудники:
Перед началом работы мастер СТО обязан:
Работник СТО должен знать:
Специалист на СТО должен пройти:
Специалист, не прошедший обучение по вопросам охраны труда, электро- и пожаробезопасности, не допускается к работе.
Работник, выполняющий ремонт автомобилей, должен:
На заметку. Механик на СТО не может использовать инструмент, станки, приспособления, если не обучен безопасному обращению с ними.
При проведении ТО и ремонта легковых автомобилей на СТО должны соблюдаться требования безопасности согласно стандартам:
Основные требования, касающиеся условий работы сотрудников СТО, приводятся в типовой инструкции по охране труда и технике безопасности на предприятиях системы автотехобслуживания.
Одно из требований инструкции касается средств индивидуальной защиты. Сотрудники станций по ремонту транспорта должны надевать СИЗ в зависимости от видов ремонта:
Работнику необходимо помнить о токсичности химических веществ, входящих в состав топлива, масел, тормозной жидкости, соблюдать правила личной гигиены.
Мастерские по ремонту транспорта относятся к опасным для экологии и человека предприятиям. Поэтому мероприятия по охране труда, проводимые на СТО, направлены на снижение негативного влияния на окружающую среду и здоровье сотрудников мастерской.
Санитарные и гигиенические требования, предъявляемые к станциям техобслуживания, приведены в таблице.
Показатель |
Требования |
---|---|
Вентиляция |
Приточно-вытяжная с подводом каналов к смотровым ямам, обеспечивающая полную смену воздуха в помещении до 40 раз за смену |
Температура в помещении |
От 16 до 24 градусов, поддерживается системами кондиционирования или подогрева |
Очистка воздуха |
Приборы улавливания угарных газов от автомобилей в виде специальных насадок на выхлопные трубы. Станки и оборудование оснащаются специальными стружкоотсосами, которые улавливают металлическую стружку, пыль, абразивные отходы. В помещениях, где используются или хранятся токсичные вещества, монтируются установки очистки воздуха от газов и тяжелых частиц. |
Освещение |
Мастерские должны оснащаться светильниками для общего освещения и локальной подсветки в рабочих зон |
Водоснабжение |
В зоне отдыха сотрудников должен быть доступ к питьевой воде (кулеры, фильтрация водопроводной воды, собственная скважина), организуются душевые. Рабочие помещения оснащаются моечными камерами, если на СТО применяются токсичные химические составы (например, для снятия краски, очистки кузовов перед покраской, мойки двигателей). |
Хранение отходов |
Остатки технических жидкостей, отходы после ремонта, сломанные детали, собранный мусор в рабочих помещениях запрещено сливать в канализацию, выбрасывать в мусорные баки для бытовых отходов. Для хранения собранных отходов должны использоваться отдельные мусорные баки или емкости, которые вывозятся на соответствующие полигоны. |
Уровень шума |
Уровень шума, допустимый в рабочих помещениях, не должен превышать 85 Дб (для сравнения: уровень шума в офисном помещении обычно составляет 55–60 Дб). При более высоких показателях шумности сотрудники должны пользоваться защитными наушниками, изолирующими затычками. |
Медицинский контроль |
Все работники автомастерских должны проходить ежегодный медицинский осмотр для контроля состояния здоровья |
Зона отдыха |
На территории СТО организуются гардеробные для персонала, места для хранения личных вещей, комната отдыха и приема пищи |
К общим требованиям техники безопасности во время ремонта или диагностики транспорта на СТО относятся такие правила:
Правила техники безопасности, которые должны выполняться сотрудниками СТО на этапе очистки кузова и отдельных узлов автомобиля, при уборке салона:
Общие требования охраны труда, которые относятся ко всем сотрудникам авторемонтных станций:
Правила охраны труда в автосервисе делятся на несколько основных категорий:
Требования техники безопасности, разделенные на категории, прописываются в инструкции по охране труда сотрудника СТО.
Механики и мастера диагностики должны придерживаться такого порядка действий, чтобы безопасно работать под автомобилем:
Меры техники безопасности при работе под автомобилем:
При обслуживании автотранспорта слесарь и другие специалисты должны соблюдать такие требования техники безопасности:
При ремонтных работах на станциях технического обслуживания используется разный слесарный инструмент, который может быть небезопасен при неправильном обращении. Нормы техники безопасности при использовании слесарно-монтажного инструмента и приспособлений:
Прежде всего, нужно убедиться, что подъемные механизмы функционируют исправно. Поднимать авто лучше с помощью нескольких домкратов. Делается это в специально обозначенных местах, а если таковых нет, то нужно выбрать подходящие участки, обеспечивающие равномерное распределение веса. В случае, если используется несколько домкратов, нужно поднимать их равномерно.
Правила поднятия авто:
Правила техники безопасности, которые должны выполнять сотрудники СТО, прописывают в специальном документе – инструкции по охране труда (ИОТ). Инструкции разрабатываются на основе типовых документов, с учетом особенностей условий труда на станциях техобслуживания.
Разработанный документ используется, чтобы ознакомить сотрудников с правилами охраны труда, действующими в мастерской, правами персонала, обязанностями директора по обеспечению безопасных условий работы в автомастерской. Текст ИОТ также берется за основу при составлении программ для вводных, первичных, периодических и целевых инструктажей.
Инструкция по охране труда на станциях техобслуживания автомобилей должна включать несколько основных разделов:
Если в автомастерской утверждается единая ИОТ, включающая правила безопасности при проведении всех видов ремонта и диагностики, документ дополняется разделами, учитывающими специфику деятельности СТО. Например, правила охраны труда при:
Документ по желанию руководства может быть дополнен разделами:
Порядок составления ИОТ приводится в «Методических рекомендациях по разработке инструкций по охране труда». Документ был утвержден Министерством труда РФ 13.05.2004 г.
Основой для разработки разделов инструкции могут быть:
Так, инструкции по технике безопасности для персонала СТО разрабатывается на основе таких типовых документов:
Типовые документы можно найти в открытом доступе на государственных порталах или сайтах-справочниках, где все виды инструкций можно скачать для дальнейшего редактирования.
На больших авторемонтных предприятиях разработкой ИОТ занимаются отдельные ответственные специалисты или инженеры по охране труда. В небольших компаниях ответственность за подготовку документации лежит на директоре СТО либо одном из ответственных сотрудников.
Пример инструкции по ОТ для работников станций техобслуживания:
В разделе ИОТ с общими требованиями прописываются:
Раздел включает информацию о подготовительных мероприятиях, которые должен выполнить автослесарь перед началом смены:
Обратите внимание! Токарям запрещается работать в перчатках. Это одна из мер безопасности, чтобы уберечь руки оператора от травм.
В этот раздел инструкции включают правила безопасности, которые должны соблюдать мастера СТО при работе:
Раздел содержит информацию о том, что нужно делать сотрудникам ремонтного сервиса при различных чрезвычайных ситуациях:
Раздел, содержащий порядок действий в конце рабочей смены, включает:
Инструкции, разработанные для авторемонтной мастерской, утверждаются приказом руководства.
Персонал СТО знакомится с текстом ИОТ на одном из инструктажей по охране труда. По результатам прослушанного инструктажа должны быть проставлены отметки в соответствующем журнале учета. Оригинал документа хранится у директора организации. Копии инструкций, плакаты по технике безопасности размещаются на стендах по охране труда, стенах мастерской на видных местах.
Также копии инструкций могут храниться на рабочих местах мастеров, чтобы была возможность ознакомиться с правилами безопасности при необходимости.
Утвержденная инструкция не имеет ограниченного срока действия. Однако, текст документа должен пересматриваться и обновляться не реже чем раз в пять лет. ИОТ должна содержать актуальные правила охраны труда, соответствующие последним изменениям в законодательстве.
Инструкции по ОТ обновляются в таких случаях:
Пересмотр инструкции по охране труда осуществляется по инициативе руководителя.
Работники организаций всех видов должны соблюдать правила охраны труда. Это требование содержится в абзаце 6 ч. 2 ст. 21 Трудового кодекса РФ. Персонал станций техобслуживания автомобилей – не исключение.
За нарушение правил охраны труда во время работы для сотрудников СТО предусматриваются такие виды ответственности: