Мы работаем по всей России

Консультация
Заполните форму и мы вам перезвоним
Имя
Телефон

Инструкция по пожарной безопасности в школе по новым правилам в 2022 году требования к обеспечению

Общие сведения

В России действуют жесткие требования относительно обеспечения пожарной безопасности и создания системы по охране труда. В соответствии с нормативными актами, руководители предприятий обязаны создавать оптимальные условия для труда сотрудников, а штатный персонал соблюдать требования и инструкции. Для этого разрабатывается комплекс организационных и иных мероприятий, направленный на профилактику новых случаев возгораний или травматизма. Образовательные учреждения характеризуются повышенной пожарной нагрузкой, поскольку в них присутствует большое количество горючих материалов – парты, стулья, бумага. Особенную опасность несут кабинеты физики и химии, лаборатории.

При разработке мероприятий по ПБ требуется руководствоваться актуальной редакцией Трудового Кодекса, а также других документов. В утвержденных положениях указан подробный алгоритм относительно выполнения обязательных процессов в рамках пожарной безопасности. Технические регламенты охватывают все аспекты деятельности, включая оформление инструкций.

На заметку! Инструкция по пожарной безопасности в школе относится к пассивным мерам обеспечения ПБ и охраны труда.

Положения в области противопожарной безопасности переходят с теоретической в практическую плоскость за счет инструктажей. В образовательных учреждениях они могут быть вводными, первичными, повторными, внеплановыми или целевыми. Для детей существует отдельная дисциплина ОБЖ. Здесь ученики получают базовые знания по безопасному поведению, профилактике ЧС и правильных действиях в условиях опасности.   

Нормативная база по обеспечения пожарной безопасности:

  • ТК РФ;
  • Приказ Минтруда 274н от 22.04.2021 г.;
  • Приказом Минтруда 37н от 31.01.2022 г.;
  • Закон 426-ФЗ от 28.12.2013 г., прочее.

Ответственный за пожарную безопасность должен изучить требования и следить за их выполнением. Одно из обязательных условий для школ –разработка инструкций. Они должны соответствовать утвержденным нормам делопроизводства и быть под рукой руководителей, а также должностных лиц.
 

Основные опасности

Школа – это место, в котором в течение учебного года дети и педагоги проводят больше всего времени. Здесь они посещают лекции и практические занятия, организуют массовые мероприятия, др. Для сохранности человеческих жизней и материальных ценностей в каждом образовательном учреждении разрабатывается система по охране труда и пожарной безопасности. Часть требований выполняется еще на этапе строительства. Учебные заведения проектируют малоэтажными, чтобы в случае возгорания организовать экстренную эвакуацию присутствующих. По этой же причине начальные классы размещают как можно ближе к аварийным выходам.

В нормативной документации содержатся нормы относительно установки первичных средств пожаротушения, монтажа автоматических систем, а также другого пожарного вооружения. Дополнительно к каждой школе прикрепляют медицинского работника, который следит за состоянием учеников и оказывает им своевременную помощь. На протяжении дня работают столовые, актовый зал и другие помещения.

За соблюдением требований следит директоры образовательного учреждения, а также должностные лица. Нарушения установленных правил может повлечь за собой опасность причинения вреда здоровью как самого нарушителя, так и окружающих. Особенную угрозу для персонала и учеников несут:

  1. Реактивы, хранящиеся в кабинетах физики и химии.
  2. Техника в кабинете информатики.
  3. Массовое скопление люде в столовом или актовом зале.

Детские шалости, нарушение эксплуатационных правил и недостаточный контроль – это частые причины возгораний в школах. Подходить к вопросу обеспечения пожарной безопасности требуется комплексно, поскольку в противном случае в учебном заведении будет отсутствовать действенная система профилактики и устранения возгораний. Для этого ведется просветительская деятельность с учениками и педагогами, раздаются СИЗ, памятки, др.


 

Направления обеспечения

Обеспечение пожарной безопасности осуществляется по нескольким направлениям. Главная задача системы по ПБ – профилактика новых случаев возгораний и их оперативное устранение. Согласно положениям нормативной базы, в общеобразовательных учреждениях требуется ввести противопожарный режим. Делается это с помощью оформления соответствующего приказа. Помимо этого, в школе требуется назначить уполномоченных сотрудников. Именно на них ляжет основная нагрузка по разработке обязательных мероприятий.

Направления обеспечения ПБ:

  • исключение факторов, которые могут спровоцировать возгорание;
  • содержание эвакуационных путей и аварийных выходов в надлежащем состоянии;
  • выполнение архитектурных и конструктивно-плановых решений;
  • монтаж автоматических систем оповещения;
  • техническое обслуживание пожарно-технического вооружения;
  • проверка функционирования установленных коммуникаций;
  • всестороннее обеспечение работы структурных подразделений;
  • просветительская деятельности, др.

Перечисленные направления относятся к важнейшим. Особенное внимание уделяется инструктажам. Преступить к выполнению своих должностных обязанностей могут только сотрудники, которые не освоили в полном объеме пожарно-технический минимум. Программы инструктажей составляется с учетом специфики деятельности образовательных учреждений, а также их конкретных особенностей. Необходимость проведения подготовки персонала к чрезвычайным ситуациям отображена в Федеральном законе от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ и в ряде других нормативно-правовых актах.

На заметку! Во время обучения штатный персонал получает как теоретические, так и практические навыки.

В первую очередь надзорные органы проверяют внутреннюю документацию – программы инструктажей и инструкции. Данные документы представляют собой подробны регламенты по профилактике и ликвидации ЧС. Помимо этого, в них отображены обязанности каждого сотрудника, полномочия и зона ответственности. Всесторонний подход к обеспечению пожарной безопасности позволит минимизировать возможные риски, предотвратить травматизм и несчастные случаи.
 

Меры обеспечения

Противопожарная безопасность заключается в профилактике новых возгораний, сохранность человечески жизней и имущественных ценностей. Деятельность каждого образовательного учреждения сопряжена с опасными факторами, которые в определенных условиях могут стать причиной ЧС. В стенах школы открытый контроль практически не поддается контролю, что приводит к его быстрому распространению по внутренним помещениям и внешним конструкциям. Выполнение аварийно-спасательных работ существенно затрудняется образованием дымовой завесы. Вдыхание токсичных продуктов горения часто приводит к отравлению или потере сознания.

Ежедневно специалисты по пожарной безопасности и охране труда должны выполнять огромный объем мероприятий и вести их учет в соответствующей документации. При этом важно своевременно узнавать об изменениях в нормативной базе РФ. В таком случае в школе будут созданы безопасные условия для труда педагогов и обучения детей. Создание системы ПБ в образовательном учреждении подразумевает выполнение социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и иных мероприятий.

В школах обеспечивается трехступенчатый контроль. Деятельность учебных заведений имеет повышенный уровень социальной значимости, поэтому при разработке мероприятий необходимо учитывать не только общие правила, но и особые условия, характерные для ГБОУ СОШ.
 

Конструктивные решения

Прежде всего на объекте защиты требуется предусмотреть конструктивные решения. Для этого архитекторы изучают характеристики будущего здания, анализируют особенности земельного участка, проверяют ограничения, а также выполняют ряд других обязательных процедур. При этом в плане требуется предусмотреть размещение лестниц, эвакуационных путей и аварийных выходов. Отдельные требования касаются пусконаладочных работ. Соответствие школы нормам пожарной безопасности проверяют сотрудники МЧС и ГПС.

Для строительства образовательных учреждений используют только несгораемые или умеренносгораемые материалы. Под воздействием высоких температур они не способствуют распространению открытого огня, что позволяет сдерживать очаг возгорания до прибытия спасательной бригады МЧС. Подробное описание строительных материалов по степени огнестойкости присутствует в СНиП 21-01-97. Для расчета категории используются стандартные методики. Нанесение огнеупорных составов позволяет улучшить свойства материалов.

На заметку! Ширина эвакуационного пути должна составлять минимум 1,2 м (при условии, что в здании одновременно может находиться от 50 человек). При меньшей численности людей нормируемая величина может быть уменьшена до 1 метра.

Минимально допустимая ширина пожарного прохода в коридоре – 0,7 метров. Лестничные площадки должны быть свободными. На них нельзя размещать мебель или любые другие предметы. Отдельные аспекты касаются обустройства мастерских и производственных помещений. На объекте защиты требуется соблюсти и другие строительные требования.
 

Средства и системы пожаротушения

В каждой школе должны присутствовать средства и системы пожаротушения. К первым относятся ручные или стационарные огнетушители, огнеупорные покрывала, др. В случае возгорания воспользоваться ими может любой человек. Первичные средства пожаротушения позволяют оперативно устранить небольшой очаг и тем самым предотвратить крупномасштабный пожар.

Размещение огнетушителей и других первичных средств пожаротушения. Места их нахождения определяются с учетом требований ГОСТ и отмечаются на эвакуационных планах или схемах. Дополнительно необходим монтаж автоматических систем, которые ликвидируют пожар за счет подачи определенного огнетушащего вещества – воды, пены, порошка, прочее. Существует несколько видов АСП.

Спринклерное пожаротушение – это система, состоящая из трубопроводов с закачанным ОТВ. Срабатывают они за счет замка, чувствительного к изменениям окружающей среды. Преимущество спринклерных установок заключается в их локальном принципе работы. В дренчерных установках тепловой замок отсутствует. Такие системы реагируют при поступлении тревожного сигнала от датчиков или извещателей.

Подробная классификация автоматических систем пожаротушения представлена в ГОСТ Р 50680-94. В соответствии с техническим регламентом, АУПТ бывают водяными, газовыми, пенными, порошковыми, аэрозольными. Функция автоматических систем пожаротушения –подача огнетушащего вещества к очагу возгорания. Используются такие установки при ликвидации всех типов пожаров: от А до F.
 

Инструктаж с работниками

Инструктаж – это обязательное мероприятие, которое необходимо проводить в школе. Проводит его ответственный за пожарную безопасность специалист. Главное назначение вводного инструктажа заключается в донесении до работника информации относительно принятых в образовательном учреждении правил и запретов.

Виды инструктажей:

  • вводный;
  • первичный;
  • повторный;
  • внеплановый;
  • целевой.

Подготовка по программе пожарно-технического минимума проводится за счет руководителя. Дополнительно каждые 6 месяцев требуется организация тренировочных эвакуаций. Данные мероприятия позволяют оценить степень подготовки штатного персонала к внештатной ситуации. Содержание и объем инструктажей могут отличаться для разных категорий сотрудников.

На заметку! Во обучения акцент делается на обстоятельствах и причинах отдельных характерных несчастных случаев в школе.

Утверждает программы инструктажей руководитель. Структура ПТМ должна отвечать требованиям, указанным в Приказе МЧС РФ N 806. В случае необходимости стандартные положения дополняются.
 

Назначение ответственного специалиста

Назначение ответственных за пожарную безопасность сотрудников относится к кадровым и управленческим процедурам. Выполняется она в том случае, когда численность педагогического и иного персонала в организации превышает 50 человек. Чаще всего в небольших школах данную должность занимают директора.

Претендовать на данную должность может и любой учитель, который прошел соответствующее обучение и подтвердил квалификацию. В таком случае он будет совмещать основную и дополнительную нагрузку. Уполномоченные сотрудники наравне с руководителем несут ответственность за создание безопасных условий труда. В случае нарушений они могут понести дисциплинарное, административное или уголовное наказание. Для назначения ответственных сотрудников руководитель образовательного учреждения должен оформить приказ.
 

Разработка документации

Основной массив требований по обеспечению пожарной безопасности в школе относится к разработке внутренней документации, состав которой определяется спецификой деятельности, конструктивными и другими особенностями. В список обязательных документов входят приказы, локальные акты, учетные журналы, акты, инструкции, прочее. Разработкой регламентов занимаются должностные лица. Утверждаются они руководителем.

Главный документ по противопожарной безопасности в школе – это декларация. Она отображает соответствие объекта защиты нормам ПБ и подтверждает выполнение обязательных мероприятий. Наряду с деклараций руководители должны оформлять специальные положения, в которых рассматриваются разные аспекты обеспечения ПБ. Внимание уделяется и организационно-правовой документации, регламентирующей статус образовательного учреждения, его структуру, штатную численность.

Помимо этого, в школе должны присутствовать инструкции по пожарной безопасности. Учет инструктажей, а также других мероприятий мер ведется в электронных или письменных журналах. Все документы должны отвечать нормам, указанным в национальные стандарты. Помимо этого, юридическая база РФ обязывает руководителей школ оформлять типовые акты. В них указывается информация относительно соблюдения внутренних правил распорядка рабочего дня, эксплуатации зданий или оборудования, транспортного обслуживания.
 

Инструкция по ПБ

Инструкция по пожарной безопасности в школе по новым правилам – это локальный акт, в котором присутствуют сведения относительно должностных обязанностей сотрудников, запретов и правил. С его данного документа директор образовательного учреждения может контролировать исполнение установленных требований.

На заметку! При отсутствии нужной документации должностным лицам грозят разные виды ответственности.

Локальный акт разрабатывается на основе Распоряжения Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479. Если инструкция была разработана грамотно и в соответствии со всеми требованиями, руководитель может не опасаться внеплановых проверок, замечаний или штрафных санкций. Требования документа доносятся до каждого сотрудника организации, независимо от занимаемой должности, опыта работы или выполняемых функций.
 

Правила

Разработка инструкций по ПБ осуществляется в несколько этапов. Прежде всего руководитель предприятия должен назначить должностных лиц или сформировать соответствующих отдел. В школах занимать данную должность может директор. Как только данное мероприятие будет выполнено, у руководителя возникает инициатива в создании единых внутренних регламентов. Дополнительно локальный акт проверяется кадровой и правовой службой на предмет соответствия нормам национальных стандартов.

Утверждает документ руководитель. Ознакомиться с ним должен каждый сотрудник общеобразовательного учреждения под подпись. Для этого дополнительно печатаются листы ознакомления. Срок хранения локальных актов составляет 5 лет. Содержаться регламенты могут у руководителя, должностных лиц, в правовой или кадровой службе.
 

Содержание

Унифицированной формы инструкций по пожарной безопасности не существует, поскольку они разрабатываются с учетом специфики деятельности конкретного образовательного учреждения. Тем не менее в законодательной базе указаны разделы, которые нужно включить в документ. Стандартная структура локального акта выглядит следующим образом:

  • титульный лист;
  • содержание;
  • главная часть;
  • заключение;
  • подписи, штампы, даты.

В инструкцию о мерах противопожарной безопасности могут быть включены и другие разделы. Например, о порядке проведения массовых мероприятий или оказания первой медпомощи.


 

План мероприятий

План мероприятий по пожарной безопасности в школе разрабатывают должностные лица. Предварительным этапом его оформления является анализ существующих условий труда, опасных и вредных факторы. Данный документ позволяет соблюсти требования законодательства, сохраняет человеческие жизни, материальные ценности и имущество.

План работ по ПБ – это заранее намеченный порядок с заложенной в нем последовательностью действий. Разрабатывается он по определенному алгоритму должностными лицами.
 

Применение

План противопожарной защиты объекта составляется на 1 календарный год. При необходимости на предприятии могут разрабатываться мероприятия на квартал или месяц. Порядок оформления регламента достаточно прост. Прежде всего ответственному сотруднику требуется определить цели и задачи, составить ресурсную базу, назначить исполнителей. Особенное внимание уделяется участкам с повышенной пожарной нагрузкой.
 

Содержание

Основной раздел плана – это перечень и наименование мероприятий, которые должны быть выполнены на предприятии. Стандартный список выглядит следующим образом:

  1. Изучение правовой базы в области ПБ.
  2. Проведение инструктажей.
  3. Техническое обслуживание автоматических систем оповещения, пожаротушения.
  4. Оформление противопожарного уголка.
  5. Проверка состояния эвакуационных путей, аварийных выходов.
  6. Страховка имущества.

Кроме текстовой части план может содержать и графическую. Например, схемы эвакуации людей или материальных ценностей. Выполняются предписанные мероприятия в назначенные сроки.

Обучение школьников правилам ПБ

Правила пожарной безопасности в школе для учащихся доносятся с помощью специальных занятий, в основе которых лежит концепция формирования в сознании детей и подростков обостренного чувства личной и коллективной ПБ. Помимо этого, во время мероприятий ученики получают знания по эксплуатации первичных средств пожаротушения, правильного поведения в экстремальных условиях, оказания первой медицинской помощи. В качестве основных методов подготовки используются наглядные материалы – видеоролики, выдержки из статей и книг, фотографии.

На заметку! Обучение школьников правилам ПБ может происходить посредством сюжетных игр.

Тематика и содержание игр должны соответствовать возрастной группе детей, способствовать их психологическому и эмоциональному развитию.
 

 Варианты проведения

Существует несколько вариантов обучения детей правилам пожарной безопасности:

  • обзорные уроки;
  • экскурсии в пожарную часть;
  • инструктаж по пожарной безопасности в школе для учащихся;
  • творческие занятия.

Данные мероприятия позволяют с минимальными усилиями сформировать у учеников правильную гражданскую позицию и делают полученные знания более систематизированными.
 

Материалы

Во время занятий рекомендуется использовать наглядные материалы. Предварительно педагог должен разработать программу урока и презентацию. Сделать их можно в любой компьютерной программе. Помимо этого, можно привлекать макеты, противопожарные уголки и сами средства первичного пожаротушения.
 

Инструкция действий при пожаре

Инструкция действий при пожаре – это регламент, в котором предоставлена подробная последовательность действий в условиях ЧС для педагогов и детей.
 

Общие положения правил пожарной безопасности в школе

Данный регламент разрабатывается в силу требований Постановления Правительства РФ № 1479 от 16 сентября 2020 года. В общих положениях указывается, что документ разрабатывается для всех школьников для профилактики новых случаев возгораний или травматизма. В инструкции прописываются все правила по безопасному поведению как в обычных условиях, так и во время пожара.

В соответствии с требованиями, дети обязаны знать схему здания, расположение эвакуационных путей и аварийных выходов. Утверждаются они руководителем образовательного учреждения. При обнаружении открытого огня или дыма ученик обязан сообщить об опасности педагогическому составу.
 

Правила пожарной безопасности в школе

Ученикам запрещается использовать любые курительные устройства или взрывоопасные предметы. Помимо этого, недопустимо проносить в школу легковоспламеняющиеся или горючие материалы, а также газовые баллончики.

Пожарная безопасность в образовательных учреждениях, что еще указать:

  • запрещено разводить костер на территории учебного заведения;
  • самостоятельно включать электрические приборы или технику нельзя;
  • опыты с реактивами проводятся только в лабораториях, кабинетах физики или химии;
  • поджигать тополиный пух, сухую траву, бумагу недопустимо.

Отдельно инструкция рассматривает порядок использования огнетушителей и правила безопасности при пожаре в школе. Первичные средства пожаротушения должны присутствовать в каждом классе.
 

Действия учащихся при возникновении пожара в школе

В случае возгорания ученики должны сообщить о нем учителю. При это важно строго соблюдать все утвержденные инструкции. По команде педагога дети должны эвакуироваться из здания в соответствии с существующим планом. Обучающимся не следует создавать давку, толкаться или мешать своим одноклассникам.  

На заметку! Передвигаться лучше всего немного пригнувшись. Нос и рот прикрываются влажным платком.

Прятаться под парту или в шкаф нельзя. Эвакуация осуществляется под контролем педагога. В безопасном месте ученики поименно сверяются со списком класса. Ученикам запрещено самостоятельно тушить пожар. Обо всех травмах или несчастных случаях докладывается учителю.
 

Заключение

В России действуют жесткие требования относительно обеспечения пожарной безопасности и создания эффективной системы по охране труда. В соответствии с нормативными актами, руководители предприятий обязаны создавать оптимальные условия для труда сотрудников, а штатный персонал соблюдать требования и инструкции. Для этого разрабатывается комплекс организационных и иных мероприятий, направленный на профилактику новых случаев возгораний или травматизма.