Автоматизированная система управления дорожным движением – это совокупность программно-технических средств, моделей, мероприятий, направленных на формирование БДД. Рассматривать АСУДД можно целостно или с учетом отдельных элементов, синхронизированное действие которых позволяет анализировать и передавать информацию относительно:
Последние несколько лет российские города внедряют те или иные компоненты АСУДД. Благодаря этому удается минимизировать воздействие человеческого фактора, а также улучшить транспортную инфраструктуру. Автоматизированная система управления безопасностью движения состоит из программных и аппаратных частей.
На заметку! Главное назначение программы – собирать и передавать сведения, которые касаются плотности движения, загруженности магистралей, погоды.
АСУДД оказала положительное воздействие на эффективность регулирования дорожного движения как на светофорных, так и других объектах. Она существенно снизила суммарные задержки транспортных средств, улучшила комфорт пассажиров, уменьшила воздействие выхлопных газов на окружающую среду.
Основа автоматизированной системы – рациональное управление дорожным движением в реальном времени. АСУДД охватывает все уровни регулирования. Программа постоянно подстраивается под текущую обстановку на трассах или магистралях, быстро реагирует на малейшие изменения, отслеживает внештатные ситуации (например, ДТП).
Системы управления дорожным движением – это продукты, обеспечивающие БДД, снизить количество аварий, а также их тяжесть и возникающие последствия. Внедрение таких программ позволяет улучшить эффективность использования транспортной инфраструктуры.
Базовый функционал АСУДД заключается в видеонаблюдении за дорожной обстановкой, централизированным управлением светофорными или другими объектами. Программные и аппаратные компоненты производят круглосуточный мониторинг параметров автомобильного потока. Автоматизированная модель выполняет как управляющие, так и информационные задачи.
Функции:
Принцип работы АСУДД направлен на согласованное взаимодействие светофорных объектов магистрали. Это позволяет пропускать транспортные средств с минимальными задержками. На базе этой программы можно создать некоторые другие модели. Например, противоугонный, экологический или телевизионный контроль.
В таком случае система дополняется специальными датчиками. В результате этого программа будет собирать, обрабатывать и передавать в единые центры информацию о загазованности воздуха, а также своевременно предупреждать об аварийных выбросах вредных веществ в атмосферу. Полученные сведения можно рационально использовать для снижения уровня загазованности, а также др.
Автоматизация дорожного движения достигается несколькими способами. Для бесперебойной работы транспортной системы следует постоянно отслеживать ситуацию на дорогах, предотвращать заторы и аварии. Помимо этого, нужно организовать слаженную работу светофорных или иных объектов инфраструктуры. Сделать это можно с помощью интеллектуальных автоматизированных моделей. Такие программы позволяют управлять как транспортными, так пешеходными потоками. Благодаря этому решают основные задачи: уменьшение время проезда автомобилей или городских машин, а также повышение БДД.
Другие задачи АСУДД:
Искусственный интеллект системы обрабатывает сведения с камер и детекторов, оценивает загруженность потока, определяет приоритетные направления движения.
На заметку! Алгоритм математической модели позволяет оценивать транспортную обстановку на смежных перекрестках, реагировать на изменения, устранять поломки или недочеты.
Для этого программа подстраивает работу светофорных объектов и выравнивает транспортные потоки так, чтобы минимизировать шанс образования заторов. Это значительно повышает пропускную способность и формирует централизированное управление различными элементами.
Часто на дорогах возникает ситуация, когда прибывающий поток транспортных средств превышает пропускную способность участка. Из-за этого на городских трассах или магистралях возникают заторы, а также ДТП. Главная причина пробок – это лавинообразное повышение плотности потока автомобилей, городских машин, др.
Также заторы могут возникать вследствие ремонтных работ дорожного полотна, неправильной конструкции развязок, несогласованных действий светофорных, иных объектов. Для этого была разработана автоматизированная система управления.
АСУДД представляет собой комплекс технических средств, разработанный специально для решения транспортных задач в городском масштабе. Программа налаживает работу общественного и личного транспорта, а также повышает эффективность управления транспортной инфраструктурой. Благодаря этому в государстве достигается устойчивое экономическое и социальное развитие.
На заметку! АСУДД передает сведения о ДТП. Это позволяет снизить время реакции на внештатные и чрезвычайные ситуации.
Важно то, что интеллектуальная программа улучшает комфорт и качество передвижения для водителей, а также пешеходов.
Состав математической модели отличается. Чаще всего в программе присутствуют устройства для определения погодных условий, ПО, непосредственные контроллеры для сбора информации на дорогах, дополнительные табло.
Изначально АСУДД была разработана только для видеонаблюдения. Полученные с камер сведения передавались диспетчерам для последующего контроля и управления. Стремительное развитие программы позволило увеличить ее функциональные возможности. Например, реализовывать необходимые меры для снижения количества заторов или настраивать работу светофорных объектов, а также освещения.
Автоматизированная система идеально адаптирована для функционирования в условиях современного трафика. Используемые в программе камеры для фото или видео фиксации способны работать в самых сложных климатических ситуациях. Даже ночью АСУДД автоматически отслеживает и передает информацию о плотности потока, др.
Элемент АСУДДа |
Описание |
---|---|
Детекторы транспорта |
Регистрируют проходящее количество автомобилей на определенной полосе дороги |
Интеллектуальные дорожные контроллеры |
Прибор для управления дорожным движением путем переключения сигналов светофоров, многопозиционных дорожных знаков |
Программное обеспечение верхнего уровня |
Специальное ПО, обеспечивающее обратную связь между диспетчером и элементами нижних уровней АСУ ТП |
Главное преимущество автоматизированных моделей закачается в том, что они повышают уровень регулирования. Благодаря этому возрастает пропускная способность дорожной сети в целом.
АСУДД оптимизирует работу светофорных объектов на городских дорогах и снижает затраченное на дорогу время всех участников дорожного движения. Особенно важна слаженная работа этих элементов на перекрестках, где заранее самостоятельно просчитать длительность фаз практически невозможно.
Чем управляет автоматизированная система:
Обязательными компонентами любой интеллектуальной модели являются детекторы транспорта или трафика. Они круглосуточно отправляют в единый центр сведения относительно трафика. Впоследствии они анализируются и служат базой для проработки универсальных алгоритмов. Внедрение тех или иных схем позволяет оптимизировать условия для работы светофорных объектов, улучшить городской поток машин.
На заметку! Исследования показали, что АССУД увеличивает пропускную способность более чем на 30%. При этом количество расходуемого горючего уменьшается на 1/5.
Система управления быстро и качественно решает транспортные задачи.
Главная задача АСУДД – сбор и передача актуальной информации о текущей загруженности трафика. Система видеонаблюдения, встроенная в математическую модель, отправляет сведения относительно:
Часто АСУДД используют правоохранительные органы. Благодаря зафиксированным показателям они выписывают штрафные санкции или применяют иные меры наказания в зависимости от тяжести правонарушения.
Современные системы собирают информацию об встречном движении, парковке в запрещенном месте, игнорировании ПДД на железной дороге или трамвайных путях. Иногда видеонаблюдение используют не совместно с АСУДД, а разобщенно. Это ухудшает возможные преимущества и коэффициент полезного действия программы.
Компонент фотофиксации работает вместе с видеонаблюдением. Они позволяют собирать доказательства нарушений, взимать штрафы. Автоматизированные программы управления позволяют отслеживать и искать угнанные автомобили. Это оптимизирует деятельность ГИБДД, а также других подразделений.
В фиксации материала задействована сложная система датчиков, ориентированных на размеры, число автомобилей и детекторов, собирающих один параметр. Первые направлены на отслеживание автомобилей на всей трассе, вторые – по конкретным полосам.
Этот компонент отвечает за круглосуточный сбор и обработку сведений. Полученный информационный массив круглосуточно анализируется математической моделью и передается в единый центр.
На заметку! Мониторинг параметров транспортного потока заключается в фиксировании скорости проезжающих автомобилей. При необходимости сведения указываются до миллисекунд.
В рамках программы энергосбережения развивается направление автоматизации систем управления наружным освещением. Это позволяет уменьшить энергопотребление, а также материальные издержки на техобслуживание и устранение поломок. АСУДД позволяет организовывать дистанционный учет потребляемого электричества, повышает безопасность за счет наличия охранно-пожарной сигнализации.
Чтобы автоматизировать освещение в систему встраивают специальные контроллеры. Традиционно городские линии размещаются по каскадному принципу. АСУДД реализует единый режим освещения для всех ПВ. Благодаря адресному управлению можно включить конкретное освещение с учетом нужного уровня яркости. Например, только улицы, определенные участки трассы, школы, др.
Автоматизированная интеллектуальная модель формирует косвенное управление дорожным потоком. АСУДД сообщает водителям информацию относительно плотности трафика, аварий, погодных условий. Делается это посредством специальных табло.
Датчики, установленные в транспортных средствах или на конструкциях инфраструктуры, позволяют собирать сведения о состоянии дорог. Так происходит перенаправление (навигация) машин по оптимальным маршрутам, а также адаптация светофоров.
Подсистемы АСУДД – это совокупность контроллеров и устройств для обмена информацией между ними. Количество подключенных APM зависит от загруженности транспортной системы. В таком случае для передачи сведений используются:
Интегрированная взаимосвязь повышает БДД, организует более быструю работу спецслужб. Например, скорой помощи, полиции, ГИБДД.
Традиционно автоматизированная система управления интегрируется с целью круглосуточного мониторинга дорожного движения, а также анализа технического состояния трасс или магистралей. Дополнительно в математическую модель можно встроить погодные контролеры, экологические, т.д.
По временной характеристике все алгоритмы светофорного регулирования делятся на программные (жесткие). Такой метод наиболее распространен в России. Он основан на предварительном расчете длительности цикла регулирования и фаз регулирования светофоров.
В качестве исходных сведений применяются сведения об интенсивности, составе транспортного потока. Помимо этого, учитывается количество полос, схемы, структура промежуточных тактов. Важны и технологические ограничения. В результате устанавливается 5-7 программ. Например:
Также можно использовать специальные сезонные программы для зимы или лета.
Под локальной подразумевают автоматизированную систему, в которой для формирования параметров регулирования применяются только сведения о трафике на подходах к этому перекрестку или в его зоне. Это позволяет определить общий цикл, последовательность фаз, их длительности или моменты переключения, промежуточные такты.
Сетевые АСУДД используют для выявления информации о транспортных потоках на нескольких перекрестках, обычно связанных в единую сеть. Такое движение характеризуется высокой интенсивностью и плотностью. Здесь определяются временные сдвиги для отельных объектов или группы светофоров. Для этого учитывается типология сети, др.
Сегодня компании представляют несколько вариантов реализации проекта автоматизированных систем управления. Чаще всего заказчик с помощью конкурсных процедур отбирает оптимального поставщика услуг, которые подразумевают установку математической модели и повышению БДД.
На заметку! Поставщик покупает нужное оборудование за собственный счет, выполняет монтажные и пусконаладочные процедуры. Впоследствии он контролирует работу АСУДД.
Эта услуга снижает нагрузку на городской бюджет, поскольку в таком случае отсутствуют затраты на создание системы с самого начала.
В Российской Федерации заказчики автоматизированных систем управления – это государственные учреждения. Например, дорожно-строительные компании или МКУ.
После выбора исполнителя между сторонами заключается контракт, в котором прописываются все условия. В обязательном порядке устанавливаются сроки выполнения проекта, форс-мажорные обстоятельства, форма оплаты. Дополнительно предоставляются банковские гарантии. Разработка математических моделей всегда окупает себя.
Как отмечалось ранее, исполнитель определяется на конкурсной основе. Он обязан разработать пакет регламентов эксплуатации и технического обслуживания автоматизированной системы. Все документы предоставляются в установленные сроки.
Неисполнение обязательств по договору влечет за собой административную или иную ответственность. Штраф зависит от тяжести правонарушения и последствий, которые оно повлекло. В некоторых случаях санкции могут достигать более 500 000 рублей.
Впоследствии компания производит оценку успешности АСУДД. Для этого применяется ряд параметров:
Оценка успешности позволяет улучшить систему, сделать ее более качественной и продуктивной. Это повышает безопасность движения на дорогах, снижает количество аварий, их тяжесть (например, летальные исходы) и последствия. Полученные показатели используются для определения релевантности проекта.
АСУДД – это автоматизированная система управления дорожным движением. Она используется в правоохранительной и иной области. Разработка математической модели позволила укрепить контроль на магистралях или трассах, а также модернизировать инфраструктуру.
АСУДД позволяет рационально контролировать работу светофоров, а также других объектов транспортной системы. Благодаря этому улучшается БДД, снижается риск возникновения аварий и выбираются приоритетные направления для перемещения автомобилей. Математические модели внедряются во многие российские города.