Мы работаем по всей России

Консультация
Заполните форму и мы вам перезвоним
Имя
Телефон

Должностная инструкция контролера технического состояния автотранспортных средств 2022 года требования к труду, обязанности и ответственность

Понятие

Контролер технического состояния АТС — это специалист, который обеспечивает их абсолютную исправность перед выходом на линию. Эту должность могут занимать соответствующие профстандарту водители, диспетчеры или другие сотрудники, несущие ответственность за безопасность дорожного движения.


 

Особенности должности

Иногда встречаются некорректные названия этой должности: например, механик или контролер по выпуску автотранспорта на линию. Единственный верный вариант — контролер технического состояния АТС. Это важно учесть при составлении должностной инструкции и ведении документации компании.

Специалисту, занимающему должность, необходимо досконально разбираться в устройстве, технических характеристиках автотранспортных средств, а также владеть знаниями о техрегламенте, в котором представлены стандарты допуска ТС к эксплуатации и периодичность техосмотра.
 

Регламентация

Существует несколько нормативных документов, содержащих информацию о необходимости наличия в автотранспортных компаниях должности контролера технического состояния АТС, а также полный перечень требований к данному специалисту.

К таковым относятся:

  1. Приказ Министерства транспорта РФ № 9 (15.01.2021 г.).
  2. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».
  3. Положение о Министерстве транспорта РФ, утвержденное в правительственном постановлении № 395 (30.07.2004 г.).
     

Обязанности

Обязанности контролера технического состояния автотранспортных средств включают:

  • полную проверку ТС на наличие неисправностей;
  • проверку соответствия АТС нормам и стандартам допуска к эксплуатации;
  • расчет оптимальной периодичности проведения технического осмотра для каждой машины;
  • выполнение ремонта поврежденных автотранспортных средств;
  • проведение инструктажа водителей, донесение самых важных сведений, касающихся их автомобилей;
  • проверка комплектности водительской аптечки и средств индивидуальной защиты;
  • предоставление водителям консультаций относительно актуальных изменений в законодательстве;
  • заполнение путевых листов, учетных журналов;
  • надежное и ответственное хранение документов, полученных в магазинах запчастей или автосервисах;
  • проверку исправности тахографов.
     

Требования

Требования к представителям данной профессии утверждены в приказе Министерства транспорта № 282, действующего с 2021 года вместо предыдущего приказа № 287. Согласно данному документу, контролер технического состояния АТС должен иметь стаж работы в сфере обслуживания авто не менее трех лет, а также образование в любой из следующих отраслей:

  • техническое обслуживание, ремонт автомобильного транспорта;
  • техника и технологии наземного транспорта.

На заметку. Через пять лет после завершения учебы такой специалист должен проходить переподготовку, а в процессе работы повышать свою квалификацию.

 

Обязательность наличия

Должность контролера технического состояния АТС является обязательной в организациях, занимающихся перевозками. К ним относятся:

  • службы пассажирского и маршрутного такси;
  • компании, осуществляющие пассажирские перевозки;
  • компании по грузоперевозкам.

Специально обученный сотрудник, который обеспечивает надлежащий контроль за техническим состоянием всех единиц автомобильного транспорта, должен быть в штате компаний, занимающихся любым видом перевозок.
 

Ответственность

В российском законодательстве предусмотрена административная ответственность в тех случаях, если на предприятии отсутствует профессиональный контролер техобслуживания АТС, либо сотрудник, занимающий должность, не прошел соответствующее обучение. Размер штрафов составляет:

  • для должностных лиц — до 20 000 рублей;
  • для организаций — до 100 000 рублей.
     

Обучение

Чтобы устроиться на должность контролера техсостояния автотранспортных средств, необходимо пройти соответствующее обучение.

Ознакомиться со всеми специальностями, которые дают возможность работать контролером, можно, изучив перечни профессий (с кодом 23.00.00), представленные в заведениях среднего и высшего профобразования.

В качестве альтернативного варианта можно пройти необходимое обучение на курсах, предлагающих на выбор три варианта получения знаний: очный, заочный, дистанционный.

Такие учебные центры имеют государственную лицензию и выдают дипломы установленного образца по завершении учебы и прохождении итогового тестирования. Представительства таких учреждений имеются практически во всех региональных центрах и крупных городах (например, образовательный центр «Энергия»). Пройти обучающий курс можно в дистанционном онлайн-режиме, выбрав для себя удобное время.
 

На кого рассчитано

Обучающая программа профподготовки контролера технического состояния АТС рассчитана на сотрудников компаний-перевозчиков, отвечающих за безопасность дорожного движения. Проходить курсы обучения необходимо автослесарям и автомеханикам, желающим занять данную должность.
 

Результат обучения

По завершении учебной программы слушатели курса должны уметь:

  • выполнять тщательную проверку автомобилей перед каждым выходом на линию и по возвращении;
  • своевременно отправлять ТС на ремонт;
  • регулярно следить за расходом топлива и других технических жидкостей.

Полученные знания и навыки подтверждаются выдачей дипломов и удостоверений о дополнительном профессиональном образовании, профпереподготовке и повышении квалификации.
 

Программа курса

Программа курса обучения контролеров технического состояния ТС состоит из теоретической и практической части.

Стоимость обучения в среднем составляет 7 000–10 000 рублей. Его продолжительность — от двух с половиной недель до трех месяцев.

Слушатели курса для контролеров технического состояния авто в ходе учебы приобретают практические навыки и теоретические знания, касающиеся:

  • особенностей и правил работы с диагностическим оборудованием для АТС;
  • основ общего трудового и транспортного законодательства;
  • нормативных актов, регламентирующих безопасность дорожного движения и эксплуатации автотранспортных средств;
  • документации по техобслуживанию и ремонту элементов подвижного состава автотранспорта;
  • технических характеристик, конструктивных особенностей и устройства, назначения и эксплуатации разных видов транспорта;
  • технических требований к ТС, подвергавшимся ремонту или вернувшимся из рейса в автопарк;
  • инструкций и рекомендаций по пожарной безопасности, охране труда.

Кроме того, сотрудники, прошедшие курсы повышения квалификации и итоговое тестирование, получают:

  • информацию об актуальных способах и инструментах контроля технического состояния авто;
  • профессиональные навыки применения диагностических средств для автотранспорта;
  • практическое закрепление профессиональных навыков;
  • полный спектр знаний в области нормативно-правовой базы в сфере техосмотра, диагностики, ремонта, реставрации авто.

На курсах предлагаются к изучению следующие учебные программы:

Название учебной программы

Продолжительность курса обучения

Вид выдаваемого документа

Повышение квалификации по специальности «Контролер технического состояния автотранспортных средств»

102 часа

(2,5 недели)

Удостоверение

Профессиональная переподготовка «Контролер технического состояния АТС»

502 часа

(3 месяца)

Диплом

Самый простой и удобный способ прохождения обучения, повышения квалификации или профпереподготовки — дистанционный. Среди его преимуществ:

  • отсутствие географической привязки;
  • выбор наиболее удобного времени для лекций;
  • возможность совмещения с работой или учебой;
  • грамотно разработанные учебные программы, гарантирующие максимальный охват темы;
  • стоимость ниже, чем при традиционной очной форме обучения.
     

Должностная инструкция

Должностной инструкцией называют документ, в котором определены обязанности, права и производственные полномочия сотрудников предприятия.

Она составляется в трех экземплярах, первый из которых хранится в отделе кадров организации, второй — у непосредственного руководителя подразделения, а третий — у сотрудника, занимающего соответствующую должность.
 

Необходимость

Должностная инструкция – необходимый документ для эффективного управления персоналом. Она одновременно выполняет несколько функций:

  1. Является основой для оценки результатов труда и ориентиром для принятия решения сотрудниками о повышении квалификации или прохождении переподготовки.
  2. Служит руководством сотрудников к действию. Позволяет определить, выполнение каких функций от него ожидается, а также узнать критерии оценки результатов.
  3. Предоставляет информацию для отбора наемных работников, позволяет справедливо оценить степень соответствия кандидатов на должность.
  4. Позволяет сортировать и ранжировать должности сотрудников и работы, которые они выполняют, при разработке оптимальных схем оплаты труда.
     

Основные принципы составления документа

Четких требований к разработке и содержанию должностной инструкции нет. Составлением данного документа занимается непосредственный руководитель отдела или всего предприятия на основе особенностей и направления деятельности.

Должностная инструкция контролера технического состояния автотранспортных средств включает в себя несколько основных пунктов, которые могут дополняться или изменяться в зависимости от специфики организации:

  • предисловие (вводная часть);
  • общие сведения;
  • права и обязанности;
  • ответственность;
  • условия труда;
  • оценка качества работы специалиста;
  • заключение.

При составлении документа следует как можно корректнее и подробнее излагать информацию каждого пункта — это обеспечит простоту контроля за работой транспортного отдела.

В предисловии к должностной инструкции необходимо указать следующие сведения:

  • дату утверждения документа;
  • должность, Ф.И.О. сотрудника, ответственного за разработку инструкции;
  • информацию о согласовании текста документа с высшим руководством организации;
  • перечень законодательных документов и нормативных актов, находящихся в основе текста инструкции: приказы Министерства транспорта, технический регламент.
     

Общие положения

В разделе об общих положениях должны быть перечислены административные факторы работы контролера технического состояния автотранспорта:

  • название приказа, в соответствии с которым сотрудник был назначен на должность;
  • фамилия, имя и отчество ответственного лица, назначившего на такую должность;
  • разряд и другие профессиональные характеристики, определяющие категорию сотрудника;
  • Ф.И.О. начальника, у которого в подчинении находится сотрудник, а также Ф.И.О., должность лица, отдающего распоряжения при отсутствии начальства;
  • требования к специалисту, установленные законодательством: образование, квалификация, стаж работы и др.;
  • сведения о заключении договора, случаи освобождения от занимаемой должности;
  • главные тезисы, которыми руководствуется контролер технического состояния транспорта в своей профессиональной практике.
     

Функции

Следующий раздел должностной инструкции посвящен функциям, обязанностям, возлагаемым на контролера технического состояния автомобильного транспорта. При необходимости здесь указываются технические характеристики и сведения о каждом ТС, находящемся в автопарке компании.

Главными функциями контролера, перечисленными в этом разделе, являются:

  • регулярная проверка транспортного средства и контроль безопасности;
  • устранение неисправностей перед выпуском авто на рейс;
  • выполнение планового технического обслуживания на СТО, а также ведение внутренней и сопроводительной документации;
  • проведение инструктажа для водителей и других сотрудников, находящихся в подчинении, перед выходом в рейс;
  • в случае возникновения автотранспортного происшествия — доставка пострадавшего автомобиля до места стоянки;
  • ведение рабочих журналов, в которых фиксируются сведения о неисправностях АТС, а также об их участии в ДТП.

При поступлении на должность этому специалисту выдается инструкция по охране труда для контролера технического состояния автотранспортных средств. В ней рассматриваются правила и требования относительно выполнения каждого типа работ: ремонта, технического обслуживания, обращения с воспламеняющимися материалами и пр.
 

Ответственность

Ответственность контролера технического состояния автотранспорта — важная часть должностной инструкции, в которой перечисляются все существующие виды нарушений, влекущие за собой дисциплинарные наказания. Сюда относятся несоблюдение требований инструкций, установленного распорядка рабочего дня.

За наличие правонарушений в области безопасности дорожного движения на контролера распространяется административная и уголовная ответственность.

В данном разделе документа также отдельно прописывается информация о возмещении материального ущерба по гражданскому и трудовому кодексу.

Другими важными пунктами раздела инструкции об ответственности контролера являются:

  • правила проведения предрейсового, послерейсового контроля;
  • перечень допустимых методов проверки, приборов и инструментов для диагностирования АТС;
  • список задач для выполнения;
  • сведения о запретах и мерах предосторожности;
  • информация об ответственности за передачу ТС водителю, который не прошел медицинское освидетельствование либо не имеет прав для управления ТС.

Дополнительно в этом разделе размещается информация о:

  • запрете отправки автомобилей с неисправностями в поездку;
  • проведении проверки ТС после прохождения ремонта под личную ответственность контролера;
  • необходимости соблюдения требований пожарной и электрической безопасности.
     

Права

Контролер АТС наделен следующими правами:

  • запрещать выезд водителя на линию или принимать иные меры для предотвращения нарушений в определенных случаях;
  • требовать от начальства полное материально-техническое обеспечение рабочего места — в частности, спецодежда, обувь, а также средства индивидуальной защиты должны предоставляться;
  • освобождаться от работы на период занятий по повышению квалификации;
  • запрашивать необходимую в работе документацию из других отделов компании.

Помимо перечисленных прав, сотруднику в полной мере предоставляются другие права, установленные Трудовым кодексом РФ.
 

Заключение

В заключительной части документа содержатся Ф.И.О. и подписи руководителя предприятия, руководителя транспортного отдела, руководителя отдела кадров, а также самого контролера технического состояния ТС.
 

Пример

Образцы должностных инструкций контролера технического состояния автомобилей, актуальные для 2022 года, можно найти на специализированных сайтах, где собрана бесплатная для скачивания трудовая документация:

  • https://specworkgid.ru
  • https://assistentus.ru
  • https://www.kdelo.ru

Найти и скачать должностную инструкцию в интернет-изданиях, предназначенных для руководителей предприятий и специалистов кадровых служб.

Актуальный пример должностной инструкции контролера технического состояния ТС доступен по ссылке (www.kdelo.ru/qa/261569-kak-nayti-doljnostnuyu-instruktsiyu-kontrolera-tehnicheskogo-sostoyaniya-avtotransportnyh) для подробного ознакомления.
 

Вопросы и ответы

  • С какими должностями можно совмещать должность контролера технического состояния автотранспортных средств и какой карьерный рост предполагается в этом направлении?

По совместительству работать контролерами имеют право водители, диспетчеры, автослесари и автомеханики, которые прошли соответствующую подготовку. Относительно карьерного роста — данная профессия перспективна и востребована на предприятиях, имеющих отношение к перевозкам и автомобилям. Если компания небольших масштабов, контролер может впоследствии претендовать на должность руководителя транспортного отдела.
 

  • Какие знания являются обязательными для контролера?

Этот специалист обязан досконально разбираться в конструкции и правилах обслуживания ТС, применяемых законодательных нормах, особенностях документооборота в данной сфере, а также факторах безопасности труда.