Мы работаем по всей России

Консультация
Заполните форму и мы вам перезвоним
Имя
Телефон

Контрольный осмотр и ежедневное техническое обслуживание автомобиля что входит в проведение предрейсового для водителя ТС

Понятие

Ежедневный технический осмотр автомобиля представляет собой внутреннее мероприятие по обеспечению БДД. Во время проверки контролер производит диагностику всех систем, узлов, комплектующих транспортного средства. Это позволяет снизить количество дорожно-транспортных происшествий, их тяжесть и последствия. Контролирующие органы внимательно следят за соблюдением установленных требований, поэтому регулярно проверяют юридические лица и ИП.

Выполняется техосмотр непосредственно до начала рейса или выезда автомобиля со служебной парковки. Данное требование регламентировано Приказом Минтранса РФ № 296 (ОТ 8/08-18 Г.).

На заметку! Сферу безопасного дорожного движения находится под юрисдикцией нескольких подразделений: ГУОБДД МВД, Росавтотранс, Минтранс, Росстандарт, Минздрав и Минобрнауки.

Главная задача ежедневного технического обслуживания транспортных средств – не допустить возникновения каких-либо поломок или неисправностей, которые могут спровоцировать возникновение ДТП. Данное мероприятие включает как обязательные процедуры (замена масла), так операции, выявленные в ходе диагностики. По результатам проверки выносится решение о допуске автомобиля на линию или проведении дополнительных ремонтных работ. Обязанность по организации техосмотра распространяется на все категории ТС. Например, легковые машины, грузовые, такси, др.


 

Назначение

Ежедневный предрейсовый осмотр автомобиля – это обязательное мероприятие для юридических лиц и ИП, которые эксплуатируют транспортные средства или выполняют коммерческие перевозки. Регулярная проверка технического состояния машины обеспечивает БДД, а также снижает количество аварий, возникающих вследствие поломок или неисправностей.

Преимущества ежедневной диагностики ТС:

  • делает работу водителей более безопасной;
  • позволяет выявить, устранить поломки на ранних этапах;
  • все участники дорожного движения получают дополнительные гарантии.

Как известно, работа водителя относится к категории повышенной опасности. Шофер несет ответственность не только за собственную жизнь, но и здоровье пассажиров, пешеходов и других участников дорожного движения. В связи с этим к предприятиям, использующим транспортные средства, предъявляют повышенные требования.

Приказ Минтранса РФ № 296 от 08.08.18 г. устанавливает, что осуществлять предрейсовый осмотр должны юридические лица и ИП в случае ведения коммерческой деятельности, а также при пассажирских перевозках или при использовании транспорта в личных целях.
 

Виды

Техническое обслуживание транспортных средств делится на несколько видов. Каждый из них позволяет провести детальную оценку состояния автомобиля, всех его систем, узлов. Классификация видов техосмотров сохранилась еще с советских времен. Сегодня она выглядит следующим образом:

  • ежедневное;
  • ТО-1;
  • ТО-2;
  • сезонное.

При необходимости физические и юридические лица, а также ИП могут проводить внеплановое обслуживание машин. Например, при выявлении неисправностей, др.
 

Ежедневное

Ежедневный предрейсовый технический осмотр транспортных средств (ЕТО) предусматривает контрольно-осмотровые операции основных узлов и систем машины. Состоит он из нескольких этапов. На каждом из них контролер проводит диагностику того или иного элемента, проводит общую оценку технического состояния автомобиля.

Что проверяется:

  1. Герметичность и исправность тормозной системы.
  2. Уровень жидкости в картерах, бачках.
  3. Приборная панель.
  4. Шины, колеса.
  5. Двигатель.

Если все системы работают корректно, механик даст разрешение на выпуск транспортного средства на линию.
 

Первое

ТО-1 состоит из тех же процедур, что и ежедневное техобслуживание. Здесь производится мойка кузова, уборка салона автомобиля, а также ряд регулировочных работ. Например, осмотр ремней безопасности, рулевого управления, выхлопной системе. На данном этапе производится замена масла в двигателе, очистка аккумулятора, приборов электрооборудования, др.

Результаты осмотра заносятся в специальный журнал. Ведет его старший механик предприятия или контролер. Если в компании отсутствуют нужные документы, это грозит административной или другой ответственностью.
 

Второе

ТО-2 подразумевает проведение углубленной диагностики всех систем, узлов и комплектующих транспортного средства. Также здесь производится большее количество заправочных операций. Кроме замены масла в двигателе меняется:

  1. Охлаждающая жидкость.
  2. Тормозная жидкость.
  3. Масло в коробке передач.
  4. Масло в гидросистеме.
  5. Масло в мостах.

При достижении определенного пробега во время второго технического осмотра меняются некоторые элементы конструкции автомобиля. Например, топливные и воздушные фильтры, свечи зажигания, др.

На заметку! Механик должен удостовериться, что все системы транспортного средства работают слаженно.

При втором техобслуживании дополнительно может проводиться проверка затяжек крепления: радиаторов, топливного бака, поддонов, т.д. Перечень выполняемых процедур увеличивается в зависимости о категории транспортного средства, а также его модели.
 

Сезонное

Сезонное техобслуживание производится с целью подготовки машины к определенному времени года: зиме или лету. Это связано с тем, что резкие перепады температуры воздействуют на исправность узлов и систем транспортного средства. Зимой автомобилю требуются смазочные материалы с меньшей вязкостью.

Также при отрицательных температурах в машине   снижается пусковая способность аккумулятора, ухудшается сцепление колес с дорожным покрытием. Дополнительно нужно обеспечить безотказную работу системы отопления. Летом важно следить за исправностью охладительной системы и радиаторов.
 

Нумерация и периодичность

Производители современных автомобилей несколько изменили нумерацию техобслуживания и периодичность его проведения. Так, у некоторых изготовителей отпала необходимость выполнения осмотров по классификации  ТО-1, а у некоторых осталась с условным названием операции ТО-0. Нумерация по ТО-2, проводимого через равные промежутки времени, стала сквозной: от ТО-1 – до ТО-10 или даже ТО-12.

Таким образом для легковых автомобилей классификация теперь выглядит следующим образом:

  • проведение ежедневного технического осмотра;
  • нулевое обслуживание ТО-0;
  • периодическая диагностика ТО-1, ТО-2, т.д.;
  • сезонный контроль техсостояния транспортного средства.

Регламент техосмотров определяется производителем автомобиля и фиксируется в сервисной книжке.
 

Ответственность

Контролирующие органы внимательно следят за соблюдением БДД, поэтому регулярно проводят проверки ИП и юридических лиц на предмет соответствия действующим правилам. Если компания не проводит техобслуживание в установленные сроки, она может столкнуться со штрафными санкциями. Размер наказания зависит от тяжести правонарушений, а также последствий, которое оно повлекло.

Категория

Штраф в 2022 году

Физлица

3 000 рублей

Должностные лица

5 000 рублей

ИП

30 000 рублей

Юрлица

30 000 рублей

В случае, когда руководитель не назначает специалиста по БДД, вся ответственность за проведение техосмотров возлагается на начальника транспортного участка или главного механика.
 

Порядок проведения

Порядок проведения предрейсового технического осмотра автомобилей регламентирован действующими законами РФ. Статья 20 ФЗ-196 «О БДД» отображает, что физические и юридические лица должны регулярно производить техосмотр эксплуатируемого транспортного средства. Для каждой категории утверждена собственная периодичность диагностики.

Нормативно-правовые акты:

  • Приказ Минтранса России от 15.01.2021 №9;
  • Приказ Минтранса России от 08.08.2018 №296.
  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2020 № 282.

Последний раз правила по выполнению ежедневного предрейсового технического осмотра корректировались в 2021 году.
 

Кто обязан проходить

Техобслуживание проходят все транспортные средства, которые находятся в эксплуатации. При этом послерейсовая диагностика осуществляется только в случае перевозки пассажиров или опасных грузов. При выпуске машины на линию в путевке делает заметка «Выпуск на линию разрешен». Только после этого водитель может сесть за руль транспортного средства и приступить к выполнению своих должностных обязанностей.

На заметку! Даже если автомобиль перевозит хотя бы одного пассажира, он должен проходить регулярное техобслуживание.

 

Варианты проведения

Проводить техосмотр может штатный сотрудник или сторонний механик. Назначается он посредством внутреннего распоряжения руководящего состава предприятия. Таким образом, проводить обслуживание ТС может любой специалист, имеющий нужную квалификацию и опыт работы. Данное требование отображено в тексте Приказа Минтранса №287.

Обязанность по проведению ТО можно возложить на стороннюю организацию. Компания, с которой был заключен соответствующий договор об оказании услуг, также должна отвечать установленным. В противном случае она не сможет оказать услуги по организации ТО.

Провести техосмотр можно с помощью аутсорсинга. Такие компании организуют все виды обслуживания транспортных средств: нулевые, сезонные, др. При этом у фирмы должна присутствовать соответствующая лицензия. По итогам проверки аутсорсинговая компания выдаст заключение о техническом состоянии автомобиля.
 

Требования к контролеру

После последней редакции назначать на должность контролера можно лиц, имеющих среднее профессиональное образование. При этом к сотруднику могут предъявляться дополнительные требования, например, стаж работы более 3 лет.

Требования к контролеру в соответствии с
Приказом Минтранса России от 28.09.2015 № 287 п. 14.3

№ п/п

Образование
(код)

Установленные требования

Наличие стажа или опыта работы

1

23.02.03

Диплом по специальности
«Техническое обслуживание, ремонт автомобильного транспорта»

Нет

2

23.00.00
за исключением
23.02.03

Диплом по специальности
«Техника, технологии наземного транспорта»

От 1 года

3

23.00.00

Диплом по специальности не из группы «Техника, технологии наземного транспорта». Нужна переподготовка

Нет

Если компания заключила договор со сторонней организацией о проведении предрейсового контроля, ежедневно на место проверки будет приходить нанятый механик.
 

Требования к станции ТО

Требования к помещению и оборудованию пункта техосмотра утверждены приказом Минтранса №146. Согласно документу, помещение должно включать в себя производственные помещения, диагностические линии, сети и системы инженерно-технического обеспечения. При этом в здании нужно поддерживать оптимальный температурный режим

Обязательные конструкции для проведения ТО:

  • роликовые стенды;
  • средства контроля давления сжатого воздуха и герметичности;
  • нагружатель сцепного устройства прицепов;
  • прибор для проверки эффективности тормозных систем;
  • динамометр, др.

Полный список требований указан в Приказе Минтранса №146.
 

Можно ли провести самостоятельно

ПТО – это контроль транспортного средства на наличие поломок или неисправностей. Осуществляется он в случае, если время рейса равно длительности рабочего дня или превышает его. Провести осмотр самостоятельно можно только в том случае, когда на предприятии работает механик с нужны уровнем квалификации, опытом, навыками, умениями. При этом контролер должен руководствоваться действующими требованиям по осуществлению ежедневного предрейсового техобслуживания.

На заметку! Если в компании отсутствует механик, провести контроль самостоятельно не получится.

В таком случае предприятие может заключить договор со сторонней организацией или обратиться к аутсорсингу.
 

Последовательность контрольного осмотра

Предрейсовый осмотр автомобилей производят в соответствии с нормами ГОСТа Р51709-2001, включая правила технической безопасности (метод, условия диагностики). Эта процедура включает в себя диагностику всех систем и узлов машины, а также оформление соответствующей документации. Прежде всего контролер проверяет исправность тормозной системы, рулевого управления, звуковых сигналов, колес, шин, тахографа, стеклоомывателей, аппаратуры спутниковой навигации. Далее осматривается:

  • держатели запасного колеса;
  • страховочные тросы;
  • обогрев, обдув стекол;
  • устройства фиксации;
  • работоспособность внешних световых приборов, а также др.

По итогам техосмотра контролер даст разрешение на выпуск транспортного средства или перенаправит автомобиль на ремонт.

 

Внешний вид ТС

Перед проведением технического обслуживания машину следует помыть. Это необходимо не только для опрятного внешнего вида ТС, но и бесперебойной работы фильтров, движка. Пыль и другие загрязнения могут «забить» некоторые системы, вызвав тем самым поломки, а также некорректное функционирование транспортерного средства в целом. 

На заметку! Если автомобиль относится к разряду спецтранспорта, на нем должен быть размещен опознавательный знак.

 

Кабина

Ключевой этап техобслуживания – это проверка кабины. Здесь контролер осматривает состояние тормозов, работу дверных механизмов, полноту омывателя стекол. Также проверке подлежат любые другие системы и узлы, которые имеют конструктивные особенности, предусмотренные производителем или установленные с разрешения инспектирующих органов безопасности.

Дополнительно осматривается наличие аптечки и пожарного гидранта. При их отсутствии автомобиль не будет допущен к эксплуатации.
 

Двигатель

При осмотре двигателя механик должен опираться на ГОСТы, регламентированные Постановлением Правительства №767. Выхлопные газы и уровень шума должны соответствовать действующим нормам, а системы питания должны быть герметичными. Отдельные требования установлены к системе вывода отработанных газов и системе вентиляции картера.
 

Передняя подвеска и колеса

На следующем этапе проводится диагностика амортизаторов. Помимо этого, осматриваются:

  1. Изношенность покрышек.
  2. Наличие повреждений, например, порезов или разрывов.
  3. Закрученность болтов.
  4. Отсутствие трещин.
  5. Соответствие шин модели автомобиля, а также их размер.
  6. Назначение шин (лето или зима).

Все крепления должны быть целыми, без видимых повреждений.
 

Коробка передач

Во время проверки коробки передач механик осмотрит состояние болтов, крепящих карданные валы. Также здесь проверяется целостность составляющих. При необходимости контролер осмотрит зеркала, звуковые сигналы, замки, свет, регулировку водительского кресла. Немаловажными элементами являются и тахограф, спидометр, аварийные и противоугонные средства, ремни безопасности.
 

Задняя подвеска

Задняя подвеска осматривается по таком же алгоритму, что и коробка передач. Эта система обеспечивает упругое сцепление колес автомобиля с несущей конструкцией кузова. Также она регулирует положение корпуса транспортного средства при движении. Задняя подвеска участвует во всех процессах, происходящих между дорожным покрытием и ТС.
 

Платформа, рама, тягово-сцепное устройство

В последнюю очередь механик проверит платформу, раму, тягово-сцепное устройство. Все узлы должны быть целыми, без повреждений или трещин.
 

Порядок выпуска на линию

Перед выпуском автомобиля на линию, предприятие должно провести его технический осмотр. Для этого механик проводит уборку в салоне машины, протирает фары, габаритные огни, поворотники, а также регистрационный номерной знак. Также контролер осматривает состояние кузовной части, рамы и герметичность всех систем.

ТС может эксплуатироваться только тогда, когда были соблюдены все требования, отраженные в Постановлении Правительства от 23.10.1993 № 1090 и других разработанных нормативно-правовых актах.

Если в ходе контроля были обнаружены поломки или неисправности, автомобиль направляют в ремонтный отдел. В таком случае механик вносит в журнал учета соответствующую запись, а водителю будет предоставлен другой автомобиль.

Нарушения, из-за которых машину не выпустят на линию:

  1. Не функционирует манометр.
  2. Изменены параметры световых элементов.
  3. Настройка фар не соответствует стандартам из ГОСТа.
  4. Неисправность дворников.
  5. Изношенность шин, др.
     

Документальное оформление

Одно из требований Приказа Министерства транспорта РФ от 15 января 2021 г. № 9 – вести учет техобслуживания транспортных средств. Делается это с помощью путевого листа и Журнала регистрации результатов. В данные документы механик проставляет соответствующую отметку: время проведения осмотра, дату, личную подпись.

Если осмотр был выполнен с нарушениями (например, без инструментов диагностики), руководитель может истребовать проведение повторной проверки.
 

Заключение

Ежедневный технический осмотр ТС водителей– это дополнительное мероприятие по обеспечению БДД. Эта процедура позволяет сократить количество аварий, их тяжести и последствия. Проводить контроль может механик, имеющий нужную квалификацию, а также опыт работы. Во время проверки контролер осматривает все системы, узлы и элементы автомобиля. По результатам осмотра принимается решение о допуске машины к рейсу или ее ремонту.