Мы работаем по всей России

Консультация
Заполните форму и мы вам перезвоним
Имя
Телефон

Венская конвенция о дорожном движении 1968 года страны, ее подписавшие, и приложение 6 к женевскому международному соглашению

Понятие

Конвенция о безопасности дорожного движения – это международный договор, разработанный с целью улучшения БДД посредством стандартизации правил и требований. Данный документ был составлен в 1968 году во время конференции ЮНЕСКО. Здесь же была разработана и Венская конвенция о дорожных знаках и сигналах. Несколько лет спустя положения нормативно-правового акта были скорректированы, а также дополнены в Женеве. Последний раз правки вносились в 2011 году.

Международная конвенция установила общие принципы, в соответствии с которыми должны впоследствии ратифицироваться другие правила дорожного движения. Сегодня документ подписало более 68 государств, в том числе Российская Федерация.

На заметку! ЮНЕСКО – это специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. Под его эгидой, а также при содружестве ООН был разработан ряд законодательных актов, признанных на международной арене.

Договор устанавливает, что все государства-члены Конвенции признают российские национальные водительские удостоверения без необходимости получать права международного образца. В 2006 году специальная комиссия ввела новый формат документа. В течение 5 лет страны должны были привести национальные водительские удостоверения к новому формату. Права Российской Федерации удовлетворяют установленные требования, поэтому могут быть использованы за границей.

Нужно понимать, что для вступления нормативно-правового акта в юридическую силу на территории конкретной страны, нужно не только подписать договор, но и официально ратифицировать его. Тем не менее государства-участник, не ратифицировавшие действующие положения, также должны признавать права российского образца.

К сожалению, на практике водители часто сталкиваются с ситуацией, когда организации по аренде или прокату транспортных средств не выдают забронированные автомобили. В таком случае гражданин может оспорить решение в судебном порядке.
 

Необходимость разработки

Конвенция о дорожном движении 1968 представляет собой документ, принятый для стандартизации и урегулирования условий ДД. Положения документа способствовали улучшению транспортной системы и безопасности. Помимо этого, нормативно-правовой акт упростил отношения, возникающие в рамках международных перевозок грузов или товаров. Конференция под эгидой ЮНЕСКО была созвана Генеральным секретарем ООН во исполнение резолюций, принятых ранее в 1966 и 1967 гг.

Страны, которые ратифицировали договор обязуются придерживаться:

  • правил дорожного движения;
  • типовых форм, а также содержания национальных водительских удостоверений;
  • особенностей международных перевозок пассажиров и грузов;
  • требований перемещения транспортных средств, отягченных тягачами и полуприцепами.

Как отмечалось ранее, помимо основного нормативно-правового акта на конференции был представлен договор в отношении дорожных знаков и сигналов. Благодаря Конвенции резиденты и граждане стран, валяющихся участниками документа, могут не оформлять водительское удостоверение международного образца. При этом главное положение документа устанавливает, что водитель всегда контролирует движение на дороге и несет ответственность за соблюдение действующих правил, а также требований.
 

Страны-участницы

Венская конвенция о дорожном движении – это основополагающий документ в области БДД. Последние данные от United Nations Treaty Collection гласят, что участниками единого режима являются 78 государств, 36 из которых – подписанты. В общем списке присутствуют страны Центральной и Северной Европы, Азии и Южной Америки, а среди правопреемников также страны Балканского полуострова и СНГ.

На заметку! Для государств, которые подписали, но не ратифицировали договор его положения не имеют полноценной юридической силы (то есть не являются гарантом, обязательным к исполнению).

Российская Федерация подписала нормативно-правовой акт 8 ноября 1968 года, а ратифицировала 7 июня 1974 года.

Участники:

  1. Австрия.
  2. Беларусь.
  3. Болгария.
  4. Дания.
  5. Финляндия.
  6. Франция.
  7. Германия.
  8. Италия.
  9. Польша.
  10. Украина.
  11. Узбекистан.

Также в данный список входят Киргизия, Казахстан, Грузия, Чехия, Азербайджан, др. Некоторые государства не желают себя включать в рамки, установленные международным договором. В их число входят Китай, США, Малайзия.


 

Что рассматривает

Положения документа рассматривают правила, касающиеся национальных и международных водительских удостоверений. В нормативно-правом акте описана типовая форма прав, а также их обязательное содержание. При этом в мире действует и Женевская конвенция о дорожном движении, разработанная для формирования унифицированных правил ПДД.

На заметку! В отличие от Венской, Женевская конвенция признает российское ВУ только при наличии прав международного образца. Если государство участвует в обоих соглашениях, его граждане или резиденты могут опираться (выбирать) как на правила одного, так и на правила и второго договора.

В дополнение к основному документу на конференции ЮНЕСКО была подписана Венская конвенция о дорожных знаках и сигналах. Она привела дорожные знаки к стандартизированному виду, что значительно упростило передвижение на дорогах, а также перевозки грузов или пассажиров. Все существующие символы разделили на 8 групп.

Отдельное внимание было уделено списку международных регистрационных кодов транспортных средств. VR знаки используются для идентификации государства регистрации автомобилей. Обычно они изображаются заглавными буквами на наклейке овальной формы, которая размещается на задней части машины. При этом в России действует Постановление Правительства РФ от 23.09.2014 №969.
 

Изменения и поправки

Положения Конвенции редактировались несколько раз: 03.09.1993, 28.03.2006 и 29.03.2011. Также существует Европейское соглашение, которое дополняет документ. Больше всего правок было внесено в общие положения, а также терминологию. Так, в 2021 году в было введено определение «автоматизированной системы вождения как системы транспортного средства», а др.

Помимо этого, изменения коснулись форм водительских удостоверений. Благодаря этому в мире установились единые требования к внешнему виду и содержанию национальных, а также международных прав. Договор позволил улучшить ситуацию на дорогах, облегчил ряд административных процедур, оптимизировал работу государственных органов.
 

Структура

Международная конвенция о дорожном движении – это достаточно объемный документ, который содержит 6 глав. Данный договор был разработан для всех участников дорожного движения (водителей, пассажиров, пешеходов) и должностных лиц. Здесь описаны основные требования к документам, ПДД, условиям допущения водителя к управлению транспортным средством, др.

На заметку! Каждая глава документа относится к отдельному аспекту международных перевозок. Благодаря этому она может использоваться как пособие.

Скачать текст Конвенции можно на официальном сайте ЮНЕСКО или с других источников. Здесь он представлен как на русском, так и на других языках.
 

Общие положения

В первой главе описано 4 статьи относительно терминологии, приложений к Конвенции, обязательств договаривающихся сторон, а также дорожных знаков и сигналов. Примеры определений:

  • транспортное средство;
  • населенный пункт;
  • дорога;
  • перекресток;
  • мотоцикл;
  • прицеп, др.

Согласно документу, государства должны принимать меры к тому, чтобы действующие на их территории ПДД соответствовали положениям Конвенции. При этом они должны допускать к международному движению автомобили и прицепы, которые отвечают установленными требованиям.

На заметку! Меры принимаются в одностороннем порядке или путем подписания соответствующих договоренностей.

Нормативно-правовой акт устанавливает, что страны-участницы обязуются допускать к проезду велосипеды и велосипеды, оснащенные подвесным двигателем. Помимо этого, им нужно обеспечить обучение правилам дорожного движения на всех уровнях. Отдельные правила установлены для водителей.
 

Правила дорожного движения

Во 2 части Конвенции сосредоточены правила дорожного движения. Все они имеют стандартизированную форму. Это позволило улучшить БДД, а также оптимизировать дорожные потоки на международном уровне. Руководствоваться установленными нормами должны все страны-участницы соглашения. При этом государство может как подписать, так и ратифицировать положения договора.

Главные статьи:

  1. Обязательства по исполнению предписанных норм.
  2. Общие правила поведения.
  3. Требования к водителям.
  4. Особенности перевозки движений.
  5. Рекомендации по расположению транспортных средств на дороге.
  6. Особые предписания.
  7. Правила проезда при пересечении железной дороги.
  8. Требования к пешеходам.
  9. Рекомендации по передвижению на магистралях и в тоннелях.
  10. Запреты.
  11. Отдельные положения для граждан, которые перемещаются на мото- или велотранспорте.
  12. Особенности перевозки грузов, пассажиров, поведение при авариях, включение фонарей.

Договор устанавливает, что все участники дорожного движения должны вести себя должны образом, не провоцировать возникновение ДТП и поддерживать безопасный трафик. Гражданам запрещено бросать, складывать или оставлять на проезжей части предметы или материалы, а также создавать на ней другие препятствия. 

Водителям нужно проявляют повышенную осторожность по отношению к уязвимым категориям участников ДД. Например, детям или велосипедистам. При этом шоферы в обязательном порядке должны использовать ремни безопасности, бустеры, кресла или адаптеры (в случаях, когда в транспортном средстве находятся несовершеннолетние). К управлению автомобилем допускаются только лица, здоровье которых соответствует действующим требованиям. Также у шофера должен быть нужный уровень навыков и умений, а также опыта.

На заметку! Водителю рекомендуется избегать любых действий, которые не связаны с вождением. Например, пользоваться мобильным телефоном.

Далее даны рекомендации относительно расположения машины на дороге, обгона и движения в рядах. Отдельными пунктами выделены: разъезд, скоростной режим, дистанции между автомобилями, маневров.  В заключительной статье рассматриваются случаи, которые предусматривают отступление от основных положений международного договора.
 

Условия допущения к международному движению автомобилей и прицепов

Данная часть Конвенции урегулирует условия допущения водителей к международному движению. Также здесь обозначены особые положения для велосипедистов. Требования к:

  1. Регистрации транспортного средства.
  2. Размещению регистрационного номера на автомобиле.
  3. Наличию отличительных знаков государств.
  4. Опознавательным кодам и их соответствии нормам.
  5. Техническим характеристикам, а также исправности транспортных средств.

В соответствии с договором в свидетельстве о регистрации машины указываются: номер, дата составления документа, ФИО собственника, марка автомобиля, вес. Все сведения указываются на латинице или др. На каждой машине нужно разместить регистрационный знак. Делается это на передней и задней части. Данное требования касается и прицепов.
 

Водители автомобилей

В 4 статье отображены нормы, устанавливаемые к форме и содержанию водительских удостоверений для государств-членов Конвенции о дорожном движении.

Статья

Описание кратко

Национальное ВУ

Описан порядок получения национальных прав

Признании национальных и международных свидетельств

Все права должны соответствовать типовой форме

Основные положения

Срок действия документа

Особые положения

Возраст, категории транспортных средств, инвалидность

Особенности

Нюансы оформления водительского удостоверения

В международном соглашении описано, что государства должны выдавать ВУ только после того, как водитель пройдет профильную подготовку и успешно сдаст квалификационные экзамены. Проводят их компетентные органы (в Российской Федерации ГИБДД).

Уполномоченные лица должны иметь надлежащее образование, навыки и умения. Содержание и порядок проведения теоретических и практических экзаменов регламентируются национальными нормативно-правовыми актами. Также во внутренних законах должен быть установлен минимальный возраст для получения прав, требования к здоровью. При этом страны-участницы обязуются признавать (в 2022 году):

  • национальные ВУ, соответствующие действующим правилам;
  • международные ВУ, соответствующие действующим правилам;
  • права, выданные одной из сторон, должны признаваться на территории другой стороны.

Также национальные законы должны самостоятельно определить срок действия водительских удостоверений. Если водитель нарушает ПДД, уполномоченные органы вправе изъять права и задержать гражданина для выяснения обстоятельств.

На заметку! Стороны не обязаны признавать иностранное удостоверение граждан, которые сменили место постоянного жительства в субъекте государства, подписавшего или ратифицировавшего договор.

 

Условия допущения велосипедов и велосипедов с подвесным двигателем к международному движению

Пятый раздел Конвенции касается условий допущения велосипедистов к международному движению. Согласно положениям, велосипеды без двигателя должны быть снабжены:

  • исправной системой торможения;
  • звуковыми сигналами;
  • светоотражающими приспособлениями;
  • устройствами, которые излучают белый или желтый цвет.

При соблюдении данных требований велосипедист может быть допущен к международному движению. Если участник дорожного движения игнорирует установленные правила, он будет привлечен к ответственности. Вид наказания зависит от тяжести правонарушения.
 

Заключительные положения

Заключительная часть соглашения затрагивает нюансы ратификации и нотификации. Здесь указаны сроки вступления страны в единый режим, условие замены предыдущих Гаагских соглашений, а также Конвенции Женевы от 19.09.1949 года. Дополнительно опубликована расширенная памятка по предложению о внесении корректировок в текущую редакцию.

В статье 51 указано условие, при котором Конвенция сохраняет свою силу. Оставшиеся положения фиксируют особенности урегулирования споров, отдельные отступления и условия хранения оригинала соглашения.
 

Основные правила

В Венской конвенции от 1968 года описаны основные правила для всех участников дорожного движения. Действующие требования формируют эффективную, надежную и устойчивую систему ДД. С учетом трансграничного характера крайне важно согласовать такие правила в глобальных масштабах, а также привести их к унифицированному виду.

Применение данных соглашений и конвенций в значительной степени способствовало сокращению числа погибших на дорогах. Таким образом, государствам удалось улучшить БДД и оптимизировать работу транспортной системы на международном уровне.
 

Требования к дорожным знакам и сигналам

Дорожный знак — техническое средство обеспечения БДД. Страны-участницы договора обязуются предпринимать меры к тому, чтобы:

  1. Все используемые знаки составляли единую, логическую и однозначную систему. Все символы должны быть легко различимыми.
  2. Опознавательные сигналы устанавливались только в тех местах, где это действительно необходимо. Таким образом, их число должно быть ограничено.
  3. Между опознавательными знаками соблюдалась достаточная дистанция.

На символах запрещено помещать устройства или вещи, которые не относятся к их назначению. Также гражданам нельзя перекрывать сигналы плакатами или афишами.

На заметку! Уполномоченные органы должны следить, чтобы на тротуарах и обочинах отсутствовали устройства, затрудняющие передвижение пешеходов или инвалидов.


 

Общие правила

В 7 статье Конвенции описаны общие правила.

Правила:

  • запрещено создавать условия, провоцирующие возникновение дорожно-транспортного происшествия;
  • нельзя размещать на дорожном полотне преграждающие объекты;
  • водителям нужно проявлять повышенную осторожность по отношению к детям, престарелым лицам, инвалидам, велосипедистам;
  •  транспортные средства шоферов не должны причинять неудобств другим пользователям дороги;
  • всем пассажирам необходимо использовать ремни безопасности.

При международном движении водители, пешеходы и пассажиры должны соблюдать установленные требования. В противном случае им могут грозить штрафные санкции, а также другие меры. Вид наказания зависит от тяжести правонарушения и последствий, которые оно повлекло.
 

Для водителей

Требования к водителям:

  • у каждого транспортного средства должен быть водитель;
  • вьючные, упряжные и верховые животные, а также скот и стада должны иметь погонщика;
  • водитель должен соответствовать установленным требованиям по состоянию здоровья;
  • шофер механического транспортного средства должен иметь знания и навыки, необходимые для его управления;
  • водитель (погонщик) должен быть всегда в состоянии вести свой автомобиль (направлять своих животных).

Данный список является исчерпывающим.
 

Сигналы

Отдельная статья установлена для сигналов. Лица, уполномоченные регулировать дорожное движение, должны быть хорошо распознаваемыми и видимыми на расстоянии в любое время суток. Водители обязаны немедленно выполнять любое указание регулировщика. Так, поднятая рука вверх означает сигнал «внимание или стоп».

На заметку! Сигналы лиц, уполномоченных регулировать ДД, превалируют над предписаниями дорожных знаков и других объектов транспортной системы.

 

Маневры

Следующие статьи посвящены маневрам на дорогах. Согласно положениям Конвенции, обгон нужно выполнять со стороны, противоположной стороне, соответствующей направлению движения. Перед совершением данного действия водитель должен удостовериться в том, что он не создаст опасной ситуации или помех для других транспортных средств.

Во время маневра шоферу необходимо оставить для обгоняемого лица достаточное боковое пространство. Водитель, который видит, что следующий за ним автомобиль намерен совершить обгон, должен приблизиться к краю проезжей части дороги.

Независимо от обстоятельств водителю нужно сохранять контроль над транспортным средством и соблюдать установленный скоростной режим. Перед тем как повернуть или выполнить маневр, шофер должен ясно и заблаговременно предупредить о своем намерении посредством включения указателя поворота.
 

Отдельные ТС

Некоторые из требований установлены для отдельных категорий ТС. В том числе для:

  • рельсовых транспортных средств;
  • перемещения грузов;
  • перевозок пассажиров;
  • велосипедистов.

Согласно положениям, водители должны пропускать рельсовое транспортное средство и не преграждать ему путь. Если для автомобиля установлен разрешенный вес, то его масса с нагрузкой никогда не должна превышать разрешенный вес. Перевозимый груз не должен подвергать опасности других людей, ограничивать видимость или обзор, производить шум. Данные требования касаются и перевозок пассажиров.
 

Особые правила

Особые правила международного договора касаются тоннелей, обозначенных специальными дорожными знаками. В таких объектах водителям запрещено ехать задним ходом или разворачиваться. Даже если тоннель освещен, шоферу нужно включить фонари ближнего и дальнего света. Останавливаться можно только в случае аварийной ситуации (опасности).

Другие правила:

  • запрещается пересекать воинские колонны, группы школьников, др.;
  • инвалиды, передвигающиеся в колясках, могут пользоваться тротуарами и обочинами;
  • водителям велосипедов запрещается передвигаться, не держась за руль или использовать другие автомобили для буксира;

При этом велосипедам с подвесным двигателем нельзя перевозить пассажиров.
 

При ДТП

При возникновении дорожно-транспортного происшествия водителю нужно остановиться и оказать первую медицинскую помощь. При необходимости свидетель должен сообщить свои личные сведения уполномоченному лицу, а также принять меры для обеспечения БДД.
 

Для транспортных средств, пересекающих границу

Данный раздел устанавливает требования для автомобилей, пересекающих государственную границу. На транспортном средстве должны быть: регистрационный номер, отличительный знак страны.

В соответствии с договором в свидетельстве о регистрации машины указываются: номер, дата составления документа, ФИО собственника, марка автомобиля, вес. Все сведения указываются на латинице или др. На каждой машине нужно разместить регистрационный знак. Делается это на передней и задней части. Данное требования касается и прицепов.

На заметку! Все системы и узлы автомобиля должны быть исправными.

 

Автономное вождение

Автономный транспорт — это вид автомобиля, основанный на автономной системе управления. Управление такой машиной полностью автоматизировано и осуществляется без водителя с помощью оптических датчиков, радиолокации и компьютерных алгоритмов.

Эксперты полагают, что автономные машины могут значительно снизить количество ДТП, которые происходят из-за ошибки человека. В то время как безопасность является наиболее важным преимуществом, использование таких ТС уменьшает заторы и улучшает экономию горючего.
 

Международное водительское удостоверение

Требования к международным удостоверениям описаны в 7 приложении Конвенции. По правилам они должны быть:

  • в виде книжки серого цвета;
  • с наименованием страны, а также серией и №, сведениях об отечественных правах и печатью (на лицевой стороне);
  • на внутренних страницах должна присутствовать информация о владельце прав (те же сведения, что и в отечественном ВУ + фото и роспись).

Удостоверение международного образца действительно только если у национальных прав не истек срок их действия. При этом ВУ может быть как пластиковым, так и бумажным. Размер прав должен составлять 54 на 86 мм. Вверху документа указывается его название. Документ дополнительно заверяется личной подписью водителя.


 

Заключение

Конвенция о безопасности дорожного движения от 08.11.1968 – это международный договор, разработанный с целью улучшения БДД посредством стандартизации правил и требований. Данный документ был составлен в 1968 году во время конференции ЮНЕСКО.

Положения договора рассматривают правила, касающиеся национальных и международных водительских удостоверений. В нормативно-правом акте описана типовая форма прав, а также их обязательное содержание. При этом в мире действует и Женевская конвенция о дорожном движении, разработанная для формирования унифицированных правил ПДД.