Контролер технического состояния АТС — это специалист, который обеспечивает их абсолютную исправность перед выходом на линию. Эту должность могут занимать соответствующие профстандарту водители, диспетчеры или другие сотрудники, несущие ответственность за безопасность дорожного движения.
Иногда встречаются некорректные названия этой должности: например, механик или контролер по выпуску автотранспорта на линию. Единственный верный вариант — контролер технического состояния АТС. Это важно учесть при составлении должностной инструкции и ведении документации компании.
Специалисту, занимающему должность, необходимо досконально разбираться в устройстве, технических характеристиках автотранспортных средств, а также владеть знаниями о техрегламенте, в котором представлены стандарты допуска ТС к эксплуатации и периодичность техосмотра.
Существует несколько нормативных документов, содержащих информацию о необходимости наличия в автотранспортных компаниях должности контролера технического состояния АТС, а также полный перечень требований к данному специалисту.
К таковым относятся:
Обязанности контролера технического состояния автотранспортных средств включают:
Требования к представителям данной профессии утверждены в приказе Министерства транспорта № 282, действующего с 2021 года вместо предыдущего приказа № 287. Согласно данному документу, контролер технического состояния АТС должен иметь стаж работы в сфере обслуживания авто не менее трех лет, а также образование в любой из следующих отраслей:
На заметку. Через пять лет после завершения учебы такой специалист должен проходить переподготовку, а в процессе работы повышать свою квалификацию.
Должность контролера технического состояния АТС является обязательной в организациях, занимающихся перевозками. К ним относятся:
Специально обученный сотрудник, который обеспечивает надлежащий контроль за техническим состоянием всех единиц автомобильного транспорта, должен быть в штате компаний, занимающихся любым видом перевозок.
В российском законодательстве предусмотрена административная ответственность в тех случаях, если на предприятии отсутствует профессиональный контролер техобслуживания АТС, либо сотрудник, занимающий должность, не прошел соответствующее обучение. Размер штрафов составляет:
Чтобы устроиться на должность контролера техсостояния автотранспортных средств, необходимо пройти соответствующее обучение.
Ознакомиться со всеми специальностями, которые дают возможность работать контролером, можно, изучив перечни профессий (с кодом 23.00.00), представленные в заведениях среднего и высшего профобразования.
В качестве альтернативного варианта можно пройти необходимое обучение на курсах, предлагающих на выбор три варианта получения знаний: очный, заочный, дистанционный.
Такие учебные центры имеют государственную лицензию и выдают дипломы установленного образца по завершении учебы и прохождении итогового тестирования. Представительства таких учреждений имеются практически во всех региональных центрах и крупных городах (например, образовательный центр «Энергия»). Пройти обучающий курс можно в дистанционном онлайн-режиме, выбрав для себя удобное время.
Обучающая программа профподготовки контролера технического состояния АТС рассчитана на сотрудников компаний-перевозчиков, отвечающих за безопасность дорожного движения. Проходить курсы обучения необходимо автослесарям и автомеханикам, желающим занять данную должность.
По завершении учебной программы слушатели курса должны уметь:
Полученные знания и навыки подтверждаются выдачей дипломов и удостоверений о дополнительном профессиональном образовании, профпереподготовке и повышении квалификации.
Программа курса обучения контролеров технического состояния ТС состоит из теоретической и практической части.
Стоимость обучения в среднем составляет 7 000–10 000 рублей. Его продолжительность — от двух с половиной недель до трех месяцев.
Слушатели курса для контролеров технического состояния авто в ходе учебы приобретают практические навыки и теоретические знания, касающиеся:
Кроме того, сотрудники, прошедшие курсы повышения квалификации и итоговое тестирование, получают:
На курсах предлагаются к изучению следующие учебные программы:
Название учебной программы |
Продолжительность курса обучения |
Вид выдаваемого документа |
---|---|---|
Повышение квалификации по специальности «Контролер технического состояния автотранспортных средств» |
102 часа (2,5 недели) |
Удостоверение |
Профессиональная переподготовка «Контролер технического состояния АТС» |
502 часа (3 месяца) |
Диплом |
Самый простой и удобный способ прохождения обучения, повышения квалификации или профпереподготовки — дистанционный. Среди его преимуществ:
Должностной инструкцией называют документ, в котором определены обязанности, права и производственные полномочия сотрудников предприятия.
Она составляется в трех экземплярах, первый из которых хранится в отделе кадров организации, второй — у непосредственного руководителя подразделения, а третий — у сотрудника, занимающего соответствующую должность.
Должностная инструкция – необходимый документ для эффективного управления персоналом. Она одновременно выполняет несколько функций:
Четких требований к разработке и содержанию должностной инструкции нет. Составлением данного документа занимается непосредственный руководитель отдела или всего предприятия на основе особенностей и направления деятельности.
Должностная инструкция контролера технического состояния автотранспортных средств включает в себя несколько основных пунктов, которые могут дополняться или изменяться в зависимости от специфики организации:
При составлении документа следует как можно корректнее и подробнее излагать информацию каждого пункта — это обеспечит простоту контроля за работой транспортного отдела.
В предисловии к должностной инструкции необходимо указать следующие сведения:
В разделе об общих положениях должны быть перечислены административные факторы работы контролера технического состояния автотранспорта:
Следующий раздел должностной инструкции посвящен функциям, обязанностям, возлагаемым на контролера технического состояния автомобильного транспорта. При необходимости здесь указываются технические характеристики и сведения о каждом ТС, находящемся в автопарке компании.
Главными функциями контролера, перечисленными в этом разделе, являются:
При поступлении на должность этому специалисту выдается инструкция по охране труда для контролера технического состояния автотранспортных средств. В ней рассматриваются правила и требования относительно выполнения каждого типа работ: ремонта, технического обслуживания, обращения с воспламеняющимися материалами и пр.
Ответственность контролера технического состояния автотранспорта — важная часть должностной инструкции, в которой перечисляются все существующие виды нарушений, влекущие за собой дисциплинарные наказания. Сюда относятся несоблюдение требований инструкций, установленного распорядка рабочего дня.
За наличие правонарушений в области безопасности дорожного движения на контролера распространяется административная и уголовная ответственность.
В данном разделе документа также отдельно прописывается информация о возмещении материального ущерба по гражданскому и трудовому кодексу.
Другими важными пунктами раздела инструкции об ответственности контролера являются:
Дополнительно в этом разделе размещается информация о:
Контролер АТС наделен следующими правами:
Помимо перечисленных прав, сотруднику в полной мере предоставляются другие права, установленные Трудовым кодексом РФ.
В заключительной части документа содержатся Ф.И.О. и подписи руководителя предприятия, руководителя транспортного отдела, руководителя отдела кадров, а также самого контролера технического состояния ТС.
Образцы должностных инструкций контролера технического состояния автомобилей, актуальные для 2022 года, можно найти на специализированных сайтах, где собрана бесплатная для скачивания трудовая документация:
Найти и скачать должностную инструкцию в интернет-изданиях, предназначенных для руководителей предприятий и специалистов кадровых служб.
Актуальный пример должностной инструкции контролера технического состояния ТС доступен по ссылке (www.kdelo.ru/qa/261569-kak-nayti-doljnostnuyu-instruktsiyu-kontrolera-tehnicheskogo-sostoyaniya-avtotransportnyh) для подробного ознакомления.
По совместительству работать контролерами имеют право водители, диспетчеры, автослесари и автомеханики, которые прошли соответствующую подготовку. Относительно карьерного роста — данная профессия перспективна и востребована на предприятиях, имеющих отношение к перевозкам и автомобилям. Если компания небольших масштабов, контролер может впоследствии претендовать на должность руководителя транспортного отдела.
Этот специалист обязан досконально разбираться в конструкции и правилах обслуживания ТС, применяемых законодательных нормах, особенностях документооборота в данной сфере, а также факторах безопасности труда.