Мы работаем по всей России

Консультация
Заполните форму и мы вам перезвоним
Имя
Телефон

Должностная инструкция медсестры по предрейсовым осмотрам водителей обязанности фельдшера при проведении

Понятие

Водитель, управляющий автотранспортом, должен быть здоров и трезв. В особенности это касается шоферов-профессионалов, которые несут ответственность за жизни пассажиров или сохранность грузов.

Важно проводить предрейсовые медосмотры водителей на регулярной основе. Организовывать и финансировать обследования должен работодатель.

Задача предрейсового осмотра – подтвердить тот факт, что водитель сможет управлять транспортным средством должным образом. Если у сотрудника будут обнаружены определенные симптомы (например, боль в области грудной клетки и т.д.), то его необходимо отстранить от рейса.

Внимание! Если врач допустит к перевозке больного или пьяного водителя, то ответственность придется нести не только ему, но и работодателю.


 

Регламентация

О необходимости проведения предрейсовых осмотров говорится в действующих нормативно-правовых актах:

  1. Приказ Министерства здравоохранения №835 от 15.12.2014 года.
  2. Письмо Минздрава №2510/9468-03-32 от 21.08.2003 года.
  3. Приказ Минздрава №555 от 29.09.1989 года.
  4. Статья №213 Трудового кодекса РФ.
  5. Федеральный закон №196 «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года.
     

Кто должен проходить

Предрейсовые медосмотры являются обязательными для водителей, которые управляют транспортными средствами, принадлежащими юридическим лицам и ИП. Если автомобиль числится на балансе предприятия, то потребуется оформлять путевой лист.

Если ТС управляет его владелец, являющийся физическим лицом, то проходить предрейсовый осмотр необходимо только при перевозке груза или пассажиров. Если автомобиль используется исключительно для собственных нужд, то можно использовать таксомотор без путевки с отметкой о пройденном ПМО.

Отдельно стоит сказать о водителях оперативных служб (скорая помощь, МЧС, газовая и т.д.). Таким шоферам разрешается пройти предсменный осмотр в самом начале рабочего дня. Это связано с тем, что экстренные вызовы требуют немедленного реагирования.

Если говорить о послерейсовых осмотрах, то их должны проходить шоферы, которые занимаются перевозкой пассажиров и опасных грузов. Еще они обязательны для сотрудников, входящих в группу риска.

Послерейсовые осмотры должны проходить водители:

  1. Автобусов.
  2. Такси.
  3. Транспортирующие ОГ (например, легковоспламеняющиеся жидкости).
  4. Достигшие возраста 55 лет.
  5. Употребляющие алкоголь или запрещенные вещества.
  6. Имеющие какие-либо хронические заболевания.

Время, которое уходит на прохождение освидетельствования, должно быть оплачено сотруднику.
 

Необходимость

Цель предрейсового осмотра – не допустить к управлению транспортным средством лицо, которое не может этим заниматься по состоянию здоровья. Это позволяет:

  1. Обеспечить безопасность ДД.
  2. Сохранить жизнь и здоровье водителя, а также пассажиров.
  3. Обеспечить сохранность груза и транспортного средства.
  4. Защитить окружающую среду от попадания в нее вредных веществ (когда перевозится опасный груз).

Послерейсовые осмотры тоже проводятся на многих предприятиях. Они позволяют выявить случаи воздействия на сотрудников опасных производственных факторов.

Внимание! Также послерейсовые осмотры исключают факт употребления водителем спиртных напитков за рулем.

Мы уже сказали о том, что организовывать предрейсовые осмотры водителей должен работодатель. Это делается для выявления признаков воздействия ОПФ на организм человека, а также для определения состояний, которые препятствуют выполнению трудовых обязанностей. Под такими состояниями подразумевают:

  • алкогольное/наркотическое опьянение;
  • токсическое опьянение;
  • похмельный синдром.

Делаем вывод, что водителя, употребившего спиртное накануне поездки, нельзя допустить к рейсу. Также перевозку не должен осуществлять шофер в болезненном состоянии. Это может быть как обычная простуда, так и повышенное артериальное давление. Признаки таких заболеваний выявляет медицинский работник.

Внимание! Результаты медосмотров отражаются в соответствующем журнале учета. Такой документ должен быть пронумерован и прошнурован.

Организовывать проведение предрейсовых осмотров должны юридические лица и ИП, которые занимаются перевозкой грузов или пассажиров. Это касается даже предприятий, где задействован всего один водитель.

Внимание! Если индивидуальный предприниматель сам решит сесть за руль, то ему тоже потребуется посетить медика.

 

Виды

В 2022 году существует несколько видов медосмотров водителей:

  1. Предварительный. Проводится на момент устройства соискателя на должность водителя в компанию. Такое обследование является обязательным абсолютно для всех шоферов. Водительский стаж, тип транспортного средства – не имеют значения.
  2. Периодический. Проводится один раз в два года. Осмотр позволяет следить за тем, как изменяется состояние здоровья сотрудников. Этими сведениями руководствуются при формировании группы риска.
  3. Внеочередной. Обследование нельзя включить в график, так как оно проводится только при наличии показаний или по инициативе сотрудника. Чтобы получить направление на внеочередной осмотр, необходимо обратиться к работодателю за направлением.
  4. Предрейсовый. Обязателен для водителей, которые занимаются перевозкой пассажиров или грузов. Такой осмотр организовывается перед каждым выходом шофера в рейс. Проводить обследование может исключительно специалист, имеющий на руках соответствующие сертификаты.
  5. Послерейсовый. Обязателен для водителей, задействованных в перевозке пассажиров или опасных грузов.

Работодатель не имеет права допустить к рейсу водителя, который не прошел медосмотр. Игнорирование этого требования чревато большими штрафами.
 

Как может проводиться

Предрейсовые медосмотры проводятся в любой логистической компании. Это касается даже тех предприятий, на которых работает всего один водитель. Если функции шофера выполняет ИП, то он тоже должен посетить медика.

Организовывает и финансирует обследования работодатель. Он может выбрать один из четырех способов:

  1. Нанять медика в штат.
  2. Заключить договор с клиникой.
  3. Открыть собственный медпункт на территории предприятия.
  4. Установить аппаратно-программный комплекс для проведения дистанционных осмотров.

Каждый из перечисленных способов рассмотрим в отдельности.
 

Нанять медика в штат

Чтобы иметь возможность нанять в штат медработника, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Оборудовать медпункт в соответствии с требованиями.
  2. Получить лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Заключить трудовой договор можно исключительно со специалистом, имеющим на руках необходимые сертификаты. Такая документация выдается только после прохождения дополнительного обучения.

Преимущества способа:

  • можно круглосуточно контролировать состояние здоровья сотрудников;
  • водителям не нужно добираться до медицинского учреждения;
  • осмотры проводятся прямо на территории предприятия.

Недостатки:

  • дорогая реализация.
     

Заключить договор с клиникой

При выборе медицинского учреждения нужно обращать особое внимание на наличие лицензии. Ее отсутствие говорит о том, что клиника не прошла проверки, организованные государственными органами.

Внимание! Если водитель придет на обследование в клинику, у которой нет лицензии, то это будет равносильно не пройденному осмотру.

Преимущества способа:

  1. Экономно.
  2. Не требуется лицензия на медкабинет предрейсового осмотра водителей.

Недостатки:

  • Нужно думать, каким образом водители будут добираться до клиники.
     

Открыть собственный медпункт на территории предприятия

Самый сложный способ в плане реализации. Это связано с тем, что работодателю потребуется не только выделить помещение под медосмотры, но и оформить разрешительную документацию. Такому варианту отдают предпочтение лишь крупные организации, в штате которых присутствует более 30 водителей.

Преимущества способа:

  • Водители смогут проходить осмотры на территории предприятия.

Недостатки:

  1. Необходимо оплачивать услуги медика.
  2. Потребуется оформить разрешительную документацию.
     

Установить аппаратно-программный комплекс

Формально удаленные медосмотры не узаконены, но мы все равно упомянем о существовании данного способа.

Для перехода на дистанционные осмотры работодателю потребуется:

  1. Приобрести аппаратно-программный комплекс, зарегистрированный в Госреестре РФ.
  2. Заключить договор с клиникой, имеющей разрешение на проведение предрейсовых осмотров.
  3. Получить согласие от медиков на изучение новой системы ПМО.
  4. Обеспечить поставку программного обеспечения для передачи и хранения данных.
  5. Обучить сотрудников взаимодействию с терминалом.

Преимущества способа:

  1. Не нужно выделять кабинет под медосмотры.
  2. У водителя нет шансов «договориться» с доктором.

Недостатки:

  1. Дорогое оборудование.
  2. Удаленные медосмотры формально не узаконены.
     

Порядок

Во время осмотра медик выполняет следующие действия:

  1. Спрашивает водителя об имеющихся жалобах на состояние здоровья.
  2. Проводит осмотр кожных покровов и слизистых оболочек.
  3. Измеряет АД, пульс, температуру тела.
  4. Использует алкотестер для выявления паров этанола в выдыхаемом сотрудником воздухе.
  5. Оформляет путевой лист и делает соответствующую отметку в журнале учета.

Контроль трезвости должны проходить все работники, которые состоят в штате компании. Требование распространяется и на индивидуальных предпринимателей, управляющих транспортным средством.
 

Результаты

По результатам медосмотра водитель либо допускается к рейсу, либо отстраняется от него. Во втором случае возможно наличие следующих причин:

  1. Водитель пребывает в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  2. У сотрудника были обнаружены симптомы какого-либо заболевания.

Положительные и отрицательные результаты обследования заносятся в журнал учета. Этот документ должен быть на каждом логистическом предприятии. В нем в обязательном порядке указываются следующие сведения:

  1. Дата и время процедуры.
  2. Информация о сотруднике (ФИО, пол, дата рождения).
  3. Данные о состоянии здоровья.
  4. Медицинское заключение.
  5. Подписи медика и водителя.

Если доктор допустит шофера к рейсу, то он просто распишется в путевом листе. С 2019 года в этом документе не проставляются штампы.

Внимание! Больному или пьяному водителю нужно выписать направление в медицинское учреждение для прохождения дальнейшего обследования.

 

Ответственность

За непроведение предрейсового осмотра предусмотрены штрафы. Об этом четко говорится в Кодексе об Административных Правонарушениях. Размер взыскания составляет:

  • для водителя – 3000 рублей;
  • для должностных лиц – 5000 рублей;
  • для юридических лиц – 30000 рублей.

Если медосмотр был проведен с нарушениями, то за это тоже предусмотрен штраф. Его размер составляет:

  • для водителей – от 1000 до 15000 рублей;
  • для ответственных лиц – от 2000 до 3000 рублей;
  • для юридических лиц – от 30000 до 50000 рублей.

Внимание! Сотрудника, который отказывается от прохождения медицинского освидетельствования, необходимо отстранить от рейса.

 

Кто может проводить

Согласно действующим нормативно-правовым актам, проводить предрейсовые осмотры может исключительно медик, имеющий на руках необходимые сертификаты.
 

Требования

Определенные требования предъявляются не только к доктору, но и к кабинету, в котором проводятся обследования.
 

К кабинету

Требования к кабинету предрейсовых осмотров перечислены в утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»:

  1. Высота потолков – не менее 2,6 метров.
  2. Площадь кабинета – не менее 12 кв. м.
  3. Освещение: искусственное и естественное.
  4. На окнах присутствуют жалюзи для защиты от слепящего действия солнечных лучей.
  5. Поверхность стен – гладкая. Они должны быть легкодоступными для проведения влажной уборки.
  6. Пол прилегает к основанию.
  7. В местах, где присутствуют раковины, отделка выполнена из керамической плитки.
     

К оборудованию

В кабинете должно быть следующее оборудование:

  1. Кушетка.
  2. Письменный стол.
  3. Коврик.
  4. Стулья.
  5. Настольная лампа.
  6. Сейф.
  7. Шкаф.
  8. Вешалка для верхней одежды.
  9. Термометры.
  10. Фонендоскоп.
  11. Прибор для измерения АД.
  12. Алкометр.
  13. Экспресс-тесты на наркотики.
  14. Аптечка.
  15. Шпатели.

Если в кабинете не будет перечисленного оборудования и мебели, то работодателю не выдадут лицензию на проведение предрейсовых медицинских осмотров.
 

К сотруднику

Проводить предрейсовые осмотры может исключительно специалист, удовлетворяющий следующим требованиям:

  • наличие высшего или среднего медицинского образования;
  • наличие действующего сертификата, подтверждающего факт прохождения дополнительного обучения;
  • опыт работы по специальности – не менее 5 лет.
     

Лицензирование организации

Чтобы работодатель мог открыть собственный медпункт на территории предприятия, ему потребуется получить лицензию. Для этого он не только должен выделить кабинет под медосмотры, но и собрать следующий пакет документов:

  1. Квитанция, подтверждающая факт уплаты государственной пошлины.
  2. Свидетельство, разрешающее осуществлять деятельность в качестве ИП.
  3. Свидетельство ОГРН.
  4. Устав организации.
  5. Выписка из ЕГРЮЛ.
  6. Договор об аренде помещения.

Лицензия на предрейсовый осмотр водителей оформляется в течение 45 дней.
 

Должностная инструкция медработника

Должностная инструкция медработника по предрейсовым осмотрам водителей необходима для регламентации организационно-правового положения работника, его прав и обязанностей.
 

Назначение

Обязанности медработника по предрейсовому осмотру водителей регламентированы должностной инструкцией. Она необходима для:

  1. Определения требований для занятия конкретной должности.
  2. Определения размера оплаты труда.
  3. Обоснования увольнения медработника, который не справляется со своими обязанностями.

Образец должностной инструкции можно скачать в интернете.
 

Варианты

Инструкция о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей составляется не для конкретного человека, а для должности. Именно поэтому документ необходим для всех вакансий, имеющихся в штатном расписании.
 

Состав

Далее поговорим о том, что должно быть включено в документ.

Внимание! Должностные обязанности медсестры предрейсового осмотра водителей определены соответствующей инструкцией.

 

Общие положения

  1. Предрейсовые осмотры может проводить исключительно медицинский работник, у которого имеется на руках соответствующий сертификат.
  2. Медработник должен изучить действующие нормативно-правовые акты, которые затрагивают сферу предрейсовых осмотров.
     

Обязанности

  1. Проведение предрейсовых осмотров, которые включают в себя:
    - сбор анамнеза;
    - измерение артериального давления и пульса;
    - выявление наличия паров этанола в выдыхаемом воздухе.
  2. Ведение журнала учета.
  3. Принятие решения о допуске сотрудника к управлению транспортным средством.
  4. Оформление направлений в медицинское учреждение.
     

Права

  1. Претендовать на социальные гарантии, предусмотренные законодательством.
  2. Повышать квалификацию по вопросам проведения ПМО.
  3. Вносить предложения по вопросам, которые касаются выполнения должностных обязанностей.
     

Ответственность

  1. Медик несет дисциплинарную ответственность.
  2. Врач несет ответственность за невыполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией.
     

Порядок пересмотра

  1. Должностная инструкция может быть пересмотрена, если это необходимо.
  2. Все сотрудники организации должны ознакомиться с приказом о внесении изменений в должностную инструкцию и поставить свою подпись.
     

Оформление шапки и заключения

Должностная инструкция включает в себя следующие сведения:

  1. Наименование организации.
  2. Персональные данные руководителя предприятия.
  3. Дата составления документа.
  4. Подпись руководителя отдела кадров.
  5. Подпись медсестры по проведению предрейсовых осмотров.
     

Хранение

Документ нужно выдать медицинскому специалисту, который будет хранить его на рабочем месте.
 

Заключение

Из статьи мы выяснили, что включает в себя должностная инструкция фельдшера по предрейсовому осмотру водителей. Такой документ должен быть на любом предприятии, где проводятся медицинские обследования.