Учитель (педагог, преподаватель) — это одна из наиболее широко распространенных профессий, главным направлением которой является обучение и воспитание следующих поколений. По мнению мудреца Конфуция, важнейшая задача каждого преподавателя — раскрытие новых перспектив для размышлений учеников.
Советский и российский психолог Евгений Александрович Климов предложил собственную классификацию, по которой профессия педагога принадлежит к категории профессий, предметом которых является другой человек.
Это означает, что целью деятельности учителя является становление и преобразование личности, а его призвание — управлять процессами ее интеллектуального, физического и эмоционального развития, а также работать над формированием ее духовного мира.
Необходимыми качествами для успешной работы преподавателя являются:
Для справки. Согласно правительственному Постановлению № 678, вступившему в силу в августе 2013 года, понятие педагогической деятельности является очень широким и включает в себя работу профессоров, деканов факультетов, преподавателей, методистов, старших вожатых и логопедов.
Среди основных условий безопасности учительской работы и гигиенических требований к этой профессии нужно выделить:
При организации охраны труда учителя в школе важно знать, с какими опасностями могут сталкиваться представители этой профессии.
Среди самых распространенных производственных, вредных и опасных факторов выделяют:
К педагогической работе допускаются специалисты, имеющие соответствующее образование и владеющие всем набором необходимых умений и навыков. Обязательными условиями также являются прохождение медицинского осмотра и инструктажа по трудовой охране. Рассмотрим каждое из требований.
В действующем законе об образовании указано, что все работники педагогической сферы должны иметь высшее или среднее профессиональное образование. Также они должны соответствовать предъявляемым квалификационным требованиям.
Требования к уровню образования различаются и уточняются в зависимости от того, на какую должность принимают педагогического работника.
На заметку. Более четкие и конкретные требования представлены в «Едином квалификационном справочники должностей», а также в государственных профессиональных стандартах.
Если учитель не имеет среднего профессионального или высшего образования по направлению «Образование и педагогические науки» или по специальности, касающейся преподаваемого предмета, на него распространяются требования получения дополнительного профобразования в выбранной отрасли.
Строгих требований к стажу педагогических работников не предусмотрено, однако он требуется для определенных профессий. Например, для перехода на должность старшего воспитателя необходим опыт работы в данной должности не менее двух лет.
Для проверки соответствия педагога предъявляемым квалификационным требованиям нужно сравнить эти требования с данными, указанными в его документации — дипломе или свидетельстве об образовании, трудовой книжке или в ином документе, используемом для учета рабочей деятельности.
Допуск к работе и дальнейший успех учителя зависит от того, какими важными умениями и навыками он обладает. Самыми главными из них являются:
Преподаватели должны проходить три вида медицинских осмотров:
Такие медобследования включают в себя следующие процедуры:
Для справки. Перед трудоустройством будущие сотрудники дошкольных и образовательных учреждений обязаны получить медицинское освидетельствование у терапевта, стоматолога, отоларинголога и дерматовенеролога. При переводе на новую работу они дополнительно сдают анализы на наличие брюшного тифа, энтеробиоза и кишечных инфекций.
Для обеспечения охраны труда учителя применяются законодательные и нормативные акты, положения, правила и требования, а также государственные стандарты:
Целью охраны труда в школах и других учебных заведениях является обеспечение безопасных и благоприятных условий для педагогов и учащихся.
Для обеспечения охраны труда в учебных заведениях может использоваться специально созданная служба, комиссия или комитет.
Служба по охране труда в школе необходима для проведения работы, направленной на сохранение здоровья и жизни сотрудников и учащихся, на снижение уровня бытового травматизма и рисков несчастных случаев. Решение о создании такой структуры принимает непосредственно директор учебного заведения.
Альтернативными вариантами службы являются комиссия и комитет, которые также создаются по решению руководства или самих работников учреждения.
Комиссия и комитет по ОТ являются аналогичными подразделениями, выполняющими следующие задачи:
Организация охраны труда в учебных заведениях подразумевает проведение санитарно-гигиенических, правовых, организационно-технических, лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий.
Важная роль в обеспечении безопасных и благоприятных условий работы в учебных заведениях отводится обучению по охране труда. Оно может быть представлено несколькими видами и направлениями: инструктажи, курсы повышения квалификации, тренировки по приобретению навыков пожарной безопасности и др.
Инструктаж по технике безопасности в школе для учителей практически ничем не отличается от аналогичных инструктажей для других категорий работников. Он бывает первичным, повторным, внеплановым и целевым — каждый из видов различается периодичностью и назначением.
Проведением инструктажей по охране труда для учителей занимаются сотрудники штатной службы ОТ или специальной комиссии (комитета), созданной в учебном заведении.
Важным условием для работы учителя является периодическое повышение квалификации. Эта необходимость вызвана постоянным усовершенствованием требований к их профессиональным и квалификационным качествам.
Цель повышения учительской квалификации — обновление практических навыков, умений и теоретических знаний для успешной профессиональной деятельности.
Для этого могут использоваться:
Для обеспечения надлежащего уровня пожарной безопасности в учебных заведениях должны проводиться тренировки по эвакуации, регламентированные Правилами противопожарного режима.
В результате такой тренировки вырабатываются базовые навыки применения основных средств тушения пожаров, а также быстрой эвакуации персонала и учащихся.
В качестве наглядной имитации пожара применяются специальные флажки красного цвета (для изображения очага возгорания) и желтого цвета (для обозначения участков задымления).
Важно. Применять дымовые шашки, фаеры, петарды и другие изделия, способные вызвать задымление и возгорания, строго воспрещается во время тренировок.
Все результаты противопожарной тренировки должны быть зафиксированы в учетном журнале.
При организации безопасных и благоприятных условий труда и учебы в образовательных заведениях важно учитывать, что в некоторых аудиториях необходимы особые меры.
Учебным кабинетом называется специальное помещение, оснащенное оборудованием и пособиями, предназначенное для проведения учебной, воспитательной или внеклассной работы с учащимися. Он должен соответствовать санитарным, гигиеническим, эстетическим и учебно-исследовательским требованиям.
К кабинетам повышенной опасности относятся кабинеты:
В связи с этим разрабатывается индивидуальная инструкция по охране труда в учебном кабинете, содержащая особые требования.
В документации для кабинета химии содержатся отдельные инструкции по охране труда при взаимодействии с кислотами, щелочами и соединениями, при проведении опытов и выполнении практических работ.
Паспорт для кабинета физики содержит инструкции по технике безопасности для преподавателя, лаборанта и учащихся, по выполнению лабораторных работ и работе на занятиях в кружках по физике.
Документация, разработанная для кабинета биологии, содержит инструкции по проведению экскурсий и выполнению работ на учебно-опытных участках.
В паспорте для спортзала присутствуют акты-разрешения на проведение занятий в самом спортивном зале и на открытой спортивной площадке, акт испытания гимнастического оборудования, а также инструкции по технике безопасности.
Документация для аудитории по информатике включает в себя инструкции по трудовой охране во время работы с оргтехникой, копировально-множительными аппаратами и электронно-вычислительными машинами.
К документам, разработанным для кабинета технологии, относятся инструкции по охране труда в сфере кулинарии, а также инструкция по безопасности при выполнении обработки ткани.
В столярных и слесарских школьных мастерских содержатся инструкции по технике безопасности при работе с различными инструментами и материалами.
Ответственность за безопасность и охрану труда в школах, колледжах и прочих учебных заведениях несут как руководители этих заведений, так и сами преподаватели. За своевременное проведение инструктажей отвечает директор, его заместили, а также сотрудники службы ОТ.
В случае несоблюдения установленных требований по охране труда и безопасной работы педагогических работников для ответственных лиц предусматриваются административные наказания в виде штрафов от 5000 до 80 000 рублей.
ИОТ — это инструкция по охране труда. Локальный правовой акт, в котором перечислены основные требования по безопасности работы для представителей определенных профессий. Рассмотрим, что представляет собой инструкция по охране труда для учителя, кем она разрабатывается и утверждается, сколько действует и при каких обстоятельствах может быть пересмотрена.
В основе документа находятся базовые правила и требования по трудовой охране, установленные трудовым кодексом и правительственными постановлениями. По их примеру ответственный сотрудник службы охраны труда учебного заведения составляет собственный документ с учетом специфики организации.
Готовую инструкцию специалист по ОТ передает руководителю учебного заведения на утверждение, который должен поставить на ней печать и подпись. После этого с документом должен ознакомиться весь преподавательский состав, подтвердив это проставлением своих подписей и даты.
Действует инструкция по безопасности в течение пяти лет, она может быть пересмотрена и дополнена по усмотрению руководства в связи с изменениями требований законодательства.
Инструкция по ОТ для любого преподавателя оформляется по единому образцу и включает в себя несколько обязательных разделов: общие (базовые) требования, требования перед началом и во время работы, при возникновении аварийных ситуаций, а также после завершения работы. Для каждого из перечисленных пунктов предлагается отдельный образец оформления.
В первом разделе — Общие требования охраны труда — должно быть прописано следующее:
В следующем разделе необходимо уделить внимание таким факторам:
Данный раздел содержит следующую информацию:
Раздел, посвященный аварийным ситуациям, содержит такие пункты:
Завершающий раздел инструкции содержит действия при окончании работы:
Инструкция по охране труда для педагогических работников — важный документ, который должен быть в каждом учебном заведении. Он содержит требования, обеспечивающие всестороннюю безопасность во время уроков и внеклассной работы. Отсутствие документа или несоблюдение правил влечет за собой административную ответственность в виде штрафов.