Общие сведения
Предрейсовый технический осмотр авто – это проверка состояния транспорта перед отправкой на соответствие требованиям, прописанным в Приказе Минтранса №9. Осматривается как автомобиль в целом, так и отдельные части, дополнительное оборудование.
По результатам контроля технического состояния механик решает: можно ли допускать транспорт к отправке в рейс.
Основной правовой акт, в котором прописаны ключевые понятия, цели и задачи техосмотра, а также полномочия компетентных органов – это Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств» № 170 от 2011.
Федеральный закон № 196 «О безопасности дорожного движения» объясняет общие принципы обеспечения безопасности на дороге и в частности необходимость проведения осмотров.
Регламентирует порядок организации и проведения осмотра транспорта, а также определяет параметры для контроля Приказ Минтранса России №9 от 2021 года.
В Приказе Минтранса №368 от 2020 описана структура документа, который заполняется после техконтроля, то есть, путевого листа. Зафиксированы правила его заполнения.
Цель предрейсового техосмотра – оценка соответствия технического состояния транспорта требованиям безопасности. Иначе говоря, контроль за транспортом необходим, чтобы исключить из пользования автомобили с неисправностями и свести к минимуму риск возникновения аварии на дороге.
В Приказе Минтранса №9 о порядке организации предрейсового контроля указано, что данный вид осмотра проводится перед каждым отправлением водителя либо группы водителей в путь.
Контроль за состоянием проходит во время подготовки водителя к рейсу. Длительность осмотра не установлена. Но зафиксировано в приказе правило: проверка должна пройти до срока выезда автотранспортного средства с парковки.
После проверки формируется путевой лист. Он действителен на протяжение выполнения рейса.
Примечание! Если на одном транспорте работает несколько водителей посменно, то контроль может быть проведен перед началом рабочего дня либо смены того, кто первым выезжает с парковки.
В обязательном порядке техконтроль проходят легковые машины, грузовые автомобили, автобусы, которые используются для перевозки пассажиров, перемещения грузов на основании коммерческих договоров.
Также осматриваются легковые и грузовые машины, автобусы, которые используются для перевозки пассажиров и грузов, но не в рамках оказания платных услуг компании.
Работодатель обязан организовать процедуру проверки, контролер – своевременно провести манипуляции, водитель – соответственно пройти техконтроль перед выездом. Ответственность лежит на каждом. Поэтому в статье 12.31 КоАП РФ предусмотрена мера наказания для каждого.
За игнорирование либо нарушение правил предусмотрены штрафы. Для водителя – это сумма в размере 3000 рублей, для должностного лица, то есть контролера – 5000 рублей, для организации и индивидуального предпринимателя - 30 000 рублей.
Важно! Если водитель не пройдет техосмотр и попадет в ДТП, страховая компания будет вправе отказать в выплате компенсации. Потому как шофер не получил разрешения на выезд.
Специалист-контролер, который проводил техосмотр транспорта, заполняет путевой лист водителя. В нем в обязательном порядке ответственное должностное лицо ставит штамп, расписывается и расшифровывает роспись.
Штамп – это служебная отметка, доказывающая, что авто исправно и готово к эксплуатации. Иначе говоря, это разрешение на отправку.
Штамп контролера технического состояния автотранспортных средств должна соответствовать следующим требованиям:
Производители печатей выпускают штампы с разными вариантами надписей «Выпуск на линию разрешен», «Прошел предрейсовый контроль технического состояния», «Контроль технического состояния транспортного средства пройден» и тому подобные.
В Приказе Министерства транспорта России № 368 об обязательных реквизитах указано, что ответственный механик после проведения осмотра ставит отметку следующего содержания «выпуск на линию разрешен». Соответственно, эту пометку нужно считать образцом штампа предрейсового контроля техсостояния транспорта.
Важно! Может ли печать контролера технического состояния автотранспортных средств иметь другую формулировку и иметь ли штампы иного содержания? Правомерность в Приказе не указана.
Штамп свидетельствует, что технический предрейсовый осмотр пройден водителем. Поэтому печать ставится механиком при условии, если состояние транспорта соответствует параметрам исправного авто.
Порядок оценки состояния машины прописан в Приказе Минтранса №9 от 2021.
Контролер осматривает авто по 8 параметрам:
Работодатель может организовать проведение техосмотра транспорта на предприятии 3 способами:
Контролером техсостояния автопарка может стать только квалифицированный специалист. Автомеханик должен иметь диплом о прохождении среднего профессионального образования по направлению «Техника и технологии наземного транспорта».
Примечание! Если специалист прошел обучение по смежному направлению, то, чтобы устроиться контролером, ему потребуется пройти профессиональную переподготовку по специальности контролер.
Также предъявляются требования к стажу работы. Он должен составлять от 1 года до 3 лет.
Важно! Без стажа механиком могут принять тех, кто прошел среднее профессиональное обучение по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» либо окончил высшее учебное заведение.
Проверяющий исправность транспортных средств обязан знать:
Эти требования зафиксированы в Приказе Министерства транспорта №282 от 2020 года.
Проверяющий состояние машины механик ставит пометку-разрешение в путевой лист водителя, если состояние автомобиля по 8 параметрам соответствует требованиям и готово к эксплуатации.
Обнаружение любого несоответствия требованиям приводит к ограничению выезда транспорта. Возможные варианты проблем с авто:
Важно! Также к причинам отказа в получении разрешения на выезд можно отнести отсутствие либо поломку устройств и деталей.
Штамп ставится в путевом листе водителя. Сотрудник на техосмотр обязуется прийти с этим документом.
Печать предрейсового технического осмотра можно купить на популярных маркетплейсах. К примеру, на Ozon либо Яндекс Маркете. А также заказать индивидуальную у производителя канцелярских принадлежностей.
Стоимость готового штампа варьируется от 500 до 1500 рублей. Печать от производителя обойдется дороже, стартовая цена – от 700 рублей.
Общий порядок внесения данных в лист: сначала шапка. Указывается серия и номер, дата составления документа.
После прописываются данные о собственнике. Если владелец – юридическое лицо, то прописываются название, организационно-правовую форму, адрес и контакты, ОГРН. Для предпринимателей — ФИО, контакты и ОГРНИП.
Затем фиксируется срок действия листа. Иначе говоря, период, когда водитель может эксплуатировать авто без прохождения повторного осмотра.
Дальнейшая структура путевого листа значительно изменилась из-за введения новых правил от 2021 года. Изменения касаются как содержания разделов, так и порядка проставления реквизитов. Подробнее о нововведениях далее.
Водитель обязан на техосмотр и медосмотр явиться с путевым листом. А после сохранить его на протяжении всего рейса.
Важно! С 2021 года путевой лист оформляется на каждое транспортное средство. Даже если оно используется не для коммерческих перевозок.
Если за время действия листа сменяется водитель транспорта, то разрешается оформлять несколько «путевиков» на один автомобиль.
Подробнее с правилами можно ознакомиться в видео:
С 1 января в структуре листа появился новый раздел – «Сведения о перевозке». В нём указывается вид сообщения и вид перевозки.
Видов перевозок пассажиров и багажа выделяют 3: регулярные, по заказам и на легковых такси. В Письме от Минтранса от 2021 года перечень пополнен несколькими пунктами. Для заполнения строки «Вид перевозки» необходимо выбрать один из вариантов:
К сведениям о транспортном средстве по новым правилам добавились две пометки: о марке транспортного средства и прицепа, если таковой имеется.
Примечание! Ранее указывались только тип и модель машины.
Также в этом разделе появились новые отметки о показаниях одометра. Причем, в разные моменты времени: при выезде водителя с парковки на стоянку и при возвращении со смены на парковку. Показания фиксируются как полные километры пробега.
Примечание! По старым правилам, действующим до 2021 года, заносились в путевой лист только данные о пробеге перед выездом в рейс.
Обязанность регистрировать «путевики» в журнале регистрации сохранилось и в новой редактуре правил.
Однако появилось дополнение, касающееся формата ведения журнала. С 1 января 2021 года, согласно Приказу Минтранса №368, журнал разрешено заводить как в бумажном, так и в электронном виде.
Установлены следующие требования к оформлению и ведению журналов в разных форматах:
Важно! В Приказе также имеется оговорка о том, что при заведении электронного варианта журнала должна быть предварительно предусмотрена возможность создания дубликата записей на бумажном носителе.
Штамп технического осмотра в путевом листе – это не только знак подтверждения того, что автомобиль допущен к работе, но и гарантия сохранения безопасности на дорогах. Потому как только исправные и соответствующие требованиям законодательства машины допускаются к выпуску на линию.
В 2021 году в законодательстве о порядке проведения техосмотров авто и содержании в путевом листе реквизитов внесены изменения. Актуальные на 2022 год правила и требования к проведению техосмотра транспорта, заполнению путевого листа и содержанию штампа рассмотрены в статье.