Инженер по БДД отвечает за снижение аварийности на предприятии. Он ведет статистику ДТП, анализирует их причины, разрабатывает мероприятия по снижению их количества. Для этого у него широкие права на предприятии:
В своей работе ответственный за БДД в организации взаимодействует с УГАДН и ГИБДД. В случае халатного отношения к своим обязанностям, он может быть отстранен от работы, а в определенных законом ситуациях – несет административную и уголовную ответственность.
Поскольку должность важная, подчиняется такой сотрудник напрямую директору. К его образованию и опыту работы предъявляются четкие требования. Он обязан регулярно сдавать экзамены для подтверждения актуальности знаний, периодически проходит учебу (повышение квалификации).
Ответственный сотрудник по БДД требуется на любом транспортном предприятии, которое осуществляет коммерческую перевозку грузов или пассажиров. Не содержать такого сотрудника в штате можно, если:
Необходимость его наличия, основные функциональные обязанности закреплены в законе о БДД. Порядок работы, требования к образованию и опыту работы можно найти в Постановлениях Правительства РФ, приказах Минтранса по обеспечению безопасности на дорогах.
Инженер по БДД:
Взаимодействует с ГИБДД и УГАДН. С первыми – при совершении ДТП с участием автомобилей предприятия. Со вторыми – в процессе проведения плановых и внеплановых проверок. В плановом порядке проверяются автотранспортные предприятия 1 раз в 3 года. Внеплановые проверки проводятся в случае жалоб или большого количества ДТП с участием ТС предприятия.
Инженер по БДД обязан иметь высшее или среднее образование. Оно может быть профильным (специальность в дипломе входит в укрупненную группу по обслуживанию наземного транспорта) или непрофильным (специальность в дипломе любая). Отсутствие среднего или высшего образования делает невозможным назначение специалиста ответственным за БДД организации.
Важно! Если образование у кандидата среднее, требуется наличие у него опыта работы не менее 3 лет. В случае высшего образования, требования к опыту работы отсутствуют.
Ответственный за БДД должен состоять в реестре аттестованных специалистов. В перечень можно попасть только после успешной сдачи аттестации. Рекомендуется перед приемом человека на работу проверить его нахождение в реестре. В случае его отсутствия в списке, назначать его на должность ответственного за БДД нельзя.
При наличии образования по нужной специальности, необходимо проверить диплом. Если он о среднем профессиональном образовании, то перед назначением на должность ответственным за БДД, требуется проанализировать трудовую книжку. В ней описан опыт работы специалиста. Он должен быть не менее 3 лет в сфере БДД.
Если у специалиста кадровой службы, который готовит приказ о назначении на должность инженера по БДД, есть сомнения относительно опыта, рекомендуется проконсультироваться в УГАДН. Это контролирующий орган, проводящий проверки транспортных предприятий. Чтобы в последующем не было штрафов на организацию, приостановления ее работы, все проблемные вопросы, рекомендуется согласовывать и уточнять заранее.
Также вся необходимая информация содержится в методических рекомендациях. Найти их и скачать можно на сайте Росавтотранса.
При отсутствии диплома с нужной специальностью потребуется пройти профпереподготовку. Обучение длится не менее 256 часов, по его итогам выдается удостоверение или сертификат. Документ позволяет получить допуск к аттестации. После успешной сдачи экзамена человек включается в реестр специалистов и имеет право выполнять обязанности ответственного по БДД.
Без профильного образования и переподготовки допускать сотрудника к работе по БДД нельзя. Это нарушение законодательства. За это организацию могут оштрафовать или вообще приостановить деятельность. Сотрудника отстранят от работы и тоже могут наложить штраф. Сфера БДД – очень важная, поскольку связана с жизнью людей (пассажиров и водителей), поэтому ответственность за нарушение законодательства серьезная.
Ответственный за БДД в организации назначается отдельным приказом. Выпускается документ на фирменном бланке. В начале находится шапка, где указывается цель и основание выпуска приказа.
В основной части содержатся сведения о назначаемом сотруднике (паспорт, данные об образовании), отсылка к должностной инструкции. Завершает приказ определение ответственного за контроль исполнения документа. Поскольку инженер по БДД подчиняется непосредственно руководителя предприятия, то и исполнение приказа о назначении такого сотрудника контролирует тоже он. Приказ подписывает директор, готовит отдел кадров, а согласует – руководитель производственного подразделения, отдел охраны труда, возможно, главный инженер.
В должностной инструкции содержатся требования к знаниям и умениям, место должности в организационной структуре, права, обязанности сотрудника и ответственность за некачественное выполнение работы.
Уровень квалификации инженера по БДД проверяется на аттестации. По ее итогам человек либо включается в реестр специалистов по БДД, либо нет. В перечень попадают только успешно сдавшие экзамен.
Аттестация проходит в форме тестирования. Билеты с ответами по окончании решения передаются комиссии, которая их проверяет. Результаты озвучиваются в течение 30-60 минут в зависимости от количества испытуемых. Никаких удостоверений ответственного за БДД по итогам экзамена не выдается. Сведения об успешно сдавших экзамен вносятся в электронный реестр. Нахождение в нем – подтверждение необходимой квалификации и права занимать должность инженера по БДД.
До 1 января 2021 года по итогам обучения и сдачи экзамена по БДД выдавалось удостоверение БДД. В нем содержалось:
В 2020 году было выпущено Постановление Правительства РФ об отмене некоторых нормативных актов, в том числе, устанавливающих квалификационные требования к ответственным за БДД на предприятии. В частности, бумажные удостоверения специалиста по БДД потеряли свою актуальность.
Одновременно были приняты новые документы, которыми стала предусмотрена обязательная аттестация инженеров по БДД 1 раз в 5 лет и ведение электронного реестра аттестованных специалистов. Таким образом, в 2022 году получать удостоверение по безопасности дорожного движения получать не нужно.
Сведения обо всех специалистах, имеющих право выполнять обязанности ответственного за БДД, содержатся в специальном реестре. Ведет список УГАДН. Проверить наличие себя или кандидата на занятие должности инженера по БДД можно на сайте Росавтотранса.
Реестр ведется в электронном виде, никаких письменных подтверждений присутствия специалиста в нем нет. Включается в реестр человек только после успешной сдачи аттестации. Никаких дополнительных мер для этого принимать не нужно.
В реестре содержатся все протоколы, утверждающие результаты экзамена. При запросе на сайте Росавтотранса, система формирует выписку с подтверждением нахождения человека в реестре. Ее рекомендуется поместить в личное дело специалиста. Это основание для назначения его на соответствующую должность.
За ведение реестра специалистов отвечает УГАДН – территориальное подразделение Ространснадзора. Ространснадзор – контролирующая структура Минтранса РФ. Помимо ведения реестра организация осуществляет весо-габаритный контроль на междугородних и международных трассах, лицензирует перевозки отдельных видов грузов.
Ространснадзор выдает дозволы (разрешения на въезд в страну при осуществлении международных перевозок). Для их осуществления помимо специалиста по БДД нужен ответственный за международные перевозки. Такой сотрудник взаимодействует с УГАДН и АСМАП для получения разрешения. АСМАП – общественная организация, которая распределяет квоты на автомобильные международные перевозки и защищает интересы транспортных компаний за рубежом.
В реестре содержится информация о протоколе аттестации. В документе фиксируется состав аттестационной комиссии, принятые решения о допуске к экзамену и об успешной сдаче экзамена. Протокол передается аттестационной комиссией в УГАДН, специалисты вбивают данные о документе в реестр, информация становится открытой.
Нахождение специалиста в реестре подтверждает соответствие его знаний и умений установленным требованиям. По сути это электронное удостоверение, которое теперь выдается взамен бумажного. Срок действия удостоверения по безопасности дорожного движения не ограничен, его владелец обязан только подтверждать свою квалификацию 1 раз в 5 лет. При отсутствии такого подтверждения, документ может быть аннулирован.
Перед возложением обязанностей по БДД на специалиста, рекомендуется проверить его наличие в реестре аттестованных. Для этого требуется зайти на сайт Росавтотранса, перейти в раздел «Деятельность», затем «БДД». В правом нижнем углу находится форма для поиска специалистов в реестре. Необходимо ввести в поля формы ФИО и СНИЛС человека (ФИО можно вводить без учета регистра).
Если специалист присутствует в перечне, система выведет на экран:
В случае отсутствия специалиста в списке (система ничего не вывела на экран) рекомендуется проверить правильность написания введенных по запросу данных. Возможно, была опечатка.
Важно! Причиной отсутствия в реестре может быть несданный экзамен. В этом случае придется записываться на повторную аттестацию. Возможно, специалисты УГАДН внесли некорректные данные в реестр (опечатка произошла в самом реестре). В такой ситуации можно обратиться в УГАДН и внести изменения, приложив подтверждающие документы.
Для получения электронного удостоверения требуется успешно сдать экзамен в форме тестирования. К аттестации рекомендуется готовиться, актуализировать знания. Можно это делать самостоятельно – читать нормативные акты, методические рекомендации, решать типовые билеты, а можно обратиться в учебный центр.
В образовательной организации преподаватель ответит на все вопросы, разъяснит спорные ситуации и т.д. По итогам обучения специалист получает свидетельство, срок действия которого не ограничен. Цена зависит от количества часов обучения и состава преподавателей.
Актуализировать знания, пройти переподготовку можно в любом учебном центре, который учит по программам БДД или обслуживания ТС. При выборе образовательной организации рекомендуется обращать внимание на:
Образование может быть дистанционным или очным. Очное обучение более эффективное, предполагает личный контакт с преподавателем. Недостаток – необходимость отрываться от выполнения своих обязанностей. К тому же такая технология дороже.
Дистанционное образование дешевле, можно учиться в удобное время, не отрываясь от работы. Однако оно требует высокой самоорганизации, во многих вопросах придется разбираться самостоятельно.
По форме аттестация напоминает стандартный экзамен. Испытуемый выбирает время и дату его прохождения, получает уведомление о записи, приходит на экзамен к назначенному времени. Члены комиссии проверяют документы об образовании, принимают решение о допуске к аттестации.
Задача испытуемого – правильно ответить на как можно большее количество вопросов. Пользоваться нормативными документами, смартфоном, выходить из аудитории, советоваться с коллегами нельзя.
После сдачи билета с ответами членам комиссии испытуемые ждут результатов экзамена. Комиссия объявляет их устно, удостоверений не выдается. Через 5-7 дней протоколы вносятся в реестр УГАДН. Рекомендуется проверить наличие себя в перечне, чтобы исключить опечатки и другие проблемы.
Аттестацию проводит специальная комиссия из представителей УГАДН и Росавтотранс. ФБУ «Росавтотранс» - главная образовательная организация и разработчик методических материалов по БДД. При подготовке специалистам рекомендуется изучить на сайте имеющиеся материалы, скачать типовые билеты и попытаться их решить.
Для успешного прохождения аттестации испытуемый должен знать:
Также в ходе аттестации проверяется умение вести внутреннюю документацию по БДД в организации, взаимодействовать с ГИБДД и УГАДН (знать их полномочия и права).
В билете 20 вопросов. На его решение дается 30 минут. Ориентироваться при подготовке на билеты прошлых лет не стоит. Во-первых, вопросы регулярно обновляются. Во-вторых, в общей базе вопросов содержится 360 вопросов, из которых формируются билеты случайным образом.
Для подготовки рекомендуется скачать типовые билеты и решить их. Это позволит научиться решать тесты, привыкнуть к работе в условиях ограниченного времени. Ответы на сложные вопросы можно найти в интернете, разобрать их с коллегами или преподавателем, если перед аттестацией специалист проходит обучение.
Экзамен считается сданным, если испытуемый правильно ответил на 18 из 20 вопросов (разрешено сделать 2 ошибки).
Для положительного результата рекомендуется:
Записываются на экзамен дистанционно. На сайте Росавтотранса указывается ФИО испытуемого, дата и время аттестации, территория работы. В течение часа на электронную почту поступает уведомление о регистрации.
После этого специалист готовится к аттестации и собирает пакет документов (оригиналы и копии):
Если специалист не допускает грубых нарушений в работе, регулярно повышает свою квалификацию и успешно проходит аттестацию, срок действия удостоверения по БДД на автотранспорте не ограничен.
В случае выявления проверкой нарушений в работе специалиста ему может быть выдано предписание о внеплановой аттестации. При наличии грубых нарушений или большого количества ДТП, ответственный за БДД может быть отстранен от работы, а его удостоверение аннулировано. В такой ситуации ему придется снова учиться и проходить аттестацию.
В интернете встречается реклама, предлагающая пройти обучение БДД и гарантированно сдать экзамен в УГАДН (по сути купить удостоверение). Это незаконно, скорее всего, такие учебные центры мошеннические. Представители УГАДН тщательно проверяют ответы на тест в рамках аттестации, поскольку от качества работы специалистов по БДД зависит жизнь водителей и пассажиров.
За назначение на должность инженера по БДД без необходимой квалификации на организацию будет наложен штраф, а сам специалист – отстранен от работы.
Удостоверение по БДД – необходимый документ. До 2021 года он был бумажным, сейчас заменен на электронный реестр аттестованных специалистов, который ведет УГАДН.