Мы работаем по всей России

Консультация
Заполните форму и мы вам перезвоним
Имя
Телефон

Инструктаж по технике безопасности в школе для учителей охрана труда в учебных кабинетах

Общие сведения

Учитель (педагог, преподаватель) — это одна из наиболее широко распространенных профессий, главным направлением которой является обучение и воспитание следующих поколений. По мнению мудреца Конфуция, важнейшая задача каждого преподавателя — раскрытие новых перспектив для размышлений учеников.

Советский и российский психолог Евгений Александрович Климов предложил собственную классификацию, по которой профессия педагога принадлежит к категории профессий, предметом которых является другой человек.

Это означает, что целью деятельности учителя является становление и преобразование личности, а его призвание — управлять процессами ее интеллектуального, физического и эмоционального развития, а также работать над формированием ее духовного мира.

Необходимыми качествами для успешной работы преподавателя являются:

  • повышенная чувствительность к интересам и потребностям учащихся, способность к эмпатии;
  • способность придавать преподавательскому процессу личностную окраску;
  • умение управлять не только детьми, но и самим собой;
  • создание позитивных подкреплений, необходимых для развития положительной концепции самоидентификации у учеников и воспитанников;
  • владение разнообразными стилями формального и неформального общения с учащимися;
  • самообладание, уверенность в себе и уравновешенность;
  • умение урегулировать конфликтные ситуации мирными, дипломатическими и компромиссными способами;
  • уважение к чужим верованиям и традициям;
  • способности к проявлению рефлексии;
  • способность к разным видам творческой деятельности.

Для справки. Согласно правительственному Постановлению № 678, вступившему в силу в августе 2013 года, понятие педагогической деятельности является очень широким и включает в себя работу профессоров, деканов факультетов, преподавателей, методистов, старших вожатых и логопедов.


 

Условия работы

Среди основных условий безопасности учительской работы и гигиенических требований к этой профессии нужно выделить:

  1. Применение индивидуальных защитных средств при возникновении такой необходимости.
  2. Проверку безопасности мест для всех обучающихся до начала работы. Согласно данному требованию, учитель должен проверить:
    - соблюдается ли пожарная безопасность в учебных помещениях и эвакуационных выходах;
    - имеются ли в кабинетах средства тушения и предупреждения пожаров, а также являются ли они исправными;
    - уделить внимание санитарному состоянию класса, кабинета или другой аудитории — открыть окна или форточки для проветривания, зафиксировать их в открытом положении с помощью крючков или ограничителей;
    - проверить исправность работы всех осветительных приборов и прочего электрического оборудования, установленного в учебной аудитории;
    - если в процессе обучения используются электрические аппараты и инструменты — проверить их исправность, а также целостность и безопасность вилок и всех подводящих электрокабелей.
  3. Расстановку мебели в аудитории, в том числе ее комплектацию с учетом безопасного использования учащимися.
  4. В случае применения во время учебных занятий приспособлений индивидуального пользования, специальных инструментов и иного оборудования — проверку их состояния и исправности, чтобы убедиться в отсутствии травмоопасных факторов.
  5. Разъяснения ученикам правил и требований эксплуатации инструментов и иного оборудования, применяемого в образовательном процессе.
  6. В случае применения интерактивной доски в учебной аудитории — проверку надежности ее крепления к стене, целостности и исправности всех ее составных частей, отсутствие перегибов электрических проводов. Нужно учитывать и последовательность подключения данного устройства — сначала необходимо соединить между собой все ее комплектующие, а после этого подключать к электрической сети.
  7. В случае использования санитарной одежды или иных индивидуальных защитных средств — проверку правильности и уместности их применения.
  8. Проверку состояния, чистоты и аккуратности собственного рабочего места, а также наличия свободного и ничем не загроможденного прохода к нему.
  9. Проверку наличия противопожарного оснащения, его технического состояния и исправности, а также индивидуальных защитных приспособлений.
  10. Проверку наличия медицинской аптечки и ее комплектации — в ней должны находиться все средства, необходимые для оказания первой помощи.
  11. Сообщение своему непосредственному руководителю обо всех обнаруженных в ходе проверки неисправностях и неполадках электропроводки и оборудования. Приступать к работе учитель может только после их абсолютного устранения.
     

Опасности работы

При организации охраны труда учителя в школе важно знать, с какими опасностями могут сталкиваться представители этой профессии.

Среди самых распространенных производственных, вредных и опасных факторов выделяют:

  • высокий уровень шумов;
  • пониженную влажность воздуха;
  • напряжение психофизиологического характера;
  • электрическую и пожарную опасность;
  • высокую концентрацию внимания наряду с продолжительными статическими нагрузками;
  • нарушения благоприятных условий микроклимата в учебных аудиториях.
     

Допуск к работе

К педагогической работе допускаются специалисты, имеющие соответствующее образование и владеющие всем набором необходимых умений и навыков. Обязательными условиями также являются прохождение медицинского осмотра и инструктажа по трудовой охране. Рассмотрим каждое из требований.
 

Образование

В действующем законе об образовании указано, что все работники педагогической сферы должны иметь высшее или среднее профессиональное образование. Также они должны соответствовать предъявляемым квалификационным требованиям.

Требования к уровню образования различаются и уточняются в зависимости от того, на какую должность принимают педагогического работника.

На заметку. Более четкие и конкретные требования представлены в «Едином квалификационном справочники должностей», а также в государственных профессиональных стандартах.

Если учитель не имеет среднего профессионального или высшего образования по направлению «Образование и педагогические науки» или по специальности, касающейся преподаваемого предмета, на него распространяются требования получения дополнительного профобразования в выбранной отрасли.

Строгих требований к стажу педагогических работников не предусмотрено, однако он требуется для определенных профессий. Например, для перехода на должность старшего воспитателя необходим опыт работы в данной должности не менее двух лет.

Для проверки соответствия педагога предъявляемым квалификационным требованиям нужно сравнить эти требования с данными, указанными в его документации — дипломе или свидетельстве об образовании, трудовой книжке или в ином документе, используемом для учета рабочей деятельности.
 

Навыки и умения

Допуск к работе и дальнейший успех учителя зависит от того, какими важными умениями и навыками он обладает. Самыми главными из них являются:

  • грамотная устная и письменная речь;
  • уверенное использование персонального компьютера и сопутствующих устройств, знание специализированного программного обеспечения;
  • руководительский опыт в классе;
  • репетиторские навыки;
  • применение собственных авторских методик проведения занятий с учащимися;
  • идеальное владение деловым этикетом;
  • способность к организации эффективного учебного процесса;
  • углубленное знание педагогики и психологической стороны преподавания;
  • умение вызывать у учащихся высокий интерес к образовательному процессу;
  • способность к написанию научных работ и проведению собственных исследований;
  • разработка своей индивидуальной методики проведения лабораторных занятий с учащимися;
  • навыки составления планов для учебных занятий (уроков);
  • владение различными методами преподавания;
  • способность к организации туристических походов и экскурсий;
  • наличие опыта ведения учебной документации;
  • способность к составлению заданий и подбору индивидуальной обучающей программы;
  • применение интересных и эффективных методик проведения внеклассных занятий с учащимися;
  • индивидуальный подход к каждому из учеников;
  • организаторские навыки и способности.
     

Медицинское обследование

Преподаватели должны проходить три вида медицинских осмотров:

  • предварительный, которой проводится перед вступлением в должность (в том числе и по совместительству);
  • периодический (проводится ежегодно);
  • внеочередной (по определенным медицинским показаниям — например, после перенесения заболевания).

Такие медобследования включают в себя следующие процедуры:

  • общий терапевтический осмотр;
  • проверку у отоларинголога;
  • осмотр у дерматовенеролога;
  • исследование состояния легких рентгенологическим методом;
  • анализы по выявлению гельминтов в организме;
  • исследование крови на наличие заболеваний, передающихся половым путем.

Для справки. Перед трудоустройством будущие сотрудники дошкольных и образовательных учреждений обязаны получить медицинское освидетельствование у терапевта, стоматолога, отоларинголога и дерматовенеролога. При переводе на новую работу они дополнительно сдают анализы на наличие брюшного тифа, энтеробиоза и кишечных инфекций.

 

Как обеспечивается ОТ

Для обеспечения охраны труда учителя применяются законодательные и нормативные акты, положения, правила и требования, а также государственные стандарты:

  1. Статья 225 Трудового Кодекса России.
  2. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний.
  3. Межгосударственный стандарт системы безопасности труда.

Целью охраны труда в школах и других учебных заведениях является обеспечение безопасных и благоприятных условий для педагогов и учащихся.
 

Варианты организации

Для обеспечения охраны труда в учебных заведениях может использоваться специально созданная служба, комиссия или комитет.

Служба по охране труда в школе необходима для проведения работы, направленной на сохранение здоровья и жизни сотрудников и учащихся, на снижение уровня бытового травматизма и рисков несчастных случаев. Решение о создании такой структуры принимает непосредственно директор учебного заведения.

Альтернативными вариантами службы являются комиссия и комитет, которые также создаются по решению руководства или самих работников учреждения.

Комиссия и комитет по ОТ являются аналогичными подразделениями, выполняющими следующие задачи:

  • организация взаимодействия работодателя и сотрудников в целях соблюдения требований ОТ, а также профилактики заболеваний и травматизма;
  • инициирование проведения проверок условий труда на рабочих местах.

Организация охраны труда в учебных заведениях подразумевает проведение санитарно-гигиенических, правовых, организационно-технических, лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий.
 

Обучение по ОТ

Важная роль в обеспечении безопасных и благоприятных условий работы в учебных заведениях отводится обучению по охране труда. Оно может быть представлено несколькими видами и направлениями: инструктажи, курсы повышения квалификации, тренировки по приобретению навыков пожарной безопасности и др.
 

Инструктажи

Инструктаж по технике безопасности в школе для учителей практически ничем не отличается от аналогичных инструктажей для других категорий работников. Он бывает первичным, повторным, внеплановым и целевым — каждый из видов различается периодичностью и назначением.

  1. Первичный проводится в день вступления учителя в должность, до начала его работы.
  2. Повторный проводится на рабочем месте педагога не реже чем раз в полгода.
  3. Внеплановый является нерегулярным, он требуется при необходимости в получении дополнительных знаний и навыков в сфере ОТ.
  4. Целевой инструктаж следует проводить при возникновении особых обстоятельств и перед выполнением определенных видов работ. Точно так же, как и внеплановый инструктаж, он не имеет четких сроков и периодов проведения.

Проведением инструктажей по охране труда для учителей занимаются сотрудники штатной службы ОТ или специальной комиссии (комитета), созданной в учебном заведении.
 

Повышение квалификации

Важным условием для работы учителя является периодическое повышение квалификации. Эта необходимость вызвана постоянным усовершенствованием требований к их профессиональным и квалификационным качествам.

Цель повышения учительской квалификации — обновление практических навыков, умений и теоретических знаний для успешной профессиональной деятельности.

Для этого могут использоваться:

  • курсы по освоению дополнительного профессионального образования;
  • программы профессиональной переподготовки, длительность которых составляет от 16 до 250 часов в зависимости от направления.
     

Пожарная безопасность

Для обеспечения надлежащего уровня пожарной безопасности в учебных заведениях должны проводиться тренировки по эвакуации, регламентированные Правилами противопожарного режима.

В результате такой тренировки вырабатываются базовые навыки применения основных средств тушения пожаров, а также быстрой эвакуации персонала и учащихся.

В качестве наглядной имитации пожара применяются специальные флажки красного цвета (для изображения очага возгорания) и желтого цвета (для обозначения участков задымления).

Важно. Применять дымовые шашки, фаеры, петарды и другие изделия, способные вызвать задымление и возгорания, строго воспрещается во время тренировок.

Все результаты противопожарной тренировки должны быть зафиксированы в учетном журнале.
 

Особые меры в различных кабинетах

При организации безопасных и благоприятных условий труда и учебы в образовательных заведениях важно учитывать, что в некоторых аудиториях необходимы особые меры.

Учебным кабинетом называется специальное помещение, оснащенное оборудованием и пособиями, предназначенное для проведения учебной, воспитательной или внеклассной работы с учащимися. Он должен соответствовать санитарным, гигиеническим, эстетическим и учебно-исследовательским требованиям.

К кабинетам повышенной опасности относятся кабинеты:

  • химии;
  • физики;
  • биологии;
  • информатики;
  • для занятий физкультуры (спортивный зал);
  • технологии (для девочек);
  • столярная и слесарная мастерские (для мальчиков).

В связи с этим разрабатывается индивидуальная инструкция по охране труда в учебном кабинете, содержащая особые требования.

В документации для кабинета химии содержатся отдельные инструкции по охране труда при взаимодействии с кислотами, щелочами и соединениями, при проведении опытов и выполнении практических работ.

Паспорт для кабинета физики содержит инструкции по технике безопасности для преподавателя, лаборанта и учащихся, по выполнению лабораторных работ и работе на занятиях в кружках по физике.

Документация, разработанная для кабинета биологии, содержит инструкции по проведению экскурсий и выполнению работ на учебно-опытных участках.

В паспорте для спортзала присутствуют акты-разрешения на проведение занятий в самом спортивном зале и на открытой спортивной площадке, акт испытания гимнастического оборудования, а также инструкции по технике безопасности.

Документация для аудитории по информатике включает в себя инструкции по трудовой охране во время работы с оргтехникой, копировально-множительными аппаратами и электронно-вычислительными машинами.

К документам, разработанным для кабинета технологии, относятся инструкции по охране труда в сфере кулинарии, а также инструкция по безопасности при выполнении обработки ткани.

В столярных и слесарских школьных мастерских содержатся инструкции по технике безопасности при работе с различными инструментами и материалами.
 

Кто отвечает за безопасность работы

Ответственность за безопасность и охрану труда в школах, колледжах и прочих учебных заведениях несут как руководители этих заведений, так и сами преподаватели.  За своевременное проведение инструктажей отвечает директор, его заместили, а также сотрудники службы ОТ.
 

Наказание при несоблюдении требований

В случае несоблюдения установленных требований по охране труда и безопасной работы педагогических работников для ответственных лиц предусматриваются административные наказания в виде штрафов от 5000 до 80 000 рублей.
 

ИОТ

ИОТ — это инструкция по охране труда. Локальный правовой акт, в котором перечислены основные требования по безопасности работы для представителей определенных профессий. Рассмотрим, что представляет собой инструкция по охране труда для учителя, кем она разрабатывается и утверждается, сколько действует и при каких обстоятельствах может быть пересмотрена.
 

Разработка

В основе документа находятся базовые правила и требования по трудовой охране, установленные трудовым кодексом и правительственными постановлениями. По их примеру ответственный сотрудник службы охраны труда учебного заведения составляет собственный документ с учетом специфики организации.
 

Утверждение и ознакомление

Готовую инструкцию специалист по ОТ передает руководителю учебного заведения на утверждение, который должен поставить на ней печать и подпись. После этого с документом должен ознакомиться весь преподавательский состав, подтвердив это проставлением своих подписей и даты.
 

Срок действия и пересмотр

Действует инструкция по безопасности в течение пяти лет, она может быть пересмотрена и дополнена по усмотрению руководства в связи с изменениями требований законодательства.
 

Оформление документа

Инструкция по ОТ для любого преподавателя оформляется по единому образцу и включает в себя несколько обязательных разделов: общие (базовые) требования, требования перед началом и во время работы, при возникновении аварийных ситуаций, а также после завершения работы. Для каждого из перечисленных пунктов предлагается отдельный образец оформления.
 

Общие требования

В первом разделе — Общие требования охраны труда — должно быть прописано следующее:

  1. К учительской работе могут быть допущены лица старше 18 лет, имеющие соответствующее высшее или среднее профессиональное образование, прошедшие обязательное медицинское освидетельствование и инструктаж по трудовой безопасности.
  2. Перечисление вредных и опасных факторов, влияющих на педагогическую деятельность: напряжение, шум, сухость воздуха, электро- и пожароопасность, статические нагрузки, нарушение микроклимата в рабочем помещении и др.
  3. При наличии опасных факторов учитель должен известить о них свое начальство.
  4. Преподаватель обязан соблюдать требования ОТ.
  5. Необходимо соблюдать установленный режим труда и отдыха.
  6. Для принятия пищи и перекуров использовать только специально оборудованные для этого места.
  7. Учитель несет ответственность за безопасность учащихся.
     

Перед началом работы

В следующем разделе необходимо уделить внимание таким факторам:

  1. Проверка безопасности рабочих мест учащихся.
  2. Выдача учащимся средств индивидуальной защиты при необходимости.
  3. Проверка исправности электрооборудования.
  4. Проверка чистоты рабочих мест.
  5. Сообщение руководству о наличии любых факторов риска.
     

Во время работы

Данный раздел содержит следующую информацию:

  1. Соблюдение методики проведения занятий.
  2. Выполнение исключительно той работы, которая предусмотрена планом или расписанием.
  3. Обеспечение безопасности учебного процесса и контроль обстановки во время занятий.
  4. Выполнение лабораторных, практических и демонстрационных работ вместе с профессиональным помощником. Участие учеников в таких работах запрещается.
     

В аварийных ситуациях

Раздел, посвященный аварийным ситуациям, содержит такие пункты:

  1. Обязательное прекращение эксплуатации неисправного оборудования и приборов.
  2. Оповещение окружающих об опасности.
  3. Отключение электроэнергии в случае возгорания.
  4. Оказание доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях.
     

По окончании работ

Завершающий раздел инструкции содержит действия при окончании работы:

  1. Внимательный осмотр учебного помещения после завершения занятий.
  2. Проверка состояния электрического оборудования — приборов, розеток, вилок, кабелей и проводов.
  3. Наведение порядка на учительском рабочем месте.
  4. Мытье рук теплой водой с мылом.
  5. Сообщение руководству обо всех имеющихся неполадках и факторах риска.

 

Инструкция по охране труда для педагогических работников — важный документ, который должен быть в каждом учебном заведении. Он содержит требования, обеспечивающие всестороннюю безопасность во время уроков и внеклассной работы. Отсутствие документа или несоблюдение правил влечет за собой административную ответственность в виде штрафов.