БДД – это избежание аварий, их тяжести и последствий. Под термином принято подразумевать совокупность действий, направленных на соблюдение правил дорожного движения. Для регулирования области был разработан ряд нормативно-правовых, а также законодательных актов. С помощью унифицированной документации, внутренних распоряжений и постановлений предприятия могут:
БДД является достаточно многогранным понятием, включающим в себя разные аспекты. Из-за этого законодатели предусмотрели права, полномочия и ответственность для всех участников дорожного движения. В документации по безопасному движению выделяют несколько категорий пользователей транспортной инфраструктуры: водители, пассажиры, пешеходы.
В качестве водителя выступает как полноправный собственник транспортного средства, так и наемный сотрудник компании. Должностные лица, которые допустили выпуск работника на линию, подпадают под юрисдикцию отдельных нормативно-правовых актов. В служебные обязанности уполномоченных лиц входит контроль техсостояния транспортных средств, оформление внутренней документации, др.
На заметку! Установленные требования (в том числе превентивные) обеспечивают безопасность автомобилей и всех участников дорожного движения.
В крупных компаниях, которые выполняют коммерческие перевозки грузов или пассажиров, нужно сформировать отдельное подразделение. Его руководителем назначают сотрудника, имеющего соответствующее образование, уровень знаний и опыт. Специалист по БДД должен уметь аттестовать штатных водителей, проводить инструктажи, разрабатывать программы стажировок, проверять транспортные мощности, т.д.
ДТП – это происшествие с участием как минимум одного автомобиля, которое привело к порче имущества или нанесло вред здоровью людей. Такая трактовка содержится во 2 статье Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ. Законодатели выделяют несколько поводов, которые провоцируют ДТП.
Вид причины |
Описание |
---|---|
Объективная |
Объективные причины не зависят от водителя, его действий или физического состояния |
Субъективная |
Под субъективными причинами подразумевают нарушения ПДД. Например, состояние алкогольного или наркотического опьянения |
В подавляющем большинстве случае ДТП возникают по субъективным причинам. В данном случае речь идет о разных правонарушениях. Например, несоблюдение скоростного режима, выезд на встречную полосу или проезд на запрещающий сигнал светофора, др. Многие сотрудники дорожной инфраструктуры считают, что к дорожно-транспортному происшествию приводит большое число одновременно возникающих факторов.
Около 80-90% случаев ДТП связаны с человеческим фактором, а оставшиеся 10-20% с техногенным. Аварии влекут за собой материальный, физический или иной ущерб для всех участников дорожного движения.
Виды аварий: столкновение, опрокидывание, наезд, падение. Ответственность за ДТП возникает только если оно произошло в силу субъективным причинам.
В нормативно-правовых актах указаны меры, которыми должны пользоваться юридические лица и предприниматели, обеспечивающие БДД. В зависимости от роли человека в процессе движения, различают активные и пассивные способы. Эти мероприятия направлены на снижение количества аварий, их тяжести, последствий.
Активные меры представляют собой действия, которые формируют должную безопасность движения на дорогах общего или специального назначения. Также они снижают шанс возникновения ДТП или серьезных травм. К активным мерам относят:
Такие меры позволяют исключить частые причины возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Пассивные меры – это мероприятия, которые снижают тяжесть последствий, возникающих вследствие ДТП. Например:
Перечень пассивных мер указан в отдельных нормативно-правовых актах. Ключевой документ по формированию безопасности дорожного движения – это ПДД. На него должны опираться все участники трафика.
Работа по обеспечению БДД проводится в кабинете, который организуется на предприятиях со штатом водителей более 50 человек. В организациях с меньшим количеством шоферов достаточно разместить стенд рядом с диспетчерским отделом.
Организатором активным и пассивных мер является инженер, старший инженер или назначенный контролер. Он должен разрабатывать внутренние мероприятия по БДД, а также следить за состоянием технических средств. Эти приспособления призваны поддерживать безопасное движение на дорогах.
На заметку! К техническим средствам относят дорожные знаки, светофоры, сигнальные столбики, неровности. Также они включают разметки, шлагбаумы, ограждения.
Обеспечение БДД – это комплекс мер теоретического и практического характера, нацеленных на снижение количества аварий, их тяжести, последствий. Такие мероприятия позволяют разгрузить поток автомобилей, грамотно организовать движение, др.
Законы о безопасности дорожного движения относятся ко всем предприятиям, которые ведут свою деятельность в РФ. Компания обязана содержать в штате инженера по БДД, проводить регулярный медосмотр штатных водителей и иметь полный комплект внутренней документации.
Организации нужно ежедневно выполнять технический контроль автомобилей, выпускаемых на линию. Для этого контролер должен проверить все узлы, системы, элементы транспортного средства на исправность. Главный юридический акт, призванный поддерживать автомобили в рабочем состоянии – это ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ.
Меры по обеспечению БДД на предприятиях включают в себя разработку должностных инструкций. Здесь указываются полномочия, права, а также ответственность сотрудника. Разрабатывается и согласовывается она совместно с юристами. Важным элементом деятельности являются инструктажи. Они разъясняют правила безопасности на рабочем месте, а также действия работников при возникновении несчастных случаев.
ФЗ РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ устанавливает, что предприятия должны формировать среду для повышения мастерства водителей, а также других работников. Повышение квалификации можно провести как на рабочем месте, так и в другой компании. Контролирующие органы в любой момент могут проверить принимаемые меры. При выявлении нарушений должностные лица понесут наказание в соответствии с действующими законами.
Регулярно правительство проводит агитационно-массовые меры по обеспечению БДД, в том числе для детей. Они помогают усилить в человеке принципы долга, ответственности за свою жизнь и окружающих. Для этого используются:
Также в учебных заведениях организуются различные выставки, которые наглядно демонстрируют современные технологии и методы БДД.
К специальным инструментам относят рекламу и публичные акции. В таком случае предметом рекламы является идея обеспечения безопасности на дорогах, а также соблюдения ПДД. Главная цель такой пропаганды – повлиять на восприятие социумом проблемы и закрепить со временем те или иные человеческие ценности. Таким образом, регулярно проводятся рекламы за использование ремней, против использования мобильных телефонов за рулем, др.
Безопасность дорожного движения – это приоритетное направление для РФ. Стратегия по обеспечению БДД закреплена в Постановлении Правительства от 8 января 2018 года. Срок действия документа охватывает период 2018–2024 гг. Согласно распоряжению, транспортные подразделения должны снизить количество аварий, минимизировать травмы и смертность на дорогах.
Разработанная стратегия делится на 2 этапа. На первой стадии происходит исследование и анализ текущей ситуации, а также создание отдельных проектов. Далее реализуется практическое внедрение предложенных программ. На заключительном этапе ведется контроль за исполнением и анализ.
На заметку! Разработкой проектов по БДД занимаются соответствующие надзорные органы: ГИБДД, Федеральная служба в сегменте транспорта.
Постановление Правительства должно модернизировать дорожную инфраструктуру, пересмотреть действующую нормативно-правовую базу, улучшить поведение всех участников трафика. Положения документа направлены на реконструкцию и развитие механизмов поступления медицинской, психологической помощи пострадавшим при ДТП.
Некоторые положения из стратегии:
Ближайшие несколько лед правительство планирует разрабатывать и использовать технические средства по обеспечению БДД. Это оптимизирует работу транспортных структур, а также снизить количество аварий.
Область БДД контролируется несколькими подразделениями: МВД, Росавтотрансом, Минтрансом, Росстандартом. Некоторые аспекты находятся под юрисдикцией Минздрава и Минобрнауки. Действующие акты устанавливают обязательства юридических лиц и ИП по обеспечению безопасного движения на дорогах общего или специального пользования. В соответствии с документами, компаниям нужно проводить регулярные медицинские осмотры, оформлять внутреннюю документацию, а также назначить отвечающего за БДД.
Залогом безопасного дорожного движения является техническая исправность транспортных средств. Перед компаниями стоит задача регулярно проводить осмотр ТС механиком. Выполняется ПТО до начала рейса или выезда автомобиля со служебной парковки. Под техническим контролем подразумевают проверку состояния транспорта на соответствие национальным стандартам и нормам.
Техобслуживание проводится 1 раз непосредственно перед выездом автомобиля на рейс. Только после того, как в путевом листе будет проставлен соответствующий штамп от контролера и медработника, ТС будет выпущено на линию. Благодаря регулярному контролю можно снизить количество дорожно-транспортных происшествий, возникающих по причине неисправности или поломки машины. В результате этого работа водителей становится более безопасной.
Согласно Приказу Минтраса № 145, обеспечивать БДД предприятий, которые:
Если в штате организации числится несколько водителей, руководству достаточно нанят одного контролера. При этом он имеет право совмещать такую должность с другой профессией, например, механика.
На заметку! Если автопарк организации состоит из более 50 машин, нужно сформировать специальный транспортный отдел. В таком случае на предприятии должно работать несколько инженеров по обеспечению безопасного дорожного движения.
Назначить на должность инженера можно только сотрудника, имеющего нужный уровень образования и стаж работы. Для этого он должен предварительно пройти курсы обучения и сдать аттестацию. Приступить к выполнению своих служебных обязанностей могут только работники, которые сдали тестирование.
Дорожная безопасность достигается благодаря проведению внутренних и внешних мероприятий. Прежде всего руководство должно следить за здоровьем штатных водителей, а также других сотрудников. Эта процедура является обязательной, поэтому за ее невыполнение организации грозит штраф.
Здоровье водителя, приступающего к выполнению своих служебных обязанностей, должно соответствовать стандартным показателям. Если у шофера наблюдается снижение концентрации, а также скорости и правильности принятия решений, он может спровоцировать дорожно-транспортное происшествие.
Медицинские осмотры позволяют выявить вредные или опасные факторы, влияющие на способность экспедитора управлять транспортным средством. Благодаря этому можно снизить количество аварий и обеспечить БДД на дорогах общего, а также специального назначения. Кому нужно проходить медосмотры:
Периодичность медицинских осмотров водителей транспортных средств установлена Федеральным законом №196-ФЗ от 10.12.1995 г. Руководители должны доносить до персонала актуальную информацию в области БДД. Например, проводить инструктажи, организовывать курсы по повышению квалификации, др. Все это указывается в плане мероприятий по безопасности дорожного движения. К внутренним мероприятиям относится и проведение техосмотров транспортных средств, а также ведение нужной документации.
Компании, которые эксплуатируют транспортные средства или выполняют коммерческие перевозки должны оформлять внутреннюю документацию. Перечень документов по БДД достаточно обширен и включает в себя инструктажи, приказы, распоряжение, а также другие бланки. Среди них должны находиться копии законодательных и нормативных актов, принятых в России.
Должностные лица назначаются путем составления локальных нормативных актов. Они возлагают на работника определенные обязательства по работе. Назначить сотрудника может руководить или начальник подразделения.
Приказы о назначении:
Далее в компании разрабатывается должностная инструкция. Такой документ определяет обязанности работника. В нем фиксируются полномочия, права, а также ответственность уполномоченного лица. В инструктажах присутствуют требования к квалификации работника, формы его поощрения или наказания.
Благодаря должностным инструкциям руководство может оценить результаты деятельности сотрудников, а также наладить работу всего предприятия. Они служат основой в решении правовых или материальных споров. Должностные инструкции:
Определенная документация оформляется и в отношении водителей. Для трудоустройства на автотранспортное предприятие шофер должен подтвердить свою квалификацию, а также успешно пройти испытание. Прохождение практики подтверждается стажировочным листом. Испытание водителя регулируется и некоторыми другими документами:
Согласно законам РФ, работодатель должен обеспечить корректные условия труда и разрабатывать соответствующие инструктажи.
Список документов:
После проведения инструктажа сотрудник должен пройти экзамен, результаты которого документально фиксируются.
Медосмотр водителей – это дополнительное мероприятие, которое позволяет выявить патологические изменения в здоровье сотрудника. Во время контроля медработник проверяет весь штат водителей.
На заметку! Выполнять осмотры может медработник, окончивший соответствующие курсы.
Для медосмотра понадобятся:
Любой медосмотр состоит из лабораторных и других исследований. По результатам обследования водителю будет выдано заключение в 2 экземплярах. Полученные сведения вносятся в журнал и путевой лист.
По результатам контроля в документы вносится следующая информация: дата и время, ФИО водителя, дата его рождения, предварительный диагноз (при наличии), результаты исследований, заключение. Внесенные сведения заверяются подписью медработника с расшифровкой.
Учет произошедших дорожно-транспортных происшествий обязателен для всех компаний и ИП. Нормативной базой для учета в этом случае являются: Постановление Правительства от 19.09.2020 г., а также Приказ Минтранса от 02.04.1996 N 22.
Благодаря учету компания может снизить количество ДТП в будущем, например, определить среди водителей главных нарушителей правил дорожного движения. Согласно юридическим актам, учету в предприятии подлежат любые происшествия – оформленные как сотрудниками ГИБДД, так по европротоколу.
Акты:
Все сведения из журналов впоследствии сверяются с ГИБДД. Проводить такую процедуру нужно минимум 1 раз в год.
Результаты контроля за техническим состоянием и обслуживанием ТС отображаются в нескольких документах: путевой лист, Журнал регистрации. Если во время осмотра автомобиля не было выявлено нарушений, механик проставляет в путевой лист соответствующую отметку: время проведения осмотра, дату, личную подпись.
Штамп о прохождении техосмотра проставляется и в Журнале регистрации. Здесь указываются сведения о машине, проверке и сотруднике, который его осуществлял. При отсутствии контролера заполнять работник, назначенный руководством.
К ответственному лицу в области БДД предъявляют повышенные требования. Назначенное должностное лицо должно соответствовать положениям, указанным в Федеральном законе №196-ФЗ от 10.12.1995 и должностных инструкциях.
Для такой работы у сотрудника должно быть высшее техническое образование по направлению «Техника, технологии наземного транспорта». Если человек получил образование по другой специальности, ему нужно пройти переподготовку.
Необходимые знания:
Также сотрудник должен управлять штатом водителей, операторов и механиков.
БДД регулируется рядом нормативных актов.
Акт |
Описание |
---|---|
Федеральные законы |
Устанавливает организационные положения дорожного движения, а также перечень профессий с требованиями в отношении лиц, связанных с БДД |
Кодексы |
В разработанных актах содержится исчерпывающий перечень правонарушений, которые предусматривают ответственность |
Приказы и постановления |
Отображает обязательства для лиц, которые претендуют занять должность ответственного за БДД в компании |
ПДД |
Фиксирует правила дорожного движения для всех участников |
Инструкции |
Содержит предписания, которые обеспечивают безопасную деятельность для сотрудников организации |
ГОСТы |
Трактует общий подход к организации безопасного дорожного движения в компаниях, др. |
Все требования и правила, относящиеся к формированию БДД, имеют стандартную форму.
Ответственность за соблюдение БДД возлагается на руководителя предприятия, а также иные уполномоченные лица. Контроль за обеспечением устойчивого дорожного движения в России осуществляет Ространснадзор. Такая деятельность вменена и Правительству РФ, федеральным министерствам, ведомствам, субъектам.
Если на предприятии не назначают штатного сотрудника, обязательства за БДД возлагается на начальника транспортного участка или главного механика. Вид и размер наказания определяется на основании тяжести нарушения.
Другие наказания:
Неисполнение требований по обеспечению БДД влечет за собой штраф от 20 000 до 30 000 рублей на должностных лиц. От 30 000 до 50 000 рублей на ИП. От 50 000 до 100 000 рублей на юридических лиц. В некоторых случаях штрафные санкции достигают более 200 000 тысяч рублей.
БДД – это совокупность мероприятий, направленных на снижение количества аварий. Согласно действующим законам, обеспечивать БДД должны юридические лица и ИП, которые эксплуатируют транспортные средства. Для этого на предприятии разрабатывается внутренняя документация, проводятся технические и медицинские осмотры.