Инструктаж – это форма обучения, с помощью которой учитель доносит до учащихся требования по организации труда и соблюдению техники безопасности в ходе самостоятельной деятельности. В процессе ВИ раскрываются поставленные педагогом цели и изучается теоретический материал. Вводные и иные инструктажи на уроках технологии направлены на обобщение, систематизацию, закрепление ранее полученных знаний. Помимо этого, они позволяют развить общие компетенции и личные качества.
Проведение инструктажей относится к обязательным процедурам, регламентированным на законодательном уровне. Данное мероприятие способствует пониманию обучающимися принципов изготовления тех или иных изделий, а также техники безопасности. Дополнительно они прививают интерес к определенным видам деятельности и улучшают способность детей решать разные задачи. Любой инструктаж сопровождается рассмотрение технологических карт, чертежей, схем и других наглядных материалов.
На заметку! Главное назначение инструктажа на уроке технологии – ознакомить учеников с материалами и приспособления, которые будут использоваться при выполнении практических заданий.
Помимо этого, педагог должен сообщить детям о распространенных ошибках и способах их предупреждения. Обязательная часть инструктажа – рассказ о технике безопасности, дисциплине труда и санитарно-гигиенических требований. При проведении обучения учитель должен соблюсти 3 условия:
Инструктаж – это фундамент СУОТ. Система управления охраной труда направлена на сохранение человеческих жизней и здоровья в процессе работы.
Проведение инструктажа на уроках технологии относится к обязательным мероприятиям по охране труда. Благодаря данной форме обучения ученики получают как теоретические знания, так и практические навыки для безопасного выполнения работ. Программа инструктажей в образовательных учреждениях должна разрабатываться в соответствии с нормативными требованиями и преследовать единую цель – защитить учеников от травматизма, аварий или несчастных случаев.
Назначение:
Инструктажи развивают и личные качества учащихся, например, самостоятельность или инициативность. В ходе подготовки дети учатся выявлять опасные ситуации, оказывать первую медицинскую помощь или организовать эвакуацию. После обучения может проводиться контрольная проверка знаний.
В случае опасности как ученики, так и педагоги должны четко соблюдать инструкции и другие законные предписания. В противном случае не избежать утери материальных ценностей, имущества и человеческих жертв. Инструктаж на уроках технологии – это действенный метод предотвращения ЧП.
Первостепенное мероприятие по охране труда в общеобразовательном учреждении – это обучение детей безопасным методам и приемам выполнения работ. Для этого педагогами перед практическими занятиями проводится несколько видов инструктажей: вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой.
Вид |
Описание |
---|---|
Вводный |
Вводный инструктаж учитель технологии дает до того момента, как ученики приступят к непосредственному выполнению поставленных задач. Его главная цель – ввести детей в специфику деятельности, рассказать о правилах и запретах. Вводный инструктаж может включать рассказ о назначении изделий, технике безопасности, прочем. |
Первичный |
Первичные (текущие) инструктажи организуются в объеме мероприятий и требований охраны труда, которые содержатся в инструкциях и других законных предписаниях. В ходе ПИ учитель должен ознакомить детей с производственными процессами, методами безопасной работы, иными особенностями. В структуру обучения входят:
Помимо этого, необходимо рассказать о типичных ошибках. |
Повторный |
Повторные инструктажи позволяют закрепить полученные ранее навыки и знания. В содержание данного обучения вводят вопросы оказания первой медицинской помощи. |
Внеплановый |
В отдельную группу относят внеплановые инструктажи. Организуются они только в случае острой необходимости, например, при возникновении опасной ситуации. Помимо этого, проведение внепланового обучения требуется после обновления производственных процессов или эксплуатируемого электрооборудования. Дополнительно во время обучения можно рассказать о произошедших авариях и других инцидентах. Внеплановые инструктажи позволяют исключить повторные нарушения. |
Целевой |
Целевой инструктаж проводится перед работами повышенной опасности. |
Во время учебно-воспитательного процесса на уроках технологии с учащимися могут произойти несчастные случаи. Их главные причины заключаются в нарушении организационных требований к проведению урока, неправильном размещении оборудования, отсутствии инструктажей и недостаточное материально-техническое оснащение занятий. Помимо этого, травматизм может возникнуть вследствие неудовлетворительного санитарно-гигиенического состояния кабинетов.
Опасности на уроке технологии:
Для исключения травматизма и несчастных случаев дети должны придерживаться утвержденной техники безопасности. Инструктаж на уроках технологии бывает как теоретический, так и практический.
Согласно законодательству РФ, образовательные учреждения несут ответственность за жизнь и здоровье своих учеников во время учебного процесса. Данное положение закреплено в статье 28 Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012. Одним из определяющих факторов успешного функционирования школ, колледжей и университетов является внедрение СУОТ и снижение травматизма. При этом особую актуальность приобретают вопросы обеспечения безопасности в ходе уроков технологии. Для этого руководитель должен установить строгую ответственность педагогов за детей.
Если причинение вреда здоровью ребенка произошло в результате нарушения норм и требований безопасности или правил охраны труда, наказание может быть достаточно суровым, вплоть до уголовной ответственности.
На заметку! В процессе образовательной деятельности учитель обязан проводить вводный инструктаж при переходе от одного вида работ к другому.
При непроведении инструктажей учитель технологий может получить дисциплинарное наказание – отстранение от должности, понижение, выговор или увольнение. В некоторых случаях вменяются штрафные санкции, размер которых в 2023 году составляет от 6 000 до 150 000 рублей.
Оказывать первую медицинскую помощь необходимо в соответствии с «Универсальным алгоритмом». Выглядит он следующим образом: оценка обстановки → определить наличие сознания у пострадавшего → восстановить проходимость дыхательных путей → вызвать скорую помощь → провести сердечно-легочную реанимацию. Помимо этого, требуется провести обзорный осмотр пострадавшего. В случае необходимости принимаются меры по остановке кровотечения. Для этого на рану накладывается повязка или жгут.
Чтобы обеспечить комфорт, пострадавшему нужно придать оптимальное положение тела. При оказании первой помощи следует постоянно следить за состоянием человека, в том числе психологическое. Важно вести беседу с пострадавшим, успокоить его и не допустить паники. Далее пострадавший передается врачам.
Оказывать доврачебную помощь может как педагог, так и ученики. Для этого необходимо использовать аптечку, состав которой должен отвечать требованиям СанПин. В стандартный набор входят бинты, салфетки, вата, пинцет, йод, прочее.
Необходимость проведения инструктажей закреплена в нескольких законодательных актах – ТК РФ и в Федеральном законе от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ. Помимо этого, в 2021 году вступил в законную силу новый Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.09.2022 N 796, который ввел ряд требований относительно подготовки учеников к самостоятельной деятельности.
Правовые основы:
Общие требования относительно проведения вводного инструктажа на уроке технологии указаны и в других нормативных актах.
Вводный инструктаж проводит учитель технологии. Согласно профстандарту, данный педагог осуществляет воспитание и обучение детей с учетом специфики преподаваемого предмета. Благодаря этому учащиеся приобретают знания о средствах и процессах труда, изделиях. Проведение вводного инструктажа на уроках технологии педагогом осуществляется в несколько этапов.
Прежде всего учитель должен установить существующие опасные и вредные факторы. На основе полученной информации разрабатывается программа ВИ. Методическую помощь могут оказывать и другие педагоги. Готовая программа утверждается руководителем образовательного учреждения.
Инструктаж может проводиться перед уроком, во время или после выполнения работ.
С 2022 года акцент при проведении инструктажей сместился с теоретической части на практическую. Содержание программы:
В законодательстве РФ отсутствует единая форма программы инструктажей, поэтому заполнять их можно в произвольном виде с учетом рекомендаций. Разрабатывают документ руководители или специалисты структурных подразделений. Альтернативный вариант – скачать готовый образец из интернета и адаптировать его под существующие условия.
Первый раздел программы инструктажа по охране труда – это «Общие положения». Здесь указывается, что документ разрабатывается в силу требований Постановления Правительства от 24.12.2021 N 2464, а также иных законодательных актов. Главное назначение обучения – исключение опасностей, аварийных ситуаций и травматизма. Во время первичного инструктажа ученикам рассказывает об основах организации охраны труда.
Проводится подготовка до начала самостоятельной деятельности. К урокам в кабинете технологии могут быть допущены только те учащиеся, которые прошли ВИ и медицинский осмотр.
На заметку! Организация первичного обучения – это профилактическое мероприятия по охране труда.
Проводится вводный инструктаж на первом уроке в начале учебного года. Результаты подготовки фиксируются в журнале учета. Требования по технике безопасности должны соблюдаться всеми учениками.
Входить в кабинет технологии необходимо спокойно и аккуратно, не создавая давки. Каждый школьник должен придерживаться правил личной гигиены и поддерживать свое рабочее место в чистоте. Трогать кабели питаний или электрооборудование без разрешения педагога запрещено.
Опасности в кабинете технологии:
В ходе занятий для защиты учеников необходимо использовать защитные средства – диэлектрические коврики, халаты, косынки, прочее. Загромождать проходы в кабинете портфелями, мебелью или другими предметами запрещено. Выполнять работы, которые не относятся к теме урока нельзя. При ухудшении самочувствия, травмировании или неисправности оборудования следует приостановить занятие и принять соответствующие меры.
Перед уроком обучающиеся должны надеть спецодежду и убрать волосы под головной убор. Портфели и сумки располагаются таким образом, чтобы они не загромождали пути. Помимо этого, ученикам необходимо вымыть руки и осмотреть рабочее место.
Требования перед работами:
Помимо этого, перед работами детям необходимо внимательно прослушать инструктаж. Приступать к занятиям можно только после выполнения всех подготовительных мероприятий.
В данном разделе инструкции по охране труда указываются:
Во время занятий ученики должны неукоснительно соблюдать распоряжения, данные учителем технологии.
К возможным аварийным ситуациям относят неисправность мебели или оборудование, ухудшение погоды во время прогулки, пожар, прорыв коммуникационных систем, террористический акт. Прежде всего ученикам необходимо оценить ситуацию и оказать первую медицинскую помощь пострадавшим. Во время пожара начальнику цеха следует остановить работу, отключить оборудование и вызвать спасательную службу. Наряду с этим педагогу требуется организовать эвакуацию.
На заметку! О любой ситуации, угрожающей жизни, необходимо сообщить учителю.
Собирать разбитую посуду можно только в перчатках, используя совок и щетку.
После урока необходимо отключить электроприборы, привести в порядок рабочее место, снять СИЗ, вымыть руки и лицо. Выносить из кабинета инструменты или инвентарь запрещено.
Для проведения первичного инструктажа можно составить тематический план. При этом программа для девочек и мальчиков может несколько изменяться в зависимости от специфики их деятельности.
Текущий инструктаж проводится во время самостоятельной работы учеников. Он может быть фронтальным, групповым или персональным. Содержание программы ТИ подбирается исходя из условий необходимости – учитель корректирует действия обучающихся, которые могли стать причиной травматизма или аварии. В ходе текущего инструктажа педагог оценивает степень овладения детьми полученных знаний и умения претворять их на практике.
В конце урока может организоваться заключительный инструктаж. Стандартно он состоит из:
Дополнительно учитель может продемонстрировать удавшиеся работы и поставить оценки.
Под охраной труда в образовательном учреждении подразумевают систему управления и надзора, направленную на сохранение человеческих жизней в процессе труда. Реализуется она с помощью комплекса организационных и иных мероприятий. К общим мероприятиям в рамках СУОТ относят организацию инструктажей. Школы находятся под особым контролем надзорных органов. Ежедневно здесь присутствует большое количество штатного персонала и детей, которые нуждаются в дополнительно защите от несчастных случаев со стороны взрослых.
Инструктаж – это форма обучения в виде разъяснения правил поведения при выполнении определенных работ. Данное мероприятие способствует пониманию обучающимися принципов изготовления тех или иных изделий, а также техники безопасности. Дополнительно они прививают интерес к определенным видам деятельности и улучшают способность детей решать разные задачи. Любой инструктаж сопровождается рассмотрение технологических карт, чертежей, схем и других наглядных материалов.