Мы работаем по всей России

Консультация
Заполните форму и мы вам перезвоним
Имя
Телефон

Предрейсовый технический осмотр транспортных средств контроль состояния автомобиля такси механиком

Понятие

Безопасность дорожного движения – это совокупность мероприятий, которые направлены на снижение количества ДТП, их тяжесть и последствия. Для эффективного регулирования было разработано несколько законов и нормативно-правовых актов. В действующих документах подробно описаны права и обязанности всех участников дорожного движения на дорогах общего или специального пользования.

Согласно правовым основам РФ, каждое автопредприятие должно разрабатывать внутренние приказы и постановления, обеспечивающие БДД. Помимо этого, перед компаниями стоит задача регулярно проводить осмотр тс механиком. Выполняется ПТО до начала рейса или выезда автомобиля со служебной парковки. Под техническим контролем подразумевают проверку состояния транспорта на соответствие нормам, утвержденным с помощью национальных законов или внутренней документации.

Кстати! Приказ Минтранса РФ № 296 (ОТ 8/08-18 Г.) устанавливает, что осуществлять предрейсовый осмотр должны юридические лица и ИП в случае ведения коммерческой деятельности, а также при пассажирских перевозках или при использовании транспорта в личных целях.

Благодаря ПТО можно обнаружить неисправные машины и не допустить их выхода на линию. Установленные нормы действуют по отношению к транспортным средствам любой категории: легковые автомобили, грузовики и автобусы. ИП и компаниям, которые игнорируют законы и не осуществляют предрейсовое обслуживание, грозят штрафные санкции. Выполняется проверка лицом, которое имеет образование по соответствующему направлению.


 

Регламентация

Законы в сфере безопасного дорожного движения регламентируются специальными подразделениями: ГУОБДД МВД, Росавтотрансом, Минтрансом, Росстандартом. Некоторые из существующих аспектов находятся под юрисдикцией Минздрава и Минобрнауки.

Статья 20 ФЗ-196 «О БДД» отображает, что физические и юридические лица должны регулярно производить техосмотр эксплуатируемого транспортного средства. Выполняется эта процедура в строго установленные сроки. Для каждой машины была утверждена собственная периодичность ТО. Указывается она заводом-изготовителем в руководстве по эксплуатации. Порядок проведения контроля в Российской Федерации регламентируется и некоторыми другими актами:

  • Приказ Минтранса России от 15.01.2021 N 9;
  • П. 2 Приказа №296.
  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2020 № 282.

Последний раз правила в области осуществления предрейсового технического осмотра были скорректированы в 2021 году. Эти документы содержат требования в отношении контролеров, а также других сотрудников, которые связаны с использованием транспортных средств. 

Кстати! Отдельным пунктом были выделены права и обязанности водителей.

В результате последней редакции была добавлена возможность проверки для лиц, имеющих только среднее профессиональное образование по профессии. Ранее минимальным уровнем квалификации был средний специалитет. 
 

Необходимость

Предрейсовый осмотр машин – это одна из самых важных процедур на автопредприятии. Благодаря регулярному контролю можно снизить количество дорожно-транспортных происшествий, возникающих по причине неисправности или поломки машины.

Преимущества регулярного техобслуживания:

  1. Деятельность водителей становится более безопасной.
  2. Позволяет выявить и подчинить неполадки.
  3. Все участники трафика защищены от опасности попадания в ДТП.
  4. Дополнительные гарантии для пешеходов, а также пассажиров.

Если транспортное средство за день совершает несколько рейсов, водителю нужно дополнительно пройти предсменную диагностику. Проводится такой осмотр до выезда автомобиля со стоянки, на которую ее возвращает шофер после работы. В связи с этим владельцу автомобиля не нужно составлять контракт со сторонней компанией.
 

Когда проводится

ПТО – это контроль тс на наличие поломок или неисправностей. Осуществляется он в случае, если время рейса равно длительности рабочего дня или превышает его.

На заметку! Техобслуживание проводится 1 раз непосредственно перед выездом автомобиля на рейс. Только после того, как в путевом листе будет проставлен соответствующий штамп от контролера и медработника, тс будет выпущено на линию.

Согласно законодательству, это требование действует по отношению к любым транспортных средствам, в том числе такси и микроавтобусам. При этом машины, которые специализируются на коммерческих перевозках, могут не проходить специальных проверок.

Установленные правила должны знать не только механики, но и водители. Благодаря соблюдению разработанных норм можно избежать штрафных санкций, сохранить технику в надлежащем состоянии, а также здоровье и жизни других участников дорожного движения.
 

Кто должен проходить

Как отмечалось ранее, предрейсовое техобслуживание проходят все транспортные средства, которые находятся в эксплуатации. Наряду с этим в компании должен осуществляться и медицинский осмотр. Под это требование подпадают все лица, допущенные к управлению машины. При этом послерейсовая диагностика осуществляется только в случае перевозки пассажиров или опасных грузов.

Даже если автомобиль, находящийся в собственности или аренде предприятия, перемещает хотя бы одного пассажира, он должен проходить регулярное техобслуживание. При выпуске машины на линию в путевке делает заметка «Выпуск на линию разрешен». Законом не установлено, какого вида отметка должна быть. В связи с этим организации могут использовать штампы или расписываться от руки.
 

Что проверяется

Предрейсовый осмотр автомобилей производят в соответствии с нормами ГОСТа Р51709-2001, включая правила технической безопасности (метод и условия диагностики). Некоторые из возникших неисправностей водитель может устранить самостоятельно еще до проведения контроля. Другие требуют вмешательства со стороны специалиста. Во время диагностики осуществляется полный осмотр транспортного средства, всех его систем, а также дополнительных элементов.

Прежде всего проверяется исправность тормозов:

  • эффективность торможения в соответствии с установленными ГОСТами;
  • герметичность тормозного привода;
  • показатели давления воздуха при заглушенном двигателе;
  • состояние манометра.

Если контролер обнаружит поломки, машина не выйдет на линию до полного устранения всех нарушений. В противном случае компания получит штрафные санкции, поскольку сознательно игнорирует правила БДД.

Далее специалист осмотрит рулевое управление. Требования предписывают, что суммарный люфт не должен превышать рекомендуемые показатели для той или иной категории транспортного средства.

Внимание уделяется и внешним световым приборам. Водителям запрещено менять параметры световых элементов авто и настраивать фары без учета ГОСТов, а также встраивать лампы, которые не соответствуют модели конструкции. Все осматриваемые части должны быть чистыми и исправными (в том числе световозвращатели).

На заметку! Дополнительно контролер проверит стеклоочистители. Выехать на рейс могут только те машины, у которых работают «дворники» и омыватели, предназначенные для лобовых стекол.

При осмотре двигателя уполномоченный сотрудник будет опираться на ГОСТы и стандарты, регламентированные Постановлением Пр-ва №767. Так, выхлопные газы и уровень шума должны соответствовать действующим нормам, а системы питания должны быть безопасными и герметичными. Отдельные требования установлены к системе вывода отработанных газов и системе вентиляции картера.

Помимо этого, контролер проверит зеркала, звуковые сигналы, замки, свет и регулировку водительского кресла. Немаловажными элементами являются и тахограф, спидометр, аварийные и противоугонные средства, ремни безопасности. Также контролю подлежат любые другие системы и узлы, которые имеют конструктивные особенности, предусмотренные производителем или установленные с разрешения инспектирующих органов безопасности.

На следующем этапе проводится диагностика шин и колес:

  1. Изношенность покрышек.
  2. Наличие повреждений, например, порезов или разрывов.
  3. Закрученность болтов.
  4. Отсутствие трещин.
  5. Соответствие шин модели автомобиля, а также их размер.
  6. Назначение шин (лето или зима).

В самом конце производится осмотр аптечки, огнетушителя и аварийных знаков. Полный перечень проверяемых систем указан в Приказе Минтранса РФ №296-ФЗ.
 

Отличие от предсменного контроля

Предрейсовый технический осмотр транспортных средств проводится в том случае, когда время поездки равно длительности рабочего дня или превышает его. Таким образом, каждая машина проходит контроль 1 раз в сутки, непосредственно перед отъездом со стоянки. При этом на предприятии может осуществляться и предсменная диагностика. Каждая из этих процедур имеет собственное назначение и специфику.

Предсменное техобслуживание проводится только, если в течение суток машина реализует несколько рейсов. Данное требование действует по отношению ко всем категориям тс: легковые автомобили (в том числе такси), автобусы, грузовики и др.
 

Ответственность

Уполномоченные органы внимательно следят за соблюдением БДД, поэтому регулярно производят проверки юридических лиц и ИП, которые эксплуатируют те или иные тс. Ответственность за перевоз багажа, грузов или пассажиров с нарушением требований относительно проведения предрейсового контроля регулируется КоАП РФ. Размер штрафных санкций зависит от тяжести преступления, а также последствий, которые оно повлекло.

Категория

Штраф в 2022 году

Физические лица

3 000 рублей

Должностные лица

5 000 рублей

ИП

30 000 рублей

Юридические лица

30 000 рублей

Если в компании не назначают должностное лицо, ответственность за несоблюдение БДД автоматически возлагается на начальника транспортного участка или главного механика. Директор, а также специалист по охране труда не несут обязательств в этой области, поскольку не могут одновременно реализовывать контролирующие и исполнительские функции.

Как показывает судебная практика, к ответственности за такое правонарушения привлекаются даже на основании малейших недосмотров. Например, за отсутствие в путевом листе информации о времени проведения предрейсового контроля.
 

Процедура

Проверка технического состояния автотранспортного средства перед рейсом – это дополнительное мероприятие по обеспечению безопасного дорожного движения. Такая процедура включает в себя осмотр всех систем и узлов машины, а также оформление соответствующей документации. Благодаря этому можно обнаружить и устранить поломки еще на ранних этапах, а также не допустить выпуск на линию неисправного авто.

На заметку! Результаты медицинского осмотра, а также ПТО вносятся в специальный журнал.

Ведет журнал механик, который ответственен за проведение контроля. Без такого документа эксплуатировать транспортные средства ИП или юридическими лицами запрещено.
 

Необходимые документы

Предрейсовый осмотр машины производится в соответствии с установленными требованиями. Согласно действующим нормативно-правовым актам, порядок и результаты технического контроля должны быть оформлены соответствующим образом. Для этого уполномоченные лица составляют следующую документацию:

  1. Приказ о назначении контролера. Этот документ представляет собой внутренний нормативный акт, который возлагает на сотрудника определенные обязательства по производственной, административной или финансовой работе. Определить ответственного работника может руководить или начальник подразделения.
  2. Должностная инструкция контролера. В должностной инструкции прописываются должностные обязанности сотрудника, а также его права и требования к квалификации. Также здесь присутствуют формы поощрения и наказания.
  3. Перечень операций. В таком документе фиксируется список проводимых операций, например, в виде пошаговой инструкции.
  4. Журнал регистрации результатов. Законы устанавливают, что журнал регистрации результатов должен быть прошит, пронумерован и скреплен печатью.
  5. Путевой лист. Путевой лист – это первичный документ учета работы водителя.

В некоторых случаях предприятие разрабатывает и другую внутреннюю документацию.
 

Приказ о проведении

Перед проведением ПТО уполномоченное лицо должно оформить соответствующий приказ. Здесь указываются ФИО контролера, а также периодичность осуществления контроля. Заверяется документ личной подписью директора с расшифровкой и датой составления.

В шапке приказала прописывается его название, а также порядковый номер и цели, например, улучшение технического состояния автотранспорта организации.
 

Договор

Если выпуском транспортных средств на линию будет заниматься сторонняя компания, между заказчиком и исполнителем нужно заключить договор. В документе указываются: персональные данные, сроки оказания услуг, место осмотра, стоимость осмотра и форма оплаты.

Дополнительно фиксируются обязанности и полномочия сторон, возможность возникновения форс-мажорных ситуаций, а также порядок рассмотрения спорных вопросов. В заключение договора вносятся реквизиты заказчика и исполнителя, ставятся подписи, а также специальные отметки организаций.

На заметку! К договору можно составит приложение. Здесь прописываются сведения о задействованных транспортных средствах, а также водителях.

 

Кто может проводить

Предрейсовый технический осмотр автотранспортных средств проводит ответственный сотрудник. Назначается он посредством внутреннего распоряжения руководящего состава компании. Таким образом, проводить контроль тс может любой механик, который имеет квалификацию и опыт работы. Это требование отображено в тексте Приказа №287.

Помимо этого, обязанности по ПТО можно возложить на стороннюю организацию. Компания, с которой был заключен соответствующий договор об оказании услуг, также должна отвечать установленным нормам и правилам.
 

Требования к организации

Если компания заключила договор со сторонней организацией о проведении предрейсового контроля, ежедневно на место проверки будет приходить нанятый механик. В должностные обязанности такого сотрудника входит полная диагностика машины, а также составление сопроводительной документации. Чтобы предоставлять такие услуги, компания должна соответствовать некоторым требованиям:

  • иметь в штате квалифицированного работника;
  • быть аккредитованной;
  • соблюдать установленные сроки и условия договора.

Осуществлять диагностику в таком случае можно в любой необходимый для определения технического состояния авто промежуток времени (до выезда транспортного средства с парковки).
 

Требования к контролеру

После последней редакции назначать на должность контролера можно лиц, имеющих среднее профессиональное образование по профессии или специальности. При этом к сотруднику могут предъявляться дополнительные требования, например, стаж работы более 3 лет.

Требования к контролеру в соответствии с
Приказом Минтранса России от 28.09.2015 № 287 п. 14.3

№ п/п

Образование
(код)

Установленные требования

Наличие стажа или опыта работы

1

23.02.03

Специальность
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Нет

2

23.00.00
за исключением
23.02.03

Специальность
«Техника и технологии наземного транспорта»

От 1 календарного года

3

23.00.00

Специальности не из группы «Техника и технологии наземного транспорта». Нужна переподготовка по следующему направлению:
квалификация контролера технического состояния автотранспортных средств

Нет

Исходя из таблицы становится понятно, какие требования установлены по отношению к лицам, ответственным за контроль технического состояния автотранспортных средств.
 

Порядок

Порядок ПТО отображает полный список узлов и элементов машины, подлежащих контролю. Прежде всего контролер должен осмотреть исправность тормозной системы, рулевого управления, звуковых сигналов, колес и шин, тахографа, стеклоомывателей и аппаратуры спутниковой навигации. Далее проверяются:

  • держатели запасного колеса;
  • страховочные тросы;
  • обогрев и обдув стекол;
  • устройства фиксации;
  • работоспособность внешних световых приборов, а также др.

В результате диагностики уполномоченный сотрудник даст разрешение на выпуск авто на линию или запретит его. Все сведения о техническом состоянии машины будут отображены с сопровождающей документации.
 

Когда ТС выпускается на линию

До того, как транспортное средство выйдет в эксплуатацию, оно должно пройти соответствующее техобслуживание. Для этого водитель или уполномоченный сотрудник должен провести уборку в салоне автомобиля, протереть фары, габаритные огни, поворотники, а также регистрационный номерной знак. Также требуется осмотреть состояние кузовной части, рамы и герметичность всех систем.

Машина выпускается на линию только тогда, когда были соблюдены все требования, отраженные в Постановлении Правительства от 23.10.1993 № 1090 и других разработанных нормативно-правовых актах.
 

Когда не выпускается

Если в ходе ПТО были обнаружены поломки или неисправности, транспортное средство направят в ремонтный отдел. В таком случае механик внесет в журнал учета соответствующую запись, а водителю будет предоставлен другой автомобиль.

Нарушения, из-за которых машину не выпустят на линию:

  1. Не функционирует манометр.
  2. Изменены параметры световых элементов.
  3. Настройка фар не соответствует стандартам из ГОСТ.
  4. Неисправность дворников.
  5. Изношенность шин и др.

При этом водитель должен лично убедиться в техническом состоянии транспортного средства.
 

Особенности для такси

В 2021 году были изменены нормативы, касающиеся работы такси. Главным камнем преткновения стала выписка путевого листа. Правительство РФ постаралось внедрить европейские стандарты безопасного дорожного движения, поэтому теперь оформлять соответствующий документ нужно при любом выезде автомобиля на линию (даже если пассажиром является родственник водителя).  

На заметку! Для таксистов предусмотрены дополнительные сведения, определяющие спецификацию перевозок пассажиров: график работы, поля сдачи-приема выручки за смену с учетом простоя и показаний счетчика.

При этом законы позволяют компаниям самостоятельно выбирать форму путевого листа. Это требование относится как к ИП, так и юридическим лицам. Предрейсовый осмотр такси осуществляется ежедневно до выезда автомобиля со стоянки.
 

Учет

Согласно Приказ Министерства транспорта РФ от 15 января 2021 г. № 9, все предприятия, эксплуатирующие транспортные средства в коммерческих целях или для собственных нужд, должны осуществлять предрейсовый технический контроль. Одно из требований установленного нормативно-правого акта – вести учет ПТО. Делается это с помощью путевого листа, а также Журнала регистрации результатов.
 

Путевой лист

Путевой лист – это первичный документ работы водителя, а также пробега транспортного средства и маршрута. С помощью документа автопредприятия контролируют график работы шоферов и осуществляют учет расходов на ГСМ. Оформлять путевые листы должны все ИП или юридические лица. Впоследствии на основании справки производится расчет заработной платы водителя и механика.
 

Основные правила

Существует несколько форм путевых листов: N 4-с, N 4-п, N 4-м. Состоит такой документ из нескольких разделов. В путевом листе отражается вся информация о рейсе:

  • дата поездки;
  • полное наименование компании;
  • код ОКПО;
  • сведения об используемом транспортном средстве;
  • данные водителя;
  • записи об опоздании или повреждении, а также др.

Путевые листы относятся к первичной документации, поэтому срок их хранения регламентирован. Правовая база устанавливает, что организация обязана хранить такие документы в течение 5 лет. Проверить наличие путевого листа может трудовая инспекция, налоговая, сотрудники ГИБДД и некоторые другие уполномоченные органы.
 

Отметка

Если во время предрейсового контроля технического состояния автотранспортного средства не было выявлено нарушений, механик проставляет в путевой лист соответствующую отметку: время проведения осмотра, дату и личную подпись.

На заметку! Если ПТО было произведено не должным образом (например, без инструментов диагностики), компания может истребовать повторную диагностику.

Механик обязан выполнить свои должностные обязанности добросовестно, поскольку несет за это материальную и другую ответственность.
 

Журнал

В обязанности механика-контролера входит ведение Журнала регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств. Здесь указываются сведения об автомобиле, диагностике и сотруднике, который его осуществлял. При отсутствии контролера заполнять документ должно лицо, назначенное руководством.
 

Форма

Журнал может вестись как в бумажном, так и электронном виде. Если предприятие оформляет цифровую форму документа, все внесенные данные нужно дополнительно заверить электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ.
 

Сведения

В Журнал вносятся следующие сведения:

  • марка и модель автомобиля;
  • государственный регистрационный номер;
  • ФИО шофера;
  • ФИО контролера;
  • дата и время ПТО;
  • пробег транспортного средства на момент предрейсового контроля.

Также документе проставляется отметка о проведении осмотра технического состояния автотранспортного средства и личные подписи. Все графы журнала обязательны для заполнения.
 

Правила

Журнал регистрации результатов контроля технического состояния ведется ИП или юридическим лицом с учетом установленных правил. Если документ заполняется в бумажном варианте, его нужно прошнуровать и пронумеровать. Помимо этого, в задачи руководства входит обеспечение максимальной безопасности дорожного движения водителей, пассажиров и других лиц.

Кстати! В соответствии с законами, субъекты должны соблюдать режим труда и отдыха, анализировать произошедшие ДТП, выполнять требования по страхованию гражданской ответственности и др.

 

Заключение

Предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства – это обязательная процедура для всех ИП и юридических лиц, которые эксплуатируют авто в коммерческих или личных целях. Регулярный осмотр позволяет снизить количество дорожно-транспортных происшествий, возникающих по причине неисправности или поломки машины.

Осуществлять ПТО может уполномоченный на это сотрудник (при наличии соответствующего образования и опыта работы). Контролер осмотри все узлы и системы автомобиля, а также выявит существующие поломки. По результат диагностики транспортное средство будет допущено к выпуску на линию или перенаправлено в ремонтный отдел. Нарушение БДД грозит компании, а также уполномоченным сотрудникам штрафными санкциями и другими видами наказаний.